Ткачев п н кратко

Обновлено: 07.07.2024

ТКАЧЕВ Петр Никитич (1844-1886)

политический мыслитель, публицист, член руководимого С.Г. Нечаевым тайного общества "Народная расправа", издатель журнала "Набат", представитель бланкистской ветви народничества.

Политическая концепция Ткачева была сформулирована в ряде его статей и критических рецензий: "Задачи революционной пропаганды в России" (1874), "Революция и государство" (1876), "Народ и революция" (1876), "Анархическое государство" (1876), "Революция и принцип национальности "(1878).

Как и анархисты, Ткачев считал, что социальная революция в России должна быть осуществлена немедленно, поскольку для этого есть все условия: общинный уклад, отсутствие социально-экономических корней у государства и наличие "коммунистического инстинкта" у русского народа. Но, в отличие от Бакунина, он не верил в революционную силу крестьянских масс, считал их пассивной, консервативной социальной силой.

Полемизируя с анархистами, Ткачев в противоположность последним доказывает, что власть - не причина существующего социального зла, а лишь его необходимый результат. Он отрицает укорененность политической власти в экономической жизни русского народа, считает, что она "не воплощает в себе интересов какого-либо сословия" и "только издали кажется силой". Отсюда вытекает вывод о легкости, с которой можно сломить этот колосс на глиняных ногах, "ничтожную кучку автократов".

Лозунгом русского бланкизма был призыв к революции во имя народа, но без него. Идея насильственного уничтожения существующего государственного устройства аргументировалась им наличием особого права революционеров на осознание народного идеала и его осуществление. "Ни в настоящем, ни в будущем народ, сам себе предоставленный, не в силах осуществить социальную революцию. Только мы, революционное меньшинство, можем это сделать, и мы должны это сделать как можно скорее", - писал Ткачев в своей статье "Народ и революция".

Концепция революции Ткачева резко противостояла другим направлениям в народничестве. Она отметала всякое "коленопреклонение" перед народом, возведение его на пьедестал: "Тот не уважает народ, кто льстит ему". В то же время Ткачев оставался в рамках единого народнического направления, противопоставляя буржуазному пути, на который вступила Россия, поставленную под удар поземельную крестьянскую общину.

Освящая любые действия во имя абстрактного человеческого счастья, Ткачев выводил политику за пределы нравственности. Утверждение "что полезно для общества, то и справедливо" было естественным продолжением развивавшегося им принципа "цель оправдывает средства".

Ткачев первым осуществил теоретическое осмысление террора как средства политической борьбы, дал санкцию стихийно возникшей в гуще народнического движения террористической практике по отношению к шпионам, предателям, а затем и представителям власти. "Революционный терроризм, - заявлял Ткачев, - является. не только наиболее верным и практическим средством дезорганизовать существующее полицейско-бюрократичекое государство, но является единственным действительным средством переродить холопа-верноподданного в человека-гражданина".

Ткачев как революционный мыслитель выразил предел радикализма в истории русского революционного движения, предел, который, по существу, оказался тупиком. Этот радикализм, торопивший революцию во что бы то ни стало, был неотделим от антидемократизма, который порождал взгляд на народ как на "мясо революции", как на объект социального реформаторства; народ, который сам не сознает, в чем его счастье. Отсюда абсолютизация власти благодетелей, абсолютизация диктатуры, принципа насилия. Успех революции, средства достижения ее идеалов ставятся выше общечеловеческой морали. Эта традиция, не Ткачевым начатая, но им теоретически обоснованная и энергично внедрявшаяся в сознание участников общественной борьбы, встречала противодействие и в массе революционеров, и со стороны ведущих народнических идеологов. Бакунин и Лавров указывали на опасность абсолютизации абстрактной теории, насильственно внедряемой в жизнь.

ТКАЧЕВ ПЕТР НИКИТИЧ

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ТКАЧЕВ ПЕТР НИКИТИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

Жизнь в эмиграции

Литературная деятельность

Воззрения П. Н. Ткачёва

Революционеры-народники конца 1860 - начала 1870-х годов, отрицавшие политическую революцию во имя социальной, отвергали доктрину Ткачёва. Лишь в конце 1870-х годов логика исторического процесса привела народовольцев к прямому политическому выступлению против самодержавия.

Библиография

Основная статья - Библиография П. Н. Ткачёва

Сочинения

Литература о П. Н. Ткачёве

Петр Никитич Ткачев краткая биография литературного критика и публициста изложена в этой статье. П.Н. Ткачев был идеологом якобинского направления в народничестве.

Биография Ткачева Петра Никитича кратко

Будущий писатель появился на свет в Псковской губернии в 1844 году в семье небогатого помещика. Обучался в Санкт-Петербургском университете на юридическом факультете. В студенческие годы брал участие в университетских беспорядках, за что его на несколько месяцев посадили в Кронштадтскую крепость.

Позже после выхода из крепости он получил ученую степень, но опять- таки по подозрению в участии в политическом деле Баллода, Ткачев несколько месяцев отсидел в Петропавловской крепости согласно приговору сената.

Идеологом заговорщического (бланкистского) направления в народничестве стал Петр Никитович Ткачев (1844 – 1885). Он родился в мелкопоместной дворянской семье в Великолукском уезде Псковской губернии, где у его отца было небольшое имение.

Основные моменты политико-правового учения П.Н.Ткачева таковы:

1) Русское государство лишено корней в экономической жизни, и не воплощает в себе интересов какого – либо сословия;

Более конкретно это означает, что оно одинаково давит на все общественные классы, и они одинаково ненавидят его.

2) Революционная пропаганда в народе не имеет смысла, поскольку он настолько угнетен и задавлен, что просто не воспримет ее;

Последнее усугубляется консервативным характером крестьянства, составляющего большую часть общества.

3) Политические преследования исключают легальную работу среди пролетариата и мешают его политическому созреванию;

4) Поскольку пропаганда и любая легальная деятельность неэффективны, единственным выходом остается революционная борьба с самодержавием;

5) В то же время отрыв государственной власти от социальной базы облегчает революционерам ее захват и последующее использование ее в своих целях;

6) Ведущее силой революции в условиях России должно стать сознательное меньшинство, объединенное дисциплиной в централизованную партию;

8) Главное для русских революционеров – не опоздать с мятежом, поскольку развитие капитализма и распад общины укрепляют реакцию и ослабляют социалистические начала в русском народе;

а) обобществление средств производства и превращение сельских общин в общину – коммуну;

б) упразднение торговли и введение прямого распределения и обмена продуктов;

в) уничтожение семейного, физического, умственного и нравственного неравенства;

г) ослабление центральной государственной власти через создание органов самоуправления.

В то же время классики марксизма отнеслись к ткачевскому наследию критически. Ф.Энгельс в ряде статей, написанных в 1874 – 1875 гг., подверг Ткачева суровой критике, указав на опасность и вред присущего ему авантюризма, отказа от упорной работы по привлечению широких трудящихся масс на сторону революции.

В последние десятилетия деятельность и идеи П.Н.Ткачева вызывают особый интерес как в СССР, так и на Западе. В 1920 - ые гг. некоторые советские ученые, в частности М.Н.Покровский , изображали его как первого русского марксиста, признавшего примат экономических отношений перед политической и идеологической надстройкой.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16


Т

Петр Никитич Ткачев краткая биография литературного критика и публициста изложена в этой статье. П.Н. Ткачев был идеологом якобинского направления в народничестве.

Биография Ткачева Петра Никитича кратко

Будущий писатель появился на свет в Псковской губернии в 1844 году в семье небогатого помещика. Обучался в Санкт-Петербургском университете на юридическом факультете. В студенческие годы брал участие в университетских беспорядках, за что его на несколько месяцев посадили в Кронштадтскую крепость.

Позже после выхода из крепости он получил ученую степень, но опять- таки по подозрению в участии в политическом деле Баллода, Ткачев несколько месяцев отсидел в Петропавловской крепости согласно приговору сената.

Примечательно, что известное сегодня всем произведение Л. Н. Толстого Петр Никитич раскритиковал в пух и прах, назвав бездарным и вредным.

В 1883 году Ткачев заболел психическим заболеванием и в возрасте 41 года умер в Париже спустя два года.

Петр Никитич Ткачев (1844-1885) – известный русский революционер, идеолог народничества. В статье подробно рассмотрена его биография, взгляды и идеи.

Детство и годы юности

петропавловская крепость

Петр Никитич Ткачев появился на свет 29 июня 1844 года в Псковской губернии (село Сивцово). Родителями его были мелкопоместные дворяне. Сначала Петр Никитич посещал 2-ю Петербургскую гимназию. Затем из пятого класса этой гимназии в 1861 году поступил в Петербургский университет, на юридический факультет. Однако учиться Петру Ткачеву не пришлось. Дело в том, что в это время начались студенческие волнения, в результате чего университет был закрыт. В числе других активных участников этих волнений Ткачев был заключен сначала в Петропавловскую крепость (в октябре), а затем в Кронштадтскую, из которой он вышел в декабре.

Защита диссертации, особенность революционных взглядов

петр никитич ткачев

Царь повелел оставить Петра Никитича в столице, поручив его матери. У Ткачева не было возможности продолжать обучение в университете. Однако через семь лет он все-таки сдал экзамены экстерном, представил свою диссертацию и стал кандидатом права. Несколько позже, критикуя Лаврова за то, что тот был слишком оторван от революционного движения, Петр Никитич писал о себе, что со времен гимназии не знал иного общества, кроме тех юношей, которые увлекались студенческими сходками, устраивали читальни и воскресные школы, заводили коммуны и артели и т. д. Он всегда был не только с ними, но и среди них, даже когда находился в Петропавловской крепости. Нацеленность Петра Никитича на немедленное решение тех или иных задач революционного движения сформировала характерные черты его социалистической концепции.

Участие в революционных объединениях

Ткачев еще во время обучения в гимназии начал читать социалистическую литературу. Он познакомился с изданиями Огарева и Герцена, со статьями Добролюбова и Чернышевского. Уже в ранних стихах, относящихся к 1860-62 гг. (некоторые из них ходили в списках), Ткачев проповедовал крестьянскую революцию. Он окончательно встал на революционный путь с 1861 года. С этого времени Ткачев активно участвовал в студенческом движении, в результате чего много раз подвергался арестам, обыскам, допросам. Петр Никитич постоянно был под надзором полиции. Он отбывал тюремное заключение практически ежегодно.

петр никитич ткачев интересные факты

Начало литературной деятельности

В июне 1862 года началась литературная деятельность Петра Никитича. Его литературный талант раскрылся в 60-е годы. В качестве одного из теоретиков революционного народничества, блестящего критика и публициста Ткачев сотрудничал с несколькими прогрессивными журналами. Следует отметить, что уже в первых его статьях, посвященных критике судебной реформы, которую планировало правительство, заметно революционно-демократическое, оппозиционное настроение. Они были опубликованы в журналах "Эпоха" и "Время" братьев Достоевских, а также в "Библиотеке для чтения".

Знакомство с трудами Маркса

В ряде статей, созданных в период с 1862 по 1864 год, Петр Никитич выдвинул идею изменения существующих в России социальных отношений на социалистических началах путем устройства сети воспитательных земельно-промышленных ассоциаций, в первую очередь на незаселенных землях. Примерно в это время познакомился с некоторыми из трудов Карла Маркса Петр Никитич Ткачев.

Биография его в декабре 1865 года отмечена тем, что в "Русском слове" он впервые в легальной печати нашей страны изложил главный тезис К. Маркса, связанный с материалистическим пониманием истории, который тот представил в предисловии к "К критике политической экономии". Следует отметить, что к этому времени Ткачев уже являлся постоянным сотрудником двух демократических журналов ("Дело" и "Русское слово"). Он фактически сменил на посту Писарева, который был помещен в Петропавловскую крепость. Вышеупомянутый тезис Петр Никитич пропагандировал и в дальнейшем, правда? в своей трактовке, несколько упрощенной.

Оформление концепции Ткачева

В 1868 году Ткачев П. Н. напечатал устав I Интернационала в переводе (в приложении к книге Бехера), а также устав народного банка Прудона. Взгляды Петра Никитича к концу 1860-х годов сложились в определенную концепцию. Он призывал к политико-социальной революции в стране. Эта концепция выразилась в вышедшей из кружка Ткачева и Нечаева "Программе революционных действий".

Петропавловская крепость

Нужно сказать, что многое из того, что написал Ткачев П. Н. либо запрещалось, либо не проходило по условиям цензуры, либо отбиралось при многочисленных арестах. Когда во время очередных студенческих волнений (в марте 1869 года) Ткачева вновь арестовали, ему выдвинули сразу 3 литературных обвинения. Первое из них – за создание и публикацию воззвания "К обществу!", в котором были представлены требования студентов; второе – за публикацию сборника под названием "Луч", изданного вместо запрещенного "Русского слова"; третье – за то, что он напечатал книгу "Рабочий вопрос" Э. Бехера. На сей раз Петропавловская крепость стала для Петра Никитича местом заключения почти на четыре года. В начале 1873 года Ткачева отправили в ссылку в Великие Луки, на родину. Оттуда он бежал за границу с помощью М. В. Куприянова, тоже революционера.

Жизнь за границей, полемика с Энгельсом и Лавровым

русский литературный критик

Журнальная деятельность, прерванная арестом, возобновилась в 1872 году. Ткачев вновь стал публиковать свои статьи в "Деле". Однако он подписывал их не своей фамилией, а разными псевдонимами (Все тот же, П. Грачиоли, П. Гр-ли, П. Н. Постный, П. Н. Нионов, П. Никитин).

Эмигрантская литература Ф. Энгельса, Лаврова и других стояла на несколько иной позиции, чем Петр Никитич. Суть разногласий между ними заключалась в том, что Ткачев рассматривал политическую борьбу в качестве неотъемлемой предпосылки будущей революции. Однако роль народных масс в ней он недооценивал, с чем не могли согласиться многие русские эмигранты. По его мнению, революционное меньшинство должно завоевать власть, основать новое государство, осуществить революционные преобразования, выражающие интересы народа. Последнему остается только воспользоваться результатами. Петр Ткачев заблуждался в своем мнении, что самодержавие не имеет социальной почвы в России, что оно не является выразителем интересов того или иного класса. Фридрих Энгельс, в свою очередь, в написанных им статьях ответил критикой воззрений Ткачева, которые он считал мелкобуржуазными.

Издание журнала "Набат"

избранные сочинения

"Общество народного освобождения"

В 1877 году Петру Никитичу вместе с его приверженцами удалось организовать "Общество народного освобождения". Это строго законспирированное объединение было создано с помощью коммунаров-бланкистов из Франции (Ф. Курне, Е. Гранже, Э. Вайян и др.). Общество опиралось в своей деятельности на некоторые российские кружки (в частности, И. М. Ковальского в Одессе и Заичневского в Орле). Ткачев в 1880 г. сотрудничал в газете "Ни бога, ни господина" О. Бланки.

Тем не менее, предубеждение против Петра Никитича оставалось очень сильным. Настолько, что "Народная воля" (по словам В. И. Ленина, ее деятельность была подготовлена идеологией Ткачева) отвергла союз с "Набатом", который предполагался ранее. "Набат" перестал издаваться после его непродолжительного выпуска в 1881 году в виде газеты.

Публикация под различными псевдонимами

Ткачев, живя за границей, продолжал печататься в легальной русской прессе под различными псевдонимами, которые (Все тот же, П. Грачиоли и др.) мы уже перечисляли. В качестве одного из основных сотрудников "Дела" Петр Никитич опубликовал множество статей по философии, праву, истории, педагогике, экономике и др. Однако после того как редактор этого журнала, Г. Е. Благосветлов, умер, сотрудничество стало не таким регулярным. Все реже появлялись статьи Ткачева. Казалось, что литературная и революционная деятельность Петра Никитича затухает, но на самом деле это было не так.

все тот же

К настоящему времени стали известны некоторые новые факты, касающиеся последних лет жизни Ткачева в эмиграции. Они свидетельствуют о том, что этот русский литературный критик и революционер продолжал активно творить. Недавно удалось обнаружить социалистическую газету "Набат" ("Le Tocsin"), которая издавалась на юге Франции (в Нарбонне) в 1882 году. Передовые статьи для нее были написаны Ткачевым, который скрывал свое имя под псевдонимом "Гракх". Скорее всего, эти выступления в печати можно считать последними.

С ноября 1882 года болезнь Ткачева прогрессировала, в результате чего он оказался в больнице. Петр Никитич скончался в Париже 23 декабря 1885 года. Избранные сочинения его навсегда вошли в историю революции.

Философские взгляды Ткачева

На первый взгляд, в столь насыщенной и многообразной деятельности трибуна-публициста-политика не остается места для серьезной философии или же ей отводится подчиненная, сугубо случайная роль. Действительно, с формальной стороны сам Петр Никитич Ткачев, по всей видимости, дает нам повод для этого предположения. Ведь он был яростным критиком всех философских систем.

ткачев п н

Однако уже в одной из своих первых статей (в опубликованной в 1863 году "Юридической метафизике") Ткачев формулирует свою программу реформы философии. Он говорит о том, что нужно построить истинную, плодотворную, живую философию, которая чужда любого рода метафизичности. Она должна связать воедино части социальной науки, насильственно расторгнутые. Философия эта будет социальной, общественной наукой. Она должна приносить пользу обществу.

Ткачев как публицист часто возвращается к проблеме пользы философии. По его мнению, она должна стать основой для преобразования мира, инструментом науки, стержнем верного мировоззрения. Как политик Петр Никитич Ткачев особо разработал проблемы революции, социологии, справедливого и разумного общественного устройства. Он называл свою философскую позицию "реализмом" (или рационализмом).

Вот такой любопытной личностью был Петр Никитич Ткачев. Интересные факты о нем практически все связаны с революцией, которой он отдал всю свою жизнь.

Этот идеолог народничества и активной революционной борьбы, социолог и публицист, общественный деятель был сыном архитектора (сотрудника Карло Росси), получил образование сначала в гимназии, затем на юридическом факультете Петербургского университета. Заканчивал он его уже в Петропавловской, а затем Кронштадтской крепостях, куда был заключен за участие в студенческих волнениях.

Что же тут подразумевается под научностью (кроме того, что это нечто хорошее, точное, полезное, вполне отражающее реальность)? И почему строго научные обобщения становятся принадлежностью философии, а не самой науки? Или имеется в виду научный метод в приложении к проблемам философии? Тогда что это за проблемы и есть ли у философии собственный метод. Вопросы возникают из-за неряшливости формулировок автора.

Революционно настроенная часть не может дожидаться, пока большинство само осознает свои потребности. Она старается довести глухое народное недовольство до взрыва, дает внешний толчок, служит запалом, после которого вспыхивает и грохочет революция.

С подобными логичными рассуждениями трудно не согласиться. Бытуют, конечно, наивные убеждения, будто победоносную революцию может совершить кучка бунтовщиков (скажем, большевиков).

Η. Ф. Анненский.

ТКАЧЕВ Петр Никитич

Таким образом Т. прямолинейно отрицал многих значительнейших писателей из дворянского и даже революционно-демократического лагеря, резко снижая тем самым роль литературы в общественной жизни. Слабой стороной эстетических взглядов Т. было также совершенное отрицание возможности эстетической оценки произведения, вследствие отрицания им каких-либо общеобязательных объективных критериев. Несмотря на это, литературно-критическая деятельность Т. имела в свое время большое общественное значение, гл. обр. ввиду того, что он постоянно выступал на защиту реальной критики против всех попыток идеалистической ревизии литературного наследства просветителей, неоднократно предпринимавшихся в 70-е гг. литературными критиками народнического лагеря.

I. Избранные сочинения. Ред., вступ. статья и примеч. Б. П. Козьмина, тт. I—III и V—VI, М., 1932—1937, Избранные литературно-критические статьи. Ред., вступ. статья и примеч. Б. П. Козьмина, М. — Л., 1928.

II. Козьмин Б., П. Н. Ткачев и революционное движение 1860-х годов, М., 1922.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.

Ткачёв Петр Никитич

Соч.: Соч., т.1—2, М., 1975—76; Избр. соч., т.1—6, М., 1932—37; Избр. лит.-критич. статьи, М. — Л., 1928.

Читайте также: