Ткачество у башкир кратко

Обновлено: 05.07.2024

В домашних ремеслах, призванных обеспечить людей всем жизненно необходимым, с самого начала производственный процесс был сопряжен с творчеством. Создаваемые в народном быту вещи имели не только практическое, утилитарное, но и эстетическое. социально знаковое, религиозное значение. При изготовлении одежды, утвари и других домашних предметов большое внимание уделялось их внешнему оформлению, при этом общий колорит и орнамент несли определенную смысловую нагрузку. Этнографы, искусствоведы, философы обращали внимание на многофункциональность предметного мира.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТКАЧЕСТВА
1.1. История ткачества………………………………………………………….5
1.2. Традиционное паласное производство башкирского народа…………..9
1.3.Башкирский орнамент……………………………………………………. 32
1.4.Методические рекомендации по освоению ткачества на кружковых занятиях в учреждениях дополнительного образования……………………42

Прикрепленные файлы: 1 файл

ковроткачество2.docx

Умение создавать множество вариантов полосатого орнамента той или иной эмоциональной окраску, при сравнительно небольшом наборе крашеной пряжи и ограниченных орнаментальных возможностях - редкое искусство, достигшее наивысшего уровня в творчестве юго-восточных ткачих. Достаточно отметить, что ни одна мастерица не бралась повторить один раз созданный узор - в юго-восточных аулах не встречались одинаковые паласы. В то же время нельзя не учитывать, что производство паласов на юго-вос- токе являлось основным видом узорного ткачества. Здесь не ткали узорных браных холстов, распространенных на остальной территории Башкортостана и в восточном Зауралье.

Прежде, пока сохранялись кочевки и летним жилищем оставалась юрта, у южных башкир процветало искусство изготовления декоративных полос, лент и тесьмы, использовавшихся при установке каркаса и для украшения войлочного покрытия и интерьера. Широкая тканая полоса (баш хор) проходила фризом вверху стеновых решеток. Более узкие ленты, скрепляя дуги, свешивались нарядными плетеными кистями внутри купола кочевого жилища.

В последние десятилетия XX в. некоторые башкирские ткачихи на Южном Урале успешно освоили узорное ковроткачество. Паласы с сложным звездчатым узором не только вошли в сельский интерьер, но и стали престижным подарком на свадьбах.

Ярким и разносторонним узоротворчеством при изготовлении безворсовых ковров на всем протяжении XX в. славился юго- западный регион Башкортостана.

В непосредственной близости гор (Кугарчинский, Зианчурин- ский районы), в скотоводческих районах по р. Ашкадар (Стерли- башевский, Стерлитамакский), кое-где в среднем Забелье и по р. Деме до середины XX в. длительно сохранялись старые традиции продольно-полосатого ткачества, перекликающиеся с юго-восточ- ными. Ковровые дорожки ткали на рамных станках, более или менее сложного устройства.

Ткацкий стан (урыназас), типичный для южного Приуралья, был зарисован художником Г. И. Мухаметшиным в 1958 г. в д. Ибраево Зианчуринского района: на напольной раме из брусьев укреплены столбики для пришвы (борзоса) и колышек для закрепления свободной части основы. Нитченки (кврв, корвс) держались на крюках, подвешенных на перекладине в пространстве между стойками, упиравшимися в пол и потолок жилища. Бердо (таратс) свободно лежало на натянутой основе, продетой между тонкими планками. Тканье осуществлялось с помощью двух подножек. Таким образом, рама служила лишь подставкой при установке ткацких принадлежностей. Н. В. Бикбулатов сделал вывод, что этот станок принципиально не отличался от юго-восточного и появился в оседлом жилище. Наряду с этим, в Забелье, в бассейне р. Демы и в других районах юго-запада пользовались более сложным станком, сплоченным в рамную конструкцию. Он был похож на станки соседних татар и чувашей.

В паласах на крайнем юго-западе (верховье р. Демы) фон часто не просматривался, между тем цветовой ритм определяли темные полосы. Внутри размеченных таким образом интервалов осуществлялся переход от густого темного к гармонирующим полутонам, затем совершалось постепенное возвращение к маркирующему цвету. Наиболее часто использовалось сочетание бордовой, фиолетовой, сиреневой, розовой пряжи. На одном из паласов (материалы 1969 г.) промежутки между фиолетовыми полосами заполняли последовательно розовая, светло-зеленая, светло-коричневая, желтая, бежевая, сиреневая. В другом случае после фиолетовой полосы проходила сиреневая, затем желтая, голубая, малиновая, лиловая и снова фиолетовая; раппорт повторялся пять раз. В построении орнамента терялась симметричность, но появлялась плавная, размеренная динамика.

Сотканный в 1920 г. старинный палас был зарисован в экспедиции 1958 г. в д.Арасланово Мелеузовского района. Основным сырьем для него стала козья шерсть. Вишневые, желтые, зеленые, светло-коричневые полоски перемежались с темно-коричневыми зубчатыми линиями: создавалась иллюзия соединительных художественных швов.

В 1964 г., когда вышла первая книга по декоративно-прикладному искусству, один из давлекановских ковров послужил основой при создании суперобложки издания. В полосах сочетались горчичный, зеленый, терракотовый, темнокоричневый, желтый и изумрудный цвета.

Ткались полосатые безворсовые ковры и в придемских аулах, где вместе с минскими башкирами жили переселенцы из восточных районов Башкортостана: бурзяне, катайцы, барынцы, кара-табынцы.

В XX в. на юго-западе Башкортостана традиции полосатого ткачества постепенно отошли на второй план. В оседлой жизни внимание ткачих сосредоточилось на изготовлении ковров с яркими орнаментальными композициями из геометрических элементов разной конфигурации. Это направление ковроткачества базировалось на более прогрессивной технологии — узоротворчестве с помощью утка. Есть основания полагать, что создание паласов с геометрическими узорами было известно некоторым этническим группам башкир и ранее. Об этом говорит характер орнамента, типичный для среднеазиатского и ближневосточного регионов (об этом подробно будет сказано дальше). Наличие в западных районах Башкортостана рамного станка и производство узорных холстов способствовали развитию традиций ковроткачества.

Узорные паласы, или килимы* (келэм, адалы б ал ад), ткали двумя дорожками шириной 60-70 см. В отличие от полосатых постилочных ковров, килимы имели кайму, ее выполняли одновременно с основным узором.

Техника изготовления таких ковров идентична закладной, однако в отличие от холстов, ковры не имели просветов: утки разного цвета на стыке, перекрывая основу, сцеплялись.

Основа могла быть из ссученных конопляных ниток или туго спряденных шерстяных. В XX в. употребляли соединенные по две-три толстые катушечные нитки. Для утка использовалась крашеная пряжа из овечьей шерсти. В старых паласах преобладали насыщенные краски теплой тональности, слегка притушенные коричневым фоном. В паласах второй половины XX в. появились розовый, голубой, сиреневый, синий, фиолетовый, малиновый цвета.

Главная

ГлавнаяЭнциклопедия Башкирии ТКАЧЕСТВО РУЧНОЕ

ТКАЧЕСТВО РУЧНОЕ — ТКАЧЕСТВО РУЧНОЕ у башкир, домашний промысел. Наиб. развитие получило в сев. и сев.-зап. р-нах Башкортостана. Ткали занавеси (шаршау), скатерти (ашъяулыk), полотенца (тастамал, hэлгэ), покрывала (кэрэгэ ябыу), молитвенные коврики (намазлыk), ковры (келэм, балас), узорчатый холст для праздничной одежды и др. В качестве сырья использовались растительные волокна (крапива, конопля, лен), овечья и козья шерсть, козий пух; в кон. 19 - нач. 20 в. распространилась хл.-бум. пряжа (киже). При изготовлении пряжи использовали красители дом. произ-ва из подмаренника, серпухи, плауна. Со 2-й пол. 19 в. применяются готовые красители. Ковроделие было представлено в осн. безворсовыми коврами, к-рыми застилали нары.

ТКАЧЕСТВО РУЧНОЕ

Ковер безворсовый.

Ковры с полосатым орнаментом, нашитые на кошмы (тышлы кейез, эсле балас), употреблялись в качестве матрацев. В южн. ч. Башкортостана были распространены паласы (балас, буй балас), узор к-рых состоял из продольных зубчатых или гладких многоцветных полосок. В юго-зап., зап. и центр. Ч. Башкортостана, в басс. рр. Дема и Ик, в ср. и ниж. течении р.Белой ткались ковры с геометрич. узором, обрамленным каймой (асалы балас). В 20 в. распространяется растит. орнамент. В центр. и зап. ч. Башкортостана ткали длинноворсовые ковры небольших размеров с орнаментом из 1-2 рядов крупных розеток - медальонов (ромбов, шестиугольников) или парных роговидных мотивов. Осн. фигуры рисунка каймы - зигзаги, пересекающиеся линии, ряды ромбов и др. Для обыденной одежды и предметов повседневного обихода изготовлялась пестрядь - цветной холст с рисунком в полоску или клетку. Предметы украшения жилища орнаментировались узорами закладного тканья. Узоры выполнялись по красному фону ткани; в их расцветке преобладали желтый, белый, черный и зеленый цвета, чередующиеся по контрасту. Браная (или выборная) техника тканья в кон. 19 - нач. 20 в. была наиб. распространенной формой узорного ткачества в сев. и центр. ч. Башкортостана, позже - по верхн. течению р.Уфы и в басс. р.Ай. В браном ткачестве процесс создания и орнаментация ткани ведутся параллельно. Орнамент геометрический; встречаются стилизованные антропоморфные и растительные мотивы. В двухцветных узорах чередуются белые и красные нити; в многоцветном орнаменте наиб. распространены красные, зеленые и желтые. Осн. цвет фона - ярко-красный. На С. и З. Башкортостана золотистый фон сочетается с красным, оранж., сиреневым или голубым цветами орнамента. Своеобразие баш. браного орнамента заключается в переплетении местных и восточных мотивов. На С. и З. Башкортостана распространено многоремизное тканье, при к-ром само переплетение нитей основы и утка создают узорную фактуру ткани: косые линии, зигзаги, елочки, ромбы или "гнезда". В этой технике ткались скатерти и занавеси, реже - жен. платья. Изделия многоремизного тканья изготавливались из ниток двух цветов: красного и синего или красного и черного. С сер. 19 в. фабричные и привозные ткани начали вытеснять домотканое полотно. Большую устойчивость имело декоративное ткачество, тесно связанное с нац. культурой и бытом народа. В наст. время развиваются и имеют широкое распространение безворсовое ковроткачество на Ю. и Ю.-З. Башкортостана, ткачество браной техникой на С.-В.

Лит.: Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964; Янбухтина А.Г. Предметы узорного ткачества //Народные традиции в убранстве башкирского дома. Уфа, 1993.

ТАБЫН, баш. племя тюрк. происхождения. Родовой состав: кара-Т., барын, кубаляк, теляу, (вост. Т.), дуван, кальсер, кесе, сарт, юмран (зап. Т.). Осн. тамги - . В эпоху подъема Тюркского каганата началось переселение табынцев с Алтая и из Ц.

ТАБЫНСК (с 1736 Табынский городок), поселение, построенное в нач. 18 в. на развалинах Солеваренного городка купцами и заводчиками Осокиными и И.Утятниковым. Под рук. И.Кирилова 14 июля 1736 в Т. была заложена крепость из 5 бастионов, окруженная зем.

ТАВАРИХ (тэуарих), ист.-функциональный жанр средневековой вост. лит-ры. Представляет собой сб. сочинений, посв. истории родоплеменного объединения, гос-ва или всего этнич. региона, а также жизни и деят-сти изв.

ТАВАСИЕВ Сосланбек Дафаевич (25.12. 1894, аул Фаснал, ныне Дигорского р-на Сев. Осетии - 1974, Москва), скульптор-монументалист. Нар. худ. Сев.-Осетинской (1955) и Башкирской АССР (1967). Чл. Союза художников СССР (с 1939).

ТАВРИОН (в миру Батозский Тихон Данилович) (28.7.1898, Краснокутск Харьковской губ.-13.8.1978, Рижская епархия), архимандрит (с 1927), исповедник. В 1913-22 послушник, монах Глинской пустыни Курской епархии.

ТАГАН Галимьян Гирфанович (1892, с.Тенгрикулево Челяб. у. Оренб. обл., ныне Альменевского р-на Курганской обл.,- 1948, г.Гамбург Германия), баш. этнограф, экономист. Д-р экон. наук. После окончания медресе, рус.

ТАГИРОВ Афзал Мухитдинович (25.10. 1890, д. Абдрахманово Бугульминского у. Самарской губ., ныне Альметьевского р-на Респ. Татарcтан, - 1937, Уфа), баш. писатель, гос. и обществ. деятель. Учился в медресе в Казани и Оренбурге.

ТАГИРОВ Нуриагзам Тагирович (9.1.1888, д.Лявиш Челябинского у. Оренб. губ., ныне Аргаяшского р-на Челябинской обл., -1937), баш. языковед. Окончил рус.-баш. приходскую школу в родной дер., обучался в медресе "Расулия" в Троицке (1906), медресе "Галия" в Уфе (1911).

ТАГИРОВА Майя Афзаловна (р. 8.2.1931, Уфа), артистка балета, педагог, балетовед. Засл. арт. РСФСР (1955). Дочь изв. баш. писателя А.М.Тагирова. По окончании Ленингр. хореогр. уч-ща (1949, пед. Л.М.Тюнтина, Н.

ТАДЖУДДИН (Таджуддинов) Талгат Сафич (р.12.10.1948, Казань), религ. деят., шейхульислам. Высшее богословское образование получил в медресе "Мир Араб" (Бухара 1973), Каирском ун-те "Аль-Азхар" (Египет, 1978).

ТАЗ (таз, тазлар), племя древнетюрк. происхождения в составе нижнебельских башкир. Тамги - . Миграция Т. из Ц. Азии в приаральские степи и далее на З. относится к нач. 2 тыс. н.э. С нач. монг. походов и образования Золотой Орды племя Т.

ТАЙМАС ШАИМОВ (?-?), баш. старшина Кара-Табынской вол. Сибирской дороги, батыр, тархан. Впервые упоминается в 1706. За содействие, оказанное царской администрации при вхождении казахов Малого Жуза в состав России в 1731, в подавлении восст.

ТАКМАК (таkмаk), разновидность баш. нар. песни. Поэтич. четверостишия, отличающиеся широтой тематики, исполняемые разл. танц. мелодии. По своей форме и манере исполнения Т. близки рус. частушке. Т. по содержанию подразделяются на след.

ТАКУМБЕТОВ Махмут Исхакович (8.2. 1916, д.Кузеево Белебеевского у. Уфимской губ., ныне Буздякского р-на РБ, - 25.5.1989, Уфа), экономист-аграрник. Д-р экон. наук (1971), проф. (1974). Засл. деят. науки БАССР (1968).

Озеро Талкас. Баймакский район. ТАЛКАС (Талkаc), озеро в зап. части хр. Ирендык, в 4 км к Ю.-В. от п. Тубинский Баймакского р-на. Пл. зеркала 3,9 км2. Объем воды 15,8 млн.м3, макс. глуб. 12,0 м при ср.

ТАЛЬЯНКА (тальян-гармун, батская гармонь, Бараксин), ручной клавишно-пневматический муз. инстр-т, изв. в Башкирии с кон. 19 в. Назв. связано с сокращением слова "(и)тальянка", т.е. гармонь итальянского строя.

ТАМГА (тамга), знак родовой принадлежности у тюрк. народов, передающийся по наследству. Т. использовались для таврения скота, бортевых деревьев, межевых знаков и др., подписания офиц. док-тов. Баш. Т. представляли собой геом.

ТАМЬЯН (тамъян), древнебаш. племя. Родовой состав: мулют, куян, мясагут. Осн. тамги - . Предки тамьянцев в общей волне движения кочевников из Саяно-Алтайского нагорья на З. оказались в Ср.Азии и далее в Сев.

Река Таналык. Хайбуллинский район. ТАНАЛЫК (Таналыk), река, прав. пр. Урала. Берет нач. в зап. предгорьях хр. Ирендык, в 5 км к В. от оз.Талкас, на высокой Сакмаро-Таналыкской равнине. Протекает по Баймакскому, Хайбуллинскому р-нам.

ТАНГАУР (тyнгэуер), древнебаш. племя. Осн. тамга - . Предки тангауров известны под общими с усерганами назв. баджгард, баджгурд, басджирт или башхарт. Захваченные волной кочевников, Т. мигрировали в 1-й пол.

Ткачество (һуғыу, туҡыма һуғыу), изготовление тканей путём переплетения нитей, располож. продольными (основа) и поперечными (уток) рядами. У башкир традиц. занятие; относилось к жен. ремёслам. В юж. и юго-вост. районах Башкортостана в Т. использовали преим. овечью, иногда — верблюжью шерсть, козий пух (см. Ковроделие, Сукноделие), в сев., центр. и зап. районах — в осн. волокна крапивы, конопли, льна, позже — покупную х.-б. пряжу.


Мировое Ткачество

Мировое Ткачество

Мировое Ткачество запись закреплена

Ткачество у башкир получило наибольшее развитие в северных и северо-западных районах Башкортостана. Ремеслом владела каждая башкирская женщина.

Ткали занавеси (шаршау), скатерти (ашъяулыk), полотенца (таҫтамал, hөлгө), покрывала (түшәк ябыуы, япма), молитвенные коврики (намаҙлыk), ковры (ҡеләм, балаҫ), узорчатый холст для праздничной одежды и другие изделия.

По данным этнографа, специалиста по башкирской этнографии и декоративно-прикладному искусству Н. В. Бикбулатова, у башкир были распространены пять типов ткацких станков.

Читайте также: