Символика цвета в живописи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Существует бесконечное множество работ, связанных со цветом, и автор не собирается с ними конкурировать, опираясь, как и любой художник, на свой личный опыт и индивидуальное восприятие. Символика цветов интересует его с практической точки зрения - как одна из основ арттерапии .

Разберемся с тем, что такое символ. Что мы чувствуем, глядя на картину прямо сейчас?

Ясное голубое небо всегда вызывает чувство освобождения и простора. Или чувство тоски по вечности, как и звезды. Но ощущается ближе, роднее. Облака, принимающие образ "сердца" с бесконечной голубизной внутри, делают образ еще ближе, очеловечивают его. Если соединить все вместе - получаем символ "небесной, возвышенной любви, христианской агапе, если хотите.

Символ в искусстве = смысл, постигаемый через образ (прим.автора)

Что будет, если соединить несколько образов в их символическом значении? Холодный массивный лед и камень, под ними, вероятно, суровое море. Над ними - в чистом небе парит невесомая радуга, символ единения с Высшими Силами и Просветлением. Радуга также знак Истины, которая показывается нам на мгновение и снова исчезает, только так проявляясь в обусловленном мире. Все вместе - символ развития или духовной жизни, преодоление земного тяготения, стремление к правде торжество этой правды над всеми тяготами обусловленного мира.

Через символ передается содержание искусства.

Цвет - невещественнен, это - чистая эмоция, часть радуги, и столь же мимолетен, как они обе. Сочетание несмешанных цветов спектра воспринимается, как богатство жизни. Или как изначальный потенциал - белый свет, что соединяет их вместе.

Теплые тона всегда связаны с чувственностью - тем, что приятно, вызывает симпатию и привязанность.

Интенсивность цвета связана с силой желания. Так красный становится цветом страсти.

Белый всегда возвышает. У некоторых народов и в древнем всеобъемлющем ведическом обществе это был цвет перехода в потусторонний мир, который воспринимался на редкость современно - как некий целостный потенциал - абсолют, и одновременно, - другое измерение. Поэтому траурные одеяния в Индии - белые. Еще это символ чистоты и совершенства.

Наука о цвете

По определению науки любой свет – это электромагнитная волна, каждый цвет соответствует определенной частоте этой волны. Например, красный имеет частоту 405 Терагерц, а фиолетовый – 790. Электромагнитные волны имеют огромный диапазон частот, от радиоволн до жесткого гамма излучения, но наш глаз способен к восприятию только очень короткого отрезка этого диапазона, называемого оптическим.

Оптический диапазон цвета

С научной точки зрения первичный смысл имеют только спектральные цвета, расположенные линейно и строго последовательно от красного через все оттенки радуги до фиолетового. То, что соседние цвета при смешении дают что-то среднее – лишь субъективное восприятие человека, хотя логически это и понятно.

Но то, что фиолетовый плавно и без скачка переходит в красный, научной логике явно противоречит, так как эти оттенки лежат на противоположных краях спектра. Вполне разумно было бы, если б их смесь давала, скажем, белый или зеленый. Но таково человеческое восприятие: оно находит в их смеси бесконечные оттенки фиолетового.

Основы теории цвета

Главный факт теории – смешение всех оттенков дает белый. Это легко доказывается разложением белого света на спектр с помощью призмы. Если смешать на картине всевозможные художественные краски, мы не получим, конечно, белый, а скорее грязный темно-серый цвет.

Разложение белого цвета через призму

Это связано с тем, что реальные пигменты имеют разную яркость цвета, а также с тем, что они не являются идеальными спектральными цветами. Белый получится при смеси световых лучей разных оттенков. Белый и черный относят к ахроматическому ряду.

Свой вклад в цветоведение внес русский художник Василий Кандинский. Он рассмотрел динамические свойства цвета и духовные аспекты его восприятия.

Характеристики цвета

Характеристики цвета

Перечислим основные характеристики:

Цветовой тон - это чистый спектральный цвет, определяющийся частотой световой волны, он может быть любого оттенка, но не является результатом смешивания даже близких цветов. Так же он исключает добавление белого или черного.

Световой тон – это параметр, характеризующий светлость краски, независимо от ее цветового оттенка. Повышается добавлением белой краски. Черная, соответственно, понижает световой тон.

Теплохолодность. Максимально теплый – оранжевый, а наиболее холодный – синий. Очевидно, это связано с тем, что огонь, солнце имеют оранжевые оттенки и субъективно воспринимаются, как теплые, даже если это, например, персик из морозилки. Синий, фиолетовый напоминают замерзший лед, посиневшие от холода губы. Теплохолодность – понятие относительное: зеленый теплее синего, но холоднее желтого. Если в чистый базовый оттенок добавить немного другого, соседнего, то его тон сместится в теплую или холодную сторону.

Теплота цвета

Насыщенность – мера содержания в краске чистого цвета. Скажем, добавив в красную краску белую, мы понижаем насыщенность. Также понижаем насыщенность, добавляя черную. То есть, пастельный красный и темно-коричневый могут иметь одинаковую насыщенность красным цветом.

Базовые цвета - это те, которые берутся за основу, из них можно получить любой другой. Для живописи это треугольник цветов: красный, желтый, синий. Например, смесь красного и желтого дает оранжевый, желтый с синим – зеленый. В принтерах для цветной печати за базовые берутся другие.

Составные цвета включают в себя два-три основных, базовых, например, сине-зеленый, красно-фиолетовый. Они теряют в насыщенности, но дают более тонкие цветовые сочетания вплоть до очень сложных, так что не всегда можно подобрать название: фисташковый, горчичный, морской волны. Небольшие изменения цвета придают картине особую глубину.

Что такое колористика

Колористика – искусство сочетания на картине разных цветов, напоминающее музыкальные гаммы. Такие цветовые аккорды вызывают у зрителя эмоциональные переживания, чувства холода, тревоги, радости.

Винсент Ван Гог – Пшеничное поле с кипарисами

Винсент Ван Гог, "Пшеничное поле с кипарисами", 1889 г.

Художника называют хорошим колористом, если он умеет с помощью цветовых сочетаний донести свою мысль и тонкие ощущения до зрителя. Лучшие колористы-импрессионисты - Клод Моне, Ван Гог и другие.

Что такое цветовой спектр

При разложении белого света получаются все цвета радуги, они и называются цветовым спектром. Спектральные цвета отличаются от красочных пигментов своим строго заданным тоном. Скажем, зеленый, полученный из смеси желтого и синего, не является спектральным цветом.

Луч лазера

Наиболее чистым является цвет луча лазера. У него абсолютно монохромное излучение (имеет строго определенную частоту).

Цветовой круг Ньютона

Цветовой круг Ньютона

Ньютон первым научно исследовал свойства цвета. Он выделил 7 основных цветов и оформил их в виде замкнутого круга.

Цветовой круг Гете

Цветовой круг Гете

Гёте пошел дальше Ньютона и ввел еще один оттенок, пурпурный, который не входит в число цветов радуги, но замыкает круг от фиолетового к красному. Таким образом диаграмма Гете имеет 8 цветов. В этом большой прорыв теории Гете: он закруглил радугу пурпурным оттенком.

Во всем хроматическом ряду оранжевый, зеленый и фиолетовый Гете считал вторичными цветами, результатами смешивания базовых. С точки зрения современной науки это утверждение ошибочно: любые спектральные тона, охватывающие весь цветовой круг, можно назначить базовыми (те же оранжевый, зеленый и фиолетовый можно считать базовыми и получить из них любой другой оттенок).

Чрезвычайно важно для художника иметь понятие о дополнительных цветах. Это те, что расположены на круге против друг друга. Гете считал их сочетание наиболее гармоничным.

Круг Иттена и цветовые гармонии

Йохансен Иттен ввел цветовой круг, состоящий из 12 частей. Такой круг стал чрезвычайно полезен в работе художника, так как охватывает широкую комбинацию разных цветов. Он удобен и для работы дизайнера.

Цветовой круг Иттена

В самом центре круга Иттена находится треугольник, состоящий из базовых тонов, тех же, что у Ньютона - желтого, красного и синего. К каждой стороне треугольника примыкает еще треугольник – результат совмещения базовых цветов. Вокруг получившегося шестиугольника кольцо следующих смешений соседних оттенков.

Заключение

В изобразительном искусстве используется и цветовой круг Вильгельма Освальда. Его особенность в непрерывной градации цветовых оттенков. Эта модель используется также в компьютерных технологиях - так организованы картинки на дисплее. Вместо желтого в качестве основного цвета взят зеленый.

Известна также цветовая система Манселла. Она использует 5 базовых цветов и широкий спектр сочетаний по принципу теплохолодности. Применяется, в частности, для описания цветотипа человека.

Нельзя забывать о субъективности любых теорий цвета. Многие животные воспринимают цвет в других диапазонах или не различают его вовсе, как, например, кошки.

Тем не менее, цветовой круг - сильный инструмент колористики. Знание теории значительно упрощает написание больших полотен и выполнение росписей.


Его не заметить невозможно. Он один из самых предпочитаемых и выразительных. Он — первый в истории искусства , уже не говоря о хроматической шкале. Он привлекал к себе внимание издревле: и потому , что таковы свойства его природы и природы человеческой; и потому , что он ассоциируется с такими жизненно важными понятиями , как кровь и огонь. Вобрав в себя естественные смыслы , красный с ними не расстается на протяжении всей истории человечества.

Без красного грустна палитра. Цвет как символ в живописи

Еще с древности красный выражал в основном позитивные значения , но , сбрасывать со счетов закодированные в нем сигналы опасности и боли тоже не приходится.

Красная охра. Пещера Альтамира (La cueva de Altamira, Испания) — образец полихромной каменной живопи

Красная охра. Пещера Альтамира ( La cueva de Altamira , Испания) — образец полихромной каменной живописью эпохи верхнего палеолита ( Солютрейская культура). Фото: Wikimedia Commons

Анри Матисс. Музыка

Например, в Древнем Египте красный вобрал в себя качества необитаемой и бесплодной земли и поэтому с

Например , в Древнем Египте красный вобрал в себя качества необитаемой и бесплодной земли и поэтому стал цветом зла. Именно по этой причине Сет , брат и убийца Озириса , рисовался красной охрой. Этим же цветом писались слова , которые несли недобрые предзнаменования.

Императорская мода

В Древнем Риме цвет крови символизировал храбрость , могущество и власть. Такой цвет одежды и оформления интерьера могли позволить себе разве что императоры да в преторианских когортах. Красными были отделки тог римских сенаторов. Уж очень дорога была кошениль — насекомое , из панциря которого добывали водостойкое красящее вещество.

Без красного грустна палитра. Цвет как символ в живописи

Без красного грустна палитра. Цвет как символ в живописи

Без красного грустна палитра. Цвет как символ в живописи

Без красного грустна палитра. Цвет как символ в живописи

Оттенки красного играли немаловажную роль в обозначении императорской вертикали в Византии и преемниках ее культуры. Этикет строго соблюдался. Придворным дозволялось носить в одежде яркие детали , но право носить ярко — красную мантию и высокие , расшитые жемчугом красные сапоги , имел только император.

Спустя века, от обувки остались только каблуки и в соответствии с дворцовыми правилами ими могли щег

Спустя века , от обувки остались только каблуки и в соответствии с дворцовыми правилами ими могли щеголять только дворяне.

Миниаютюра Х в. с изображением императора Оттона в пурпурном плаще. В третьем веке римский император

Миниаютюра Х в. с изображением императора Оттона в пурпурном плаще.
В третьем веке римский император Аурелиан не разрешил своей жене приобрести пурпурный шелковый платок из Тира , потому что он в стоил как столько же грамм золота.
Исключительность пурпурного цвета сохранилась и до Елизаветинской эры ( 1558 — 1603). В Англии строго соблюдались законы , регулирующие потребление предметов роскоши , а также прописывалось какие цвета , ткани и одежды могли и не могли носить представители разных классов общества.

Страстной канон

Церковные каноны переняли лаконичность палитры предыдущих культур и вобрали основные трактовки цветов , наделив красный значениями могущества и мученичества. Красный мафорий ( покрывало , ниспадающее на плечи) на голове Пречистой символизирует страдания и указывает на ее назначение — Царица небесная. Нижние одежды , как правило , пишутся голубым ( знак небесной чистоты).

Микеланджело Буонарроти. Святое семейство, известное как

Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена

Одеяния Христа меняются в разных сценах: синий гиматий ( накидка) — символ Его Божественности , а темно-красный хитон — символ Его человеческой природы , цвет священной крови , пролитой во имя спасения людей. О мученической гибели и страданиях свидетельствует и красный плащ святого Георгия , и ярко — алые одежды святых мучеников.

Иван Николаевич Крамской. Христос в пустыне

Бартоломе Эстебан Мурильо. Видение святого Франциска в Порциункуле

Эль Греко (Доменико Теотокопули). Христос в Гефсиманском саду

Питер Пауль Рубенс. Христос в терновом венце

Серафимы, поддерживающие престол Бога (Миниатюра XIV в. Малый часослов герцога Беррийского)

Серафимы , поддерживающие престол Бога ( Миниатюра XIV в. Малый часослов герцога Беррийского)

Этот тревожный яркий цвет сопровождает силы зла, адской бездны, образы греха и позора как антипод бе

Этот тревожный яркий цвет сопровождает силы зла , адской бездны , образы греха и позора как антипод белого цвета — символа праведности и чистоты.
Архангел Михаил взвешивает души. Фреска. 1150 г. Епископальный музей. Барселона.

Чезари Джузеппе (Кавалер д’Арпино). Архангел Михаил

Уж замуж невтерпеж

Лукас Кранах Старший. Принцесса Сибилла Клевская в наряде невесты

Андрей Петрович Рябушкин. Свадебный поезд в Москве

Быть или не быть? Вот в чем вопрос

Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет старика в красном

Палитра становилась изысканнее , художники отдавали предпочтение утонченным приглушенным цветам: жемчужным оттенкам , серому , коричневому. Красную одежду полагалось носить только судьям да кардиналам.

Темпераментные женщины и… лошади

Эдгар Дега. Расчесывание волос (Прическа)


Примечание:
а) Методическое пособие желательно изучать блоками (разделить на предлагаемые разделы). По каждой теме провести с обучающимися закрепляющие упражнения.
б) Материал пособия использовать по своему усмотрению – опираясь на возрастные особенности ребенка.


Работы, написанные красками, называют живописью.
- Краски бывают разные: акварельные, масляные, гуашь.
- Красками пишут, а не рисуют!
- Чтобы удобнее было писать картину красками, художник ставит ее на мольберт.
- Краски смешивают кистями или мастихином на пластмассовой (деревянной) дощечке – палитре.


Всем известно, что предметы бывают разных цветов и оттенков. Например, лимон желтый, а апельсин оранжевый, огурец зеленый, а вишня – красная. Но чистых цветов всего три. Остальные цвета называются производными, или составными.
Наука об изучении цвета называется - цветоведением. Цветоведение должен знать каждый художник, иначе он не сможет нарисовать хорошую картину.
Цвет – главное выразительное средство живописи.
- Цвета можно разделить на основные и дополнительные.
- Цвета можно разделить на близкие и противоположные.
- Цвета можно разделить на теплые и холодные, звонкие (яркие) и глухие (спокойные).

Цветовой спектр.


Чистые, яркие цвета называют цветовым спектром.


Эту шутку придумали для того, чтобы запомнить порядок расположения цветов в спектре.

Основные и дополнительные цвета.






Этот способ перекрывания одного цвета другим называется лессировкой. Лессировка нужна для того, чтобы усилить яркость цвета или получить другой цвет.
Посмотрим на таблицу и узнаем как получить другие цвета


А можно ли получить красный, синий и жёлтый, смешивая другие цвета?
Красный, синий и жёлтый цвет нельзя получить, смешивая другие, потому их и называют основными цветами. Без них никак нельзя обойтись; а все остальные цвета, которые можно составить из основных, смешивая один с другим, называют составными.

Задание. Раскрась петушка составными цветами.


Если разбавлять краски водой, то тон их будет бледнее, то есть из красного получится бледно-красный, то есть розовый, из синего бледно-синий, то есть голубой, а из жёлтого – бледно-жёлтый. Чем больше воды добавить в краску, тем светлее будет тон. Эти светлые тона красок называются оттенками, или полутонами.



Цветовые оттенки основных цветов.
Получить различные оттенки можно и другим путём – добавляя в краски белила (белую краску). Данное свойство по изменению цвета называется светлотой.


Добавление черной или серой краски к трем основным приведет к изменению цвета от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных тонов и к проявлению другого свойства – насыщенности цвета.



Узелок на память.
Основной цвет предмета в тени усиливай, а на свету – ослабляй путём добавления воды в краску. Кроме того, ослабив цвет, можно сделать более ровным переход от светлого к тёмному.






Эти цвета придают яркость друг другу, и сочетание этих пар считается гармоничным.
Обратим внимание, как ярко смотрится жёлтый треугольник на фиолетовом кружочке, красный кружок в зелёном квадрате, а синий овал на оранжевом прямоугольнике.












Задание. Определи в каких оттенках зеленого цвета нарисованы детские рисунки.




Задание. Раскрась листочки теплыми и холодными оттенками зеленого цвета.



Выбор цвета зависит от настроения в работе. Известно, что различные цвета по-разному влияют на наше настроение, они могут вызывать радость, печаль, тревогу.

Яркий колорит в картинах известных художников.




Глухой (темный) колорит в картинах известных художников.




Задание. Нарисуй пейзаж в ярком или темном колорите.



Живопись, не дышащая в каждом своем цвете тысячью обогащающих его оттенков, есть мертвая живопись.
К.Юон

Читайте также: