Томас мюнцер реформация кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

МЮНЦЕР

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

1. Schriften und Briefe. Kritische Gesamtausgabe. Gütersloh, 1968.

1. Циммерман В. История Крестьянской войны в Германии, 2 т. М., 1937;

2. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2, т. 7, с. 343–437;

3. Смирин М.М. Народная реформация Т.Мюнцера и великая Крестьянская война, изд. 2. М., 1955;


Личности

Краткая деятельность Томаса Мюнцера и его основные идеи изложены в этой статье.

Томас Мюнцер основные идеи

Кто такой Томас Мюнцер?

Чем известен Томас Мюнцер?

Основные взгляды Томаса Мюнцера

Основные идеи священника выражались в следующем:

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, что сделал Томас Мюнцер.

27 мая 1525 года после долгих пыток германские князья обезглавили проповедника Томаса Мюнцера*, который стоял во главе армии восставших крестьян.

Не случайно Мюнцера считали одним из самых радикальных проповедников: в своих публичных речах немец буквально тренировался в острословии — то сравнивал попов с обезьянами, то утверждал, что служители церкви просто пользуются заученными мертвыми словами из Библии.

В 1523 году Мюнцер получил место священника в городке Альтштадт. Он одним из первых стал читать проповеди на немецком языке. Чтобы послушать их, люди съезжались со всех окрестных городов, при этом дворяне наказывали своих подданных тюрьмой за посещение мюнцеровских проповедей. Совсем немного времени потребовалось Мюнцеру на то, чтобы вместе с крестьянами перейти к реальным действиям: так, например, после одной из проповедей народ, вооружившись чем попало, двинулся в соседний с Альтштадтом город Моллербах и сжёг там часовню.

Решающее сражение состоялось в конце мая 1525 года: войско под командованием князя Франкенхаузена встретилось с армией крестьян, которыми командовал Мюнцер.

По большому счету исход битвы был предрешён — несмотря на то, что обе армии были сопоставимы по численности, повстанцы Мюнцера не имели практически никакого вооружения и начали разбегаться после звука первых выстрелов.

Тысячи восставших погибли, сам Мюнцер пытался бежать, но был схвачен. Его держали в графском замке и подвергли мучительным пыткам. В итоге перед самой казнью — возможно, вынужденно — Мюнцер призвал горожан избегать кровопролития. Проповеднику отрубили голову и выставили её на всеобщее обозрение. Впрочем, исследователи его биографии отмечают: перед смертью Мюнцер причастился по католическому обычаю.

*Томас (Фома) Мюнцер (нем. Thomas Müntzer, также Münzer, около 1490, Штольберг — 27 мая 1525, Мюльхаузен) — немецкий проповедник времён Реформации, выступавший против греховного уклада жизни, противопоставляя ему евангельский идеал. С движением Мюнцера было связано масштабное восстание германских крестьян, боровшихся против сословного неравенства, феодального гнёта и папизма. (немецкая крестьянская война XVI века).

Родился в Штольберге (ныне земля Саксония-Анхальт) в 1490 году, учился в Виттенберге и стал священником. Подобно Лютеру, Мюнцер увлёкся мистиками, но, захваченный социально-религиозным брожением в народе, пришёл к апокалиптическим представлениям и идее установления царства божия на земле (хилиазм).

Он стал отвергать внешнее откровение: лишь тот, кто истерзан сердцем, кто в душевных бурях познал Бога — истинный Его избранник. Писание лишь убивает, но не оживляет. Божьим избранникам должны служить государи; народы, не подчиняющиеся им, должны погибнуть. В 1520 г. Мюнцер, в качестве проповедника в Цвиккау (в Саксонии), выступает как пламенный демагог, как самый яркий выразитель настроения, охватившего ремесленные слои города; его грубая речь, ветхозаветные аллегории как раз отвечали простонародным представлениям (см. Цвиккауские пророки).


Томас (Фома) Мюнцер (нем. Thomas Müntzer , также Münzer, около 1490 — 27 мая 1525) — радикальный проповедник времён Реформации, духовный лидер социального движения, проповедовавшего всеобщее равенство на основе евангельских идеалов и террор против традиционной церкви и дворянства. С движением Мюнцера было связано мощное выступление германских крестьян против феодалов (немецкая крестьянская война XVI века).

Содержание

Учение

Родился в Гарце в 1490 г., учился в Виттенберге и стал священником. Подобно Лютеру, Мюнцер увлёкся мистиками, но, захваченный социально-религиозным брожением в народе, пришёл к апокалиптическим представлениям и коммунистическим идеям.

Он стал отвергать внешнее откровение: лишь тот, кто истерзан сердцем, кто в душевных бурях познал Бога — истинный Его избранник. Писание лишь убивает, но не оживляет. Божьим избранникам должны служить государи; народы, не подчиняющиеся им, должны погибнуть. В 1520 г. Мюнцер, в качестве проповедника в Цвиккау (в Саксонии), выступает как пламенный демагог, как самый яркий выразитель настроения, охватившего ремесленные слои города; его грубая речь, ветхозаветные аллегории как раз отвечали простонародным представлениям (см. Цвиккауские пророки).

После новых странствований по южной Германии, где Мюнцер завязал отношения и связи с революционерами и вождями готовившегося крестьянского восстания, он утверждается в конце 1524 г. опять в средней Германии, в имперском городе Мюльгаузене.

В 1529 году католики добились на 2-м Шпейерском рейхстаге (ландтаге) решения об отмене права князей определять религию своих подданных (то есть, по существу, признавать государственной религией не католичество, а лютеранство). Несколько князей и представителей городов подали императору протест против этого решения, ссылаясь, в частности, на то, что вопрос о религии — дело совести, а не предмет решения большинством голосов. С тех пор приверженцев церквей и религиозных учений, созданных Реформацией, называют протестантами.

Программа сторонников Мюнцера

Почтенные, мудрые, благосклонные господа, друзья и любезные соседи! Так как до настоящего времени на бедный и простой люд в городах и деревнях вопреки Богу и всякой справедливости налагались большие тяготы духовными и светскими господами и властями, которых они и мизинцем не трогали, то из этого следует, что подобного бремени и отягощения невозможно ни переносить, ни терпеть, если только простой бедный человек не хочет пустить совсем по миру с нищенским посохом — себя самого, свое потомство и потомство потомства. Потому программа и план этого христианского объединения заключается в том, чтобы с помощью Бога освободиться, и притом, насколько это возможно, без вооруженной борьбы и кровопролития, что, впрочем, не может быть осуществлено без братского поощрения и объединения во всех делах, касающихся общей христианской пользы и содержащихся в этих приложенных статьях, как за тем следует. Поэтому в том наша дружеская просьба, желание и братское стремление, чтобы вы добровольно и дружелюбно вступили в это христианское объединение и братство для того, чтобы дело общехристианской пользы и братской любви было восстановлено, воздвигнуто и приумножено. Если вы так поступите, то это будет проявлением воли Бога во исполнение его заповеди о братской любви. Если же вы это отвергнете, чего мы все же никак не ожидаем, то мы объявляем вас в светском отлучении и в силу данного письма будем вас считать в этом состоянии до тех пор, пока вы не откажетесь от вашего намерения и не вступите с доброй волей в это христианское объединение. Все это мы из лучших намерений не хотим скрыть от вас — наших любезных господ, друзей и соседей. Желаем получить от совета и общины письменный ответ на это письмо через этого же посланца. В этом заключаются Божьи заповеди. Светское отлучение заключается в следующем. Все состоящие в этом христианском объединении должны считать делом своей чести и высшей обязанностью с теми, которые отказываются вступать в братское объединение и способствовать общей христианской пользе, не иметь и не поддерживать никакого общения: с ними — ни есть, ни пить, ни купаться, ни молоть, ни удить, ни пахать, ни боронить, также не привозить для них и не доставлять им пищи, ни напитков, ни дров, ни мяса, ни чего-либо другого; не покупать у них и не продавать им ничего. Пусть они будут оставлены, как отрезанные и мертвые члены, поскольку они в этих делах не только не помогают общей пользе и земскому миру, а наоборот, препятствуют им. Пусть им будет отказано в допущении ко всем рынкам, в общинные леса, воды и луга, не находящиеся в их распоряжении. И кто из вступивших в наше объединение нарушит это, пусть также будет исключен из общества и наказан тем же отлучением и изгнан к противникам вместе с женою и детьми.

Поражение и казнь

В то время, как князья средней Германии собрали военные силы для обуздания тюрингенских крестьян и подвигались к центру влияния Мюнцера, он ждал появления из-за гор франконских крестьян и пересылался с югом. Наконец, он решился выйти навстречу княжескому войску при Франкенгаузене, во главе 8000 крестьян, большей частью плохо вооружённых и без конницы. На требование выдать Мюнцера крестьяне ответили отказом; он обратился к ним ещё раз с горячим воззванием, уверяя, что Бог отклонит от них выстрелы. Во время битвы, кончившейся полным разгромом крестьян, Мюнцер потерялся и скрылся в городе; но его нашли, пытали и обезглавили.

Память

Литература

Примечания

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

По не­ко­то­рым дан­ным, из се­мьи обед­нев­ше­го ре­мес­лен­ни­ка. С осе­ни 1506 обу­чал­ся на ф-те сво­бод­ных ис­кусств в Лейп­ци­ге, с 1512 – в но­во­об­ра­зо­ван­ном Франк­фурт­ском ун-те (Ви­ад­ри­на; по­лу­чил сте­пе­ни ма­ги­ст­ра сво­бод­ных ис­кусств и ба­ка­лав­ра тео­ло­гии, но не­яс­но, в ка­ком ун-те).

Около 1514 ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ни­ки, слу­жил ка­пел­ла­ном в жен­ском монастыре Фро­зе (близ Ашерс­ле­бе­на) и од­но­вре­мен­но в г. Бра­ун­швайг.

Ве­ро­ят­но, в Бра­ун­швай­ге всту­пил в мис­тическое Биб­лей­ское общество, сфор­ми­ро­ван­ное под влия­ни­ем дви­же­ния Devotio moderna и вы­сту­пав­шее за об­нов­ле­ние Церк­ви.

В 1516–18 жил в Бра­ун­швай­ге и Вит­тен­бер­ге, где по­зна­ко­мил­ся с М. Лю­те­ром, под­дер­жал его кри­ти­ку вер­хов­но­го ав­то­ри­те­та па­пы Рим­ско­го, а так­же по­пыт­ку реа­би­ли­ти­ро­вать праж­ско­го ре­фор­ма­то­ра Я. Гу­са. По­сле крат­ко­го пре­бы­ва­ния в цис­тер­ци­ан­ском монастыре близ г. Вай­сен­фельс, где М. изу­чал тру­ды от­цов Церк­ви (главным образом Ав­гу­сти­на Блаженного), в 1520 от­клик­нул­ся на при­гла­ше­ние за­нять ме­сто го­род­ско­го свя­щен­ни­ка в Цвик­кау.

В про­по­ве­дях про­яв­лял се­бя как эк­заль­ти­ро­ван­ный ора­тор, склон­ный к про­ро­че­ским тол­ко­ва­ни­ям.

Ак­тив­ная кри­ти­ка М. цер­ков­но­го и му­ни­ци­паль­но­го уст­рой­ст­ва Цвик­кау, а так­же его не­пре­клон­ность в дог­ма­тических во­про­сах при­ве­ли к то­му, что он был от­стра­нён от долж­но­сти свя­щен­ни­ка и в апреле 1521 по­ки­нул го­род.

Вер­нул­ся в Гер­ма­нию, жил в г. Норд­хау­зен, от­ку­да был из­гнан в сентябре 1522.

Там же М. про­вёл ли­тур­гическую ре­фор­му: соз­дал и от­ком­мен­ти­ро­вал для воз­глав­ляе­мой им об­щи­ны осо­бые не­мец­коя­зыч­ные чи­ны латинской мес­сы и других бо­го­слу­же­ний, не по­ры­вая при этом с тра­ди­ци­ей гри­го­ри­ан­ско­го хо­ра­ла. Со­дер­жа­тель­ность, по­нят­ность и со­уча­стие ми­рян М. счи­тал главным сред­ст­ва­ми в борь­бе про­тив кон­цен­тра­ции ис­клю­чи­тель­но на внеш­ней фор­ме бо­го­слу­жеб­но­го об­ря­да.

Суть ве­ры М. ви­дел в во­ле­вом со­еди­не­нии че­ло­ве­ка со Хри­стом в Свя­том Ду­хе.

Тре­буе­мое для спа­се­ния упо­доб­ле­ние Хри­сту воз­мож­но лишь че­рез пе­ре­жи­ва­ние бо­го­ос­тав­лен­но­сти и очи­сти­тель­ные стра­да­ния, ибо, по мне­нию М., кре­ст­ная Жерт­ва Сы­на Бо­жия во­все не ис­клю­ча­ет не­об­хо­ди­мо­сти лич­но­го под­ви­га ка­ж­до­го хри­стиа­ни­на для ис­ку­п­ле­ния собственных гре­хов.

На этом ос­но­ва­нии М. до­пус­кал су­ще­ст­во­ва­ние ог­ня чис­ти­ли­ща для тех, кто не хо­тел стра­дать ра­ди Хри­ста и со Хри­стом при жиз­ни.

Он счи­тал, что об­щи­на ис­тин­но ве­рую­щих не долж­на при­зна­вать ни­ка­кой вла­сти, кро­ме вла­сти Свя­то­го Ду­ха, по­это­му в де­ле об­ществ. пре­об­ра­зо­ва­ния в це­лях от­де­ле­ния из­бран­ных от без­бож­ных и вос­ста­нов­ле­ния на­ру­шен­но­го гре­хом бо­же­ст­вен­но­го по­ряд­ка впол­не мо­гут быть оп­рав­да­ны ре­во­люционные ме­ры.

Сво­их сто­рон­ни­ков М. ви­дел из­бран­ни­ка­ми Свя­то­го Ду­ха, а се­бя на­зы­вал но­вым про­ро­ком Да­нии­лом.

В хо­де Кре­сть­ян­ской вой­ны 1524–26 он ини­ции­ро­вал вы­сту­п­ле­ния кре­сть­ян в го­ро­дах Вальд­схут и Кен­цин­ген.

Сам М. бе­жал, но был схва­чен и по­сле дол­гих пы­ток в Хельд­рун­ге­не дос­тав­лен в Мюль­хау­зен и каз­нён.

Идеи М. ока­за­ли влия­ние на часть ана­бап­ти­стов и не­ко­то­рые другие ра­ди­каль­ные те­че­ния Ре­фор­ма­ции.

Сочинения:

Schriften und Briefe. Kritische Gesam­taus­gabe / Hrsg. P. Kirn, G. Franz. G ̈uuters­loh, 1968;

Читайте также: