Становление российской гражданской нации в постсоветский период кратко

Обновлено: 05.07.2024

Принятие Конституции Российской Федерации (1993 г.) определило начало нового исторического этапа становления и развития федеративного государства.Характерными особенностями этого периода является установление системы органов государственной власти на основе их разделения и самостоятельности.Летом 1994 г. было заявлено о новом этапе экономических и социальных реформ. Суть нового этапа реформы состояла в углублении приватизации. В конце 1996 г. завершилась "первая пятилетка" реформирования экономики России.Ситуация в России ухудшалась: падал уровень производства, нищало население, росла преступность. Страна нуждалось в едином центре власти, поэтому население в большинстве своем отнеслось с одобрением или с равнодушием к разгону Б. Ельциным высшего представительного и законодательного органа власти России – Верховного Совета. Согласно принятой в 1993 г. Конституцией, произошло перераспределение полномочий в сторону исполнительной власти.

РФ в системе международных отношений.

В 1992 г. РФ добилась подтверждения своего международного статуса как правопреемника СССР, постоянного члена Совета Безопасности ООН, крупной ядерной державы. В рамках созданного в 1991 г. Содружества независимых государств РФ заняла лидирующее положение, заявив,что рассматривает СНГ как сферу своих жизненных интересов. Тогда же определились главные направления российской внешней политики:

б) Отношения с ведущими мировыми державами (США, странами Европы, Японией, Китаем и др.)

Принятие Конституции Российской Федерации (1993 г.) определило начало нового исторического этапа становления и развития федеративного государства.Характерными особенностями этого периода является установление системы органов государственной власти на основе их разделения и самостоятельности.Летом 1994 г. было заявлено о новом этапе экономических и социальных реформ. Суть нового этапа реформы состояла в углублении приватизации. В конце 1996 г. завершилась "первая пятилетка" реформирования экономики России.Ситуация в России ухудшалась: падал уровень производства, нищало население, росла преступность. Страна нуждалось в едином центре власти, поэтому население в большинстве своем отнеслось с одобрением или с равнодушием к разгону Б. Ельциным высшего представительного и законодательного органа власти России – Верховного Совета. Согласно принятой в 1993 г. Конституцией, произошло перераспределение полномочий в сторону исполнительной власти.

РФ в системе международных отношений.

В 1992 г. РФ добилась подтверждения своего международного статуса как правопреемника СССР, постоянного члена Совета Безопасности ООН, крупной ядерной державы. В рамках созданного в 1991 г. Содружества независимых государств РФ заняла лидирующее положение, заявив,что рассматривает СНГ как сферу своих жизненных интересов. Тогда же определились главные направления российской внешней политики:

б) Отношения с ведущими мировыми державами (США, странами Европы, Японией, Китаем и др.)

Александра Сергеевна, здравствуйте!
Ваш вопрос отправлен в редакцию журнала. В ближайшее время Вам должны ответить.

Александра Осипова 29.01.2018

Добрый день! Подскажите, как можно получить доступ к полному тексту данной статьи? Я являюсь автором (Осипова Александра Сергеевна), и полный текст мне нужен для поступления в аспирантуру. Заранее благодарю за ответ!

Александра Осипова 29.01.2018

Добрый день! Подскажите, как можно получить доступ к полному тексту данной статьи? Я являюсь автором (Осипова Александра Сергеевна), и полный текст мне нужен для поступления в аспирантуру. Заранее благодарю за ответ!

moderator 31.01.2018

Александра Сергеевна, здравствуйте!
Ваш вопрос отправлен в редакцию журнала. В ближайшее время Вам должны ответить.

С разной степенью интенсив­ности аналогичные процессы ак­культурации, важными факторами интенсификации которых были сначала печатные СМИ, а затем ра­дио и телевидение, происходили в бисмаркской Германии, царской России, а позже и в Советском Сою­зе. Но ни в дореволюционной Рос­сии, ни в СССР процесс образования нации не был завершен — главным образом из-за имперских амбиций и непоследовательности государст­венных действий.

Что касается идеологии и фор­мируемого в соответствии с ней но­вого символического поля, то с их распространением через СМИ, ли­тературу, монументальное и иное искусство, кино и радио на русско­язычных территориях все обстояло более или менее благополучно. Но эффективность пропаганды нового Отечества резко снижалась на Кав­казе, Западной Украине, в респуб­ликах Прибалтики и Средней Азии, значительная часть населения ко­торых плохо говорила и писала на чужом для них — русском — языке. Зато пропаганда этнонационали-стического подполья, которое было полностью разгромлено лишь по­сле войны, была довольно успеш­ной. Это обстоятельство сталинский режим осознал лишь в 1938 году, и действующим в республиках и авто­номиях национальным школам была вменена задача обязательного об­учения школьников русскому языку. При этом в целях ее упрощения была предпринята унификация графики— силовой перевод алфавитов родных языков, использовавших латинскую графику, на кириллицу.

Это было тем легче, что и традици­онное общество Кавказа и Средней (Центральной) Азии характеризо­валось сочетанием авторитаризма с патернализмом, своеобразной со­циальной справедливостью и коллек­тивизмом. Этот фактор учитывался большевиками при формировании структур управления, но не был ими понят как трансформирующий со­держание социалистического строя. В итоге, споткнувшись о сопротивле­ние многочисленных республикан­ских этнобюрократических элит и руководства РСФСР, Советский Союз распался.

Прежде всего, необходимо создать общероссийские программы граж­данского образования и воспита­ния для взрослых, детей и молодежи. Во-вторых, ввести эти программы в систему федеральных государст­венных стандартов образования. И наконец, осуществив этнически не­зависимую экспертизу, привести в со­ответствие с федеральными образо­вательными стандартами учебные пособия и программы образования национальных республик России, где на протяжении последних лет явно доминируют националистические тенденции и сюжеты.

Одновременно следует увеличить процент передач и программ на рус­ском языке на республиканских теле- и радиовещании, насытив их информа­цией и сюжетами из истории сотруд­ничества народов России, русской и мировой культуры. То же самое следует сделать и федеральным телеканалам, радиокомпаниям и печатным СМИ. Эти меры являются вынужденными, но абсолютно необходимыми.

Гражданская нация в России нужна ли и возможна ли

Вопрос чрезвычайно непростой и запутанный — исторически. Во-первых, начнем с того, что гражданская нация — это образование неэтническое, а Россия представляет собой конгломерат этносов, причем этносов (и в этом наше ключевое отличие, скажем, от Франции и США), обладающих своими национально-государственными образованиями (кроме русских, но это уже отдельная тема).

Гражданская нация предполагает, как известно, наличие не только общей территории, общего языка, но и общих ценностей, смыслов. Мы знаем, что СССР, состоявший из национальных республик, пытался создать нечто вроде гражданской нации — советский народ. И мы знаем, чем это закончилось — несмотря на то, что СССР обладал наднациональными ценностями и смыслами. А чем, спрашивается, какими объединяющими ценностями располагает нынешняя Россия?

Она представляет собой продолжение СССР (структурно, по устройству) и в чем-то стремится подражать России императорской, но при этом у нее нет ни настоящих советских смыслов, ни царской династии (которая также была наднациональным , объединяющим фактором). РПЦ, претендующая на роль государственной церкви, вряд ли способна объединить страну, где 20% населения составляют мусульмане. Шовинизм и ненависть к Украине и Западу — это опять-таки не та основа, на которой можно было бы построить нормальную, здоровую гражданскую нацию. На этой основе возможно разбудить только агрессивно-имперского монстра, что мы и видим сегодня.

Нормальная, здоровая гражданская нация может сформироваться только на основе идеи России как светской демократической федерации. Только такая Россия смогла бы стать Россией для всех: русских и нерусских, верующих и неверующих. Вот условия и предпосылки для возникновения российской гражданской нации. Но возникают вопросы.

Я полагаю, что в нынешней России идея гражданской нации неактуальна. Более того, она может быть и вредной формулой. В настоящих условиях она способна стать и орудием властного манипулирования населением в целях имперского единства. Мне представляется (чисто теоретически, если отрешиться от суровой и бесперспективной политической реальности), что гораздо последовательнее сейчас было бы обращаться к идее Всероссийского учредительного собрания как инструмента переучреждения Российской Федерации, перезапуска России на равноправно-договорной основе. Речь идет о подлинной, равноправной федерации, возможно, дополненной новыми субъектами (скажем, русскими республиками). Можно допустить, что в формате такой пластичной, нежесткой федерации, на основе ее субъектов, будет формироваться сообщество гражданских наций. Но сейчас это разговор абсолютно гипотетический.

Принципиально важно сознавать следующее. Россия как империя переживает с 17-го года период своего распада. Все, что мы наблюдаем с 17-го года, и особенно с 91-го — это затянувшаяся агония империи. В этом ракурсе гораздо правильнее ставить вопрос не о российской гражданской нации, а формах выхода в постимперскую историю. Разумеется, о формах мягких и цивилизованных. Надо ставить вопрос не об общероссийской гражданской нации, а о становлении гражданских наций на региональной основе. Гражданская нация Центральной России — это не утопия. А вот общероссийская гражданская нация — это утопия.

Читайте также: