Терроризм анархистов это кратко

Обновлено: 05.07.2024

В связи с последними событиями вспоминаем историю вопроса. Анархисты — кто они?

Анархисты не признают необходимость господства одних людей другими и отрицают особые права, привилегии одних участников общественного процесса в ущерб другим. Власть понимается анархистами как принуждение. И это принуждение должно быть заменено личной заинтересованностью и добровольным согласием каждого участника. Причем согласием, основанным на ответственности. Все проявления власти должны, по мнению анархистов, быть ликвидированы. Это общее в учениях анархистов. Дальше идут различия. Труды теоретиков анархизма широко известны и в России не запрещены. Вы можете читать работы Михаила Бакунина или князя Петра Кропоткина совершенно свободно. И это — правильно. Потому что анархизм и терроризм — это не одно и то же.

Анархизм, это, прежде всего, философское учение, причем расцвет этого учения пришелся на XIX — первую половину XX веков. Для молодежи это учение было всегда привлекательным.

В период революции 1917 года и гражданской войны анархистские группы бывали очень популярны. Но обычно на короткий период. Влиятельных группировок анархистов на архангельском Севере я не припомню.

История вопроса

Утром 31 октября в здании архангельского ФСБ прогремел взрыв. Самодельное взрывное устройство пронес туда 17-летний местный житель, который в итоге скончался от полученных травм. Также пострадали трое сотрудников службы безопасности. Парень, как оказалось, относил к себя к анархо-коммунистам. Незадолго до взрыва он сообщил о своих планах в одном из тематических Telegram-каналов. При этом знакомые погибшего рассказывают, что он был спокойным, об анархизме не говорил. Воспоминания одноклассницы и учительницы взрывателя можно почитать тут.

Рассказывая об истоках анархистского движения, автор документа начинает со второй половины XIX века, указывая на подъем рабочего движения в западных странах.

Вскоре идеи анархизма получают распространение и в России, причем их проводниками стали подданные нашего государства, проживавшие в Европе и воспринявшие идеи этого течения за рубежом. Следует отметить, что с самого начала анархизм принял радикальное направление, провозгласившее целью революцию:

«В 1869 году в России возникает энергичная агитация и пропаганда идей анархизма в духе учения Бакунина и получает распространение журнал “Народное дело” (начал издаваться в Швейцарии с 1866 года), программа коего явилась отражением международного анархизма.

Немаловажную роль в распространении идей международного социализма и, в частности, анархизма в духе учения Бакунина в то время сыграла русская молодежь, которую привлекала в Цюрих молва об Интернационале. Посещая заседания Интернационала и изучая политическую экономию, сочинения Маркса, Бакунина и Прудона, молодежь эта восприняла надлежащее воспитание в духе идей Интернационала и, возвращаясь в Россию, стала распространять на родине усвоенные ею новые идеи анархизма.

В конце 60-х годов по поручению Бакунина прибыл из-за границы в Россию некий Сергей Нечаев (учитель приходского училища в Петербурге, Москве и некоторых других городах), который основал в столицах так называемое “Общество народной расправы”, или “народный суд”. Это общество должно было играть роль своего рода генерального штаба для будущей революции.

Методы, с помощью которых анархисты намеревались свергнуть государственный строй, были изложены в листовках, авторы которых призывали не останавливаться ни перед чем. Несмотря на то что власть обнаружила и ликвидировала первую анархистскую организацию, сама идеология отчасти перенимается народниками, и некоторое время лозунги свержения строя ассоциируются не столько с анархистами, сколько с другими организациями революционного характера:

«Основные положения общества разъяснились массой мелких листовок, издаваемых Нечаевым, в коих указывалось, что люди, идущие к цели, не должны ни перед чем останавливаться, а в действиях своих проявлять полную бесчеловечность и даже кровожадность. Нечаев был первый, кто рекомендовал: убийства, бунт, мятеж и пр. не как средство нейтрализации врагов революции, а как средство пропаганды. Это учение было воспринято почти всеми анархистскими партиями мира и под названием “пропаганда действием” стало специальной характерной особенностью позднейшей анархистской тактики.

“Общество народной расправы” было вскоре раскрыто и ликвидировано правительством.

Новый подъем анархизма отмечается на излете XIX века и вновь оказывается связан с европейским влиянием. В Англии, Франции и Швейцарии среди эмигрантов из России ведется пропаганда анархизма, а в Лондоне и Париже начинают выходить печатные издания соответствующей тематики. Ячейки будущих анархистских групп также организованы в Европе:

«Между тем в девятидесятых годах прошлого столетия в заграничных русских колониях в Швейцарии, Англии и Франции снова начинает вестись систематическая пропаганда коммунистического анархизма.

Группа эмигрантов анархистов занялась издательством за границей русской анархистской литературы. С этого же времени на почве распространения идей анархизма усиленно работает за границей князь Кропоткин, написавший целый ряд сочинений по анархизму.

Пропаганда анархизма концентрировалась главным образом в Женеве и Лондоне…

В 1903 году в Лондоне появляется первый русский анархистский орган “Хлеб и Воля”, в деле издания которого активное участие принимает Кропоткин, а затем появляются еще и второстепенные анархистские газеты “Черное знамя” и “Новый мир”, а в Париже – анархистский журнал “Безначалие”.

В России анархистские организации вновь появляются в начале XX века:

«Первые группы, носившие название анархистских, стали появляться в России в 1903 году первоначально в городах Северо-Западного края (Белосток, Вильно, Варшава), находя себе последователей среди рабочего населения, а затем такие же группы появляются на юге и юго-западе (Екатеринослав, Одесса и Нежин), а наконец и на Кавказе. Первые шаги этих групп были неудачны, так как в то время не было вообще наличных условий для успешного распространения идей анархизма. Социально-экономические теории безраздельно владели умами как интеллигенции, так и рабочих масс.

Забастовки, которые захлестнули всю страну, террор, мятежи, происходившие в то время, негативно отразились на экономическом положении страны. Возросла безработица, упал уровень жизни населения, что, по мнению авторов документа, сыграло на руку анархистам.

«Московское восстание и крушение революции в дальнейшем изменяют положение дел. Экономический кризис и безработица, с одной стороны, и разочарование в недавних кумирах – с другой – создают почву для нового движения как среди масс, так и среди интеллигенции.

Анархизм, который, казалось, умер, еще не успев народиться, поднял свою голову и пошел по своей линии без особенно сильного сопротивления, награждаемый сочувствием обнищавших разочарованных масс, неудачников социализма, ренегатов и вообще лиц, ищущих новое слово и жаждавших новых ощущений.

Таким образом, почва для анархизма являлась подготовленной самим положением вещей.

В 1903 году в Белосток приехал из Лондона анархист “Зейдель”[66], который среди молодежи составил свой кружок и начал пропагандировать анархистские идеи. Придерживаясь лозунга Бакунина: “дух разрушающий есть в то же время дух созидающий”, Зейдель доказывал, что “только насильственным путем всемирный пролетариат сможет добиться улучшений в своей жизни, что пролетариату необходимо с оружием в руках выступить для разрушения современного общества… И что только после разрушения общества в нем естественно народятся силы, которые создадут равенство, братство и свободу”.

Эта теория нашла своих последователей и ознаменовала свое существование в Белостоке целым рядом грабежей, сопровождавшихся убийствами.

«Почти вслед за уничтожением Белостокской группы, в 1904 г. из заграницы приехали в Россию для развития анархистских идей несколько интеллигентов, избрав ареной своей деятельности города: Вильно, Одессу, Минск, Екатеринослав и Тифлис. В этот период времени и начинает обрисовываться анархистское движение.

Эти вновь народившиеся группы состояли преимущественно из последователей теории Кропоткина и именовали себя группами “Хлеб и Воля”.

Они преследовали насильственное разрушение существующего общественного и государственного строя и вели пропаганду коммунистических идей среди пролетариата.

Отличались от последователей Зайделя тем, что, исключив из программы экспроприации у частных лиц и признавая одни лишь крупные казенные экспроприации, хлебовольцы доказывали, что антибуржуазные террористические акты отвлекают пролетариат от политической борьбы, сокращая тем самым кругозор его стремлений.

Анархизм не был идейно монолитным движением, внутри него существовали разные течения, порой вступавшие в острую дискуссию относительно тактических действий, однако общим было их антигосударственное направление.

«В самый разгар деятельности хлебовольцев (в половине 1905 г.) из среды русских анархистов выступил на арену пропаганды некий Иуда Гроссман (организационная кличка “Рощин”, бывший редактор издававшегося за границей журнала “Черное знамя”) с острой критикой теории “Хлебовольцев”.

Начались теоретические и философские дискуссии и литературная полемика между Гроссманом и руководителями группы “Хлеб и Воля”, приведшие в конечном результате к образованию Гроссманом в Одессе и Екатеринославе новой группы анархистов, присвоившей себе название “Черное знамя”.

Разъезжая по южным и юго-западным городам России, Гроссман вел усиленную агитацию среди рабочих (в особенности в гор. Одессе) и склонял социал-демократов к переходу в анархизм.

В дальнейшем под влиянием энергичных агитаторов “чернознаменское” движение из Одессы распространилось на другие города юга, а оттуда перешло на запад, где “чернознаменцы” столкнулись с обосновавшимися ранее в Северо-Западном крае группами “хлебовольцев”.

Находившийся в это время в Вильне руководитель хлебовольских групп некий “Хаим Лондонский” созывает в названном городе конференцию с целью выработать тактику теоретической борьбы с появившимися группами “Черное знамя”.

На этой конференции единогласно была принята резолюция:

«Организатор “чернознаменских” групп Гроссман, узнав об этой резолюции “хлебовольцев” и предвидя партийную дезорганизацию виленских “чернознаменских” групп, бросает прочно стоявшее на юге дело “чернознаменцев” и из Одессы едет в Вильну, где энергично занимается пропагандой чернознаменской теории среди интеллигенции и рабочих масс и достигает успеха.

Приведя в порядок “чернознаменские” группы в Вильне, Гроссман едет с такой же целью в Белосток, где его застает Манифест 17 октября 1905 года. С обнародованием Манифеста среди руководителей анархистских групп началось сильное оживление, и чтобы парализовать влияние Манифеста, Гроссман, доказывая, что всякий конституционный или даже республиканский строй не в силах изменить нынешнего нищенского положения пролетариата и что только общество, построенное на анархо-коммунистических началах, даст ему те блага в жизни, к каким стремится каждый отдельный индивидуум, созывает в Белостоке при содействии южных групп анархистскую конференцию.

Участники конференции разделились на две половины: одна из них (группа безмотивных террористов) во главе с местным анархистом Стриге вынесла следующую резолюцию:

Другая половина делегатов (коммунисты) приняла такую резолюцию: “признавая, что всероссийский пролетариат находится в экстазе революционного состояния, считает необходимым составить группу из интеллигентных пропагандистов и опытных практиков, которым следует поехать на юг России, выбрав там один из подходящих городов, объявить коммуну”.

Несмотря на вышеперечисленные провалы, идея анархистского террора, к сожалению, успела пустить глубокие корни, и ни теоретические споры, ни гибель отдельных анархистов не остановили вал преступности.

«Оставшиеся во главе с Гроссманом анархисты разделились на три части: одна из них с Гроссманом уехала на Кавказ, другая часть осталась на юге России, а остальные уехали в Польшу и обосновались в Варшаве. Вскоре эта группа была ликвидирована, причем 11 ее членов казнено, но отдельные члены группы уцелели.

«Деятельность группы “Интернационал” продолжалась до 1908 года. В апреле и мае группа была ликвидирована, а уцелевшие ее члены образовали в Варшаве кружок “террористов-резервистов”.

Кроме Варшавской группы “Интернационал”, в тот же период времени образовались еще и Федеративная группа анархистов-коммунистов Литвы и Польши, группа анархистов-коммунистов “Свобода” и группа анархистов-коммунистов “Пролом”, выпустившая прокламации с призывом к интернациональному, политическому, экономическому, массовому и одиночному террору. Существовавшая в Варшаве группа “Интернационал” установила связь и с другими группами Привислинского края.

С целью устранения дезорганизаций и составления плана продуктивной работы анархистских групп Польши и Литвы в июле 1907 года в городе Ковно анархисты созвали конференцию и приняли следующие резолюции:

1. Ввиду разобщенности и изолированности анархистских групп необходимо соединиться в федерации.

2. Отвергнуть мелкие экспроприации, признать необходимым совершения крупных экспроприации в казенных и частных учреждениях.

3. Бороться путем пропаганды с профсоюзами как с опасным и хитрым средством буржуазии для совращения рабочего с революционного пути на путь компромиссов и сделок, затемняющих его классовое революционное сознание.

В анархисты пошли и бывшие социалисты-революционеры, с аналогичным взглядом на террор.

«Образование самостоятельных анархистских групп в городе Одессе впервые было отмечено в конце 1903 года обнаружением группы “непримиримых” – из лиц, принадлежащих ранее к “Одесскому Комитету партии социалистов-революционеров”.

Данные лица поставили исключительной задачей своей деятельности терроризирование населения как политическими убийствами, так и преступлениями анархистского характера. Одесская организация имела разветвления в г. Бердичеве, Остроге, Вильне, Варшаве и Белостоке.

В конце 1904 года в Одессе образовалась “рабочая группа анархистов-коммунистов”, именовавшаяся впоследствии “Южнорусской группой анархистов-коммунистов”.

Эта группа стремилась вызвать в Одессе всеобщую забастовку и вооруженное восстание рабочих, для чего распространяла соответствующие воззвания. После ликвидации группы в январе 1905 года оставшиеся на свободе ее члены стали стремиться к оживлению деятельности группы, для чего был выписан из Женевы целый транспорт нелегальной литературы и типография.

В марте-месяце того же, 1905 года названная группа объединилась с местной организацией партии социалистов-революционеров, располагавшей оружием и взрывчатыми веществами с целью совместного вооруженного нападения на правительственные учреждения, совершения террористических актов и вымогательств денег на дело вооруженного восстания.

Произведенная в апреле-месяце ликвидация объединившихся организаций лишь отчасти приостановила их деятельность. Ускользнувшие от ареста члены групп, под руководством примкнувшего к ним Гроссмана, основателя группы “Черное знамя” и проповедника “безмотивного террора”, немедленно приступили к изготовлению новых разрывных снарядов и печатанью воззваний.

Анархизм распространялся как пожар. Террористические организации появились в Екатеринодаре, Новороссийске, Темрюке, Тифлисе, Баку.

«Деятельность “чернознаменцев” продолжала проявляться и в 1906 году, когда ими был организован и приведен в исполнение взрыв Жандармского управления в Одессе, а также под непосредственным руководством Гроссмана разрабатывался план взрыва Одесской биржи.

Анархизм проник в Тифлисскую и Бакинскую губернии:

«Группа анархистов-коммунистов “Хунхузы”, группы “Анархия”, “Красная сотня”, “Черный ворон”, “Красное знамя” и Летучий отряд анархистов-коммунистов.

«В Москве в 1905 году приехавшими из Женевы анархистами-коммунистами основывается группа “Свобода”. Ее организаторы вели пропаганду среди студентов высших учебных заведений, завязали связи в рабочей среде, в результате чего образовалась целая сеть анархистских организаций.

В 1906 году в Москву приехал Овсей Таратута, создавший группу “Бунтарь”. Вскоре группа приступила к широкой массовой пропаганде, преимущественно среди рабочих газовых, электрических и литейных заводов. В ней анархистами впервые был применен принцип разделения труда: были организованны боевая, издательская, пропагандистская и экспроприаторская комиссии.

Когда началась организованная группой забастовка электрического и газового заводов и трамваев, группа была почти целиком арестована, а уцелевшие скрылись за границу (апрель 1907 г.).

Цели деятельности анархо-коммунистов Ковецкий описывал следующим образом:

Анархистские группы существовали не только в европейской части империи.

Наиболее активную террористическую деятельность в Забайкалье в 1906 году, как и в следующем, проявила Забайкальская Федерация групп вооруженного народного восстания (ЗФГВНВ).

Руководящим органом организации являлся Федеративный совет. Все члены Федерации делились на десятки, возглавляемые десятниками, имеющими право голоса на собрании Совета. В распоряжении Федерации имелись типография и мастерская по изготовлению взрывных снарядов[73].

Со слов жандармских чинов, Забайкальская Федерация представляла собой чисто анархистскую боевую организацию[75].

Иными словами, если говорить о терроре, то первую скрипку здесь играли другие преступные организации.

Происхождение анархистского терроризма

Кстати, в отместку за утверждение смертных приговоров Вайяну и Анри президент Франции С.Карно был убит анархистом Казерио. Громкие террористические акты были осуществлены также испанскими, итальянскими, американскими анархистами. Среди них были убийства премьер-министра Испании Кановаса (1897), австрийской императрицы Елизаветы (1899), короля Италии Умберто (1900), президентов США Гарфилда (1881) и Мак-Кинли (1901). Неоднозначную реакцию даже в самой анархистской среде вызвал взрыв бомбы в театре Лисео в Барселоне в 1893 г., в результате которого погибло 20 и было ранено 50 человек. Бомбу бросил анархист, ранее подвергавшийся пыткам.

Таким образом, теоретически Бакунин был скорее противником индивидуального террора, хотя осудить террориста категорически отказывался. Для него это было невозможно с точки зрения революционной этики. Впрочем, несмотря на критику Бакуниным индивидуального террора, выводы из его учения, предполагавшего для начала разрушение старого мира, можно было делать весьма далеко идущие.499

Что же касается Кропоткина, его отношение к терроризму, ставшему едва ли не главным средством достижения своих целей для считавших себя его последователями, по меньшей мере, неочевидно.

Олег Будницкий. Из книги " Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX - начало XX века)"

Эксперты, изучающие феномен терроризма выделяют шесть основных типов современного терроризма:

Террористы этого вида обычно ставят своей целью формирование отдельного государства для своей этнической группы. Они называют это "национальным освобождением", про которое, по их мнению весь остальной мир забыл. Этот вид террористов часто завоевывает симпатии на международной арене.


Эксперты говорят, что именно террористы-националисты могут в процессе своей вооруженной борьбы сократить уровень применяемого ими насилия или, по крайней мере, соотнести его с действиями своих врагов.

Это делается в основном для того, чтобы не утратить поддержку своего этноса. Многие террористы-националисты утверждают, что они не террористы, а борцы за свободу своего народа.

Типичные примеры - Ирландская Республиканская Армия и Организация Освобождения Палестины. Обе организации в 90-х годах заявили, что они отказываются от террористических методов. К этому же виду террористов эксперты относят организации Баскская Родина и Свобода, которая намерена отделить районы традиционного проживания басков от Испании, и Партия Трудящихся Курдистана, которая хочет создать свое государство на территории Турции.

Религиозные террористы используют насилие в целях, которые, по их мнению, определены Господом. При этом объекты их нападений размыты и географически, и этнически, и социально. Таким образом они хотят добиться немедленных и кардинальных перемен, часто на глобальном уровне.

Религиозные террористы принадлежат не только к небольшим культам, но и к распространенным религиозным конфессиям. Этот тип терроризма развивается гораздо динамичнее остальных. Так, на середину 90-х годов из 56 известных террористических организаций почти половина заявляла о религиозных мотивах.


Поскольку "религиозники" не озабочены восстановлением прав на какой-то определенной территории или реализацией каких-либо политических принципов, масштаб их нападений часто гораздо больше, чем у "националистов" или идеологических экстремистов. Их враги - все, кто не является членом их религиозной секты или конфессии.

В эту категорию террористов входит и "Аль-Каида" Усамы бен Ладена, и группировка суннитских мусульман "Хамас", и ливанская шиитская группа "Хезболла", и радикальные еврейские организации покойного рабби Меера Кахана, некоторые американские ку-клус-клановские "народные дружины", и японский культ "Аум Сенрике".

Некоторые террористические группы были преднамеренно использованы правительствами различных государств в качестве дешевого способа ведения войны. Такие террористы опасны прежде всего тем, что их ресурсы обычно намного мощнее, они могут даже производить бомбардировки аэропортов.


Одно из наиболее громких дел - использование Ираном группы молодых боевиков для захвата заложников в американском посольстве в 1979 году.

В настоящее время госдепартамент США считает Иран одним из основных спонсоров терроризма, однако в поддержке террористов обвиняются и Куба, и Ирак, и Ливия, и Северная Корея, и Судан, и Сирия.

Среди известных террористических групп можно выделить следующие связи с правительствами: Хезболла поддерживается Ираном, организация Абу Нидал -- Ираком, Японская Красная Армия - Ливией.

"Аль-Каида" Усамы бен Ладена была так тесно связана с талибами, когда те были у власти в Афганистане, что некоторые эксперты относят ее к этой же категории.

Наиболее радикальные левые хотят уничтожить капитализм и заменить его коммунистическим или социалистическим режимом.


Поскольку они обычно считают гражданское население жертвами капиталистической эксплуатации, они не часто прибегают к терактам против обычных граждан. Они в гораздо большей степени прибегают к похищениям богатых людей или взрывают различные "символы капитализма".

Примерами таких групп могут служить немецкая Баадер-Мейнхоф, Японская Красная Армия и итальянские Красные Бригады.

Правые экстремисты - обычно самые неорганизованные группировки, часто связаны в западноевропейскими неонацистами.


Их задачи - борьбы с демократическими правительствами для замены их фашистскими государствами.

Неофашисты нападают на иммигрантов и беженцев, по взглядам такие группы прежде всего расисты и антисемиты.

Террористы-анархисты были глобальным феноменом с 1870-х по 1920-е годы. Один из президентов США Вильям Макинли был убит анархистом в 1901 году.


В России в этот же период анархисты совершили немало успешных терактов. Пришедшие к власти в России в результате октябрьского переворота 1917 года большевики были тесно связаны с многими "взрывателями", хотя сами в основном занимались грабежами банков - так называемыми "экспроприациями".

Некоторые эксперты предполагают, что современные антиглобалисты могут породить новую волну анархического терроризма.

Все права на материалы, находящиеся на сайте охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) обязательна.

Читайте также: