Пеньковская и волынцевская культуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

Становление волынцевской культуры было обусловлено появлением в Днепровском Левобережье, на Дону и Оке значительных масс нового населения. Вопрос о том, откуда шла эта миграция, ныне решается достаточно авторитетно. Сопоставительный анализ характерных маркеров волынцевской культуры обнаруживает ее близость к именьковским древностям, которые в конце IV—VII в. получили распространение в Среднем Поволжье (от нижней Камы до Самарской луки). [2]

Вещевые находки из железа на памятниках волынцевской культуры представлены орудиями труда (наральники, серпы, косы, топоры), оружием и доспехами, а также бытовыми предметами (ножи, пинцеты) и пряжками. Коллекция из цветных металлов состоит в основном из украшений (височные кольца, браслеты, перстни, фибулы, бляшки, бубенчики). Наиболее яркие комплексы украшений представлены в кладах. Так, в состав Xарьевского клада, обнаруженного в типично волынцевском горшке, входили золотые и серебряные серьги, шейные гривны, антропоморфные фибулы, плоские подвески, серебряная цепь и детали поясного набора. Изделия из кости на волынцевских поселениях представлены проколками, кочедыками и амулетами. Встречены также стеклянные бусы и большое количество глиняных пряслиц. [3]

Топография поселений и облик материальной культуры не оставляют сомнений в земледельческом характере экономики волынцевского населения. Материалы раскопок дают возможность восстановить и ассортимент культурных растений. Это — просо, яровая и озимая пшеница, рожь, горох, полба, конопля. На долю домашних животных приходится свыше 80 % остеологического материала. [4]

Содержание

Основной территорией волынцевской культуры является Подесенье с бассейном Сейма и верхние и средние течения Сулы, Псла и Ворсклы. Крайние западные волынцевские поселения известны на правом берегу Днепра в округе Киева и Канева. На юго-востоке волынцевский ареал простирался до верхнего течения Северского Донца, где вплотную со¬прикасался с территорией салтово-маяцкой культуры. Между населением этих культур устанавливаются активные контакты — некоторые салтовские вещи широко распространяются на территории волынцевской культуры. В свою очередь, небольшие группы волынцевского населения проникают в соседние области салтово-маяцких древностей, на что указывают, в частности, находки волынцевской керамики в Дмитриевском могильнике, поселении Жовтнево, в Саркеле и других местах. [5]

Имеются материалы, позволяющие говорить о расселении носителей волынцевской культуры и в бассейне среднего течения Дона. На памятниках боршевской культуры, безусловно родственной роменской, если не составляющей ее вариант, представлены горшковидные сосуды типично волынцевского облика. [6]

Основными памятниками волынцевской культуры являются селища, которые по своим топографическим особенностям и общему облику сходны с поселениями предшествующей поры. Они устраивались на невысоких участках надпойменных террас и на всхолмлениях среди речных долин. На позднем этапе некоторые поселения располагались на относительно высоких местах. Преобладают селища сравнительно небольших размеров, но известно немало и крупных, площадью 6—7,5 га. Для характеристики их планировки данных мало. На Волынцевском поселении на раскопанной площади в 4800 кв. м открыта 51 постройка жилого и хозяйственного назначения. Но они принадлежат к несколь-ким строительным периодам. Тем не менее, можно говорить о расположении строений четырьмя компактными группами, внутри которых жилища размещались кучно и бессистемно. Волынцевские поселения не имели укреплений. Только некоторые из них размещались на горо¬дищах, основанных в скифское время. [7]

Жилищами служили полуземлянки, подквадратные или прямо¬угольные в плане, площадью от 12 до 25 кв. м. Большинство их было опущено в грунт на глубину от 0,4 до 1,2 м. Преобладали жилища со стенами каркасно-столбовой конструкции (с горизонтальной бревенча¬той или плетневой облицовкой). Раскопками зафиксированы и срубные полуземлянки. Перекрытия жилых построек были двускатными и под¬нимались над стенами на высоту до 1,2 м. На деревянную кровлю насыпали нетолстый слой земли с глиной. Для входа делались коридорообразные ступенчатые вырезы. Нередко в постройках имелись ямы- хранилища, вырезаемые в полу или уходящие подбоем в стену. Кроме того, вне жилищ на поселениях обычны наземные и ямные хозяйствен¬ные строения. Как видно, волынцевские жилища идентичны полузем¬лянкам других славянских регионов раннего средневековья. [8]

В левобережной части Среднего Поднепровья жилища отапливались преимущественно глиняными печами. Нередко они вырезались в материковых останцах при сооружении домов, а если грунт был непри¬годным для этого, печи выкладывались из принесенной и сбитой спондиловой глины. В более северных областях Поднепровья были распространены печи-каменки. На Битицком, Опошнянском и некоторых других поселениях на раннем этапе устраивались также открытые очаги. [9]

Могильники волынцевской культуры — грунтовые, без каких-либо наземных признаков. Умерших сжигали на стороне и остатки крема¬ции ссыпали в неглубокие ямки или в глиняных сосудах помещали в них. Наиболее изученным является Волынцевский могильник, в кото¬ром раскопками вскрыто семнадцать захоронений. Сожженные кости, собранные с погребального костра и очищенные от золы и угля, с немно¬гочисленными предметами личного убора умершего здесь обычно поме¬щались в ямках в горшках-урнах. Нередко они сопровождались сосуда- ми-стравницами. В захоронениях встречены стеклянные и пастовые бусы, бронзовые браслеты и др. [10]

Среди лепной глиняной посуды, которая составляет 80—90 % всей керамической коллекции, доминируют горшки тех же форм, что и опи¬санные гончарные. Они имеют заглаженную или подлощенную поверх¬ность и изготовлялись из хорошо отмученной глины с примесью мелко¬го песка. На среднем и позднем этапах распространяются лепные горшкообразные сосуды грубой выделки, по облику и способам изготов¬ления близкие к глиняной посуде роменской культуры. Они делались из глины с примесью крупного шамота и имели шероховатую поверхность. Из такой глины изготавливались и сковородки, обычно с высокими бортиками. Нередки на памятниках волынцевской культуры и от¬крытые круглодонные миски, среди которых есть и лепные, и гончарные. [12]

Особую группу керамики составляют амфоры — двуручные сосуды так называемого салтовского типа, с характерным бороздчатым ту- ловом, красно-оранжевой поверхностью, иногда со светлым ангобом. Та¬кая посуда в VIII—IX вв. была широко распространена в Донском регионе и в Крыму и поступала в волынцевский регион в результате торговых операций. Процент салтовской керамики в разных местнос¬тях волынцевской территории различен. В южных местностях, погра¬ничных с салтовским ареалом, он довольно велик (например, на поселе¬нии Вовки такая посуда составляет 21 % керамического материала). [13]

В развитии волынцевской культуры выделяются три основных этапа. Ее ранние комплексы, в которых присутствуют керамические формы пеньковского и колочинского облика, датируются (на основании дротовых браслетов с расширенными или зооморфно оформленными концами, В-образных пряжек, костыльковидных застежек и др.) начи¬ная с последних десятилетий VII в., может быть с рубежа VII—VIII вв. Средний этап рассматриваемой культуры характеризуется исчезновением форм сосудов, продолжавших традиции пеньковской и колочинской керамики, и распространением гончарной посуды. Он определяется VIII веком. На позднем этапе (вторая половина VIII в. и первая половина IX в.) наблюдается эволюционная трансформация волынцевской культуры в роменскую. [14]

При этом гончарная посуда выходит из употребления, по-видимому, в связи с прекращением в силу каких-то исторических обстоятельств функционирования центров по ее производству. Формируется набор сосудов, характерный для роменских древностей, распространяется веревочный орнамент. [15]

На основе волынцевской культуры развились очень близкие между собой культуры — роменская в Днепровском левобережье (северяне русских летописей), боршевская на Дону (этноним этих славян нам неизвестен) и окская в бассейне верхней Оки (вятичи, расширившие со временем свои земли, освоив бассейн реки Москвы и западную часть Рязанского Поочья). [16]

В лесостепном Подонье и Подонцевье археологами обнаружены многочисленные следы контактов носителей волынцевских древностей с населением салтово-маяцкого ареала. [17]

Археология свидетельствует о многообразии указанных взаимосвязей. Они прослеживаются и в керамике, и в культуре земледелия, но, пожалуй, особенно ярким свидетельством их интенсивности является возникновение поселений, на которых зафиксировано совместное проживание носителей волынцевской и салтово-маяцкой культур. [18]

Наиболее интересно в этом отношении Битицкое городище, расположенное на р. Псёл (Сумская область, время функционирования населённого пункта — VIII — первая половина IX в.). Очевидно наличие следов синхронного пребывания в этом укреплении салтовцев и представителей волынцевского ареала. Характер их взаимодействия точно установить невозможно. Ряд исследователей считают Битицкий комплекс форпостом Хазарского каганата в славянских землях, другие — административным центром одной из хазарских областей. Существует и третья точка зрения, поддерживаемая А. З. Винниковым. Согласно ей, Битицкое городище наряду с Титчихинским на Дону, Белогорским (р. Воронеж) и Супрутским на р. Упа (Тульская область) было центром славянского племенного объединения, связанного с каганатом лишь уплатой необременительной дани. [19]

В конце VII века в Днепро-Донском междуречье археологически документируется появление крупных масс нового населения, которое создает волынцевскую культуру, безусловно продолжившую традиции именьковской. Причиной миграции именьковского населения стало появление на Волге воинственных орд тюркоязычных кочевников. [20]


Пеньковская (антская) культура — славянская раннесредневековая археологическая культура VI — начала VIII века, распространённая на территории Молдавии и Украины от бассейна реки Прут до Полтавской области, где она вытесняется салтово-маяцкой культурой [1] .

Содержание

История изучения

Памятники пеньковской культуры впервые были обнаружены в середине 1950-х годов в Потясминье работами Кременчугской новостроечной экспедиции под руководством Д. Т. Березовца. Экспедиция исследовала культуру у села Пеньковки, названую позже пеньковской культурой. С тех пор было обнаружено множество подобных поселений. Их исследовали такие археологи как Баран В. Д., Приходнюк О. М., Русанова И. П., Седов В. В. и многие другие.

География

К наиболее исследованным памятникам пеньковской культуры относятся поселения Вильховчик, Будище, Игрень-Подкова и группа могильников в окрестностях села Большая Андрусовка в Поднепровье; поселения Хитцы, Заньки, Бельск, Полузорье, Сушки на левобережье Днепра; поселение Скибницы, Семенки, Кочубеевка и металлургический комплекс возле села Гайворон. на Южном Буге.

Ареал распространения пеньковской культуры охватывает обширное пространство Восточноевропейского пограничья лесостепи и степи от Северского Донца на востоке до Молдавии на западе. В северном направлении от Прута до Правобережного Поднепровья он соприкасается с пражской культурой, а на левобережье Днепра — с колочинской. На территории современной Украины сейчас известно более 300 памятников пеньковской культуры.

Культура

Жилища

Пеньковцы селились близ рек в неукреплённых поселениях, состоящих как правило из полуземлянок. Поселения располагались гнёздами, по 3-5 селищ, на расстоянии 5-7 километров. Площадь селищ не превышала 2-3 гектаров. За редким исключением, количество жилищ было не больше 30, при этом использовалось одновременно не больше 12-15. Полуземлянки наблюдаются двух видов — каркасные и срубные. Каркасная полуземлянка представляла собой яму 0,6-0,8 метров, по периметру которой находились укрепляющие жилище столбы. Кровля была покрыта брёвнами. Срубная полуземлянка представляла собою яму тех же примерно размеров, но внутри неё находился деревянный сруб. Каркасные постройки считаются более ранними по времени, а срубные более поздними. Форма жилищ обычно прямоугольная, иногда овальная. В овальной форме также сказывается кочевническое влияние. Крышу жилища обычно покрывали соломой или камышом, в дальнейшем засыпая крышу землёй.

Хозяйственные ямы представляют собой углублённые в почву на 0,7 −0,9 метров ямы. Они служили для хранения различных продуктов. В них часто находят керамику, кости и тому подобное. Количество хозяйственных ям обычно превышает количество жилищ (примерно на одно жилище 4-5 хозяйственных ям). На поселениях, исследованных широкими площадями, известны очаги и печи за пределами сооружений. Очаги глинобитные или каменные, диаметром около 1 м, печи близкие по конструкции к бытовым. Они размещались вблизи жилищ и использовались в летнее время как кухни. Не исключено, что над летними кухнями сооружались перекрытия, следу от которых не сохранились.

Ремесло

  • Керамика: По особенностям материальной культуры пеньковская культура близка к пражской. Керамика представлена горшками, мисками и сковородами.
  • Изделия из кости: Пеньковцы из кости изготавливали гребни, иголки и шила.
  • Металлургия: Культура обладала кузнечными центрами. Найдены ножницы для резки железа, следы ковки и термообработки.

Погребения

Погребальный обряд представлен трупосожжениями (что отличает данную культуру от предшествующей черняховской). Трупосожжения производились на стороне с последующим погребением в ямах. Погребения делятся на урновые и безурновые. Погребальный инвентарь крайне бедный: бронзовые украшения — трапециевидные и спиральные подвески, браслеты, стеклянные бусы, серьги, фибулы. Погребения, как правило, располагались в 0,5-1 километров от селищ на низких или возвышенных участках местности. Курганы отсутствовали, что отличает эту культуру от исторических кривичей и вятичей.

Хозяйство

Основу хозяйства составляло пашенное земледелие и приселищное животноводство. Практиковалась и ручная обработка земли приусадебных участков железными теслами-мотыжками. Культивировали несколько видов пшеницы и ячменя, а также просо, овёс, рожь и коноплю.

Антропологический облик

Исследователи полагают, что пеньковцы были узколицыми и характеризовались мезокранией. Генетически они являются наследниками черняховской культуры с заметной иранской примесью. Предполагается, что пеньковцы вошли в состав южно-русского, украинского, а также сербского и хорватского населения.

Генезис и связь с другими культурами

Д. Т. Березовец поначалу считал эту культуру — культурой летописных уличей. Позже он высказывал немного осторожнее и считал, что пеньковские древности оставлены пришедшими с севера славянами, и что это единая славянская культура. П. Н. Третьяков усматривал генетическую подоснову пеньковских древностей в позднезарубенецких памятниках Верхнего Поднепровья. Согласно его версии, славянские зарубинецкие племена, занимавшие территорию Лесостепного Правобережья Днепра, поречье Припяти и Верхнего Поднестровья в II-III веках нашей эры были оттесняны на север и северо-восток черняховским населением. В послегуннское время, в середине 1-го тысячелетия нашей эры, начинается обратный процесс расселения славян на юг, вследствии чего они заняли обширную территорию Днепро-Днестровского лесостепного района и бассейн нижнего Дуная.

В. В. Седов считает пеньковскую культуру славянской (антской), высказываясь в пользу её черняховской подосновы. Однако он отмечает, что эта культура не переросла потом в культуру Киевской Руси, а закончила своё существование в начале VIII века нашей эры. А. Т. Смиленко также считает пеньковское население антами, но в процесс формирование этой народности она включает не только черняховское население, но и северные племена восточных славян. Также славянской считают пеньковскую культуру такие авторы, как В. Д. Баран, Е. А. Горюнов, В. К. Михеев, О. М. Приходнюк, О. В. Сухобоков, П. И. Хавлюк.

Но все же некоторые авторы определяют эту культуру, как неславянскую или не совсем славянскую. Так М. И. Артамонов считает пеньковскую культуру болгарской и приводит много интересных доказательств в пользу этого. И. П. Русанова корни этих древностей видит в черняховском, неславянском по её мнению населении. Она считает пеньковский этнос полиэтническим (многонациональным), в который входили болгары, славяне, иранское население и другие народности. И лишь постепенно, на самом позднем этапе существования племена пеньковской культуры славянизируются под влиянием северных соседей.

Обнаруженные на южном Днепре поселения Пеньковской культуры с юртоподобными жилищами позволяют считать, что в состав этой культуры вливались тюркоязычные (булгарскими) кочевники.

ПЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА (АНТЫ)

ХОЗЯЙСТВО
Население занималось земледелием и приселищным скотоводством.

В состав стад входил крупный и мелкий рогатый скот, лошади, разводили и свиней. Ремесло носило в основном домашний характер. Исключение составляет добыча железа и, видимо, железообработка. Некоторые исследователи связывают с пеньковской культурой Гайворонский металлургический центр на Южном Буге. Здесь обнаружены и исследованы остатки 21 металлургического горна, 4 печей для обжига (обогащения) руды и несколько ям для ее хранения. Изучение кузнечных изделий показало, что пеньковские кузнецы (как и их предшественники — носители киевской и пражской культур) применяли прежде всего простые технологии: изготовление изделий целиком из железа или сырцовой стали. Им известны также такие способы улучшения рабочих качеств орудий, как цементация и термообработка. Можно утверждать, что практически все орудия труда и предметы быта из черного металла имеют местное происхождение.

Для памятников пеньковской культуры характерна лепная керамика: биконические и округлобокие горшки, сковороды. На финальной стадии развития пеньковской культуры в её ареале, в Поднепровье, появляются центры по изготовлению гончарной керамики, формы и орнаментация которой имеют северо-кавказские прототипы (поселение Канцирка и др.) Появление гончарных мастерских можно связывать с переселением сюда северо-кавказских (аланских) мастеров. Погребения знатных кочевников этого времени (одно из них — так называемый Перещепинский клад) также известны в южной части Среднего Поднепровья.

Во второй половине или конце VII в. на территории пеньковской культуры возникает Пастырское городище — это полиэтничное поселение, ставшее крупным торгово-ремесленным центром. Ремесленные традиции центра формировались на местной основе под сильным влиянием традиций, принесенных из Подунавья. Пастырское поселение было разгромлено в первой половине VIII в., видимо, хазарами.

ПОСЕЛЕНИЯ И ЖИЛИЩА
Наиболее распространены открытые поселения — селища, располагавшиеся на низких участках береговых террас и дюнах с легкими для обработки почвами и пойменными лугами. Площадь селищ не превышает 2-3 га. Известны несколько городищ с материалами пеньковской культуры, но валы и рвы этих поселений оказались сооруженными еще в скифскую эпоху.

На поселениях преобладает бессистемное расположение жилищ, рядом с которыми находились хозяйственные ямы и постройки хозяйственного назначения. Основным типом жилищ были четырехугольные полуземлянки каркасно-столбовой или срубной конструкции площадью 12-20 кв. м. На раннем этапе культуры строились жилища, отапливаемые открытыми очагами, затем в зонах контакта с носителями пражской культуры распространение получили печи-каменки, располагавшиеся в одном из углов. На нескольких селищах Среднего Поднепровья были обнаружены следы юртообразных жилищ, характерных для кочевников-тюрок.

ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД
Погребальными памятниками культуры являются грунтовые могильники, содержащие погребения по обряду сожжения на стороне. Могильники, занимающие небольшую площадь, располагаются в непосредственной близости от поселений. Кремированные останки помещали в глиняные сосуды-урны, которые устанавливались на дно неглубоких округлых ям или просто рассыпались на их дне. Известны случаи, когда жженые кости были накрыты перевернутой вверх дном урной. В одной погребальной яме может находиться от 1 до 3 урн. Погребения сопровождаются украшениями, иногда встречаются ритуальные сосуды.

МЕТАЛЛУРГИЯ
Памятники пеньковской культуры характеризуются довольно большим количеством различных находок из черного и цветных металлов. На нескольких селищах найдены железные наральники, мотыжки и серпы. Обычной находкой являются железные ножи, глиняные пряслица биконической и округлой формы. Встречаются отдельные наконечники стрел и копий, украшения из бронзы и серебра: фибулы различных форм, подвески, поясные пряжки и бляхи. Массовым материалом является керамика — фрагменты лепных сосудов: биконических или округлобоких горшков, сковород.

КЕРАМИКА
Пеньковская керамика, как правило, не орнаментирована. Иногда встречаются сосуды, украшенные насечками по венчику или налепами под венчиком.

ПЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА (АНТЫ)

Из состава Гапоновского клада

Клад залегал в культурном слое поселения колочинской культуры (6 – 7 века), в 2,5 км к северо-востоку от северной окраины с. Гапоново Кореневского района Курской обл.
В состав клада входят 411 предметов.

ПЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА (АНТЫ)

Графическая реконструкция раннеславянского воина по археологическим находкам (вооружение, детали поясных наборов, антропоморфные и зооморфные накладки), а также по Велестинским фигуркам, и изображениях варваров на позднеримских барельефах.

ПЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА (АНТЫ)

ПЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА (АНТЫ)

Зарисовки находок из состава "Мартыновского клада".

ПЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА (АНТЫ)

Графическая реконструкция раннеславянских воинов по археологическим находкам (вооружение, детали поясных наборов и др.), а также по Велестинским фигуркам, и изображениях варваров на позднеримских барельефах.

Автор : Сергей Шаменков

ПЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА (АНТЫ)

Графическая реконструкция раннеславянского воина по археологическим находкам (вооружение, детали поясных наборов, антропоморфные и зооморфные накладки), а также по Велестинским фигуркам, и изображениях варваров на позднеримских барельефах.

Автор : Сергей Шаменков

ПЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА (АНТЫ)

ПЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА (АНТЫ)

Пластины
VI-VII вв.
Из клада вблизи с. Мартыновка, Черкасская область Украины. 1909 г

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов


eugene-march

Из книги О.М. Приходнюка "Пеньковская культура", Воронеж, 1998 г.

Население славянской пеньковской культуры, вместе с создателями колочинской и пражско-корчакской культур в VI-VII вв. входило в антский этнополитический союз, который военной активностью на Балканах приковал к себе пристальное внимание раннесредневековых авторов.

Территория.
В результате многолетних полевых исследований в последнее время более или менее четко очерчены границы пеньковских древностей. Основной их ареал охватывает довольно обширную территорию Европейского пограничья лесостепи и степи от Левобережий Днепра на востоке до низовий Прута на западе (рис. 1,7).

С северо-востока, на Левобережье Днепра территория пеньковских памятников охватывает поречья Сейма, Сулы и Псла, а на юго-востоке граница Левобережного региона достигает Северского Донца и Поорелья. На юго-западе пеньковский ареал включает территорию современной Молдовы. К западу от молдовской группы пеньковских древностей на территории Восточной Румынии, вплоть до Низовий Дуная, известны смешанные памятники с чертами пеньковской, пражской и местной гето-дакийской культур, а в междуречье Северского Донца и Дона, к востоку от основного пеньковского ареала - близкие к пеньковским древности третьей четверти I тыс.н.э. На одном из таких поселений, расположенном возле с. Пузинское в Приосколье, найдена головка бронзовой зооморфной фибулы днепровского типа [Николаенко, 1988, с. 124, рис.3,12].

По имеющимся на сегодня данным северный ареал пеньковской культуры очерчивают поселения Хитцы в среднем течении р.Сулы; Писаревщина - в среднем течении р.Пела; Григоровка, Цыбли – в Среднем Поднепровье; Белая Церковь – в Верховьях р.Рось; Войтовцы, Гордиевцы, Лука - в среднем течении Южного Буга; поселение Хуча (с.Шектебаны) в Молдове. Южная граница пеньковских древностей, примыкающих к кочевническому массиву, определяются поселением Богородичное в поречье Северского Донца; Богатое, Чернетчина, Осиповка - в Поорелье; Игрень-Подкова - в Поднепровье. Оттуда они в виде "языка" спускаются по обеим берегам Днепра в район Надпорожья, где
известны такие пеньковсие памятники, как Волошское (Сурская Забора), Диброва,
Хортица, Скельки и др. Южным памятниками на западе являются поселения Беляевка, Семеновка и Ивановка между Днепром и Южным Бугом; поселение Ханска II - в междуречье Днестра и Прута.

Таким образом, пространство, занятое пеньковской культурой, охватывает территорию, включающую лесостепь и степь, граница между которыми проходит примерно по линии Котовск, Кировоград, Кременчуг, Полтава, Харьков. На Левобережье Днепра к пеньковской культуре примыкает южная часть памятников колочинского типа, зафиксированных вплоть до Сумской и Полтавской областей. На Правобережье Днепра к северной границе пеньковского ареала примыкают пражско-корчакские древности. С юга пеньковские памятники соприкасаются с кочевническим массивом.

Иллюстрации:



Народ, оставивший после себя такое масштабное явление, как пеньковская культура, не мог остаться вне поля зрения древних авторов. Наиболее близко по территории распространения и хронологии эта культура приближается к антам. Иордан и Прокопий, рассматривая этногеографию народов Европы VI в. размещают антов на обширных пространствах от Нижнего Подунавья на западе до территорий, расположенных к северу от Азовского моря и р.Дон [Иордан, 1960, с.72; Прокопий, 1950, с.384]. С юго-запада анты соприкасались с черноморским побережьем, а далее на восток, вдоль моря, они отсутствуют, поскольку там "места расселения булгар" [Иордан, 1960, с.72]. Если население пеньковской культуры сопоставимо с антами, то возникает вопрос, каким образом мирное земледельческое население, которое отчетливо проступает за пеньковскими древностями, могло проводить активные военные действия в Подунавье? Ведь анты в письменных источниках преимущественно упоминаются в связи с походами на Балканы. Они, вместе с другими славянскими и неславянскими группировками, с оружием в руках активно колонизовали северные территории Византии [Приходнюк, 1991,с.133-141]. Для понимания этого вопроса важное значение имеют богатые клады третьей четверти I тыс. н.э., распространенные в Среднем Поднепровье и на Левобережье Днепра.

Сейчас известно 11 таких местонахождений: 5 на Правобережье Днепра в селах Мартыновка, Малая Ржавца, Вильховчик, Воробьевка и Хацки; 6 на Левобережье - возле сел Козиевка, Новая Одесса, Колосково, Цыпляево I, Суджи и г.Трубчевск [Prichodnyuk, 1994, s.164, abb. 1]. Большинство из них территориально вписываются в ареал пеньковской, а частично - колочинской культур. Если рядовые пеньковские памятники представляют культуру и быт рядовых общинников, то связанные с ними Днепровские клады свидетельствуют о существовании в их среде социальной верхушки – дружинного сословия, знати и вождей. Антское общество было довольно развитым. Его главу Иордан называл королем, и в ближайшем окружении которого находилось 70 знатных мужей [Иордан, 1960, с. 115]. То есть, антско-пеньковское общество имело довольно развитую социальную иерархию. Таким образом, хронологическая и территориальная сопоставимость исторических антов с пеньковскии древностями привела к выводу об их эквивалентности.

Кажущийся успех, достигнутый в этом направлении, стимулировал отождествление пражско- корчакских памятников со склавинами. Однако если в первом случае в своих построениях исследователи шли от исторических источников к археологическим, то во втором, наоборот - от археологических к историческим. Это привело к заключению о склавинской принадлежности пражских древностей на Левобережье Днестра, что не совсем согласуется с данными раннесредневековых письменных источников, в которых содержатся четкие указания - Днестр являлся рубежом между антами и склавинами [Иордан, 1960, с.72].
Другими словами, склавинская территория полность не совпадала с ареалам пражско-
корчакской культуры, распространенной не только к западу от Днестра, но и на
Правобережной Украине, к северу от пеньковского ареала вплоть до поречья Припяти.

Вполне очевидно, что это противоречит этногеографии славянских объединений
раннесредневековых авторов и не соответствует внутреннему содержанию понятия
политических союзов, в состав которых входили различные, этнически родственные, а иногда и иноэтничные народы, имевшие не только свой язык и психическую специфику, но и присущую только им материальную культуру. Поэтому археологическим отражением таких союзов чаще всего будет не одна, а несколько археологических культур. Более того, народы одного обширного археологического ареала могли входить в различные политические группировки.

Исходя из вышесказанного и учитывая то обстоятельство, что у Иордана и Прокопия, в сочинениях которых наиболее полно отражена география расселения народов периода раннего средневековья и не очерчены северные границы антского расселения, можно считать, что археологическим эквивалентом антского союза являются не только пеньковские, но и расположенные к северу от них на Правобережье Днепра пражско-корчакские, а на Левобережье - колочинские древности. Поскольку племенам пеньковской культуры присущ более высокий уровень развития, что отражается в археологических материалах, то можно считать, что они составляли политическое ядро антекой группировки. После ее распада, что, по-видимому, произошло на рубеже VII-VIII вв. под ударами хазар, активизировавших свою военную деятельность в Северном Причерноморье, на его основе возникли более мелкие "княжения" полян, древлян, уличей, тиверцев, северян и др. Предки этих народов в предшествующее время входили в один союз восточных славян, фигурирующий у византийских авторов под собирательным именем анты. Этноним анты не был самоназванием восточных славян, так их называли южные соседи. Скорее всего, он иранского происхождения, означающий "живущие на Украине, пограничные жители" [Филин, 1962,с. 60].

Читайте также: