Тертуллиан верую ибо абсурдно интерпретация фразы кратко об авторе и его взглядах

Обновлено: 02.07.2024

Казалось бы, все правильно: вера есть вера, а разум есть разум, и вместе им не сойтись. В чем же здесь заблуждение? Где парадокс? Начну с простого. Такой цитаты у Тертуллиана нет.

Казалось бы, все правильно: вера есть вера, а разум есть разум, и вместе им не сойтись. В чем же здесь заблуждение? Где парадокс?

Квинт Септимий Тертуллиан родился около 155 г. в языческой семье в Карфагене (Северная Африка). Получив блестящее образование, он провел по-язычески буйную и разгульную молодость, что в дальнейшем сказалось на жестком и непримиримом к язычеству характере его произведений. Примерно в 35-40 лет он принимает христианство, а затем становится священником.

Тертуллиан был одаренным писателем и богословом, оказавшим большое влияние на развитие христианского вероучения. Однако под конец жизни он сам уклонился в ересь монтанизма.

Умер Тертуллиан после 220 г., точная дата его смерти неизвестна.

Заблуждение: чего не говорил Тертуллиан.

Автор размышляет о том, что перевернуло всю человеческую историю и вошло в культуру как Тайна христианства – о воскресении Христа.

Конечно, для взглядов Тертуллиана весьма характерна мысль о том, что разум, требующий доказательств, философия, пытающаяся постичь истину, на самом деле только всё запутывают и извращают… С этим тезисом, конечно, можно и поспорить. В том числе и с христианских позиций. Те мыслители эпохи поздней античности, которых церковная традиция именует отцами Церкви, как раз и занимались созданием философской и богословской системы, облекая в броню рациональных рассуждений то, что содержалось в символической форме в Евангелии. А наука и религия – это не противоположные и соперничающие способы познания мира, а разные. И в чем-то взаимодополняющие друг друга.

Однако речь сейчас не об этом споре, а о знаменитой фразе. И тут все несколько по-иному: гораздо глубже и серьезнее. Если, конечно, использовать не парафразу в трактовке Луначарского, а читать самого Тертуллиана.

Парадокс: что на самом деле хотел сказать Тертуллиан

Невозможно, говорит Тертуллиан, представить себе, что Бог будет убит людьми. По все меркам – человеческим, языческим – это абсурдно, это стыдно. Однако этого потому и нельзя стыдиться, что христианство превосходит человеческие мерки. Потому что то, что стыдно в обыденной жизни, что невероятно с точки зрения мирской логики, может обернуться спасением для человечества. Как обернулся им Крест Христов – орудие самой позорной, самой стыдной казни в Римской империи. Казни на кресте, казни для рабов.

Безумно, подчеркивает Тертуллиан, поверить в то, что Бог мог умереть – ведь боги бессмертны. Однако Истинный Бог приходит к людям так, как ни один мудрец не может придумать: не в силе и славе Юпитера или Минервы, но в образе Страдальца. Вот почему это вполне вероятно: Бог приходит так, как хочет Он, а не так, как это придумывает человек, – сколь абсурдным и нелепым ни казался бы нам этот приход.

Невозможно, продолжает Тертуллиан, представить себе ни погребение Бога, ни Его воскресение. Но эта невозможность и есть самое сильное доказательство для веры. Не математическое доказательство для ума, не естественнонаучный факт, который лишает человека свободы выбора и для принятия которого необходим определенный уровень знаний и интеллекта. А потрясающее прикосновение к Тайне – без которой и вне которой нет никакой религии. Без которой и вне которой наша жизнь превращается в пустое существование, лишенное смысла и цели.

Христос приходит не как великий завоеватель и поработитель. Он приходит как Спаситель всего человечества. Он добровольно принимает на себя все бремя человеческой природы (кроме греха), умирает – чтобы воскреснуть. И Своим воскресением возвращает нам жизнь …

Мы же проповедуем Христа распятого – вот центр, смысл и содержание раннехристианской проповеди: Бог стал человеком, принял крестную смерть и на третий день воскрес. Ибо только так можно было исцелить искаженную грехом природу человека. Ибо только так можно было подарить нам – вновь, как в Эдеме – бессмертие, которого мы по своему желанию и по своему разуму лишились там же. Ибо только так приходит Бог – способом, невообразимым для человека. И потому верным.

Для иудеев это Откровение – соблазн, ведь Мессия не сбросил ига ненавистных римлян. Для эллинов – безумие, ибо боги бессмертны.

Апологет, ставший еретиком

В прошлый раз мы говорили о Клименте Александрийском, который защищал философию, признавая ее полезность для богословия, но были и мыслители, которые отстаивали противоположную точку зрения. Один из самых ярких – Тертуллиан. Тертуллиан отрицал философию в принципе, считал ее вредным учением и источником всех ересей. Давайте разберемся, почему у него сформировалось столь негативное мнение о философии.

О жизни Тертуллиана мы знаем крайне мало. Известно только, что он жил на севере Африки, в Карфагене. Даже о том, был ли он священником или нет, существуют разные предположения. Но точно известно одно: в последние годы жизни Тертуллиан отошел от Православия и впал в ересь монтанистов, впоследствии и в этой ереси разочаровался и основал свое собственное еретическое учение, отличавшееся крайним ригоризмом: требованием полного отказа от мяса, от семейной жизни, от вина и проч.

Евангелие – всего лишь аллегория?!

В чем же причина того, что Тертуллиан яро выступает против философии? Одной из них – может быть, даже главной – является появление ересей и в частности ереси гностиков, особенно популярной в то время. Собственно, гностицизм даже не ересь, потому что это очень далекое от христианства учение, основанное на различных философских концепциях, прежде всего на философии Платона. Гностики утверждали, что христианство – это учение для плебеев, для народа, а истинный смысл евангельского учения доступен только посвященным, только тем, кто знает философию, кто может сквозь простые евангельские примеры и образы увидеть истинный смысл той глубинной картины мироздания, которая скрывается в Плероме – в полноте всего – и раскрывается через вечные уровни бытия – эоны… И где-то на самых низших уровнях воплощается в каких-то конкретных людей – например во Христа, в Богородицу. Ну, и в самом низу, конечно же, мы. Согласно гностикам, евангельская история обязательно требует аллегорического толкования.

Аргумент атеистов

Эта фраза стала бы понятней современному человеку, если ее перевести так: “Верую, ибо чудесно”

Неужели мы, благодаря знанию Платона, лучше понимаем Евангелие, чем апостолы?

Таким образом, о мире возможно знание, но когда в мире начинает действовать Бог, то события приобретают чудесный характер, и понять, объяснить их с точки зрения человеческих знаний невозможно, в реальность этих событий можно только верить. И следовательно, по мысли Тертуллиана, никакие философские толкования текста Евангелия нам не помогут – они нам только помешают! Они уведут нас от правильного, буквального понимания Евангелия. А ведь именно буквальное понимание евангельских событий показывает нам их истинность, а аллегория… Ну какая может быть аллегория?! Во-первых, толкуя Новый Завет аллегорически, мы показываем тем самым, что не верим в реальность евангельских событий. А, во-вторых, мы фактически не верим в Бога, поскольку не верим Богу. Что, Бог не знал, как открыть через пророков, через апостолов истину? Апостолы не знали, как правильно, какими словами ее изложить? А мы, знающие Платона, что же, благодаря этому знанию, лучше понимаем Евангелие, чем апостолы. Это гордыня, самомнение. Только через буквальное прочтение Евангелия мы понимаем его истинный смысл.

В простоте сердца

Но, на словах отказываясь от философии, Тертуллиан, сам того не замечая, попал под влияние самой распространенной в то время философии – стоицизма. Стоицизм был насколько популярен, что для многих он стал не просто философией, а естественным мировоззрением. Философия, полагали они, это сложные силлогизмы Аристотеля, это идеи Платона, а стоицизм – это не философия, а просто нормальный, разумный, обыденный взгляд на мир.

Я думаю, Тертуллиан по этой причине принимает и другие положения стоицизма, в частности учение о полной материальности всего – даже Бога. И подтверждение этому Тертуллиан находит в Священном Писании. Ведь он же его понимает буквально! Значит, читая о том, что Бог сказал, а пророк услышал, он делает вывод, что у пророка есть уши и, соответственно, у Бога есть язык. Конечно, не такой, как у человека, может быть. Но то, что всё существующее обладает телом, для Тертуллиана очевидно.

Также телесна и наша душа – об этом, кстати, тоже стоики учили: они говорили о различных видах материи – о грубой материи тела и тонкой материи души. И Тертуллиан говорит, что душа тонко телесна, и находит подтверждение этому в Евангелии – например, в притче о богаче и Лазаре, где описывается, как душа богача мучается от жажды, а душа Лазаря наслаждается от прохлады. Но разве может наслаждаться прохладой какая-то духовная, идеальная платоновская сущность? Безусловно, здесь явное указание на телесность нашей души.

Из-за неприятия “излишнего мудрствования” Тертуллиан отошел в более понятную ему ересь

Популярная фраза "верую, ибо абсурдно" распространена в христианской и атеистической среде. Многие понимают ее неправильно. Тогда что она означает на самом деле?

Искажение первоисточника

Данная фраза является переводом латинской цитаты "Credo quia absurdum". Ее приписывают раннехристианскому богослову - Тертуллиану, который жил в период 160-225 гг. в римском Карфагене. Тертуллиан является значимым христианским писателем, именно с него началась латинская христианская традиция, также он был одним из первых, кто объяснил концепцию Троицы.

Корни цитаты "верую, ибо абсурдно" нужно искать в работе Тертуллиана "О плоти Христа" 203 года, в которой он критиковал докетов-гностиков. Но первую популярность данная фраза приобрела только во времена эпохи Просвещения, когда труды Тертуллиана начали переводить на английский, французский и немецкий языки. Именно тогда возникает искажение первоначального смысла цитаты.

Одна из первых вольных интерпретаций цитаты Тертуллиана появилась в работе "Религия врача" 1643 года под авторством британского писателя и медика Томаса Брауна. Он пишет:

Я могу ответить на все возражения сатаны и моего мятежного разума с помощью той странной резолюции, которую я узнал у Тертуллиана, Certum est, quia impossibile est (с лат. "это верно, потому что невозможно").

Его работа стала очень популярной. Многие критики католицизма, особенно протестанты, начали упрекать Тертуллиана и Брауна за данную цитату, ведь ее понимали так, будто Тертуллиан верил в невозможное, в то, чего в действительности быть не может. Цитату воспринимали как нелогичное и иррациональное объяснение веры в Бога.

В ту пору протестанты критиковали католиков за нелогичные правила и обряды, и данная фраза превратилась в удобное средство для критики оппонентов.

Затем цитата появилась во французской книжной культуре, обосновавшись в "Историческом и критическом словаре" 1697 года под авторством Пьера Бейля. Бейль был популярным скептиком и критиком библейской истории.

Но именно Вольтер, французский философ и сатирик, видоизменил цитату с "это верно, потому что невозможно" на "верую, ибо абсурдно". Фразу применяли не только в качестве критики католиков, но и в качестве критики вообще всей религии как якобы порочного метода познания действительности.

Именно трактовка Вольтера закрепилась в среде интеллигенции последующих веков, ее использовали такие умы как Зигмунд Фрейд, Макс Вебер, Ричард Докинз и другие.

"Верую, ибо абсурдно" - удобная фраза для критики религии, показывающая, что религии чужда какая-либо рациональность, что условием для веры является абсурд.

Сегодня данную цитату связывают с фидеизмом - философским учением, которое постулирует, что вера имеет преимущество над разумом. Разум не способен обуздать широту бытия, поэтому нужна вера, чтобы сделать наше мировоззренческое поле более полным.

Но все эти интерпретации никак не связаны со посылом самого Тертуллиана.

Что хотел сказать Тертуллиан на самом деле?

Так выглядит полная цитата из работы Тертуллиана "О плоти Христа":

Кроме этих, я не нахожу причин для стыда, которые показывали бы, что я, презрев стыд, счастливо бесстыден и спасительно глуп. Сын Божий распят — это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий — это совершенно достоверно, ибо нелепо; и, погребенный, воскрес — это несомненно, потому что невозможно.

Как видно, у Тертуллиана вообще нет фразы "верую, ибо невозможно" или "верую, ибо абсурдно".

Тертуллиан написал свой текст против последователей докетизма, которые считали, что Иисус Христос не имел плоти, но был иллюзией, видимостью в форме человека, ведь Бог не может быть ограничен и не мог пострадать на кресте.

Прочие труды Тертуллиана показывают, что ему не чужда идея рациональности, он действительно считает, что для какого-либо утверждения необходимы причины. Также он видит в разуме божественное проявление, которое ни в коей мере не может быть проще или незначительнее веры. Для Тертуллиана Бог является автором разума, он есть воплощение рациональности.

Отсюда цитата Тертуллиана "это несомненно, потому что невозможно" может быть отсылкой к новозаветной книге "1-е послание к Коринфянам", где сказано:

Где мудрец? Где ученый? Где искусный спорщик этого века? Разве Бог не показал, что вся мудрость этого мира на самом деле глупость?

А также отсылкой к риторике Аристотеля, у которого есть идея о том, что всегда есть основание верить во что-то абсурдное, потому что автор абсурда должен был бы придумать что-то более достоверное, дабы ему поверили.

Поэтому Тертуллиан называет воскресение Иисуса невероятным, но несомненным, потому что авторы евангелий, если бы хотели обмануть последователей, написали бы что-то более достоверное, чем воскрешение погребенного Иисуса.

Кто же автор?

Религиозную веру часто трактуют как один из видов безосновательной приверженности, в которой степень убежденности обратно пропорциональна фактической обоснованности. Расхожий пример такой общей характеристики религиозной веры – максима, принадлежащая Тертуллиану, христианскому писателю, который жил в третьем веке нашей эры.


Искаженный первоисточник


Преобразования в период Нового времени

Вольтер: Великий и Ужасный

Тогда и сейчас


Такие современные воины на поле боя между наукой и религией, как Ричард Докинз и Джерри Койн предсказуемо последовали заданному примеру, трактуя слова Тертуллиана как воплощение иррациональности религиозной веры.

Многое можно сказать об отличиях и сходствах между религиозной и научной приверженностью, но вкратце стоит заметить, что современные науки позволяют себе ярчайшие случаи обоснованной веры как в невозможное (квантовая механика), так и в совсем уж невероятное (космология Большого взрыва).

Это вновь отсылает нас к оригинальному контексту утверждений Тертуллиана, где речь шла не о вере, мотивированной абсурдностью её объекта, а о том, оправданно ли вообще верить во что-то, что мы расцениваем как невозможное или в высшей степени немыслимое. Очевидно, это остается насущным вопросом.

Фидеизм (от лат. fidēs – вера) философское учение, утверждающее главенство веры над разумом и основывающееся на простом убеждении в истинах откровения. Существенной частью фидеизма является алогизм.

Аврелий Августиин Иппониийский, или Блаженный Августин (354-430) христианский богослов и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Гиппонский (с 395 года), один из Отцов христианской церкви. Августин является святым католической, православной и лютеранской церквей.

Клинтон Ричард Докинз (род. 1941) английский этолог, эволюционный биолог, ученый и популяризатор науки. Хорошо известен как критик креационизма и разумного замысла.

Джерри Аллен Койн (род. 1949) американский генетик. Также известен как критик креационизма и религии в целом.

Читайте также: