Тип лишнего человека в русской литературе кратко

Обновлено: 02.07.2024

В литературе образ человека, вступившего в неразрешимый конфликт с обществом, появился не случайно. Общественно-политические события того времени наложили отпечаток на жизнь каждого человека и государства в целом. Новые государственные реформы, смена старого режима правления на соответствующий требованиям времени, революционные настроения – всё переворачивает неподготовленное сознание передового дворянина.

Кто ввел этот термин?

Каждый школьник, даже не читавший романа Гончарова, знает о таком литературном герое, как Обломов. Этот персонаж является представителем устаревшего помещичьего мира, а потому никак не может адаптироваться в новом.

Вариант 2

Каждый автор описывал своего героя соответственно времени, в котором жил персонаж. Общество меняется, устои и правила становятся другими. Однако, всегда есть люди, которым суждено стать изгоями. Мало кто задумывается каково им живётся среди чужих людей. Лишние люди нигде не могут найти себе места. Они очень одиноки. Мало кого волнует этот факт. Когда людям хорошо, они не задумываются об обездоленных.

Люди оказывались за бортом, если имели своё собственное мнение, противоречащие общепринятым правилам. Мотивы, правота, жажда справедливости не способны убедить большинство. Общество имеет свою правду и не желает принимать другую позицию. Духовный кризис общества отправлял за борт всё больше людей. Они признавались непокорными и бунтовщиками. После чего подвергались всеобщему игнорированию.

Порой лишнему человеку может казаться, как будто его уже не существует. Человека может преследовать чувство, что его заживо похоронили. Теперь люди спокойно живут без него и не чувствуют ни капли грусти и сожаления.

Другие сочинения: ← Революция в романе Доктор Живаго Пастернака↑ ДругиеГерои романа Два капитана Каверина →

Примеры

Литература для всех

– произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи лет – с мая 1823 года по сентябрь 1830.

В подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странствия по России. Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть на жизнь, переоценить себя, понять, сколь бесплодно и много растратил он времени и сил в пустых утехах.

Печорин от скуки, от неудовлетворенности в жизни ставит эксперименты и над собой и над людьми. Так, например, в «Бэле” Печорин ради обретения нового духовного опыта не задумываясь жертвует и князем, и Азаматом, и Казбичем, и самой Бэлой. В «Тамани” он позволил себе из любопытства вмешаться в жизнь «честных контрабандистов” и заставил их бежать, бросив дом, а заодно и слепого мальчика.

В «Княжне Мери” Печорин вмешивается в завязавшийся роман Грушницкого и Мери, вихрем врывается в наладившуюся жизнь Веры. Ему тяжко, ему пусто, ему скучно. Он пишет о своей тоске и о притягательности «обладания душой” другого человека, но ни разу не задумывается, откуда взялось его право на это обладание! Размышления Печорина в «Фаталисте” о вере и безверии относятся не только к трагедии одиночества современного человека в мире. Человек, утратив Бога, утратил главное — моральные ориентиры, твердую и определенную систему нравственных ценностей. И никакие эксперименты не дадут Печорину радости бытия. Уверенность может дать только вера. А глубокая вера предков утрачена в век Печорина. Утратив веру в Бога, герой утратил и веру в себя — в этом его трагедия.

Удивительно, что Печорин, понимая все это, в то же время не видит истоков своей трагедии. Он размышляет следующим образом: «Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого…” Получается, что весь мир, окружающий Печорина, построен на законе духовного рабства: мучают, чтобы получить удовольствие от страданий другого. И несчастный, страдая, мечтает об одном — отомстить обидчику. Зло порождает зло не само по себе, но в мире без Бога, в обществе, где попраны нравственные законы, где только угроза юридического наказания как-то ограничивает разгул вседозволенности.

Печорин постоянно ощущает свою нравственную ущербность: он говорит о двух половинах души, о том, что лучшая часть души «высохла, испарилась, умерла”. Он «сделался нравственным калекой” — вот истинная трагедия и наказание Печорина.

Причины возникновения

Персонажи, о которых идет речь в этой статье, стали появляться на страницах произведений русских писателей в Николаевскую эпоху. В 1825 году произошло восстание декабристов. Последующие десятилетия правительство пребывало в страхе, но именно в это время в обществе появился дух свободы, стремления к переменам. Политика Николая I была довольно противоречива.

Царь вводил реформы, призванные облегчить жизнь крестьян, но при этом делал все для укрепления самодержавия. Стали появляться различные кружки, участники которых обсуждали и критиковали действующую власть. Помещичий образ жизни для многих образованных людей вызывал презрение. Но беда в том, что участники различных политических объединений принадлежали к тому обществу, к которому вдруг воспылали ненавистью.

Однако нигилистические взгляды Евгения Базарова не излагаются прямо и подробно, и их приходится выстраивать, опираясь на отрывочные высказывания героя. Стоит вспомнить, что разговор о нигилизме начинает не сам Базаров, а Аркадий Кирсанов. Споры с Павлом Петровичем Базаров ведет лениво, спокойно, с холодной и безразличной усмешкой, не стремясь навязать и распространить свои идеи; только в отношениях с Одинцовой проявляется страстная натура Базарова, но это страсть касается исключительно личной жизни, но не мировоззрения. Отрицание Базарова универсально и охватывает все сферы жизни, но в одних случаях герой высказывается прямо, а в других предпочитает выражать свои мысли молчанием и намеками. С одной стороны, нигилизм Евгения является результатом его научных исканий, а с другой — разумным анализом требований времени.

Отношения Евгения Базарова и Анны Одинцовой похожи на поединок двух сильных и волевых личностей, ведь неожиданно для Базарова за внешностью светской львицы открывается умная и независимая женщина, во многом равная главному герою. В начале они вызывают друг у друга взаимный интерес, который затем разрастается в близкое к любви чувство. Однако страстное решающее объяснение Базарова вызывает у Анны Одинцовой не ответные эмоции, а опасения: в ней стремление к покою и эгоизм оказываются важнее настоящей любви. Таким образом, в отличие от прежних литературных героев, Базаров не спасается бегством от близкой женщины, а открывает в себе, даже вопреки собственным убеждениям, способность любить и признавать эту любовь.

Полезный материал по теме:

Чацкий

Герой Грибоедова отвергает косные устои фамусовского общества. Он обличает чинопочитание и слепое подражание французской моде. Это не остается без внимания у представителей фамусовского общества – хлестовых, хрюминых, загорецких. В результате Чацкого считают странным, если не сказать сумасшедшим.

Евгений Онегин

Одиночество

Евгений поначалу пытается сочинять. Но писателя из него не выходит. Затем начинает увлеченно читать. Однако и в книгах Онегин не находит морального удовлетворения. Тогда он уединяется в доме умершего дяди, который завещал ему свою деревню. Здесь молодой дворянин, казалось бы, находит для себя занятие. Он облегчает жизнь крестьян: заменяет ярем легким оброком. Однако и эти благие начинания ни к чему не приводят.

Печорин

Итак, Евгений Онегин. А.С. Пушкин уже в первой главе своего романа рисует законченный образ светского молодого человека. Он не лучше и не хуже прочих: образован, подкован в вопросах моды и приятных манер, ему свойствен светский лоск. Праздность и мелкая суета, пустопорожние разговоры и балы — вот чем заполнена его однообразная, блестящая внешне, но лишённая внутреннего содержания жизнь.

Григорий Александрович Печорин, как и Онегин, принадлежит к дворянскому кругу. Он богат, имеет успех у женщин и, казалось бы, должен быть счастлив. Однако Печорин постоянно переживает острое чувство недовольства собой и окружающими, всякое дело очень скоро становится для него скучным, даже любовь утомляет его. Находясь в чине прапорщика, он не стремится к большему, что свидетельствует об отсутствии у него честолюбия, а также и о его отношении к службе.

Демону наскучило зло, но творить добро он не может. А его любовь погибает вместе с Тамарой:

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде во вселенной.

Общие признаки

лишние люди в литературе


Смотреть галерею

Базаров

Политические споры проникли во все сферы жизни. И, безусловно, стали темой художественных и публицистических произведений. Но было в то время еще одно явление, которое заинтересовало писателя Тургенева. А именно – нигилизм. Приверженцы этого течения отвергали все, что имеет отношение к духовному.

Рудин

Однажды в доме Ласунской появляется некто Рудин. Этот человек склонен к полемике, чрезвычайно пылок, и остроумием своим покоряет слушателей. Гости и хозяйка дома зачарованы удивительным красноречием Рудина. Ласунская предлагает ему пожить в ее доме.

Для того чтобы дать четкую характеристику Рудину, Тургенев рассказывает о фактах из его жизни. Этот человек родился в небогатой семье, но никогда не имел стремления заработать, выбраться из нужды. Сперва жил на гроши, которые присылала ему мать. Затем существовал за счет богатых друзей. Рудин еще в юности отличался необыкновенным ораторским мастерством. Он был человеком довольно образованным, потому как весь свой досуг проводил за чтением книг. Но беда в том, что за речами его ничего не следовало. Ко времени знакомства с Ласунской он стал уже человеком, изрядно потрепанным жизненными невзгодами. К тому же стал болезненно самолюбив и даже тщеславен.

Впору слагать под школьными окнами частушки:

«Крови требует с утра гадина голодная —

Подпишитесь на нас в telegram

Вечно у тебя другие виноваты. Они же дети! Наш класс – дружная семья и всё у нас общее: раз ВСЕ лезут к тебе одному, — значит, либо ты врёшь (я же не видела, как это было, а НАС МНОГО, все они вместе говорят против тебя, вот и не могут быть неправы), либо ищи проблему в себе! — ПРАВДА, РЕБЯТА?!

(ГДЕ ПУЛЕМЁТ?! ПРОШИТЬ МАРТЫШКУ. БОЖЕ, НЕ ДАВАЙ МНЕ ОРУЖИЯ В РУКИ. )

Потом сын неделю проболел. Вышел – класс встретил его хоровым воплем:

— Покупай Алине чашку.

— Какую чашку? – опешил ничего не понимающий Серафим.

— Ты разбил Алинину чашку на Восьмое марта! – авторитетно заявила есенинская женщина. – Алина говорит, что видела, как ты разбивал, а значит, это так и есть. — Правда, ребята? Наш класс – дружная семья! Вот как ты девочек уважаешь – чашку Алины на Восьмое марта разбил.

Серафим решил не заморачиваться и побегать наравне со всеми… На бегу нечаянно задел стену… — Это же просто ужас! – пафосно возмутилась Надя. – Серафим, ты нарочно НАМ ВСЕМ стараешься навредить? Скажи, ты хочешь сломать или испачкать НАШУ СТЕНУ?!

— Я не буду сдавать свой дневник за то, что другие балуются.

— Ах так, ты не будешь сдавать свой дневник. Тогда в угол становись!

должен стать в угол, если балуются
другие
?!

— Потому что наш класс – дружная семья! Ах, ты не стал в угол? Тогда я в журнал тебе двойку поставлю! – фря-садюга входит во вкус. – И учти: с двумя двойками ты уже – двоечник, а двоечнику пятёрок никогда больше не видать. Ты останешься на второй год, и мы будем жаловаться на тебя директору, потому что у меня все дети послушные, а ты один бессовестный! (Для справки: по уставу этой школы, оценки должны начинать ставить со второго семестра второго класса…)

Надо, надо мне

идти к завучу и/или к директору — бороться за права человека… Чтобы всему педсоставу жарко стало… Всем дам, и оптом и в розницу. Хуже уже не будет… Устроила сегодня грозу в школе, всех и каждого припекла до костей. Кипиш был хороший, долго будут помнить! Забыл сын дома тетрадку для математического факультатива… Факультатив должен был идти пятым уроком (6 уроков в пятницу, это в первом-то классе!) — вот я как раз к пятому уроку и прибежала: с тетрадкой и заодно к завучу зайти. Фифуля наша классная временно легла в больницу на сохранение. Замещала её другая учительница – Наталья Васильевна. Картина маслом: Серафим вышел из класса мокрый, красный, растерзанный, брюки разорваны и в грязи, и видно, что плакал. Это первый раз такой случай, он никогда ещё не плакал при них, я запрещала, говорила: дома в моих объятиях поревёшь, — я пожалею, а перед ними — много чести. Видно, сегодня был особенный день, — Серафим в одиночку отбивался от СЕМЕРЫХ…

Тяжёлый случай. Медицина здесь бессильна. Синхронный приступ амнезии и генеральской глухоты… — В том числе и ваш Никита. Сорвавшаяся с цепи бешеная хабалка загорланила на весь школьный коридор: — Да ну тебя с твоим враньём, за***ла уже, от****сь (рядом, у раздевалки слушают, раскрыв рот, уборщицы, охранник, ДЕТИ. ), пошла в ***… Я пошла, но не туда, куда это существо указало, а в атаку: — Сама иди отсюда вон! — Чего?! Ты — мне?!

— Мы с тобой

Сидят подоспевшие за детьми родители – нужные люди

Тут опять подошла Наталья Васильевна, я пересказала всё это ей, снова к завучу поднялась и ещё всю учительскую оповестила…

Теперь сижу, глотаю травяной чай, медленно выпускаю пар и — с трудом — пытаюсь успокоиться…

Но, пока я жива – за сына горло перегрызу.

Обломов

Кто такой Обломов? Это потомок помещичьего рода, которому скучно работать в конторе, а потому он сутками не встает со своего дивана. Это общепринятое мнение, но оно не совсем верное. Обломов не смог привыкнуть к петербургской жизни, потому как люди, окружавшие его, сплошь расчетливые, бессердечные личности. Главный герой романа, в отличие от них, умен, образован и, самое главное, обладает высокими душевными качествами. Но отчего же он тогда не хочет трудиться?

Лишние люди в русской литературе встречаются в произведениях классиков девятнадцатого века. Это актуальная тема, которая основана на реалиях сложившейся в стране ситуации. Общество пребывает в состоянии кризиса, русский народ страдает от политических реакций, социального неравенства. Лишние люди в литературе обладают определенными характеристиками:

  • Хорошее образование, острый ум, наличие таланта;
  • Одаренность, богатство;
  • Отношение к светскому обществу;
  • Нереализованность собственных способностей;
  • Отсутствие смысла, цели в жизни;
  • Трата времени на разгульную жизнь;
  • Приверженность к развлечениям;
  • Отсутствие чувства удовлетворения, нужности;
  • Трагический конец жизни.


Лишний человек в русской литературе не понят социумом, одинок. Писатели не выдумали данного персонажа. Такие люди действительно встречались. Они болезненно переживали общественный кризис, не могли найти себе применения. Большой отпечаток на судьбы лишних людей наложило передовое дворянство.

Образ лишнего человека в русской литературе

Тема лишнего человека в русской литературе раскрывается через появление неразрешимого конфликта с окружающим миром. Жизнь преподносит урок, оставляя персонаж наедине с собой. Общество трудно переживало политические перемены, общественное давление, революцию. Сильные люди смогли найти свое призвание в этих условиях, но ранимым, тонким натурам было сложно определить свой дальнейший путь развития. Они останавливались на достигнутом уровне, лишались интереса к жизни.

Лишние люди в русской литературе 19 века – особенности

  • Герой родился в богатой семье, получил хорошее воспитание, обучился манерам;
  • Евгений ни в чем себе не отказывал, посещал театры, балы, светские вечера;
  • Он не приучен к труду, поэтому попытки заняться делом не увенчались успехом;
  • Онегин с удовольствием берется за новое задание, но не может ничего довести до конца;
  • Персонаж неприспособлен к жизни, он ощущает свою ненужность в профессиональной области;
  • Евгений нравится женщинам, однако он не способен испытывать искренние чувства;
  • Он остается один, потеряв любовь Татьяны. Свобода казалась герою важнее, чем отношения;
  • Онегин впадает в хандру, чувствует себя лишним человеком.

Главная проблема этого персонажа – отрешенность от окружающего мира. Несмотря на свой ум, наблюдательность, состояние, он страдает. Пушкин создал портрет одного из многих представителей дворянства девятнадцатого века.

Тип лишнего человека в литературе 19 века

Лишнего человека принято считать отдельным типом литературного героя. Эти люди имеют схожий род занятий, мировоззрение и духовный облик. Изучить данный тип можно на примере Печорина. Этот персонаж и имеет ряд сходств с Онегиным, но во многом отличается от пушкинского героя:

  • Дворянский интеллигент постоянно ищет свое место в жизни;
  • Он талантливый, образованный юноша, разносторонне развитый, начитанный;
  • Все, с кем встречается Печорин, остаются несчастными;
  • Персонаж спорит с нравственными канонами, проверяет судьбу;
  • Герой постоянно размышляет, он ищет причину собственной неудовлетворенности;
  • Каждая рисковая ситуация для него – это тест, проверка судьбы;
  • Печорин тратит время на развлечения, бессмысленные соревнования, споры;
  • Герой так и не смог найти себя, став лишним человеком.

Независимо от разницы в характерах, оба героя остались за бортом жизни. Причиной стало их неумение искренне относиться к людям, чрезмерная любовь к себе. Лишние люди слишком рьяно оберегали свою свободу. В итоге они ее получили, но эта свобода принесла им только страдания.

Час пробил! Эта статья - первая в курсе ликбеза по литературе и, надеюсь, далеко не последняя. Она содержит уникальный контент, который помогает моим ученикам сдавать ЕГЭ по литературе на высшие баллы. Почему? Ответ: материал собран из многих источников, написан мной и подан внятно. В таком виде его нет в школьных или вузовских учебниках. Так что наслаждайтесь, ставьте лайки и задавайте вопросы.

Григорий Печорин (слева) и Евгений Онегин в современной интерпретации. Милашки! Оригинальная иллюстрация с просторов Интернета.

Григорий Печорин (слева) и Евгений Онегин в современной интерпретации. Милашки! Оригинальная иллюстрация с просторов Интернета.

Джордж Гордон Байрон - английский поэт-романтик. Создатель героя "байронического типа". Под его влиянием были созданы некоторые произведения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, а Е. Онегин и Г. Печорин переняли определенные черты.

Джордж Гордон Байрон - английский поэт-романтик. Создатель героя "байронического типа". Под его влиянием были созданы некоторые произведения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, а Е. Онегин и Г. Печорин переняли определенные черты.

Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей. Евгений Онегин. Иллюстрация Е. П. Самокиш-Судковской

Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей. Евгений Онегин. Иллюстрация Е. П. Самокиш-Судковской

Русская классическая литература признана во всем мире. Она богата многими художественными открытиями. Многие термины и понятия присущи только ей и неизвестны мировой литературе.

Одинокий, отвергнутый обществом или сам отвергший это общество "лишний человек" не был плодом фантазии русских писателей XIX века, он был замечен ими как болезненное явление духовной жизни русского общества, вызванное кризисом общественной системы. В личных судьбах героев, которых принято называть "лишними людьми", отразилась драма передового дворянства

Цель данного исследования: дать обоснование уместности или неуместности употребления термина "лишние люди"

- проследить развитие образа "лишнего человека" в русской литературе 19-го века;

- раскрыть роль "лишних людей" в конкретных произведениях;

- выяснить значение данных персонажей для русской литературы;

В своей работе я стремилась ответить на вопросы:

- кто такой "лишний человек?

- нужен, полезен ли он миру?

Предмет исследования: образы "лишних людей" в русской литературе

Объект исследования: произведения русских писателей 19-го века

Так почему же такой умный и образованный человек не желает трудиться? Ответ прост: Илья Ильич так же, как Онегин и Печорин не видит смысла и цели такого труда, такой жизни. “Этот не разрешенный вопрос, это неудовлетворенное сомнение истощают силы, губят деятельность; у человека опускаются руки, и он бросает труд, не видя ему цели”, — писал Писарев.

Жизнь персонажа Гончарова - розовые мечтания на мягком диване. Тапочки и халат - неотъемлемые спутники обломовского существования и яркие точные художественные детали, раскрывающие внутреннюю сущность и внешний образ жизни Обломова. Живя в придуманном мире, отгороженном пыльными шторами от реальной действительности, герой посвящает свое время построению несбыточных планов, ничего не доводит до конца. Любое его начинание постигает участь книги, которую Обломов читал уже несколько лет на одной странице.

Главное сюжетной линией в романе являются взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской. Именно здесь герой раскрывается нам с лучшей стороны, открываются его самые заветные уголки души. Но, увы, в итоге он поступает так, как уже знакомые нам персонажи: Печорин и Онегин. Обломов решает прервать отношения с Ольгой ради ее же блага;

Все они оставляют любимых женщин, не желая причинять им боль.

Читая роман, невольно задаешься вопросом: почему же всех так тянет к Обломову? Очевидно, что каждый из героев находит в нем частичку добра, чистоты, откровения - всего того, чего так не хватает людям.

Гончаров в своем романе показал разные типы людей, все они прошли перед Обломовым. Автор показал нам, что Илье Ильичу нет места в этой жизни, так же как Онегину, Печорину.

Александр Чацкий и Евгений Базаров

Д.И. Писарев отмечает некоторую предвзятость автора по отношению к Базарову, говорит, что в ряде случаев Тургенев испытывает невольную антипатию к своему герою, к направлению его мыслей. Но общее заключение о романе сводится не к этому. Критическое отношение автора к Базарову воспринимается Дмитрием Ивановичем как достоинство, поскольку со стороны виднее достоинства и недостатки и критика будет плодотворнее раболепного обожания. Трагедия Базарова, по мнению Писарева, состоит в том, что для настоящего дела в действительности нет благоприятных условий, а потому автор, не имея возможности показать, как живет и действует Базаров, показал, как он умирает.

Все герои: и Онегин, и Печорин, и Обломов, и Лаврецкий, и Чацкий во многом похожи. Они дворянского происхождения, от природы наделены недюжинными способностями. Они блестящие кавалеры, светские франты, разбивающие женские сердца (исключением, наверное, будет Обломов). Но это для них – скорее дело привычки, чем истинная потребность. В душе герои чувствуют, что это им совсем не нужно. Они смутно хотят чего-то настоящего, искреннего. И все они хотят найти применения своим большим возможностям. Каждый из героев по-своему стремится к этому. Онегин больше действует (пробовал писать, хозяйствовать в деревне, путешествовал). Печорин же больше склонен к размышлению и самоанализу. Поэтому о внутреннем мире Григория Александровича мы знаем гораздо больше, чем о психологии Онегина. Но если на возрождение Евгения Онегина мы можем еще надеяться, то жизнь Печорина заканчивается трагически (он умирает от болезни по дороге), впрочем, Обломов тоже не оставляет надежд.
Каждый герой, несмотря на успех у женщин, не находит счастья в любви. Во многом это объясняется тем, что они большие эгоисты. Часто чувства других людей для Онегина и Печорина ничего не значат. Для обоих героев ничего не стоит разрушить мир других, любящих их, людей, растоптать их жизнь и судьбу.
Печорин, Онегин, Обломов и Лаврецкий во многом похожи, многим различаются. Но главная их общая черта – это неспособность героев реализовать себя в своем времени. Поэтому все они несчастны. Имея большие внутренние силы, они не смогли принести пользы ни себе, ни окружающим людям, ни своей стране. В этом их вина, их беда, их трагедия…

Человек не может быть лишним, поскольку по своей природе является уникальным. Каждый из нас не зря приходит в этот мир. Ничего не бывает просто так, всему есть значение и объяснение. Если задуматься, каждый человек может одним своим существованием делать кого-то счастливым, а если он приносит счастье в этот мир, значит, он уже не бесполезен.

Такие люди уравновешивают мир. Своей несобранностью, нерешительностью, медлительностью (как Обломов) или, наоборот, метаниями, поиском себя, поиском смысла и цели своей жизни (как Печорин) они будоражат остальных, заставляют их задуматься, пересмотреть взгляд на окружающее. Ведь если бы каждый был уверен в своих желаниях и целях, то неизвестно, что бы стало с миром. Ни один человек не приходит в этот мир бесцельно. Каждый оставляет свой след в сердцах и умах кого-то. Не бывает ненужных жизней.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый человек, приходящий в этот мир нужен, и термин "лишние люди" не справедлив.


Ли́шний челове́к — литературный тип, характерный для произведений русских писателей 1840-х и 1850-х гг. Обычно это человек значительных способностей, который не может реализовать свои таланты на официальном поприще николаевской России.

Пьер испытывал несчастную способность многих, особенно русских людей, — способность видеть и верить в возможность добра и правды, и слишком ясно видеть зло и ложь жизни, для того чтобы быть в силах принимать в ней серьезное участие. Всякая область труда в глазах его соединялась со злом и обманом. Чем он ни пробовал быть, за что он ни брался — зло и ложь отталкивали его и загораживали ему все пути деятельности. А между тем надо было жить, надо было быть заняту. Слишком страшно было быть под гнетом этих неразрешимых вопросов жизни, и он отдавался первым увлечениям, чтобы только забыть их. Он ездил во всевозможные общества, много пил, покупал картины и строил, а главное читал.

Читайте также: