Структура сознания по леонтьеву кратко

Обновлено: 02.07.2024

·другое капитальное изменение претерпевает сознание в ходе исторического развития. Оно заключается в разрушении первоначальной слитности сознания трудового коллектива (например, общины) и сознания образующих его индивидов. В то же время психологические особенности индивидуального сознания только и могут быть поняты через их связи с теми общественными отношениями, в которые вовлечен индивид;

·структура сознания включает: чувственную ткань сознания, значения и личностные смыслы;

·чувственная ткань сознания образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивостью и т.д.;

·значения преломляют мир в сознании человека, Хотя носителем значений является язык, но язык – не демиург значений. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операция) действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность;

Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения.

Вундт: “Сознание – способность замечать свои психические состояния”

Джеймс: “Сознание – хозяин психических функций”

Ясперс: “Сознание как сцена”

Выготский: сознание – единство переживания и знания

“Сознание – со-знание, совместное знание” (французская социальная школа).

Сознание организует познавательные процессы - восприятие, представление, мышление, а также организует память.

Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

Л. Фейербах выдвинул идею о существовании сознания для сознания и сознания для бытия. Эта идея развивалась Л.С. Выготским.

А. Н. Леонтьев выделял три составляющих в структуре сознания:

ü чувственную ткань образа;

В. П. Зинченко добавляет еще один компонент в эту структуру: биодинамическую ткань движения и действия. Тогда можно представить себе структуру сознания схематично следующим образом


Сознание связано с деятельностью, с активным взаимодействием с окружающим миром.

Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями).

Обобщенность и отвлеченность

Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности.

Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения).

Относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности.

Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности.

Сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности).

Сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр.

Способность к рефлексии

Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди.

Структуре сознания.

Леонтьев о сущности и структуре сознания

·сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния;

·другое капитальное изменение претерпевает сознание в ходе исторического развития. Оно заключается в разрушении первоначальной слитности сознания трудового коллектива (например, общины) и сознания образующих его индивидов. В то же время психологические особенности индивидуального сознания только и могут быть поняты через их связи с теми общественными отношениями, в которые вовлечен индивид;

·структура сознания включает: чувственную ткань сознания, значения и личностные смыслы;

·чувственная ткань сознания образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивостью и т.д.;

·значения преломляют мир в сознании человека, Хотя носителем значений является язык, но язык – не демиург значений. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операция) действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность;

Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения.

Вундт: “Сознание – способность замечать свои психические состояния”

Джеймс: “Сознание – хозяин психических функций”

Ясперс: “Сознание как сцена”

Выготский: сознание – единство переживания и знания

“Сознание – со-знание, совместное знание” (французская социальная школа).

Сознание организует познавательные процессы - восприятие, представление, мышление, а также организует память.

Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

Л. Фейербах выдвинул идею о существовании сознания для сознания и сознания для бытия. Эта идея развивалась Л.С. Выготским.

А. Н. Леонтьев выделял три составляющих в структуре сознания:

ü чувственную ткань образа;

В. П. Зинченко добавляет еще один компонент в эту структуру: биодинамическую ткань движения и действия. Тогда можно представить себе структуру сознания схематично следующим образом


Сознание связано с деятельностью, с активным взаимодействием с окружающим миром.

Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями).

Обобщенность и отвлеченность

Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности.

Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения).

Относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности.

Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности.

Сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности).

Сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр.

Способность к рефлексии

Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит Зигмунду Фрейду, согласно которому сознание имеет иерархическую структуру и включает в себя подсознание, сознание, сверхсознание. Подсознание и сверхсознание образуют состав бессознательного.

Выделение З.Фрейдом бессознательного, создание им метода психоанализа представляют собой пример одной из практик работы с сознанием. Есть предположение, что подобное структурирование сознания исчерпало свой объяснительный потенциал.

Продолжая изучать структуру индивидуального сознания, Алексей Николаевич Леонтьев выделил три его составляющих: чувственная ткань сознания, значение и личностный смысл.

Значение - это содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т. п.) некоторого языка.

Иначе говоря, это содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь.

Универсальным языком значений является язык искусства - музыки, танца, живописи, театра, язык архитектуры.

Личностный смысл отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений действительности к интересам, потребностям, мотивам человека. Он создает пристрастность человеческого сознания.

Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только ему присущий (личностный) смысл.

Все эти компоненты вместе и создают ту сложную и удивительную реальность, которая и есть человеческое сознание.

Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

По Леонтьеву, сознание – образ становится также сознанием – деятельностью. Именно в этой своей полноте сознание и начинает казаться эмансипированным от внешней, чувственно-практической деятельности, более того, – управляющим ею.

Леонтьев выделил три его составляющих: чувственная ткань сознания, значение и личностный смысл.

2.Значение - это содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т. п.) некоторого языка.

Иначе говоря, это содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь.

3.Личностный смысл отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений действительности к интересам, потребностям, мотивам человека. Он создает пристрастность человеческого сознания. Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только ему присущий (личностный) смысл. Личностный смысл и создает пристрастность сознания.

9. Методологические принципы современной отечественной психологии.

Методология – это система принципов организации теоретической и практической деятельности, система правил и нормативов познания и способов построения теории.

Методологические принципы в психологии: принцип активности; принцип единства сознания и деятельности; принцип детерминизма; принцип развития; принцип историзма.

1) Принцип детерминизма указывает причины психических явлений. Психика – это форма отражения объективной реальности. Психические явления определяются факторами внешней действительности. Однако любое внешнее воздействие порождает тот или иной психологический эффект только преобразуясь, перерабатываясь внутренними условиями (такими как, например, настроение субъекта, его установки, потребности, опыт).

2) Принцип активности указывает на активное отражение психики. Благодаря активности психика выполняет функцию ориентации субъекта в многообразии окружающих событий и явлений. Это проявляется в избирательности, пристрастности субъекта по отношению к внешним воздействиям – например, повышенной чувствительности или, наоборот, игнорирования тех или иных стимулов в зависимости от потребностей или установок индивида и функцию регуляции поведения (побуждение к действию, соответствующему нуждам и интересам индивида).

3) Принцип единства сознания и деятельности означает с одной стороны, поведение субъекта в определенной ситуации будет зависеть от того, как он эту ситуацию воспринимает, что знает о ней, как к ней относится. С другой стороны, сам характер отношения к данной ситуации, характер и объем получаемых о ней знаний будет зависеть от того, как субъект с этой ситуацией практически взаимодействует

4) Принцип системности. Система – это совокупность элементов, находящихся в связи друг с другом и образующих целостность, единство. Человек включен в разнообразные связи отношения с действительностью (познание, изучение действительности, приспособление к условиям, общение). Соответственно множеству таких связей человек обладает множеством психических свойств.

5) Принцип развития. Развитие – это закономерное, направленное, необратимое изменение во времени. Развитие психики реализуется в разных формах: в форме филогенеза; онтогенеза; соцногенеза; микрогенеза.

6) Принцип отражения – раскрывает сущность психического состояния, основные функции и уровни психического развития человека. Он основан на особенности объективной реальности, состоянии головного мозга, содержании и состоянии психики, а также на психическом и физическом здоровье каждого человека;

10. Классификация и характеристика методов исследования в психологии.

Методы научных исследований - это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий.

Основные методологические принципы, которые необходимо соблюдать при любом методе: метод должен исходить из диалектико-материалистического представления о предмете науки, отражать его специфику; научный метод психологии должен быть объективным; соблюдение генетического (эволюционного) принципа; необходимость научных обобщений с учетом индивидуальных различий.

В психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву):

I группа - организационные методы. Они включают:

- сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.);

- лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени);

- комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).

II группа - эмпирические методы, включающие:

- наблюдение и самонаблюдение;

- психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа),

- анализ продуктов деятельности,

III группа - методы обработки данных, включающие: количестенный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

IV группа - интерпретационные методы, включающие:

- генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.),

- структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

Субъективные методы основываются на самооценках или самоотчетах испытуемых, а также на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации. С выделением психологии в самостоятельную науку субъективные методы получили первоочередное развитие и продолжают совершенствоваться в настоящее время. Самыми первыми методами изучения психологических явлений были наблюдение, самонаблюдение и опрос.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Даже поверхностный анализ сознания открывает очень сложное его строение.

1. чувственная ткань (чувственные впечатления, чувственные образы). Это обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространство, движений, цвет, форма и т.д.), из которых строится образ.

В случаях нарушения восприятия внешних воздействий появляются специфические переживания нереальности ситуации, окружающего мира, самого себя. Особенно при сенсорной депривации, в условиях монотонности, однообразия окружающего мира. (Депривация - лишение или недостаточное удовлетворение какой-либо важной психической потребности в течение достаточно длительного времени; наиболее опасны для полноценного развития сенсорная, эмоциональная, коммуникативная формы депривации.)

2. Значения. Сколь бы ни была богата чувственная ткань, на ее основе нельзя построить такую картину мира, в которой бы человек мог дать себе отчет. У человека чувственные образы приобретают новое качество - означенность. Значение - это содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т. п.) некоторого языка.Иначе говоря, это содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам.

Выготский (Леонтьев соглашается с ним): единицей человеческого сознания является значение, значение есть клеточка человеческого сознания.

В значениях обобщается, кристаллизуется и, тем самым, сохраняется для последующих поколений опыт человечества. Универсальным языком значений является язык искусства - музыки, танца, живописи, театра, язык архитектуры.

3. Личностный смысл. Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только ему присущий (личностный) смысл. Личностный смысл отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений действительности к интересам, потребностям, мотивам человека. Функция - пристрастность сознания (субъективность мышления).

Человеческое сознание — это удивительное, необыкновенно сложное движение отражения человеком окружающего его мира, его собственной деятельности в этом мире и его самого.

Структура сознания по В.П. Зинченко

В.П.Зинченко развил предложенную Леонтьевым структуру сознания. В сознании, помимо чувственной ткани, значения и смысла, выделялась биодинамическая ткань движения и действия.

2 слоя сознания:

1. рефлексивный или рефлексивно-созерцательный (значение и смысл)

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

2. бытийный или бытийно-деятельностный (чувственная ткань образа и биодинамическая ткань живого движения и действия).

Она заполняется когнитивными, эмоционально-оценочными, смысловыми образованиями. Произвольность движений и действий возможна тогда, когда слово входит во внутреннюю форму живого движения, иначе говоря, при взаимодействии бытийного и рефлексивного слоев сознания.

Психологически ценные данные об особенностях биодинамической ткани сознания содержатся в описаниях деятельности, общения, познания слепоглухонемых людей. В их жизни движения и действия в предметном и социальном мире имеют первостепенное значение, и это соответствующим образом сказывается на формировании их индивидуального сознания.

Бытийный и рефлексивный слои сознания находятся в тесной взаимосвязи.

В рефлексивном слое, в значениях и смыслах, присутствуют элементы бытийного слоя. Смысл - это всегда смысл чего-то: образа, действия, жизни. Из них он извлекается или в них вкладывается. Выраженное словом значение содержит в себе как образ, так и действие. В свою очередь, бытийный слой сознания несет на себе следы развитой рефлексии, содержит в себе ее истоки и начала. Смысловая оценка включена в биодинамическую и чувственную ткань; она нередко осуществляется не только во время, но и до формирования образа или совершения действия.

Классификация неосознаваемых явлений

Исторический контекст открытия и изучения неосознаваемых явлений

В бытовом сознании есть мнение, что бессознательное открыл Фрейд. На самом деле множество учёных занимались проблемами неосознаваемых явлений, которые и оказали влияние на её широкую разработку в психоанализе.

На развитие психоаналитического движения существенное влияние оказали два источника:

1) философские концепции бессознательных психических феноменов и

2) работы в сфере психопатологии.

1) Теории бессознательного мышления

Лейбниц (17-18вв): концепция монадология. Монады - единичные элементы реальности, отличные от физических атомов. Монады состоят не из материи в обычном смысле слова, это непротяженная психическая сущность. Хотя они и имеют психическую природу, им присущи и некоторые свойства физической материи. Когда достаточное количество монад соединяются вместе, они образуют протяженные объекты. Монады – что-то наподобие актов восприятия. Активность монад, протекающая в сфере психических актов, имеет различную степень сознательности: от почти полностью бессознательного до ясного и четкого сознания. Низшие уровни сознания называются малыми перцепциями, их сознательная реализация получила названия апперцепции.

Гербарт полагал, что идеи воздействуют друг на друга подобно механическим силам. По Гербарту, идеи, находящиеся ниже определенного порога, бессознательны. Для того, чтобы та или иная идея могла подняться до уровня сознания, она должна быть сопоставима с теми идеями, которые уже находятся в сфере сознания. Несовместимые идеи не могут находиться в сознании одновременно. Идеи, противоречащие уже имеющимся в сознании, вытесняются. Вытесненные идеи находятся ниже порога сознания. Они во многом подобны малым перцепциям Лейбница. Различные идеи конкурируют между собой за возможность сознательной реализации. Он даже предложил математические формулы, позволяющие вычислить механику движения идей на пути к сфере сознания.

Фехнер тоже использовал понятие порога. Это ему принадлежит образ психики как айсберга: большая часть психической деятельности скрыта под поверхностью сознания и подвержена воздействию ненаблюдаемых сил. Фрейд ссылался в работах на Фехнера.

Фрейд не был первым, кто всерьез заговорил о бессознательном в человеческой психике. Новое у Фрейда - способы исследования бессознательного.

Психоанализ с самого начала выбивался из основного русла психологической мысли по своим целям, интересам и методам. Предмет – аномальное поведение, метод – клиническое наблюдение, + интерес к бессознательному (тема почти игнорировалась другими школами).

2) Исследования по психопатологии

До 18 века душевнобольных считали дьявольскими отродьями, убивали, казнили. Только в 18 веке появились первые лечебницы, похожие на тюрьмы (держали на привязи, показывали как аттракцион).

К 19 веку – более гуманное отношение. 2 основные школы - соматическая и психическая. Соматическая школа видела главную причину аномального поведения в физических нарушениях (поражение головного мозга, недостаточная стимуляция нервных окончаний или же излишнее их напряжение). Психическая школа - причины аномального поведения следует искать в сфере психики. Однако, в целом ведущая роль принадлежала все же соматической школе.

Психоанализ явился своеобразным протестом против соматической ориентации. Все больше учёные ориентировались на психологическую школу.

Фрейд: смог соединить разные идеи в целостную теоретическую систему.

Фрейд различает три сферы психики —

1. сознательное - имеет свойство переживания

2. предсознательное - скрытое (латентное) бессознательное, потенциально сознательное: может проникнуть в сознание, т. е. имеет способность сознания

3. бессознательное - вытесненная бессознательная психика, не обладает способностью проникнуть в сознание: это может только представитель вытесненной бессознательной психики.

Фрейд рассматривал факты, не поддающиеся сознательному контролю и не привлекавшие внимания раньше в психологии (забывчивость, описки, сновидения), как явления, которые имеют причины и поэтому должны получить объяснение.

Сущность бессознательного. Скрытые тенденции — это всегда желания, с которыми наше социализированное сознание не может примириться, они закрыты цензурой. Бессознательное — это место сосредоточения влечений, все вытесненное из сознания как недопустимое па своей природе. В системе бессознательного нет отрицания, сомнения, различных степеней достоверности. Это первичный психический процесс, истинная психическая реальность.

Юнг: аналитическая психология. учение о бессознательном и о процессе развития личности. Сохраняя деление психики на сознательное и бессознательное, Юнг развивает учение о двух системах бессознательного — личном и коллективном бессознательном. Личное бессознательное — это поверхностный слой психики, связано с личным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, забытые травматические впечатления, проявляется в снах и фантазиях. Коллективное бессознательное — это сверхличная бессознательная психика, инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо, и архетипы, в которых проявляется человеческий дух. Коллективное бессознательное — это древнейшая психика, некоторая сущность, независимая от развития индивида, от его сознания. Оно включает национальные, расовые, общечеловеческие верования, мифы, предрассудки, а также некоторое наследство, которое человек получил от животных. Инстинкт и архетипы выступают регуляторами душевной жизни: инстинкт определяет специфическое поведение человека, а архетип обусловливает конкретное формирование сознательных психических содержаний. Архетипы — это некоторые прообразы. Они существуют в форме образов и, символов и соответствуют самым глубоким слоям бессознательного. Основанием для введения коллективного бессознательного явился психопатологический опыт, когда Юнг отмечал некоторое общее содержание в фантазиях многих больных и одинаковую последовательность в смене их.

Архетипы: Персона (или Маска), Тень, Анима (Анимус), Мудрый Старец, Самость. Эти фигуры трактовались как символы определенных сторон (тенденций) бессознательной психики. Фигуры коллективного бессознательного выступают и как уровни личности, в которой весь прошлый опыт человечества составляет наследственную данность и проявляется в последовательности обнаружения архетипов в ходе индивидуального развития личности.

А.Н.Леонтьев, развивая идеи Д.С.Выготского о знаковой природе сознания, разработал трехкомпонентную структуру сознания. Развитое сознание отличается многомерностью. В явлениях сознания мы прежде всего обнаруживаем чувственную ткань. Это образы объективной реальности (актуальные либо образы прошлого или

будущего). Особая функция чувственных образов состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания.

В.П.Зинченко предлагает двухслойную, или двухуровневую структуру сознания, состоящую из бытийного и рефлексивного слоя. Бытийный слой образуют биодинамическая ткань живого движения и действия, чувственная ткань образа. Рефлексивный слой образуют значение и смысл.

Биодинамическая ткань. В нее входят движения и действия, которые имеют внешнюю и внутреннюю формы существования. Чистую, лишенную внутренней формы биодинамическую ткань можно наблюдать, например, в хаотичных движениям младенцев. По мере освоения, построения движений и действий они становятся все более сложными, усложняется прежде всего их внутренняя форма. Подлинно целесообразными и произвольными действия и движения становятся тогда, когда слово входит в качестве составляющей во внутреннюю форму движения.

Читайте также: