То и тр кузовов кабин и платформ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План - конспект

урока производственного обучения

Тема: Техническое обслуживание автомобилей.

Тема урока: Техническое обслуживание кузовов и кабин автомобилей.

Цель занятия: сформировать у учащихся основные понятия по техническому обслуживанию кузовов и кабин автомобилей.

Воспитательная цель: прививать учащимся добросовестное отношение к изучению излагаемого материала.

Тип занятия – урок изложения нового материала.

2. Основная часть занятия

Учебные вопросы:

Основные неисправности кузовов и кабин автомобилей.

Основные работы по техническому обслуживанию кузовов и кабин автомобилей.

1. Металлические кабины грузовых автомобилей и кузова легковых автомобилей могут иметь вмятины и разрывы панелей, трещины, коррозионные разрушения отдельных участков, дефекты арматуры нарушение регулировок собранных узлов и механизмов вследствие износа шарнирных соединений или ослабления крепления двери кузова или кабины опускаются, изменяются наружные зазоры между крышкой багажного отделения или капотом и кузовом. В результате виб рации кузова ослабляется крепление деталей оперения.

В результате атмосферных и различных механических воздействий защитное лакокрасочное покрытие теряет свои первоначальные свойства: уменьшается блеск; покрытие тускнеет; появляются трещины и местные отслоения, которые за тем увеличиваются, способствуя развитию коррозии.

В деревянных платформах кузовов грузовых автомобилей при поломке брусь ев, досок бортов и пола платформы их заменяют. Поврежденные запоры бортов кузова исправляют.

2.Работы, выполняемые при техническом обслуживании кузовов и кабин.

При ЕО кузовов и кабин проверяют состояние дверей, платформы, стекол, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, номерных знаков, механизмов дверей, запорного механизма опрокидывающейся кабины, запоров бортов платформы, капота, крышки багажного отделения, заднего борта автомо биля-самосвала и механизма его запора. Автомобиль моют, сушат. При необхо димости выполняют санитарную обработку, уборку салона, очистку обивки спинок и подушек сидений.

При ТО-1 кроме операций, предусмотренных ЕО, проверяют действие запор ного механизма, упора - ограничителя и страхового устройства опрокидывающей ся кабины, а также исправность замков, петель и ручек дверей. Проверяют и при необходимости подтягивают крепления платформы к раме автомобиля, крыльев, подножек и брызговиков. Места поверхности кузова, кабины или платформы, под вергнутые воздействию коррозии, зачищают, на них наносят защитное покрытие.

При ТО-2 выполняют все операции ТО-1. Дополнительно проверяют состоя ние и крепление механизмов и деталей опрокидывающейся кабины, уплотните лей дверей и вентиляционных люков, действие систем вентиляции и отопления. При необходимости устраняют неисправности. Особенно тщательно контролируют состояние антикоррозионных защитных покрытий и окраску кузова или кабины.

СО включает весь комплекс операций ТО-2, работы по защите кузова или ка бины от коррозии и работы, связанные с проверкой состояния уплотнений дверей и окон и исправности системы отопления, а также с установкой утеплительных чехлов на автомобиль.

• Уборка кузова и кабины автомобиля заключается в удалении пыли и мусора из салона, в протирке сидений, стекол и арматуры. Кузова санитарных и продук товых автомобилей, а также автобусов внутри периодически дезинфицируют и моют.

Для уборки пыли и мусора из салонов и кабин автомобилей и автобусов ис пользуют пылесосы.

Уход за обивкой, изготовленной из заменителя кожи, заключается в ее пе риодической промывке. При помощи мягкой волосяной щетки поверхности промывают слабым раствором двууглекислой соды в теплой воде или нейтральным мыльным раствором, а затем мягкой чистой тканью вытирают насухо. Пятна на обивке удаляют бензином или четыреххлористым углеродом. После удаления пя тен всю обивку протирают чистой тканью, смоченной той же жидкостью для уда ления пятен, чтобы исключить оттенки цвета очищенной и неочищенной поверхно стей. Для очистки сильно загрязненных мест обивки используют специальные автоочистители.

Мойку кузовов легковых автомобилей и автобусов осуществляют, как уже отмечалось, ручным или механизированным способом. Окрашенные и полирован ные поверхности предварительно смачивают распыленной струей холодной воды или подогретой до температуры 30 . 35 °С низкого давления (0,2 . 0,4 МПа). Затем кузов протирают волосяными щетками с механическим приводом, губ ками или замшей с непрерывным подводом воды. После обработки щетками кузов ополаскивают и сушат.

После мойки автомобиля проверяют удаление воды из внутренних полостей дверей через отверстия, расположенные внизу каждой двери. В случае засорения отверстий их очищают или продувают сжатым воздухом.

При мойке пола автобуса в пассажирском салоне не допускают попадания влаги под мягкий настил пола. Обнаруженные неплотности и неисправности настила своевременно устраняют. Пассажирские сиденья после мойки автобуса на сухо протирают.

Протирку, сушку и полирование кузова или кабины выполняют после окон чательного ополаскивания их чистой водой с целью удаления влаги с наружных поверхностей. При протирке используют замшу или фланель. Для исключения появления мелких царапин на стеклах не следует протирать грязные стекла су хой тканью, а также очищать сухое грязное стекло ветрового окна щеткой стек лоочистителя. Сильно загрязненные стекла моют водой с мелом или жидкостью, предназначенной для заполнения бачка стеклоомывателя.

Краску с окон из органического стекла удаляют только уайт - спиритом. Грязь с органических стекол смывают мыльным раствором, затем протирают замшей или чистой мягкой тканью.

Летом лакокрасочное покрытие полируют в тени, а зимой — при температуре не ниже 0°С. Кузов полируют последовательно небольшими участками, так как ввиду испарения растворителя паста быстро высыхает и плохо полирует по верхность. Пасту наносят тонким слоем тампоном из байковой ткани. Через 5 . 10 мин, в зависимости от способа нанесения и температуры окружающего воздуха, покрытие тщательно полируют фланелью круговыми движениями до зеркального блеска. Для интенсификации процесса полирования применяют электрическую дрель с частотой вращения 1800 . 4700 мин -1 . На круглый диск, закрепленный в патроне дрели, накладывают слой 4 . 5 см ваты, а затем надевают полироваль ный круг из меха, сукна, фланели или цигейки. Тщательно отполированная восковой пастой поверхность лакокрасочного покрытия придает блеск и образует тонкую пленку с хорошими адгезионными и защитными свойствами.

Антикоррозионная защита кузовов и кабин является одной из наиболее слож ных профилактических операций при ТО автомобилей. Битумные покрытия, на носимые при изготовлении автомобиля на днище и крылья, хорошо противостоят действию влаги, воды и соли, но они разрушаются под действием ударов частиц гравия и песка, низких температур, а также перепада температур. Срок эффектив ного действия в зависимости от условий эксплуатации составляет от одного до двух лет. Кроме того, кузов содержит большое число закрытых полостей, в кото рых скапливается влага и создаются благоприятные условия для возникновения и равития коррозии.

Систематическая очистка дренажных отверстий улучшает вентиляцию внутренних полостей и снижает процесс коррозии.

Перед нанесением нового защитного покрытия на днище или крылья все сво бодные от него места тщательно промывают сильной струей воды под давлением, Очаги коррозии зачищают до металла, обезжиривают бензином или уайт-спиритом, покрывают при помощи краскораспылителя или кисти грунтом или свинцо вым суриком, тертым на натуральной олифе, и сушат в течение 24 ч. После этого наносят несколько слоев антикоррозионного состава (автоантикор, битумную или сланцевую мастику) с промежуточной сушкой 5 . 24 ч в зависимости от приме няемой мастики или пасты, при температуре соответственно 18 . 22°С, но не ниже 10 ° С.

Для ускорения процесса восстановления защитного покрытия автомобилей применяют преобразователи ржавчины. Они превращают продукты коррозии в соединения в виде пленки, служащей грунтом для последующего защитного покрытия. Перед нанесением преобразователя ржавчины подвергнутую коррозии по верхность кузова очищают от грязи, удаляют рыхлую или пластовую ржавчину металлической щеткой. После обезжиривания уайт-спиритом или бензином жест кой кистью наносят преобразователь ржавчины, тщательно втирая его в покры ваемое место. Спустя некоторое время, поверхность увлажняют водой и через 4—5 суток наносят антикоррозионное покрытие.

Регулировка положения дверей в кузовах и кабинах в проеме боковины осу ществляется путем их перемещения.

Наружные зазоры между дверями и кузовом или кабиной по периметру долж ны быть одинаковыми.

Если дверь провисает в пределах регулировки ее фиксато ром, то, ослабив затяжку болтов, фиксатор опускают на необходимую величину и вновь закрепляют. При установке фиксатора его опорная поверхность должна быть перпендикулярна к оси петель.

При значительном провисании двери освобождают болты ее крепления к пет лям, ставят дверь в правильное положение по наружным зазорам с кузовом или кабиной и подтягивают болты. Правильность установки двери проверяют их от крыванием и закрыванием, по сопряжению фиксатора на стойке с замком двери, по сохранению одинакового зазора между проемом кузова или кабины и дверью. Затем окончательно затягивают болты крепления двери.

При износе осей петель, определяемым увеличением свободного радиального хода при покачивании дверей в вертикальной плоскости, их заменяют новыми. Оси меняют не снимая петель с дверей. Если выбить ось не удается, то петлю нагревают. При значительном износе отверстий под ось изготовляют новые оси, обеспечивающие требуемый зазор в сопряжении.

Регулировке замков и дверных механизмов предшествует очерчивание кон тура фиксатора на стойке кузова. Если дверь закрывается туго, то после ослабле ния болтов крепления фиксатора его смещают наружу и затягивают болты. При слабом закрывании двери фиксатор смещают внутрь. Если дверь при закрывании опускается, фиксатор поднимают, а если приподнимается — фиксатор опускают.

При плохом отпирании двери внутренней ручкой регулируют ее положение. Для этого ослабляют винты крепления кронштейна ручки и ручку вместе с кронш тейном передвигают в нужное положение. Затем винты затягиваю! И фиксируют против самопроизвольного отворачивания.

Если замок капота не открывается рукояткой из салона автомобиля или ка пот не запирается замком, то регулируют длину троса с помощью петлевого креп ления на крючке замка.

При неравномерном перемещении дверей автобуса или их неполном закрытии (открытии) вначале проверяют установку дверного цилиндра и затяжку гайки от кидного болта дверного механизма. При нарушении скоростного режима работы дверей изменяют положение винтов клапана регулирования скорости. Полное от крытие и закрытие дверей автобуса должно происходить за 1 . 4 с. Если, действуя регулировочными винтами клапана, не удается устранить неисправность, то отсоединяют механизм от рычагов, связанных с осями двери, и проверяют от руки свободу перемещения створок дверей по всей длине хода. Если створки дверей перемещаются свободно, то снимают дверной цилиндр для ремонта.

Кран управления дверьми автобуса при СО снимают, разбирают и все его детали промывают в керосине. Затем осматривают притертые поверхности нижней плоскости корпуса золотника. Для получения надлежащей герметичности по верхности должны быть чистыми, не иметь рисок и царапин. При наличии на ра бочих поверхностях незначительных рисок в небольшом количестве на них нано сят притирочную пасту и выполняют притирку. Закончив притирку, тщательно промывают детали, протирают поверхности и собирают кран управления.

Регулировку механизма опрокидывания кабины автомобилей КамАЗ торси онного типа выполняют, если усилие, необходимое для опрокидывания или опускания ее, велико. Для изменения усилия увеличивают или уменьшают угол за кручивания торсионов.

При регулировке угла закручивания торсионов кабину опрокидывают на 60° для освобождения торсионов от нагрузки. Оси опор рычагов торсионов пере ставляют из верхних отверстий в нижние для увеличения угла закручивания, а для уменьшения — наоборот.

При регулировке угла закручивания перестановкой рычагов торсионов ослабляют гайки стяжных болтов и переставляют рычаги на требуемое число шли цев. Оба рычага передвигают назад на одинаковое число шлицев относительно ме ток. После перестановки рычагов затягивают гайки стяжных болтов.

При установке рычагов с новыми торсионами метки на торцах торсионов и рычагов должны совпадать.

Для уравновешивания трехместной кабины оси в опорах рычагов торсионов устанавливают в нижних отверстиях, а для уравновешивания кабины со спаль ным местом оси в опорах устанавливают в верхних отверстиях. Метки на рычагах торсионов при этом смещают на один шлиц относительно меток на торцах торсио нов в направлении их закручивания.

Контрольные вопросы.

Какие основные неисправности кузовов и кабин автомобилей Вы знаете?

Какие работы выполняются при ЕО кузовов и кабин автомобилей?

Какие работы выполняются при ТО – 1 кузовов и кабин автомобилей?

Какие работы выполняются при ТО – 2 кузовов и кабин автомобилей?

Какие работы выполняются при СО кузовов и кабин автомобилей?

Как производится уборка кузова и кабины автомобиля?

Как производится мойка кузовов и кабин автомобилей и автобусов?

Как производится протирка, сушка и полирование кузова и кабины автомобиля?

Как производится антикоррозионная защита кузовов и кабин автомобилей?

Как производится регулировка положения дверей в кузовах и кабинах автомобилей?

Основными неисправностями кузова и кабины грузового автомобиля являются поломки брусьев, досок бортов и пола кузова, повреждение запоров бортов, ослабление стремянок, срыв болтов крепления стоек, повреждения дверных замков, ослабление крепления петель, заедание в механизме подъема стекол, вмятины и разрывы крыльев, капота, боковин и крыши кабины и др.

В откидывающейся кабине возможны разрушения в зоне петель шарнира откидывания, как наиболее нагруженного соединения, а также деформация резиновых буферов кабины.

Для легковых автомобилей характерны повреждения окраски, нарушение контакта наружных уплотнителей дверей с кузовом, провисание дверей, повреждение дверных замков, повреждение антикоррозионного покрытия нижних панелей, заедание в механизме подъема стекол, загрязнение обивки и т. п.

Для кузовов автобусов характерны обрывы и трещины трубчатого каркаса в местах крепления к основанию и подоконному поясу, вмятины и разрывы наружной облицовки, неисправности механизма управления дверьми, повреждения уплотнений кузова, крыши, окон и т. д.

Техническое обслуживание кузовов автомобилей

Работы, выполняемые при техническом обслуживании кузовов и кабин

При ЕО кузовов и кабин проверяют состояние дверей, платформы, стекол, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, номерных знаков, механизмов дверей, запорного механизма опрокидывающейся кабины, запоров бортов платформы, капота, крышки багажного отделения, заднего борта автомобиля-самосвала и механизма его запора. Затем автомобиль подвергается мойке и сушке. При необходимости выполняется санитарная обработка, уборка салона, очистка обивки спинок и подушек сидений.

При ТО-1 кроме операций, предусмотренных ЕО, проверяют действие запорного механизма, упора-ограничителя и страхового устройства опрокидывающейся кабины, а также исправность замков, петель и ручек дверей. Проверяют и при необходимости подтягивают крепления платформы к раме автомобиля, крыльев, подножек и брызговиков. Места поверхности кузова, кабины или платформы, подвергнутые воздействию коррозии, зачищают, на них наносят защитное покрытие.

При ТО-2 выполняют все операции ТО-1. Дополнительно проверяют состояние и крепление механизмов и деталей опрокидывающейся кабины, уплотнителей дверей и вентиляционных люков, действие систем вентиляции и отопления. При необходимости устраняют неисправности. Особенно тщательно контролируют состояние антикоррозионных защитных покрытий и окраску кузова или кабины.

СО включает весь комплекс операций ТО-2, работы по защите кузова или кабины от коррозии и работы, связанные с проверкой состояния уплотнений дверей и окон и исправности системы отопления, а также с установкой утеплительных чехлов на автомобиль.

Уборка кузова и кабины автомобиля заключается в удалении пыли и мусора из салона, в протирке сидений, стекол и арматуры. Кузова санитарных и продуктовых автомобилей, а также автобусов внутри периодически дезинфицируют и моют.

Для уборки пыли и мусора из салонов и кабин автомобилей и автобусов используют пылесосы.

Обивку из кожзаменителей (автобима, текстовинита и других) надо отмыть теплой водой с мылом, пользуясь мягкой щеткой или капроновой губкой, затем ополоснуть чистой водой и насухо протереть. Оставшиеся после этого загрязнения удаляют чистой ветошью, смоченной авиационным бензином или растворителем для нитроцеллюлозных эмалей (№ 646, 647, 648 или 650). Применять щелочные растворы (соду, стиральные порошки) запрещается, так как они вызывают быстрое потускнение и разрушение кожзаменителей.

Жирные и масляные пятна удаляют чистой тряпкой, смоченной одним из указанных выше растворителей или четыреххлористым углеродом, эфиром, хлороформом, бензолом, авиационным бензином и др. Лучшим растворителем является четыреххлористый углерод.

Загрязнение, оставшееся после удаления жирного пятна, выводят чистой тряпкой, смоченной мыльной пеной, а затем — чистой водой.

Смоляные пятна удаляют, смачивая смолу одним из следующих растворителей: хлороформом, четыреххлористым углеродом, скипидаром, ксилолом или авиационным бензином, затем лезвием тупого ножа соскабливают ее. После этого обивку обрабатывают так же, как при удалении жирных и масляных пятен.

Пятна электролита надо удалять немедленно во избежание разрушения ткани. Пятно заливают нашатырным спиртам, выжидают, пока произойдет нейтрализация кислоты, а затем протирают чистой тряпкой, смоченной холодной водой.

Чтобы сохранить блеск окрашенных поверхностей, особенно у автомобилей, хранящихся на открытом воздухе, следует регулярно применять автополироли. Они закрывают микротрещины и поры, появившиеся в лакокрасочном покрытии, что препятствует возникновению коррозии под слоем краски. Полирование можно выполнять специальной пастой вручную или электродрелью с насадкой. Для сохранения блеска кузова не следует оставлять автомобиль долгое время на солнце, допускать попадание на поверхность кузова кислот, растворов соды, тормозной жидкости и бензина. Не следует также мыть автомобиль содовым или щелочным раствором.

Хромированные детали кузова требуют такого же ухода, как и лакокрасочное покрытие. Детали из пластмасс необходимо протирать влажной тканью или специальным автоочистителем. Чтобы пластмассовые детали не потеряли блеск, не следует применять бензин или растворители.

Стекла в автомобиле очищают мягкой льняной тканью или замшей. Грязные стекла нужно предварительно вымыть водой с добавлением специальной жидкости для мойки стекол или автоочистителем для стекол. Сильно загрязненные стекла моют водой с мелом или жидкостью, предназначенной для заполнения бачка стеклоомывателя. Для исключения появления мелких царапин на стеклах не следует протирать грязные стекла сухой тканью, а также очищать сухое грязное стекло ветрового окна щеткой стеклоочистителя. При появлении на лобовом стекле потертостей или мелких царапин их удаляют размельченным и просеянным порошком пемзы, замешанным в воде до состояния густого раствора. Резиновые уплотнители два раза в год обрабатывают специальной краской, чтобы придать им блеск и продлить срок службы.

Для удаления со стекол льда и размораживания замков дверей рекомендуется применять авторазмораживатель в аэрозольной упаковке, внутрь замков можно вводить тормозную жидкость. Зимой в бачки для омывателей следует заливать водный раствор специальной незамерзающей жидкости или другие составы в соответствии с рекомендациями по их применению.

Мойку кузовов легковых автомобилей и автобусов осуществляют ручным или механизированным способом.

Окрашенные и полированные поверхности предварительно смачивают распыленной струей холодной воды или подогретой до температуры 30…35°С низкого давления (0,2…0,4 МПа). Затем кузов протирают волосяными щетками с механическим приводом, губками или замшей с непрерывным подводом воды. После обработки щетками кузов ополаскивают и сушат.

После мойки автомобиля проверяют удаление воды из внутренних полостей дверей через отверстия, расположенные внизу каждой двери. В случае засорения отверстий их очищают или продувают сжатым воздухом.

При мойке пола автобуса в пассажирском салоне не допускают попадания влаги под мягкий настил пола. Обнаруженные неплотности и неисправности настила своевременно устраняют. Пассажирские сиденья после мойки автобуса насухо протирают.

Краску с окон из органического стекла удаляют только уайт-спиритом. Грязь с органических стекол смывают мыльным раствором, затем протирают замшей или чистой мягкой тканью.

Летом лакокрасочное покрытие полируют в тени, а зимой — при температуре не ниже 0°С. Кузов полируют последовательно небольшими участками, так как ввиду испарения растворителя паста быстро высыхает и плохо полирует поверхность. Пасту наносят тонким слоем тампоном из байковой ткани. Через 5…10 мин, в зависимости от способа нанесения и температуры окружающего воздуха, покрытие тщательно полируют фланелью круговыми движениями до зеркального блеска. Для интенсификации процесса полирования применяют электрическую дрель с частотой вращения 1800…4700 мин -1 . На круглый диск, закрепленный в патроне дрели, накладывают слой 4…5 см ваты, а затем надевают полировальный круг из меха, сукна, фланели или цигейки. Тщательно отполированная восковой пастой поверхность лакокрасочного покрытия придает блеск и образует тонкую пленку с хорошими адгезионными и защитными свойствами.

Антикоррозионная защита кузовов и кабин является одной из наиболее сложных профилактических операций при ТО автомобилей. Битумные покрытия, наносимые при изготовлении автомобиля на днище и крылья, хорошо противостоят действию влаги, воды и соли, но они разрушаются под действием ударов частиц гравия и песка, низких температур, а также перепада температур. Срок эффективного действия в зависимости от условий эксплуатации составляет от одного до двух лет. Кроме того, кузов содержит большое число закрытых полостей, в которых скапливается влага и создаются благоприятные условия для возникновения и развития коррозии.

Систематическая очистка дренажных отверстий улучшает вентиляцию внутренних полостей и снижает процесс коррозии.

Перед нанесением нового защитного покрытия на днище или крылья все свободные от него места тщательно промывают сильной струей воды под давлением, Очаги коррозии зачищают до металла, обезжиривают бензином или уайтспиритом, покрывают при помощи краскораспылителя или кисти грунтом или свинцовым суриком, тертым на натуральной олифе, и сушат в течение 24 ч. После этого наносят несколько слоев антикоррозионного состава (автоантикор, битумную или сланцевую мастику) с промежуточной сушкой 5…24 ч в зависимости от применяемой мастики или пасты, при температуре соответственно 18…22°С, но не ниже 10 ° С.

Для ускорения процесса восстановления защитного покрытия автомобилей применяют преобразователи ржавчины. Они превращают продукты коррозии в соединения в виде пленки, служащей грунтом для последующего защитного покрытия. Перед нанесением преобразователя ржавчины подвергнутую коррозии поверхность кузова очищают от грязи, удаляют рыхлую или пластовую ржавчину металлической щеткой. После обезжиривания уайт-спиритом или бензином жесткой кистью наносят преобразователь ржавчины, тщательно втирая его в покрываемое место. Спустя некоторое время, поверхность увлажняют водой и через 4—5 суток наносят антикоррозионное покрытие.

Регулировка положения дверей в кузовах и кабинах в проеме боковины осуществляется путем их перемещения.

Наружные зазоры между дверями и кузовом или кабиной по периметру должны быть одинаковыми.

Если дверь провисает в пределах регулировки ее фиксатором, то, ослабив затяжку болтов, фиксатор опускают на необходимую величину и вновь закрепляют. При установке фиксатора его опорная поверхность должна быть перпендикулярна к оси петель.

При значительном провисании двери освобождают болты ее крепления к петлям, ставят дверь в правильное положение по наружным зазорам с кузовом или кабиной и подтягивают болты. Правильность установки двери проверяют их открыванием и закрыванием, по сопряжению фиксатора на стойке с замком двери, по сохранению одинакового зазора между проемом кузова или кабины и дверью. Затем окончательно затягивают болты крепления двери.

При износе осей петель, определяемым увеличением свободного радиального хода при покачивании дверей в вертикальной плоскости, их заменяют новы- ми. Оси меняют не снимая петель с дверей. Если выбить ось не удается, то петлю нагревают. При значительном износе отверстий под ось изготовляют новые оси, обеспечивающие требуемый зазор в сопряжении.

Регулировке замков и дверных механизмов предшествует очерчивание контура фиксатора на стойке кузова. Если дверь закрывается туго, то после ослабления болтов крепления фиксатора его смещают наружу и затягивают болты. При слабом закрывании двери фиксатор смещают внутрь. Если дверь при закрывании опускается, фиксатор поднимают, а если приподнимается — фиксатор опускают.

При плохом отпирании двери внутренней ручкой регулируют ее положение.Для этого ослабляют винты крепления кронштейна ручки и ручку вместе с кронштейном передвигают в нужное положение. Затем винты затягиваю! И фиксируют против самопроизвольного отворачивания.

Если замок капота не открывается рукояткой из салона автомобиля или капот не запирается замком, то регулируют длину троса с помощью петлевого крепления на крючке замка.

При неравномерном перемещении дверей автобуса или их неполном закрытии (открытии) вначале проверяют установку дверного цилиндра и затяжку гайки откидного болта дверного механизма. При нарушении скоростного режима работы дверей изменяют положение винтов клапана регулирования скорости. Полное открытие и закрытие дверей автобуса должно происходить за 1…4 с. Если, действуя регулировочными винтами клапана, не удается устранить неисправность, то отсоединяют механизм от рычагов, связанных с осями двери, и проверяют от руки свободу перемещения створок дверей по всей длине хода. Если створки дверей перемещаются свободно, то снимают дверной цилиндр для ремонта.

Кран управления дверьми автобуса при СО снимают, разбирают и все его детали промывают в керосине. Затем осматривают притертые поверхности нижней плоскости корпуса золотника. Для получения надлежащей герметичности поверхности должны быть чистыми, не иметь рисок и царапин. При наличии на рабочих поверхностях незначительных рисок в небольшом количестве на них наносят притирочную пасту и выполняют притирку. Закончив притирку, тщательно промывают детали, протирают поверхности и собирают кран управления. Регулировку механизма опрокидывания кабины автомобилей КамАЗ торсионного типа выполняют, если усилие, необходимое для опрокидывания или опускания ее, велико. Для изменения усилия увеличивают или уменьшают угол закручивания торсионов.

При регулировке угла закручивания торсионов кабину опрокидывают на 60° для освобождения торсионов от нагрузки. Оси опор рычагов торсионов переставляют из верхних отверстий в нижние для увеличения угла закручивания, а для уменьшения — наоборот.

При регулировке угла закручивания перестановкой рычагов торсионов ослабляют гайки стяжных болтов и переставляют рычаги на требуемое число шлицев. Оба рычага передвигают назад на одинаковое число шлицев относительно меток. После перестановки рычагов затягивают гайки стяжных болтов.

При установке рычагов с новыми торсионами метки на торцах торсионов и рычагов должны совпадать.

Для уравновешивания трехместной кабины оси в опорах рычагов торсионов устанавливают в нижних отверстиях, а для уравновешивания кабины со спальным местом оси в опорах устанавливают в верхних отверстиях. Метки на рычагах торсионов при этом смещают на один шлиц относительно меток на торцах торсионов в направлении их закручивания.

Работы, выполняемые при техническом обслуживании кузовов и кабин

Помимо внешнего ухода (мойка, уборка), выполняемого ежедневно, при техническом об­служивании кузовов и кабин производят ряд работ. При ЕО выявляют наружные поврежде­ния, проверяют комплектность оборудования и состояние кабины, стекол, зеркал заднего вида, противосолнечного козырька, оперения, номер­ных знаков, исправность замков дверей, запор­ного механизма опрокидывающейся кабины, запоры бортов платформы, капота двигателя. Во время ТО-1 выполняют те же работы, что и при ЕО, но более тщательно проверяют состояние всего оборудования кабины. Второе техническое обслуживание помимо работ, входящих в ТО-1, включает контроль­ные, крепежные и регулировочные работы. У автомобилей с деревянной платформой проверяют ее крепление к раме; контролиру­ют состояние брусьев, пола и бортов (отсутст­вие поломок деревянных деталей), а также действие запорных устройств.

При ЕО кузовов и кабин проверяют состояние дверей, платформы, стекол, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, номерных знаков, механизмов дверей, запорного механизма опрокидывающейся кабины, запоров бортов платформы, капота, крышки багажного отделения, заднего борта автомобиля-самосвала и механизма его запора. Автомобиль моют, сушат. При необходимости выполняют санитарную обработку, уборку салона, очистку обивки спинок и подушек сидений.

При ТО-1 кроме операций, предусмотренных ЕО, проверяют действие запорного механизма, упора - ограничителя и страхового устройства опрокидывающейся кабины, а также исправность замков, петель и ручек дверей. Проверяют и при необходимости подтягивают крепления платформы к раме автомобиля, крыльев, подножек и брызговиков. Места поверхности кузова, кабины или платформы, подвергнутые воздействию коррозии, зачищают, на них наносят защитное покрытие.

При ТО-2 выполняют все операции ТО-1. Дополнительно проверяют состояние и крепление механизмов и деталей опрокидывающейся кабины, уплотнителей дверей и вентиляционных люков, действие систем вентиляции и отопления. При необходимости устраняют неисправности. Особенно тщательно контролируют состояние антикоррозионных защитных покрытий и окраску кузова или кабины.

СО включает весь комплекс операций ТО-2, работы по защите кузова или кабины от коррозии и работы, связанные с проверкой состояния уплотнений дверей и окон и исправности системы отопления, а также с установкой утеплительных чехлов на автомобиль.

Уборка кузова и кабины автомобиля заключается в удалении пыли и мусора из салона, в протирке сидений, стекол и арматуры. Кузова санитарных и продуктовых автомобилей, а также автобусов внутри периодически дезинфицируют и моют.

Для уборки пыли и мусора из салонов и кабин автомобилей и автобусов используют пылесосы.

Уход за обивкой, изготовленной из заменителя кожи, заключается в ее периодической промывке. При помощи мягкой волосяной щетки поверхности промывают слабым раствором двууглекислой соды в теплой воде или нейтральным мыльным раствором, а затем мягкой чистой тканью вытирают насухо. Пятна на обивке удаляют бензином или четыреххлористым углеродом. После удаления пятен всю обивку протирают чистой тканью, смоченной той же жидкостью для удаления пятен, чтобы исключить оттенки цвета очищенной и неочищенной поверхностей. Для очистки сильно загрязненных мест обивки используют специальные автоочистители.

Мойку кузовов легковых автомобилей и автобусов осуществляют, как уже отмечалось, ручным или механизированным способом. Окрашенные и полированные поверхности предварительно смачивают распыленной струей холодной воды или подогретой до температуры 30 - 35 °С низкого давления (0,2 - 0,4 МПа). Затем кузов протирают волосяными щетками с механическим приводом, губками или замшей с непрерывным подводом воды. После обработки щетками кузов ополаскивают и сушат.

После мойки автомобиля проверяют удаление воды из внутренних полостей дверей через отверстия, расположенные внизу каждой двери. В случае засорения отверстий их очищают или продувают сжатым воздухом.

При мойке пола автобуса в пассажирском салоне не допускают попадания влаги под мягкий настил пола. Обнаруженные неплотности и неисправности настила своевременно устраняют. Пассажирские сиденья после мойки автобуса насухо протирают.

Протирку, сушку и полирование кузова или кабины выполняют после окончательного ополаскивания их чистой водой с целью удаления влаги с наружных поверхностей. При протирке используют замшу или фланель. Для исключения появления мелких царапин на стеклах не следует протирать грязные стекла сухой тканью, а также очищать сухое грязное стекло ветрового окна щеткой стеклоочистителя. Сильно загрязненные стекла моют водой с мелом или жидкостью, предназначенной для заполнения бачка стеклоомывателя.

Краску с окон из органического стекла удаляют только уайт - спиритом. Грязь с органических стекол смывают мыльным раствором, затем протирают замшей или чистой мягкой тканью.

Летом лакокрасочное покрытие полируют в тени, а зимой — при температуре не ниже 0°С. Кузов полируют последовательно небольшими участками, так как ввиду испарения растворителя паста быстро высыхает и плохо полирует поверхность. Пасту наносят тонким слоем тампоном из байковой ткани. Через 5 . 10 мин, в зависимости от способа нанесения и температуры окружающего воздуха, покрытие тщательно полируют фланелью круговыми движениями до зеркального блеска. Для интенсификации процесса полирования применяют электрическую дрель с частотой вращения 1800 - 4700 об/мин. На круглый диск, закрепленный в патроне дрели, накладывают слой 4 - 5 см ваты, а затем надевают полировальный круг из меха, сукна, фланели или цигейки. Тщательно отполированная восковой пастой поверхность лакокрасочного покрытия придает блеск и образует тонкую пленку с хорошими адгезионными и защитными свойствами.

Антикоррозионная защита кузовов и кабин является одной из наиболее сложных профилактических операций при ТО автомобилей. Битумные покрытия, наносимые при изготовлении автомобиля на днище и крылья, хорошо противостоят действию влаги, воды и соли, но они разрушаются под действием ударов частиц гравия и песка, низких температур, а также перепада температур. Срок эффективного действия в зависимости от условий эксплуатации составляет от одного до двух лет. Кроме того, кузов содержит большое число закрытых полостей, в которых скапливается влага и создаются благоприятные условия для возникновения и развития коррозии.

Систематическая очистка дренажных отверстий улучшает вентиляцию внутренних полостей и снижает процесс коррозии.

Перед нанесением нового защитного покрытия на днище или крылья все свободные от него места тщательно промывают сильной струей воды под давлением, Очаги коррозии зачищают до металла, обезжиривают бензином или уайт-спиритом, покрывают при помощи краскораспылителя или кисти грунтом или свинцовым суриком, тертым на натуральной олифе, и сушат в течение 24 ч. После этого наносят несколько слоев антикоррозионного состава (автоантикор, битумную или сланцевую мастику) с промежуточной сушкой 5 - 24 ч в зависимости от применяемой мастики или пасты, при температуре соответственно 18 - 22°С, но не ниже 10°С.

Для ускорения процесса восстановления защитного покрытия автомобилей применяют преобразователи ржавчины. Они превращают продукты коррозии в соединения в виде пленки, служащей грунтом для последующего защитного покрытия. Перед нанесением преобразователя ржавчины подвергнутую коррозии поверхность кузова очищают от грязи, удаляют рыхлую или пластовую ржавчину металлической щеткой. После обезжиривания уайт-спиритом или бензином жесткой кистью наносят преобразователь ржавчины, тщательно втирая его в покрываемое место. Спустя некоторое время, поверхность увлажняют водой и через 4—5 суток наносят антикоррозионное покрытие.

Регулировка положения дверей в кузовах и кабинах в проеме боковины осуществляется путем их перемещения.

Наружные зазоры между дверями и кузовом или кабиной по периметру должны быть одинаковыми.

Если дверь провисает в пределах регулировки ее фиксатором, то, ослабив затяжку болтов, фиксатор опускают на необходимую величину и вновь закрепляют. При установке фиксатора его опорная поверхность должна быть перпендикулярна к оси петель.

При значительном провисании двери освобождают болты ее крепления к петлям, ставят дверь в правильное положение по наружным зазорам с кузовом или кабиной и подтягивают болты. Правильность установки двери проверяют их открыванием и закрыванием, по сопряжению фиксатора на стойке с замком двери, по сохранению одинакового зазора между проемом кузова или кабины и дверью. Затем окончательно затягивают болты крепления двери.

При износе осей петель, определяемым увеличением свободного радиального хода при покачивании дверей в вертикальной плоскости, их заменяют новыми. Оси меняют не снимая петель с дверей. Если выбить ось не удается, то петлю нагревают. При значительном износе отверстий под ось изготовляют новые оси, обеспечивающие требуемый зазор в сопряжении.

Регулировке замков и дверных механизмов предшествует очерчивание контура фиксатора на стойке кузова. Если дверь закрывается туго, то после ослабления болтов крепления фиксатора его смещают наружу и затягивают болты. При слабом закрывании двери фиксатор смещают внутрь. Если дверь при закрывании опускается, фиксатор поднимают, а если приподнимается — фиксатор опускают.

При плохом отпирании двери внутренней ручкой регулируют ее положение. Для этого ослабляют винты крепления кронштейна ручки и ручку вместе с кронштейном передвигают в нужное положение. Затем винты затягиваю! И фиксируют против самопроизвольного отворачивания.

Если замок капота не открывается рукояткой из салона автомобиля или капот не запирается замком, то регулируют длину троса с помощью петлевого крепления на крючке замка.

При неравномерном перемещении дверей автобуса или их неполном закрытии (открытии) вначале проверяют установку дверного цилиндра и затяжку гайки откидного болта дверного механизма. При нарушении скоростного режима работы дверей изменяют положение винтов клапана регулирования скорости. Полное открытие и закрытие дверей автобуса должно происходить за 1 - 4 с. Если, действуя регулировочными винтами клапана, не удается устранить неисправность, то отсоединяют механизм от рычагов, связанных с осями двери, и проверяют от руки свободу перемещения створок дверей по всей длине хода. Если створки дверей перемещаются свободно, то снимают дверной цилиндр для ремонта.

Кран управления дверьми автобуса при СО снимают, разбирают и все его детали промывают в керосине. Затем осматривают притертые поверхности нижней плоскости корпуса золотника. Для получения надлежащей герметичности поверхности должны быть чистыми, не иметь рисок и царапин. При наличии на рабочих поверхностях незначительных рисок в небольшом количестве на них наносят притирочную пасту и выполняют притирку. Закончив притирку, тщательно промывают детали, протирают поверхности и собирают кран управления.

Регулировку механизма опрокидывания кабины автомобилей КамАЗ торсионного типа выполняют, если усилие, необходимое для опрокидывания или опускания ее, велико. Для изменения усилия увеличивают или уменьшают угол закручивания торсионов.

При регулировке угла закручивания торсионов кабину опрокидывают на 60° для освобождения торсионов от нагрузки. Оси опор рычагов торсионов переставляют из верхних отверстий в нижние для увеличения угла закручивания, а для уменьшения — наоборот.

При регулировке угла закручивания перестановкой рычагов торсионов ослабляют гайки стяжных болтов и переставляют рычаги на требуемое число шлицев. Оба рычага передвигают назад на одинаковое число шлицев относительно меток. После перестановки рычагов затягивают гайки стяжных болтов.

При установке рычагов с новыми торсионами метки на торцах торсионов и рычагов должны совпадать.

Для уравновешивания трехместной кабины оси в опорах рычагов торсионов устанавливают в нижних отверстиях, а для уравновешивания кабины со спальным местом оси в опорах устанавливают в верхних отверстиях. Метки на рычагах торсионов при этом смещают на один шлиц относительно меток на торцах торсионов в направлении их закручивания.

Проверяют крепление отдельных деталей оперения (облицовки радиатора, крыльев, брызговиков и др.). Своевременно устраняют трещины, погнутости, восстанавливают окрас­ку на поврежденных участках. У автомобилей с жестко закрепленной ка­биной проверяют степень и равномерность за­тяжки всех болтов крепления и шплинтовку гаек, целостность и правильность положения резиновых опор и подкладок. В случае применения откидывающейся ка­бины (ГАЗ-66) проверяют надежность крепле­ния к раме кронштейнов шарниров, а также левого опорного кронштейна пружины откиды­вания (правый кронштейн прикреплен к ра­ме); следят за состоянием запорного механиз­ма, который должен надежно фиксировать ка­бину в рабочем положении. Натяжение запорного крюка от­кидывающейся кабины регулируют изменением положения пальца его фиксатора, проходяще­го через прорези усилителей кабины. С этой целью на самом фиксаторе имеется четыре от­верстия, в которые может вставляться палец. Переставляя палец из верхнего отверстия в нижнее, увеличивают натяжение крюка, а из нижних в верхние отверстия — уменьшают его. Для сохранения длительной работоспособ­ности механизма откидывания поднимать и опускать кабину следует медленно, придержи­вая ее рукой.

Регулировку положения дверей кабины выполняют в случае неплот­ного их закрывания. Для этого ослабляют бол­ты крепления кронштейнов петель к стойкам кабины и перемещают дверь внутрь или нару­жу до совпадения с боковыми петлями передка кабины. Ослабив болты крепления двери к пет­лям, регулируют .положение двери в вертикаль­ном и продольном направлениях. Ориентиров­ку правильного положения двери дает направ­ляющий шип, который должен располагаться по оси гнезда, имеющегося на стойке. Шип можно также сместить в том или ином направ­лении, предварительно отпустив винты его крепления.

С целью обеспечения плотности закрывания дверей проверяют прилегание резиновых уп­лотнителей, которые должны иметь непрерыв­ный контакт со стойками кузова. Контакт про­веряют по зажиму бумажной ленты между дверью и стойками кузова.


Техническое обслуживание кабины, платформы, электрооборудования

Кабина автомобиля — цельнометаллическая, одноместная со звуко- и шумоизоляциеи установлена на резиновых амортизаторах, что уменьшает ее вибрацию при работающем двигателе. Ветровое и боковые стекла обеспечивают хорошую обзорность из кабины.

Кабина оборудована вентиляционным люком в крыше, вентилятором, стеклоочистителем, отопителем для обдува ветрового стекла, зеркалом заднего вида, противосолнечным козырьком и вешалками для одежды.

Сиденье водителя регулируется в продольном направлении и по высоте; можно также изменять наклон подушки и спинки.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

Замок двери открывается как снаружи, так и изнутри кабины. С внутренней стороны двери замок может быть установлен на предохранитель.

Платформа — металлическая сварная ковшового типа с козырьком над кабиной. Днище выполнено из листа толщиной 18 мм и наклонно по всей длине. Основание и борта платформы связаны усилителями коробчатого сечения (контрфорсами) и обогреваются отработавшими газами.

В платформе предусмотрены заглушки для отключения обогрева платформы: при переходе на весенне-летнюю эксплуатацию заглушки устанавливают в задней части платформы и, наоборот, при переходе на осенне-зимнюю эксплуатацию — в передней.

К передней части платформы приварен прочный козырек, предохраняющий кабину- и отсек двигателя от повреждения в момент загрузки автомобиля. Для удержания платформы в поднятом положении на основании приварены две серьги, а к раме — специальные кронштейны, в которые вставляются буксирные шкворни.

Для транспортировки автомобилей по железной дороге на основании и бортах платформы предусмотрены скобы. При вводе автомобилей в эксплуатацию скобы срезают.

Электрооборудование автомобилей-самосвалов и автомобилей-тягачей рассчитано на постоянный ток напряжением 24 В. Агрегаты и приборы электрооборудования соединены по однопроводной схеме. Вторым проводом служат металлические детали (масса) автомобиля. С массой через специальный включатель (контактор) соединены отрицательные зажимы источников электроэнергии.

Генератор и аккумуляторные батареи соединены параллельно. Когда работает двигатель, потребители питаются от генератора. Напряжение генератора независимо от нагрузки и частоты вращения и поддерживается реле-регулятором постоянным. Когда двигатель не работает или частота вращения коленчатого вала меньше 800 об/мин, реле обратного тока реле-регулятора отключает генератор и потребители получают питание от аккумуляторных батарей.

При длительной стоянке автомобиля включатель массы следует выключать: при осмотре и ремонте электрооборудования и электропроводки, а также при замене предохранителей, при излишнем заряде (кипении) аккумуляторов и во всех других случаях правности электрооборудования.

Электродвигатель МН-1 предназначен для привода маслозакачивающего насоса двигателя; МЭ205 — для привода вентилятора кабины; МЭ233 — для привода вентилятора отопителя.

При‘обслуживании кабины, платформы и электрооборудования необходимо выполнять следующие виды обслуживания.

Ежедневное обслуживание.
При ТО нужно: – проверить техническое состояние генератора, реле-регулятора и аккумуляторных батарей по показаниям вольтамперметра, исправность стеклоочистителя кабины, аккумуляторных батарей, фар, подфарников, задних фонарей, указателей поворотов и звукового сигнала.

Первое техническое обслуживание.

При ТО-1 следует: – проверить и довести до нормального уровень и плотность электролита аккумуляторных батарей; – очистить вентиляционные отверстия в пробках аккумуляторных батарей; – подтянуть крепление зажимов проводов аккумуляторных батарей, генератора и стартера, болты крепления кабины, генератора, стартера и скоб крепления аккумуляторных батарей; – проверить болты крепления крышек пальцев крепления платформы с рамой; смазать пальцы крепления платформы с рамой.

Второе техническое обслуживание.

При ТО-2 нужно проверить: – степень заряженности аккумуляторных батарей; крепление приборов освещения и световой сигнализации, правильность регулировки: света фар; – техническое состояние щеточно-коллекторного узла генератора Г731-А и заменить смазку в подшипниках (через 700 ч); – напряжение включения реле обратного тока и регулируемое напряжение реле-регулятора; – техническое состояние контакторов; – снять с двигателя стартер СТ-103, проверить техническое состояние его) и смазать подшипники (через одно ТО-2).

Проверка исправности стеклоочистителя СЛ21-Г. Частота перемещения щетки стеклоочистителя при- рабочем давлении воздуха 2—4 даН/см2 обусловлена положением головки вентиля-редуктора, а также давлением воздуха в тормозной системе и техническим со-стоянием стеклоочистителя.

Ненормальная работа стеклоочистителя может быть следствием загрязнения фетрового фильтра, скопления смолистых отложений на деталях клапанного механизма, нарушения герметичности в сопряжениях клапан — седло, срезания стопорного винта крепления сектора к валу, износа рабочей поверхности цилиндра и манжет.

Герметичность сопряжений клапан — седло проверяют шлангом диаметром 5—7 мм с ровно срезанными торцами. Шланг подсоединяют одним (концом к отверстию для подвода воздуха, а вторым — к источнику питания воздуха под давлением 2 даН/см2, причем скобу стеклоочистителя передвигают до упора. Воздух должен проходить свободно. При перемещении скобы в обратном направлении! воздух проходить не должен — клапаны герметичны.

Малое сопротивление повороту рычага щеткодержателя pyкой — признак износа или высыхания кожаных манжет. Неравномерный ход стеклоочистителя объясняется износом только одной манжеты. Новые манжеты должны иметь такую же толщину, как и заменяемые.

При обнаружении на деталях клапанного механизма смолистых отложений нужно разобрать механизм и промыть все детали в ацетоне.

Перед сборкой стеклоочистителя следует нанести тонким слоем смазку ЦИАТИМ-201 на рабочую поверхность цилиндра и манжет, на зубья рейки и сектора.

Регулировка хода стеклоочистителя. Проводится регулировка в такой последовательности: медленно повернуть рычаг щеткодержателя влево до появления щелчка в клапанном механизме и остановить рычаг в этом положении; завернуть регулировочный винт до упора в сектор (также установить и правый регулировочный винт); проверить правильность установки винтов — если при повороте рычага вправо или влево слышен щелчок, а рычаг еще можно повернуть в том же направлении, нужно регулировочные винты завернуть настолько, чтобы щелчки были слышны в момент изменения направления вращения рычага. Убедившись в правильности установки регулировочных винтов, необходимо закрепить их контргайками.

Приведение аккумуляторных батарей в рабочее состояние. Для приведения аккумуляторных батарей в рабочее состояние их заливают электролитом и заряжают. В зависимости от времени года и климатического района, в котором эксплуатируется автомобиль, в аккумуляторные батареи необходимо заливать электролит различной плотности (табл. 7). В батарею заливается 8 л электролита. Приготавливают электролит из аккумуляторной серной кислоты

Таблица 7
Плотность электролита в зависимости от времени года и климатических условий

Примечание. Допускаются отклонения плотности электролита от приведенных в таблице значений на ±0,01 г/см3.
(ГОСТ 667—73, сорт А) и дистиллированной воды (ГОСТ 6709—72).

Для электролита используют стойкую против действия серной кислоты посуду — керамическую, эбонитовую, свинцовую, в которую заливают вначале воду, а затем при непрерывном перемешивании — кислоту.

Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть не ниже 15 и не выше 25 °С.

До заливки электролита вывертывают пробки, предварительно сняв с них герметизирующую пленку, если они ею заклеены, или срезают выступы на полиэтиленовых пробках, закрывающих вентиляционные отверстия. В батареях с пробками, не имеющими герметизирующей пленки, удаляют проложенные под ними герметизирующие диски. Герметизирующие диски и пленку после заливки электролита больше не применяют.

После этого, используя стеклянную, эбонитовую или свинцовую воронку, небольшой струей заливают в аккумуляторы через доливочные отверстия электролит. Уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше предохранительного щитка; проверяют уровень электролита стеклянной трубкой диаметром 3—5 мм, имеющей на конце две риски на высоте 10 и 15 мм. Погрузив трубку этим концом в электролит до упора в предохранительный щиток, зажимают пальцем верхний ее конец, затем приподнимают трубку и по уровню электролита в ней определяют уровень электролита в аккумуляторной батарее.

На первый.заряд батарею ставят после 3-часовой выдержки ее с электролитом. Положительный зажим аккумуляторной батареи присоединяют к положительному полюсу источника тока, а отрицательный к отрицательному.

В процессе заряда плотность электролита постепенно повышается и только к концу заряда принимает постоянное значение. Если конечная плотность электролита отличается от нормы, необходимую плотность (обязательно в конце заряда) получают, доливая дистиллированную воду, если плотность выше, и кислоту плотностью 1,4 г/см3, если она ниже нормы.

Перед доливкой воды или кислоты часть электролита из аккумулятора отбирают при помощи груши.

Если за один прием не удается довести плотность электролита до нормы, то доводку продолжают. Для полного перемешивания электролита промежутки между двумя добавками воды или кислоты должны быть не менее 30 мин.

После приведения батарей в рабочее состояние все последующие заряды ведут двухступенчатым режимом.

После заряда батарею закрывают крышками и протирают ее поверхность 10%-ным раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды. При установке батарей на автомобиль выводные зажимы батарей после подсоединения к ним наконечников проводов смазывают смазкой ЦИАТИМ-201.

Через каждые 100 ч работы нужно: очистить батареи от пыли и грязи; проверить крепление батарей и контакты наконечников проводов с выводными зажимами батарей. Не допускать натяжения проводов во избежание порчи выводных зажимов и образования трещин в мастике; проверить и при необходимости прочистить вентиляционные отверстия в пробках аккумуляторов, уровень электролита в каждом аккумуляторе батарей и при необходимости долить водой до требуемого уровня (доливать электролит в аккумуляторы запрещается, за исключением случаев, когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло вследствие выплескивания).

Проверка степени заряженности аккумуляторных батарей. Предварительно ареометром замеряют плотность электролита. Одновременно необходимо замерить температуру электролита, чтобы учесть температурную поправку.

Батарею, разряженную более чем «а 25% зимой и более чем на 50% летом, снимают с автомобиля и ставят на подзаряд.

Проверка технического состояния щеточно-коллекторного узла генератора и замена смазки в подшипниках.

Для проведения этих операций необходимо: – через 100 ч работы проверить затяжку болтов крепления генератора; через 500 ч работы — снять генератор, очистить его от пыли и грязи, снять фланец приводной муфты и защитную ленту, продуть коллектор и щеткодержатели сухим воздухом; – осмотреть щетки и проверить легкость их хода в обоймах щеткодержателей, снять щетки, очистить их от пыли и грязи и проверить величину износа (если высота щеток менее 18 мм, щетки заменить новыми, при замене притереть их к коллектору не менее чем на 2/3 их рабочей поверхности путем протягивания под щеткой по поверхности коллектора плотно прилегающей полоски стеклянной шкурки зернистостью 320); – снять с обеих сторон генератора кожухи, вентиляторы и крышки с войлочными кольцами, закрывающие подшипники; – в случае значительного загустения смазки в подшипниках заменить ее новой, для чего чистой тряпкой, смоченной в бензине, удалить с сепаратора и снятой крышки старую смазку, затем лопаточкой заложить в подшипник новую смазку марки № 158 МРТУ 12Н 139—64: 10 г в подшипник со стороны привода и 4 г в подшипник со стороны коллектора; – собрать генератор, установить фланец приводной муфты и защитную ленту и установить генератор на место (если в генераторе была заменена одна или насколько щеток, то такой генератор должен пройти предварительную притирку щеток в течение 1 ч под на грузкой 25—30 А).

Проверка, и регулировка реле-регулятора РРТ-32. При проверке нужно очистить наружную поверхность регулятора от пыли и грязи и при необходимости подтянуть его крепления и проводов, подсоединенных к реле-регулятору.

При ненормальной работе реле-регулятора проверяют состояние его контактов. При наличии следов подгорания следует снять реле-регулятор и зачистить поверхности контактов при помощи надфилей” или мелкозернистой шкурки. После зачистки контактов необходимо реле-регулятор отрегулировать на стенде.

Регуляторы напряжения должны поддерживать напряжение в пределах 27—29 В при токе нагрузки 37 А. Регулируют их при 2700 об/мин якоря генератора, отключенных аккумуляторных батареях и заклиненных (замкнутых) контактах ограничителей тока, изменяя натяжение пружины при помощи винта (рис. 42) эксцентрикового приспособления (предварительно отвернуть стопорный винт, а после регулировки завернуть).

Каждый регулятор нужно регулировать самостоятельно; разница величин ограничиваемого ими напряжения должна быть не более 0,5 В. Перед регулировкой регуляторов напряжения (рис. 43) установить зазор между якорями и сердечниками 0,7—1,1 мм.

Ограничители тока регулируют на максимальную силу тока 43— 53 А изменением натяжения пружины при 2700 об/мин якоря генератора, отключенных аккумуляторных батареях и заклиненных контактах регуляторов напряжения. При регулировке тока зазор между якорями и сердечниками должен быть 0,7—1,1 мм.

Реле обратного тока регулируют также изменением натяжения пружин. Перед регулировкой следует установить зазор 0,6—1 мм между контактами, а между якорем и сердечником— 1,7—2,2 мм.

Проверка технического состояния стартера СТ-103 и смазка его подшипников. Для проведения этих работ необходимо снять стартер с двигателя и проверить состояние щеток и коллектора. Подгар на поверхности коллектора смывают смоченной в бензине тряпкой. При сильном подгорании или износе коллектор протачивают на станке, снимая минимальную стружку. Биение поверхности коллектора после проточки не должно быть более 0,03 мм. После проточки следует прочистить канавки между пластинами коллектора на глубину 0,8—1 мм и удалить заусенцы с краев пластин.

Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях и не иметь чрезмерного износа (высота щеток не менее 14 мм). При замене щетки следует притереть к коллектору не менее чем на 2/3 рабочей поверхности путем протягивания под щеткой по поверхности коллектора плотно прилегающей полоски шлифовальной бумаги зернистостью 320.

Рис. 42. Регулировка натяжения пружин реле-регулятора:
1,2 — винты

Рис. 43. Регулировка зазора между контактами регуляторов напряжения и ограничителей тока реле-регулятора:
1 — винт верхнего контакта, 2 — щуп

После этого следует очистить внутреннюю поверхность коробки реле привода стартера от пыли и осмотреть рабочую поверхность контактов; подгоревшие контакты зачистить шлифовальной бумагой, не нарушая их формы. Убедиться в свободной посадке контактного диска реле на штоке якоря. Затем надо проверить надежность крепления реле к корпусу стартера, подтянуть болты и продуть стартер сухим сжатым воздухом.

В масленки стартера СТ-103 заливают по 10—15 капель масла для двигателя и проверяют регулировку реле.

Проверку производят следующим образом. К зажиму реле стартера, отключив его от аккумуляторной батареи, присоединяют провод лампочки, второй провод — к плюсовому зажиму аккумуляторной батареи. Между шестерней и упорным кольцом поочередно устанавливают прокладки толщиной 16 и 11,7 мм. Реле стартера вкчючают на номинальное напряжение 24 В, а шестерню прижимают к прокладке. С прокладкой толщиной 16 мм контакты реле не должны замыкаться и лампочка не должна гореть, с прокладкой толщиной 11,7 мм контакты должны замкнуться и лампочка загореться.

Если проверкой установлено несоответствие реле этому требованию, нужно подрегулировать ход подвижного сердечника винтом:
при позднем замыкании контактов реле немного вывернуть регулировочный винт .из якоря реле, при раннем (лампочка горит при прокладке толщиной 16 мм) винт завернуть. По окончании регулировки следует проводом присоединить стартер к реле.

Регулировка света фар.

Рис. 44. Разметка экрана для регулировки установки фар

Таблица 9
Параметры для разметки экрана

Проверка и регулировка света фар производится по положению световых пятен на специальном экране. Необходимые данные для разметки экрана приведены на рис. 44 и в табл. 9.

Проверку производят на ровной горизонтальной площадке, на автомобилях без груза, при нормальном давлении воздуха в шинах и правильно отрегулированных характеристиках цилиндров подвески.

На площадке автомобиль нужно установить таким образом чтобы его продольная ось была перпендикулярна экрану и проходила через вертикальную линию О—О, а расстояние от экрана до фар было 10 м.

Дальний свет основных фар регулируют с (помощью винтов, расположенных под наружными ободками фар, а ближний свет этих фар — изменением посадки лампы в патроне и патрона в оптическом элементе. Свет противотуманных фар регулируют поворотом корпуса фары при отпущенной гайке крепления фары к кронштейну.

Читайте также: