Типы внд и темперамент кратко

Обновлено: 08.07.2024

2. Колесов Д.В. Биология. Человек. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 332, (4) с.: ил.

3. Краткий психологический словарь/ Сост. Л.А. Карпенко; под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М,: Политиздат, 1985. – 431 с.

4. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М.: Прайм-Еврознак, 2009. – 672 с.

5. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. в 2 кн. Книга 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с.

Таким образом, актуальность нашей темы определяется интересом к эмоциональным проявлениям личности в зависимости от врожденных свойств ЦНС.

Перед началом исследования мы выдвинули гипотезу, согласно которой общая эмоциональность и ее различные аспекты, у молодых людей должны различаться у индивидов с различным типом ВНД или с его составляющими, кроме того, общая эмоциональность является способом регуляции поведения.

Для проверки этой гипотезы мы решили протестировать группу старшеклассников стандартными методиками определения типа ВНД и общей эмоциональности и провести корреляционный анализ между полученными показателями.

Цель работы. Изучить роль общей эмоциональности в поведении посредством анализа корреляционной взаимосвязи между показателями типа ВНД и тревожностью, фрустрацией, агрессивностью, ригидностью.

1. Провести теоретический анализ проблемы роли эмоций в поведении, и влиянии на него типа ВНД.

2. Провести обследование группы старшеклассников.

3. Статистически обработать полученные данные.

4. Проанализировать полученные результаты.

Краткий обзор литературы

К настоящему времени существуют различные подходы к вопросу деления (или объединения) людей по типу темперамента: классификация по Павлову (неврологическая теория темпераментов), в основе которой лежат особенности возбудительного и тормозного процессов, где показателем типологических различий является сила возбудительного процесса, определяемая по скорости образования условных рефлексов; сила тормозного процесса, которая выявляется по скорости выработки внутреннего торможения, подвижность нервных процессов [1, 2 ,5, 6, 11, 12, 13].

По мнению И.П. Павлова, существует четыре основных типа нервной системы, которые близки к типам темперамента, выделенным Гиппократом. Из-за различий в проявлении силы нервных процессов различаются сильные и слабые типы, которые, в свою очередь, могут подразделяться на уравновешенные и неуравновешенные. При этом неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. И, наконец, сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные [1, 5, 6, 11, 12, 13].

Таким образом, неврологическая по сути теория типов ВНД, выделяет также 4 типа: живой тип – сильный уравновешенный, подвижный (сангвиник); спокойный тип – сильный, уравновешенный, инертный (флегматик); безудержный тип – сильный, неуравновешенный (холерик); слабый тип – меланхолик [1, 2, 5, 6, 11, 12, 13].

Идеи И.П. Павлова о типах ВНД развивали такие ученые, как Е.М. Теплов, В.Д. Небылицын, которые стали его последователями и создателями новых классификаций. Эти исследователи учитывали переходные и смешанные типы ВНД, другие характеристики и выделили гораздо больше, а именно 120 типов высшей нервной деятельности [1, 2, 5, 6, 11, 12, 13].

Психологическая классификация типов темперамента Юнга основана на выраженности экстраверсии и интроверсии и таких психологических функциях, как эмоциональность и иррациональность (ощущение, интуиция). Сангвиник – рациональный экстраверт, холерик – иррациональный экстраверт, флегматик – рациональный интроверт, а меланхолик иррациональный интроверт [1, 5, 6, 13].

По схеме Г. Айзенка тип темперамента определяется с учетом показателей экстраверсии-интроверсии (напрвленность) и нейротизма (стабильность – нестабильность) индидида. Экстраверсия характеризуется открытостью личности, интроверсия – замкнутость личности. По классификации Г. Айзенка экстраверт с высоким нейротизмом соответствует холерику, а с низким нейротизмом – сангвинику. Интроверт с высоким нейротизмом соответствует меланхолику, а с низким нейротизмом – флегматику [1, 2, 5, 6, 11, 12, 13].

В характере каждого человека соединяются черты, присущие разным темпераментам и лишь тогда, когда значительно преобладают черты того или иного темперамента, можно говорить о преобладающем типе темперамента.

По П.В. Симонову доминирующей эмоцией сангвиника является радость, холерика – гнев, меланхолика – страх, тревога, флегматика – спокойное безэмоциональное состояние [11, 12, 13].

Как считает П.В. Симонов, существует количественная зависимость степени эмоционального напряжения (Э) от величины потребности (П) и рассогласования между информацией, прогностически необходимой для удовлетворения потребности (Ин), и информацией, имеющейся у субъекта (Ис), выражающаяся в виде формулы: Э = –П*(Ин – Ис).

В нормальной ситуации человек ориентирует свое поведение на сигналы высоковероятных событий (т. е. на то, что в прошлом чаще встречалось). Благодаря этому, его поведение в большинстве случаев бывает адекватным и ведет к достижению цели. В условиях полной определенности цель может быть достигнута и без помощи эмоций.

С позиций информационной теории П.В.Симонова отрицательные эмоции возникают при преобладании информации необходимой над информацией имеющееся у субъекта для удовлетворения его потребности. Отрицательные эмоции обеспечивают избегание опасности и активируют мотивационный поиск [11, 12, 13].

Для возникновения эмоции достаточным и необходимым являются потребность и вероятность ее удовлетворения.

Потребность (в психологическом словаре) – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности [3, 4].

При определении общего психологического состояния (общей эмоциональности) личности обычно используется определение четырех показателей: тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность, объединенных в один тест Г. Айзенка «Самооценка общего психологического состояния (общая эмоциональность) [7, 8, 9].

Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги, беспокойства и является субъективным проявлением наблагополучия личности [3, 4].

Фрустрация – (от лат. frustration – обман, тщетное ожидание, расстройство) – психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели [3, 4].

Агрессивность – специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб [3, 4].

Ригидность – (в психологии от лат. rigidus – жесткий, твердый) – затрудненность в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки [3, 4].

Корреляционный анализ (от лат. Correlation – соотношение) – статистический метод оценки формы, знака и тесноты связи исследуемых признаков или факторов [3, 4, 10]. При анализе коэффициентов корреляции важно учитывать величину коэффициента (наибольшая величина близка е единице); его знак (если коэффициент имеет знак плюс, то показатели связаны прямо пропорционально, если минус – обратно пропорционально) и достоверность, которая рассчитывается в программе и зависит от величины коэффициента и количества анализируемых случаев [10].

Для обоснования корректности применения корреляционного анализа и правомерности включения в анализ как можно большего числа показателей испытуемых, нами был проведен анализ однородности выборки. Для этого все полученные значения показателей проверялись на достоверность отличий между группами испытуемых. Критериями разделения на группы были: возраст испытуемых (35 человек – шестнадцатилетних и 13 – пятнадцатилетних) и гендерные отличия (29 человек – девушки и 19 – юноши). Для этих групп был проведен анализ достоверности различий между рядами показателей двух групп по t-критерию Стьюдента для независимых переменных с уровнем достоверности 0,05. Оказалось, что ни по одному из анализируемых показателей достоверных различий между группами не наблюдалось.

Из этого мы сделали вывод, что исследуемая выборка является однородной, что дало нам основание рассчитывать коэффициенты корреляции для всего массива данных, включающего показатели 48 человек.

В табл. 1 показаны коэффициенты корреляции показателей общей эмоциональности (Т, Ф, А, Р) с показателями типа темперамента (Э, Н, И).

Значения коэффициентов корреляции показателей экстраверсии, нейротизма с показателями, отражающими общую эмоциональность

Еще в глубокой древности ученые, наблюдая внешние особенности поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом отношении.

Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы. Одни общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостны, другие замкнуты, скрытны. Причем имелись в виду чисто внешние проявления, безотносительно к тому, умен человек или ограничен, трудолюбив или ленив, смел или труслив, правдив или лжив, чем он занимается, каковы его интересы и т. д.

Например, два человека делают одну и ту же работу и делают ее одинаково хорошо, но один трудится со страстью, увлеченно, нетерпеливо, проявляет инициативу, другой - неторопливо, зато методично, основательно, деловито, строго по инструкции. Такие индивидуальные особенности были названы темпераментом (от латинского слова - соотношение, пропорция).

Наблюдая за поведением детей и взрослых, за тем, как они трудятся, учатся, играют, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обратим внимание на большие индивидуальные различия между ними в отношении активности, подвижности, эмоциональности, т. е. различия их темпераментов.

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.

В настоящее время выделяют два основных показателя динамики психических процессов и поведения: активность и эмоциональность.

Активность выражается в различной степени стремления активно действовать, проявлять себя в разнообразной деятельности, в различной быстроте и силе протекания психических процессов, в различной степени двигательной (или моторной) подвижности, быстроте или замедленности реакций. Проявление активности у различных людей различно.

Эмоциональность - выражается в различной степени эмоциональной возбудимости, в быстроте возникновения и силе эмоций человека, в эмоциональной впечатлительности (восприимчивости к эмоциональным воздействиям).

С древнейших времен различали четыре основных типа темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический (живой), флегматический (медленный, спокойный), холерический (энергичный, страстный) и меланхолический (замкнутый, склонный к глубоким переживаниям).

Если вы понаблюдаете за школьниками за занятиях в классах или на перемене, во время игры, на уроках труда, то вы ясно увидите различные проявления их активности и эмоциональности. Одни очень подвижны, на уроке или в мастерской работают нетерпеливо и порывисто, моментально реагируют на изменения обстановки, эмоции их (радость, досада, обида) проявляются ярко и несдержанно. Другие спокойны и деловиты, темп работы у них замедленный, речь тягучая и однообразная, эмоции почти не проявляются, дети внешне безразлично относятся к своим успехам и неудачам.

Выделите вы и школьников, живых, жизнерадостных, очень общительных, но несколько беззаботных и беспечных, подвижных, но без резкости, легко поддающихся чувствам, но не сильным и не глубоким. Наконец, обратят на себя ваше внимание и застенчивые, замкнутые, малообщительные ученики с тихой, робкой речью, эмоционально уязвимые, обидчивые.




Это и будет значить, что вы выделили школьников - представителей разных темпераментов - холерического, флегматического, сангвинического и меланхолического.

Темперамент характеризует динамичность (подвижность) личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем большей или меньшей общественной ценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или со способностями). Люди самого различного темперамента могут добиться очень высоких достижений в одном и том же виде деятельности. Если взять крупнейших писателей, то А. И. Герцен был типичным сангвиником, И. А. Крылов - флегматиком, А. С. Пушкин - холериком, а Н. В, Гоголь - меланхоликом. Примерно в одно и то же время прославили себя на военном поприще великие русские полководцы - холерик А. В. Суворов и флегматик М. И. Кутузов.

Типы ВНД и темперамент

Подлинно научное объяснение темпераментов дает учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности.

Согласно учению И. П. Павлова индивидуальные особенности поведения, динамика психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в деятельности нервной системы считают различные проявления, связь и соотношение нервных процессов - возбуждения и торможения.

И. П. Павлов открыл свойства процессов возбуждения и торможения:

1) сила - слабость процессов возбуждения и торможения;

2) уравновешенность - неуравновешенность процессов возбуждения и торможения;

3) подвижность - инертность процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов характеризует работоспособность, выносливость нервной системы и означает способность ее переносить либо продолжительное, либо кратковременное, но очень сильное возбуждение или торможение.

Противоположное свойство - слабость нервных процессов - характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. В слабой нервной системе нервные клетки, отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на раздражители небольшой величины она дает соответствующую реакцию.

Уравновешенность нервных процессов есть соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других равновесия не наблюдается: преобладает процесс торможения или возбуждения.

Подвижность нервных процессов - это способность их быстро сменять друг друга, быстрота появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстрота образования новых условных связей.

Комбинации указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности.

В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

Тип ВНД

По силе нервных процессов И. П. Павлов различал сильную и слабую нервную систему. Слабость нервной системы Павлов считал таким определяющим, существенным признаком, который перекрывает все другие различия. Поэтому представителей слабого типа он уже не делил далее по признаку уравновешенности и подвижности нервных процессов.

И. П. Павлов соотнес выделенные им типы с психологическими типами темпераментов и обнаружил полное совпадение.

План

Понятие о темпераменте

Типы ВНД и темперамент

Психологическая характеристика типов темперамента

Понятие о темпераменте

Еще в глубокой древности ученые, наблюдая внешние особенности поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом отношении.

Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы. Одни общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостны, другие замкнуты, скрытны. Причем имелись в виду чисто внешние проявления, безотносительно к тому, умен человек или ограничен, трудолюбив или ленив, смел или труслив, правдив или лжив, чем он занимается, каковы его интересы и т. д.

Например, два человека делают одну и ту же работу и делают ее одинаково хорошо, но один трудится со страстью, увлеченно, нетерпеливо, проявляет инициативу, другой - неторопливо, зато методично, основательно, деловито, строго по инструкции. Такие индивидуальные особенности были названы темпераментом (от латинского слова - соотношение, пропорция).

Наблюдая за поведением детей и взрослых, за тем, как они трудятся, учатся, играют, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обратим внимание на большие индивидуальные различия между ними в отношении активности, подвижности, эмоциональности, т. е. различия их темпераментов.

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.

В настоящее время выделяют два основных показателя динамики психических процессов и поведения: активность и эмоциональность.

Активность выражается в различной степени стремления активно действовать, проявлять себя в разнообразной деятельности, в различной быстроте и силе протекания психических процессов, в различной степени двигательной (или моторной) подвижности, быстроте или замедленности реакций. Проявление активности у различных людей различно.

Эмоциональность - выражается в различной степени эмоциональной возбудимости, в быстроте возникновения и силе эмоций человека, в эмоциональной впечатлительности (восприимчивости к эмоциональным воздействиям).

С древнейших времен различали четыре основных типа темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический (живой), флегматический (медленный, спокойный), холерический (энергичный, страстный) и меланхолический (замкнутый, склонный к глубоким переживаниям).

Если вы понаблюдаете за школьниками за занятиях в классах или на перемене, во время игры, на уроках труда, то вы ясно увидите различные проявления их активности и эмоциональности. Одни очень подвижны, на уроке или в мастерской работают нетерпеливо и порывисто, моментально реагируют на изменения обстановки, эмоции их (радость, досада, обида) проявляются ярко и несдержанно. Другие спокойны и деловиты, темп работы у них замедленный, речь тягучая и однообразная, эмоции почти не проявляются, дети внешне безразлично относятся к своим успехам и неудачам.

Выделите вы и школьников, живых, жизнерадостных, очень общительных, но несколько беззаботных и беспечных, подвижных, но без резкости, легко поддающихся чувствам, но не сильным и не глубоким. Наконец, обратят на себя ваше внимание и застенчивые, замкнутые, малообщительные ученики с тихой, робкой речью, эмоционально уязвимые, обидчивые.

Это и будет значить, что вы выделили школьников - представителей разных темпераментов - холерического, флегматического, сангвинического и меланхолического.

Темперамент характеризует динамичность (подвижность) личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем большей или меньшей общественной ценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или со способностями). Люди самого различного темперамента могут добиться очень высоких достижений в одном и том же виде деятельности. Если взять крупнейших писателей, то А. И. Герцен был типичным сангвиником, И. А. Крылов - флегматиком, А. С. Пушкин - холериком, а Н. В, Гоголь - меланхоликом. Примерно в одно и то же время прославили себя на военном поприще великие русские полководцы - холерик А. В. Суворов и флегматик М. И. Кутузов.

Типы ВНД и темперамент

Подлинно научное объяснение темпераментов дает учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности.

Согласно учению И. П. Павлова индивидуальные особенности поведения, динамика психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в деятельности нервной системы считают различные проявления, связь и соотношение нервных процессов - возбуждения и торможения.

И. П. Павлов открыл свойства процессов возбуждения и торможения:

1) сила - слабость процессов возбуждения и торможения;

2) уравновешенность - неуравновешенность процессов возбуждения и торможения;

3) подвижность - инертность процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов характеризует работоспособность, выносливость нервной системы и означает способность ее переносить либо продолжительное, либо кратковременное, но очень сильное возбуждение или торможение.

Противоположное свойство - слабость нервных процессов - характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. В слабой нервной системе нервные клетки, отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на раздражители небольшой величины она дает соответствующую реакцию.

Уравновешенность нервных процессов есть соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других равновесия не наблюдается: преобладает процесс торможения или возбуждения.

Подвижность нервных процессов - это способность их быстро сменять друг друга, быстрота появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстрота образования новых условных связей.

Комбинации указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности.

В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

Тип ВНД

По силе нервных процессов И. П. Павлов различал сильную и слабую нервную систему. Слабость нервной системы Павлов считал таким определяющим, существенным признаком, который перекрывает все другие различия. Поэтому представителей слабого типа он уже не делил далее по признаку уравновешенности и подвижности нервных процессов.

И. П. Павлов соотнес выделенные им типы с психологическими типами темпераментов и обнаружил полное совпадение.

ВЕБИНАР: Социальный интеллект и коммуникативная успешность: диагностика и развитие у детей, подростков и взрослых

ВЕБИНАР: Женские сексуальные расстройства: деликатное решение интимных проблем

Пошаговая система обучения бизнес-коучингу

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

Типы нервной системы и темперамента и стиль учебной деятельности

Авторы

/module/item/name

С этих позиций в данной статье освещаются вопросы о том, как раскрываются, проявляются и развиваются у школьников природные предпосылки их психофизиологического и личностного развития в учебной деятельности и жизнедеятельности.

1. Общая характеристика свойств нервной системы и темперамента человека

Как известно, на Земле нет двух людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет двух совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей — личность каждого человека уникальна и неповторима.

Такими устойчивыми и присущими человеку от рождения индивидуальными свойствами являются физиологические свойства типа нервной системы и их психологические проявления — свойства темперамента. В чем заключается их своеобразие? Представьте себе две реки: одну спокойную, равнинную, другую — стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй — полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены. Особенности течения этих рек зависят от ряда природных условий.

Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенностях течения) психической деятельности разных людей. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно. Такие люди внешне всегда спокойны, уравновешенны и даже медлительны. Они редко смеются, взгляд их всегда строг и холоден, движения скупы и целесообразны. Попадая в трудные обстоятельства или в «смешное « положение, эти люди остаются внешне невозмутимыми. Их мимика и жесты не отличаются разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая. У других людей психическая деятельность протекает скачкообразно. Такие люди, наоборот, очень подвижны, беспокойны, шумливы, всегда оживлены. Речь их порывистая и страстная, движения хаотические, мимика богатая и разнообразная. Нередко даже в обычном разговоре их слова сопровождаются жестами — человек машет руками, притопывает ногами. Они всегда суетливы и нетерпеливы. Другими словами, свойства нервной системы и темперамента и есть те природные, т.е. врожденные, свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека [4].

Научное объяснение их природы дал академик И.П. Павлов в учении об основных свойствах нервной системы. Он выделил три следующих основных свойства: 1) силу процесса возбуждения и торможения, зависящую от работоспособности нервных клеток; 2) уравновешенность нервной системы, т.е. степень соответствия силы возбуждения силе торможения (или их баланс); 3) подвижность нервных процессов, т.е. скорость смены возбуждения торможением, и наоборот. И.П. Павлов выяснил, что темперамент зависит не от одного какого-либо из этих свойств, а от их сочетания. Такое сочетание свойств нервной системы, которое определяет и индивидуальные особенности условнорефлекторной деятельности, и темперамент, он назвал типом нервной системы. И.П. Павлов различал четыре основных типа нервной системы:

  1. сильный, неуравновешенный (с преобладанием процесса возбуждения),
  2. сильный, уравновешенный, подвижный,
  3. сильный, уравновешенный, инертный,
  4. слабый.

Выявленные И.П. Павловым основные комбинации свойств, или типов, нервной системы, от которых зависит темперамент, являются общими у человека и животных. Поэтому они получили название общих типов. Эти общие типы нервной системы лежат в основе четыре х традиционных типов темперамента: холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического, которые достаточно отчетливо выражены уже в школьном возрасте.

Сангвиник.

Это субъект c сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы. Сангвиник отличается повышенной реактивностью, которая проявляется в той живости, с какой откликается на все его эмоциональная натура. Ему присуща большая активность — он способен проявлять значительную энергию, работоспособность и настойчивость. Активность и реактивность у сангвиника уравновешены — он может сдерживать чувства, волнения. Темп реакции довольно высокий, поэтому он любит быстрые движения. Сангвинику свойственны высокая пластичность и экстраверсия, вследствие чего он общителен, легко привыкает к новым людям и условиям, легко переходит от одного вида деятельности к другому, но недостаточно усидчив и сосредоточен, особенно в условиях однообразной работы. В процессе обучения быстро схватывает основные моменты, но допускает ошибки. Не любит кропотливой и длительной работы по усвоению сложных знаний или формированию умений и навыков. Достаточно работоспособен, уверен в себе, результаты его деятельности стабильны и, как правило, в ответственных ситуациях (экзамен, соревнования и т.п.) бывают выше, чем в ситуации обычного урока или тренировки.

Холерик.

Обладает сильным, неуравновешенным (с преобладанием возбуждения) типом нервной системы. Для него, как и для сангвиника, характерны высокая реактивность, активность, быстрый темп реакций. Но реактивность у него преобладает над активностью, в связи с чем в трудной ситуации он легко становится вспыльчивым, резким, быстро выходит из себя. Как и сангвиник, любит быстрые движения, охотно и с увлечением начинает заниматься избранным видом деятельности, но быстро охладевает. Не любит длительную и монотонную работу. Его результаты недостаточно стабильны, ибо он склонен к излишнему возбуждению перед началом ответственной работы, что часто не позволяет ему реализовать полностью свои возможности.

Флегматик.

Это человек с сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы. В отличие от сангвиника и холерика, обладает малой реактивностью, поэтому его трудно вывести из себя. Незначительная эмоциональная возбудимость позволяет ему оставаться спокойным перед серьезной, ответственной работой. Высокая активность преобладает над малой реактивностью, что и определяет терпеливость, выдержку и самообладание. Движения и речь у флегматика медлительные, реакции запаздывающие. Ему присуща ригидность и интроверсия, что определяет устойчивость привычек и навыков, малую общительность.

Меланхолик.

2. Роль свойств нервной системы и темперамента в деятельности человека

Каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования. Эти требования нельзя произвольно изменять, так как они зависят от объективных причин — от содержания деятельности.

Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или воздействия на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны более частые перерывы для отдыха, чем другим. Зависит от темперамента и эмоциональная сфера личности, а отсюда и эффективность дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива, и влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых напряженной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. Доказано, что повышение или понижение функционального уровня деятельности определяется величиной раздражителя, вызывающего нервно-психическое напряжение.

Величину раздражителя, при которой функциональный уровень повышается, принято называть оптимальной, при которой понижается — пессимальной. Оптимальная и пессимальная величины действующего раздражителя зависят от типа нервной системы и темперамента. Например, замечание учителя, сделанное ученику-сангвинику в резкой форме, лишь дисциплинирует его, а ученика-меланхолика надолго выбивает из колеи. Таким образом, от темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, влияние эмоциогенных раздражителей, трудностей работы, дисциплинарных воздействий и т.д.). Такое регулирование учебной деятельности школьников путем дифференцирования величины действующих раздражителей в зависимости от типа нервной системы и темперамента человека рекомендуется психологами и применяется (правда, скорее стихийно) учителями-мастерами. Приспособление темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Существует наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности — формирование ее индивидуального стиля. Одни и те же задачи и требования учебной деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены посредством различных приемов и способов. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

Одно из условий формирования индивидуального стиля — учет свойств типа нервной системы и темперамента. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом часто совершенно непроизвольных и неподотчетных форм реагирования и особенностей движения. Например, ученик-меланхолик при выполнении письменной работы из-за неуверенности в себе и тревожности очень много времени тратит на составление черновика, его проверку и исправление и сравнительно меньше — на переписывание начисто. Ученик-сангвиник, наоборот, пишет иногда черновик очень сокращенно или даже вовсе не пользуется им и очень мало проверяет и исправляет свою работу.

Подростки с аналогичным типом нервной системы не склонны к длительным и тщательным проверкам выполненных работ, предпочитают заниматься в одиночестве, менее склонны отвлекаться во время уроков. Они на уроке успевают выполнять дополнительные задания, помимо основных, не торопятся, тщательно продумывают свои ответы, у них редко встречаются ошибки, допущенные из-за невнимательности, они внимательны к объяснению урока учителем и своевременно готовят рабочее место к уроку. Обычно они склонны проверять задания только в ходе их выполнения, не осуществляя при этом итоговый контроль [7].

Одно из важнейших условий возникновения индивидуального стиля — сознательное, творческое отношение к выполняемой работе. Индивидуальный стиль возникает только в том случае, если школьники сами ищут оптимальные приемы и способы, помогающие им достигать лучших результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у более успешных учеников и не появляется сам собой, стихийно. Он формируется в процессе обучения и воспитания.

В каждом классе есть дети с разными свойствами нервной системы и темперамента. Те приемы и способы учебной деятельности, которые приемлемы для одного ученика, могут не соответствовать индивидуально-психологическим особенностям другого. В связи с этим одна из задач педагогов и родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку найти наиболее подходящий для него стиль учения. Для этого необходимо следующее.

2. Проявление индивидуально-психологических особенностей школьника в учебной деятельности может играть как позитивную, так и негативную роль. Учителю и родителям, помогая ребенку в формировании рационального СУД, не следует навязывать ему те или иные приемы и способы работы. Работа должна строиться таким образом, чтобы он (ребенок) осознавал, что в одних ситуациях его индивидуальные особенности способствуют более высокой успешности деятельности, а в других — некоторым образом препятствуют ей. Умение учащегося строить работу с учетом собственных индивидуальных особенностей поможет ему не только достичь более высоких результатов в учебе, но и избежать нежелательных состояний (перегрузка, эмоциональное перенапряжение, стресс и т.д.).

3. В каждом конкретном случае в зависимости от диагноза намечается процесс индивидуализации в обучении и воспитании школьника в целях их оптимизации. В любом случае желательно проконсультироваться у школьного психолога.

Приложения

Приложение 1. Диагностика жизненных проявлений свойств нервной системы у школьников (Б.А. Вяткин) — скачать в формате pdf

Приложение 2. Пермский опросник стиля учебной деятельности (ПОСУД) (О.С. Самбикина) — скачать в формате pdf

Список литературы

  1. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Психология стилей человека: учеб. пособие / Рос. акад. образования; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. — Пермь: Книжный мир, 2013. — 128 с.
  2. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Человек — стиль — социум: полисистемное взаимодействие в образовательном пространстве: моногр. — Пермь, 2007. — 108 с.
  3. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
  4. Мерлин В.С., Вяткин Б.А. Темперамент // Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. проф. А.В. Петровского. — Изд-е 2-е, доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1976. — С. 405–421.
  5. Психологическая служба в современном образовании: рабочая книга / под ред. И.В. Дубровиной. — СПб: Питер, 2009. — 400 с.
  6. Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа / сост. Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, М.Р. Щукин. — М.: Смысл, 2011. — 636 с.
  7. Самбикина О.С. Взаимосвязь развития стиля учебной деятельности и интегральной индивидуальности младших школьников и подростков // Полисистемное исследование индивидуальности человека / под ред. Б.А. Вяткина. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 165–172.

Источник: Вяткин Б.А., Самбикина О.С. Типы нервной системы и темперамента как природные предпосылки формирования стиля учебной деятельности школьника // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. Вып. 1. С. 81–100.

Автор

Вяткин Бронислав Александрович

Самбикина Оксана Семёновна

Голованова Кристина Валерьевна
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Научная библиотека
клинический психолог


Аннотация
Осуществлена попытка отразить научную классификацию типов темпераментов с их вариациями (наслоениями) по И. П. Павлову, который, как известно, на основе учения о ВНД подвел физиологический фундамент под систему четырех типов темперамента, выделенных Гиппократом (сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический). Далее И. П. Павлов дает пояснения о возможных вариациях основных четырех типов темпераментов, основываясь на свойствах нервной системы, получая таким образом 24 типа (2 варианта сангвиников, 2 варианта флегматиков, 8 вариантов холериков и 12 вариантов меланхоликов). Поскольку до сих пор нет единой классификации темпераментов (характеров) и не определено их точное количество, в статье предлагается обратить внимание на забытое исследование И. П. Павлова, по сути предлагающее именно такую классификацию, причем научно обоснованную.

Если не будешь знать имен, умрет и познание вещей.

И. П. Павлов же подводит именно научное обоснование под каждый подвид (вариацию темперамента), отсюда и конкретное число типов, но дальнейшая разработка этих вариаций в павловской школе так и не была проведена.

Класс сангвиников (2 подкласса)

Сангвиники (тип НС: сильный, уравновешенный, лабильный)

1. Сильный уравновешенный лабильный (лабильность раздражительного процесса).

2. Сильный уравновешенный лабильный (лабильность тормозного процесса).

Класс флегматиков (2 подкласса).

Флегматики (тип НС: сильный, уравновешенный, инертный)

3. Сильный уравновешенный инертный (инертность раздражительного процесса).

4. Сильный уравновешенный инертный (инертность тормозного процесса).

Класс холериков (8 подклассов).

Холерики (тип НС: сильный, неуравновешенный)

5. Сильный неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) лабильный (лабильность раздражительного процесса).

6. Сильный неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) лабильный (лабильность тормозного процесса).

7. Сильный неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) лабильный (лабильность раздражительного процесса).

8. Сильный неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) лабильный (лабильность тормозного процесса).

9. Сильный неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) инертный (инертность раздражительного процесса).

10. Сильный неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) инертный (инертность тормозного процесса).

11. Сильный неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) инертный (инертность раздражительного процесса).

12. Сильный неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) инертный (инертность тормозного процесса).

Меланхолики (НС: слабая)

13. Слабый неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) лабильный (лабильность раздражительного процесса).

14. Слабый неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) лабильный (лабильность тормозного процесса).

15. Слабый неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) лабильный (лабильность раздражительного процесса).

16. Слабый неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) лабильный (лабильность тормозного процесса)

17. Слабый неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) инертный (инертность раздражительного процесса).

18. Слабый неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) инертный (инертность тормозного процесса).

19. Слабый неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) инертный (инертность раздражительного процесса).

20. Слабый неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) инертный (инертность тормозного процесса).

21. Слабый уравновешенный лабильный (лабильность раздражительного процесса).

22. Слабый уравновешенный лабильный (лабильность тормозного процесса).

23. Слабый уравновешенный инертный (инертность раздражительного процесса).

24. Слабый уравновешенный инертный (инертность тормозного процесса).

Схематично это можно отобразить с помощью классической таблицы темпераментов по И.П. Павлову (рис. 1) и подробной таблицы с градациями (24 типа темперамента, рис. 2).


Рис. 1. Четыре типа темперамента


Рис. 2. 24 типа темперамента

Прежде чем перечислить снова все 24 типа темперамента уже не просто по номеру, а с названиями вариаций, напомним о свойствах нервной системы и соответственно темпераменте. Темперамент — это тип высшей нервной деятельности (сочетание ее свойств) [10, с. 78]. Нервная система (белое проводящее нервные импульсы вещество, разветвляющееся по всему организму наподобие кровеносной системы) имеет врожденные свойства: сила, уравновешенность, подвижность. Сила: выносливость к воздействиям среды, уравновешенность: сбалансированность возбуждения и торможения, подвижность: лабильность или инертность смены реакции.

Нервная система человека может быть от природы либо сильной, либо слабой, уравновешенной или неуравновешенной, лабильной или инертной. Каждый человек обладает всеми тремя свойствами, но в разных вариациях. Один сильный уравновешенный лабильный, другой сильный неуравновешенный лабильный, третий слабый неуравновешенный инертный и т. д. И поскольку такие свойства НС, как слабость, неуравновешенность, подвижность, – неоднозначны (т. е. могут быть как в строну возбуждения, так и в строну торможения), появляются градации (вариации или подклассы) основных типов (см. рис. 2).

Например, сильный тип НС по процессу возбуждения: выносливость (возможность долго выполнять трудную работу с той же интенсивностью и продуктивностью); способность преодолевать трудности, неудачи, стремление к трудностям, настойчивость, повышение упорства и работоспособности в трудных условиях, в опасности; самостоятельность в поступках; умение быстро мобилизоваться в случае неудачи. Слабый тип НС обладает противоположными показателями (быстрая утомляемость, несобранность и пр.).

Подвижность нервных процессов: быстрый темп активности, включая освоение новой работы, обстановки, материала (но иногда и быстрое забывание без повторений); быстрое сближение с людьми, любовь к новым впечатлениям; подвижность, живая мимика, речь, легкое засыпание и пробуждение. Показатели инертности нервных процессов противоположные [35, с. 159; 36].

Соответствие гиппократовских названий современной медицинской терминологии: сангвиник – циклоид, флегматик – шизоид, холерик – эпилептоид, меланхолик – психастеник.

24 типа темперамента с названиями вариаций

Класс сангвиников (2 подкласса)

  • Сангвиники (тип НС: сильный, уравновешенный, лабильный)

1. Сильный уравновешенный лабильный (лабильность раздражительного процесса). Гипертим (циклоид).
2. Сильный уравновешенный лабильный (лабильность тормозного процесса). Гипотим (циклоид).

Класс флегматиков (2 подкласса).

  • Флегматики (тип НС: сильный, уравновешенный, инертный)

3. Сильный уравновешенный инертный (инертность раздражительного процесса). Холодный флегматик (шизоид).
4. Сильный уравновешенный инертный (инертность тормозного процесса). Чувствительный (классический) флегматик (шизоид).

Класс холериков (8 подклассов).

5. Сильный неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) лабильный (лабильность раздражительного процесса). Гипертимный холерик.
6. Сильный неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) лабильный (лабильность тормозного процесса). Гипотимный холерик.
7. Сильный неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) лабильный (лабильность раздражительного процесса) (вариант уточняется). Уравновешенный холерик.
8. Сильный неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) лабильный (лабильность тормозного процесса). Психастеноподобный холерик.
9. Сильный неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) инертный (инертность раздражительного процесса). Классический холерик (эпилептоид).
10. Сильный неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) инертный (инертность тормозного процесса). Возбудимый холерик (истерический).
11. Сильный неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) инертный (инертность раздражительного процесса). Шизоидоподобный (холодный) холерик.
12. Сильный неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) инертный (инертность тормозного процесса). Шизоидоподобный (чувствительный) холерик.

Класс меланхоликов (12 подклассов).

13. Слабый неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) лабильный (лабильность раздражительного процесса). Холерический (гипертим) меланхолик. Истерик.

14. Слабый неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) лабильный (лабильность тормозного процесса). Холерический (гипотим) меланхолик (вариант уточняется). Педант.

15. Слабый неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) лабильный (лабильность раздражительного процесса) (вариант уточняется). Холерический (уравновешенный) меланхолик.

16. Слабый неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) лабильный (лабильность тормозного процесса). Классический меланхолик. Психастеник.

17. Слабый неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) инертный (инертность раздражительного процесса). Эпилептоидоподобный психастеник.

18. Слабый неуравновешенный (преобладание раздражительного процесса) инертный (инертность тормозного процесса). Истерический меланхолик. Астеник.

19. Слабый неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) инертный (инертность раздражительного процесса). Эпилептоидоподобный (вариант холодного шизоида) психастеник. Смешанный тип психастеника (уточняется).

20. Слабый неуравновешенный (преобладание тормозного процесса) инертный (инертность тормозного процесса). Эпилептоидоподобный (вариант чувствительного шизоида) психастеник. Смешанный тип психастеника (уточняется).

21. Слабый уравновешенный лабильный (лабильность раздражительного процесса). Гипертимный психастеник.

22. Слабый уравновешенный лабильный (лабильность тормозного процесса). Гипотимный психастеник.

23. Слабый уравновешенный инертный (инертность раздражительного процесса). Шизоидоподобный (холодный) психастеник.

24. Слабый уравновешенный инертный (инертность тормозного процесса). Шизоидоподобный (чувствительный) психастеник.

Для наглядности на рис. 3 предлагаем несколько возможных примеров (из жизни), разных вариаций темпераментов одного класса (по аналогии с материалами-наблюдениями K. Leongard, М. Е. Бурно, П. В. Волкова).

Высшая нервная деятельность (ВНД), осуществляемая корой больших полушарий, обеспечивает наиболее совершенную адаптацию человека и животных к постоянно меняющимся условиям внешней среды, лежит в основе высших психических функций человека, таких как мышление, память, сознание и обучение.

"Отец русской физиологии" - И.М. Сеченов написал книгу "Рефлексы головного мозга", где выдвинул теорию о рефлекторном принципе, который лежит в основе деятельность ВНД. Эти идеи продолжил и развил И.П. Павлов, который экспериментально доказал, что условные рефлексы лежат в основе ВНД.

И.М. Сеченов и И.П. Павлов

Изучая пищеварительную систему, вы узнали об опыте И.П. Павлова, с помощью которого он изучал механизм слюноотделения. Проведя эксперименты Павлов обнаружил, что часть рефлексов относятся к врожденным - постоянным, а другая - приобретенным.

При многочисленном совпадении условного (сигнального) и подкрепляемого им безусловного раздражителя формируется условный рефлекс. То есть условный рефлекс всегда возникает на базе безусловного при многократном совпадении вышеуказанных раздражителей.

Условные и безусловные рефлексы

Сейчас более детально разберем отличия условных рефлексов от безусловных:

Условные рефлексы являются приобретенными: они отсутствуют у новорожденного, могут возникать и угасать в течение жизни. Безусловные рефлексы - врожденные, заложены генетически и передаются по наследству.

Условный рефлекс

Условные рефлексы индивидуальны, обусловлены предшествующим опытом: у ребенка, первый раз в жизни увидевшего лимон, отсутствует слюноотделение, но после его употребления даже мысль о лимоне может вызывать обильное слюноотделение. Безусловные рефлексы характерны для всех особей вида без исключений.

Условный рефлекс на лимон - слюноотделение

Условные рефлексы возникают в ответ на неспецифичный раздражитель, к примеру, свет, если у собаки закреплен условный рефлекс на свет. Безусловные рефлексы возникают в ответ на специфичный раздражитель: звук воспринимается рецепторами внутреннего уха, свет - палочками и колбочками сетчатки.

Условные рефлексы приобретаются в качестве адаптации к конкретным условиям среды, при изменении среды - они изменяются также, могут утрачиваться и снова возникать. Безусловные рефлексы постоянны, даны от рождения и не угасают на протяжении всей жизни.

Условные рефлексы всегда возникают и осуществляются с участием коры больших полушарий, безусловные могут обходиться и без ее участия. Главное - запомните и осознайте, что любой условный рефлекс осуществляется на базе безусловного рефлекса.

Безусловный рефлекс

Механизм формирования условного рефлекса

Изучение условных рефлексов тесно связано с Павловым и его учениками. Сейчас и мы с вами проведем эксперимент над собакой.

Предположим, что нам нужно выработать у животного рефлекс слюноотделения в ответ на включение света. В качестве безусловного раздражителя будем использовать пищу, а в качестве условного - включение лампочки.

За несколько секунд до того, как мы дадим корм собаке, необходимо включить лампочку. Если мы повторим подобную манипуляцию несколько раз, то у собаки закрепится условной рефлекс на включение лампочки, и в дальнейшем слюноотделение будет начинаться уже в момент включения лампочки.

Формирование условного рефлекса

Этот эффект обусловлен тем, что в головном мозге собаки возникает временная связь между зрительным центром (в затылочной доле КБП) и пищевым центром. По мере повторения нашей манипуляции эта временная связь становится более крепкой - происходит замыкание и формирование условного рефлекса.

Торможение рефлексов

Процессы торможения являются обязательными спутниками процессов возбуждения в нервной системе. Первым открыл и описал процесс торможения Сеченов, доказавший, что раздражение нервных центров промежуточного мозга угнетает рефлекторную деятельность спинного мозга.

Торможение в ЦНС опыт Сеченова

Павлов развивал учение Сеченова и также изучал процессы торможения. Он пришел к выводу, что в нервной системе процессы возбуждения и торможения взаимосвязаны и протекают непрерывно. Более того, благодаря торможению условный рефлекс носит наиболее точный и совершенный приспособительный характер по отношению к окружающей среде.

  • Безусловное (внешнее)
  • Условное (внутреннее)

Безусловное (внешнее) торможение связано с возникновением в коре головного мозга нового (внешнего) очага возбуждения, вызванного действием какого-либо стороннего раздражителя (резкий звук, сильный шум). Действие этого раздражителя вызывает ослабление или полное исчезновение текущего условного рефлекса.

Это врожденное торможение, оно не требует выработки, поэтому Павлов и назвал его безусловным (внешним).

Безусловное внешнее торможение

Условное (внутренне) торможение возникает в том же самом участке коры, где находится центр условного рефлекса. Развивается условное торможение постепенно. Вспомните, как мы выработали у собаки условный рефлекс на включение лампочки. Если мы перестанем давать пищу, а лампочку продолжим включать, то постепенно слюноотделение у собаки угаснет - это и есть условное торможение.

Для того, чтобы условный рефлекс сохранялся, нужно как можно чаще его подкреплять: в нашем случае свет (условный раздражитель) подкрепляется пищей (безусловным). Если перестать включать лампочку, перед тем как дать собаке еду, то постепенно условный рефлекс ослабеет и исчезнет. Такой процесс называют угасание - исчезновением условного рефлекса, однако при желании его можно будет создать вновь.

Условное внутреннее торможение

Учение Павлова о первой и второй сигнальных системах

У животных имеется только первая сигнальная система. Павлов рассматривал ее как совокупность нервных структур, с помощью которых происходит восприятие окружающего мира органами чувств. Сигналами в первой сигнальной системе служат запах, цвет, звук - они вызывают безусловные рефлексы и служат основой формирования условных рефлексов .

Первая сигнальная система

Павлов доказал и то, что у животных отсутствует вторая сигнальная система. Его опыт состоял в помещении обезьяны на плот посреди озера. Обезьяна могла перебираться с помощью шеста на два других плота. На одном из них находился черпак и бак с водой, на другом плоте начинался пожар. Обезьяна тушила пожар, совершая сложные действия: каждый раз она перебиралась на плот с баком воды и черпала воду оттуда, вместо того, чтобы зачерпнуть воду из озера, которое находилось гораздо ближе. Следовательно, животные не способны к обобщению и абстрактному мышлению.

Опыт с обезьянами на плоту

В процессе трудовой деятельности и общения у человека возникла вторая сигнальная система, тесно связанная с возникновением речи. Здесь специфическим раздражителем являются слова, в которые человек вкладывает смысл, какое-либо понятие.

Слова имеют обобщающее значение, что послужило основной для возможности обобщения, абстрагирования и оперирование понятиями. Язык закрепляет в словах результаты деятельности человека, поэтому вы можете представить обезьяну, даже если ее не видите. Благодаря устной и особенно письменной речи становится возможным передача опыта будущим поколениям. За любую книгу, в том числе и этот учебник, также стоит сказать отдельное спасибо именно второй сигнальной системе.

Вторая сигнальная система

Типы темперамента

Павлов выделил четыре типа темперамента, в зависимости от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов в коре больших полушарий. Холерик - легко возбудимый тип, сангвиник - уравновешенный. Флегматик - процессы возбуждения и торможения слабой силы, упорны и прилежны в работе. И, наконец, меланхолик - процессы возбуждения и торможения неуравновешены и слабы - весьма ранимы и слабовольны, склонны к глубоким переживаниям.

Типы темпераметов человека

Эмоции, мышление и память

Эмоции - субъективные реакции человека на внешние и внутренние раздражители. Эмоции могут быть положительными и отрицательными, они отражают субъективные переживания по поводу объективной окружающей действительности.

Мышлением называют совокупность умственных процессов, направленных на познание окружающей действительности и благодаря которым человек осознает суть явлений и вещей - в результате мышления формируются понятия. Различают элементарное мышление, присущее всем животным (первая сигнальная система), и абстрактное мышление, свойственное только человеку (вторая сигнальная система).

Абстрактное мышление

Память - способность нервной системы (мозга), заключающаяся в возможности закрепления, сохранения и дальнейшем воспроизведении полученной информации. Исходя из времени хранения информации память подразделяют на кратковременную и долговременную.

Любая полученная нами информация сначала попадает в кратковременную память, только при многократном воспроизведении эта информация переходит в долговременную память. Выделяют следующие виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, смешанная.

Сон

Различают две фазы сна: медленную и быструю, которые несколько раз чередуются за одну ночь. Фаза медленного сна заключается в физиологическом отдыхе всех систем организма: снижается ЧСС и артериальное давление, температура тела. Активнее начинают выделяться гормоны, действие которых сопряжено с восстановлением тканей.

Фаза быстрого сна - именно та фаза, в которую мы видим сновидения. В этом промежутке активно двигаются глазные яблоки, дыхание может учащаться, руки совершают движения. Эта фаза возникает примерно каждые 60-80 минут (после фазы медленного сна). Таким образом, за одну ночь мы видим множество сновидений, большинство из которых забываем. К слову, различные "умные" будильники ловят именно момент фазы быстрого сна, в который человека легче всего разбудить, и при пробуждении обычно запоминается сновидение.

Медленный и быстрый сон

Сновидение является своеобразным представлением полученной информации в виде зрительных образов. Замечу интересный факт, что всех людей, которых мы видим во сне, мы уже когда-то видели наяву. Это могло быть лицо случайного прохожего, встретившегося нам несколько лет назад: подобная информация спрятана глубоко в подсознании.

Многим из нас, в том числе и мне, доводилось бывать в состоянии измененного сознания - осознанном сновидении. Это удивительно, но порой во время сна человек может осознать, что он спит, его сон нереален, и его можно менять, как только вздумается. После таких моментов испытываешь чрезвычайную эйфорию, сны с собственным сценарием запоминаются надолго.

Сновидение

Заболевания

Сомнамбулизм (устаревшее - лунатизм) - болезненное состояние, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь в состоянии сна. Чаще всего снохождение возникает в период неполного пробуждения после глубокой фазы сна. Приступ лунатизма может длиться до нескольких часов, чаще всего лунатизм встречается у детей.

Это состояние известно с древних времен, однако его причины до сих пор остаются загадкой. Также нет сведений, вредит ли внезапное пробуждение лунатику в состоянии снохождения или нет. Чаще всего лунатики выполняют стереотипные действия: вставание, уборка, хождение, после которых они ложатся в постель и наутро ничего не помнят о произошедшем.

Иногда действия лунатиков несут опасность для них самих и окружающих. Известны случаи, когда лунатики уезжали за сотни (!) километров от своего дома, после пробуждения они оказывались в другой части страны совершенно дезориентированными.

Лунатизм

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Читайте также: