Типы певческого дыхания кратко

Обновлено: 05.07.2024

 девочка с микрофоном

Главную роль в обучении вокалу отводят дыханию. О дыхании я уже писала раньше – о видах дыхания: жизненном и певческом. Но это очень важная тема, к ней нужно возвращаться вновь и вновь. Поэтому я вновь переработала материалы, которые у меня есть по теме дыхания. И сегодня мы более подробно поговорим о певческом дыхании, так как дыхание влияет на качество интонации, звуковедение, атаку и красоту звука.

О певческом дыхании

Певческое дыхание — процесс, происходящий осознанно. Певческое дыхание отличается от жизненного выдохом, его большей продолжительностью.

У женщин во время дыхания больше работают мышцы грудной клетки, а у мужчин – мышцы брюшного пресса. Поэтому мужское дыхание более глубокое, чем женское дыхание.

Эти различия легли в основу деления дыхания на типы.

Общеизвестна оздоровительная роль певческого дыхания. Дыхательные упражнения, используемые вокалистами, увеличивают объем легких, лучше обогащают организм кислородом. Во время дыхательных упражнений происходит естественный массаж внутренних органов.

Типы певческого дыхания

Нужно сказать, что четкости в определении типов дыхания нет. В одних учебниках дыхание разделяется на четыре типа:

1 — ключичное (клавикулярное)
2 — грудное или реберное (костальное)
3 — брюшное (абдоминальное)
4 — грудобрюшное или смешанное (косто-абдоминальное)

А есть разделение на три типа:
1 – грудное (ключичное рассматривается как разновидность грудного типа)
2 – смешанное, или грудобрюшное (косто-абдоминальное)
3 – брюшное, или диафрагмальное

Рассмотрим некоторые типы дыхания.

Ключичное дыхание (клавикулярное)

При этом типе дыхания активно участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи. Такое дыхание поверхностное, движение гортани ограничено и поэтому голосообразование затруднено, мышцы шеи напряжены.

При вдохе воздух заполняет только верхушки легких, а плечи поднимаются.
Это не естественное дыхание, в быту ключичное дыхание наблюдается во время болезни, например, при высокой температуре; при заболевании дыхательных органов, во время бега.
Такой тип вокального дыхания неверный и вредный для пения, он распространен у начинающих вокалистов.
Чтобы избегать пения с применением ключичного дыхания, нужно во время вдоха мысленно оттягивать плечи вниз.

Грудное дыхание

При грудном дыхании (или реберном)
расширяются верхние ребра и легкие заполняются воздухом. Грудное дыхание больше свойственно женщинам. Грудным дыханием пользуются при исполнении звуков в высокой тесситуре, пассажей, трелей, рулад.

Брюшное дыхание

При брюшном дыхании активизируется диафрагма, что дало дыханию другое название — диафрагмальное дыхание.
Благодаря усиленной работе брюшного пресса в процессе диафрагмального дыхания, легкие — не только верхняя часть, но и нижняя, в полной мере заполняются воздухом. Отличия дыхания мужского у женского: мужчинам свойственно низкое дыхание, ближе к брюшному, а у женщин дыхание выше и приближается к грудному типу дыхания.

Смешанное дыхание

Смешанное дыхание еще называют грудобрюшное, нижнереберное диафрагмальное, косто-абдоминальное. Поток воздуха при вдохе проходит путь вквозь носоглотку, трахею, бронхи и достигает легких.
При этом происходит увеличение легких в объеме.

Нижние ребра расходятся в стороны, а диафрагма отжимается книзу. Поэтому это дыхание так и называется – нижнереберное диафрагмальное.

Диафрагма

Диафрагма – перегородка из мышц, отделяющая грудной отдел от брюшного. Диафрагма поддерживает органы грудной клетки, которые имеют определенную тяжесть и давят на органы брюшной полости. Диафрагма напоминает собой форму купола. Когда легкие при вдохе наполняются воздухом, диафрагма под напором воздуха отжимается книзу. Ученикам можно объяснить процесс дыхания следующим образом.

Наши легкие состоят из альвеол. Это маленькие пузырьки. Можно представить их в виде воздушных шариков. При выдохе эти шарики сдуваются, и грудная клетка опускается.
Когда мы вдыхаем, альвеолы наполняются воздухом, как воздушные шарики. Шарики расправляются, увеличиваются в объеме, и грудная клетка приподнимается и тоже увеличивается в объеме. При этом нижние ребра расходятся в стороны, а диафрагма-перегородка опускается за счет увеличения в объеме легких.

Польза смешанного дыхания

Смешанное дыхание — самый лучший тип дыхания для пения, так как он – естественный и присущ для речевого дыхания, им мы пользуемся в жизни. Этот тип не вызывает перенапряжения мышц, полностью наполняет легкие воздухом, а значит, и обогащает легкие кислородом.
Смешанный тип дыхания полезен и для здоровья, и для обучения пению, так как при этом дыхании проще всего организовать певческий аппарат, получить достаточное количество воздуха и затем экономно его расходовать.

Следует сказать, что отдельных, изолированных типов дыхания в пении нет. Вокалисты, и взрослые, и дети, в основном, пользуются смешанным типом дыхания, с преобладанием когда-то грудного, а когда-то брюшного типа. А значит, в дыхании участвуют все участки дыхательного аппарата.

Есть прямая связь между дыханием и качеством звука. Например, надрывный, неровный звук указывает на неправильность певческого дыхания.
Отсутствие опоры в пении – вялое дыхание, форсированное пение – вдох шумный с перебором количества воздуха.
Поэтому, не так важен выбор типа дыхания, а выработка свободного дыхания и свобода мышечных движений, которые обеспечат координацию всех составляющих голосового аппарата.

Фазы певческого дыхания

Жизненное дыхание состоит из двух компонентов: вдоха и выдоха, и, как было сказано в статье о дыхании, вдох и выдох приблизительно одинаков по времени. Жизненное дыхание – процесс естественный, происходящий без нашего сознания, мы не замечаем, как дышим. А дышим мы спокойно, бесшумно, равномерно.
В пении вдох и выдох тоже играют большую роль. Отличается певческое дыхание от жизненного (речевого) третьей фазой – задержкой дыхания. То есть певческое дыхание составляют: вдох, задержка дыхания, выдох.

Вдох

Певческий вдох немного продолжительнее, чем жизненный. Нужно добиваться выработки быстрого и активного певческого вдоха.
Скорость вдоха зависит от темпа произведения. Вредно брать лишнее дыхание, от которого приходится во время пения освобождаться.

Вдох можно брать носом, можно – ртом. Но постоянно дышать при пении носом некомфортно, тем более, если в произведении быстрый темп.

Если постоянно брать вдох ртом, происходит осушение задней стенки носоглотки и начинается першение. Лучше комбинировать и пользоваться смешанным вдохом – когда-то носом, когда-то ртом.

При этом нужно стремиться к бесшумному вдоху.

Нужно помнить:
— низкий регистр и продолжительная фраза требуют более глубокого дыхания

— в произведениях спокойных, медленных вдох должен быть более глубокий, в быстрых произведениях – вдох короткий и энергичный
Отработке вдоха нужно уделять серьезное внимание.

Задержка дыхания

Отличие певческого дыхания от жизненного — наличие задержки дыхания между вдохом и выдохом.
При помощи задержки дыхания происходит активизация певческого и дыхательного аппарата.

У учащихся часто отсутствует фаза задержки дыхания, и необходимо с помощью дыхательных упражнений работать над устранением этого дефекта.

Выдох

Требования к выдоху:

— максимальная продолжительность
— ровность, отсутствие толчков
— экономность выдоха

У неопытных вокалистов выдох короткий. При выдохе следует помнить, что ребра, которые разошлись в стороны при взятии дыхания, возвращаются в исходное положение постепенно, плавно, то есть сохранять при выдохе состояние вдыхательной установки.

Вот такие правила певческого дыхания.

Помните: в голосе ценится тембр, объемность, полетность, звонкость, активная подача звука. Добиться этих качеств нельзя без последовательной и упорной работы над выработкой певческого дыхания.

Ко мне приходило много учеников, которые уже занимались вокалом, но почти все признавались, что не до конца понимают, как правильно дышать во время пения. Голосовые зажимы, нехватка воздуха в длинных фразах…

с такими проблемами они сталкивались постоянно. И все потому, что ранее педагоги не объяснили им смысл певческого дыхания. Ребята не придали этому значения. И нам приходилось возвращаться к азам, и заново учиться дышать.

В данной статье я постараюсь максимально доступно познакомить вас с основами певческого дыхания, исходя из моего опыта педагога по вокалу. При желании углубиться в данный вопрос, вы всегда можете почитать научную литературу о пении.

А вы задумывались, правильно ли дышите?

певческое дыхание, диафрагмальное дыхание

Знакомство с техникой певческого дыхания всегда начинается с осознанного вдоха и выдоха. На первом уроке вокала я спрашиваю новичков, обращают ли они внимание на то, как дышат в повседневной жизни.

Чаще всего начинающие вокалисты теряются и не могут сказать, как они чувствуют свой вдох и выдох. Вот вы можете ответить на данный вопрос?

А ведь с этого и начинается постановка голоса! С мысли о том, как и куда вы вдыхаете и сколько выдыхаете. И не только во время пения, но и в обычной жизни. При разговоре, например.

Чтобы научиться правильно дышать.

…важно осознать одно: чем лучше вы осведомлены о том, что происходит в теле во время пения, чем яснее вам механизмы управления голосом, тем легче дается техника вокала.

Физиология певческого дыхания.

Сделайте удобный привычный для вас вдох прямо сейчас. Как много вы взяли воздуха, как надолго задержали его и насколько плавно выдохнули? Это три критерия, которые важны для певческого дыхания.

Если есть возможность, сделайте вдох, глядя на себя в зеркало. Отметьте, в какую область грудной клетки пошел воздух. Да-да, именно в грудную клетку!

Главная ошибка начинающих певцов:

Дышать, сильно надувая живот и стараясь взять в него побольше воздуха. Это приводит к бездумной ненужной работе мышц брюшного пресса.

В то время как за набор дыхания в организме отвечают легкие! Именно в легкие (а не в ваш желудок в животе) вы впускаете воздух, и именно из легких он выходит обратно, превращаясь в углекислый газ.

Контролировать дыхание при пении помогают мышцы, которые составляют мышечный каркас вокруг легких:

Так Как правильно дышать при пении?!

Уверена, что когда я попросила вас вдохнуть, у большинства поднялась грудная клетка или плечи. Это естественно для обычного человека, но дышать при пении так неправильно. И вот почему: когда мы, вдыхая, поднимаем плечи, воздух заполняет только верх легких.

Посмотрите на картинку, легкие имеют треугольную форму. Сверху они узкие, но расширяются к низу. Места в нижней части легких больше ! Поэтому когда вы вдыхаете в нижнюю часть, вы берете больше воздуха. Вдох становится глубоким и объемным.

как дышать при пении, физиология дыхания, легкие

Певческое дыхание отличается своей глубиной. Увы, большинство людей дышит поверхностно.

Для освоения нижнереберного дыхания желательно учиться петь с педагогом. И хотя этот механизм устроен самой природой, главное — его правильно запустить.

Научиться певческому дыханию легко:

сделать это можно теперь даже в онлайн режиме — в школе вокала данного блога есть вот этот курс , где вы можете научиться основам певческого дыхания с нуля.

При чем здесь диафрагма, и как ей дышать?

На картинке она красным цветом. Видно, насколько эта мышца большая. У диафрагмы полно функций кроме разделения, она принимает участие в пищеварении, в кровоснабжении и в других процессах организма.

диафрагма вокал, диафрагма пение, петь на диафрагме, петь диафрагмой, диафрагмальное дыхание, нижнереберное дыхание, диафргамальное дыхание пение, как петь дыхание, как дышать животом, дыхание голос, постановка голоса диафрагма

Давайте найдем, где располагается диафрагма у вас:

  • Найдите солнечное сплетение, где соединяются ребра в мечевидном отростке, и коснитесь их краев снизу спереди.
  • Проведите пальцами по нижнему контуру ребер от солнечного сплетения до поясницы, где они примыкают к позвоночнику.
  • Именно здесь, где вы прошли руками, к краям ребер снизу крепится диафрагма.

Теперь сделаем вдох, как можно ниже и глубже, чтобы нижние ребра разошлись в разные стороны . Напоминаю, грудь и плечи не поднимаются.

В момент вдоха у вокалистов диафрагма расширяется в стороны, она следует за раздвигающимися нижними ребрами.

Так легкие остаются широкими внизу, не сдуваясь сразу. Что позволяет расходовать поток воздуха экономично, удерживать дыхание. На данном типе вдоха строится опора дыхания , она же техника пения на задержанном вдохе . Также рекомендую короткое и полезное видео, как работает диафрагма при пении.

Почему нельзя дышать грудью?

когда вы набираете воздух в верх груди, ребра сужаются, диафрагма поднимается куполом вверх, сокращается и не принимает участия в удержании воздуха.

Вам хочется поскорее выдохнуть, сбросить набранное, так как держать воздух в легких и расходовать его планомерно без участия диафрагмы сложно.

А дышим ли мы животом во время пения?

Диафрагма крепко соединена с мышцами ребер и мышцами брюшной полости. Когда вы раздвигаете ребра при вдохе, брюшные мышцы активно подключаются, а передняя стенка живота идет вперед . Поэтому создается иллюзия, что мы дышим животом во время пения.

Не вдыхайте при пении ни в грудь, ни в живот!

Такие ученики работают животом отдельно от вдоха . То есть — надувают живот, растягивают солнечное сплетение вперед, но не делают вдох! И только спустя секунду вдыхают.

Воздух по-прежнему идет в верхнюю часть легких, дыхание остается поверхностным. Только к нему подключаются зажимы в брюшной раздутой полости. Это частый случай, увы.

Прошу, не повторяйте чужих ошибок. Пойте осознанно с пониманием физиологии , а если появляются вопросы — обязательно пишите мне в комментариях и мы разберемся вместе!:)

Дыхание "животом" полезно для организма?

Глубокое диафрагмальное дыхание влияет на снятие стрессов и успокоения нервной системы. Недаром его используют многие практики по оздоровлению, например, йога и цигун.

К тому же при использовании нижних запасов легких мозг интенсивнее насыщается кислородом, начинает четче работать, поднимается общий тонус и приходит бодрость.

Вокальное дыхание, дыхание животом, оздаравливающее дыхание, нижнереберное дыхание

Певческое дыхание знакомо каждому человеку с рождения!

Вокальное дыхание подходит не только певцам, но и работникам профессий, полноценно использующим голос: лекторам, учителям, ораторам, адвокатам. Голосовые связки утомляются меньше.

Правильное певческое дыхание начинается с внимания

Но еще более удивительной кажется мысль, что за своим дыханием во время пения можно следить. И я считаю, что не только можно, но и нужно. С внимания к себе и своему дыханию зарождается здоровое правильное пение, появляется красота голоса, и любовь к нему.

Сделайте вокальное дыхание для себя привычным!

Это первый и самый важный шаг в постановке голоса. Последите за вдохом несколько дней. Сколько воздуха набираете и сколько выпускаете, какие мышцы включаются в процесс — при разговоре, перед сном, когда вы взволнованы, когда спокойны…

Дышите животом не только на уроке вокала один или два раза в неделю, но и в жизни, как делают все профессиональные вокалисты.

Поверьте, любой педагог вокала будет в восторге, если перед приходом к нему на пробное занятие в школу вокала, вы освоите певческое дыхание хотя бы на уровне понимания своего организма. Вы сможете двигаться дальше для постижения тонких вокальных хитростей, не отвлекаясь на базовые вещи.

И помните, дышать правильно за вас никто не станет. Педагог лишь покажет, как это делать. А дальше все зависит от вас!

19 комментариев

Спасибо. Очень просто написано. И полезно чрезвычайно.

Юля, спасибо большое за комментарий! Рада, что мои статьи помогают:) А каким видом вокала Вы занимаетесь?

А меня учили дышать не так! Чем ниже в живот вдыхаешь, когда поешь, тем лучше. Голос тогда звучит глубже. Это как бы петь на опоре. И мне всегда помогает, когда представляю как вдыхаю в самый низ живота, делаю очень объемный долгий вдох перед тем как петь. И всем советую!
С уважением, Евгения

Евгения, спасибо, что делитесь опытом! Это очень важно. Могу лишь ответить, что типов дыхания очень много — и певческих в том числе. Я лично практикую около пяти, а представляете сколько их вообще?) И вы все делаете правильно, что пользуетесь тем типом дыхания, который подходит именно вам и помогает петь лучше. Значит, чувствуете и понимаете свой голос. Но не останавливайтесь на достигнутом! Всегда ведь интересно попробовать что-то новое? И подышать иначе, например. Вдруг вам понравится?;)

Текст грамотно составлен, и до краёв наполнен смыслом. Благодарю! Наконец-то разобрался с работой рёбер.

Даниил, очень вам признательна за теплые слова:) Рада, что блог о вокале помогает петь лучше)

Здравствуйте! Сын учится в муз. школе. И только на хоре у него кружится голова. Долго не могла понять причину. Теперь поняла! Спасибо! 😊

Всегда была убеждёна, что дышать реже — очень полезно. Первые мысли на эту тему пришли в голову еще в детстве, когда обратила внимание на дыхательные процессы животных/млекопитающих. Например, кошки и собаки дышат очень часто (это вообще невооруженным глазом видно), при этом и живут 15-20 лет в самом лучшем случае. А если взять черепаху, например, то заметим абсолютно противоположную картину! И при этом они могу прожить сотни лет! Как-то так)

Марина, спасибо, что поделились мнением! Вы верно мыслите — все вокальное дыхание сводится к тому, чтобы сделать вдох и удерживать воздух, расходуя его по чуть-чуть. И при таком навыке, конечно, вдохи будут реже, а выдохи медленнее и экономичнее!

Доброго времени суток! Очень классно и рассудительно всё истолковываете, но, может быть, вы ведёте уроки вокала? Есть ли возможность к вам попасть?

Андрей, спасибо за то, что поделились и за Ваш душевный отзыв! Успехов в вокальных тренировках на дыхание!

Наконец-то прочитала статью, где говорят дышать нижними ребрами (как и меня учили) а не животом. Про дыхание в живот до сих пор не понимаю)

Спасибо большое за комментарий. Искренне надеемся, что статья помогла Вашей вокальной технике:)

Живот не должен менять положение слишком явно, если он сильно втягивается, возможно, вы поднимаете плечи. Тренируйтесь перед зеркалом.

Много воды. Тема не раскрыта из-за безумного количества лишних слов. Нормальный преподаватель на раз покажет, что такое опора. Тут какая-то медицина.

Спасибо за Ваше мнение. Без знаний медицины и как работает голос на физиологии, научиться петь хорошо, к сожалению невозможно. Все профессиональные вокалисты разбираются в своем организме, если хотят достичь результатов в пении. Желаем найти нормального преподавателя вокала под ваш запрос:)

Leave A Reply Отменить ответ

Мы учим петь осознанно!

ШКОЛА ВОКАЛА ОНЛАЙН
Уроки вокала "с нуля". Вокальные курсы и тренинги для профессионалов. Опытные педагоги международного уровня Посмотреть.

ПОИСК ПО САЙТУ

РАЗДЕЛЫ БЛОГА

ОБ АВТОРЕ

Автор блога Елена Дорнгоф, певица и педагог по вокалу со стажем преподавания с 2007 года. Подробнее.

Певческое дыхание – типы и способы развития

Каждому любителю пения, чьи вокальные практики никогда не поднимались выше уровня караоке, хотя бы раз в жизни приходилось чувствовать полную беспомощность своего голоса перед голосом профессионального вокалиста. И, вроде бы, нет ничего странного в том, что любитель уступает профессионалу, но для многих этот факт становится неожиданным и сильным ударом, от чего бывает грустно. Голос певца-профессионала громче, сильнее, шире по диапазону. Даже при одинаково хорошем слухе любитель выглядит жалкой пародией на вокал в 9 случаях из 10. Мало кто знает, что главная причина столь существенной разницы – правильно поставленное певческое дыхание.

Дыхание певца – это инструмент, позволяющий сделать поток выдыхаемого воздуха основой звука. Вокалист добивается громкости и объема звучания за счет воздушного потока, а не напряжения связок, как это делают дилетанты.

Техника певческого дыхания решает все три проблемы сразу. Т. к. связки уже не источник громкости, им достаточно подавать звук, что само по себе не требует больших усилий, а значит, не от чего уставать и срывать голос. Дыхание в роли проводника усиливает голос, делает его объемнее независимо от напряжения в горле. Чтобы поставить дыхание для вокала, рекомендуется брать уроки у профессионального педагога, который будет следить за процессом и поможет избежать распространенных ошибок.

При желании, заниматься самостоятельно тоже можно, но на свой страх и риск. Т. к. без специалиста оценивать нагрузки и их последствия затруднительно, рекомендуем дозировать упражнения, хорошо отдыхать между занятиями, отказаться от вредных привычек, меньше пить холодные и горячие напитки. Заниматься желательно как минимум через полчаса после еды. Если связки сильно устают, прекратите занятие. Следующее же посвятите отработке фаз дыхания и положения горла. Обязательно распевайтесь и разогревайте лицевые мышцы.

Как правильно дышать при пении

В пении никогда не применяется какой-либо отдельный тип дыхания в изолированном виде, чаще встречается смешанный или комбинированный вариант. Это значит, что эталонный вокалист должен уметь дышать так, как ему нужно здесь и сейчас, обладать свободой дыхания так же, как танцор обладает свободой движения. Важное отличие певческого дыхания от речевого в длине выдоха: вокалисту необходим мощный поток воздуха, а это налагает определенные требования и на качество вдоха.

  1. Вдох должен быть быстрым, емким и бесшумным. Шумный вдох портит исполнение, медленный – тратит время, слабый – не обеспечивает достаточный объем воздуха.
  2. После вдоха следует короткая задержка дыхания.
  3. Выдох должен быть сильным, долгим, горло при этом максимально открыто, гортань опущена. Важно уметь растягивать запасы воздуха и не терять силы выдоха при этом.

Свобода дыхания в данном случае не означает произвола, это тот тип свободы, который достигается упорными наработками.

Как правильно дышать при пении

Типы певческого дыхания

Основных типов дыхания в вокале три: грудное, смешанное и диафрагмальное (брюшное). Отдельно эти типы могли встречаться разве что в различных певческих школах прошлого, однако сегодня разделение на типы носит сугубо формальный характер. С таким же успехом можно разделить бег на типы постановки стопы, хотя в действительности характер бега на 100 % будет зависеть от ландшафта. В аналогичной зависимости от типа исполняемой вокальной партии находится и дыхание вокалиста.

  • Грудное. Как следует из названия, осуществляется при помощи грудных мышц, стенок грудной клетки или верхних отделов груди. Последний вариант также называют ключичным дыханием.
  • Косто-абдоминальное или смешанное. Задействует грудную клетку, диафрагму и брюшную полость.
  • Диафрагмальное. Дыхание животом, осуществляется за счет сокращений и расслаблений диафрагмы, разделительной мышцы между брюшной полостью и грудной клеткой. Считается наиболее полезным для здоровья и естественным, обладает массой плюсов в качестве постоянного дыхания.

Любопытно, что грудное и смешанное дыхание свойственно в основном женщинам, диафрагмальное – мужчинам и младенцам. Ключичное же дыхание считается самым вредным: оно неглубокое, задействует только верхние отделы легких, препятствует нормальному насыщению крови кислородом и способствует развитию хронических заболеваний.

Упражнения на дыхание для вокалистов

Повторимся, цель упражнений – не отработать определенный тип дыхания, а научиться выдыхать объемный звук с необходимой длительностью. Большинство из них связаны с тренировкой диафрагмы, т. к. диафрагмальное дыхание – единственный тип, с которым обычно возникают проблемы у неподготовленного вокалиста. Грудью мы дышим чаще, т. к. современный стиль жизни учит нас дышать неправильно или вполсилы. Сказывается недостаток физической активности, сидячий рабочий режим, стрессы, комплексы, избыточный вес и многое другое.

Ладошки

Положение стоя, спина ровная, руки согнуты в локтях, раскрыты ладонями вперед. Ритмично и интенсивно вдыхайте и выдыхайте носом, сжимая и разжимая кулаки в ритм дыханию. Выполняется 24 раза циклами по 4 вдоха. Между циклами паузы по 3–5 секунд, руки в паузах опущены. Во время вдохов плечи должны оставаться неподвижными.

Погончики

Положение стоя, руки сжаты в кулаки на уровне живота, вдох выполняется с напряжением рук и плеч. Руки выполняют толкающее движение кулаками вниз, тянутся к земле, затем возвращаются в исходную. Выдох – при расслабленных плечах. Повторяется 12 раз циклами по 8 вдохов, между циклами паузы по 3–5 секунд.

Насос

Положение стоя, ноги расставлены, руки по швам. Наклоняйтесь вперед, округляя спину. Под конец наклона делайте вдох. Разгибайтесь не до конца, выдох во время разгиба, затем снова наклон и вдох. Выполняется 12 раз циклами по 8 вдохов, между циклами отдых 3–5 секунд.

Кошка

Поставьте ноги на ширину плеч и выполняйте полуприседания с поворотом корпуса. Вдох приходится на момент поворота, выдох – на момент возвращения в исходную позицию. Контролировать выдох не нужно, он должен получаться сам собой. Повороты чередуются – право, лево. Выполняется 12 раз циклами по 8 вдохов, между циклами отдых 3–5 секунд.

Обними плечи

Разведите руки в стороны и согните их в локтях так, чтобы образовались два прямых или тупых угла. Сводите руки так, чтобы кулак касался противоположного плеча, получится объятие. В момент объятия делайте вдох, на разводе рук – выдох. Не меняйте руки местами: та рука, что была сверху в первый раз, должна быть сверху до конца упражнения. Выполняется 12 раз циклами по 8 вдохов с коротким отдыхом между циклами.

Поворот головы

Поворачивайте голову из стороны в сторону, выполняя вдох на повороте, а выдох – во время движения головы. Упражнение следует выполнять осторожно, чтобы избежать головокружения. Старайтесь не останавливать голову в дальней точке поворота. Выполняется 12 раз циклами по 8 вдохов с коротким отдыхом между циклами.

То же самое, что и предыдущее, только вместо поворотов наклоны головы к правому и левому плечу последовательно. Вдох в момент наклона, выдох между наклонами, смотрите перед собой, старайтесь не останавливать голову.

Маятник

То же самое, что и предыдущие два, только движения головой выполняются вперед и назад с вдохом на конечных точках. Голова опускается вниз подбородком к ключице и задирается под прямым углом к позвоночнику. Выполняйте медленно, чтобы не повредить шею, выдох – во время движения головы, произвольный.

Перекаты

Одна нога выставлена вперед, другая отведена назад, вес на передней ноге. Выполняйте неглубокое приседание на передней ноге с наклоном вперед, вдох должен соответствовать приседанию. Затем резко выпрямляйте и меняйте опорную ногу, получится движение маятника. Выполняйте приседание с вдохом уже на задней ноге, затем снова перенесите вес на переднюю. В конце поменяйте ноги и повторите.

Приведенные упражнения на развитие правильного дыхания помогают не только поставить дыхание для вокала, но и способствуют приобретению более объемного, приятного, сильного голоса, но и преодолению ряда проблем из разряда психологии, связанных с личными недостатками.

Итак, вы собрались научиться петь. С чего же начать? У нас уже была статья, посвященная этому вопросу. В этот раз мы решили обратиться к наиболее распространенной проблеме, возникающей у начинающих вокалистов: проблема правильного дыхания при пении.

Как правило, это один из первых вопросов, который появляется у новичков: почему дыхание так быстро заканчивается? Что вообще значит — правильно дышать при пении? Для того, чтобы перестать быть новичком в мире вокала, необходимо овладеть базовой информацией: что такое певческое дыхание? Чем оно отличается от обычного? Как, в целом, распознать, правильно ли вы дышите во время пения? Что такое опора и почему так важно уметь ее “сбрасывать”? А также быть в курсе некоторых техник безопасности, которые помогут вам продуктивно заниматься, не срывая свои голосовые связки : )


Содержание

Чек-лист по вокалу для новичков

Существует множество способов проанализировать свое дыхание. Мы подготовили небольшой чек-лист для новичков. Попробуйте спеть прямо сейчас, а следом ответить себе на эти вопросы:

  • Хватает ли вам воздуха, чтобы удержать длинную ноту при пении?
  • Можете ли вы пропеть целую фразу на одном вдохе?
  • Звучит ли ваш голос в полную силу и можно ли определить его тембр?
  • Что с вашими плечами — они на месте, не скачут? : )
  • Вы способны управлять резкостью голоса? “Мягко” ли он звучит?
  • Как себя чувствует ваше горло — в порядке ли оно, не болит ли?

Если на все или некоторые вопросы вы ответили однозначным “нет”, то, скорее всего, ваша проблема — как раз в неправильном дыхании. Прежде чем приступить к проработке этой проблемы, давайте разберем, какие типы дыхания вообще существуют.

Типы дыхания

Итак, дыхание условно подразделяется на следующие типы:

  1. Ключичное, или верхнее дыхание. Если вы замечаете, что ваши плечи “скачут” во время пения, то вы используете именно его. Это самый поверхностный тип, при котором активно задействованы только верхние части легких;
  2. Грудное, или межреберное. Обратите внимание на вашу грудь: она не должна опускаться и подниматься во время пения, но должна быть ровной. При этом типе дыхания грудная клетка расширяется посредством поднятия ребер, а наша главная дыхательная мышца — диафрагма — остается малоподвижной;
  3. Брюшное, или диафрагменное. Это наиболее полный, глубокий тип. Именно оно нам и понадобится: мы должны научиться правильно использовать диафрагму и мышцы брюшного пресса при пении.

легкие

Певческое дыхание: почему так важно?

Итак, певческое дыхание — это именно брюшное, или диафрагменное дыхание. Способ “брать воздух” является главным фактором, определяющим качественные характеристики получаемого звука. Поэтому постановка дыхания при пении является одной из наиболее важных задач для того, чтобы научиться красиво петь. Именно “певческая опора” (субъективное переживание в области торса во время пения, по сути — поставленное дыхание), создаваемая правильно удерживаемым дыханием, ведет к стабильности вашего вокала, то есть выдерживанию стабильного ровного звука.

По факту, умение дышать во время пения определяет силу и продолжительность вашего звучания. Воздуха, который в нас есть — с учетом его правильного расходования при звукоизвлечении — хватит на несколько криков в длину, но проблема заключается в том, что нам не хватает кислорода: поэтому нам необходимо “найти опору”, а также научиться ее “сбрасывать” после каждой пропетой фразы. Давайте разберемся.

Опора в вокале: подробный разбор

Как писал в своих воспоминаниях Федор Иванович Шаляпин, известный русский оперный певец, его учитель, тенор Дмитрий Усатов, подходил к своим ученикам, бил их в грудь и восклицал: “Опирайте, черт вас возьми! Опирайте!”. Певческая опора — одно из самых загадочных понятий в вокале. Все описывают ее по-разному. Как мы уже сказали, опора — это субъективное ощущение в области торса, возникающее при правильном диафрагменном дыхании во время пения. Простыми словами, это ощущение внутреннего давления. Например, вы чувствуете “опору” в тот момент, когда кашляете (в утрированной форме) или, предположим, фыркаете на кошку.

Наша вокальная мышца — диафрагма — находится в согнутом положении. Когда мы берем воздух именно в нижнюю часть легких, они тут же надавливают на диафрагму, и диафрагма расправляется. Наша главная задача при пении — сохранять воздух внутри как можно дольше и аккуратно подавать его на голосовые связи: небольшими порциями и равномерно. Именно в этом заключается секрет равномерного, мягкого голосообразования: через косвенное управление диафрагмой мы препятствуем сплошному скоростному выходу воздуха, который препятствует нам тянуть ноту.

дыхание

Самое нужное ощущение, которое поможет вам взять воздух именно диафрагмой и расширить ваши ребра — это испуг. Попробуйте испугаться! Вы сразу почувствуете, как ваши ребра расширились. Зафиксируйте это ощущение. Когда мы собираемся в эту позицию (как бы “группируемся”, создаем “воздушную точку” внутри), мы работаем с нашим внутренним давлением: это давление, эту “опору” нам и нужно удержать.

Также важно не забыть о там называемом “сбросе опоры”. Сброс опоры необходим для того, чтобы перед каждой новой фразой, после того как вы вдохнете, у вас был стабильный, “ваш” стандартный набор воздуха и “ваше” определенное давление, с которого вам легче всего начинать. Поэтому выдыхайте после завершения фразы резко: так вы сбрасываете оставшийся после пропетой фразы воздух. Выбрасывая воздух, вы почувствуете как бы “толчок” диафрагмой вперед. Теперь, когда мы разобрались, что такое опора, перейдем непосредственно к упражнениям.

Упражнения постановку правильного дыхания

Упражнение №1

Начнем с самого простого упражнения: это упражнение на каждый день:

  1. Лягте на спину.
  2. Руки расположите на боках;
  3. Большие пальцы направьте в центр живота;
  4. Вдыхайте и выдыхайте, стараясь дышать только животом.

Первое, с чего вам нужно начать, приступив к следующим упражнениям — это поза, в которой вы поете. Помните, что правильное певческое дыхание у нас одно — диафрагменное или брюшное. Когда занимаетесь — стойте или сидите на стуле. Отлично подойдет высокий стул. Не забывайте, что ваша грудная клетка должна быть ровной, она не должна подниматься и опускаться, а плечи не должны скакать — все это говорит о том, что вы плохо контролируете диафрагму и пытаетесь давить на воздух сверху. Еще один секрет: если живот уходит при вдохе внутрь, то вы все равно захватываете воздух грудной клеткой. Следите за своей брюшной полостью: она должна быть как бы “надута” во время пения. Удерживайте себя в таком состоянии во время ваших занятий.

Упражнение №2

Во время пения диафрагму нужно “выдавливать” из себя, чтобы воздух медленно без усилий выходил через голосовую щель.

  1. Перед тем, как начать петь, наберите животом воздух;
  2. Удерживайте воздух в себе (не забывайте: грудь и плечи должны быть спокойны!);
  3. Начните петь, как бы “выдавливая” брюшную полость вперед;
  4. Снизьте давление, когда пропоете фразу.

Упражнение №3

Попробуйте взять этот звук — прерывистое “а” или “с” с предыханием, как будто небольшой воздушный шар спускает свой воздух (также этот звук похож на тот, который вы производите при испуге), и попытайтесь как бы “написать” им ровную линию, удерживая звук в его длительности. Зафиксируйте, как аккуратно вы выпускаете воздух. Почувствуйте внутреннее давление: оно стабильное, небыстро расходуется и его надолго хватает. Это упражнение научит вас расходовать воздух в минимальным количествах.

Упражнение №4

Вдохните в живот и задержите дыхание. Начните считать: раз, два, три, четыре, пять… Медленно, в полный голос и сколько получится. Обыкновенно получается около пятнадцати раз. Главное — между цифрами не выдыхать и оставаться на задержанном дыхании. Если вы каждый день будете выполнять это простое упражнение, то дыхание постепенно удлинится.

Еще упражнения:

  1. Берем звук “с” и начинаем его ритмично “выталкивать”. Четыре коротких захода, один длинный.
  2. Берем слог “ма” и пробуем протянуть его несколько тактов. Ваша задача — гласную потянуть как можно дольше. Сделайте вдох, возьмите ноту: удерживаем.
  3. Идем на усложнение: возьмите несколько слогов. Поем на одной ноте. Ваша задача — распределить воздух таким образом, чтобы вам хватило до конца фразы.

Удачи! И напоследок поговорим о техниках безопасности.

вокалистка

Техника безопасности при пении

Соблюдать технику безопасности при пении крайне важно. это поможет избежать таких проблем, как, например, срыв связок. Во время самостоятельных занятий соблюдайте несколько простых правил:

  1. Не начинайте заниматься сразу, как только проснулись. Ваши связки наполнены водой.
  2. Не пойте/не говорите шепотом при воспалительных процессах гортани. Вы ничего не сбережете, а совсем наоборот.
  3. Отложите занятия во время менструации: связки крайне уязвимы из-за притока крови.
  4. Знаменитой дыхательной гимнастике Стрельникой нужно обучаться только у преподавателя. Она укорачивает дыхание.
  5. Несильная боль в области диафрагмы и брюшных мышц во время занятий — это нормально; ваши мышцы тренируются, как и любые другие. Но если вы почувствовали себя плохо, у вас появилось головокружение или слабость — отложите занятия до следующего раза.
  6. Не раздражайте слизистую гортани перед пением! Отложите все сладкое и соленое, а на семечках вовсе поставьте крест.
  7. Не пойте “всухую” — смачивайте периодически горло простой водой: безостановочная циркуляция сухого воздуха также вредна для связок.

И помните: заниматься исключительно самообучением, без участия преподавателя — достаточно бесполезная штука, и вы все же рискуете сорвать связки. Если вы действительно хотите научиться петь, то первым шагом к этому является постановка правильного дыхания при пении.


Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.

Виды дыхания

Ключичный тип дыхания для пения не подходит — работают мышцы в районе плечей, а сами плечи поднимаются, живот втянут. Ключичное дыхание не даст певцу контролировать скорость и объём выдоха и научиться правильному звукоизвлечению. Звук получится зажатый, а голос — малоподвижный.

Грудное дыхание. При грудном дыхании поднимаются плечи и грудь, а работают межрёберные мышцы — так дышат женщины в повседневности. При дыхании живот втянут. Для пения не подходит из-за напряжения мышц горла и ограничения подвижности гортани.

Брюшное дыхание (диафрагмальное) заключается в активной работе мышц диафрагмы. При вдохе живот надувается, при выдохе — опускается.

При смешанном типе дыхания (смешивается брюшное и грудное дыхание) работают и мышцы грудной клетки, и дифрагмы, и живота.

Для пения воспитывают нижнерёберное-диафрагматическое дыхание, при котором у вокалиста выпячивается живот, и расширяются нижние рёбра. Работают мышцы живота и диафрагма, а верхняя часть груди неподвижна. При сочетании нижнерёберного и диафрагмального дыхания вокалист получает больший объём воздуха и пластичность выдоха, мышцы горла остаются не зажатыми, а гортань сохраняет подвижность.

Певческий аппарат состоит из трёх структур: дыхательный аппарат, гортань и артикуляционный аппарат (в т.ч. резонаторы). К дыхательному аппарату относятся лёгкие и бронхи, мышцы, помогающие вдыхать и выдыхать, а также трахея. Для певца важно правильно пользоваться всем комплексом певческого аппарата: контролировать вдох и выдох, создавать опору, формировать звук и направлять его в резонаторы. При правильном дыхании, выдыхая, вокалист сохраняет положение вдоха, т.е. нижние рёбра остаются раздвинутыми. Это возможно благодаря тренировке мышц и необходимо для ощущения опоры.

На уроках вокала ученики сталкиваются с двумя дыхательными проблемами — вялое и форсированное дыхание. При вялом дыхании не хватает силы выдоха для создания певческой опоры, т.к. мышцы диафрагмы и живота неразвиты. Из-за недостатка опоры, человек подсознательно напрягает мышцы горла, пытаясь ими компенсировать недостаток звука. Устраняют проблему регулярными тренировками мышц, как в спортзале. Вторая проблема — форсированное дыхание — дыхание с излишним напором, как бы с надрывом. При форсированном дыхании нет ровного звука.

Можно ли самостоятельно научиться правильному дыханию? Прочитав пару-тройку статей о певческом дыхании, просмотрев с десяток роликов на ютубе, вы составите представление о том, что такое певческое дыхание. Повторите дыхательные упражнения, предложенные в видеоуроках и обучающих статьях. Но проблема в том, что не все информационные источники надёжные и составлены по единой технике. Статьи в интернет пишут не только дипломированные педагоги по вокалу. Поэтому надежный способ обучиться певческому дыханию — посетить урок вокала, где педагог покажет упражнения, проследит за правильностью выполнения и расскажет нюансы. Получите достоверную информацию — и упражняйтесь дома! В отличие от обучения звукоизвлечению, самостоятельные занятия дыхательной гимнастикой не травмоопасны. Двадцать минут ежедневных занятий полезнее часового занятия один раз в неделю. Научившись певческому дыханию, вы без труда освоите остальные премудрости вокала!

Читайте также: