Титаны и олимпийцы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Выросши, Зевс пришел к Кроносу виночерпием и подал ему в вине рвотное средство, чтобы тот изрыгнул сожранных им пятерых своих детей. Потом была великая война богов-детей с богами-отцами — титаномахия.

Три богини были сестрами Зевса — это Гера, ставшая его женой, небесной царицей; Деметра, богиня земледелия, мать Девы-Персефоны, которую похитил в жены подземный бог Аид, и тихая Гестия, богиня домашнего очага. Семеро были детьми Зевса: Афина, богиня мудрости, родившаяся из его головы, покровительница мастеров и воинов; Аполлон, бог-вещатель с луком, из которого он когда-то убил чудовищного змея Пифона в окрестностях Дельф, и с золотой лирой, окруженный Музами, покровительницами искусств; Артемида, богиня охоты, попечительница рожениц; Дионис, бог вина и виноделия; Гермес, бог-вестник, покровитель дорог, путников и торговцев; Гефест, хромой бог-кузнец, и Арес, дикий бог-воин. Только одна олимпийская богиня принадлежала к старшему поколению небожителей — Афродита, родившаяся из пены морской царица любви и красоты, мать Эроса, поражающего сердца любовью.

Кроме того, над миром продолжал ходить солнечный титан Гелиос, а вокруг мира плескался морской титан Океан. Подземное царство Аида и Персефоны было окружено ядовитой рекою Стикс, через нее перевозил души мертвых мрачный лодочник Харон, а потом их судили загробные судьи — сыновья Зевса Минос, Радаманф и Эак.

Другими знаменитыми титанами были Океан, река, обтекающая Землю кругом; его жена Тефис (Тефия); Гиперион, породивший Солнце, Луну и Утреннюю зарю; Фемида (обычно переводится как Справедливость); Иапет – отец известных титанов: Атланта (державшего на плечах небосвод) и Прометея (ставшего спасителем человечества). Только они не подверглись изгнанию с приходом Зевса к власти, но им пришлось занять более низкое место в иерархии.


Где бы, впрочем, он ни находился, войти на него можно через огромные облачные ворота, охраняемые Временами года. На Олимпе расположены чертоги богов, в которых они живут, спят, пируют, вкушая нектар и амброзию, и наслаждаются игрой Аполлона на лире. Это – обитель идеального блаженства. Ни один ветерок, утверждает Гомер, не нарушает спокойствия на Олимпе; здесь не бывает ни дождя, ни снега; во все стороны от Олимпа простирается безоблачное небо, и самый яркий солнечный свет рассеивается на ограждающих его стенах.

К числу олимпийцев относятся:

1) Зевс (Юпитер), повелитель мира и остальных богов; два его брата: 2) Посейдон (Нептун) и 3) Аид; 4) Гестия (Веста), их сестра; 5) Гера (Юнона), супруга Зевса; 6) Арес (Марс), их сын; дети Зевса: 7) Афина (Минерва), 8) Аполлон, 9) Афродита (Венера), 10) Гермес (Меркурий), 11) Артемида (Диана); сын Геры Гефест (Вулкан), которого иногда считают также и сыном Зевса.

Зевс и его братья тянули жребий с тем, чтобы определить, какая часть мира достанется каждому из них. Моря получил Посейдон, подземный мир – Аид, а Зевс стал верховным правителем. Он стал богом небес, богом дождя и тучегонителем, обладавшим ужасными перунами. Его мощь превосходила силу и могущество всех прочих богов, вместе взятых. В Илиаде Зевс заявляет:

…могучее всех я бессмертных!

Или дерзайте, изведайте, боги, да все убедитесь:

Цепь золотую теперь же спустив от высокого неба,

Все до последнего бога и все до последней богини

Свесьте на ней; но совлечь не возможете с неба на землю

Зевса, строителя вышнего, сколько бы вы ни трудились!

Если же я, рассудивши за благо, повлечь возжелаю, —

С самой землей и с самым морем ее повлеку я

И моею десницею окрест вершины Олимпа

Цепь обовью; и вселенная вся на высотах повиснет

Столько превыше богов и столько превыше я смертных!

Тем не менее Зевс не был ни всемогущим, ни всеведущим. Его можно было легко обхитрить. В Илиаде его обманывают и Гера, и Посейдон. В некоторых случаях сильнее его оказывается таинственная сила, судьба. У Гомера Гера с презрением вопрошает Зевса, может ли он спасти от смерти человека, приговоренного к ней Судьбой.

В мифах Зевс представлен то и дело влюбляющимся в одну женщину за другой и пускающимся во все тяжкие, чтобы скрыть свою неверность от супруги. Причина, по которой такие проказы приписываются самому авторитетному из богов, состоит в том, что образ Зевса гимнов и мифов слагается из образов многих богов. Когда Зевса начинают обожествлять в городе, в котором уже имеется свой божественный повелитель, два образа постепенно сливаются в один, а жена более раннего бога переходит к Зевсу.

Однако результат такой трансформации оказывается сомнительным, и впоследствии грекам не очень импонировали эти бесконечные любовные похождения.

Однако даже в самых ранних памятниках Зевс наделен таким качеством, как величие. В Илиаде Агамемнон произносит слова:

Славный великий Зевс, горнооблачный житель эфира!

На груди Зевс носит эгиду, один вид которой приводит в ужас; его птица – орел, дерево – дуб. Его оракул расположен в До доне под сенью дубовой листвы. Воля бога изъявляется через шорох дубовых листьев и истолковывается жрицами.

Она – жена и сестра Зевса. Ее воспитали титаны Океан и Тефис. Она – покровительница брака и особо заботится о замужних женщинах. В ее словесных портретах, нарисованных поэтами, привлекательного не так уж много. Одна из ранних поэм характеризует ее следующим образом:

Гера, на троне златом восседающая.

О, бессмертных царица!

Всех превосходишь ты по красе и по статям из олимпийцев.

Ты – честь и для Зевса, повелителя громов.

Когда же ее деяния рассматриваются в мифе подробно, оказывается, что в основном она занята наказанием женщин, в которых влюбился ее супруг, даже если они уступили его домогательствам после того, как он принудил или обманул их. Гера не видела разницы в том, в какой мере они сопротивлялись или были принуждены уступить. В любом случае Гера считала их одинаково виновными. Ее неумолимая злоба преследовала не только женщину, но и ее детей. Троянская война могла бы завершиться почетным миром, при котором побежденных просто не было бы, если бы не ненависть Геры к троянцу, посчитавшему другую богиню прекрасней. Обида за свою непризнанную красоту таилась в ней вплоть до полного разрушения Трои.

В одном очень важном мифе, а именно мифе о золотом руне, она выступает как милостивая покровительница героев и вдохновительница их подвигов. Но больше ни в одном мифе она не выступает в таком качестве. Тем не менее она почиталась в каждом доме. Именно к ней замужние женщины обращались за помощью. Илифия, богиня-родовспомогательница, – ее дочь.

Ей посвящены корова и павлин. Ее любимый город – Аргос.

Посейдон – повелитель моря, брат Зевса и второй после него по мощи и значению. Греки, жившие по обоим берегам Эгейского моря, жили доходами от морской торговли, и благосклонность бога морей имела для них особую важность. Его жена – Амфитрита, внучка титана Океана. На дне морском у Посейдона – великолепный дворец, но на Олимпе его можно встретить чаще.

Посейдона почитают не только как хозяина морей – он подарил человеку первую лошадь.

Владыка Посейдон, тот, кто дает нам гордость,

И сильных коней молодых, и уменье

Плыть над бездной бездонной!

Он повелевает и бурями и штилями:

Он повелел, и вдруг буря взыгралась,

И по глади морской покатилися мощные волны.

Когда же он несется в своей золотой колеснице над водами, волны стихают и позади нее расстилается уже тихое спокойное море.

Его часто называют Потрясателем земли и всегда изображают с трезубцем, с помощью которого он может потрясти или разбить в куски все, что ему угодно.

Просматриваются некоторые культовые связи между ним и быками, а также конями.

Аид женат на Персефоне (Прозерпине), которую он похитил на земле и сделал владычицей своего царства.

Он владыка мертвых, но не является воплощением самой смерти, которую греки называли Танатом, а римляне – Орком.

Она – дочь одного только Зевса и рождена без матери. Она вышла из его головы вполне сформировавшейся и в полном вооружении. В самом раннем повествующем о ней источнике, Илиаде, она – свирепая и беспощадная богиня-воительница, но в других мифах она проявляет свою воинственность только для того, чтобы помочь отстоять государство и отечество от внешних врагов. Она, скорее, богиня-защитница городов, покровительница цивилизованной жизни, ремесел и сельского хозяйства; изобретательница уздечки, впервые укротившая лошадей и поставившая их на службу человеку.

Она – любимое дитя Зевса. Он доверяет ей носить свою ужасающую эгиду – щит и свое сокрушительное оружие – перуны.

Ей посвящен город Афины; ее дерево – выращенная ею маслина; ее птица – сова.

О, Феб, на троне истины сидящий!

Из своего дворца, что в сердце мира расположен,

Ты людям истину вещаешь.

По веленью Зевса там лжи не может быть,

На речь правдивую там никогда

Не ляжет тень неправды.

Великий Зевс скрепил своими клятвами

Правдивость Аполлона – когда он говорит,

На искренность его все могут полагаться.

В Дельфах Аполлон представлял собой силу, совершающую исключительно благодеяния, звено, обеспечивающее непосредственную связь между богами и людьми; силу, ведущую людей к познанию воли божества, указывающую им путь установления мира с богами; очистительную силу, способную снять скверну даже с тех, кто запятнал себя кровью родственников. Вместе с тем известно несколько мифов, в которых Аполлон предстает жестоким и безжалостным. В Аполлоне, как и во всех других богах, борются две идеи: одна – примитивная, грубая и вторая – возвышенная и поэтическая. От примитивной идеи в нем почти ничего не осталось.

Его дерево – лавр. Ему посвящено множество животных, главными из которых являются дельфин и ворон.

По месту рождения, горе Кинф на острове Делос, ее также называют Кинфией.

Артемида – сестра-близнец Аполлона, дочь Зевса и Лето. На Олимпе она – одна из трех богинь-девственниц.

Афродита златая, что любовь пробуждает в творении каждом,

На Олимпе себе подчинить не может только три сердца:

Сердце чистое Весты, сероглазой Афины, богини войны и ремесел,

И Артемиды, богини-охотницы, зверя гонящей по диким ущельям.

Подобно тому как Феб воплощает Солнце, Артемида воплощает Луну, часто именуемую Селеной (Луна по-латыни). Исходно ни одно из этих имен ей не принадлежало. Фебой звалась титанида, одна из богинь старшего поколения. А Селеной действительно была богиня Луны, но никак не сестра Аполлона. Она была сестрой Гелиоса, бога Солнца, которого иногда путали с Аполлоном.

У поздних поэтов Артемида отождествляется с Гекатой. Она предстает в трех ипостасях: Селена – на небе, Артемида – на земле и Геката – в подземном мире, а также на земле, когда та окутана мраком ночи. Геката – богиня темных ночей, когда на небе не светит луна. Она ассоциируется с делами, совершаемыми во тьме ночей; она также – и богиня перекрестков, которые считались очень подходящим местом для всякого рода ритуальных действий в области черной магии. Это внушающее ужас божество.

Всегда готова уничтожить нечестивца.

Вот с лаем Гекаты псы несутся по дорогам,

Она ж сама на перекрестке трех дорог

Довольно странное превращение для миловидной охотницы, гоняющей по лесам дичь, для Луны, свет которой делает всех столь красивыми, наконец, для чистой девственницы, которой

Тот, кто душою чист и непорочен,

Может невозбранно нести в подарок и цветы, и фрукты, и листву.

Но нечестивому заказано все это.

В ее образе очень четко высвечена зыбкость границы между добром и злом, свойственная каждому из богов.

Артемиде посвящен кипарис; под ее защитой находятся все дикие животные, но в особенности лань.

Она – богиня любви и красоты, в равной степени обманывающая и богов, и людей; она любит смеяться и весело или презрительно потешается над теми, кто попался в ее сети; она – неотразимая богиня, способная похитить даже рассудительность у мудреца.

Дыханье западного ветра ее перенесло

Над беспокойным морем, над вздыбленною пеной

На Кипр, волнами окруженный, на остров, что любимым станет ей,

Где Оры в украшеньях золотых

Приветствовали радостно ее.

И вот она уже одета как богиня,

Ее ведут торжественно к бессмертным.

Дивились все они, увидев

В уборе из фиалок Киферею.

Римляне писали о ней аналогичным образом. С нею приходит красота. Перед ней несутся ветры, разгоняющие штормовые тучи; вырастают прекраснейшие цветы; смеются морские волны; ее саму окружает лучистый ореол. Без нее не бывает ни радости, ни очарования. Так ее предпочитают изображать поэты.

Но у нее есть другая сторона. Она не самым лучшим образом выглядит в той песне Илиады, в которой речь идет о битве героев. Здесь она – слабое создание, на которое смертный может напасть безбоязненно. В более поздних поэмах она представлена склонной к измене и злобной, готовой применить к людям смертельно опасные для них, разрушительные силы.

В большинстве мифов она – супруга Гефеста (Вулкана), хромого и безобразного бога-кузнеца.

Ее дерево – мирт, ее птица – голубь, а иногда – воробей и лебедь.

Его отец – Зевс, а мать – Майя, дочь титана Атланта. Благодаря известной статуе его облик более знаком современнику, чем облик других богов. Он изящен и быстр в движениях. На его ногах – крылатые сандалии; крылышки есть и на его шапочке, и на его волшебном жезле, кадуцее. Он – вестник Зевса и, чтобы выполнить его поручения, может мчаться по воздуху со скоростью мысли.

Он – самый хитроумный из всех богов; кроме того, он – сверхудачливый вор, вступивший на этот путь, когда ему еще не исполнилось и дня от роду.

Младенец, что родился на рассвете,

Успел еще до окончания дня

Украсть стада у Аполлона.

Зевс заставил его вернуть стада хозяину, и Гермес получил у Аполлона прощение, подарив ему лиру, только что сделанную им из панциря черепахи. Возможно, между этим очень древним мифом и тем фактом, что он был богом торговли и соответственно покровителем торговцев, существовала какая-то связь.

В странном противоречии с этой его ролью он выполнял также функции проводника душ, божественного герольда, сопровождавшего души в их последнее прибежище.

В мифах он появляется чаще, чем любой другой бог.

Он – бог войны, сын Зевса и Геры, которого, по уверению Гомера, оба они просто ненавидели. Действительно, он ненавидим ими во всех песнях Илиады, хотя это – поэма о войне. Иногда герои с восторгом приветствуют появление Ареса на поле битвы, но намного чаще радуются тому, что им удалось ускользнуть от ярости беспощадного бога. Гомер называет его убийцей, воплощенным проклятием рода человеческого и, как ни странно, трусом, который криком кричит от боли и убегает с поля боя, будучи ранен. Арес появляется в сопровождении свиты, члены которой должны вдохновлять воинов на подвиги. Среди свиты – его сестра Эрида (богиня раздора) и ее сын Спор. Рядом с ним по полю боя шествует Энио (Беллона – богиня войны у римлян), а вместе с ней – Ужас, Трепет и Паника. Там, где они проходят, раздаются стоны, а земля покрывается потоками крови.

Арес оставил немного следов в мифологии. В одном из мифов он – любовник Афродиты, пойманный на потеху богам ее супругом Гефестом, но в большинстве случаев он – просто символ войны. У него нет выраженных личностных качеств, как у Гермеса, Геры или Аполлона.

Ему не воздают божеские почести ни в одном из городов. Греки туманно заявляли, что он – пришелец из Фракии, страны грубых и свирепых людей, расположенной к северо-востоку от Греции.

Его птица – гриф. По одной из версий, собака, узнав, что выбрана в качестве его животного, почувствовала обиду.

Гефест (Вулкан или Мулькибер)

Бог огня и кузнечного искусства, которого иногда называют сыном Зевса и Геры, иногда – одной только Геры, которая родила его в отместку Зевсу за то, что он в одиночку породил Афину. Среди бессмертных с их совершенной красотой он единственный был безобразным. Кроме того, он был хромым. В одном из эпизодов Илиады он рассказывает, что его бессовестная мать, увидев, что он родился уродом, выбросила его с неба. В другом месте он говорит, что это сделал Зевс, когда он, Гефест, пытался защитить мать. Вторая версия получила большую известность благодаря стихам Мильтона: Мулькибер был

Переброшен озлобленным Зевсом

Через зубцы высокой хрустальной стены.

С восхода падал он до полудня,

А потом еще целый день, а с новым закатом

На землю грохнулся он падучей звездой

На остров Лемнос, что в море Эгейском лежит.

У более поздних поэтов его кузница нередко помещается под тем или иным вулканом, что время от времени вызывает их извержения.

В Илиаде его жена – одна из трех Граций; Гесиод называет ее Аглая. В Одиссее он женат на Афродите.

Гефест – добродушный, миролюбивый бог, уважаемый и на небесах, и на земле. Вместе с Афиной он заботится о жизни горожан. Оба покровительствуют ремеслам и тем занятиям, которые наряду с сельским хозяйством представляют собой основу цивилизации; он особо провительствует кузнецам, а она – ткачихам. Когда дети городских жителей получают гражданство города, богом соответствующей церемонии является Гефест.

Она – сестра Зевса и подобно Афине и Артемиде – богиня-девственница. Она не обладает сколько-нибудь ярко выраженной личностью и роли в мифах не играет. Она – богиня домашнего очага, символа дома, вокруг которого было необходимо обносить новорожденного младенца, прежде чем он становился признанным членом семьи. Каждая трапеза начиналась и завершалась возлиянием в честь Гестии.

Гестия милая, везде – ив чертогах богов, и в жилищах у смертных —

Высшая почесть: вино и в начале и трапезы перед концом

Тебе воздается – так, как это и должно,

И никогда без тебя ни люди, ни боги пира устроить не могут.

В некоторых городах существовал городской, общественный очаг, посвященный Гестии. Огонь в нем должен был поддерживаться непрерывно. При основании новой колонии туда перевозили угли из очага города-метрополии, с помощью которых и разжигался огонь в очаге нового города.

В Риме такой огонь поддерживали шесть жриц-девственниц. Их называли весталками.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Немного о великих

Немного о великих Но в конце туннеля всегда, как известно, есть свет (или же нет): после всех мытарств у нас встреча с великим Джоном Ле Карре. Крис, правда, не уверен, что такая литературная величина захочет видеть Чеширского Кота, это все равно что привести на свидание к

Глава 13 Двенадцать колен

Глава 13 Двенадцать колен Как все человечество произошло от Адама и Хавы, так и все евреи (кроме новообращенных в иудаизм) произошли от патриархов.Авраам и Сара имели одного сына, Ицхака, который, в свою очередь, передал традиции монотеизма одному из своих детей — Яакову.

XLI. ДВЕНАДЦАТЬ ПЯТНИЦ

XLI. ДВЕНАДЦАТЬ ПЯТНИЦ Среди захолустных обывателей и доныне пользуется большой популярностью, так называемая, рукописная духовная литература. Правда, духовенство всеми мерами старается изъять из обращения эти остатки старины, но благочестиво настроенные мещанки,


Титаны и олимпийцы


В Древней Греции выделяются две группы богов: титаны, - боги второго поколения и олимпийские боги, или олимпийцы - боги третьего поколения. Титаны были рождены землей Геей и небом Ураном. Их было шесть братьев - Океан, Кей, Крий, Гипперион, Иапет, Кронос и шесть сестер - Фетида, Феба, Мнемосина, Тейя, Фемида, Рея, вступивших в брак между собой и породивших новое поколение богов - Прометея, Гелиоса, Селену, Эос (Аврору) и других. Младший из титанов Кронос по совету матери Геи серпом оскопил Урана, чтобы прекратить его бесконечную плодовитость, и занял место верховного бога титанов.
В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи - Гестия, Деметра, Гера, Аид (Гадес), Посейдон и Зевс, а также их потомки - Гефест, Гермес, Персефона, Афродита, Дионис, Афина, Аполлон и Артемида. Их предводителем был Зевс, лишивший власти отца.

История противостояния титанов и олимпийцев

История противостояния олимпийцев и титанов началась с того, что, боясь потерять власть, Кронос стал проглатывать своих детей. Он проглотил Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. Боясь лишиться последнего ребенка, Зевса, Рея спрятала его в глубокой пещере и дала вместо него Кроносу камень. Выросший Зевс восстал против своего отца и заставил его вернуть на свет поглощенных им детей. Они начали борьбу с Кроносом и другими титанами за власть над миром.


Титаномахия или битва титанов или олимпийцев


Эта борьба, известная как титаномахия, или битва титанов - великанов, была ужасной и упорной. Титаны - все, кроме Океана - выступили с Офрийской горы; олимпийцы - с горы Олимп. Их силы были примерно равны. Сражение продолжалось десять лет, пока Зевсу не стало известно, что олимпийские боги одержат победу только в том случае, если освободят заточенных в недрах земли (Тартаре) Ураном пятидесятиголовых сторуких великанов - Сторуких или гекатонхейров (гекатенхейреров).
Вскоре ужасные и громадные, как горы, Сторукие, а также великаны-циклопы и кое-кто из титанов (Океан и океаниды, Прометей) присоединились к богам. Опьяненные полученной свободой, Сторукие вырывали из Земли скалы и с силой, сотнями, обрушивали их на головы титанов, когда они подступали к Олимпу. Стонала Земля, грохот наполнял воздух, все кругом колебалось. Даже Тартар содрогался от этой борьбы. Зевс без устали метал пламенные молнии, которые едва успевали выковывать и подносить ему циклопы. Огонь охватил всю Землю, моря кипели, дым и смрад заволокли все густой пеленой. Помогал громовержцу и Пан, умеющий наводить на врагов беспричинный панический страх.


Низвержение титанов в Тартар

Земля, обжигаемая пламенем горящих лесов, ничем не могла помочь своим сыновьям. И побежденные титаны были низринуты олимпийцами так глубоко в недра земли, что наковальня должна была лететь туда девять дней и девять ночей.
Там, в мрачном Тартаре, за охраняемой Сторукими медной дверью, навсегда должны были остаться бессмертные титаны - за исключением тех немногих, кто в начале сражения откликнулся на призыв Зевса и перешел на сторону богов.

Битва Зевса с Тифоном


Но на этом сражение не закончилось. Гея-Земля разгневалась на Зевса и вывела на свет ужасное стоголовое чудовище Тифона. Громадный, с сотней драконьих голов, поднялся Тифон из недр Земли. Бурное пламя клубилось вокруг него, и Земля колебалась под его ногами. В руках Зевса опять засверкали молнии, раздались раскаты грома. Земля и небесный свод потрясались до основания. Ярким пламенем вспыхнула Земля, закипели моря. Сотнями сыпались огненные стрелы-молнии громовержца Зевса. Казалось, что от их огня горит воздух. Зевс испепелил Тифону все сто голов. От поверженного Тифона исходил такой жар, что все вокруг плавилось.
После этой победы никто больше не мог противиться власти олимпийцев.

Борьба титанов и олимпийцев, асов и ванов - торжество молодых богов


Древнегреческое предание о борьбе олимпийцев и титанов напоминает историю противостояния асов и ванов. И в скандинавском, и в греческом эпосе рассматриваются два разных поколения богов, борющихся друг с другом за власть. Правда, олимпийцы признаются детьми титанов, а между асами и ванами такого кровного родства не отмечается. Тем не менее, опосредованная связь между ними все-таки имеется - через их ассимиляцию друг в друга.
И в скандинавском, и в греческом эпосе победу, в конце концов, одерживают молодые боги. И в том и другом случае битва происходит в два этапа, а победившим приходится сражаться с великанами (циклопами) и чудовищами (и здесь ) . В обоих случаях во время битвы трясется и горит Земля, выходит из берегов или кипит море… Одним словом, сходство более чем очевидное.

Титаны и олимпийцы - позднее поколение богов

Можно заключить, что титаны и олимпийцы, также как асы и ваны, соответствовали уже во многом ассимилированным друг в друга поздним поколениям адитьев, дайтьев и данавов (см. также здесь), а битва между ними, великанами и чудовищами отвечала одной или, скорее всего, двум последним глобальным катастрофам.
Великолепным подтверждением этому является сюжет с освобождением Сторуких и Тифона . Кто читал мою книгу "Исчезнувшие обитатели Земли" и уже познакомился с описанными в разделе Исчезнувшие обитатели Земли разумными существами из индийского и индокитайского эпоса , наверное, заметили, что они почти полностью соответствуют ракшасам, и, в первую очередь, их предводителю Раване , китайскому многорукому великану Чи Ю, людям-насекомым индейцев хопи и их многорукой богине Женщине-пауку Кокъянгвиити, китайским, корейским и японским многоруким богиням Гуань-Юнь, Гван-юм, Кэнон (сторукие), а также нагам, виевичам, рудрам и, в какой-то мере, китайским драконам - лунам и змеевидным богам майя, ацтеков, египтян и шумеров ( тифон ). Но в индийском эпосе в то время, когда адитьи, дайтьи и данавы еще только спустились на Землю (см. также здесь) , наги, виевичи, рудры, ракшасы и другие подобные им существа были грозной силой, вначале противопоставленной им, а затем выступающей вместе с адитьями в их борьбе с дайтьями и данавами (см. также здесь) . Значит, с момента борьбы адитьев с дайтьями и данавами (и здесь) до периода борьбы олимпийцев с титанами (которые, скорее всего, являлись их потомками) прошло очень много времени, и случилось несколько катастроф, в результате которых ракшасы с нагами были "низвергнуты под землю".

Приглашаю всех желающих для дальнейшего обсуждения данного материала на ФОРУМЕ, в разделе "Боги и демоны (дети богов, потомки богов, династии)" , в том числе в теме "Белые боги и их потомки"

Это канал Библиотекаря, и сегодня мы узнаем кто из титанов предал своих братьев, кого призвали на помощь боги-олимпийцы, и многое другое о битвах богов.

Рождение и воспитание Зевса

Родился будущий громовержец на острове Крит. Напомню, его мать – Рея, спрятала Зевса от Кроноса, дабы тот не проглотил его как остальных детей.

Интересный факт, по одной из легенд, Зевс после своего рождения смеялся аж целых семь дней, отчего число семь считается счастливым.

Версий о том, кто и как воспитывал Зевса много. Одни утверждают, что его воспитанием занимались нимфы Адрастея и Идея, другие, что куреты и корибанты (спутники Реи, имевшие божественное происхождение). Последние, как раз, охраняли Зевса и заглушали его плач ударами медных щитов и бряцаньем оружия.

Впоследствии, кстати, в память о своей кормилице Зевс вознес ее на небо, где она до сих пор сияет в созвездии Возничего.

По легенде Зевс выпустил двух орлов с запада и востока, а в то место где они встретились бросил камень, который стал центром мира.

По легенде Зевс выпустил двух орлов с запада и востока, а в то место где они встретились бросил камень, который стал центром мира.

Долгих десять лет продолжалась война между богами Олимпа и титанами. Велик и ужасен был ее размах. Однако, среди титанов не все поддержали Кроноса. Его старший брат Океан и титан Прометей заняли сторону Зевса. Также помощь богам-олимпийцам оказали дочь Океана – Стикс и ее дети Мощь, Рвение и Победа. Тем не менее, силы были равны, и никто не мог победить. Это продолжалось до тех пор, пока на помощь Зевсу не пришли циклопы, и он не решил освободить из Тартара сторуких гекатонхейров.

Стонала и содрогалась земля от столь яростной битвы. Но, наконец, титаны дрогнули под натиском молний Зевса, которые ему ковали циклопы и невероятной мощи гекатонхейров.

"Гигантомахия"

Победили олимпийцы, однако, рано было радоваться. Мать-земля Гея не могла простить Зевсу пренебрежения к себе и заточения в Тартар ее детей – титанов. А потому втайне взрастила из капель крови Урана новое поколение сыновей – гигантов.

Внезапно, уверенные и ничего не подозревающие боги, увидели, как далеко внизу появляются трещины в земле с ядовитыми испарениями. И зловонный дым поднялся до самого Солнца – Гелиоса. Появились оттуда змееногие чудовища, которые с невероятной яростью начали атаковать Олимп. Метали они в сторону богов целые скалы, боги отвечали им молниями, но никак не могли их поразить. Тогда жена Зевса – Гера и мойры (Мойры – богини судьбы. Три сестры: Клото, или Пряха – прядет нить жизни, Лахесис, или Судьба – определяет судьбу, Атропос, или Неотвратимая – перерезает нить жизни) предрекли следующее: победить гигантов поможет смертный. Отправил Зевс Афину за своим сыном – величайшим из героев – Гераклом.

Прибыл Геракл, вооруженный луком, который не знает промаха и отравленными стрелами, пропитанными кровью убитой им гидры. Выступили боги-олимпийцы против гигантов на Флегрейских полях. Одного за другим стал убивать Геракл гигантов.

Многих других убили сами боги, и лишь некоторым из гигантов удалось избежать гибели, но они больше Олимп не беспокоили.

На эту тему у меня есть видео на ютубе. Приятного просмотра!

Битва с Тифоном

Однако, на этом противостояние Геи и богов Олимпа не закончилось. Породила она в союзе с Тартаром грозного Тифона, столь ужасного создания не видел еще мир. Появился на свет он на востоке, в Киликии и имел аж сотню драконьих голов. В его вое слышались человеческие голоса, лай собак, рев быка и рычанье льва.

Испугались такого противника боги и разбежались кто куда. Лишь Зевс-громовержец не убоялся Тифона и встретил его в бою.

Дрожала земля от этой великой схватки, а моря и реки кипели от молний, которые Зевс, одну за другой, обрушивал на Тифона. Но вот, в руке у него осталась последняя – самая мощная из молний. И рухнул Тифон под ее ударом. По одной из легенд, Зевс навалил на него гору Этну, и поныне Тифон не может из-под нее освободиться, а в беспомощности извергает ядовитые пары и огненную лаву. По другой версии, его заточили в Тартар, породивший его.

Победа над Тифоном в греческой мифологии это олицетворение победы божественного порядка над хаосом.

Боги Олимпа победили всех своих врагов и воцарились над миром. Зевс взял себе небо, Посейдон – море, Аид выбрал подземное царство, но это уже другая история. Подписывайтесь на каналы! И не забывайте читать книги.

Читайте также: