Терроризм и меры по его предупреждению кратко

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Меры предупреждения действий террористического характера

Нами разделяется мнение о том, что борьба с терроризмом, строго говоря, не является чем-то вроде науки, научной дисциплины. Это – определенный замысел, политическая позиция, точка зрения на самое важное из системы преодоления и минимизации террористических актов. В этом смысле можно говорить о теории борьбы с терроризмом, которая определяет направления соответствующей политики и обогащает практику. Здесь следует видеть тесную связь с концепцией борьбы с терроризмом, стратегией и тактикой этой борьбы. Именно данная концепция вносит большой творческий вклад в теорию и практику борьбы с терроризмом. Она ориентирована на положительные результаты и эффективность этой борьбы.

Концепция борьбы с терроризмом должна выдвигаться на первое место в системе теоретических исследований. Опираясь на нее, практика сможешь определить свою стратегию и тактику. Важнейшие характеристики концепции борьбы с терроризмом – ее научная обоснованность, аргументированность и достоверность выводов, определяющих возможность их реализации на практике.

Общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму, и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации 1 .

Правовую основу общегосударственной системы противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепция внешней политики Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности в данной области Концепция по противодействию терроризму в РФ (утвержденная Президентом РФ 5 октября 2009 г.).

Цель противодействия терроризму в Российской Федерации – защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.

Прежде чем перейти к основной части по предупреждению действий террористического характера хочется отменить, что борьба со сложившемся терроризмом тяжела, всегда требует высоких затрат и в целом малоэффективна. Это связано с тем, что борьба носит не столько активный, сколько реактивный характер – вначале совершается террористический акт, а потом начинают искать, ловить и наказывать террористов 3 .

Сегодня борьба с терроризмом в России направлена, прежде всего, на установление причин террористических актов. Такие принципы заложены в основу разработанной Правительством Концепции противодействия терроризму.

Основными задачами противодействия терроризму являются: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера; привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей; противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий 5 .

Противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется по следующим направлениям: предупреждение терроризма, борьба с терроризмом и минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма 6 . Предупреждение терроризма осуществляется по трем основным направлениям: создание системы противодействия идеологии терроризма; осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств; усиление контроля за соблюдением административно-правовых режимов. Особая роль в предупреждении терроризма принадлежит эффективной реализации административно-правовых мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации 7 .

Предупреждение терроризма предполагает решение следующих задач: выявление и изучение причин и условий террористического акта, разработка мер и осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; противодействие распространению идеологии терроризма путем обеспечения защиты единого информационного пространства Российской Федерации; совершенствование системы информационного противодействия терроризму; улучшение социально-экономической, общественно-политической и правовой ситуации в стране; прогнозирование, выявление и устранение террористических угроз, информирование о них органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественности; использование законодательно разрешенных методов воздействия на поведение отдельных лиц (групп лиц), склонных к действиям террористического характера; разработка мер и осуществление профилактических мероприятий по противодействию терроризму на территориях субъектов Российской Федерации; определение прав, обязанностей и ответственности руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов; разработка и введение в действие типовых требований по обеспечению защищенности от террористических угроз критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей; совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, а также лиц, пострадавших в результате террористического акта; усиление взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и укрепление международного сотрудничества в области противодействия терроризму; обеспечение скоординированной работы органов государственной власти с общественными и религиозными организациями (объединениями), другими институтами гражданского общества и гражданами 8 .

Организация борьбы с терроризмом осуществляется на основе комплексного подхода к анализу причин возникновения и распространения терроризма, к выявлению субъектов террористической деятельности, четкого разграничения функций и зоны ответственности субъектов противодействия терроризму, своевременного определения приоритетов в решении поставленных задач, совершенствования организации и взаимодействия оперативных, оперативно-боевых, войсковых и следственных подразделений путем внедрения штабного принципа организации управления контртеррористическими операциями и обеспечения указанных субъектов информационными ресурсами, включающими современные аппаратно-программные комплексы 9 .

Одно из основных условий повышения результативности борьбы с терроризмом – получение упреждающей информации о планах террористических организаций по совершению террористических актов, деятельности по распространению идеологии терроризма, источниках и каналах финансирования, снабжения оружием, боеприпасами, иными средствами для осуществления террористической деятельности. Условием эффективной организации борьбы с терроризмом является заблаговременная подготовка сил и средств субъектов противодействия терроризму к пресечению террористического акта в ходе командно-штабных, тактико-специальных, оперативно-тактических учений, организуемых Федеральным оперативным штабом и оперативными штабами в субъектах Российской Федерации 10 .

В соответствии с основными направлениями противодействия терроризму, предусмотренными Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, антитеррористическая деятельность осуществляется посредством системы мер, в ходе реализации которых используются различные взаимосвязанные и согласованные между собой формы, методы, приемы и средства воздействия на субъекты террористической деятельности.

При осуществлении деятельности по предупреждению терроризма применяются меры, направленные на снижение уровня угроз террористических актов, урегулирование экономических, политических, социальных, национальных и конфессиональных противоречий, которые могут привести к возникновению вооруженных конфликтов и, как следствие, способствовать террористическим проявлениям; предупреждение террористических намерений граждан; затруднение действий субъектов террористической деятельности. При этом используются различные формы общей и адресной профилактики, осуществляемой с учетом демографических, этноконфессиональных, индивидуально-психологических и иных особенностей объекта, к которому применяются меры профилактического воздействия 11 .

К основным мерам по предупреждению терроризма относятся: политические (нормализация общественно-политической ситуации, разрешение социальных конфликтов, снижение уровня социально-политической напряженности, осуществление международного сотрудничества в области противодействия терроризму); социально-экономические (оздоровление экономики регионов Российской Федерации и выравнивание уровня их развития, сокращение масштабов маргинализации общества, его социального и имущественного расслоения и дифференциации, обеспечение социальной защиты населения); правовые (реализация принципа неотвратимости наказания за преступления террористического характера, незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, радиоактивных материалов, опасных биологических веществ и химических реагентов, финансирование терроризма, а также регулирование миграционных процессов и порядка использования информационно-коммуникационных систем); информационные (разъяснение сущности терроризма и его общественной опасности, формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия, а также привлечение граждан к участию в противодействии терроризму); культурно-образовательные (пропаганда социально значимых ценностей и создание условий для мирного межнационального и межконфессионального диалога); организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму) 12 .

Так же подлежат выявлению объекты, нуждающиеся в особом внимании как криминогенные либо повышенно виктимные с точки зрения террористической угрозы.

Выбор конкретных мер по противодействию терроризму зависит от уровня выявленных террористических угроз, для устранения которых вводятся соответствующие правовые режимы, включающие в себя административно-режимные, оперативно-розыскные и иные мероприятия, реализуемые оперативными штабами в субъектах Российской Федерации во взаимодействии с антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации и подразделениями федеральных органов исполнительной власти, а также временные ограничения, направленные на недопущение совершения террористического акта и минимизацию его последствий.

Основной формой пресечения террористического акта является контртеррористическая операция, которая предусматривает реализацию комплекса специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности граждан, организаций и учреждений, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. На период контеррористической операции допускается: ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов.

Основная функция противодействия террористическим проявлениям руководством страны была возложена на органы безопасности Российской Федерации, которые координируют деятельность всех государственных органов в этой сфере.

Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий. Основным субъектом руководства борьбой с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами, средствами и ресурсами является Правительство Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти участвуют в борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Непосредственными субъектами, осуществляющими борьбу с терроризмом РФ, в пределах своей компетенции, являются: Федеральная служба безопасности Российской Федерации (осуществляет антитеррористическую деятельность, путем проведения оперативно-розыскных и иных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение терроризма); Министерство внутренних дел Российской Федерации (осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели. Через Национальное центральное бюро Интерпола в соответствии с возложенными на него функциями осуществляет взаимодействие между различными государствами по розыску и привлечению к уголовной ответственности лиц, обвиняемых в терроризме); Служба внешней разведки Российской Федерации (как и другие органы внешней разведки России, предупреждают террористическую деятельность политической направленности путем обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами территории России, их сотрудников и семей последних); Федеральная служба охраны Российской Федерации; Министерство обороны Российской Федерации (обеспечивает сохранность находящихся у него на вооружении оружия массового поражения, ракетного и отраслевого оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов; кроме того, оно принимает участие в обеспечении безопасности национальных морских судоходств, национального воздушного пространства, в проведении контртеррористических операций); Федеральная пограничная служба Российской Федерации (осуществляет борьбу с политическим терроризмом путем предупреждения, выявления и пресечения перехода террористами Государственной границы РФ, незаконного перемещения на территорию России или, наоборот, с ее территории оружия, взрывчатых веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения террористических преступлений) 14 .

Координацию деятельности субъектов осуществляет Федеральная антитеррористическая комиссия, которая решает следующие основные задачи: вырабатывает основы государственной политики в области борьбы с терроризмом в РФ и рекомендации, направленные на повышение эффективности работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению терроризма и осуществлению террористической деятельности; осуществляет сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях терроризма на территории РФ; координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, в целях достижения согласованности их действий по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций, а также выявлению и устранению причин и условий, способствующих подготовке и реализации террористических акций, принимает участие в подготовке международных договоров в РФ в области борьбы с терроризмом; вырабатывает предложения о совершенствовании законодательства РФ в области борьбы с терроризмом. Также указами Президента РФ создаются другие органы, обязанные оперативно реагировать на ситуацию с терроризмом в конкретных условиях места и времени. Контроль за деятельностью субъектов осуществляет – Президент и Правительство РФ, а надзор за законностью проведения работы по борьбе с терроризмом осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры 15 .

Система безопасности нуждается в постоянном совершенствовании. Необходимо задуматься над совершенствованием не только правовой базы, но и над обеспечением безопасности граждан, над развитием системы видеонаблюдения. Надо совершенствовать технические средства обнаружения взрывных веществ, систему спасения и оповещения граждан.

По указанию Президента РФ в четырехмесячный срок кабинет министров должен утвердить комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте, прежде всего на метрополитене и других видах общественного транспорта, предусматривающую объединение сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов обеспечения безопасности на транспорте. Кроме того в 2014 г.-2015 г.г. завершено оснащение наиболее уязвимых объектов транспортной инфраструктуры специализированными техническими средствами и устройствами, способными оградить их от актов незаконного вмешательства. В 2014 г. правительство внедрило комплексную систему обеспечения безопасности населения на транспорте 16 , однако ее эффективность сегодня вызывает сомнения.

Борьба с терроризмом и экстремизмом не может ограничиваться только силовыми методами. Корни проблем на Кавказе кроются в социально-экономической обстановке в регионе. Необходимо работать с людьми и предлагать новые условия жизни. Политика на Кавказе должна быть разумной, современной, должна вовлекать в разного рода процессы самих людей, помогая их социализации, не допуская террористических проявлений и разнузданной преступности и коррупции.

Сегодня на Кавказе можно более эффективно бороться с терроризмом и вовлекать население в мирную жизнь, поскольку у людей есть желание помогать федеральным властям, а молодежь стремиться интегрироваться в российскую жизнь.

Читайте также: