Типологические теории личности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Тип личности относится к психологической классификации различных видов лиц. Типы личности иногда отличаются от личностных качеств, так как последние воплощают меньшую группировку поведенческих тенденций. Иногда говорят, что типы вовлекают качественные различия между людьми, в то время как качества могут быть истолкованы как количественные различия. В соответствии с теориями типов, например, интроверты и экстраверты являются двумя принципиально разными категориями людей. Согласно теории качеств, интроверсия и экстраверсия являются частью непрерывного измерения, в середине которого множество людей.

Экспериментальные проверки памяти позволяют предположить, что у пациентов с раздвоением личности память может быть лучше для выполнения определенных задач. Это было использовано для критики гипотезы, согласно которой расстройство .

Клинически эффективные типологии личности

Эффективные типологии личности выявляют и расширяют знания и понимание индивидуумов, в отличие от уменьшающегося знания и понимания, как это происходит в случае стереотипов. Эффективные типологии также позволяют увеличить способности прогнозировать клинически соответствующую информацию о людях и разрабатывать эффективные стратегии лечения. написано множество трудов по теме классификации различных типов темперамента человека и столь же обширна литература по личностным качествам или доменам. Эти системы классификации пытаются описать нормальный темперамент и личность и подчеркнуть преобладающие качества разных темпераментов и типов личностей. Они являются в значительной степени областью знаний дисциплины психологии. Расстройства личности, с другой стороны, отражают работу психиатрии, медицинской специальности, и ориентированы на болезнь. Они классифицируются в Диагностическом и статистическом руководстве (DSM), подготовленном Американской психиатрической ассоциацией.

Видео о типах личности

Типы и качества

Теории типа личности

Карл Юнг

Четыре функции сознания

В книге Юнг разделил людей на категории первичных видов психологической зависимости.

Юнг предположил существование двух дихотомических пар когнитивных функций:

Юнг продолжал утверждать, что эти функции выражаются у любого интровертного или экстравертного типа.

Юнг предложил четыре основные функции сознания:

  • Две воспринимающих функции: восприятие и интуиция
  • Две оценивающих функции: мышление и чувство

Согласно Юнгу, психика представляет собой устройство для адаптации и ориентации и состоит из ряда различных психических функций. Среди них он выделяет четыре основные функции:

  • ощущение-восприятие посредством органов чувств;
  • интуиция-восприятие бессознательным образом или восприятие бессознательного содержания.
  • мышление-функция интеллектуального познания; формирования логических выводов;
  • чувство-функция субъективной оценки.

Функции мышления и чувства рациональны, в то время как ощущение и интуиция иррациональны. Согласно Юнгу, рациональность состоит из образных мыслей, чувств и действий с причиной – точка зрения, основанная на объективной ценности, которая устанавливается практическим опытом. Иррациональность не основывается на причине. Юнг отмечает, что элементарные факты также иррациональны, не потому, что они нелогичны, но потому, что, как мысли, они не являются суждениями.

типы личности

Отношение: экстраверсия и интроверсия

Аналитическая психология выделяет несколько психологических типов или темпераментов.

Предпочтения для экстраверсии и интроверсии часто называются отношениями. Каждая из когнитивных функций может работать во внешнем мире поведения, действия, людей и вещей (экстравертное отношение) или внутреннем мире идей и отражения (интровертное отношение).

Люди, которые предпочитают экстраверсию, черпают энергию из действий: они, как правило, действуют, затем отражают, затем действуют дальше. Если они неактивны, их мотивация имеет тенденцию к снижению. Чтобы восстановить свою энергию, экстраверты нуждаются в отрыве от времени, проведенного в отражении. И наоборот, те, кто предпочитает интроверсию, расходуют энергию через действие: они предпочитают отражать, затем действовать, затем отражать снова. Чтобы восстановить свою энергию, интровертам нужно тихое время в одиночку, вдали от деятельности.

Поток экстраверта направлен наружу по отношению к людям и объектам, а поток интроверта направлен внутрь к концепциям и идеям. Контрастные характеристики между экстравертами и интровертами включают следующее:

  • Экстраверты ориентируются на действие, в то время как интроверты ориентированы на мысль.
  • Экстраверты стремятся к широте знаний и влияния, в то время как интроверты ищут глубину знаний и влияния.
  • Экстраверты часто предпочитают более частое взаимодействие, тогда как интроверты предпочитают более обстоятельное взаимодействие.
  • Экстраверты подзаряжаются и получают энергию, проводя время с людьми, в то время как интроверты подзаряжаются и получают энергию, проводя время в одиночестве.

Тип отношения может рассматриваться, как поток либидо (психическая энергия). Функции модифицируются двумя основными типами ориентации: экстраверсия и интроверсия. У любого лица какая-либо функция по своей степени интроверсии или экстраверсии может весьма отличаться от другой функции.

Четыре функции: восприятие, интуиция, мышление, чувство

Юнг определил две пары психологических функций:

  • Две воспринимающих функции: восприятие и интуиция
  • Две оценивающих функции: мышление и чувство

Доминирующая функция

Типологическая модель Юнга рассматривает психологический тип, как лево- или праворукость: индивидуумы либо рождаются с некоторыми предпочтительными способами мышления и действия, либо развивают их. Эти психологические различия сортируются на четыре противоположные пары или дихотомии, давая в результате восемь возможных психологических типов. Люди, как правило, считают сложным использование противоположных психологических предпочтений, даже если они могут стать более опытными (и, следовательно, поведенчески гибкими) с практикой и развитием.

Четыре функции работают в сочетании с отношением (экстраверсия и интроверсия). Каждая функция используется экстравертным или интровертным образом. Лицо, доминирующей функцией которого является экстравертная интуиция, например, использует интуицию совершенно иначе, чем кто-то, чьей доминирующей функцией является интровертная интуиция.

Восемь психологических типов:

  • Экстравертное восприятие
  • Интровертное восприятие
  • Экстравертная интуиция
  • Интровертная интуиция
  • Экстравертное мышление
  • Интровертное мышление
  • Экстравертное чувство
  • Интровертное чувство

Юнг предположил, что доминирующая функция характеризует сознание, в то время как его противоположность подавляется и характеризует бессознательное поведение. Как правило, мы склонны поддерживать нашу самую развитую доминирующую функцию, в то время как мы можем расширить нашу личность, развивая другие. В связи с этим Юнг отметил, что бессознательное часто имеет тенденцию проявляться наиболее легко через наименее развитые низшие функции человека. Таким образом, встреча с бессознательным и развитие слаборазвитых функций, как правило, развиваются вместе.

Типы личности и беспокойство

Отношения между беспокойством (склонность чьих-то мыслей и умственных образов вращаться вокруг и создавать негативные эмоции и ощущение страха) и моделью психологических типов Юнга были предметом недавних исследований. В частности, корреляционный анализ показал, что тенденция беспокоиться в значительной степени связана с измерениями Интроверсии и Чувства Юнга. Точно так же беспокойство показало прочные связи с застенчивостью и страхом социальных ситуаций. Склонность беспокоящегося человека бояться социальных ситуаций может сделать его более замкнутым.

типы личности

Модель Юнга предполагает, что соподчиненным измерением личности является интроверсия и экстраверсия. Интроверты, скорей всего, связаны с внешним миром, будучи замкнутыми и имея ориентированные интересы. Экстраверты, с другой стороны, могут адаптироваться и пребывать в гармонии с внешним миром. Они предпочитают взаимодействовать с внешним миром, разговаривая, принимая активное участие, будучи общительными, выразительными и имея разнообразные интересы. Юнг также определил два других аспекта личности: Интуиция – Восприятие и Мышление – Чувство. Восприимчивые типы, как правило, сосредоточены на реальности нынешних ситуаций, обращают пристальное внимание на детали и заняты практическими вопросами. Интуитивные типы фокусируются на предвидении широкого спектра возможностей в ситуации и более расположены к идеям, концепциям и теориям, нежели к данным. Лица, которые набрали больше баллов по интуиции, набирают больше баллов в целом. Мыслящие типы используют объективное и логическое мышление в принятии решений, скорей всего, чтобы проанализировать стимулы логическим и отстраненным образом, более эмоционально стабильны и опережают по умственным способностям. Чувствующие типы судят на основе субъективных и личностных ценностей. В межличностном принятии решений, чувствующие типы, как правило, подчеркивают компромисс, чтобы обеспечить благоприятное решение для каждого. Они также склонны к тому, чтобы быть несколько более невротичными, чем мыслящие типы. Тенденция беспокоящегося человека к тому, чтобы испытать испуганный аффект, может проявляться в чувствующем типе Юнга.

Еще в начале ХХ века У. Джемс отмечал, что понятие "личность" можно подразделить на составные элементы, которые, в свою очередь, подразделяются на три класса: физическая личность, социальная личность и духовная личность. Э. Шпрангер в 1922 году предложил следующую типологию личностей:

1) теоретический человек (у него основная установка - страсть к проблемам, неясным вопросам, их познанию и объяснению);

2) экономический человек (у этой категории индивидов - главное - мотив полезности, достижений в деятельности);

3) эстетический человек (для него существенным является собственное миропонимание, красота духа, бережного отношения к природе и т.д.);

4) социальный человек (для него характерным является социальная направленность деятельности, внешние проявления, стремления к контактам и т.п.);

5) политический человек (для него главное - власть как основная ценность, стремление свою ориентацию сделать ведущими мотивами других людей и т.д.);

6) религиозный человек (для этого типа человека - главное переживание высших ценностей души, мистическое единение с богом).

Выдающийся отечественный психофизиолог И.П. Павлов (в зависимости от связи между второй и первой сигнальными системами) выделил три типа личностей:

а) тип художественный (преобладание первой сигнальной системы и творческой эмоциональности);

б) тип мыслительный (преобладание второй сигнальной системы и словесно-абстрактного мышления);

в) тип смешанный, средний - уравновешенное отношение обеих сигнальных систем. (Первая сигнальная система представлена безусловными, врожденными рефлексами, вторая - условными, приобретенными в процессе жизни, приобретения опыта, воспитания и формирования личности (А.П.))

В психологии Е. Кречмер и В. Шелдон высказывали идею об отличиях в психической сфере индивидов в зависимости от их телосложения. Их взгляды образовали так называемую конституциональную теорию поведения личности. В. Шелдон на основе 4000 фотографий (спереди, профиль и сзади) студентов Гарвардского университета и анализа их поведения обосновывал три морфологические системы:

1) эктоморфный тип - высокие и худые люди, которые по его мнению являются робкими, заторможенными, склонными к одиночеству и умственной деятельности индивидами;

2) мезоморфный тип - сильные мускулистые люди, склонные к высокой динамике в поведении и доминированию над другими людьми;

3) эндоморфный тип - невысокие люди с признаками тучности, которые склонны к общительности, спокойствию и хорошему настроению.

Гипотезы В. Шелдона тщательно проверялись другими исследователями, которые пришли к следующим выводам:

а) люди, знающие о стереотипах поведения полных или худощавых, ведут себя в соответствии с ожиданиями окружающих;

б) в целом общие тенденции, по Шелдону, оказались верны, но не все зависимости так отчетливы, как первоначально предполагалось;

в) в определенных видах деятельности (например, в спорте) лица, достигшие высоких результатов, имели специфические характеристики телосложения.

К. Юнг в 1923 году высказал предположение о существовании двух главных типов личности: экстравертированной личности, склонной к общению, открытой для окружающих и предрасположенной порой к авантюрам и интровертированной личности, характеризующейся застенчивостью, скромностью, замкнутостью, стремлением избегать социальных контактов и риска.

Юнг утверждает, что существуют четыре основные психологические функции: мышление, чувствование, ощущение и интуиция. Каждый обладает всеми четырьмя функциями в различной степени, но на основе наследственной предрасположенности и окружающих факторов преобладающей у человека становится одна функция. Мышление представляет активный, логический, направленный процесс. Мыслительный тип поэтому рассматривает любую ситуацию в холодной, отвлеченной, рациональной манере. Чувствование у него относительно неразвито, так как препятствует логическому мышлению. Чувствование, в сущности субъективное и пристрастное, следует отличать от эмоции - более рациональной и менее активной. У чувствующего типа мышление выполняет подчиненную роль. Ощущение и интуиция, с другой стороны, обе являются иррациональными функциями. Предназначение первой понимается как восприятие непосредственной данности, вторая направлена на усмотрение будущего.

Ощущающий тип, слабый в интуиции, быстро воспринимает с помощью органов чувств внешний мир и раздражения внутренних органов, тогда как интуитивный тип, стоящий ниже в развитии функции ощущений, силен в предвосхищении возможных развитий ситуации.

У мужчин, согласно Юнгу, сознательными обычно являются мышление и ощущение, а чувствование и интуиция подавляются. У женщин доминируют чувствование и интуиция, и, наоборот, функции мышления и ощущения подавляются. Вытесненная женская сторона у мужчин называется их "анимой", а у женщин вытесненная мужская сторона - их "анимусом". У гармоничного человека сбалансированы сознательные и вытесненные характеристики. Понятие "персона" связано с социальной ролью человека в обществе. В процессе жизни он обучается вести себя в соответствии с социальными ожиданиями. Каждой профессии, например, свойственна определенная маска, которую носит член общества. Персона не является составляющей собственно характера, но тесно с ним связана и действует как своего рода защита внутреннего "я".

Четыре основные функции далее классифицируются в две обобщающие установки: экстравертированную и интровертированную. Это два способа отношения к миру, два пути организации опыта. При первой установке интересы человека направлены к объекту, при второй - направлены к субъективному миру, обращены на себя. Все люди обладают обеими тенденциями, но снова одна из них обычно доминирует. Идеальное соотношение - это ритмическое чередование установок, что редко встречается в реальности.

Экстраверт.Этот тип живет в соответствии с внешней необходимостью. Его интересы и внимание концентрируются на непосредственном окружении. Он сосредоточен на людях и вещах и ведет себя согласно требованиям общества. Способности экстраверта ограничены, так как он пытается отвечать непосредственным сиюминутным запросам окружения и воздерживается от любых новшеств. которые не вполне понятны и каким-либо образом выходят за пределы внешних ожиданий. Отношение бессознательного к сознаваемому компенсаторно. Субъект, экстравертированный на уровне сознания, на бессознательном уровне интровертирован. Бессознательные тенденции могут лишаться их компенсаторных качеств из-за подавляющих сил коллективного бессознательного, и тогда следует открытый конфликт с сознаваемым. Субъект или не знает больше, что он хочет, или он хочет слишком многого сразу и не способен получить удовлетворение. Считается, что неосознаваемая установка экстраверта часто граничит с жестокостью и брутальностью.

Интроверт.Этот тип в отличие от экстраверта отгораживается от внешнего мира и строит искусственный субъективный мир. Он склонен уравнивать эго с целостной личностью. Бессознательно, однако, внешние объекты усиливаются посредством компенсаторного механизма, и индивид делается их рабом. Интроверта опутывают практические трудности. Иллюзия превосходства, созданная эго, разрушается. Стремление интроверта к доминированию и контролю поэтому заканчивается заслуживающим сожаления томлением по любви. Он приучается бояться новых людей и вещей, испытывает содрогание от столкновения с внешним миром, который наделяет магической силой.

Гипотеза Юнга была обоснована, а Г.Ю. Айзенк разработал специальный тест по измерению интроверсии и экстраверсии в поведении индивида. Подход к изучению личности, разработаный X. Айзенком состоит в измерении характеристик индивида с помощью непрерывной шкалы, например построенной по принципу интроверсия - экстраверсия. Данные измерений ассоциируются с запросами или качествами, необходимыми члену организации для выполнения определенного круга работ или для выработки поведения в конкретных рабочих ситуациях. Однако опыт показывает, что непрерывность шкалы измерения характеристик лич-ности не позволяет создать ее ярко очерченные типологии, так как люди постоянно меняются в рамках этой непрерывности, причем изменения являются частью ситуации и их не удается учесть при изучении личности.

Дж. Роттер обосновал идею о существовании экстернального и интернального локуса контроля у различных людей. Индивиды с экстернальным локусом (местом, способом) контроля, в основном, в своем поведении рассчитывают на удачу, на случай, помощь других лиц и т.д. Люди с интернальным локусом контроля рассчитывают только на свои силы, а промахи, ошибки и неудачи объясняют собственными недостатками в деятельности и поведении.

Объяснение поведения личности и формирования предлагает четкое понимание источников и движущих сил ее развития. В связи с этим исторически в психологии сложилось несколько подходов в решении вопроса о движущих силах, источниках развития и становления личности. Биогенетическая концепция исходит из того обстоятельства, что развитие личности определяется биологическим, преимущественно наследственным фактором. Отсюда развитие личности малоуправляемо и носит самопроизвольный и спонтанный характер. Социогенетическая концепция понимает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды, как копию этой среды. При этом абсолютно игнорируется собственная активность личности, ее усилия по самовоспитанию и работе над собой. Концепция двух факторов предлагает механическое объединение и взаимодействие двух факторов (среды и наследственности). То есть она обосновывается на одинаковом учете в развитии личности и фактора биологического, наследственного и фактора среды.

Думается, что позиции, изложенные в этих концепциях нуждаются в уточнении. Безусловно, биологический фактор является важнейшей предпосылкой развития личности, но решающая роль принадлежит ее социальному опыту, приобретенным знаниям, умениям и навыкам. В процессе развития личности изменяются ее потребности и возможности их удовлетворения. Это противоречие между потребностями и возможностями удовлетворения представляет движущую силу развития личности. Источником активности личности являются ее потребности, определяющие ее деятельность в направлении, ведущем к их удовлетворению. Побуждая личность к определенной активности, потребности не являются чем-то изначально данным человеку, а формируются в процессе воспитания, в широком смысле в процессе социализации, а их удовлетворение выступает в виде активной целенаправленной деятельности. В современной психологии часто говорится об иерархии потребностей человека или ступенях их развития (А. Маслоу). Эта иерархия имеет следующий вид.

А. Маслоу утверждает, что пока неудовлетворены низшие потребности, высшие остаются для личности сравнительно неинтересными и с повышением уровня потребностей повышается готовность к большой активности. Высший уровень потребностей - самоактуализация - представляет собой "осуществление самого себя", нахождения своего места в жизни и достижения высоких результатов в интересной для себя деятельности. Это есть самовыражение, самореализация личности в жизни.

Мотивы конкретизируют, "опредмечивают" потребности, представляя собой конкретные побуждения к целенаправленной деятельности, способной удовлетворить актуальные потребности. Мотивы деятельности ведут к выработке определенной программы, планов по реализации конкретных действий с целью достижения намеченных целей.

Тип личности относится к психологической классификации различных видов лиц. Типы личности иногда отличаются от личностных качеств, так как последние воплощают меньшую группировку поведенческих тенденций. Иногда говорят, что типы вовлекают качественные различия между людьми, в то время как качества могут быть истолкованы как количественные различия. В соответствии с теориями типов, например, интроверты и экстраверты являются двумя принципиально разными категориями людей. Согласно теории качеств, интроверсия и экстраверсия являются частью непрерывного измерения, в середине которого множество людей.

Экспериментальные проверки памяти позволяют предположить, что у пациентов с раздвоением личности память может быть лучше для выполнения определенных задач. Это было использовано для критики гипотезы, согласно которой расстройство .

Клинически эффективные типологии личности

Эффективные типологии личности выявляют и расширяют знания и понимание индивидуумов, в отличие от уменьшающегося знания и понимания, как это происходит в случае стереотипов. Эффективные типологии также позволяют увеличить способности прогнозировать клинически соответствующую информацию о людях и разрабатывать эффективные стратегии лечения. написано множество трудов по теме классификации различных типов темперамента человека и столь же обширна литература по личностным качествам или доменам. Эти системы классификации пытаются описать нормальный темперамент и личность и подчеркнуть преобладающие качества разных темпераментов и типов личностей. Они являются в значительной степени областью знаний дисциплины психологии. Расстройства личности, с другой стороны, отражают работу психиатрии, медицинской специальности, и ориентированы на болезнь. Они классифицируются в Диагностическом и статистическом руководстве (DSM), подготовленном Американской психиатрической ассоциацией.

Видео о типах личности

Типы и качества

Теории типа личности

Карл Юнг

Четыре функции сознания

В книге Юнг разделил людей на категории первичных видов психологической зависимости.

Юнг предположил существование двух дихотомических пар когнитивных функций:

Юнг продолжал утверждать, что эти функции выражаются у любого интровертного или экстравертного типа.

Юнг предложил четыре основные функции сознания:

  • Две воспринимающих функции: восприятие и интуиция
  • Две оценивающих функции: мышление и чувство

Согласно Юнгу, психика представляет собой устройство для адаптации и ориентации и состоит из ряда различных психических функций. Среди них он выделяет четыре основные функции:

  • ощущение-восприятие посредством органов чувств;
  • интуиция-восприятие бессознательным образом или восприятие бессознательного содержания.
  • мышление-функция интеллектуального познания; формирования логических выводов;
  • чувство-функция субъективной оценки.

Функции мышления и чувства рациональны, в то время как ощущение и интуиция иррациональны. Согласно Юнгу, рациональность состоит из образных мыслей, чувств и действий с причиной – точка зрения, основанная на объективной ценности, которая устанавливается практическим опытом. Иррациональность не основывается на причине. Юнг отмечает, что элементарные факты также иррациональны, не потому, что они нелогичны, но потому, что, как мысли, они не являются суждениями.

типы личности

Отношение: экстраверсия и интроверсия

Аналитическая психология выделяет несколько психологических типов или темпераментов.

Предпочтения для экстраверсии и интроверсии часто называются отношениями. Каждая из когнитивных функций может работать во внешнем мире поведения, действия, людей и вещей (экстравертное отношение) или внутреннем мире идей и отражения (интровертное отношение).

Люди, которые предпочитают экстраверсию, черпают энергию из действий: они, как правило, действуют, затем отражают, затем действуют дальше. Если они неактивны, их мотивация имеет тенденцию к снижению. Чтобы восстановить свою энергию, экстраверты нуждаются в отрыве от времени, проведенного в отражении. И наоборот, те, кто предпочитает интроверсию, расходуют энергию через действие: они предпочитают отражать, затем действовать, затем отражать снова. Чтобы восстановить свою энергию, интровертам нужно тихое время в одиночку, вдали от деятельности.

Поток экстраверта направлен наружу по отношению к людям и объектам, а поток интроверта направлен внутрь к концепциям и идеям. Контрастные характеристики между экстравертами и интровертами включают следующее:

  • Экстраверты ориентируются на действие, в то время как интроверты ориентированы на мысль.
  • Экстраверты стремятся к широте знаний и влияния, в то время как интроверты ищут глубину знаний и влияния.
  • Экстраверты часто предпочитают более частое взаимодействие, тогда как интроверты предпочитают более обстоятельное взаимодействие.
  • Экстраверты подзаряжаются и получают энергию, проводя время с людьми, в то время как интроверты подзаряжаются и получают энергию, проводя время в одиночестве.

Тип отношения может рассматриваться, как поток либидо (психическая энергия). Функции модифицируются двумя основными типами ориентации: экстраверсия и интроверсия. У любого лица какая-либо функция по своей степени интроверсии или экстраверсии может весьма отличаться от другой функции.

Четыре функции: восприятие, интуиция, мышление, чувство

Юнг определил две пары психологических функций:

  • Две воспринимающих функции: восприятие и интуиция
  • Две оценивающих функции: мышление и чувство

Доминирующая функция

Типологическая модель Юнга рассматривает психологический тип, как лево- или праворукость: индивидуумы либо рождаются с некоторыми предпочтительными способами мышления и действия, либо развивают их. Эти психологические различия сортируются на четыре противоположные пары или дихотомии, давая в результате восемь возможных психологических типов. Люди, как правило, считают сложным использование противоположных психологических предпочтений, даже если они могут стать более опытными (и, следовательно, поведенчески гибкими) с практикой и развитием.

Четыре функции работают в сочетании с отношением (экстраверсия и интроверсия). Каждая функция используется экстравертным или интровертным образом. Лицо, доминирующей функцией которого является экстравертная интуиция, например, использует интуицию совершенно иначе, чем кто-то, чьей доминирующей функцией является интровертная интуиция.

Восемь психологических типов:

  • Экстравертное восприятие
  • Интровертное восприятие
  • Экстравертная интуиция
  • Интровертная интуиция
  • Экстравертное мышление
  • Интровертное мышление
  • Экстравертное чувство
  • Интровертное чувство

Юнг предположил, что доминирующая функция характеризует сознание, в то время как его противоположность подавляется и характеризует бессознательное поведение. Как правило, мы склонны поддерживать нашу самую развитую доминирующую функцию, в то время как мы можем расширить нашу личность, развивая другие. В связи с этим Юнг отметил, что бессознательное часто имеет тенденцию проявляться наиболее легко через наименее развитые низшие функции человека. Таким образом, встреча с бессознательным и развитие слаборазвитых функций, как правило, развиваются вместе.

Типы личности и беспокойство

Отношения между беспокойством (склонность чьих-то мыслей и умственных образов вращаться вокруг и создавать негативные эмоции и ощущение страха) и моделью психологических типов Юнга были предметом недавних исследований. В частности, корреляционный анализ показал, что тенденция беспокоиться в значительной степени связана с измерениями Интроверсии и Чувства Юнга. Точно так же беспокойство показало прочные связи с застенчивостью и страхом социальных ситуаций. Склонность беспокоящегося человека бояться социальных ситуаций может сделать его более замкнутым.

типы личности

Модель Юнга предполагает, что соподчиненным измерением личности является интроверсия и экстраверсия. Интроверты, скорей всего, связаны с внешним миром, будучи замкнутыми и имея ориентированные интересы. Экстраверты, с другой стороны, могут адаптироваться и пребывать в гармонии с внешним миром. Они предпочитают взаимодействовать с внешним миром, разговаривая, принимая активное участие, будучи общительными, выразительными и имея разнообразные интересы. Юнг также определил два других аспекта личности: Интуиция – Восприятие и Мышление – Чувство. Восприимчивые типы, как правило, сосредоточены на реальности нынешних ситуаций, обращают пристальное внимание на детали и заняты практическими вопросами. Интуитивные типы фокусируются на предвидении широкого спектра возможностей в ситуации и более расположены к идеям, концепциям и теориям, нежели к данным. Лица, которые набрали больше баллов по интуиции, набирают больше баллов в целом. Мыслящие типы используют объективное и логическое мышление в принятии решений, скорей всего, чтобы проанализировать стимулы логическим и отстраненным образом, более эмоционально стабильны и опережают по умственным способностям. Чувствующие типы судят на основе субъективных и личностных ценностей. В межличностном принятии решений, чувствующие типы, как правило, подчеркивают компромисс, чтобы обеспечить благоприятное решение для каждого. Они также склонны к тому, чтобы быть несколько более невротичными, чем мыслящие типы. Тенденция беспокоящегося человека к тому, чтобы испытать испуганный аффект, может проявляться в чувствующем типе Юнга.

В психологии попытки разделения людей по основным общим чертам в поведении велись с древних времен, практически с зарождения этой отрасли медицины. Самым первым образцом выделения типологии личности по темпераменту является классификация Гиппократа.

Что такое типология личности в психологии

Типология личности в психологии основана на разделении людей на психотипы, в зависимости от врожденных или приобретенных особенностей характера, темперамента.

Согласно научному определению, психотип – это система доминирующих поведенческих установок личности при взаимодействии с окружающим миром, основанная на индивидуальных типологических особенностях отдельного человека.

Систематизация поведенческих стереотипов имеет цель объяснить разницу между людьми. Этой теме посвятили свои исследования многие психологи и психиатры, представители различных школ и направлений.

Причина разделения людей на типы

Вопрос о том, почему в одной и той же ситуации люди ведут себя по-разному, порой резко противоположным образом, вставал перед каждым хотя бы раз в жизни. В современном мире, который развивается ускоренными темпами, изучению психотипов уделяют все больше внимания, как специалисты, так и отдельные граждане.

В психологии с помощью типологии составляют индивидуальный психологический портрет личности, который включает такие качества, как:

  • темперамент;
  • характер;
  • способности;
  • наклонности;
  • эмоциональность;
  • мотивация;
  • личные ценности.

Несмотря на то, что выделенные психотипы по любой из теорий в чистом виде практически не встречаются, каждый может определить у себя преобладающие черты одного из типажей. По составленному психологическому портрету специалисты могут спрогнозировать поведенческую модель отдельной личности в той или иной ситуации.

  • Знание преобладающего психотипа у себя лично помогает человеку быстрее найти свое предназначение в жизни, повысить самооценку. Личный психологический портрет подскажет, как применить на практике свои лучшие качества и скрыть недостатки.
  • Данными психологических тестов–опросников все чаще пользуются специалисты по персоналу при найме на работу. Такие же тесты позволяют определить, какое поручение лучше дать кому из сотрудников. Также важно подобрать членов коллектива, взаимодействие которых будет направлено на оптимально четкое выполнение задач.
  • Психоанализ позволяет определить слабые места и спрогнозировать действия преступника или врага. Применяется в правоохранительных органах и военных действиях.
  • Типологию личности многие используют при выборе подходящей половинки для создания семьи. Знание психотипов родственников и понимание их действий помогает разрешить или сгладить семейные конфликты.
  • Составление психологического портрета имеет большое значение для подростков, так же, как и для их родителей. Порой приходится признать, что выбранная родителями цель не подходит для темперамента и характера их ребенка. Типология индивидуальности – важный компонент выбора профессиональной направленности.

Что такое темперамент в психологии?

Темперамент и характер – понятия хоть и связанные между собой, но обозначают совершенно разные категории. Если темперамент определяется уже при рождении ребенка и являет собой биологически обусловленные параметры, то характер формируется под воздействием социальной среды и приобретенного опыта.

Темперамент не меняется в течение всей жизни человека, черты характера могут развиваться и меняться со временем.

Классификация психотипов личности

Типология личности в психологии исследуется различными психологическими школами. Со времен Гиппократа прошло более 2-х веков, но его теория разделения людей на 4 вида темперамента актуальна и сегодня. Но так как это разделение является очень условным по причине множества индивидуальных качеств отдельной личности, многие психологи предлагают свои методы классификации.

Сложно сказать, какая теория является самой точной, ведь, несмотря на общность некоторых черт у определенных групп людей, рисунок отдельной личности оказывается более сложным, чем описания самого совершенного классификатора. Чем выше уровень развития индивидуума, тем труднее вписать его в шаблонные определения. Классификаций психотипов на сегодняшний день насчитывается около 4 тысяч.

Вот некоторые из теорий, которые используются чаще:

  • Разделение на 4 типа темперамента по Гиппократу.
  • Теория характеров Кречмера.
  • Классификация темпераментов Шелтона.
  • Типология личности Юнга и Майерс-Бригсс.
  • Акцентуации личности по Леонгарду.
  • Разделение на психотипы по Ганнушкину и Личко.
  • Соционические типы Аушры Аугустинавичюте.

Классификация в зависимости от темперамента

Чаще всего типология личности составляется на основе разделения на темпераменты. Несмотря на древность, теория Гиппократа наиболее известная широкому кругу и актуальна по нынешний день. Современные психологи связывают темпераменты с врожденными свойствами нервной системы, Гиппократ связывал их с преобладанием одного типа жидкости.

Карл Густав Юнг также считал правильным разделение человечества на психотипы, исходя из врожденного темперамента.

В своей теории он пошел дальше Гиппократа, его классификация основана на разделении на 2 основных типа по направленности восприятия:

  • Интроверты – внимание направлено внутрь себя, оценка события и действий происходит, исходя из личного восприятия.
  • Экстраверты – направленность на социум, больше сосредоточены на окружающей реальности, чем на внутренних переживаниях.

Типология личности в психологии. Что это кратко, тесты

Дополнение классификации Юнг основал на 4-х чувствах:

  • мышление;
  • интуиция;
  • эмоции;
  • ощущения.

В результате классификация типов по Юнгу выглядит следующим образом:

Классификация в зависимости от характера

В отличие от темперамента, который считается врожденной особенностью личности, характер – понятие более широкого смысла. Характер человека формируется на основе врожденного темперамента под воздействием особенностей окружающей социальной среды на протяжении всей жизни.

Типология личности в психологии. Что это кратко, тесты

Типология личности в психологии, основанная на особенностях характера, определяет типы людей по совокупности постоянных способов поведения и естественной реакции на определенные события.

Классификация характеров по Карлу Леонгарду выделяет такие типы индивидуальности:

  • Демонстративный.
  • Педантичный.
  • Застревающий.
  • Возбудимый.

Распространенная в широких кругах теория определения типов характеров Кречмера предлагает разделение на 3 вида телосложения, которым соответствует 3 типа характеров:

  • Астеник – худощавый человек с длинными конечностями, узкой грудной клеткой, животом без жира. Такому типажу соответствует характер шизотим. В поведении этих людей преобладает серьезность, холодность. Общение с окружающими поверхностное, без глубокого внутреннего содержания. Шихотимы – люди со стальной энергией, устойчивые и непоколебимые.
  • Пикник – человек среднего роста, с плотной фигурой, широкой грудной клеткой и массивным животом. Характер – циклотим, определяется повышенной возбудимостью, общительностью, высокой степенью приспособляемости к окружающему миру.
  • Атлетик – человек статного, пропорционального телосложения. Характер – иксотим. Такие люди спокойны, сдержаны, склонны к адекватной оценке событий. Порой тяжело переносят перемены.

Особенности и методы определения психотипа

Определением психологических особенностей личности для тех или иных целей занимается отдельная отрасль психологии – психологическая диагностика. Для определения психотипов используются различные методики: тесты, опросники, беседы.

Психологические консультации предоставляют конкретному человеку знания, которые помогают глубже понять определенную ситуацию, а также скорректировать свои действия в ней. Современная психология обладает рядом исследований, которые позволяют определить психотипы по внешности, привычкам и ряду других признаков.

Психодиагностические методы классифицируются по нескольким параметрам:

По типу задач:

  • проективные;
  • многофакторные;
  • акцентуации;
  • физиологические;
  • действенные.

По форме:

По адресату:

Онлайн-тесты на определение типов личности

Самым доступным способом для определения личного психотипа являются онлайн-тесты, которые может пройти каждый с помощью интернета. Большинство тестов имеют направленность на раскрытие внутреннего потенциала человека, его способность к взаимодействию, поведенческих характеристик в кругу близких людей.

Существует также много современных классификаторов для самых различных конкретных задач.

Примеры категорий онлайн-тестов:

  • Многофакторные методики исследования личности (тест Кеттелла).
  • Проективные тесты (цветовой тест Люшера)
  • Тесты Леонгарда для определения личностных акцентуаций.
  • Тесты для исследований темперамента (Айзенка, Стреляу).
  • Опросники для исследования интеллекта (тест интеллектуального потенциала ИТ).
  • Тесты на исследования различных сфер деятельности (тест Торранса)
  • Методики самоудовлетворения, жизненных ценностей (тест жизнестойкости Мадди).

Типологии личности уделяется все больше внимания в практическом применении. К последним достижениям психологии обращаются специалисты всех сфер деятельности. Методы раскрытия индивидуального потенциала с каждым днем совершенствуются, и позволяют познать сущность человека с большой точностью.

Видео о типах личности

Типы личности. Классификация Юнга:

Читайте также: