Терроризм на воздушном транспорте кратко

Обновлено: 30.06.2024

Сегодня мы все чаще задаем вопрос: почему авиационная сфера представляет собой столь привлекательную мишень для террористов? Известно существование более эффектных мишеней, поражение которых приносит намного больше жертв и имеет более масштабный резонанс. Но есть несколько причин, которые побуждают террористов помышлять об авиационных транспортных узлах и самолетах как о самых предпочтительных объектах для совершения террористических атак. Во-первых, террористические акты, совершенные в авиационной сфере, создают колоссальное психологическое воздействие. Такие события привлекают интерес средств массовой информации и оказывают гораздо более сильное психологическое впечатление на общество при освещении последствий террористических актов, нежели непосредственные результаты. Имеются и другие причины, включающие трудности, с которыми сталкиваются власти при обеспечении безопасности крупных авиационных транспортных узлов, инфраструктуры, пассажиров и самолетов. В определенные промежутки времени в аэропортах увеличиваются потоки пассажиров. Попытка администрации устанавливать как можно больше оборудования для обеспечения безопасности будет значительно тормозить эти потоки и может вести к существенным экономическим последствиям. Совсем другое дело, если производится досмотр лиц, направляющихся на крупное спортивное мероприятие, которые заранее знают, что им придется пройти через кордон безопасности. В аэропортах же, наоборот, пассажиры стремятся как можно быстрее пройти контроль и улететь.

Важно также отметить, что многочисленные нападения на аэропорты свидетельствуют о том, что террористы пытаются предугадать ответный удар на любые формы защиты, предпринимаемые службами авиационной безопасности и сотрудниками правоохранительных органов[1]. После нападения террористов 11 сентября 2001 г. проверки, осуществляемые службами безопасности в аэропортах, стали более строгими, и тем не менее несколько месяцев спустя террорист смог пронести в самолет взрывчатое вещество, которое он спрятал в ботинке.

Несмотря на то что в условиях конца второго десятилетия XXI столетия аэропорты во всем мире существенно усилили меры безопасности и в значительной степени пересмотрели их, тем не менее изобретательный ум террористов может придумать многочисленные способы, как обойти такие процедуры. В настоящее время существующие угрозы в сфере авиабезопасности можно разделить на два основных компонента: устройство и система доставки. Устройство — это фактическое оружие, используемое во время нападения, как, например, огнестрельное оружие, взрывчатое вещество или биологическое вещество. Система доставки — это метод, используемый для того, чтобы пронести устройство мимо службы безопасности на борт самолета. Что касается способов и конструкций взрывных устройств, то практика показывает, что инициатива всегда на стороне нападающего. Один проход через систему обеспечения безопасности аэропорта покажет потенциальному террористу практически все меры безопасности, которые принимаются в нем. Затем устройство может быть адаптировано к тому, чтобы пройти через эти системы или разрушить их.

В большинстве аэропортов тех государств, которые обеспокоены вопросами безопасности, где пассажиры проходят через металлоискатель, а их ручной багаж проверяется рентгеновскими лучами, маловероятно, чтобы кто-либо смог пройти кордон безопасности с импровизированными взрывными устройствами, готовыми к действию. Но несколько человек, каждый из которых проносит только какую-то часть устройства, собираемого на борту самолета, на самом деле могут пройти через все пункты проверки, которой подвергаются в аэропортах пассажиры. Помимо этого, террористы-смертники могут выполнить свою миссию и на борту самолета, применив химическое или биологическое оружие, которое они пронесли контрабандным путем в виде напитка или контейнера с едой.

В настоящее время ученые и практики задаются вопросом: каким способом можно предотвратить подобную угрозу? На данный момент вышеупомянутая биологическая атака может быть предотвращена при помощи эффективных методов, разрабатываемых исследователями-микробиологами. Современное устройство, которое уже создано учеными, способно отследить любые виды бактерий в любой среде. Прибор сконструирован и работает по аналогии с носом человека; он обладает высочайшей чувствительностью и способен определить присутствие любых бактерий в количестве 10 нг на литр. По словам разработчиков, прибор может быть с успехом применен для поиска бактериологических и взрывчатых веществ в аэропортах[2].

Проблемы биотерроризма сегодня также во многом решаемы. Например, биологическая атака может быть предотвращена при помощи элементарных и эффективных методов, следует лишь применить общепринятое правило, запрещающее пассажирам проносить в салон самолета в ручном багаже какие-либо бутылки или контейнеры с едой. В зале ожидания пассажирам должны быть предложены напитки в бутылках, которые прошли обязательную проверку[3].

Реакция на события 11 сентября 2001 г. была продиктована Министерством транспорта Великобритании и Министерством национальной безопасности США, особенно в отношении выделения групп пассажиров и введения вторых проверок через металлоискатели сначала для всех полетов, но потом только для тех, которые имеют отношение к США. Повсеместно администрация аэропортов выступала против таких мер или сопротивлялась им вначале, требуя дополнительных ресурсов, но в результате вынуждена была уступить.

Примечательно, что после 11 сентября 2001 г. Управление британских аэропортов настаивало на том, чтобы все сотрудники полиции проходили обязательную проверку как обычные пассажиры при проходе в охраняемую зону. Такой же процедуре должны были подвергаться в том числе все сотрудники спецподразделений, имеющие право на ношение огнестрельного оружия, а также сотрудники управлений уголовных расследований и региональных подразделений по борьбе с преступностью, преследующие подозреваемых под прикрытием. Это требование распространялось и на правительственную службу охраны, разведку и все правоохранительные органы. Подобное требование привело к горячим перепалкам и спорам, однако впоследствии все перечисленные категории стали досматриваться как остальные пассажиры.

Уровень безопасности национальных авиалиний Израиля El AL и в главном аэропорту страны Бен Гурион хорошо известен и вызывает уважение у профессионалов и авиапассажиров, невзирая на жесткие методы обеспечения безопасности как пассажиров, так и всего персонала. Израильские процедуры обеспечения безопасности разрабатывались и совершенствовались начиная с 1970-х годов, после многочисленных угонов самолетов и террористических актов на земле и в воздухе. EL AL активно борется за репутацию самой безопасной авиакомпании, поэтому все мероприятия по досмотру направлены на защиту авиапассажиров от террористических угроз. На борту самолетов EL AL обязательно присутствуют специалисты, представляющие службу безопасности. От 2 до 5 человек в штатском на каждом рейсе следят за безопасностью пассажиров[4].

Израильские методы безопасности подтвердили свою действенность во многих странах мира[5]. Специалисты задаются вопросом: а могут ли все страны применять израильские методы осуществления безопасности, без всяких ограничений в национальных аэропортах? И могут ли все страны использовать израильские методы осуществления безопасности без ограничений? Или же израильские методы безопасности применимы только с учетом индивидуального уровня угрозы?

Проведенный анализ показал, что меры безопасности по-израильски — это комплекс мероприятий, совершаемых прежде, чем пассажиры оказываются в здании аэропорта. Так, например, аэропорт Бен Гурион окружен по периметру с использованием самых современных технологий обеспечения безопасности. Вначале до полета всех пассажиров подвергают скринингу (профайлингу), при этом используя новые, разработанные в стране технические решения. Последняя линия защиты от террористических угроз осуществляется на борту самолета: закрытые двери кабины и, как правило, один вооруженный и переодетый в штатское сотрудник службы безопасности. Обозначенные шаги — это обычные мероприятия по обеспечению безопасности, применяемые национальными авиалиниями Израиля в течение нескольких десятилетий[6].

В настоящее время во многих индустриально развитых странах мира уже приняты некоторые израильские процедуры безопасности, хотя отдельные эксперты отмечали, что израильские методы защиты от террористических угроз невозможно адаптировать к масштабной среде во всем мире. Но если в начале эры гражданских авиаперевозок двери кабины пилотов были не закрыты, то теперь все авиалинии в мире должны следовать установленным правилам безопасности. Теперь это обязательная процедура. Экипаж самолета должен также проходить жесткое обучение тому, как обеспечивать безопасность пассажиров и уметь противостоять потенциальным терактам в воздухе. Кроме того, многие авиалинии в настоящее время привлекают к работе переодетых в штатское специалистов служб авиабезопасности, которые находятся на борту самолетов для предотвращения попыток воздушного пиратства или актов терроризма.

Совершение террористического акта в отношении американского самолета на родной земле или за ее пределами считается террористическими группами "престижным". В связи с этим в США при контроле и руководстве со стороны Управления по безопасности на транспорте (the Transportation Security Administration, TSA) к вопросам безопасности на американских авиалиниях относятся строго, и все имена пассажиров рейсов в пределах границ США передаются властям. Управления по безопасности на транспорте гарантируют, что все (на сегодняшний день более ста) внутренние коммерческие авиалинии, перевозящие почти 700 млн пассажиров в год, придерживаются Программы стандартов безопасности для операторов самолетов (the Aircraft Operators Standard Security Program, AOSSP)[7].

Следуя положительному зарубежному опыту в области авиабезопасности, Европейский союз принял резолюцию, обязывающую сотрудничать с США по вопросам обмена информацией о пассажирах из так называемого черного списка — пассажиры, представляющие угрозу жизни или здоровью других пассажиров и членов экипажа[8].

В Швейцарии сегодня тестирование пассажиров на наличие взрывчатых веществ проводит новый скрининг — компьютерная система. Новый метод безопасности разработан в соответствии с директивой Европейского союза. Компьютер выбирает пассажира случайным образом после прохождения скрининга на металлодетекторе. Выбранный компьютерной системой авиапассажир сдает два образца: с рук и области талии. Результаты теста определяют, был ли у пассажира контакт с химическим веществом из категории взрывчатых. Со слов представителей службы безопасности в Цюрихе, новый скрининг абсолютно безопасен для авиапассажиров. В этой системе нет никаких радиоактивных источников, и детектор готов выполнить результаты исследований за несколько секунд. Сегодня в аэропорту используется 36 детекторов стоимостью около трех миллионов долларов США. Службы безопасности подчеркивают, что дополненная система безопасности не отменяет стандартной процедуры личного досмотра. Дополнительный досмотр будут использовать при проверке ручной клади авиапассажиров. Согласно оценкам разработчиков, точность работы системы равна 100%. Но не исключаются и ошибки — пассажир тест на взрывчатые вещества может не пройти, если он держал в руках петарды[9].

Положительный зарубежный опыт свидетельствует о том, что осуществляемое сегодня в нашей стране обучение не должно быть каким-то одномоментным событием в жизни специалистов службы безопасности отечественных авиакомпаний. В частности, если речь идет об авиабезопасности, то следует стремиться выполнять долгосрочное специальное обучение персонала и совершенствовать программы служебной подготовки. Обучение должно включать глубокие знания взрывчатых веществ и компонентов, которые обычно используются для изготовления бомб. Задачей сотрудников службы авиабезопасности должно являться обнаружение ингредиентов для изготовления взрывного устройства до того, как они могут быть соединены в готовую бомбу, в аэропорту или на борту самолета.

Сотрудники отечественных служб авиабезопасности должны быть посвящены во весь объем нужной информации, касающейся предотвращения террористических актов. Как показывает опыт работы национальных авиалиний Израиля, когда израильские службы безопасности распространяют экстренную информацию о готовящейся террористической угрозе, все сотрудники, вплоть до самого последнего в цепочке, владеют необходимой информацией, потому что потенциальный террорист может встретиться именно ему.

Сегодня быстрое и правильное реагирование специалистов служб авиабезопасности на террористические вызовы зависит от умения выявлять человека, имеющего преступный умысел. Ведь люди со злым умыслом, которые хотят посадить самолет или взорвать его в воздухе, будут в дальнейшем только совершенствовать методы реализации террористических атак. Поэтому современная отрасль авиабезопасности должна опережать террористов минимум на один шаг. А пока, по мнению большинства экспертов, сегодня она отстает именно на этот шаг.

В заключение необходимо отметить, что правоохранительным органам и службам авиабезопасности следует понять: чем эффективнее принимаемые ими меры, тем совершеннее становится выбор способов и действий террористических групп. Поэтому правоохранительным органам и службам авиабезопасности следует быть бдительнее, совершенствовать систему подготовки и обучения, основанную на современных исследованиях и методиках, и не успокаивать себя тем, что существующие меры безопасности совершенны.

Также рекомендуется Вам:

Литература

1. Габдрахманов Р.Л. Квалификация террористического акта по УК РФ / Р.Л. Габдрахманов // Российский следователь. 2015. N 4. С. 16 — 20.

2. Журавель В.П. Террористы-смертники: проблемы противодействия / В.П. Журавель // Право и безопасность. 2010. N 3. С. 76 — 84.

3. Зубков Б. Профилактика рисков на объектах авиации / Б. Зубков, А. Бочкарев // Мир транспорта. 2011. N 2. С. 25 — 27.

4. Кобец П.Н. Некоторые современные тенденции, связанные с проявлением терроризма: природа и причинный комплекс / П.Н. Кобец // Российский следователь. 2017. N 18. С. 53 — 56.

5. Козлов М.В. Радикализм на святой земле: подходы и концепции / М.В. Козлов // Евразия: духовные традиции народов. 2012. N 4. С. 48 — 64.

6. Мамытов Т.Б. Самоубийственный терроризм / Т.Б. Мамытов // Наука, новые технологии и инновации. 2016. N 3. С. 180 — 183.

7. Маршакова Н.Н. Преступления террористической направленности в системе уголовного законодательства: теоретическое исследование / Н.Н. Маршакова // Российский следователь. 2015. N 24. С. 34 — 39.

8. Пересада С.В. Система противодействия террористам-смертникам на объектах транспорта / С.В. Пересада // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2011. N 174. С. 177 — 184.

9. Таламанов П.Н. Терроризм: реальная угроза жизни и здоровью, способы борьбы с терактами на воздушном транспорте / П.Н. Таламанов, В.Н. Таламанов, Ю.Ю. Старчик // Строительные и дорожные машины. 2016. N 8. С. 41 — 45.

[1] См.: Маршакова Н.Н. Преступления террористической направленности в системе уголовного законодательства: теоретическое исследование // Российский следователь. 2015. N 24. С. 35.

[2] См.: Таламанов П.Н., Таламанов В.Н., Старчик Ю.Ю. Терроризм: реальная угроза жизни и здоровью, способы борьбы с терактами на воздушном транспорте // Строительные и дорожные машины. 2016. N 8. С. 43.

[3] См.: Журавель В.П. Террористы-смертники: проблемы противодействия // Право и безопасность. 2010. N 3. С. 77.

[4] См.: Козлов М.В. Радикализм на святой земле: подходы и концепции // Евразия: духовные традиции народов. 2012. N 4. С. 50.

[5] См.: Кобец П.Н. Некоторые современные тенденции, связанные с проявлением терроризма: природа и причинный комплекс // Российский следователь. 2017. N 18. С. 55.

[6] См.: Зубков Б., Бочкарев А. Профилактика рисков на объектах авиации // Мир транспорта. 2011. N 2. С. 27.

[7] См.: Мамытов Т.Б. Самоубийственный терроризм // Наука, новые технологии и инновации. 2016. N 3. С. 18.

[8] См.: Габдрахманов Р.Л. Квалификация террористического акта по УК РФ // Российский следователь. 2015. N 4. С. 20.

[9] См.: Пересада С.В. Система противодействия террористам-смертникам на объектах транспорта // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2011. N 174. С. 178.

911 Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор

Терроризм на объектах гражданской авиации — чрезвычайная форма терроризма. Этот тип терроризма сопровождается невольными жертвами сотен случайных людей, паникой, тревогой, страхом уязвимости, общественными волнениями и возможностью влиять на международные отношения.

Теракт совершается путем захвата, угона и взрыва самолета, которое приводит к серьезным человеческим жертвам, как на самом борту воздушного судна, так и людей, находящихся на земле в месте крушения воздушного судна.

Ежегодно во всех странах разрабатывают и ужесточают правила международной безопасности авиаперелетов. Они десйствуют в процессе регистрации, досмотра, передвижения. Причин авиакатастроф немало — неполадки двигателей, изношенность конструкции, несвоевременное техническое обслуживание, ошибки экипажа и авиадиспетчеров. Но все большее место среди причин авиакатастрофы занимают террористические акты, связанные с проносом взрывчатых и наркотических веществ на борт воздушного транспорта.

Ежегодно работниками российских аэропортов предотвращаются более одна-две сотни попыток проноса в аэропорт и на борт авиатранспорта огнестрельного оружия. Только в аэропорту Внуково за год контрольный досмотр проходят около двух миллионов человек. Число попыток проноса запрещенных объектов и наркотических средств варьируется. но больше десяти тысяч.

ugroza-terakta-v-grazhdanskoj-aviacii-2 Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор

Акты воздушного терроризма в период с 1938 по 2020 гг.

790335_600 Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор

791750_1000 Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор

790968_800 Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор

Преступники используют различные виды оружия, вещества взрывчатого характера, специальные механизмы взрывания, а также поражающие элементы. Кроме того, для осуществления преступных замыслов, в аэропортах могут применяться сжатые и сжиженные виды газового воздействия, объекты легковоспламеняющегося характера, ядовитые, отравляющие и наркотические вещества.

Пассажир, у которого при досмотре были найдены опасные взрывчатые или наркотические вещества, запрещенные предметы и другие элементы, за которые предусматривается уголовная ответственность, подлежит немедленному снятию с рейса и передается для дальнейшего расследования в органы внутренних дел. Найденные вещества подлежат изъятию и оформлению в соответствующей документации и актах. В дальнейшем решается вопрос о привлечении его к уголовной ответственности, согласно действующему законодательству.

Досмотр перед полетом в Российской Федерации предусматривает усовершенствование системы контроля и активное внедрение модернизированной техники для облегчения процедуры осмотра. Работникам милиции и аэровокзала помогают специально натренированные служебные собаки, которые обучены профессиональному поиску
наркотических веществ, оружия и взрывчатых предметов.

kontrol-v-grazhdanskoj-aviacii-3 Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор

Предупреждение планируемого теракта

Предупреждение и ликвидация планируемого теракта в первую очередь зависит от структуры безопасности авиапредприятия.

1 этап — особенности режимных зон и контролирование подступов к аэровокзалу. Пресечение преступной деятельности и незаконного вмешательства в процесс авиаперевозок на этой территории осуществляют пограничная и таможенная службы, а также структуры МВД, территориально относящиеся к аэропорту.

2 этап — контроль по периметру всего аэропорта, внимание к режимным зонам, исключение любого способа проноса взрывчатых веществ, опасных элементов, оружия, запрещенных и наркотических средств. Это достигается путем осмотра работников экипажей самолетов, почтовых и обычных грузов, бортпитания, пассажиров и перевозимого ими багажа, сферы обслуживания, тщательного осмотра стерильной области аэропорта. Разрешение провоза оружия, опасных объектов на борту самолета предусматривает соблюдение специально разработанного комплекса особых мер и правил предосторожности. Пресекаются попытки доступа посторонних лиц или прочих транспортных средств в
зону контроля аэровокзала и на расположенные на ней объекты.

3 этап — авиабезопасность осуществляется в следующих направлениях: грамотное обследование, тщательный контроль и обязательный осмотр всех подозрительных и посторонних элементов или вероятных источников, которые впоследствии могут использоваться для реализации теракта; сопровождение посторонних транспортных средств к борту авиационного судна; наблюдение и контролирование самолета при выезде на взлетную полосу.

terakt-v-grazhdanskoj-aviacii Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор

Все сотрудники службы авиабезопасности регулярно посещают тренинги, проходят курсы обучения, совершенствует технологию процесса осмотра экипажа, сферы обслуживания, пассажиров, полученного груза и багажа, питания. Процедура досмотра проводится с использованием специального оснащения, профессиональных методов и инженерно-
технических приборов охраны. Обеспечение современной безопасности авиаперелетов кардинально изменяется в лучшую сторону.

Происходит интеграция требований безопасности авиаперелетов с нормами и требованиями международной организации гражданской авиации ИКАО. Это мировые стандарты безопасности, включающие большое количество норм, комплексное сочетание правил и мер, призванных контролировать и решать проблемы безопасности в воздухе.

Чтобы держать под контролем процесс авиапередвижения, охранные службы вынуждены соблюдать крайние предупредительные меры и нормы предосторожности, а также осуществлять ужесточение порядка предпосадочного контроля пассажиров. Внедряются более совершенные электронные конструкции и инновационные системы авиабезопасности с учетом уже имеющихся трагических случаев и ошибок.

Противодействие террористам-смертникам на воздушном транспорте

Но проблема в том, что, несмотря на усиление мер безопасности, теракты в мире продолжают происходить. В первую очередь потому, что, как считают специалисты по антитеррору, используются террористы-смертники. таким образом, системное противодействие террористам-смертникам на объектах инфраструктуры транспорта — авиационного, автомобильного, железнодорожного и водного — сегодня особенно важна.

Есть в криминалистике принцип — чтобы бороться с угрозой, необходимо мыслить как преступник. То есть, необходимо в деталях логику преступника и используемые им методы.

kontrol-v-grazhdanskoj-aviacii Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор

Противопоставить терактам на воздушном транспорте должен авиационный персонал + эффективная оперативная работа специальных служб + тотальная поддержка населения.

С исторической точки зрения самолеты являются не случайным выбором для террористов всего мира. Главный инструмент воздействия для террористов вовсе не взрывчатка. Главное оружие террористов — предельная гласность, паника и страх. С этой точки зрения гражданская авиация — самое удобное для этого средство. Крушение воздушного судна на высоте до 10 километров на огромной скорости не оставляет шансов выжить никому. Смерть практически неизбежна для всех на борту самолета. И счет жертвам каждый раз идет на десятки, а то и на сотни человек. Одним из методов проведения террористических актов, является метод, результат которого напрямую связан со смертью их исполнителей.

ugroza-terakta-v-grazhdanskoj-aviacii-4 Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор

Террорист-смертник является безупречным средством совершения террористического акта, в том числе и на объектах гражданской авиации. В первую очередь это объясняется тем, что его можно снарядить в короткие сроки и без особых затрат.

Террористы-смертники чаше всего применяют самодельные взрывные устройства, при помощи которых производят самоподрыв на объектах гражданской авиации.

Кроме этого способа совершения террористического акта стали использоваться воздушные суда гражданской авиации в качестве орудия преступления для производства взрывов и тарана правительственных, административных, коммерческих, производственных объектов и жилых зданий. Данные преступления совершаются обычно террористами-смертниками и самоубийцами.

В Российской Федерации создалась нормативно-правовая база, которая способна регулировать общественные отношения в сфере противодействия терроризму на объектах гражданской авиации Российской Федерации, включая террористов-смертников. За исключением этого для обеспечения безопасности полетов гражданской авиации Российская Федерация руководствуется международными соглашениями в области правового обеспечения безопасности полетов гражданской авиации при помощи международно-правовых стандартов ИКАО.

ugroza-terakta-v-grazhdanskoj-aviacii-5 Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор

Для распознания и остановки террористов-смертников на объектах гражданской авиации на постоянной основе проводится анализ степени угрозы совершения терактов с тем, чтобы предсказать риски. В дальнейшем производится деятельность по контролю рисками. Она заключается в том, что вносятся повышенные меры безопасности и корректировка существующих мер антитеррора.

Данный метод позволяет оптимально рассредоточить человеческие ресурсы и специальные технические средства для проведения профилактических мер. Непосредственное определение и пресечение террористов-смертников на объектах гражданской авиации осуществляется силами службы авиационной безопасности при сотрудничестве с линейными отделами полиции на транспорте, которые находятся в каждом аэропорту страны.

ugroza-terakta-v-grazhdanskoj-aviacii-6 Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор

Внедрение профайлинга на объектах гражданской авиации

Помимо традиционных способов организации безопасности на объектах гражданской авиации Российской Федерации по предотвращению террористических актов с участием террористов-смертников, которые заключаются в идентификации орудий преступлений (огнестрельного оружия, холодного оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств), предлагается использовать психологические методы, которые основаны на прикладной психологии, получившие название профайлинг.

Внедрение профайлинга должно способствовать повышению защищенности объектов гражданской авиации. Причем улучшение применения данного метода должно обеспечиваться за счет совокупного применения разносторонних подходов и технологий по предупреждению актов незаконного вмешательства, в том числе и использование специальных аппаратных средств, которые применяется для экспресс-диагностики потенциально опасного человека, кем является террорист-смертник.

Это понятие, обозначающее методы оценки и прогнозирования поведения человека на основе анализа наиболее информативных признаков, характеристик внешности, невербального и вербального поведения. П рофилирование личности за рубежом применяется в рамках ViCAP, программы задержания насильственных преступников, разработанной в 1985 году в ФБР с целью раскрытия серийных преступлений. На авиатранспорте профайлинг служит как технология наблюдения и опроса пассажиров в ходе предполетного досмотра с целью выявления потенциально опасных лиц.

kontrol-v-grazhdanskoj-aviacii-4 Угроза теракта в гражданской авиации Антитеррор

Впервые специалисты-профайлеры были использованы для выявления опасных пассажиров с точки зрения террористической направленности в Израиле авиакомпанией Эль-Аль (El Al). Применение профайлинга привело к тому, что этой авиакомпании был присвоен статус одной из самых безопасных в мире. Опыт применения профайлинга этой авиакомпанией внедряется по всему миру, в том числе и в России.

Основами профайлинга являются исследования П. Экмана, В. Фризена, К. Шерера[6], М. Цукермана, Б. ДеПауло[7], В. А. Лабунской и О. Фрайя. Наиболее спорным аспектом профайлинга является этнический профайлинг, основанный на связи между этнической принадлежностью человека и возможностью противоправного поведения. Как бы то ни было, используются различные методы, демонстрирующие свою эффективность.

Рейс 011 American Airlines, 11 сентября 2001 года (столкновение с северной башней ВТЦ, Нью-Йорк)

Спустя примерно полчаса после захвата самолет на скорости 748 км/ч врезался в северную башню Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, между 93-им и 99-ым этажами. Погибли 92 человека в самолете и 1 366 – в здании в результате столкновения, пожара и разрушения башни.


Рейс 175 United Airlines, 11 сентября 2001 года (столкновение с южной башней ВТЦ, Нью-Йорк)

Boeing 767 авиакомпании United Airlines выполнял регулярный рейс из Бостона в Лос-Анджелес. Сценарий авиакатастрофы аналогичен рейсу 011 American Airlines: спустя полчаса после взлета пятеро террористов проникли в кабину экипажа, убили пилотов и захватили контроль над самолетом. Среди террористов был один пилот – гражданин ОАЭ Марван Аль-Шеххи, который и управлял воздушным судном.

Спустя полчаса после захвата Boeing врезался в южную башню Всемирного торгового центра на скорости 950 км/ч на уровне между 77-ым и 85-ым этажами. На борту погибли 65 человек, 637 – в здании Всемирного торгового центра.

Рейс 182 Air India, 23 июня 1985 года (взрыв над Корком)

Boeing 747 выполнял регулярный рейс по маршруту Монреаль — Лондон — Дели — Бомбей. Когда самолет пролетал над океаном в 70 км от города Корк на юго-западе Ирландии, в переднем грузовом отсеке произошел взрыв, в результате которого оторвался хвост и самолет разрушился.

В теракте были обвинены сикхские сепаратисты – Аммана и Лал Сингх, зарегистрировавшиеся на рейс, но не летевшие на нем. Террористы также подозревались в попытке покушения на премьер-министра Индии Раджива Ганди во время его визита в США.

В результате взрыва погибли 329 человек.


Рейс 103 Pan American, 21 декабря 1988 года (взрыв над Локерби)

Boeing 747 совершал регулярный рейс по маршруту Лондон — Нью-Йорк. Спустя час после вылета из Лондона в грузовом отсеке произошел взрыв. В результате носовая часть самолета оторвалась, а при падении воздушного судна загорелось топливо. Огонь уничтожил несколько жилых домов. В результате катастрофы погибли 270 человек – 259 на борту и 11 на земле.

По результатам расследования, взрывное устройство находилось в чемодане, следовавшем из Франкфурта без пассажира. Обвинение было выдвинуто против двух ливийцев – Али Махмеда Аль-Меграхи и Ламина Халифа Фимаха. Аль-Меграхи являлся начальником службы безопасности национального ливийского перевозчика в аэропорту Луки на Мальте, а также сотрудником ливийских спецслужб и двоюродным братом одного из соратников Муаммара Каддафи, лидера Ливии.

Airbus A321 выполнял чартерный рейс Шарм-эш-Шейх – Санкт-Петербург для туроператора Brisco. Через 23 минуты после вылета связь с экипажем была потеряна, а самолет пропал с экранов радаров.

Обломки самолета были обнаружены около египетского города Нехель. Погибли 217 человек.

17 ноября 2015 года глава ФСБ Александр Бортников заявил, что Airbus разбился в результате теракта – об этом свидетельствуют следы взрывчатых веществ на обломках лайнера и в багаже.


Рейс 77 American Airlines, 11 сентября 2001 года (падение на Пентагон в Вашингтоне)

Третий самолет, захваченный во время терактов в США 11 сентября 2001 года. Boeing 757 выполнял регулярный рейс из Вашингтона в Лос-Анджелес. Захват проходил по тому же сценарию, что и захват самолетов, столкнувшихся со зданиями Всемирного торгового центра в Нью-Йорке: пять террористов, один из которых прошел подготовку пилотов (Хени Хенджор из Саудовской Аравии).

Самолет врезался в западное крыло Пентагона. Погибли 64 человека на борту и 125 человек в здании.

Рейс 772 Union de transports aériens, 19 сентября 1989 года (взрыв над пустыней Тенере)

McDonnell Douglas DC-10-30 выполнял регулярный рейс по маршруту Браззавиль — Нджамена — Париж. Самолет совершил промежуточную посадку в Нджамене (Чад) и пропал в 14:30, на пути в Париж.

Следующим утром в пустыне Тенере, около нигерийского города Бильма, были обнаружены обломки судна. Погибли 170 человек.

Впоследствии выяснилось, что в 13:59 в грузовом отсеке взорвалась бомба, в результате чего самолет развалился на несколько частей. Бомба была заложена в аэропорту Браззавиля (Республика Конго). В ходе дальнейшего расследования было установлено, что взрыв был организован по указанию властей Ливии в связи с военной помощью Франции Чаду во время чадско-ливийского конфликта.


Рейс 93 United Airlines, 11 сентября 2001 года (падение в Пенсильвании)

Четвертый самолет, захваченный во время терактов 11 сентября 2001 года. Boeing 757 выполнял регулярный рейс из Ньюарка (Нью-Джерси) в Сан-Франциско.

В отличие от других самолетов 11 сентября, пассажиры рейса попытались взять под свой контроль управление судном. Они предпринимали попытки ворваться в кабину пилотов, захваченную террористами. Однако Джаррах, управлявший лайнером, успел раньше ввести Boeing в штопор. Самолет врезался в поле в 20 минутах полета от столицы США.

Погибли 44 человека.


Самолет развалился на две части и упал около населенного пункта в Кимовском районе Тульской области. Погибли 43 человека.

Терроризм сегодня – это мощнейшее оружие, инструмент, используемый не только в борьбе против власти, но очень часто и самой властью для достижения своих целей.
Современный терроризм выступает в форме: международного терроризма (террористические акты, имеющие международный масштаб); внутриполитического терроризма (террористические действия, направленные против правительства, каких-либо политических группировок внутри стран, или имеющие цель дестабилизации внутренней обстановки); уголовного терроризма, преследующего чисто корыстные цели.

Содержание

Введение……………………………………………………………
Типологии терроризма…………………………………………….
Терроризм на воздушном транспорте…………………………….
Борьба с терроризмом на воздушном транспорте……………….
Заключение………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………

Работа состоит из 1 файл

Терроризм.Терроризм на воздушном транспорте.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Факультет экономики и права

Кафедра БЖД

Терроризм. Терроризм на воздушном транспорте

Студент А.Е. Мартынчук

группа ___________________________

713 Б подпись

__________________________

Научный руководитель Н.И. Решетников

к.и.н., доцент ___________________________

____________________________

  1. Введение………………………………………………………… …
  2. Типологии терроризма…………………………………………….
  3. Терроризм на воздушном транспорте…………………………….
  4. Борьба с терроризмом на воздушном транспорте……………….
  5. Заключение…………………………………………………… …….
  6. Список используемой литературы…………………………………

Терроризм сегодня – это мощнейшее оружие, инструмент, используемый не только в борьбе против власти, но очень часто и самой властью для достижения своих целей.

Современный терроризм выступает в форме: международного терроризма (террористические акты, имеющие международный масштаб); внутриполитического терроризма (террористические действия, направленные против правительства, каких-либо политических группировок внутри стран, или имеющие цель дестабилизации внутренней обстановки); уголовного терроризма, преследующего чисто корыстные цели.

Терроризм появляется, когда общество переживает глубокий кризис, в первую очередь - кризис идеологии и государственно-правовой системы. В таком обществе появляются различные оппозиционные группы: политические, социальные, национальные, религиозные - для которых становится сомнительной законность существующей власти.

Люди в большинстве стран отвыкли от политического насилия и боятся его, поэтому сегодня самые ходовые и эффективные методы террора - насилие не в отношении представителей власти, а против мирных, беззащитных и, что крайне важно, не имеющих отношения к "адресату" террора людей, с обязательной демонстрацией катастрофических результатов террора, как было в Америке при взрыве зданий торгового центра в сентябре 2001 году.

Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие. Терроризм в любых проявлениях все больше угрожает безопасности многих стран и их граждан, влечет за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывает сильное психологическое давление на большие массы людей.

И так , в своем реферате я хочу разобраться в типологиях терроризма и подробно рассмотреть терроризм на воздушном транспорте, а также какие меры принимаются для борьбы с ним.

Эксперты, изучающие феномен терроризма выделяют шесть основных типов современного терроризма:

- терроризм с поддержкой государства

- терроризм левых экстремистов

- терроризм правых экстремистов

Националистический терроризм.

Террористы этого вида обычно ставят своей целью формирование отдельного государства для своей этнической группы. Они называют это "национальным освобождением", про которое, по их мнению весь остальной мир забыл. Этот вид террористов часто завоевывает симпатии на международной арене.

Эксперты говорят, что именно террористы-националисты могут в процессе своей вооруженной борьбы сократить уровень применяемого ими насилия или, по крайней мере, соотнести его с действиями своих врагов.

Это делается в основном для того, чтобы не утратить поддержку своего этноса. Многие террористы-националисты утверждают, что они не террористы, а борцы за свободу своего народа.

Типичные примеры - Ирландская Республиканская Армия и Организация Освобождения Палестины. Обе организации в 90-х годах заявили, что они отказываются от террористических методов. К этому же виду террористов эксперты относят организации Баскская Родина и Свобода, которая намерена отделить районы традиционного проживания басков от Испании, и Партия Трудящихся Курдистана, которая хочет создать свое государство на территории Турции.

Религиозный терроризм.

Религиозные террористы используют насилие в целях, которые, по их мнению, определены Господом. При этом объекты их нападений размыты и географически, и этнически, и социально. Таким образом они хотят добиться немедленных и кардинальных перемен, часто на глобальном уровне.

Религиозные террористы принадлежат не только к небольшим культам, но и к распространенным религиозным конфессиям. Этот тип терроризма развивается гораздо динамичнее остальных. Так, на середину 90-х годов из 56 известных террористических организаций почти половина заявляла о религиозных мотивах.

Поскольку "религиозники" не озабочены восстановлением прав на какой-то определенной территории или реализацией каких-либо политических принципов, масштаб их нападений часто гораздо больше, чем у "националистов" или идеологических экстремистов. Их враги - все, кто не является членом их религиозной секты или конфессии.

В эту категорию террористов входит и "Аль-Каида" Усамы бен Ладена, и группировка суннитских мусульман "Хамас", и ливанская шиитская группа "Хезболла", и радикальные еврейские организации покойного рабби Меера Кахана, некоторые американские ку-клус-клановские "народные дружины", и японский культ "Аум Сенрике".

Терроризм с поддержкой государства.

Некоторые террористические группы были преднамеренно использованы правительствами различных государств в качестве дешевого способа ведения войны. Такие террористы опасны прежде всего тем, что их ресурсы обычно намного мощнее, они могут даже производить бомбардировки аэропортов.

Одно из наиболее громких дел - использование Ираном группы молодых боевиков для захвата заложников в американском посольстве в 1979 году.

В настоящее время госдепартамент США считает Иран одним из основных спонсоров терроризма, однако в поддержке террористов обвиняются и Куба, и Ирак, и Ливия, и Северная Корея, и Судан, и Сирия.

Среди известных террористических групп можно выделить следующие связи с правительствами: Хезболла поддерживается Ираном, организация Абу Нидал -- Ираком, Японская Красная Армия - Ливией.

"Аль-Каида" Усамы бен Ладена была так тесно связана с талибами, когда те были у власти в Афганистане, что некоторые эксперты относят ее к этой же категории.

Терроризм левых экстремистов.

Наиболее радикальные левые хотят уничтожить капитализм и заменить его коммунистическим или социалистическим режимом.

Поскольку они обычно считают гражданское население жертвами капиталистической эксплуатации, они не часто прибегают к терактам против обычных граждан. Они в гораздо большей степени прибегают к похищениям богатых людей или взрывают различные "символы капитализма".

Примерами таких групп могут служить немецкая Баадер-Мейнхоф, Японская Красная Армия и итальянские Красные Бригады.

Терроризм правых экстремистов.

Правые экстремисты - обычно самые неорганизованные группировки, часто связаны в западноевропейскими неонацистами.

Их задачи - борьбы с демократическими правительствами для замены их фашистскими государствами.

Неофашисты нападают на иммигрантов и беженцев, по взглядам такие группы прежде всего расисты и антисемиты.

Терроризм анархистов.

Террористы-анархисты были глобальным феноменом с 1870-х по 1920-е годы. Один из президентов США Вильям Макинли был убит анархистом в 1901 году.

В России в этот же период анархисты совершили немало успешных терактов. Пришедшие к власти в России в результате октябрьского переворота 1917 года большевики были тесно связаны с многими "взрывателями", хотя сами в основном занимались грабежами банков - так называемыми "экспроприациями".

Некоторые эксперты предполагают, что современные антиглобалисты могут породить новую волну анархического терроризма.

Терроризм на воздушном транспорте.

Сегодня терроризм все чаще атакует воздушный транспорт(ВТ). Этому служат следующие предпосылки:

  • реальность захвата и угона ВТ за границу представляет минимальную опасность для преступника и большую угрозу жизни пассажиров и экипажа;
  • захват и угон ВТ расценивается преступником как одно из результативных средств достижения задуманной им цели;
  • выполнить преступные действия террорист способен при использовании минимальных сил и средств; обычно одно лицо (как подтверждает статистика) осуществляет похищение ВТ. Преступление совершается индивидуально, независимо от того, является ли его исполнитель одиночкой или соучастником преступной группы;
  • ВТ представляет значительную ценность, легко поступиться которой государство не может;
  • действующие группировки преступников считают захват ВТ наиболее легким и дешевым способом приобретения популярности, освобождения отбывающих наказание террористов, получения выкупа. Немаловажное значение для них имеет побег в государства, предоставляющие им политическое убежище;
  • в случае катастрофы большинство пассажиров погибает, террорист остается анонимным лицом.

Бомбы, гранаты, пистолеты стали средством и оружием принуждения, применяемым современными воздушными террористами. Они отдают себе отчет в собственной силе: ничто не служит демонстрацией решительности лучше, чем взрывной заряд в руках безрассудного террориста. Через аэропорты, пункты контроля, салоны лайнеров и пилотские кабины проходит фронт борьбы с терроризмом. Идет настоящая война.

Читайте также: