Тофалары традиции и обычаи кратко

Обновлено: 02.07.2024

Тофы с древних времён являлись данниками монголов и бурят.

Тофалария выделена зеленым цветом

Начало соприкосновению русских с тофами было положено в 1654 году, когда красноярский воевода Андрей Бунаков попытался обложить их данью. Первый ясак с тофов был невелик — всего 8 соболей. Впоследствии тофы платили ясак соболями и белками, а также деньгами, которые с них до 1917 года взимали в размере 4 рублей 29 копеек золотом.

В конце XVII века тофов насчитывалось всего около 350 человек. Спустя столетие им удалось поднять свою численность до тысячи. Но тяжёлые условия жизни, частые эпидемии вызывали большую смертность среди тофов, и к 1914 году их число сократилось до 498 человек.

В советское время школьное преподавание среди тофаларов было организовано только на русском языке. Это привело к тому, что к настоящему времени свободно владеют родным языком лишь 2 % тофаларов. Зато численность их вновь растет. Сегодня тофаларов насчитывается 654 человек. И все равно они остаются самым одним из самых малочисленных народов России.

***
Среди многочисленных народов, населяющих Сибирь, небольшое племя тофаларов представляет как бы реликтовую культуру. Живя на широте Киева, Варшавы, Берлина и Лондона, они со всех сторон окружены высокогорной тундрой Восточных Саян.

Оленеводство и охота — исконные занятия тофаларов. Они прекрасные следопыты и собиратели целебных трав. Умение читать книгу тайги передается из поколения в поколение.

Традиционные условия жизни тофаларов были очень тяжёлые. Жили они в конических чумах, сделанных из жердей, которые зимой обтягивались шкурами животных, а летом берестой. Работа по сборке чума была возложена на женщину.

Долго в одной юрте не жили. Например, летом через неделю земля уже вся стаптывалась, становилось грязно и юрту переносили на новое место. В этом смысле тофалары — чистюли.

Тофаларские дети росли на оленьем молоке. Летом и осенью свежее пили, а зимой мёрзлое ели. Готовили его так. Если какого-нибудь зверя добудут, внутренности его женщины вымоют, высушат. А осенью размочат эти кишки, и у них получались большие мешки, куда наливали оленье молоко. Осенью молоко у оленихи густое, вкусное, полезное.
Когда приходила зима, тофалары эти мешки с молоком рубили топором и давали ребёнку.

Женский чехол для трубки

Питание взрослых тоже было плохое. Из-за постоянных перекочевок продукты впрок не заготовлялись (исключение составляет зеленый чай, который, подсоленным, тофалары пьют круглый год). Постоянное недоедание ослабляло иммунитет. Тофы очень часто болели оспой, гриппом, лёгочными заболеваниями и болезнями желудка .

Основной формой религии тофов до прихода русских был шаманизм с той особенностью, что у них шаманами могли быть как мужчины, так и женщины.

Шаман и шаманский костюм

В XVIII-XIX веках среди тофаларов распространилось православие. Раз в год на племенном собрании приезжие священники освящали браки и проводили отпевание.

Традиционное хозяйство тофаларов с большим трудом приспосабливается к современным рыночным отношениям. Из-за браконьерства резко сократилась добыча пушного зверя. Если раньше охотник за сезон добывал от 300 до 500 белок и до 50 соболей, то теперь ему удается сдать не более 40-50 шкурок белки и 2-3 — соболя. Да и те заезжие коммерсанты скупают за бесценок. Лишь сохранение древних обычаев взаимопомощи облегчает положение наиболее бедных семей.

Мало кто знает, что самый малочисленный народ в России проживает в Сибири — это тофалары. Людей этой народности всего около 700 человек. Ученые в наши дни не установили откуда и когда на нашей земле появились тофалары и кто были их предками. Как бы дико не звучало, но есть версия, что этот народ родом из космоса.

"Тофа" означает человек, раньше их называли "карагасами", что означало "чёрные гуси". Это коренной народ южной Сибири. Издавна тофалары проживали на территории реки Уды.

Первые упоминания о тофаларах можно встретить в китайских летописях V века, относящихся к Вэйской династии. Они платили дань китайской империи и проживали восточнее Енисея. Сама тофалария вошла в состав Московского государства только в XVII веке и стала пограничной территорией с Китаем.

Этот малочисленный народ в основном вёл полукочевой образ жизни. Если верить Всероссийской переписи населения на 2010 год, то на территории Иркутской области зафиксировано 678 тофов.

В основном тофалары занимались рыболовством и охотой. Женщины не отставали в мастерстве охоты от мужчин и участвовали наравне с ними. Тофалары севера занимались оленеводством. Питались мясом диких животных, а также употребляли в пищу домашнего оленя и мясо промысловых птиц. Предпочитают зелёный чай немного подсоленный, мясной бульон и лепёшки из ржаной муки. Молоко оленей добавляют в чай.

Внешность этого малочисленного народа разительно отличается от ближайших соседей — хакасов, алтайцев, бурятов и тувинцев. У настоящего тофалара кожа не желтого оттенка как у монголоидов, а сероватого цвета, что крайне странно. Явление довольно редкое и мало кто может похвастать подобным оттенком кожи. Разрез глаз у них также отличается от монголоидов. Ростом они невысокие и редко, когда рост мужчины этого племени превышает 160 см. Для мировых этнографов это племя уникально не только из-за своей внешности, но и из-за своей уникальности и грамотности.

Тофы проживают в чумах конической формы, составленных из жердей. В зимнее время жилища покрывают шкурой лося или изюбря, а в летнее время берестой. Интересный факт: чум делился на две половины — женскую и мужскую. Как правило, стойбище тофаларов насчитывает от 2 до 5 чумов, а в летнее время — до 10. Лишь только в начале XIX века тофалары осели в рубленых домах. Оседлый образ жизни резко поменял традиционный уклад тофаларов. Они стали разводить крупно-рогатый скот, а также заниматься огородничеством.

У тофаларов преобладал в основном шаманизм. Шаманы были посредниками между Верхним и Нижними мирами. В каждом поселении был свой шаман, который занимался лечением людей и домашних животных. Также тофы приходили к нему, чтобы узнать свое будущее. В XVII веке тофаларов пытались переманить на христианскую сторону, но всё было безуспешно, народ не отказался от шаманизма.

Горная гряда Восточных Саян отделяет на юге Туву от Тофаларии, где проживает один из самых малочисленных народов России – тофалары, или карагасы (прежнее название).

Традиционное жилье тофа – чум на шестах. Летом он покрывался вываренной берестой, а зимой – шкурами марала или лося. Соединялись конструкции жилища преимущественно с помощью сухожилий животных. Однако с переходом к оседлому образу жизни тофалары стали строить срубные избы по такому же типу, что и русские.

Основные продукты питания этого малочисленного народа – вареное мясо диких животных. Но прежде в пищу шло и сырое мясо – как парное, так и замороженное. Из последнего делалась строганина. Однако строго настрого запрещалось употреблять в пищу сырое мясо медведя. Также в рационе тофа частенько присутствовала речная рыба. Основной напиток – молоко. Его получали путем доения оленух. Затем молоко кипятили и пили разбавляя водой. Дети тофаларов росли на оленьем молоке, которое в теплое время употреблялось в пищу в свежем виде, а зимой его замораживали. Для этого женщины всю осень постепенно заполняли подготовленную брюшину крупного зверя оленьим молоком, а когда наступали холода ее содержимое замораживалось. Зимой мешки с молоком разрубали топором на части и давали детям, из-за чего, говорят, щеки тофаларких детишек всегда были красными. Также говорят, что у них никогда не было частых простудных заболевания – например, ангины.

Сырую воду тофалары не пили – ее обязательно кипятили. Не пекли они и хлеб – вместо него приготавливались лепешки из ржаной муки. Также в пищу часто употреблялась так называемая болтушка из муки, которую по вкусу подсаливали.

До сих пор в образе жизни у тофаларов сохраняются черты родового быта, а сами они считают, что все кровные роды – нёны – происходят от единого предка. В роду семьи объединялись между собой, в их общей собственности находились олени, промысловые орудия и утварь.

Таежная охота во все времена считалась основой традиционного хозяйства. Она велась преимущественно на белку, соболя, лисицу, бобра, выдру, лося, марала. Также тофалары занимались оленеводством, кузнечным делом и обработкой дерева. Они изготавливали на продажу берестяные поделки, курительные трубки, меховые унты, лыжи, седла, всевозможные сумки, кошельки, шкатулки. Многие поделки отделывались кастаринским камнем. Кстати, этот камень – уникальный в своем роде, так как его происхождение ученые до сих пор не могут объяснить. Но тофалары-то знают – это священный камень, поэтому и относятся к нему как к оберегу, для них это амулет, который сбережет в трудные годы.

Существовал у тофаларов и свой обычай прощания с умершими в период кочевок. Когда кто-то умирал, то делался сруб из трех бревен. Умершего на него укладывали, оставляя ему оленя, седло, посуду, продукты. Считалось, что покинувший этот мир человек на своем ездовом олене отправится в новый мир – мир умерших предков.

Рождение ребенка во время кочевки было обычным явлением, поэтому женщинам даже отдыхать не полагалось – практически сразу после родов им вменялось сразу же приступить к своим обычным обязанностям. А если появлялись какие-то сложности со здоровьем, то решить их помогли шаманы – они были и врачами-акушерами, и психотерапевтами. Отваривали травки от разных хворей – ими и лечили.

Интересный факт: кочевая жизнь заставила этих людей общаться друг с другом с помощью рисунков на деревьях. Сначала на дереве делался широкий затес, а затем на него углем наносились рисунки – жилищ, различных животных, шаманов и т.д. На этих своеобразных картинах на деревьях изображалось очень многое из того, что случалось в пути кочевника: начиная от охоты и заканчивая дружественным чаепитием с другим охотником, встреченным на пути. Через некоторое время на рисунки наплывала смола – она надежно сохраняла их от непогоды.

Тофалары кроили свою одежду одинаково для мужчин и женщин. Основным материалом служили оленьи шкуры. Из них же шилась и обувь. Летом мужчины надевали суконный кафтан с рукавами, зауженными к запястьям, а женщины, уже после того, как состоялось знакомство тофаларов с русскими, стали носить ситцевые и шелковые платья. В целом же одежда этого народа была хоть и примитивной, но довольно удобной. Нитками для шитья служил конский волос из гривы. Большое значение в одежде придавалось поясу. Обычно его шили из шелка или атласа. Пояс мог быть любого цвета, но только не белого. На охоту непременно одевались кожаные пояса.

Женщины украшали себя бусами, кольцами, перстнями, серебряными и медными браслетами, однако золото тофалары обрабатывать не умели – золотые украшения они приобретали у бурят за пушнину.

Mail
Facebook
PayPal
Twitter
YouTube

Рубрики

Наша Среда online

Вы можете следить за материалами в соц.сетях либо получать их по почте.

Mail
Facebook
PayPal
Twitter
YouTube

О нас

Народы России. Тофалары

НАРОДЫ РОССИИ

Впервые тофы упоминаются в китайских летописях Вэйской династии V века. Племя дубо (туба, туво) проживало восточнее Енисея. Они являлись данниками (платящими дань) различных центральных азиатских империй. Лишь в XVII веке Тофалария вошла в состав Московского государства, став пограничной территорией с Китаем. Тофалары вели в основном полукочевой образ жизни. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории Иркутской области проживает 678 тофаларов.

Основными занятиями тофов были охота и рыболовство. В охоте наравне с мужчинами могли участвовать и женщины. Северные группы занимались отгонным оленеводством.

В пищу употребляли мясо диких животных и домашнего оленя, промысловых птиц, подсоленный зеленый чай, мясной бульон, лепешки из ржаной муки, замешанные на горячей воде, или мучную болтушку с солью. Молоко оленей пили в кипяченом виде, в основном добавляя в чай.

Лишь с переходом на оседлый образ жизни в начале XIX века получили распространение рубленые дома. Переход на оседлый образ жизни в поселках в конце 1920-х – начале 1930-х гг. резко изменил жизнь тофаларов. Они начинают разводить крупный рогатый скот, лошадей, свиней, заниматься огородничеством.

По религиозным представлениям тофы были шаманистами. В основе шаманизма у них, как и у других народов Сибири, лежало и лежит представление о способности шамана являться посредником между миром живых людей и сверхъестественными силами Верхнего и Нижнего миров. В каждом улусе был свой шаман, в обязанности которого входило лечение людей и домашних животных, поиск пропаж, предсказания будущего и посвящение домашних оленей.

Обряд посвящения животных проводился с целью сохранения благополучия рода, для удачи на охоте, а также при падеже скота. Тофаларский шаман камлал, стоя ночью в углу чума. Обряд мог продолжаться, не прерываясь, несколько часов подряд. В чуме шамана висели вместилища духов – онгоны (фигурки, изображавшие людей и животных, вырезанные из дерева или выкроенные из ткани, сукна, шкуры соболя). Ритуал начинался с молитвы, которая являлась прологом будущего действия, через нее шаман обращался к звездам, небу, земле, воде, горам, птицам и животным.

Христианизация тофаларов во второй половине XVII века не привела к их отказу от шаманизма.

Нынешние тофалары уже не ведут кочевого образа жизни, проживают оседло в трех поселках: Алыгджёр, Нерха и Верхняя Гутара. Добраться туда возможно только на вертолете и связаться только по рации.

До наших дней дошел богатый устный фольклор: пословицы и поговорки, сказки, легенды и предания.

Читайте также: