Типология этнических конфликтов кратко

Обновлено: 02.07.2024

Существует несколько типов классификаций этнических конфликтов. В отечественной литературе они подробно проанализированы В.А. Тишковым (см.: Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. – М., 1997). По форме проявления принято различать латентные (скрытые) и актуализированные (открытые) конфликты. Латентные конфликты могут существовать десятилетиями и более и перерастать в открытые лишь в определенных общественных условиях. Как правило, латентные конфликты непосредственно не создают угрозы для жизнедеятельности людей, и именно в этой форме конфликты лучше всего пытаться урегулировать. Однаконедооценка латентных конфликтов, зачастую рассматриваемых как рядовое хулиганство, может иметь серьезные последствия. Грань между латентной и актуализированной формой конфликта может быть хрупкой. Возможной триггерной точкой (спусковым крючком) перерастания одной формы в другую часто является хулиганское действие (избиение, ограбление, поджег и пр.).

Межэтнические конфликты можно также классифицировать по характеру действий конфликтующих сторон (насильственные или ненасильственные). В свою очередь, насильственные конфликты проявляются в форме: региональных войн, т.е. вооруженных столкновений с участием регулярных войск и использованием тяжелых вооружений; кратковременных вооруженных столкновений, продолжающихся несколько дней и сопровождающихся жертвами. Такие столкновения еще принято называть конфликтами-бунтами, конфликтами-погромами.

Насильственные конфликты проявляются в виде региональ­ных войн или кратковременных открытых столкновений с участием регулярных войск, а также боевых действий ополченцев. Такие конфликты сопровождаются погромами, поджогами, взрывами, захватами заложников, потоками беженцев и вынужденных переселенцев.

Другие конфликты по форме их проявления можно отнести к невооруженным. Среди них выделяются институциональные формы конфликта, когда в противоречие приходят нормы конституций, законодательства, реализующие интересы конфликтующих сторон. Другой формой невооруженных конфликтов являются митинги, демонстрации, голодовки, акции гражданского неповиновения.

Формы ненасильственных конфликтов имеют своим последствием психологическое напряжение, фрустрацию в этнических группах, миграциями в поисках лучшей жизни. Насильственные конфликты сопровождаются жертвами, потоками беженцев, принудительными депортациями, вынужденными переселениями с целью сохранения жизни и здоровья.

Другой тип классификации конфликтов – по основным целям, выдвигаемым конфликтующими сторонами. В этом случае выделяются статусные этнические конфликты, возникающие в результате стремления этнической общности повысить свое положение (статус) в федеральной системе. По своей сути конфликты этого типа сводятся к борьбе этнических групп за конфедеративную форму устройства государства. К этому же типу конфликтов можно отнести и этнические движения за создание своих национальных образований. В первом случае примером такого рода этнического конфликта было стремление Татарстана подняться до уровня союзных республик, а во втором – движение ингушей за создание собственного национально-государственного образования, своей республики.

Все приведенные типологии имеют достаточно условный характер, поскольку, как правило, любой этнический конфликт (точнее социальный конфликт с этнической составляющей) одновременно объединяет не одну причину, цель и форму.

Формы и способы регулирования этнических конфликтов

Ученый сравнил этнический конфликт с пожаром и поэтому назвал в качестве первой задачи предотвращение конфликта. Пока есть возможности не допустить столкновений на этнической почве, следует их использовать в полной мере.

Вторым необходимым действием заинтересованных в разрешении конфликтов сторон он назвал организацию дискуссий.Сама возможность конструктивного обсуждения проблем уже способствует снижению напряженности. Но для полноценной дискуссии необходимо, чтобы были представлены все имеющие­ся точки зрения, включая самые радикальные, и чтобы обсужде­ние велось в рамках определенных правил, принятых сторонами. Важнейшими из них служат требования не обвинять оппонентов и избегать личных нападок.

Третий способ действий состоит в том, чтобы способствовать высказыванию обид в контролируемой обстановке,что предполагает при обсуждении конструктивных планов на будущее анализировать и прошлые обиды. Следующим необходимым шагомназвано содействие процессу совместного решения проблем.Оно предусматривает согласование интересов, выход за рамки жестких позиций и обращение к мотивировкам, лежащим в основе позиций сторон. Затем важным действием является определение общейцели;чтобы процесс переговоров был продуктивным, общая цель не должна замыкаться только на проблемах самого конфликта. Далее существенное значение имеет содействие взаимному проявлению доброй воли.

По мнению Р. Дарендорфа, для регулирования конфликта важны три обстоятельства:

- Наличие целостных предпосылок. Каждая сторона конфликта должна признать наличие конфликта. Разрешение конфликта невозможна, если одна сторона не признает существование своего оппонента.

- Степень организованности сторон. Чем более они организованы, тем легче добиться консенсуса.

Удачный пример социальной рекламы, ориентированной на укоренение в обществе культуры толерантности, приведен в статье профессора Елены Бурлиной, размещенной на сайте Московского бюро по правам человека. Речь идет о немецком плакате, формирующем повседневную толерантность, созданном в конце 1960-х гг. во Франкфурте – на - Майне. Плакат публикуется в современных школьных учебниках, наличествует в музейных витринах и на уличных рекламных тумбах. К его созданию приложили силы философы, культурологи и активисты молодежных движений того времени. Глубокий смысл изложен всего в семи строчках, написанных как бы от руки:

«Твой Иисус — еврей,

Твой автомобиль — японский,

Твой кофе — бразильский,

Твои цифры — арабские,

Твои буквы — латинские,

Твоя демократия — греческая,

Как отмечает профессор Бурлина, концепция плаката состоит в том, чтобы показать, что человек всегда пользуется повседневными трудами других народов. И если даже твой символ веры был рожден другим народом, то можно ли при этом свысока или косо смотреть на иностранцев и представителей других культур? (Тишков В.А., Шабаев Ю.П.Этнополитология: политические функции этничности. М.: Издательство Московского университета, 2013)

Наша современная жизнь пронизана взаимозаимствованиями абсолютно во всех ее сферах. Мы используем культурные и материально-технические достижения других народов и наций. Глупо изобретать собственную пиццу или пасту, если ее давно и хорошо делают итальянцы; а японские автомобили завоевали всеобщее признание… И таких примеров в нашей повседневной жизни становится все больше и больше!

Раздел 9

Классификации народов мира

Этнологическое изучение народов мира требует их научной классификации. Количество известных ученым-этнологам этнических групп составляет, по разным данным, около 4 – 5 тысяч. Для их систематизации и изучения учеными используются несколько видов классификаций, позволяющих объединить народы по широкому кругу признаков. Наиболее важными их них являются: географическая, хозяйственно-культурная, антропологическая, лингвистическая, конфессиональная. Остановимся подробнее на каждой из них.

Этнический конфликт представляет собой одну из разновидностей социального конфликта наряду с религиозным, расовым, межго­сударственным. Вообще под этническим конфликтом понимают динамично меняющуюся ситуацию, порожденную неприятием ра­нее сложившегося статус-кво существенной частью представите­лей одной (нескольких) из местных этнических групп и проявляющуюся в виде хотя бы одного из следующих действий членов данной группы:

2)создания политической организации (национального или куль­турного движения, партии), декларирующей необходимость изме­нения создавшегося положения в интересах указанной этнической группы и тем самым провоцирующей ответное противодействие ор­ганов государственной власти и/или политическую мобилизацию другой местной этнической группы в защиту существующего поло­жения, вполне ее удовлетворяющего;

3)спонтанных (не подготовленные легально действующими ор­ганизациями) акций протеста против ущемления своих интересов со стороны представителей другой местной этнической группы и/или против органов государственной власти в виде массовых ми­тингов, шествий, погромов.

Таким образом, об этническом конфликте как реальном феноме­не политического процесса можно говорить тогда, когда организа­ционно оформляется и приобретает влияние национальное движе­ние или партия, ставящая своей целью обеспечение национальных интересов определенного народа и для достижения этой цели стре­мящаяся изменить существовавшее и прежде бывшее терпимым ли­бо привычным положение в культурно-языковой, социально-эконо­мической или политической сферах жизни. Этнический конфликт - всегда явление политическое, ибо даже если инициаторы перемен стремятся к изменениям ситуации только в культурно-языковой или социально-экономической области, они могут достичь своих целей лишь путем обретения определенных властных полномочий.

Существует несколько типов классификаций этнических кон­фликтов. Так, по форме проявления принято различать латентные (скрытые) конфликты и актуализированные (открытые). Латент­ные конфликты могут длиться десятилетиями и более и лишь в определенных общественных условиях перерастать в открытые. Как правило, латентные конфликты не создают непосредственной угро­зы для жизнедеятельности людей и именно в этой форме конфликты лучше всего разрешать.

По характеру действий конфликтующих сторон межэтнические кон­фликты можно классифицировать как насильственные или нена­сильственные. Все формы ненасильственных конфликтов имеют своим последствием психологические напряжения, фрустрации (чувства безысходности) в этнических группах, переселения (турки-месхетинцы в Таджикистане), а насильственные конфликты сопро­вождаются жертвами, потоками беженцев, принудительными депор­тациями, вынужденными переселениями (армяно-азербайджанский конфликт). К насильственному типу в полной мере можно отнести конфликт между сербами и албанцами в Косово, а второй тип имеет место в Кабардино-Балкарской автономной республике, где кон­фликт между кабардинцами и балкарцами не перерос в насильст­венные действия. Насильственные конфликты проявля­ются в форме региональных войн (вооруженных столкновений) с участием регулярных войск и использованием тяжелых вооружений, а также кратковременных вооруженных столкновений, продолжаю­щихся несколько дней и сопровождающихся жертвами. Такие столк­новения еще принято называть конфликтами-бунтами, конфликта­ми-погромами.

По основным целям, выдвигаемым конфликтующими сторонами, выделяются статусные этнические конфликты, возни­кающие в результате стремления этнической общности повысить свое положение (статус) в федеральной системе. По своей сути кон­фликт этого типа сводится к борьбе этнических групп за конфеде­ративную форму устройства государства (примером такого рода эт­нического конфликта было стремление Татарстана подняться до уровня союзной республики). К этому же типу конфликтов можно отнести этнические движения за создание своих нацио­нальных образований (движение ингушей за создание собственного национально-государственного образования, т.е. своей республики).

Такие конфликты можно привести к компромиссу за счет изменения системы государственного устройства путем передачи части власт­ных полномочий от центрального правительства к органам управ­ления экстерриториальными автономиями при сохранении исход­ного полиэтнического общества в трансформированном виде.

Этнотерриториальный этнический конфликт предполагает притязания и споры одной этнической группы за право проживать на той или иной территории, владеть или управ­лять ею. При этом оспаривается право другого этноса проживать на спорной территории. Как правило, современные этнотерриториальные конфликты являются следствием этнических репрессий и возникают в ходе реабилитационного процесса. Некоторые кон­фликты этнотерриториального типа возникают в ходе восстановле­ния территориальной автономии (немцы Поволжья, крымские та­тары) или правовой, социальной, культурной реабилитации этноса (греки, корейцы и др.).

К этой же группе относятся социально-экономические конфликты, возникающие на основе требования выравнивания уровня жизни у представителей разных этносов, представительства в элите либо прекращения льгот, субсидий и экономической помощи другим народам. Эти конфликты возможно привести к компромисс­ному варианту за счет перераспределения власти и экономических ресурсов при сохранении исходной структуры общества.

Культурно-языковые конфликты возникают на осно­ве требований разрешить и оказать содействие усилиям по сохра­нению или возрождению языка и культуры этнического меньшин­ства в частной или общественной жизни. Здесь также возможен ком­промисс за счет изменения культурно-языковой политики при со­хранении исходного общества либо признания территориальной автономии этнических меньшинств.

В настоящее время самой актуальной и распространенной явля­ется классификация на основе содержания конфликтов целевых уст­ремлений конфликтующих сторон. В рамках данной типологизации оказываются конфликты с самым широким диапазоном целей - от этнополитических до этнотерриториальных.

Анализ этнических конфликтов разного типа и форм их про­явления в границах постсоветского пространства послужил основанием отечественным ученым Э.А. Паину и А.А. Попову предло­жить еще одну типологию межэтнических конфликтов, согласно которой этнические конфликты разделяются на три категории: 1) конфликты стереотипов; 2) конфликты идей; 3) конфликты дей­ствий.

Данная типология, как и все другие, достаточно условна, посколь­ку любой этнический конфликт соединяет в себе несколько причин, целей и форм. Поэтому для точной оценки конфликта следует уста­навливать не только его основные причины, но и определять со­ставляющие его факторов.

Нужно упомянуть и классификацию этнических конфликтов по особенностям противостоящих сторон. При этом выделяют конфлик­ты между этнической группой и государством (Абхазия и Нагорный Карабах до создания самопровозглашенных государств) и конфлик­ты между этническими группами (погромы турок-месхетинцев в Фер­гане, конфликт между киргизами и узбеками в Ошской области).

Интересную классификацию предложил известный американ­ский этнолог Д. Горовитц. Она основана на оценке соотношения относительных уровней экономического развития и социальной модернизированности сепаратистских регионов и этнических групп в сравнении со средним для государства в целом и для доминирую­щего большинства его населения в частности. Возможны четыре варианта конфликтов:

1) сепаратизм отсталой этнической группы в отсталом регионе страны;

2)сепаратизм отсталой этнической груп­пы в развитом регионе страны;

3)сепаратизм развитой этнической группы в отсталом регионе;

4)сепаратизм развитой этнической груп­пы в развитом регионе страны.

Формы и способы урегулирования этнических конфликтов

Этнические конфликты, возникшие на постсоветском геополити­ческом пространстве, не представляют собой каких-то уникальных явлений. Все они имеют аналоги в истории и современном мире, что позволяет прогнозировать их развитие и использовать наиболее эффективные способы их разрешения.

Урегулирование этнических конфликтов имеет целью нахождение ново­го, компромиссного и приемлемого для всех основных политических сил ба­ланса властных полномочий в том полиэтничном обществе, где он возник и развивался. Урегулирование должно привести к полному вытесне­нию этнической проблематики из политической жизни полиэтничного общества, поскольку для ее сохранения уже не остается осно­ваний.

Полное урегулирование возможно только в случае конфликта по культурно-языковому поводу при условии, что требования мень­шинства в этом отношении не встречают резкого неприятия у эт­нического большинства. Конфликты социально-экономического ха­рактера связаны со значительными вероятными материальными за­тратами, что делает урегулирование практически недостижимым.

В развитии этнических конфликтов происходит много сходных, однотипных процессов, но в каждом из конфликтов участвуют люди со своими представлениями, убеждениями, страстями, стереотипа­ми поведения. Атмосфера острого напряжения приводит к тому, что поведение людей в конфликтных ситуациях зачастую не под­дается логическому анализу, не основывается на здравом смысле. Поэтому вероятность найти решение конфликтной проблемы, ко­торое удовлетворило бы конфликтующих в полной мере, очень мала.

В лучшем случае стороны принимают компромиссное решение, которое не разрешает конфликт по существу, окончательно, а пере­водит его в латентное состояние. При этом нет гарантий, что сле­дующие поколения конфликтующих этнических общностей будут удовлетворены подобным решением и не возобновят открытый кон­фликт. В данном случае речь идет не об урегулировании, а о ней­трализации конфликта. Надежный перевод этнического конфликта в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями достигается при гарантированной невоз­можности насильственных действий любой из сторон, а также при обоснованной уверенности в том, что этносепаратисты не смогут набрать решающего большинства в свою поддержку на выборах в органы государственной власти.

Такой вариант решения проблемы достаточно реален. При этом спецслужбы осуществляют действия по дискредитации и дезоргани­зации деятельности наиболее радикальных лидеров и организаций и одновременно поощряют и содействуют акциям и пропаганде более умеренных деятелей, выступающих от имени той же этничес­кой группы и не склонных к насилию.

Особо сложным является регулирование и разрешение этнотерриториальных конфли-ктов.

Обычно этот вариант разрешения проблемы протекает по одно­му из двух возможных сценариев. Территория изменяется за счет проведения новых государственных границ, разделяющих конфлик­тующие стороны, но иногда изменяется этнический состав населе­ния за счет депортации враждебных групп. В реальности чаще всего оба сценария сочетаются (Босния и Герцеговина, Нагорный Кара­бах, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье и т.д.).

Очень редки случаи саморассасывания конфликта, т.е. его угаса­ния без каких-либо существенных изменений причин и факторов, его породивших. Одним из немногих подобных примеров является отказ лужицких сербов в Германии начала XIX в. от активного на­ционального движения в пользу культурного.

Все способы урегулирования этнических конфликтов можно объединить в три группы.

1) Первая из них предполагает полную победу одной сто­роны над другой, т.е. решение конфликтной ситуации с позиции силы. Именно на такой результат этнического конфликта чаще всего ориентируются конфликтующие стороны на ранних этапах кон­фликта. Однако, как показывает история этнических конфликтов XX в., в большинстве из них невозможно добиться силовой победы одной стороны над другой; конфликты могут консервироваться на многие десятилетия, переходя из открытого состояния в латентное. У побежденной стороны, как правило, остается чувство националь­ной обиды, горечь поражения, которые передаются из поколения в поколение, и через значительный промежуток времени такой кон­фликт может обостриться с новой силой.

2)Вторая группа способов разрешения актуализированного эт­нического конфликта - взаимное поражение конфликтующих сто­рон. Чаще всего к такому результату приходят, когда обе стороны истощили свои силы в борьбе, но ни одна из сторон не смогла одер­жать заметной победы над другой. В этом случае для урегулирова­ния конфликта стороны вынуждены обращаться к посредникам, ис­кать компромиссное решение проблемы, которое обычно не удов­летворяет обе стороны. Если этим способом все-таки удается уре­гулировать конфликт, то он практически переходит в латентное состояние, при котором стороны продолжают рассматривать друг друга как противников. Данный способ разрешения конфликта также характеризуется высокой вероятностью последующей акту­ализации.

3)Третья группа способов разрешения конфликта может прине­сти взаимный выигрыш сторонам в виде достижения позитивного согласия по основным вопросам и установления конструктивного взаимодействия. Такой исход конфликта становится возможным при наличии у обеих сторон политической воли к позитивному раз­решению конфликта. Независимые посредники могут показать кон­фликтующим сторонам возможность их дальнейшего сотрудничест­ва для разрешения стоящих перед ними общих проблем. Такая форма урегулирования конфликта вполне реальна, поскольку при­дает конфликту не разрушительное, а созидательное содержание. Конфликт перейдет в латентное состояние на продолжительное время.

Стадии развития этнических конфликтов.

Как и любой другой социальный процесс, этнический конфликт имеет свои этапы (фазы) созревания, на каждом из которых следует использовать оп­ределенные приемы и способы его урегулирования. Согласно дан­ным современной этнической конфликтологии, каждый межэтни­ческий конфликт имеет по крайней мере четыре этапа (фазы) в своем развитии: латентный период, проявление конфликта, актив­ное течение конфликта, последствия конфликта.

В латентный период для предотвращения конфликта сле­дует, прежде всего:

• добиться практической реализации принципа гражданского равноправия;

• в новых национально-государственных образованиях начать свою деятельность с нулевого варианта гражданства, т.е. все люди, живущие на территории государства, должны иметь возможность получения гражданства;

• проводить политику социально-экономического выравнивания условий жизни всех этнических групп, а особенно тех групп, кото­рые ранее подверглись дискриминации;

• реализовывать принципы федерализма равным образом для всех этнических групп.

• создавать этнически нейтральные подразделения полиции и армии с определением их четких функций и полномочий в кон­фликтных действиях;

• организовать подачу и изложение точной и непредвзятой ин­формации о конфликте во всех средствах массовой информации;

• осуществлять особый контроль за сохранностью и движением оружия;

• максимально строго преследовать по закону организаторов уличных беспорядков с неукоснительным и точным исполнением приговоров.

В период активного течения конфликта главной за­дачей правительства является максимально быстрое прекращение военных действий, для чего нужно принять следующие меры:

• удаление из зоны конфликта, арест или временное задержание сторонников экстремистских методов решения конфликта;

• предотвращение раскола по этническому признаку в государ­ственных и силовых структурах, обеспечивающих общественный по­рядок;

• введение особого контроля за средствами связи и объектив­ностью средств массовой информации;

• создание механизма прекращения боевых действий и начала переговорного процесса;

• проведение комплекса мер по обеспечению минимизации че­ловеческих жертв и материального ущерба (отвод вооруженных формирований, создание нейтральных зон, организация безопас­ных населенных пунктов и городов);

• предотвращение мародерства и военных преступлений.

Наконец, четвертая фаза развития конфликта (последствия конфликта) предусматривает устранение последствий конфликт­ных действий и примирение конфликтующих сторон. В соответст­вии с этими задачами властным органам необходимо:

• дать общую оценку последствий конфликта и объявить про­грамму (план) воссоздания единства гражданского общества на ус­ловиях национального примирения;

• придать восстановительному процессу этнически нейтральный характер (освобождение заложников, возврат беженцев, ответствен­ность за присвоение чужой собственности, организация медицин­ского обслуживания);

• не допускать героизации террористов и экстремистов во избе­жание превращения их в политических лидеров;

• начать общественный диалог всех этнических групп для рефор­мирования общества;

Перечисленные способы и методы регулирования этнических конфликтов на каждом из периодов их развития могут быть допол­нены методами ослабления и торможения конфликта. К ним отно­сятся следующие:

• метод деконсолидации конфликтующих сторон, который озна­чает отделение с помощью специальных мер наиболее радикальных элементов или групп от других, склонных к компромиссам и пере­говорам;

• использование разного рода санкций (от символических до военных) по отношению к конфликтующим сторонам, например прекращение поставок вооружения и боеприпасов, горюче-смазоч­ных материалов воюющим сторонам; прекращение с ними торговых и экономических отношений. Военные санкции (вооруженное вме­шательство) считаются допустимыми в этническом конфликте, если в ходе его имеют место массовые нарушения прав человека;

• прерывание конфликта на короткое время путем объявления прекращения боевых действий или моратория на них. В результате этого быстро меняется общий эмоциональный фон конфликта, снижается накал, идут на спад психозы, ослабевает общая консолидированность групп в конфликте.

Особенности межэтнических конфликтных ситуаций определяются их типом. Так, этносоциологи, оценивая межэтнические конфликты в СССР и СНГ, предложили их следующую типологию [2].

Первый тип — статусные институциональные конфликты в союзных республиках, переросшие в борьбу за независимость.

Как уже отмечалось, суть таких конфликтов могла быть не этнонациональной, но этнический параметр в них присутствовал непременно, как и мобилизация по этническому принципу. Так, с самого начала национальных движений в Эстонии, Литве, Латвии, Молдавии, Армении, на Украине, в Грузии, выдвигались требования реализации этнонациональных интересов. В процессе развития этих движений от этнонациональных требований переходили к требованиям государственной независимости, но мобилизация по этническому принципу оставалась.

Основная форма конфликтов этого типа была институциональной. Так, острый конституционный конфликт возник, когда Эстония, а за ней и ряд других союзных республик приняли поправки к своим конституциям, внеся в них приоритетное право на использование местных ресурсов и верховенство республиканских законов. Президиум Верховного Совета СССР отменил эти поправки. Однако решения законодательных, органов Эстонии, Литвы, Латвии поддерживало большинство титульных национальностей. Следовательно, есть все основания относить эти институциональные (конституционные) конфликты к этнонациональным, которые переросли в движение за независимость республик. По такому же сценарию развивались события в Грузии, Молдавии и ряде других союзных республик.

Второй тип — статусные конфликты в союзных и автономных республиках, автономных областях, возникшие в результате борьбы за повышение статуса республики или его получение. Это характерно для союзных республик, желавших конфедеративного уровня отношений. Например, об этом заявляло руководство Казахстана, а также ряда бывших автономий, которые стремились подняться до уровня союзных республик, в частности Татарстана.

Впоследствии, после создания независимой России, радикальная часть национального движения поставила вопрос об ассоциированном членстве Татарстана в Российской Федерации. Конфликт завершился подписанием Договора между государственными органами Российской Федерации и государственными органами Татарстана, который содержит элементы как федеративных, так и конфедеративных отношений. Заметим, что конфликт имел не только институциональный характер, поскольку с конца 80-х годов и вплоть до 1993 г. акции правительства Татарстана сопровождались достаточно высокой этнонациональной мобилизацией татар в республике.

За конфедеративный тип отношений боролась элита Башкортостана, Тувы, но там не было массовых национальных движений. Такого же типа временные конфликты имели место в автономных областях, претендовавших на статус республик, и четыре из пяти автономных областей в составе Российской Федерации получили его. За повышение статуса республики до уровня конфедеративных отношений борются абхазы в Грузии. К этому типу конфликтов можно отнести и движения за создание своих национальных образований, например ингушей в Чечено- Ингушетии, ногайцев и лезгин в Дагестане, балкарцев в Кабардино-Балкарии. Автономистские требования' выдвигались также среди таджиков Узбекистана, узбеков Кыргызстана, кыргызов Горного Бадахшана в Узбекистане.

В развитии этнического конфликта центральное значение имеют следующие социально-перцептивные механизмы: 1.

Актуализация межэтнических различий. При этом увеличиваются межгрупповые и уменьшаются внутригрупповые различия. Снижается дифференциация отдельных представителей других этнических групп и усиливаются тенденции деперсонализации членов собственной группы. 3.

Объяснение недостатков и неудач собственной группы внешними факторами и обстоятельствами, а не внутренними причинами (личностные характеристики, мотивы и цели). Победа своей группы над другой при этом чаще интерпретируется как результат собственной силы, а не слабости противника.

Проецирование собственных, но неосознаваемых и потому неприемлемых для своего народа негативных чувств, качеств и особенностей на представителей других этнических групп.

В межэтнических конфликтах особое место занимают так называемые этнокультурные конфликты. Этнокультурный конфликт — это конфликт старых и новых культурных норм и ориентаций; старых, присущих этнофору как представителю того этноса, который он покинул, и новых, свойственных тому этносу, в который он прибыл. Иначе говоря, этнокультурный конфликт— это конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания [20].

Существует пять способов разрешения такого рода конфликтов.

Он реализуется в ситуациях, когда человек прибывает в другое общество, но старается или оказывается вынужден (из-за незнания языка, природной робости, иного вероисповедания или по каким-нибудь другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чужой культурой. В этом случае он старается создать собственную культурную среду — окружение соплеменников, отгораживаясь этим окружением от влияния ино- культурной среды. Практически в любом крупном западном городе существуют более или менее изолированные и замкнутые районы, населенные представителями других культур. Это китайские кварталы или целые чайна- тауны, это кварталы или районы, где поселяются выходцы из мусульманских стран, индийские кварталы и т. д. Например, в берлинском районе Кройцберг в процессе многих десятилетий миграции турецких рабочих и ин- теллектуалов-беженцев возникла не просто турецкая диаспора, но своего рода гетто. Здесь большинство жителей — турки и даже улицы имеют турецкий облик, который придают им реклама и объявления почти исключительно на турецком языке, турецкие закусочные и рестораны, турецкие банки и бюро путешествий, представительства турецких партий и турецкие политические лозунги на стенах. В Кройцберге можно прожить всю жизнь, не сказав ни слова по-немецки.

Разумеется, для детей таких эмигрантов, включенных в инокультурную среду с раннего детства, ассимиляция не составляет проблемы.

Третий способ разрешения культурного конфликта — промежуточный, состоящий в культурном обмене и взаимодействии. Для того чтобы обмен осуществлялся адекватно, т. е. принося пользу и обогащая обе стороны, нужны благожелательность и открытость с обеих сторон, что на практике встречается, к сожалению, чрезвычайно редко, особенно если стороны изначально не равны: одна—автохтоны, другая — беженцы или эмигранты. Тем не менее примеры такого удавшегося культурного взаимодействия в истории есть: это гугеноты, бежавшие в Германию от ужасов Варфоломеевской ночи, осевшие там и многое сделавшие для сближения французской и немецкой культур; это немецкие философы и ученые, покинувшие Германию после прихода к власти нацистов и сумевшие внести весомый вклад в развитие науки и философии в англоязычных странах, существенно изменившие там интеллектуальный климат и повлиявшие на развитие общественной жизни вообще. Вообще же результаты такого взаимодействия не всегда очевидны в самый момент его осуществления. Они становятся видимыми и весомыми лишь по прошествии значительного времени.

Четвертый способ — частичная ассимиляция, когда индивид жертвует своей культурой в пользу инокулътур- ной среды в какой-то одной из сфер жизни: например, на работе он руководствуется нормами и требованиями инокультурной среды, а в семье, на досуге, в религиозной сфере — нормами своей традиционной культуры. Такая практика преодоления культурного шока, пожалуй, наиболее распространена. Эмигранты обычно ассимилируются частично, разделяя свою жизнь как бы на две неравные половины. Как правило, ассимиляция оказывается частичной либо когда невозможна полная гет- тоизация, полная изоляция от окружающей культурной среды, либо когда по разным причинам невозможна полная ассимиляция. Но частичная ассимиляция может быть также вполне намеренным позитивным результатом удавшегося обмена и взаимодействия.

И, наконец, пятый способ преодоления конфликта культур — колонизация. Определить механизм колонизации в самом общем виде очень просто. О колонизации можно вести речь тогда, когда представители чужой культуры, прибыв в страну, активно навязывают населению свои собственные ценности, нормы и модели поведения.

При этом имеется в виду не колонизация в политическом смысле, которая является лишь одной из многочисленных форм культурной колонизации, причем не самой действенной формой. Известно, что превращение какого-то государства или территории в колонию часто сопровождалось не столько культурной колонизацией, сколько геттоизацией пришельцев, которые жили, почти не соприкасаясь с автохтонной культурой, а потому практически не воздействуя на нее.

Гораздо более действенной формой культурной колонизации является широко распространившаяся практика помощи слаборазвитым странам со стороны индустриальных государств. Например, когда западная фирма осуществляет строительство ирригационного канала в засушливой африканской или ближневосточной стране, она не только внедряет новые модели технологической и организационной культуры, к которой вынуждено приспосабливаться и которую вынуждено усваивать местное население, работающее на постройке канала, но и вносит глубокие изменения в культуру земледелия, которое начинает функционировать по западным моделям и технологиям. А вместе с этим кардинально изменяется социальная и культурная организация общества в целом.

Формой культурной колонизации стала также определенная американизация жизни в Западной Европе после второй мировой войны, выразившаяся в широком распространении образцов и моделей поведения, свойственных американской (прежде всего массовой) культуре. Россия только в течение XX в. пережила две волны куль турной колонизации. Первая из них была связана с индустриализацией, разрушившей уклад жизни как в деревне, так и в городе, внедрившей в русскую жизнь новые культурные формы и жизненные стили, невиданные или весьма редко встречавшиеся до той поры. Со второй волной колонизации мы имеем дело сейчас, когда буквально во всех сферах жизни идет активное внедрение и усвоение западных по происхождению ценностей, норм, поведенческих и организационных моделей.

Важнейшим индикатором состояния межэтнических противоречий является форма конфликта. Самый простой принцип определения формы этнического конфликта — это отнесение его к ненасильственным или насильственным. На территории Южной Европы, Российской Федерации и стран ближнего зарубежья этносоциологи выделяют две формы насильственных конфликтов:

\. Региональные войны (шесть из них длительные, продолжавшиеся не менее нескольких месяцев), т.е. вооруженные столкновения с участием регулярных войск и использованием тяжелого вооружения. Это Карабахский, Абхазский, Таджикский, Южноосетинский, Приднестровский, Чеченский конфликты; войны между югославскими советскими республиками. 2.

Ненасильственных конфликтов на постсоветском пространстве насчитывается более 100.

Среди них достаточно четко выделяются институциональные конфликты, когда в противоречие приходят нормы конституций, законодательства, реализующие идеологемы конфликтующих сторон. Такая форма конфликтов не всегда сопровождается межобщинными конфликтами. Например, во время острого конституционного конфликта Татарстана с Центром, при несомненном росте межэтнической напряженности внутри республики, конфликтов между татарами и русскими не наблюдалось.

От типа и формы конфликта зависят возможности и способы его регулирования. Методом ослабления конфликта является деконсолидация сил, участвующих в конфликте, с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, склонные к компромиссам, переговорам. В процессе регулирования конфликта важно исключить воздействие факторов, способных консолидировать ту или иную конфликтующую сторону. Таким фактором может быть применение силы или угроза ее применения.

Опыт Чеченского конфликта очень наглядно продемонстрировал это.

Приемом торможения конфликтов является (использование широкого спектра санкций — от символических до военных. Так, в ситуациях, когда военные операции шли на территории государств ближнего зарубежья, а вооруженные силы и военная промышленность официально перешли под юрисдикцию России, она использовала в качестве меры воздействия дозирование или прекращение, поставок вооружения, боеприпасов, горючесмазочных материалов воюющим сторонам. Вооруженное вмешательство считается допустимым только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму насильственных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека.

В разрешении конфликтной ситуации наиболее эффективно прерывание конфликта. Данный способ ослабления конфликта позволяет расширить действие прагматических подходов к его регулированию. И что тоже очень важно, в результате этого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, идут на спад психозы, ослабевает общая консолидированность групп в конфликте.

Особые правила существуют и в переговорном процессе. Для того чтобы добиться успеха, его важно прежде всего прагматизировать. Прагматизация переговоров состоит в разделении глобальной цели на ряд последовательных задач. Обычно стороны бывают готовы заключить договоренности по жизненно важным потребностям, по поводу которых и устанавливаются перемирия: для захоронения погибших, обмена пленными. Затем переходят к наиболее актуальным экономическим, социальным вопросам. Политические вопросы, особенно имеющие символическое значение, решают в последнюю очередь. Но бывают случаи, когда переводу конфликта в стадию переговоров мешает личностная позиция лидеров. ^

Полезным считается участие в переговорах посредников и медиаторов. В особо сложных ситуациях легитимацию договоренностям придает участие представителей международных организаций.

Урегулирование конфликтов — это всегда очень сложный процесс, граничащий с искусством. Поэтому все возможные усилия должны быть сконцентрированы на предупреждении конфликтов. Ведь даже худой мир всегда предпочтительнее доброй ссоры, особенно в межэтнических отношениях.

Многонациональная среда стала типичной чертой и условием жизни современного общества. Представители различных народностей соседствуют и взаимодействуют друг с другом, поэтому неудивительно, что часто возникают межнациональные конфликты, которые могут приводить к развязыванию вооруженных конфликтов и кровопролитным войнам. С такими проблемами сталкиваются многие государства, но каждое из них решает возникшие сложности по-разному.

Межнациональные конфликты

Основные понятия

Осложнение отношений между народами

При межнациональных столкновениях на первый план выходят сложные глубинные процессы отношений различных этнических групп и общностей. Влияние на развитие таких ситуаций могут оказывать разные факторы, в том числе религиозная сфера, культурные, территориальные, исторические и политические проблемы. Решение межнационального конфликта будет отличаться с учётом его причины, а также особенностей народности или группы людей, проживающей на определённой территории.

Факторы развития

В каждом случае факторы и причины межнациональных конфликтов отличаются. Проблемы могут появляться буквально на пустом месте или назревать десятилетиями, когда у соседствующих национальностей имеются культурные различия или территориальные претензии. К факторам, оказывающим влияние на развитие межнациональных конфликтов, относят:

  • тип поселения;
  • национальный состав в регионе;
  • возраст социально активной группы;
  • социальное положение;
  • история взаимоотношений;
  • политические взгляды;
  • уровень образования.

Развитие межэтнических конфликтов

Вне зависимости от факторов, которые приводят к развитию межэтнических конфликтов, в итоге происходит массовое нарушение прав граждан и действующих законов. При отсутствии должного контроля со стороны государства это может привести к этническим чисткам и полноценной войне. Подобное отмечалось в бывшей Югославии, где федеральный центр всеми силами стремился сохранить быстро распадающееся многонациональное государство. В результате отмечались этнические чистки в различных регионах Сербии.

То же относится и к африканским странам, где межэтнические конфликты стали повседневной частью жизни местного населения. На черном континенте постоянно вспыхивают вооруженные столкновения между различными племенами, при этом их причиной является не только возможный раздел территории и природных ресурсов, но и копившаяся годами ненависть между кланами.

Возможные предпосылки

Успешность разрешения имеющихся конфликтов будет во многом зависеть от правильности определения причины их возникновения. Чаще всего это серьёзная деформация в национальной политике, а также копившаяся в течение многих десятилетий неудовлетворенность положением нации или группы людей. Бывает достаточно даже малейшей искры, чтобы разразился кровопролитный конфликт, решить который в последующем будет крайне сложно.

Обычно межэтнические конфликты проявляются на фоне ухудшения экономической ситуации в стране, специалисты даже стоят графики и таблицы прямой зависимости роста напряженности от состояния домашних хозяйств. Это приводит к социальной неудовлетворённости, когда одна группа или нация получает определенные привилегии от государства, а другая общность вынуждена выносить тяготы и лишения нищеты. Классическим примером межнациональных конфликтов являются войны в Африке, которые возникают на фоне депрессивной экономики и бедности населения.

Войны в Африке

В постсоветских странах причинами конфликтов являются искусственность создания отдельных государств, закостенелость структуры управления, а также нежелание видеть и решать проблемы, которые могут привести к многочисленным национальным или этническим стычкам и общей напряженности.

Еще одной причиной развития межнациональных государственных конфликтов является исторический фактор. В прошлом различные этносы могли воевать за территорию, находились в зависимости друг от друга, что приводило к ограничению в правах, ущемлению национальных интересов, традиций, культуры и языка. Сегодня же, когда такие нации оказались в условиях одной страны и компактного проживания, исторические взаимоотношения и былые проблемы не забыты, они постепенно тлеют, а малейшего повода бывает достаточно для развития столкновения или даже полномасштабной войны.

Формы конфликтов

Существует несколько основных цивилизованных и нецивилизованных форм конфликтов. Это могут быть как дискриминации по национальному признаку или вероисповеданию, так и открытые столкновения, приводящее к массовым беспорядкам и локальным войнам. Принято выделять следующие формы и типы межнациональных конфликтов:

  • локальные сепаратистские и гражданские войны;
  • массовые беспорядки с грубым нарушением прав личности;
  • религиозный фундаментализм.

Массовые беспорядки

Последний наиболее опасен, так как на почве расхождений в вероисповедании часто отмечаются массовые беспорядки и этнические чистки. В последующем решить подобные проблемы и примирить враждующие нации бывает крайне сложно, а зачастую даже невозможно.

Пути преодоления проблемы

Сложность урегулирования межнациональных и расовых проблем состоит в том, что универсальных подходов в подобном случае попросту не существует. Мировой опыт показывает, что такие ситуации проще и эффективнее урегулировать мирными способами. Силовое решение будет лишь эффективно до тех пор, пока в регион введены войска, обеспечивающие полную безопасность в городе или в отдельной области. Но как только силы правопорядка покинут мятежный проблемный регион, конфликт вновь вспыхнет с прежней силой.

Проведение переговоров

Одним из вариантов решения проблемы является разделение, то есть деконсолидация сил. В рамках такой работы отсекают радикальные группы и элементы, поддерживая стороны, которые склонны к переговорам и компромиссам. Делаются попытки прервать конфликт, подписав временное перемирие враждующих сторон. Это позволяет снизить накал страстей и уменьшить эмоциональный фон противостояния.

Для предупреждения межнациональных и международных конфликтов проводят мирные переговоры, в которых могут участвовать как противоборствующие стороны, так и третьи силы, выступающие гарантом исполнения всех достигнутых договоренностей.

Первоначально обговариваются жизненно важные потребности, а в последующем на переговорном процессе затрагиваются уже социальные, экономические и бытовые вопросы. Только таким способом можно преодолеть обострение и решить возможные проблемы.

Лишь комплексным подходом к предотвращению межнациональных конфликтов, пути решения и план которого утвержден всеми сторонами, можно будет избежать массовых беспорядков, развития религиозного фундаментализма и локальных войн. При этом выработанное решение должно учитывать интересы всех замешанных сторон. В будущем уже после достижения консенсуса и мира часто требуется полный пересмотр нормативно-правовых актов и законодательства, которое регулирует вопросы жизни граждан, вовлеченных в межэтнические столкновения в России и Европе.

Читайте также: