Типология культуры данилевского кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Известный русский публицист, социолог и общественный деятель Николай Яковлевич Данилевский (1822—1885) в книге "Россия и Европа" (1869) разработал концепцию обособленных, локальных "культурно-исторических типов ", или цивилизаций, последовательно проходящих в своем развитии стадии рождения, расцвета, упадка и гибели. Культурно-исторические типы выступают "положительными деятелями в истории человечества". Однако этим история культуры не исчерпывается: ". есть еще временно появляющиеся феномены, смущающие современников, как гунны, монголы, турки, которые как турки, совершив свой разрушительный подвиг, помогли испустить дух борющимся со смертью цивилизациям и разнеся их остатки, скрываются в прежнее ничтожество"2. Их Данилевский называет "отрицательными деятелями человечества". Кроме того, существуют племена, которым несвойственна ни положительная, ни отрицательная исторические роли. Они составляют этнографический материал, входя в культурно-исторические типы, но сами "не достигают исторической индивидуальности". Н.Я. Данилевский выделяет 10 культурно-исторических типов (в хронологическом порядке), целиком или частично исчерпавших возможности своего развития: египетская культура; китайская культура; ассирийско-вавилоно-финикийская, халдейская, или древне-семическая культура; индийская культура; иранская культура; еврейская культура; греческая культура; римская культура; аравийская культура; германо-романская, или европейская культура. Особое место в концепции Н.Я. Данилевского занимают мексиканская и перуанская культуры, погибшие насильственной смертью и не успевшие завершить своего развития. Среди этих культур выделяются "уединенный " и "преемственный" типы. К первым относятся китайская и индийская культуры, а ко вторым — египетская, ассирийско-вавилоно-финикийская, греческая, римская, еврейская и европейская культуры. Плоды деятельности вторых передавались от одного культурного типа к другому как подпитка или "удобрение" той почвы, на которой впоследствии развивалась другая культура. Каждый самобытный культурно-исторический тип эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него — к цивилизации. Вся история, по мнению Н.Я. Данилевского, доказывает, что цивилизация не передается от одного культурно-исторического типа к другому. Из этого не следует, что они не оказывали взаимного влияния друг на друга, однако, такое воздействие не может рассматриваться как прямая передача. По Данилевскому, "народы каждого культурно-исторического типа не вообще трудятся; результаты их труда остаются собственностью всех других народов, достигших цивилизационного периода своего развития, и труда этого повторять незачем" Под периодом цивилизации Н.Я. Данилевский понимал "время, в течение которого народы, составляющие тип. проявляют преимущественно свою духовную деятельность во всех тех направлениях, для которых есть залоги в их духовной природе. " Данилевский выделяет следующее основание культурной типологии: направления культурной деятельности человека. Всю социокультурную человеческую деятельность он подразделяет на четыре, не сводимых один к другому, разряда: 1. Деятельность религиозная, объемлющая собою отношения человека к Богу, —"народное мировоззрение. как твердая вера, составляющая живую основу всей нравственной деятельности человека" 2. Деятельность культурная в узком смысле (собственно культурная) этого слова, объемлющая отношение человека к внешнему миру. Это, во-первых, теоретически-научная деятельность, во-вторых, эстетически-художественная, и в-третьих, технически-промышленная деятельность. 3. Деятельность политическая, включающая в себя как внутреннюю, так и внешнюю политику. 4. Деятельность общественно-экономическая, в процессе которой создаются определенные экономические отношения и системы.

В соответствии с разрядами культурной деятельности человека Н.Я. Данилевский различал следующие культурные типы:

Культуры первичные, или подготовительные, задачей которых была выработка тех условий, при которых вообще становится возможной жизнь в организованном обществе. Эти культуры не проявили себя достаточно полно или ярко ни в одном из разрядов социокультурной деятельности. К таким культурам относятся египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская культуры, заложившие основы последующего развития.

Культуры одноосновные исторически следовали за подготовительными и проявили себя достаточно ярко и полно в одном из разрядов социокультурной деятельности. К таким культурам относятся еврейская (создающая первую монотеистическую религию, ставшую основой христианства); греческая, воплотившаяся в собственно культурной деятельности (классическое искусство, философия); римская, реализовавшая себя в политико-правовой деятельности (классическая система права и государственная система).

Культура двуосновная —германо-романская, или европейская. Этот культурный тип Данилевский называл политико-культурным типом, поскольку именно эти два направления стали основой творческой деятельности европейских народов (создание парламентской и колониальных систем, развитие науки, техники, искусства). По его мнению, в экономической деятельности европейцы преуспели в гораздо меньшей степени, поскольку созданные ими экономические отношения не отражали идеала справедливости.

Культура четырехосновная—гипотетический, только еще возникающий культурный тип. Данилевский пишет о совершенно особом типе в истории человеческой культуры, который имеет возможность реализовать в своей жизнедеятельности четыре важнейшие ценности: истинную веру; политическую справедливость и свободу; собственно культуру (науку и искусство); совершенный, гармоничный общественно-экономический строй, который не удалось создать всем предшествующим культуры. Таким типом может стать славянский культурно-исторический тип, если он не поддастся соблазну перенимать готовые культурные формы от европейцев. Удел России, писал Данилевский, — "удел счастливый": "не покорять и угнетать, а освобождать и восстанавливать. "6.

В основе истории философии Данилевского лежит идея отрицания единства человечества, единого направления прогресса: "Общечеловеческой цивилизации не существует и не может существовать, потому что это была бы только невозможная и вовсе нежелательная неполнота. Общечеловеческого не только нет в действительности, но и желать быть им — значит довольствоваться общим местом, бесцветностью, отсутствием оригинальности, одним словом, довольствоваться невозможною неполнотою". Не сомневаясь в биологическом единстве человечества, Данилевский настаивает на самобытности, "самодостаточности" культур, создаваемых народами. Подлинными творцами истории выступают не сами народы, а созданные ими и достигшие зрелого состояния культуры, которые подобны "многолетним одноплодным растениям", живущим много лет, но цветущим и плодоносящим только раз в жизни.

Концепция культурно-исторических типов Данилевского

  • египетский
  • китайский
  • ассирийский
  • индийский
  • иранский
  • еврейский
  • греческий
  • римский
  • аравийский
  • германо-романский (европейский)
  • мексиканский (ацтеки)
  • перуанский (инки)

Все эти цивилизации имеют свое собственной историческое развитие, никак не связанное с развитием других культурно-исторических типов. Только в контексте отдельного культурно-исторического типа можно говорить о древней, средней и новой истории. Говорить о всемирной истории и делить ее на те же периоды, по мнению Данилевского, бессмысленно. Цивилизации могут как существовать параллельно, так и сменять друг друга.

Концепция культурно-исторических типов подчиняется пяти основным законам:

  1. Культурно-исторический тип характеризуется своим собственным языком, или же народы имеют схожие родственные языки.
  2. Народы формирующие культурно-исторический тип должны быть самостоятельными и независимыми, только в этом случае они смогут развиваться.
  3. Для культурно-исторического типа характерна самобытность, цивилизация не может перенимать все достижения другой цивилизации
  4. Народы, которые входят в состав культурно-исторических типов, должны иметь максимальную самостоятельность, только в этом случае можно расщипывать на максимально положительное развитие.
  5. Каждый тип переживает четыре периода: этнографический, государственный, цивилизационный, период упадка.

Готовые работы на аналогичную тему

Типология культурно-исторических типов

Согласно Данилевскому, каждый культурно-исторический тип должен выполнять свою миссию, развивать свою главную и основную идею для всего человечества. Каждая цивилизация продвигает свою идею, например, для греческой цивилизации основной идеей являлась идея красоты, для европейской - идея природы, для семитской – религия. Это не указывает на то что каждый культурно-исторический тип развивается однобоко. В несвоих областях цивилизации так же проявляли себя и вносили важный вклад. Так или иначе культурно-исторические типы развиваются в разных направлениях, но приоритетом для них остается их главная идея. Данилевский составил типологию культурно-исторических типов по направлению их деятельности, всего он определи четыре таких направления:

  1. религиозная деятельность (определяет отношения Бога и человека)
  2. культурная деятельность (определяет отношения человека и внешнего мира, этот вид деятельности подразделяется на три направления: научное, художественное и промышленное)
  3. политическая деятельность (определение отношения между людьми одного народа, а также отношения с другими народами)
  4. общественно-экономическая деятельность (определяет, как люди должны использовать недра своей территории).

На этой базе ученый выделил несколько видов культурно-исторических типов:

  • первичные
  • односоставные
  • двухосновные
  • четырехосновные

Первичные культурно-исторические типы так же называют подготовительными. В задачу этой цивилизации входило формирование условий жизни в организованном обществе. В этих цивилизациях все основные виды деятельности были перемешаны. Выявление одной главной идеи этого культурно-исторического типа представляло затруднение. Данилевский относил к данному культурно-историческому типу:

  • египетскую культуру
  • китайскую культуру
  • вавилонскую культуру
  • индийскую культуру
  • иранскую культуру

Одноосновные культурно-исторические типы появились после первичных. Эти цивилизации смогли расширить только один вид деятельности. В качестве примера таких культур можно привести еврейскую культуру, которая развивалась в религиозном направлении, греческую, которая смогла развить искусство, а также римскую цивилизацию, которая была ответственна за развитие политических концепций.

Двухосновные культурно-исторические типы представляют собой максимально развитые цивилизации. Это те цивилизации, которые сумели развить две идеи, в качестве примера Н.Я. Данилевский приводил германскую цивилизацию, которая развивала научную идею и экономическую.

Четырехосновные культурно-исторические типы на сегодняшний день еще не представлены в полном виде. Н.Я. Данилевский считал, что это будет особый тип, которому удастся развить все основные идеи человеческой деятельности: религию, политику, науки и искусство. Как считает исследователь, эта роль уготована славянской культуре. На сегодняшний день эта культура проходит фазу становления.

Свое мнение об особой миссии славянского народа Данилевский неоднократно обосновывал. По мнению исследователя, религия является основой древней жизни славянского народа, а также простого народа в настоящее время. О продвижении политической идея говорит тот факт, что русское государство было сформировано достаточно давно, еще в IX веке, затем русские народы занимались расширением своих территорий. По мнению Данилевского, общественно-экономически строй России дает начало идеальному социуму. Основой этого общества станет общинное землевладение.

Известный русский публицист, социолог и общественный деятель Николай Яковлевич Данилевский (1822—1885) в книге "Россия и Европа" (1869) разработал концепцию обособленных, локальных "культурно-исторических типов ", или цивилизаций, последовательно проходящих в своем развитии стадии рождения, расцвета, упадка и гибели. Культурно-исторические типы выступают "положительными деятелями в истории человечества". Однако этим история культуры не исчерпывается: ". есть еще временно появляющиеся феномены, смущающие современников, как гунны, монголы, турки, которые как турки, совершив свой разрушительный подвиг, помогли испустить дух борющимся со смертью цивилизациям и разнеся их остатки, скрываются в прежнее ничтожество"2. Их Данилевский называет "отрицательными деятелями человечества". Кроме того, существуют племена, которым несвойственна ни положительная, ни отрицательная исторические роли. Они составляют этнографический материал, входя в культурно-исторические типы, но сами "не достигают исторической индивидуальности".
Н.Я. Данилевский выделяет 10 культурно-исторических типов (в хронологическом порядке), целиком или частично исчерпавших возможности своего развития: египетская культура; китайская культура; ассирийско-вавилоно-финикийская, халдейская, или древне-семическая культура; индийская культура; иранская культура; еврейская культура; греческая культура; римская культура; аравийская культура; германо-романская, или европейская культура. Особое место в концепции Н.Я. Данилевского занимают мексиканская и перуанская культуры, погибшие насильственной смертью и не успевшие завершить своего развития.
Среди этих культур выделяются "уединенный " и "преемственный" типы. К первым относятся китайская и индийская культуры, а ко вторым — египетская, ассирийско-вавилоно-финикийская, греческая, римская, еврейская и европейская культуры. Плоды деятельности вторых передавались от одного культурного типа к другому как подпитка или "удобрение" той почвы, на которой впоследствии развивалась другая культура.
Каждый самобытный культурно-исторический тип эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него — к цивилизации. Вся история, по мнению Н.Я. Данилевского, доказывает, что цивилизация не передается от одного культурно-исторического типа к другому. Из этого не следует, что они не оказывали взаимного влияния друг на друга, однако, такое воздействие не может рассматриваться как прямая передача. По Данилевскому, "народы каждого культурно-исторического типа не вообще трудятся; результаты их труда остаются собственностью всех других народов, достигших цивилизационного периода своего развития, и труда этого повторять незачем"
Под периодом цивилизации Н.Я. Данилевский понимал "время, в течение которого народы, составляющие тип. проявляют преимущественно свою духовную деятельность во всех тех направлениях, для которых есть залоги в их духовной природе. "
Данилевский выделяет следующее основание культурной типологии: направления культурной деятельности человека. Всю социокультурную человеческую деятельность он подразделяет на четыре, не сводимых один к другому, разряда:
1. Деятельность религиозная, объемлющая собою отношения человека к Богу, —"народное мировоззрение. как твердая вера, составляющая живую основу всей нравственной деятельности человека"
2. Деятельность культурная в узком смысле (собственно культурная) этого слова, объемлющая отношение человека к внешнему миру. Это, во-первых, теоретически-научная деятельность, во-вторых, эстетически-художественная, и в-третьих, технически-промышленная деятельность.
3. Деятельность политическая, включающая в себя как внутреннюю, так и внешнюю политику.
4. Деятельность общественно-экономическая, в процессе которой создаются определенные экономические отношения и системы.

В соответствии с разрядами культурной деятельности человека Н.Я. Данилевский различал следующие культурные типы:

1. Культуры первичные, или подготовительные, задачей которых была выработка тех условий, при которых вообще становится возможной жизнь в организованном обществе. Эти культуры не проявили себя достаточно полно или ярко ни в одном из разрядов социокультурной деятельности. К таким культурам относятся египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская культуры, заложившие основы последующего развития.

2. Культуры одноосновные исторически следовали за подготовительными и проявили себя достаточно ярко и полно в одном из разрядов социокультурной деятельности. К таким культурам относятся еврейская (создающая первую монотеистическую религию, ставшую основой христианства); греческая, воплотившаяся в собственно культурной деятельности (классическое искусство, философия); римская, реализовавшая себя в политико-правовой деятельности (классическая система права и государственная система).

3. Культура двуосновная —германо-романская, или европейская. Этот культурный тип Данилевский называл политико-культурным типом, поскольку именно эти два направления стали основой творческой деятельности европейских народов (создание парламентской и колониальных систем, развитие науки, техники, искусства). По его мнению, в экономической деятельности европейцы преуспели в гораздо меньшей степени, поскольку созданные ими экономические отношения не отражали идеала справедливости.

4. Культура четырехосновная—гипотетический, только еще возникающий культурный тип. Данилевский пишет о совершенно особом типе в истории человеческой культуры, который имеет возможность реализовать в своей жизнедеятельности четыре важнейшие ценности: истинную веру; политическую справедливость и свободу; собственно культуру (науку и искусство); совершенный, гармоничный общественно-экономический строй, который не удалось создать всем предшествующим культуры. Таким типом может стать славянский культурно-исторический тип, если он не поддастся соблазну перенимать готовые культурные формы от европейцев. Удел России, писал Данилевский, — "удел счастливый": "не покорять и угнетать, а освобождать и восстанавливать. "6.

В основе истории философии Данилевского лежит идея отрицания единства человечества, единого направления прогресса: "Общечеловеческой цивилизации не существует и не может существовать, потому что это была бы только невозможная и вовсе нежелательная неполнота. Общечеловеческого не только нет в действительности, но и желать быть им — значит довольствоваться общим местом, бесцветностью, отсутствием оригинальности, одним словом, довольствоваться невозможною неполнотою".
Не сомневаясь в биологическом единстве человечества, Данилевский настаивает на самобытности, "самодостаточности" культур, создаваемых народами. Подлинными творцами истории выступают не сами народы, а созданные ими и достигшие зрелого состояния культуры, которые подобны "многолетним одноплодным растениям", живущим много лет, но цветущим и плодоносящим только раз в жизни.

Культурно-исторические типы Данилевского: суть теории

Теория Данилевского — это научная теория о локальных, обособленных культурно-исторических типах или цивилизациях, сформулированная русским социологом и геополитиком Николаем Яковлевичем Данилевским в 1869 году.

Суть теории сводится к тому, что каждая цивилизация проходит такой же путь развития, как и все живые существа: зарождение, возмужание, дряхление и неизбежная гибель. При этом ход истории, по мнению ученого, выражается в постоянной смене цивилизаций или культурно-исторических типов.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Понятие культурно-исторического типа

Культурно-исторический тип по Данилевскому — это система взглядов, обусловленная психологическими и культурными факторами, характерными для одного народа или совокупности нескольких близких по духу народов.

Для формирования и дальнейшего развития любого из типов необходимо соблюдение двух условий:

  1. Политической независимости народа или совокупности близких народностей.
  2. Языкового родства между народами, составляющими единое целое в плане национальной культуры.

Разделяя таким образом человечество на цивилизации, ученый отрицал общепринятые варианты классификации по частям света или крупным историческим периодам. А в понятие культурно-исторического типа вкладывал дополнительный смысл: представлял его как высшее выражение социального единства.

Какие типы выделял Данилевский

В первой версии ученым были определены следующие типы:

  • китайский;
  • египетский;
  • ассиро-вавилоно-финикийский или древнесемитический;
  • иранский;
  • индийский;
  • греческий;
  • еврейский;
  • римский;
  • европейский или романо-германский;
  • ново-семитический или аравийский.

Общие принципы развития цивилизаций

Основная идея Данилевского гласит, что каждая цивилизация проходит через 4 основных стадии развития:

  1. Подготовительную, длящуюся 1000 лет.
  2. Этнографическую, представляющую собой становление государственности, длящуюся 400 лет.
  3. Расцвет, продолжительность которого варьируется от 50 до 100 лет.
  4. Быстротечный упадок и разложение.

При этом все цивилизации развиваются обособленно, не обмениваясь друг с другом культурным и духовным кодом, проявляют себя в четырех главных сферах деятельности:

  1. Религии.
  2. Культуре
  3. Политике.
  4. Экономике.

От того, насколько гармонично происходит развитие в этих четырех сферах, зависит успешность и степень совершенства культурно-исторического типа.

Читайте также: