Положение на национальных окраинах империи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Гражданская война на Украине. 29 октября в Киеве была свергнута власть временного правительства и образована Украинская Центральная Рада. Перед Центральной Радой встал выбор: поддержать сторонников свергнутого Временного правительства, признать власть большевиков или провозгласить независимость Украинского государства.

Решение этого вопроса ускорили сами большевики, попытавшись захватить власть в Киеве. 10 ноября (29 октября) 1917 г. в городе начались бои между большевиками и сторонниками Центральной Радой. Воспользовавшись этим, войска, преданные Центральной Рады, заставили враждующие стороны прекратить бои и установили свой контроль над городом. В этой ситуации 22 (7) ноября 1917 Центральная Рада издала свой III Универсал.

Национальная политика большевиков. Ряд национальных окраин вошел в состав РСФСР на правах автономий. 1 ноября советская власть победила в Туркестане. В конце ноября в Коканде было провозглашено местное национальное правительство, но вскоре оно было ликвидировано красногвардейцами, и Туркестан вошел в состав РСФСР. Недовольные начали басмаческое движение. Весной 18 г. в составе РСФСР были созданы Татаро-Башкирская и Кубано-Черноморская автономные республики.

Большевики не имели в этот период четкой модели национально-государственного устройства. Они представляли Советскую республику как федерацию советских территорий. Затем они начали признавать государственную самостоятельность только за национальными образованиями. В 1918 г. в РСФСР входили Башкирская, Татарская, Киргизская, Горская, Дагестанская республики, Чувашская, Калмыцкая, Марийская, Удмурсткая области и коммуны – Карельская и немцев Поволжья.

В ходе гражданской войны Туркестан оказался отрезанным от остальной территории России. Здесь была создана Красная армия и в сентябре 1919 г. она под командованием М. Фрунзе прорвала окружение и восстановила связь с центром России.1 февраля 1920 г. началось восстание против Хивинского хана, и была провозглашена Хорезмская республика. В августе 1920 г. при поддержке Красной армии был свергнут бухарский эмир и в ноябре 1920 г. курултай провозгласил Бухарскую народную республику. В 1921 г. басмачей возглавил бывший военный министр Турции Энвер Паша, надеявшийся создать союзное Турции государство. Он объединил басмачей, установил связь с афганцами и занял большую часть Бухарской республики. В августе 1922 г. в бою Энвер Паша погиб. Туркестанское бюро ЦК РКП(б) пошло на уступки мусульманам - им возвратили мечети, восстановили шариатский суд, и религиозные школы. Это лишило басмачей народной поддержки.

Дальний Восток. Опасаясь активизации японских сил на Дальнем Востоке большевики, в начале 1920-го года, приостановили продвижение своих войск на восток. На территории Дальнего Востока от Байкала до Тихого океана была сформирована Дальневосточная республика (ДВР) со столицей в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ). В апреле — мае 1920 большевистские войска Республики дважды пытались изменить в свою пользу положение в Забайкалье, но из-за недостатка сил обе операции завершились безуспешно. К осени 1920 японские войска благодаря дипломатическим усилиям ДВР были выведены из Забайкалья, и в ходе третьей Читинской операции (октябрь 1920) войска Амурского фронта НРА и партизаны нанесли поражение казачьим войскам атамана Семёнова, 22 октября 1920 г. заняли Читу и в начале ноября завершили захват Забайкалья. Остатки разгромленных белогвардейских войск отошли в Маньчжурию. В это же время японские войска эвакуировались из Хабаровска.

Империя имеет свои характерные признаки:

  • высокая концентрация власти;
  • распространение этой власти на обширную территорию;
  • разнородность этнического и культурного состава населения;
  • мощность бюрократического аппарата.

По данным признакам Россия являлась классической империей. К окраинам Российской Империи в этот период относились территории Восточной Европы, Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, которые были присоединены с 1552 до 1905 года. Эти территории не относились к зоне формирования великорусского этноса, сосредоточенного на Русской равнине. К началу нового XIX века Российская Империя была государством многонациональным, а в политическом отношении представляла собой конгломерат большого количества внутренних и окраинных регионов.

Правда, включение регионов в пространство империи имело неоднородную типологию. В традиционном плане территории присоединялись либо в результате военного конфликта – посредством военной силы, либо в результате добровольного вхождения в состав империи. Например, Финляндия была присоединена в результате военного конфликта. Грузия является примером добровольного вхождения в состав Российской Империи.

Таким образом, основу территориального расширения составляли имперские военно-стратегические и экономические интересы.

Важнейшей задачей территориального расширения была интеграция новых земель в имперское политико-административное пространство, что являлось длительным и сложным процессом.

Вырабатывая политику относительно окраинной территории, правительство руководствовалось значением региона для государства, потому что они имели разный уровень социально-экономического и политического развития, разный национальный состав.

Западные окраины Российской Империи – Финляндия и Польша, находились на более высоком уровне, а уровень Кавказа, Сибири и Дальнего Востока был значительно ниже.

Готовые работы на аналогичную тему

Российские окраины отличались и по национальному составу, например, Польша, Финляндия, Кавказ выделялись перевесом нерусского населения. Что касается Сибири, прежде всего, и других азиатских окраин, то преобладающими там населением впоследствии стали русские.

Российское самодержавие находилось перед постоянным выбором – вводить на окраинах общегосударственную систему управления или предоставлять некоторую административную автономию.

Благодаря Александру I автономный статус получили царство Польское и Великое княжество Финляндское, несмотря на то, что обе территории отошли России в результате военных действий.

В этом случае, по мнению современников, Император щеголял либерализмом. Под окраиной понимали земли, удаленные от центра, которым являлась Москва.

Модель управления западной окраиной

Управление окраинами шло параллельно с процессом формирования территории государства. Огромная территория значительно различалась между собой по климату, рельефу, по уровню хозяйственного освоения и экономического развития. Объединение земель могло идти только из центра, каким являлась Москва, а Киев таким центром выступать уже не мог. Все эти различия государство должно было учитывать при проведении внутренней политики.

В основу выработки окраинной политики были положены три принципа – увеличение поступлений от налогов, удобство управления, безопасность границы государства, но проведение единых мероприятий для всех окраин было невозможно.

Особенность российской национальной политики в Финляндии, которая в течение длительного времени была в составе Швеции, являлось то, что делопроизводство велось на шведском языке. Шведы правили здесь в течение веков, а сама Финляндия самостоятельного статуса никогда не имела.

Изменение ситуации произошло в 1809 г. – шведы проиграли войну русским и по условиям мира потеряли Финляндию, где проживали шведы и финны. В результате, Александр I для этого региона выбирает очень сдержанную политику и наделяет территорию большой самостоятельностью.

Княжество находилось под управлением сейма, напоминавшего славянское вече. На территории княжества нельзя было без согласия сейма вводить новые законы или отменять старые. Во главе княжества стоял генерал-губернатор, назначаемый Императором. Административные вопросы решал Комитет главного управления Финляндии, состоявший из 12 жителей, подчинявшихся генерал-губернатору. В системе образования и самоуправления у княжества была полная самостоятельность. Финляндия, находясь в статусе отдельного княжества российского, уверенно развивалась и жила без потрясений.

Кроме того, в Польше проживало большое количество евреев. Исходя из этого, национальная политика Александра I в Польше была другая – полноправным и единственным правителем царства был русский император, при сохранении Конституции, которой сам император тоже присягал.

В руках императора была и законодательная власть, правда, частичные функции отдавались местным сеймам, в которых были только поляки. Сейм мог рекомендовать царю необходимые для принятия законы, но само принятие законов было прерогативой Государственного совета при Императоре. Ключевые посты в царстве занимали только поляки и официальным языком оставался польский, на котором велось делопроизводство.

Национальная политика на Кавказе и в Сибири

Самым сложным районом был Кавказ, где в начале XIX века проживало около 50 народностей, обладавших своим языком, культурой, религией.

Присоединение Северного Кавказа к Российской Империи предполагалось двумя путями. С одной стороны, представители военной элиты – П. Цицианов, А. Ермолов и другие предлагали исключительно насильственный путь. Они рассматривали чуждый им мир горских народов как хищнический и разбойный. Представители второй модели – А. Грибоедов и Н. Мордвинов, выступали за мирный диалог и предоставление горским народам определенных прав.

Включение Северного Кавказа в состав Российской Империи имело для народов положительное значение, способствовало развитию их культуры и экономики. Появлялись новые отрасли, росла торговля, в прошлое уходили рабство, кровная месть, прекратились междоусобные войны.

Российская Империя проводила здесь довольно мягкую национальную политику – регионы не утратили свой статус, язык и традиции. А вот сама Российская Империя испортила отношения с Турцией и Ираном, заявлявших свои права на этот регион.

В течение всего XIX века, ни в эпоху Александра I, ни во время 30-летнего царствования Николая I, целостной доктрины в отношении национальной политики царских окраин так и не было выработано. Сановный Петербург на вновь присоединенных территориях стремился ввести общероссийскую систему управления, что, по их мнению, должно было привести к быстрому и окончательному закреплению окраинных территорий в составе Империи, а значит повышению авторитета правящей династии на мировой арене.


Правивший в Российской империи с 1825 по 1855 год император Николай I вошел в историю как правитель консервативного толка. Он боролся с инакомыслием и некоторыми общественными движениями. Следовательно, его национальная политика велась в таком же консервативном ключе, от нее страдали некоторые национальности государства, на которые накладывались различные ограничения.

В западных губерниях

Основным направлением национальной политики Николая I стали западные губернии. Это связано с восстанием в царстве Польском в 1830-1831 годах, которое вспыхнуло под влиянием революции во Франции.

Император Николай I

Рис. 1. Император Николай I.

Подавление восстания потребовал от императора решительных действий в отношении польского населения.

Во-первых, была отменена польская конституция 1815 год, которую даровал старший брат Николая I – Александра I. Вместо конституции в 1832 году был введен Органический статус. В нем подтверждалась свобода вероисповедания и особый статус римско-католической церкви.

Во-вторых, был ликвидирован польский сейм. Вопросы, которые ранее относились к его компетенции назначенного в Привислянский край генерал-губернатора.

Следующей мерой стала ликвидация польской армии. С 1830-ых годов и до начала Первой мировой войны в регионе могла находиться только русская императорская армия. В годы правления Николая I в Варшаве была построена цитадель, которую можно было использовать для обстрела города в случае очередного мятежа. Однако, в польских губерниях сохранялась некоторая автономия, в том числе и местные советы.

Николай I предпринял меры против польских образовательных учреждений. Например, закрыл университеты в Вильно и Варшаве, а также лицей в Кременце.

После отмены польской конституции на территории Российской империи осталась только одна территория, где конституция была – Великое княжество Финляндское. Аналогично и сейм (парламент) сохранился только там. При Николае I в Петербурге появилась должность министра-статс-секретаря Финляндии от финской аристократии с правом личного доклада императору.

Николай I Польские губернии

Рис. 2. Николай I Польские губернии.

Еврейский вопрос

К 1825 году в Российской империи проживало многочисленное еврейское население. После упразднения царства Польского его численность еще больше выросла и продолжала увеличиваться. В 1835 году было принято специальное Положение с описанием статуса еврейского населения России. Оно предполагало следующие меры:

  • Введение воинской повинности для евреев.
  • Разрешено переселение евреев в Сибирь. Переселенцы могли получить русские фамилии и имена. Власти предполагали, что произойдет ассимиляция небольшого количества евреев.
  • Ликвидация самостоятельности кагалов (еврейских общин).

Не все евреи в армии были крещеные. В батальонах существовали даже собственные раввины. Также в 1843 году власти начали выселять евреев из приграничной полосы на границе с Австрией и Пруссией. Переселенцам предоставляли материальную помощь, но указ выполнялся пассивно.

Портрет Николая I

Рис. 3. Портрет Николая I.

События национальной политики 1825-1855 гг. можно оформить в виде такой таблицы:

Направление

Результат

Сохранение сейма, конституции, появление министра-статс-секретаря в Петербурге

Отмена почти всех институтов царства Польского периода 1815-1830: армия, конституция, учебные заведения

Власти стали призывать евреев в армию и переселять их в Сибирь

Что мы узнали?

Кратко о национальной политике Николая 1 следует знать, чтобы лучше понять общий консервативный курс его деятельности. Привилегированное положение при нем сохранила Финляндия, а в отношении евреев и поляков вводились различные ограничения.

Один из самых острых вопросов России в 2-ой четверти 19 века заключался в национальном развитии страны. Национальная политика Николая 1 была достаточно гибкой. Это выражалось в том, что к каждому народу страны предъявлялись свои требования и давались свои права. Для некоторых прав было больше, для некоторых меньше. В целом политика заключалась в том, чтобы сохранять порядок в государстве и по возможности предоставлять более либеральные условия народностям, проживающим на окраинах государства. Правительство наделяло особым административным статусом территории, которые имели пограничное расположение, поскольку в большинстве своем это были территории, присоединенные не так давно, а также потому, что на большей части этох территорий проживали люди, которые стремились воссоздать государства, независимые от России.

При изучении национальной политики эпохи правления Николая 1 важно рассмотреть события, которые касаются следующих направлений:

  • Финляндия.
  • Польша.
  • Западные окраины.
  • Еврейский вопрос.

Политика в отношении Польского царства

Восстание в Польше 1830-1831

Эти события и волна польского патриотизма привели к тому, что в Польше произошла революции 1830 года. Длилась она без малого 2 года. Восстание началось в ноябре 1830 года с покушения на убийство князя Константина в польской столице. В ходе восстания местное дворянство объявило, что Конституция 1815 года больше не действительна, Польша объявляет себя самостоятельным государством во главе которого становится Правительство во главе с Чарторыйским. Для подавления мятежа Николай 1 отправил армию под командованием Дибича. Численность армии составляла 120 000 человек. Они одержали победу над поляками при Гроховом, Однако вскоре после победы Дибич умер от холеры. Ему на смену назначили генерала Паскевича, который в сентябре 1831 года занял в Варшаву. На этом революция закончилась. Подавление польского восстания вынудило Николая 1 ввести целый ряд корректив в национальную политику Польши:

  • Полностью отменялась Конституция 1815 года. Вместо Конституции применялся документ под названием Органический статус.
  • Сейм был полностью ликвидирован. Все вопросы, которые ранее обсуждались на сейме, переходили под контроль местному генерал-губернатору.
  • Польская армия ликвидировалась. Полякам запрещалось иметь свою армию. В этом регионе могла находиться только русская армия.
  • Польское царство сохраняло свою автономию, а также местные советы.
  • В наказание за проведение революции в Польше был закрыт целый ряд образовательных учреждений. В частности были закрыты университеты в Виленском и в Варшаве.

Николай 1 отчетливо понимал, что Польша является огромной проблемой для Российской империи, поскольку поляки продолжают вынашивать идею в создание Речи Посполитой. Любые Конституции и любые послабления здесь воспринимались не как попытка России лишить национальную проблему в Польше, а как первый шаг. Польское дворянство было уверено, что Россия обязана воссоздать Речь Посполитую. Для решения польского вопроса Николай 1 приказал возвести цитадель, пушки которой могли бы обстреливать Варшаву.

Национальная политика в Финляндии и Прибалтике

Немногочисленные, но важные перемены произошли при Николае 1 в национальной политике Финляндии и прибалтийских земель. Финляндия по-прежнему сохраняла статус автономии. Ещё Александр Первый, при присоединении территории в 1809 году, понимал, что финские и шведские народы, которые населяют эту территорию, обладают различным менталитетом и различной культурой со славянами. Поэтому вести здесь жесткую национальную политику нельзя. Во многом из-за этого здесь была создана автономия, где Великое княжество Финляндское обладало практически всеми функциями государства. При Николае Первом эти функции расширились. Например, в столице Российской империи теперь находился министр-статс-секретарь Финляндии, который избирался из финского дворянства, и который имел право личного доклада царю.

Коренных изменений в политике Финляндии Николай 1 не вводил. Достаточно сказать, что финский сейм за годы его правления собирался всего несколько раз по незначительным вопросом. Этот регион жил своей полноценной жизнью и никаких существенных изменений здесь не происходило.

Прибалтийские земли также имели особый статус и в эпоху правления Николая 1 приобрели статус важных экономических районов страны. Прежде всего за счёт того что здесь активно развивалась торговля. Губернии имели прямой выход к морю и важным торговым путям, что этому способствовало. В это время стали образовываться такие крупные торговые и экономические города как Вильно, Рига и Ревель.

Политика в отношении Западного края

Западный край включал в себя большинство западных земель вдоль границы. Этот район состоял из земель 3-х провинций:

  1. Украинские губернии: Подольская, Киевская и Волынская.
  2. Литовские губернии: Ковенская и Виленская.
  3. Белорусские губернии: Витебская, Минская, Могилевская, Гродненская.

Эти земли располагались вдоль границы и обладали обособленным статусом. Причины этого мы частично оговаривали выше. Можно только отметить, что любое государство, особенно такое больше как Россия, ведет мягкую политику на окраине, особенно в отношении народов, которые склонны к бунтам. Для таких народов издают отдельные законы, налоги и так далее. В том числе создаются и отдельные экономические условия.

Старые предприятия Донбасса

Для экономического развития и общественного движения в Украине было характерно, что на этой территории нашли большое количество полезных ископаемых. Прежде всего, железа и угля. Следовательно здесь был заложен фундамент для развития этих отраслей промышленности. Это очень хорошо прослеживается если рассматривать цифры по количеству работающих предприятий в этом регионе. Если в 1825 году на территории украинских губерний работало 650 промышленных предприятий, то к концу правления Николая 1, в 1850 году этих предприятий было уже 1650. Очень влажными для развития экономики региона были торговые морские пути. Для этих целей здесь развивались морские порты. Большими темпами шло развитие портов в Одессе, Николаеве и Херсоне.

Еврейский вопрос

Важнейшие тенденции, проводимой властями политики, в отношении к еврейскому населению, проживающему на территории России заключались в ассимилировании евреев. Для этих целей в 1835 году было принято специальное Положение, которое описывала правовой статус еврейского населения в Российской империи. Согласно этому положению:

  • Евреи имели льготы и пользовались широкими правами.
  • Евреи подвергались воинской повинности. Напомним, что до 1827 года евреи были освобождены от воинской повинности в России. Теперь уже евреи обязаны были служить в армии, но оставалась возможность замены рекрута. Рекрута можно было заменить мальчиком из школы кантонистов. Такие мальчики служили в армии 25 лет. Евреи активно пользовались этой возможностью, направляя в армию сирот и бедных детей, забирай из армии детей богатых семей.
  • Евреям было разрешено переселение в Сибирь. Это был важный момент, поскольку переселения было не масштабным, и в результате него происходила ассимиляция с русским населением, с культурой и традициями. При переселении евреи получали русские имена и фамилии, что раньше было запрещено.

В противовес этому выступала еврейская община. Она была сильной и хорошо организованной, делая всё возможное, чтобы сохранить свою идентичность. Многом из-за этого возможность переселение в Сибирь была закрыта. Переселение предполагало возможность работы на земле, но согласно правилам еврейских общин сельскохозяйственные работы являются недостойными.

В конце хочу подчеркнуть, что еврейский вопрос для Российской империи стоял остро, поскольку еврейское население было четвертым по численности в стране. Больше всего евреев проживало в Польше.

Читайте также: