Токарев евпатория подвиг кратко

Обновлено: 07.07.2024

Родился Николай Александрович Токарев 13 апреля 1907 г. в Туле в семье рабочего-оружейника. Учился в школе №1 г. Тула. С 1922 г. работал слесарем на оружейном заводе. В 1930 г. окончил рабфак и поступил на факультет точной механики в Московский механико-машиностроительный институт им. Н.Э. Баумана.

По партийной путёвке в мае 1931 г. был направлен на учёбу в 1-ю военную школу пилотов им. тов. Мясникова в Каче. После окончания школы с сентября 1932 г. по 1934 г. служил инструктором-лётчиком, командиром звена и командиром отряда в школе морских лётчиков и лётнабов ВВС РККА им. Сталина в г. Ейске.

С июня 1937 г. – командир отряда 71-й скоростной бомбардировочной авиационной бригады, с мая 1938 г. – помощник командира эскадрильи ВВС Черноморского флота.

Участник советско-финской войны. Майор Н.А. Токарев совершил 57 боевых вылетов, нанёс противнику значительный урон в живой силе и технике.

Первый боевой вылет был 30 ноября 1939 г. с аэродрома Клопицы, в 62 км юго-восточнее Ленинграда. Восемь ДБ-3 эскадрильи под командованием Токарева (помощником командира был Плоткин Михаил Николаевич) взлетело, чтобы атаковать финские броненосцы береговой обороны в районе Ханко. Из-за плотной облачности, нижняя кромка которой в отдельных местах была на высоте 50 метров, основная цель не была обнаружена. Токарев принял решение атаковать запасную цель – нефтяные хранилища в порту Хитаниеми на восточной окраине Хельсинки.

Всего эскадрилья совершила на Хельсинки 8 налётов, в которых участвовало 70 самолетов, сбросивших 350 фугасных авиабомб.

В мае 1940 г. майор Токарев был назначен помощником командира, а в августе – командиром 1-го минно-торпедного авиаполка. В январе 1941 г. в полку произошла авиакатастрофа. Один из лётчиков, выполняя сложный полёт, потерял ориентировку в тумане. Погиб весь экипаж. Командир был отстранён от должности, в марте переведён с понижением на Черноморский флот и назначен помощником, с апреля – заместителем командира 2-го минно-торпедного авиаполка ВВС ЧФ.

Участник Великой Отечественной войны. В составе полка майор Токарев совершал боевые вылеты на бомбардировку объектов противника, в том числе в Бухаресте, Плоешти, Тульчи, Констанце. Участвовал в обороне Одессы.

Полк в августе-сентябре 1941 г. действовал практически без прикрытия и нёс большие потери. 30 сентября 1941 г. во время ожесточенных боёв на Перекопе полк, в значительной степени потерявший боеспособность, перелетел на аэродромы Анапы и Краснодара для отдыха и доукомплектования.

С середины октября полк базировался на полевых аэродромах в районах станиц Крымская, Константиновская и Курганная. Боевые вылеты возобновились.

В ноябре 1941 г. Николай Александрович Токарев был назначен командиром 2-го минно-торпедного авиационного полка, преобразованного в апреле 1942 г. в 5-й гв. минно-торпедный авиаполк. С полком участвовал в обороне Севастополя и битве за Кавказ. Гвардейское знамя полка было вручено командиру Членом Военного Совета Черноморского флота Ильёй Ильичом Азаровым.

В июне 1942 г. подполковник Н.А Токарев был представлен к присвоению звания дважды Героя Советского Союза, но вышестоящим командованием награда заменена на орден Красного Знамени.

За период, когда полком командовал Токарев было произведено 2709 боевых вылетов. В воздушных боях с противником лётным составом полка сбито 46 самолетов. Командир выполнил 72 боевых вылета. С октября 1942 г., передав командование 2-м минно-торпедным авиаполком гв. майору В.П. Канарёву, гв. полковник Н.А. Токарев вступает в командование 63-й тяжелобомбардировочной авиационной бригадой дальнего действия (14 июля 1943 г. преобразована во 2-ю гв. минно-торпедную авиационную дивизию).

Командир и на этой высокой должности продолжал участвовать в боевых вылетах частей авиасоединения в качестве ведущего. Так, 30 марта 1943 г. 18 исправных Ил-4 5-го гв. мтап совершили дневной налёт по севастопольскому порту. Задачу выполнили бомбометанием с горизонтального полета в строю двух девяток. Ведущим первой был командир 63-й авиабригады полковник Н.А. Токарев, ведущим второй – командир 5-го гв. мтап гв. подполковник В.П. Канарёв. Лётчики Токарева особо отличились в ходе Новороссийско-Таманской операции, в освобождении городов Новороссийск и Анапа. 22 января 1944 г. гв. полковнику Токареву было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

Награждён двумя орденами Ленина (1940, 1940), двумя орденами Красного Знамени (1942, 1943), орденами Отечественной войны I степени (1944, посмертно), Знак Почета (1938), медалями.

Памятник Герою Советского Союза гв. генерал-майору авиации Н.А. Токареву установлен в Евпатории на Театральной площади 23 февраля 1957 г.

В Евпатории на доме (ул. Гоголя 20/5), в котором жил Н.А. Токарев до Великой Отечественной войны, установлена мемориальная доска.

Имя Н.А. Токарева выбито на памятной доске мемориала в сквере им. Маршала Советского Союза С.Л. Соколова.

С 1981 г. в Евпатории проходит ежегодный турнир по футболу (Всекрымский детский турнир по футболу памяти Героя Советского Союза гв. генерал-лейтенанта авиации Н.А. Токарева).

В Евпаторийском техникуме строительных технологий и сферы обслуживания создан музей Героя Советского Союза Н.А. Токарева.

Бюст Герою Советского Союза Н.А. Токареву установлен на Аллее Героев в посёлке Вольное (бывший военный аэродром Весёлое) Джанкойского района Республики Крым.

Именем Героя Советского Союза Николая Александровича Токарева названы дивизия, которой он командовал, улицы в Евпатории, Севастополе, Светлогорске, Туле, п. Вольном Джанкойского района Республики Крым, п. Токарево в Выборгском районе Ленинградской области. В с. Столбовое Сакского района Республики Крым именем Токарева назван проспект.

Школы в г. Тула и в с. Столбовое носят имя Героя Советского Союза Н.А. Токарева.

30 января 1944 года во время торпедной атаки, уничтожив фашистский транспорт, погиб Николай Александрович Токарев (родился в 1907 г. в Туле), военный летчик, гвардии генерал-майор (1944), Герой Советского Союза (1940).

В тот день Токарев остался недоволен неудачным бомбометанием одного из полков авиагруппы по транспортному конвою, шедшему в Евпаторию, который вернулся практически с нулевым результатом. Он принял решение налет повторить, пока конвой не укрылся в порту. Времени на подготовку уже почти не оставалось, и к боевому вылету оказались готовы только два торпедоносца. Но один из них тут же вернулся домой из-за неисправности. Считается, что одним из мотивов для явно самоубийственной атаки могла стать эйфория от получения накануне этого дня генеральского звания.

Единственное, что успел смертельно раненый летчик – посадить горящую машину за озером Мойнаки (соляное озеро близ Евпатории). Члены экипажа штурман майор Николай Андреевич Маркин и стрелок-радист сержант Василий Гончаров смогли выбраться из машины, получив серьезные ожоги. В тяжелом состоянии они были взяты в плен. А генерал Токарев по-видимому задохнулся или сгорел в кабине еще в воздухе.

Ему шел 37-й год.

Свидетельницей всего происшедшего была жительница города Евпатории Анна Андреевна Моцарь. Она в это время трудилась на своем подсобном хозяйстве, примерно в 300-500 метрах от места приземления самолета. Это она ночью тайно захоронила погибшего геройского летчика. Сам самолет еще долго дымился и немцы обнесли его колючей проволокой, чтобы никто из местных жителей не смог к нему приблизиться.

Когда 13 апреля 1944 года Евпатория была освобождена, Токарева перезахоронили в сквере у городского театра. Три дня гроб с телом погибшего летчика стоял в театре, и Евпатория прощалась с героем. Впоследствии останки перенесли на городское кладбище на окраине Евпатории. Анна Андреевна Моцарь умерла в 1987 году.

На месте гибели Токарева сегодня установлен памятный знак.

Герой Советского союза гвардии генерал-майор авиации Токарев Николай Александрович геройски погиб в борьбе с немецкими захватчиками (1907-1944).

В память о генерале Токареве в Евпатории одна из улиц носит его имя, на доме по ул. Гоголя, 20/5, где он жил до войны, укреплена мемориальная доска. В Евпаторийском краеведческом музее хранятся подлинная фронтовая листовка, рассказывающая о боевых подвигах Н.А.Токарева, его китель, термос, сплав от мотора самолета, фотографии отважного генерала. В Евпатории ему тоже установлен памятник.

Именем Токарева названы улицы в Туле, Севастополе, Евпатории, населенный пункт на Карельском перешейке, в Евпатории установлен памятник герою.

Январь 31st, 2019 admin

токарев--tokarev-2

В этом году исполняется 75 лет со дня гибели в небе над Евпаторией Героя Советского Союза гвардии генерал-майора авиации Н.А.Токарева

Николай Александрович был родом из Тулы. Родился он 13 апреля 1907 г. в семье потомственного тульского оружейника, и в пятнадцать лет стал учеником слесаря на оружейном заводе. Родители воспитали у сына любовь к труду и целеустремленность.

В 1930 г. Николай Токарев закончил рабфак и поступил на факультет точной механики в МВТУ имени Баумана.

Тридцатые годы — пора бурного строительства, быстрыми темпами развивались военно-морские и воздушные силы страны. Из института Николай Токарев уходит в школу военных летчиков.

Летная школа… Напряженная учеба. Упорная работа над собой, страстное желание во что бы то ни стало в кратчайший срок овладеть самолетами и научиться отлично летать.

В 1932 г. Николай Токарев с отличием оканчивает военную школу пилотов имени А.Ф. Мясникова (с 1938г. — Качинская Краснознаменная военная авиационная школа имени Мясникова) и становится летчиком-инструктором в Ейской школе морских летчиков. Не один десяток курсантов обучил он летному делу за три года работы. Будучи сам отличным летчиком, в совершенстве овладевшим самолетом и техникой пилотажа, Токарев умел воспитывать и передавать свой опыт, свои знания другим. За короткое время он подготовил более 200 квалифицированных пилотов и был назначен командиром звена, а затем — командиром отряда.

В 1934 г. состоялась первая встреча молодого авиатора с Евпаторией. Сюда, в минно-торпедную авиацию Черноморского флота, он переводится для продолжения службы. Этот род авиации предназначался для уничтожения кораблей противника в море или пунктах базирования авиационными торпедами, бомбами и постановки минных заграждений. Токарев горячо взялся за освоение теории и практики торпедного удара. Умело передавал знания летчикам.

В 1939 г. капитан Н.А. Токарев получил назначение на должность командира 3-й эскадрильи 1-го минно-торпедного авиационного полка (МТАП) ВВС Краснознаменного Балтийского флота. Вот что вспоминал о совместной службе с ним морской летчик, Герой Советского Союза П.И. Хохлов:

На Балтике Н.А.Токарев получил первый боевой опыт. 30 ноября 1939 г. началась война с Финляндией. Балтийские авиаторы в суровых зимних условиях наносили удары по аэродромам, кораблям, батареям, портам, транспортам на вражеских коммуникациях, а также ставили минные заграждения в шхерных районах и на фарватерах. Эскадрилья под командованием Токарева особо отличилась в ходе боевых действий. Летчики сбили 11 самолетов противника. А сам Токарев совершил 57 успешных боевых вылетов. За образцовое выполнение боевых заданий эскадрилья была награждена орденом Красного Знамени, а ее командир Николай Токарев за проявленные героизм и мужество был награжден орденом Ленина. После окончания финской кампании Н.А. Токарев в числе семнадцати особо отличившихся летчиков Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1940 г. был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

Великую Отечественную войну майор Н.А Токарев встретил на Черноморском флоте, куда он получил назначение в конце 1940 года командиром 2-го минно-торпедного полка. Участвует в боях за Одессу, Тамань, Новороссийск, Керчь, Севастополь… В конце 1942 г. Токарев назначается командиром авиабригады, которая в июле 1943 г. была преобразована в 1-ю минно-торпедную авиадивизию.

токарев-tokarev-1

К концу 1943 г. под ударами советских войск немецко-фашистские захватчики оставляли свои оборонительные рубежи на юге и отступали все дальше на запад. Командование ЧФ перебрасывало боевые части к наиболее вероятным районам боевых действий на море. Часть сил дивизии Токарева была перебазирована на полевой аэродром в Скадовск Херсонской области.

токарев Николай ал

В этот день Токарев вылетел на выполнение боевой задачи — уничтожения крупного транспорта противника в районе Евпатории под прикрытием истребителей. Быть всегда вместе с летчиками, самому вести их в бой – эта черта отличала храброго генерала. Личным примером он учил подчиненных даже в минуты смертельной опасности быть выдержанными, стойкими, мужественными.

Вот что вспоминает о последнем полёте Герой Советского Союза командир 11-го гвардейского истребительного полка К.Д. Денисов: «И вот мы в воздухе. Едва отошли от берега, как ведомый Токарева Петр Обухов по радио сообщил, что у него барахлит правый мотор и развернулся в сторону аэродрома…

Токарев вел торпедоносец на высоте 15 — 20 метров. Снизились и истребители сопровождения. Такой маневр, как и радиомолчание на маршруте, не давал противнику возможности засечь наши самолеты с берега, и как ни хотелось мне отговорить генерала по радио от одиночной атаки транспорта, следующего в охранении, но нарушить твердо установленное правило радиомаскировки не решился. Да и Н. А. Токарев был не из тех, кого могут смутить какие-то трудности или опасности.

Время шло…, но конвоя мы все еще не видели. А вот свежие данные от разведчика: транспорт и баржи с охранением выходят на Евпаторийский рейд. Так вот оно что! Конвой уже зашел за мыс Карантинный (ныне Евпаторийский), потому и не виден с малой высоты. Что ж, это к лучшему — атаковать будем со стороны моря. Но генерал неожиданно начал подворачивать влево, видимо решив, что у истребителей может не хватить горючего на обратный путь — ведь летели мы без подвесных баков. Другого смысла в таком решении я не видел, зная по опыту прошлых полетов, что у противника на мысу очень сильное зенитное прикрытие…

Торпедоносец Токарева, а за ним и мы проскочили-таки через зенитный огонь с мыса Карантинный. Вот и транспорт! Мелькнуло на солнце светлое тело торпеды и с плеском ушло под воду. Торпедоносец и две пары истребителей открыли огонь по кораблям из всего бортового оружия, чтобы рассредоточить зенитный огонь и обеспечить пролет торпедоносца над целью. В это время факелом упал в воду новейший вражеский истребитель ФВ-190, сбитый нашим летчиком.

…Все, что после этого произошло, вспоминается как кошмарный сон. Вражеский зенитный снаряд угодил в торпедоносец. Самолет сразу загорелся и, оставляя длинный шлейф дыма, потянул в район Мойнакского озера. По неровному, какому-то судорожному полету машины было понятно, что генерал тяжело ранен. Едва перетянув озеро, торпедоносец ткнулся в землю и взорвался.

В Евпаторийском краеведческом музее хранятся воспоминания местных жителей Донченко Е.В. и Моцарь А.А., работавших в то время в питомнике подсобного хозяйства. Они смогли тайно захоронить останки летчика рядом с упавшим самолетом.

токарев-могила

Вскоре состоялось и перезахоронение героя. Гроб с останками Н.А.Токарева был установлен в городском театре. Три дня евпаторийцы прощались с отважным летчиком. Похоронен был Н.А.Токарев с воинскими почестями в парке имени В.И. Ленина. Впоследствии останки летчика перенесли на городское кладбище.

токареву

токарев--

Герои не погибают, пока живы люди и жива их благодарная память о том, чему имя – доблесть и героизм.

На месте гибели генерала в апреле 2016 г. установлен памятный знак.

В Евпаторийском краеведческом музее бережно хранятся и экспонируются личные вещи летчика (китель, термос), сплав от мотора самолета, фотографии, подлинная фронтовая листовка, рассказывающая о боевых подвигах Н.А.Токарева.

Татьяна АНОХИНА, заведующая сектором Евпаторийского краеведческого музея.

Токарев Николай Александрович - командир 3-й эскадрильи 1-го минно-торпедного авиационного полка 63-й истребительной авиационной бригады Военно-воздушных сил Краснознамённого Балтийского флота, майор.

Родился 13 апреля 1907 года в городе Туле в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б) с 1926 года. Окончил 10 классов. Работал слесарем на Тульском оружейном заводе. В 1930 году, по окончании рабфака, поступил в Московское высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана.

В Красной Армии с 1931 года. В 1932 году окончил Качинскую военную авиационную школу.

Участник советско-финляндской войны 1939-40 годов.

Командир 3-й эскадрильи 1-го минно-торпедного авиаполка (63-я истребительная авиабригада, ВВС Краснознамённого Балтийского флота) майор Токарев Н.А. совершил 57 боевых вылетов, нанеся противнику значительный урон в живой силе и технике.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1940 года за образцовое выполнение боевых заданий командования в советско-финляндской войне (30 ноября 1939 года - 12 марта 1940 года) майору Токареву Николаю Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 89). 3-я эскадрилья, которой он командовал была награждена орденом Красного Знамени.

В годы Великой Отечественной войны Н.А. Токарев сражался с немецко-фашистскими захватчиками в составе ВВС Черноморского флота. Был командиром 2-го минно-торпедного авиационного полка, преобразованного в апреле 1942 года в 5-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк, с октября 1942 года до 14 июля 1943 года командовал 63-й тяжёлобомбардировочной авиационной бригадой дальнего действия, а затем - 2-й гвардейской минно-торпедной авиационной дивизией, морские лётчики которой особо отличились в ходе Новороссийско-Таманской операции советских войск и в освобождении городов Новороссийск и Анапа.

22 января 1944 года полковнику Токареву Н.А. присвоено воинское звание "генерал-майор авиации".

В сопровождении восьми истребителей "аэрокобра" самолёт-торпедоносец пилотируемый Н.А. Токаревым настиг вражеский конвой на подходе к Евпатории. Торпеда, пущенная генералом с высоты 40 метров и 600-метровой дистанции, достигла цели: транспорт пошёл на дно. Но огнём немецкой зенитной артиллерии был подожжен самолёт Н.А. Токарева, а сам он ранен. Последним усилием воли гвардии генерал-майор Токарев посадил самолёт на пятачке близ озера Мойнаки. Но пламя добралось до бензобака, произошёл взрыв…

После освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков останки Токарева Н.А. были погребены в городском парке города Евпатории, а в середине 50-х годов, когда вышло постановление Совета Министров СССР о сооружении памятника прославленному морскому лётчику, прах гвардии генерал-майора авиации Токарева Н.А. был перезахоронен на Театральной площади Евпатории, где 23 февраля 1957 года на могиле Героя открыт величественный памятник, изготовленный на ленинградском заводе "Монумент-скульптора" по проекту скульптора В. Цигаля и архитектора В. Калинина. На шестиметровом постаменте из черного лабрадорита - бронзовая фигура лётчика. Над эмблемой советских ВВС изображены орден Ленина и медаль "Золотая Звезда". Выгравирована надпись: "Герой Советского Союза гвардии генерал-майор авиации Токарев Николай Александрович. Героически погиб в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. 1907-1944".

Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, "Знак Почёта".

Именем Героя Советского Союза Токарева Н.А. названы дивизия, которой он командовал, улицы в Евпатории, Севастополе и Туле, а также школы в Евпатории и Туле, населённый пункт "Токарево" в Выборгском районе Ленинградской области.

Николай Александрович был родом из Тулы. Родился он 13 апреля 1907 г. в семье потомственного тульского оружейника, и в пятнадцать лет стал учеником слесаря на оружейном заводе. Родители воспитали у сына любовь к труду и целеустремленность.

В 1930 г. Николай Токарев закончил рабфак и поступил на факультет точной механики в МВТУ имени Баумана.

Тридцатые годы — пора бурного строительства, быстрыми темпами развивался Военно- Морской и Воздушный флот. Из института Николай Токарев уходит в школу военных летчиков.

Летная школа… Напряженная учеба. Упорная работа над собой, страстное желание во что бы то ни стало в кратчайший срок овладеть самолетами и научиться отлично летать.

В 1932 г. Николай Токарев с отличием оканчивает военную школу пилотов имени

А.Ф. Мясникова (с 1938г.- Качинская Краснознамённая военная авиационная школа имени Мясникова) и становится летчиком-инструктором в Ейской школе морских летчиков. Не один десяток курсантов обучил он летному делу за три года работы. Будучи сам отличным летчиком, в совершенстве овладевшим самолетом и техникой пилотажа, Токарев умел воспитывать и передавать свой опыт, свои знания другим. За короткое время он подготовил более 200 квалифицированных пилотов и был назначен командиром звена, а затем — командиром отряда.

В 1939 г. капитан Н.А. Токарев получил назначение на должность командира 3-й

На Балтике Н.А. Токарев получил первый боевой опыт. 30 ноября 1939 г. началась война с Финляндией. Балтийские авиаторы в суровых зимних условиях наносили удары по аэродромам, кораблям, батареям, портам, транспортам на вражеских коммуникациях, а также ставили минные заграждения в шхерных районах и на фарватерах. Эскадрилья под командованием Токарева особо отличилась в ходе боевых действий. Летчики сбили 11 самолетов противника. А сам Токарев совершил 57 успешных боевых вылетов. За образцовое выполнение боевых заданий эскадрилья была награждена орденом Красного Знамени, а ее командир Николай Токарев за проявленные героизм и мужество был награжден орденом Ленина. После окончания финской кампании Н.А. Токарев в числе семнадцати особо отличившихся летчиков Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1940 г. был удостоен высокого звания — Героя Советского Союза.

Великую Отечественную войну майор Н.А Токарев встретил на Черноморском флоте, куда он получил назначение в конце 1940 года командиром 2-го минно-торпедного полка. Участвует в боях за Одессу, Тамань, Новороссийск, Керчь, Севастополь… В конце 1942 г. Токарев назначается командиром авиабригады, которая в июле 1943 г. была преобразована в 1-ю минно-торпедную авиадивизию.

К концу 1943 г. под ударами советских войск немецко-фашистские захватчики оставляли

свои оборонительные рубежи на юге и отступали все дальше на запад. Командование ЧФ перебрасывало боевые части к наиболее вероятным районам боевых действий на море. Часть сил дивизии Токарева была перебазирована на полевой аэродром в Скадовск Херсонской области.

13 января 1944 г. Николай Александрович прилетел в Скадовск. При налете

Вот на таком самолете и совершил гвардии генерал-майор авиации Н.А.Токарев (а это

звание ему было присвоено за умелое руководство боевыми действиями дивизии 22 января 1944 г.) свой последний боевой вылет 31 января 1944 г.

В этот день Токарев вылетел на выполнение боевой задачи — уничтожения крупного транспорта противника в районе Евпатории под прикрытием истребителей. Быть всегда вместе с летчиками, самому вести их в бой – эта черта отличала храброго генерала. Личным примером он учил подчиненных даже в минуты смертельной опасности быть выдержанными, стойкими, мужественными.

Вот что вспоминает об этом полете Герой Советского Союза командир 11-го гвардейского истребительного полка К.Д. Денисов: «И вот мы в воздухе. Едва отошли от берега, как ведомый Токарева Петр Обухов по радио сообщил, что у него барахлит правый мотор и развернулся в сторону аэродрома…

Токарев вел торпедоносец на высоте 15 — 20 метров. Снизились и истребители сопровождения. Такой маневр, как и радиомолчание на маршруте, не давал противнику возможности засечь наши самолеты с берега, и как ни хотелось мне отговорить генерала по радио от одиночной атаки транспорта, следующего в охранении, но нарушить твердо установленное правило радиомаскировки не решился. Да и Н. А. Токарев был не из тех, кого могут смутить какие-то трудности или опасности.

Время шло…, но конвоя мы все еще не видели. А вот свежие данные от разведчика: транспорт и баржи с охранением выходят на Евпаторийский рейд. Так вот оно что! Конвой уже зашел за мыс Карантинный (ныне Евпаторийский), потому и не виден с малой высоты. Что ж, это к лучшему — атаковать будем со стороны моря. Но генерал неожиданно начал подворачивать влево, видимо решив, что у истребителей может не хватить горючего на обратный путь — ведь летели мы без подвесных баков. Другого смысла в таком решении я не видел, зная по опыту прошлых полетов, что у противника на мысу очень сильное зенитное прикрытие…

Торпедоносец Токарева, а за ним и мы проскочили-таки через зенитный огонь с мыса Карантинный. Вот и транспорт! Мелькнуло на солнце светлое тело торпеды и с плеском ушло под воду. Торпедоносец и две пары истребителей открыли огонь по кораблям из всего бортового оружия, чтобы рассредоточить зенитный огонь и обеспечить пролет торпедоносца над целью. В это время факелом упал в воду новейший вражеский истребитель ФВ-190, сбитый Прозором.

…Все, что после этого произошло, вспоминается, как кошмарный сон. Вражеский зенитный снаряд угодил в торпедоносец. Самолет сразу загорелся и, оставляя длинный шлейф дыма, потянул в район Майнакского озера. По неровному, какому-то судорожному полету машины было понятно, что генерал тяжело ранен. Едва перетянув озеро, торпедоносец ткнулся в землю и взорвался.

В Евпаторийском краеведческом музее хранятся воспоминания местных жителей Донченко Е.В. и Моцарь А.А., работавших в то время в питомнике подсобного хозяйства. Они смогли тайно захоронить останки летчика рядом с упавшим самолетом.

13 апреля 1944 г. Евпатория была освобождена от гитлеровских захватчиков. В этот

Вскоре состоялось и перезахоронение героя. Гроб с останками Н.А.Токарева был

установлен в городском театре. Три дня евпаторийцы прощались с отважным летчиком. Похоронен был Н.А.Токарев с воинскими почестями в парке имени В.И. Ленина. В последствии останки летчика перенесли на городское кладбище.

23 февраля 1957 г. на Театральной площади Евпатории состоялось торжественное

Герои не погибают, пока живы люди и жива их благодарная память о том, чему имя –

доблесть и героизм.

Память об отважном генерале Н.А.Токареве увековечена в Евпатории: его имя носит

На месте гибели генерала в апреле 2016 г. установлен памятный знак.

В Евпаторийском краеведческом музее бережно хранятся и экспонируются личные вещи летчика (китель, термос), сплав от мотора самолета, фотографии, подлинная фронтовая листовка, рассказывающая о боевых подвигах Н.А.Токарева.

30 января в 11.30 в Евпатории состоится церемония возложения цветов к памятнику Н.А. Токареву.

Читайте также: