Типология русской культуры кратко

Обновлено: 07.07.2024

Типология представляет собой особый способ научного познания, основу которого составляют два процесса:

  • расчленение системы объектов;
  • их группировка на основании обобщающей модели.

Для исследования культуры типология предполагает системную характеристику и толкование разных культурных комплексов, а также определение тенденций их развития.

Типология культуры – это знание, описание, понимание, классификация различных проявлений культуры на основании какого-либо признака

Существует множество критериев типологии культур, в частности:

  • территориальная принадлежность культуры;
  • регионально-этническая особенность;
  • исторический тип общества;
  • отношение к религии;
  • вид деятельности;
  • специализация
  • и т.п.

Основные понятия процесса типологизации культур

В культурологии и в других смежных науках нет единого мнения о сущности таких понятий, как тип, отрасль, вид и форма культуры.

Сферами или разновидностями культуры общества исследователи часто называют политическую, экономическую и художественную культуры.

Как правило, под отраслью культуры понимается совокупность правил, моделей и норм поведения людей, составляющую достаточно замкнутую область внутри целого.

Типы культуры, в свою очередь, по мнению большинства исследователей, - это совокупности норм, правил, моделей поведения людей, которые, формируя относительно замкнутые области, не являются частями одного целого.

Следовательно, любую национальную культуру следует относить к культурным типам. Хозяйственные и регионально-этнические исторические образования также считаются типами культуры.

Под формой культуры понимается такая совокупность норм, правил и моделей поведения людей, которая не может считаться полноценным автономным образованием, но ее также нельзя рассматривать как составную часть какого-либо целого. Формами культуры можно назвать народную, массовую и элитарную культуры, которые являются особым, специфическим способом проявления художественного содержания.

Виды культуры представляют собой совокупности норм, правил и моделей поведения, являющиеся разновидностями более общей культуры. Основные виды культуры:

  • общенациональная,
  • доминирующая,
  • субкультура и контркультура;
  • сельская,
  • городская,
  • специализированная,
  • обыденная.

Духовную и материальную культуру не получается включить в представленную концептуальную схему, т.е. отнести к отрасли, типу или форме культуры, поскольку они являются комбинированными образованиями и в разной степени включают все классификационные признаки

Среди разновидностей духовной культуры можно выделить художественную культуру, в то время как физическая культура выступает разновидностью материальной

Рассмотренная типология культур не является единственно верной, она весьма приблизительна, но ее преимущество в отсутствии противоречивости и наличии логической обоснованности.

Значение типологии культур

Культура современного общества – это крайне неоднородное явление. Типология культур необходима для наиболее полноценного исследования культуры как таковой. Также она дает возможность объяснить и охарактеризовать крайне разнородный материал – многочисленные культурные объекты.

Таким образом, типология культуры – это метод научного познания, который дает возможность расчленить, отделить друг от друга социокультурные объекты и системы, сгруппировать их посредством модели обобщенного идеализированного типа и представить результат подобного типологического описания и сопоставления.

Основания типологии культур

В культурологии для типологии культур имеются различные, но приблизительно равноправные основания. К ним относятся различные совокупности показателей, включающие в себя в соответствии с поставленными задачами определенные значимые признаки исследуемых культур.

Таким образом, в современном научном сообществе нет единого подхода к типологии культур. Наоборот существует их разнообразие и множество классификаций, однако нельзя говорить о правильности одних или ложности других.

Историю культуры России в кратком обзоре мы предлагаем отследить по структурной типологии Н.А.Бердяева, разработанной им в цикле трудов об ее особенностях, пути, судьбе и месте в мировой культуре. В этих работах ученый обозначил прерывистость русского культурного пути и определил его несколько основных этапов. Данную историческую типологию Бердяева можно рассматривать как основу, но с дополнениями, связанными с событиями последнего столетия.

Этап славяно-европейской цивилизации (X – начало XIII в.)

Как показывает история, культура древней России той эпохи была аналогична европейской, именно поэтому многие исследователи называют этот этап, как славяно-европейская цивилизация. Среди основных ее черт можно выделить:

  • военно-демократические особенности зарождения государственной власти,
  • городская природа культуры, .

Даже в то время земли Древней Руси простирались на большие территории. Археологические изыскания дают ценный материал, позволяющий лучше узнать культуру крупных городов Древней Руси Киева и Новгорода и выявить существенные различия между ними. Своеобразие настолько очевидно, что здесь можно обособить даже две субкультуры — южную и северную:

  • Южная (ее центр Киев) была нацелена на союз с Константинополем, но зависела от взаимосвязей со степными племенами.
  • Северная (центр в Новгороде) тянулась к Северной Европе и имела сношения со скандинавскими странами и Ганзой.

С XII до XIV века проводилось наступательное освоение земель центральной и северо-восточных районов Русской равнины с экстенсивным земледелием. Такой характер развития был присущ экономике и развитию страны. Это стало самобытной чертой России и основой для специфичных составляющих русской ментальности:

  • не решение проблем, а уход от них в новые края,
  • земля ничья, божья,
  • чувство временности,
  • отсутствие необходимости глубокого укоренения на одном месте.

Такой способ ведения крестьянского хозяйства по территории и по количеству участников составлял большую часть древнерусской культуры, которая с трудом поддается исследованию, так как она не имеет письменных источников.

Художественная культура и история на базе письменных источников

История России того времени изучается по основным артефактам, относящимся к городской культуре: летописям, письменам, архитектурным памятникам, декоративно-прикладным поделкам, живописи из кладов и погребений. Основываясь на анализе художественных письменных источников, выделяют два стилистических направления:

  • монументальный историзм
  • эпический лиризм.

Такой стиль получил распространение в конце X в. и господствовал до начала XII в. Это был период приобщения и равноценного вхождения Руси в христианство, осмысления своей роли в новой культуре. Подтверждение тому — сохранившиеся архитектурные, живописные и литературные свидетельства этого периода. Им характерны возвышенно-величавым настрой, они преисполнены важностью. Стиль монументального историзма точно отражал дух времени княжения династии Рюриковичей. Для героической эпохи страны это был первичный стиль, тождественный романскому стилю для Запада. Он был равноценен государственному и соответствовал запросам княжеского окружения, желанию молодой страны создать собственный имидж, свои принципы, сопоставить себя с культурой и историей мира.

Этот стиль носит еще название вторичного, он сформировался к середине XII века. Этому времени характерно усиление феодальной раздробленности. Искусство становилось более приближенным к человеку, в нем стали выделяться черты отдельных людей, а не только широта государства, как это было в предыдущий период.

О многогранности развития художественной культуры того времени можно судить по тому, как выкристаллизовывается особая манера письма в иконографии, развивается художественное обучение.

  • Новгород становится центром почитания Софии,
  • Владимир — Богоматери,
  • в Чернигове и Рязани — княжеских образов Бориса, Глеба.

Удельная Русь — культура XIII – XIV вв

Глубокие изменения, произошедшие к середине XIII века, дают основания для обособления этого периода, поскольку они также имели большое влияние на тип русской культуры. По той эпохе проведено много исследований, и есть разные мнения в оценке последствий нашествия степняков. Гумилев считал, что оно спасло страну от подчинения Европой, что, по его мнению, принесло бы гораздо больше вреда для России.

Эти события оставили весомый след, но монголо-татарское иго не могло радикально поменять русскую земледельческую культуру на кочевую. Но нашествие Орды приостановило развитие и нанесло невосполнимый ущерб. Были разрушены храмы, сожжены библиотеки и города, в угнетенном состоянии находились ремесла. Вторжение племен кочевников было воспринято как наказанье божье, вселенское бедствие, которому немыслимо было и противиться.

Московская Русь — этап XIV – XVII вв

Отрезок с конца XIV — по XVII в. вошел в историю как время образования евразийской цивилизации. Становление централизованного независимого государства с властью в Москве сформировало иную картину в разных сферах жизни. Это благоприятствовало порождению обновленной концепции ценностей и мироздания.

Русские княжества, освобождаясь от оков ига, сплачивались вокруг Москвы, создавая государство нового типа. Оно явилось средством в отстаивании суверенности. По сей день государство имеет чрезвычайную значимость в сознании людей, которая была приобретена еще в те времена.

Поэтапная история культуры великой России московского периода

Эволюцию русской культуры Московского периода можно разбить на три этапа:

  1. Русское Предвозрождение (конец XIV в. — середина XV в.)

Это время ознаменовала победа в Куликовской битве, вместе с ней произошел эмоциональный скачок национального самосознания. В этот период начался расцвет литературы, искусства, повышение индивидуального начала. Яркими примерами могут быть имена Андрея Рублева, Даниила Черного. Феофана Грека. По этим величинам развитие России можно сравнивать с Проторенессансом и итальянским ранним Ренессансом. Ренессанс обошел историю России стороной. Все ресурсы были пущены на создание и обустройство страны с центром в Москве. Там возводятся самые величественные храмы, создаются иконы, фрески, пишутся книги.

Он характерен окончательным становлением Московского царства. Страна стала расширяться в сторону восточных приделов, была взята Казань. Постепенно государство превращалось в обширную евразийскую империю.

Во всех сферах жизни страны идет урегулирование и упорядочение, например,

Появляется новый архитектурный стиль – московский. Отстраиваются Кремль, Успенский собор, они являются символом России и по сей день.

В искусстве, литературе передается индивидуальное начало и авторская точка зрения.

История культуры и искусства России (XVIII в. — начало XX в.)

Период Императорской России — время представления ее нового обличья. С эпохи петровских преобразований Русская культура тяготеет к европейской, находится под ее влиянием, но остается самобытной. Исполинская евразийская цивилизация публична для Запада и Востока, но сохраняет независимость. Эту эпоху можно разделить на три временных отрезка.

Это время радикальных реформ. Со времен принятия христианства Россия поворачивается к Западу по воле правителя второй раз. Культурные метаморфозы при правлении Петра I так же противоречивы и сложны, как и нововведения князя Владимира.

Петровское перемещение к Европе продолжили его наследники. Все это столетие стало периодом глубоких преобразований, коснувшихся разных сторон. Главной особенностью было овладение результатами и завоеваниями европейской культуры, большей частью посредством образования. Перемены происходили под натиском верхов и изнутри, так как предпосылки к ним уже созрели в предыдущем столетии. Такие черты, как реалистичность индивидуальность, рациональность, теперь облачились в европейский наряд.

Это период культурного синтеза своих начал и почерпнутых в Европе знаний. Их слияние дало толчок к дальнейшему развитию. Это столетие называют русским Золотым веком. Огромный перечень имен, открытий, замыслов, достижений, гениальных творений позволяет сказать, что в этот период Россия сыграла значительную роль в истории мировой культуры. Тогда наиболее ярко проявилась ее индивидуальность, были заданы первостепенные вопросы и даны решения проблем. Это период поиска культурной общности и духовности.

Рубеж XIX -XX веков в истории России называют ее Ренессансом. Несмотря на кратковременность, его можно выделить в отдельный тип. Переломный ход времени подарил этой эпохе свободу, активную смену курса и тенденций. На страну нахлынула лавина свежих представлений, идей, суждений, парадигм, которые имели противоречивую направленность. Творческая жизнь стала интенсивной. Возникали и множились союзы, объединения, кружки, вовлекая в себя большое число новых членов.

В диалоге разных культур меняется и направленность: это не просто ретроспективное изучение, а стремление приобщиться и постигнуть, погрузившись в самые недра. Слияние разных видов искусств, мировоззрений, тяготение к единству – было одной из важных черт этого времени. Но период не был монолитным, в нем существовало множество несовместимых идей, разнонаправленных перемещений, демонстрирующих градус свободомыслия.

История культуры России – этап XX в.

1917 – 1991 годы двадцатого столетия относятся к Советской России. Это непростое и парадоксальное время, которое еще предстоит объективно оценить. В нем отразились самые противоречивые черты национального характера. Тоталитаризм стремился привести культуру к единообразной форме, но внешняя монолитность сочеталась с индивидуальным творческим началом, которое просматривается в иносказательной форме и на бытовом уровне, и в андеграунде. К оценке значения русской культуры советского периода стоит добавить и Русское Зарубежье. Его можно рассматривать как наследие дореволюционной культуры. Около 10 млн. эмигрантов верили в свою миссию ее сохранения и приумножения. Это подтверждает их просветительская, научная, издательская работа. Характерные особенности духовной жизни Серебряного века и развитие этих идей отразили в своих работах

Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Г.П. Федотов, Г.В, Флоровский, С.Л. Франк.

Еще предстоит объективное изучение и оценка трудов Русского Зарубежья как неотъемлемой части общероссийской культуры.

Современный этап истории

  • освобождение от запретов идеологии,
  • присоединение запрещенных ранее работ и имен,
  • знакомство с зарубежной русской культурой.

Современный прогресс русской культуры объясняется динамичным развитием самопознания, поиском общности, раскрытием своей роли в мировой культуре.




Тем не менее, несмотря на многие неурядицы, отмеченные Н. Бердяевым и другими отечественными мыслителями, русская культура не стояла на месте, а упорно, настойчиво двигалась вперёд, развиваясь вглубь и вширь. В первой половине ХХ века Россия вошла в число ведущих промышленных держав мира, осуществила прорыв в космос, создала мощнейшие вооружённые силы, совершенную систему образования, физического воспитания и спорта, поразила мир многими научными достижениями. Русские стали самым читающим народом во всем мире. Русская культура славна своею литературой, театром, живописью, архитектурой, скульптурой, прикладным искусством, киноискусством и многим другим. Через всю сложнейшую историю существования русского народа красной нитью выделяются такие ее ценности, как патриотизм, доброта, человеколюбие, задушевность, вечный поиск возвышенного идеала, общинность. Русской культуре присуща святость, религиозность (церковность, соборность, обрядовость), стремление увидеть в ком-либо мессию, поверить ему и пойти за ним. Как ни в какой другой, в русской культуре совершенно особо ценится идея братства, доброты, коллективизма, взаимопомощи, жалости к больным, юродивым, пострадавшим, нищим и обездоленным. Актуальны для нашей культуры такие ценности, как скромность, простота, доверчивость, красота. Русская культура – это культура духа, труда, культура грусти, печали и радости, веры, надежды, любви. В каждом движении и слове слышится отзвук кузнечного молотка, серпа, топора, плеск весла, скрип колеса, стук конских копыт, шаги бурлаков и бродяг. В каждом движении русской пляски есть нечто затаённое, глубокое, но и буйное, взрывное. Веселье и труд, радость и горе одинаково понятны и близки русской душе.

И, всё-таки, снова вернёмся к вопросу о том, к какому же типу культуры относится русская культура? Учитывая ее огромное своеобразие, можно, на первый взгляд, утверждать, что в стратегическом смысле ни к какому. Иначе говоря, она есть самобытная форма культуры, но не особый тип, в силу тех причин, о которых говорилось выше. Действительно, русской культуре присущи интровертность, этноцентризм, приоритет собственных ценностей, мессианизм, склонность к грандиозным формам культурного самовыражения и самоутверждения, двоякость культурной жизни (элита сама по себе, а народ сам по себе, причём это было всегда!). Присутствуют в русской культуре и элементы иррационализма, непредсказуемости, трафаретности, маргинальности, иллюзорности, патернализма, дивергентности (почвенничества) и конвергентности (западничества), корпоративности, чинности, слабой значимости личности. Вместе с тем, в ней имеется немало схожего с народами славянского происхождения, а также с народами, исповедующими Православие. Именно по этой причине, с некоторыми оговорками, её можно отнести к славянско-православному типу культуры, в который вполне укладываются (тоже с некоторыми оговорками) болгары, белорусы, сербы, украинцы, черногорцы, а также частично некоторые другие народы (молдаване, румыны), не являющиеся славянами. Русская культура имеет немало общего с восточной и западной культурами. Но различий, все-таки, больше. В силу этого она не может быть отнесена ни к тому, ни к другому типу, поскольку восточные элементы в ней не совсем такие, как на самом Востоке, а западные элементы далеко не такие, как на самом Западе.

В качестве общего вывода по обсуждаемой теме можно констатировать следующее. Типологический анализ культур, безусловно, является важным инструментом научного исследования культурного многообразия человечества. Он позволяет выявить глубинные основы родства и различий между разными народами. Теоретические исследования такого рода могут дать полезный материал для практики культурного строительства. Это особенно важно в наше время, когда возникло сильное напряжение между различными цивилизациями. Полагаем, что данная тема ещё долго будет актуальной для культурологов, социологов, философов и историков.

Опрос: Назовите три основные черты характера, которые, на ваш взгляд, свойственны русскому человеку.

1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.: Наука, 1990. – 234 с.

2. Бердяев Н.А. Судьба России. – М.: Советский писатель, 1990. – 346 с.

3. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. – М.: Изд. МГУ, 1998. – 624 с.

4. Вебер М. Основные социологические понятия / М. Вебер // Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – С. 602–643.

5. Вебер М. Предварительные замечания / М. Вебер // Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – С. 44–59.

6. Вивекананда С. Практическая веданта. – М.: Ладомир, 1993. – 560 с.

7. Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704 с.

8. Горохов В.Ф. О некоторых подходах к проблеме типологии обществ // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – №4 (2). – С. 272–283.

9. Горохов В.Ф. Современная Россия в зеркале типологии обществ // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – №5 (2). – С. 237– 244

10. Горохов В.Ф. Проблема модернизации российского общества // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – №5 (2). – С. 244– 252.

11. Горохов В.Ф. Основы культурологии: Учебное пособие. – М., 2015. – 472 с.

12. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: Книга, 1991. – 574 с.

13. Костюченко В.С. Вивекананда. – М.: Мысль, 1977. – 190 с.

14. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. – М.: Астрель, 2006. – 1176 с.

15. Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М.: Прогресс, 1991. – 736 с.

16. Фейблман Дж. Типы культуры // Антология исследований культуры. Т. 1. – СПб.: Университетская книга, 1997. – С. 203–224.

17. Шпенглер О. Закат Европы: В 2-х т. Т. 2. – М.: Мысль, 1998. – 606 с.

Тем не менее, несмотря на многие неурядицы, отмеченные Н. Бердяевым и другими отечественными мыслителями, русская культура не стояла на месте, а упорно, настойчиво двигалась вперёд, развиваясь вглубь и вширь. В первой половине ХХ века Россия вошла в число ведущих промышленных держав мира, осуществила прорыв в космос, создала мощнейшие вооружённые силы, совершенную систему образования, физического воспитания и спорта, поразила мир многими научными достижениями. Русские стали самым читающим народом во всем мире. Русская культура славна своею литературой, театром, живописью, архитектурой, скульптурой, прикладным искусством, киноискусством и многим другим. Через всю сложнейшую историю существования русского народа красной нитью выделяются такие ее ценности, как патриотизм, доброта, человеколюбие, задушевность, вечный поиск возвышенного идеала, общинность. Русской культуре присуща святость, религиозность (церковность, соборность, обрядовость), стремление увидеть в ком-либо мессию, поверить ему и пойти за ним. Как ни в какой другой, в русской культуре совершенно особо ценится идея братства, доброты, коллективизма, взаимопомощи, жалости к больным, юродивым, пострадавшим, нищим и обездоленным. Актуальны для нашей культуры такие ценности, как скромность, простота, доверчивость, красота. Русская культура – это культура духа, труда, культура грусти, печали и радости, веры, надежды, любви. В каждом движении и слове слышится отзвук кузнечного молотка, серпа, топора, плеск весла, скрип колеса, стук конских копыт, шаги бурлаков и бродяг. В каждом движении русской пляски есть нечто затаённое, глубокое, но и буйное, взрывное. Веселье и труд, радость и горе одинаково понятны и близки русской душе.

И, всё-таки, снова вернёмся к вопросу о том, к какому же типу культуры относится русская культура? Учитывая ее огромное своеобразие, можно, на первый взгляд, утверждать, что в стратегическом смысле ни к какому. Иначе говоря, она есть самобытная форма культуры, но не особый тип, в силу тех причин, о которых говорилось выше. Действительно, русской культуре присущи интровертность, этноцентризм, приоритет собственных ценностей, мессианизм, склонность к грандиозным формам культурного самовыражения и самоутверждения, двоякость культурной жизни (элита сама по себе, а народ сам по себе, причём это было всегда!). Присутствуют в русской культуре и элементы иррационализма, непредсказуемости, трафаретности, маргинальности, иллюзорности, патернализма, дивергентности (почвенничества) и конвергентности (западничества), корпоративности, чинности, слабой значимости личности. Вместе с тем, в ней имеется немало схожего с народами славянского происхождения, а также с народами, исповедующими Православие. Именно по этой причине, с некоторыми оговорками, её можно отнести к славянско-православному типу культуры, в который вполне укладываются (тоже с некоторыми оговорками) болгары, белорусы, сербы, украинцы, черногорцы, а также частично некоторые другие народы (молдаване, румыны), не являющиеся славянами. Русская культура имеет немало общего с восточной и западной культурами. Но различий, все-таки, больше. В силу этого она не может быть отнесена ни к тому, ни к другому типу, поскольку восточные элементы в ней не совсем такие, как на самом Востоке, а западные элементы далеко не такие, как на самом Западе.

В качестве общего вывода по обсуждаемой теме можно констатировать следующее. Типологический анализ культур, безусловно, является важным инструментом научного исследования культурного многообразия человечества. Он позволяет выявить глубинные основы родства и различий между разными народами. Теоретические исследования такого рода могут дать полезный материал для практики культурного строительства. Это особенно важно в наше время, когда возникло сильное напряжение между различными цивилизациями. Полагаем, что данная тема ещё долго будет актуальной для культурологов, социологов, философов и историков.

Опрос: Назовите три основные черты характера, которые, на ваш взгляд, свойственны русскому человеку.

1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.: Наука, 1990. – 234 с.

2. Бердяев Н.А. Судьба России. – М.: Советский писатель, 1990. – 346 с.

3. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. – М.: Изд. МГУ, 1998. – 624 с.

4. Вебер М. Основные социологические понятия / М. Вебер // Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – С. 602–643.

5. Вебер М. Предварительные замечания / М. Вебер // Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – С. 44–59.

6. Вивекананда С. Практическая веданта. – М.: Ладомир, 1993. – 560 с.

7. Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704 с.

8. Горохов В.Ф. О некоторых подходах к проблеме типологии обществ // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – №4 (2). – С. 272–283.

9. Горохов В.Ф. Современная Россия в зеркале типологии обществ // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – №5 (2). – С. 237– 244

10. Горохов В.Ф. Проблема модернизации российского общества // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – №5 (2). – С. 244– 252.

11. Горохов В.Ф. Основы культурологии: Учебное пособие. – М., 2015. – 472 с.

12. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: Книга, 1991. – 574 с.

13. Костюченко В.С. Вивекананда. – М.: Мысль, 1977. – 190 с.

14. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. – М.: Астрель, 2006. – 1176 с.

15. Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М.: Прогресс, 1991. – 736 с.

16. Фейблман Дж. Типы культуры // Антология исследований культуры. Т. 1. – СПб.: Университетская книга, 1997. – С. 203–224.

17. Шпенглер О. Закат Европы: В 2-х т. Т. 2. – М.: Мысль, 1998. – 606 с.

Многие исследователи истории культуры России склоняются к тому мнению, что на формирование культуры России в большой степени повлияло христианство. Но несомненно то, что Россия – страна европейская, и западное начало сыграло большую роль в ее культурной жизни.

Основное противоречие российской социокультурной жизни, ее цивилизационного типа изначально было задано двумя факторами: с одной стороны, ее принадлежностью к европейско-христианской цивилизации, получившей в ХI–ХVI вв. наиболее яркое выражение на русской почве, а с другой – в социально-экономическом плане – представленностью в социальной системе традиционного, азиатского способа производства.

Это противоречие существенно модифицируется в условиях включения России в мировой рынок, приобретая явно выраженный динамический оттенок. Отражением этого противоречия и его модификации в общественном сознании послепетровской России стала оппозиция: православие – секуляризм, консерватизм – прогрессизм.

Читайте также: