Культура беларуси 19 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Культура Беларуси в первой половине XIX в. находилась под сильным влиянием польской и в несколько меньшей степени русской культур. После восстания 1830-1831 г. царское правительство всерьез принялось за вытеснение польского языка и культуры. Полонизация сменилась русификацией. Важное место в русификации Беларуси царизм отводил православной церкви. В 1839 г. была ликвидирована униатская церковь, к которой ранее принадлежало более 23 населения и в которой сохранили прежние белорусские православные традиции. Ликвидация униатской конфессии сопровождалась уничтожением созданной ею богослужебной литературы и других религиозно-культурных ценностей, хотя многие из бывших униатов продолжают тайно держаться своих прежних традиций.

Хранителем языка и белорусских национально-культурных традиций выступало преимущественно крестьянство. Но и среди шляхты до конца не исчезла связь с родной землей, жило чувство так называемого литовского патриотизма.

После присоединения к России в губернских и уездных городах Беларуси были открыты русскоязычные школы. В соответствии с реформой просвещения 1803-1804 гг. школы белорусских губерний были включены в состав Виленского учебного округа. Система образования была сословной. Центром образования и науки являлся Виленский университет, в котором преподавание велось на польском языке. После подавления восстания 1832 г. Виленский университет как средоточие шляхетского патриотизма и свободомыслия был закрыт. В начале 1812 г. Решением правительства Полоцкий иезуитский коллегиум был преобразован в академию. Академия имела богатую библиотеку, типографию, здесь работало три факультета, однако в 1820 г. иезуиты были изгнаны из Российской империи и их учебные заведения перешли в распоряжение других католических орденов. В 20-30-х гг. XIX в. в Беларуси работало более 20 ланкастерских школ (бесплатных школ для бедных), а к 60-м гг. XIX в. в Беларуси было 576 учебных заведений всех типов, в которых обучалось 0,5 % всего населения.

Для архитектуры было характерно господство классицизма. Об этом свидетельствуют дворец-усадьба Румянцевых-Паскевичей и собор Петра и Павла в Гомеле, губернаторский дворец в Витебске, собор Иосифа в Могилеве.

Определенную роль в живописи сыграли воспитанники Виленской художественной школы, которые внесли значительный вклад в культуру белорусского, литовского и польского народов. Живописец Ян Дамель (1780-1840) создал много картин исторического жанра, портреты видных ученых и других известных людей, пейзажи. Целый ряд портретов в стиле позднего классицизма и романтизма (М.Радзивила, Л.Сапеги, А.Мицкевича и др.) написал И.Олешкевич (1777-1830). Яркий представитель романтизма В.Ванькович (1800-1842) создал портреты А.Пушкина, А.Мицкевича и др. Иван Хруцкий (1810-1885) прославился как мастер классического натюрморта и бытовой живописи. Одним из основателей белорусского реалистического пейзажа был Викентий Дмоховский (1807-1862). Он написал более 100 пейзажей и жанровых картин.

Культура Беларуси второй половины XIX в. развивалась в иных условиях пор сравнению с предшествующим временем. Отмена крепостного права и другие буржуазные реформы способствовали ускорению экономического прогресса и развитию общественного движения. Восстание 1863 г. вызвало поворот в правительственной политике в сторону интенсивной русификации.

Школьная реформа 1864 г. демократизировала сферу начального и среднего образования. К концу XIX в. в Беларуси было 13 гимназий, 3 прогимназии, более 20 уездных училищ и около 1400 начальных школ, однако общий уровень народного образования оставался низким, около 70% взрослого населения оставалось неграмотным.

Многие произведения литературы были тематически связаны с восстанием 1863 г. К ним, прежде всего, относилась публицистика К.Калиновского, представленная его прокламациями, в которых автор разоблачал политику царизма.

Новое оживление в развитии белорусской литературы началось с приходом в нее писателей-демократов – Ф.Богушевича, Я.Лучины, А.Гуриновича, А.Обуховича, Ф.Топчевского, К.Каганца.

В 60-90-х гг. XIX в. происходила демократизация изобразительного искусства Беларуси, укреплялись позиции реализма; к концу века обозначилась тенденция формирования национальной художественной школы. На развитие изобразительного искусства Беларуси заметное влияние оказало творчество автора исторических полотен К.Альхимовича, мастера бытового жанра и мозаичного панно Н.Силивановича, пейзажиста и портретиста А.Горавского и др. Жизнь белорусского народа, городские пейзажи, памятники архитектуры нашли отражение в произведениях Э.Павловича, М.Кулеши. Заметное место заняли в искусстве того времени пейзажные полотна Ф.Рушица, Г.Вейсенгофа, В.Белыницкого-Бирули. В конце XIX в. в некоторых городах Беларуси возникают частные художественные школы. Наибольшую известность получила школа в Витебске, созданная Ю.Пэном.

Во второй половине XIX в. произошли заметные изменения в архитектуре Беларуси. Больших успехов достигла строительная техника, расширилось гражданское строительство. До конца XIX в. в белорусском зодчестве господствовал эклектизм (сочетание разнообразных стилевых элементов в архитектурных формах фасадов и интерьеров: готики, барокко, классицизма и псевдорусского стиля).

К началу XX в. культурная жизнь Беларуси приобрела новые черты, ее развитие становится более стремительным и богатым по содержанию. Полилингвизм и поликонфессиональность становятся характерными чертами и важными факторами развития культуры Беларуси.

ЭТНОГРАФИЯ.

Исключительно важную роль для становления исторического самосознания сыграли работы историков и этнографов Ю.Рачковского, П.Шейна, Е.Карского, М.Довнар-Запольского. Они опубликовали ряд материалов, в которых рассматривались различные стороны быта белорусского народа, его язык, материальная и духовная культура. В тех исторических условиях, когда представители официальной идеологии империи отказывали белорусскому народу не только в праве на историческое настоящее и будущее, но и отрицали наличие у него самобытного исторического прошлого, существование языкового, культурного национального своеобразия, труды Е.Карского доказывают на основе веских научных аргументов.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР.

В XIX в. традиции усадебного музицирования постепенно угасают. Лишь несколько центров музыкально-театральной культуры продолжают существование в начале века: имение Тышкевича в Свислочи и Плещеницах, Рокицкого в Городище (под Минском), Буйницкого в Заборье, резиденция Голицина в Витебске.

Имение в Городище, принадлежавшее губернскому маршалку Людвигу Рокицкому, славилось образцовым оркестром, исполнявшим симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена. В Городище ставились также оперы домашнего капельмейстера Ю.Дещинского.

В театре Алоизия Буйницкого в Заборье ставились музыкально-сценические произведения местных авторов Рошковского и Карбовского, которые пользовались большим успехом у публики.

В середине 40-х гг. XIX в. существовал домашний театр в Витебске у генерал-лейтенанта А.Голицина, губернатора Смоленского, Витебского и Могилевского. Руководили музыкальными постановками капельмейстер Г.Ягеман и балетмейстер М.Пион.

Но наиболее важную роль в музыкально-театральной культуре играли частные коммерческие труппы. Их было немало: труппы под руководством С.Дешнера, Ашпергера, Кажинского, Шиманского, Рутковского, Жуковского, Скибинского. Это были смешанные оперно-драматические труппы, в которых одни и те же актеры играли и в опере, и в драме, и в комедии. В репертуаре были оперы Госсека, Саккини, Сальери, Паизиелло, Эльснера, Россини, Вебера. В первой половине XIX в. были широко известны певцы А.Рутковский, К.Рутковская (дочь), А.Ашпергер (работавший в минской труппе, затем – в Виленском и Варшавском театрах первым тенором) Фишер, Скибинский.

В 30-40-е гг. широкой известностью пользовалась труппа Шмидгоффа. Об артистах этой труппы сохранилось восторженное высказывание русского музыкального критика и композитора А.Серова.

В это же время активизируется деятельность местных любительских трупп, среди которых высоким профессиональным уровнем вокалистов отличалась Витебская. Здесь выступала А.Корбут, с большим успехом исполнявшая романсы Чайковского, арии из опер Мейербера и Рубинштейна.

Свою антрепризу в Минске создал предприимчивый И.Шуман (Шуманенко). У него пели выдающиеся вокалисты: Е.Конча (сопрано), Ф.Ощустович (тенор), О.Фюрер (бас). Благодаря стараниям Шумана впервые в музыкальной истории Минска в 1894 г. опера затмила все другие виды искусств, стала фактором общественной жизни. Этому способствовала также и восходящая звезда оперной сцены М.Цыбущенко, блиставшая здесь.

ТЕАТР.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Большую роль в деле музыкального образования в XIX в. сыграли частные музыкальные школы Марии Монтегранди, М.Голуб; Шляхетский пансион при Бернардинском монастыре, Минская мужская гимназия (где учился Монюшко). Широко известны были частные преподаватели К.Кжижановский (скрипач, учитель Ельского) Павловский, Марцинкевич.

КОНЦЕРТНАЯ ЖИЗНЬ в XIX в. получает широкий размах. Происходит ее демократизация – организуются первые публичные концерты. Наиболее известные исполнители: скрипачи –

И.Добровенский, И.Помарнацкий, М.Ельский, Р.Фидельман; пианисты – Наполеон Орда (был знаком с Шопеном, Листом), Флориан Миладовский, Гольденвейзер; вокалист – Глинский. Все они были также композиторами, претворявшими в своей музыке стиль западноевропейского романтизма на основе местных традиций. Типичные жанры: фантазия, мазурка, полонез, вальс и т.п. В 1892 г. состоялся концерт С.Рахманинова в Минске.

Во второй половине XIX в. ежедневно в летнее время в городском саду выступал минский оркестр. Зимой концерты переносились в помещение. Велика заслуга этого оркестра в пропаганде русской музыки, особенно – Глинки.

В 70-е гг. XIX в. наметился подъем хорового искусства. Наиболее широкую известность получил хор собирателя народных песен и дирижера Д.А.Агренёва-Славянского. Этот хор исколесил с гастролями не только большую часть России, но и немало стран Европы и Северной Америки. Репертуар составляли русские и белорусские народные песни.

В XIX в. возникло новое научное направление – белорусоведение. Значительный вклад в его развитие внесли братья Евстафий и Константин Тышкевичи. По их инициативе в 1842г. в Логойске был создан первый в Беларуси музей древностей, в 1855г. основан Виленский музей древностей, в который Евстафий передал собрание собственных археологических материалов.

Начальное образование в сельской местности во второй половине XIX в. давали народные училища, церковно-приходские школы и школы грамоты, а в городах – приходские, поветовые и городские училища. В Беларуси были открыты учительские семинарии для подготовки учителей начальных школ. Среднее образование можно было получить в гимназиях. Они разделялись на классические, где преобладало изучение гуманитарных предметов и древних языков, и реальные – с изучением математических и природоведческих предметов. В 1887г. распоряжением министра просвещения, получившим название Указа о кухаркиных детях, запрещалось принимать в гимназии детей кухарок, прачек, мелких торговцев и т. д. Был также ограничен прием в гимназии евреев.

В конце XIX в. количество грамотных людей в Беларуси было крайне мало. Большинство населения, прежде всего крестьянство, оставалось неграмотным.

Одним из ближайших соратников В. Дунина-Марцинкевича стал автор музыки к его сценическим произведениям, уроженец Беларуси, польский композитор Станислав Монюшко. Его музыкальная деятельность начиналась в Минске. Двенадцать песен композитор написал на стихи Я. Чечота.

Талантливый композитор и художник Наполеон Орда, объехавший почти всю Беларусь, оставил около 200 акварельных зарисовок памятников белорусского зодчества.

Панов, С. История Беларуси. Билеты. 11 класс / С. Панов. - Минск.: Аверсэв, 2014. - 144 с.

Пособие содержит ответы на вопросы билетов для выпускного экзамена, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь.

Адресуется учащимся 11 класса учреждений общего среднего образования для подготовки к обязательному экзамену по истории Беларуси.

Не улучшились условия для сохранения и развития белорусской культуры, когда территория Беларуси в результате трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795) оказалась под властью Российской империи. После присоединения белорусских земель к России национально-культурное развитие Беларуси проходило в новых условиях, связанных с формированием капиталистических производственных отношений. В ней происходили серьезные качественные изменения. Была нарушена религиозная монополия в культуре. Она все больше принимала светский характер. С этого времени к полонизации вначале очень осторожно, а позже открыто прибавились еще и русификация.

В первой трети XIX в. проводилась полонизация. Это было обусловлено политикой императора Александра I, которая была направлена на становление польской государственности, и нашла поддержку среди польского магнатства и полонизированной шляхты. Польский язык был языком абсолютного большинства образованного населения, языком просвещения, литературы и театра. Особенно активно, до изгнания из России в 1820 г., действовали в этом направлении иезуиты. Они располагали рядом Учебных заведений. Обучение в них велось на польском языке. Особенно активно действовала Полоцкая иезуитская коллегия, которой в 1812 г. указом царя была присвоена степень Академии.

Одновременно в Беларуси проводилась политика русификации, которая была осторожной при Екатерине II, либеральной при Александре I и жесткой и решительной во времена Николая I. Хотя ее острие было направлено против влияния польской культуры, она объективно сдерживала развитие белорусской. Белорусский язык квалифицировался как диалектный говор русского. Не одобрявшие политику русификации, за пределы Беларуси были высланы Я. Чечот, Б. Савич, на 25-летнюю службу определили П. Багрима и т.д.

1 мая 1832 г., после восстания 1830 – 1831, был закрыт Виленский университет. В Вильно остается Медико-хирургическая Академия, созданная на базе медицинского факультета (работает до 1840 г.). Обучение во всех типах школ переводится на русский язык.

Среди других событий в области образования следует отметить открытие в 1840 г. Гори-Горецкой земледельческой школы, которая в 1848 г. была преобразована в земледельческий институт, а также открытие кадетских корпусов в Полоцке и Орше. Количество учеников в Учебных заведениях было небольшим: один ученик приходился на двести человек населения.

Однако и в таких условиях белорусская земля дала свету таких выдающихся людей, как Адам Мицкевич, Станислав Манюшка, Михал Клеофас Агинский, Игнатий Дамейко, Михаил Глинка, Иосиф Гашкевич, Иван Черский и др.




Во второй половине XIX в. более реалистичным, приближенным к народу стало изобразительное искусство. В белорусской живописи на первый план выходит исторический жанр. Виднейшим его представителем был К. Альхимович (1840 – 1916 гг.). Мастером бытового жанра Н. Селивановичем (1830 – 1918 гг.) Получили известность картины пейзажиста А. Горовского Портретную живопись представляли художники Б. Русецкий, А. Ромер, Р. Слизень и др.

Во второй половине XIX в. произошли заметные изменения в архитектуре Беларуси. С ростом городов шло их благоустройство, строительство водопроводов, устанавливалось электроосвещение. В центральных частях городов появились новые площади и бульвары, возводились кирпичные многоэтажные дома. Однако основная масса гражданских зданий характеризовалась одноэтажными деревянными постройками. До конца XIX в. в белорусском зодчестве господствовал эклектизм готики, барокко, классицизма и псевдорусского стиля. Обычно банки и Учебные заведения оформлялись под классицизм, театры – под барокко, костелы – в стиле неоготики, православные церкви – в псевдовизантийском или псевдорусском стилях. Таковы основные направления развития белорусской культуры во второй половине XIX в.

Возрождению национальных традиций белорусской культуры во многом способствовала активизация белорусского национального движения в начале ХХ века.

Ведущее место в культуре белорусского народа заняла литература. В это время проявился талант Я. Купалы, Я. Коласа, М. Горецкого, Э. Пашкевич (Тетки), А. Гаруна, З. Бядули и др. Главными идеями и образами литературы были идеи социального и национального освобождения, борьба против самодержавия, идеи возрождения.

В начале века в Беларуси работали известные мастера живописи, графики, скульптуры: В. Пэн, Ф. Рушчиц, Я. Кругер, Л. Альперович, К. Каганец, О. Краснопольский и др. Произведения этих художников несли в себе большой социально-политический смысл, реалистично отображая действительность.

Культура Беларуси дала высокие образцы литературы и театра, архитектуры и живописи. Произведения белорусских деятелей заняли достойное место в копилке культур славянских народов

Не улучшились условия для сохранения и развития белорусской культуры, когда территория Беларуси в результате трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795) оказалась под властью Российской империи. После присоединения белорусских земель к России национально-культурное развитие Беларуси проходило в новых условиях, связанных с формированием капиталистических производственных отношений. В ней происходили серьезные качественные изменения. Была нарушена религиозная монополия в культуре. Она все больше принимала светский характер. С этого времени к полонизации вначале очень осторожно, а позже открыто прибавились еще и русификация.

В первой трети XIX в. проводилась полонизация. Это было обусловлено политикой императора Александра I, которая была направлена на становление польской государственности, и нашла поддержку среди польского магнатства и полонизированной шляхты. Польский язык был языком абсолютного большинства образованного населения, языком просвещения, литературы и театра. Особенно активно, до изгнания из России в 1820 г., действовали в этом направлении иезуиты. Они располагали рядом Учебных заведений. Обучение в них велось на польском языке. Особенно активно действовала Полоцкая иезуитская коллегия, которой в 1812 г. указом царя была присвоена степень Академии.

Одновременно в Беларуси проводилась политика русификации, которая была осторожной при Екатерине II, либеральной при Александре I и жесткой и решительной во времена Николая I. Хотя ее острие было направлено против влияния польской культуры, она объективно сдерживала развитие белорусской. Белорусский язык квалифицировался как диалектный говор русского. Не одобрявшие политику русификации, за пределы Беларуси были высланы Я. Чечот, Б. Савич, на 25-летнюю службу определили П. Багрима и т.д.

1 мая 1832 г., после восстания 1830 – 1831, был закрыт Виленский университет. В Вильно остается Медико-хирургическая Академия, созданная на базе медицинского факультета (работает до 1840 г.). Обучение во всех типах школ переводится на русский язык.

Среди других событий в области образования следует отметить открытие в 1840 г. Гори-Горецкой земледельческой школы, которая в 1848 г. была преобразована в земледельческий институт, а также открытие кадетских корпусов в Полоцке и Орше. Количество учеников в Учебных заведениях было небольшим: один ученик приходился на двести человек населения.

Однако и в таких условиях белорусская земля дала свету таких выдающихся людей, как Адам Мицкевич, Станислав Манюшка, Михал Клеофас Агинский, Игнатий Дамейко, Михаил Глинка, Иосиф Гашкевич, Иван Черский и др.

Во второй половине XIX в. более реалистичным, приближенным к народу стало изобразительное искусство. В белорусской живописи на первый план выходит исторический жанр. Виднейшим его представителем был К. Альхимович (1840 – 1916 гг.). Мастером бытового жанра Н. Селивановичем (1830 – 1918 гг.) Получили известность картины пейзажиста А. Горовского Портретную живопись представляли художники Б. Русецкий, А. Ромер, Р. Слизень и др.

Во второй половине XIX в. произошли заметные изменения в архитектуре Беларуси. С ростом городов шло их благоустройство, строительство водопроводов, устанавливалось электроосвещение. В центральных частях городов появились новые площади и бульвары, возводились кирпичные многоэтажные дома. Однако основная масса гражданских зданий характеризовалась одноэтажными деревянными постройками. До конца XIX в. в белорусском зодчестве господствовал эклектизм готики, барокко, классицизма и псевдорусского стиля. Обычно банки и Учебные заведения оформлялись под классицизм, театры – под барокко, костелы – в стиле неоготики, православные церкви – в псевдовизантийском или псевдорусском стилях. Таковы основные направления развития белорусской культуры во второй половине XIX в.

Возрождению национальных традиций белорусской культуры во многом способствовала активизация белорусского национального движения в начале ХХ века.

Ведущее место в культуре белорусского народа заняла литература. В это время проявился талант Я. Купалы, Я. Коласа, М. Горецкого, Э. Пашкевич (Тетки), А. Гаруна, З. Бядули и др. Главными идеями и образами литературы были идеи социального и национального освобождения, борьба против самодержавия, идеи возрождения.

В начале века в Беларуси работали известные мастера живописи, графики, скульптуры: В. Пэн, Ф. Рушчиц, Я. Кругер, Л. Альперович, К. Каганец, О. Краснопольский и др. Произведения этих художников несли в себе большой социально-политический смысл, реалистично отображая действительность.

Культура Беларуси дала высокие образцы литературы и театра, архитектуры и живописи. Произведения белорусских деятелей заняли достойное место в копилке культур славянских народов

Искусством запоминания лиц и фамилий владеют не только лишь все. Мало кто может это делать :) Но к ЦТ по истории Беларуси точно нужно освоить этот навык: на вопросах с портретами и картинами абитуриенты нередко спотыкаются.

В этой статье мы вспомни известных исторических деятелей, которые жили в 19 веке и повлияли на развитие белорусской культуры. Возможно, кого-то из них ты уже забыл? Давай освежим память вместе! Мы собрали только основную информацию об этих художниках, писателях, композиторах (все иллюстрации тоже из учебника), которая может понадобиться на ЦТ по истории Беларуси.

Белорусские художники 19 века

Ян Дамель (1780―1840)

Этот художник-классицист известен истории своими картинами на исторические и религиозные темы. Ян Дамель обучался живописи в Виленском университете, затем работал там и параллельно занимался творчеством. В 40 лет его выслали в Сибирь, где художник занялся росписью храмов и написанием сибирских пейзажей. Последние годы Ян Дамель провёл в Минске.

Будучи современником и очевидцем войны 1812 года, Ян Дамель смог запечатлеть одно из её событий:

Валентий Ванькович (1800―1840)

Валентий Ванькович, автопортрет

Валентий Ванькович, автопортрет

Наполеон Орда (1807―1883)

В Париже Наполеон Орда получил художественное образование, а также учился музыке у известного польского композитора Фридерика Шопена. Когда они вместе выступали в парижских салонах, то просили публику отгадать, когда каждый играет собственную музыку, а когда исполняет произведения друг друга. После возвращения в родные края Наполеон Орда почти 25 лет путешествовал по Беларуси, Украине, Польше, Литве, создал около 1000 зарисовок архитектурных памятников и мест, которые были связаны с жизнью известных людей.

Наполеон Орда и его зарисовки. Работы художника отличаются строгой документальностью и точностью

Наполеон Орда и его зарисовки. Работы художника отличаются строгой документальностью и точностью

Никодим Силиванович (1834―1919)

Казимир Альхимович (1840―1916)

Одним из наиболее известных живописцев Беларуси второй половины 19 века считается Казимир Альхимович. Изучив творчество художника, можно заметить, что он симпатизировал простому народу, — в ряде своих картин Альхимович изобразил тяжелую жизнь крестьян. Также художник создал серию картин по мотивам творчества Адама Мицкевича.

Илья Репин (1844―1930)

Юдель Пэн (1854―1937)

Именно у Юделя Пэна, который в конце 19 века создал в Витебске частную художественную школу, занимался всемирно известный Марк Шагал. Это позднее он эмигрировал во Францию, где приобрел мировую известность и стал одним из крупнейших художников 20 века. А до этого он постигал азы мастерства в школе Пэна. Мастер, в свою очередь, был известен картинами, где отображались национальные черты еврейского быта, а также целой галереей образов людей из народа.

Юдель Пэн, портрет М. Шагала, Начало 20 века

Юдель Пэн, портрет М. Шагала, Начало 20 века

Леон Бакст (1866―1924)

Ещё один преподаватель Марка Шагала — Леон Бакст. Это выдающийся театральный художник, уроженец Гродно, который прославился своими эскизами декораций и костюмов для артистов русского балета, что выступал в Париже в 1907—1914 годах. Фантастические, роскошные, изысканные костюмы, созданные по эскизам художника, открыли новую эпоху в развитии европейской моды. Бакст стал всемирно известен: его театральные костюмы ещё при жизни автора выставлялись в Лувре. В 1914 году художника избрали членом Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств.

Леон Бакст, автопортрет, конец 19 века Невероятные эскизы Леона Бакста

Белорусские писатели 19 века

Ян Чечот ( 1796 ―1847)

Леон Бакст, автопортрет, конец 19 века

Портрет Яна Чечота в исполнении Ф. Г. Реберга, 19 век

Владислав Сырокомля (1823―1862)

…Здаровыя ж будзьце, эй, добрыя весці!

Там, на Заходзе, праліваюць кроў,

Б’юцца для славы, свабоды і чэсці

І робяць вольных людзей з мужыкоў…

…Годзе вам, годзе, царыкі-паганцы,

Таптаць з балотам хрышчоны народ!

Владислав Сырокомля — поэт, краевед, историк литературы, переводчик. И его знают не только белорусы, литовцы и поляки, но и другие славяне. А на похороны поэта, по разным сведениям, пришло от 6 до 20 тысяч человек, превратив их во внушительную национально-патриотическую манифестацию.

Владислав Сырокомля, художник А. Шемеш, 19 век

Владислав Сырокомля, художник А. Шемеш, 19 век

Адам Мицкевич (1798—1855)

Этот известный портрет Адама Мицкевича создал белорусский художник Валентий Ванькович, его друг. Поэт изображен в кавказской бурке на скале Аю-Даг в Крыму. Он путешествовал туда по морю во время своей высылки в Одессу в 1825 году

Этот известный портрет Адама Мицкевича создал белорусский художник Валентий Ванькович, его друг. Поэт изображен в кавказской бурке на скале Аю-Даг в Крыму. Он путешествовал туда по морю во время своей высылки в Одессу в 1825 году

Винцент Дунин Марцинкевич (1808—1884)

Суд ваш не пугает — все равно что в будке

Пес исходит злобой: я не слышу будто.

Слов же Сырокомли вовек не забуду:

Писал по-мужицки — так писать и буду.

Перевод Н. Кучмель

Этот известный портрет Адама Мицкевича создал белорусский художник Валентий Ванькович, его друг. Поэт изображен в кавказской бурке на скале Аю-Даг в Крыму. Он путешествовал туда по морю во время своей высылки в Одессу в 1825 году

Фотография Винцента Дунина-Марцинкевича, 19 век

Франтишек Богушевич (1840—1900)

Фотография Франтишка Богушевича, конец 19 века

Фотография Франтишка Богушевича, конец 19 века

Янка Лучина (1851—1897)

Сонца навукі скрозь хмары цёмныя

Прагляне ясна над нашаю ніваю,

І будуць жыці дзеткі патомныя

Добраю доляй — доляй шчасліваю!

Фотография Янки Лучины, конец 19 века

Фотография Янки Лучины, конец 19 века

Композиторское искусство 19 века

Станислав Монюшко (1819—1872)

Фотография Янки Лучины, конец 19 века

Портрет Станислава Монюшко, 19 век

А это общий памятник Станиславу Монюшко и Винценту Дунину-Марцинкевичу - создателям белорусской национальной классической оперы

А это общий памятник Станиславу Монюшко и Винценту Дунину-Марцинкевичу — создателям белорусской национальной классической оперы

Мы надеемся, ты смог повторить деятелей культуры 19 века и узнал что-то новое. Возможно, эти знания пригодятся на ЦТ по истории Беларуси. Пусть тест не покажется тебе сложным, а задания на знание известных личностей не застанут тебя врасплох.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Читайте также: