Территориальные споры в южно китайском море кратко

Обновлено: 05.07.2024

Помимо тайваньской проблемы дестабилизирующее влияние на обстановку оказывает ситуация вокруг архипелага Спратли в Южно-Китайском море. Этот архипелаг, состоящий из 230 мелких островов и рифов общей площадью 250 тыс. кв. км, расположен между территориями Вьетнама, Филиппин и Малайзии. Частью архипелага Спратли являются Парасельские острова. В годы Второй мировой войны архипелаг был захвачен Японией, которая отказалась от прав на него по Сан-Францисскому мирному договору в 1951 г. Однако в тексте договора не было указано, к кому переходят острова. Фактически острова попали под контроль французско-южновьетнамской администрации.

Вопрос о принадлежности островов не вызывал разногласий до тех пор, пока не возникла перспектива освоения расположенных в их зоне нефтяных месторождений. В 1974 г., пользуясь военной слабостью Южного Вьетнама, КНР оккупировала практически всю группу Парасельских островов. ДРВ расценила действия Китая как посягательство на ее права, но не решилась пойти на конфликт с КНР, ограничившись тем, что высадила свои войска на одном из островов Парасельской группы, куда еще не прибыли китайские силы.

В 1992 г. КНР одобрила новый закон о морских владениях, в соответствии с которым Китай в одностороннем порядке провозгласил суверенитет над всей акваторией Южно-Китайского моря. В новом законе было оговорено право Китая применять силу для пресечения того, что он мог счесть незаконным промыслом в китайских территориальных водах. Кроме того, иностранные суда должны были отныне просить разрешение на проход через те воды, которые Китай считал своими территориальными, а подлодки должны были пересекать их в надводном положении.

По новому закону общая площадь акваторий, на которые стала претендовать КНР, составила 3 млн. кв. км, из которых около одной трети эксплуатируется, по мнению Китая, незаконно другими странами. Теперь уже не только группа Парасельских островов, но и весь архипелаг Спратли оказался в зоне китайских претензий. В том же 1992г. КНР в сотрудничестве с американскими корпорациями приступила к разведке нефти в районе Тонкинского залива, в 70 милях от побережья Вьетнама. Последовали протесты Ханоя и вспышка подозрения по поводу намерений КНР в странах АСЕАН. Ситуация еще более осложнилась в 1995 г., когда КНР установила пограничные знаки и навигационное оборудование на одном из рифов архипелага, который считают своей территорией Филиппины. Эти действия были расценены в регионе как силовая акция.

КНР контролирует 70 островов, Вьетнам - 21, Малайзия - 3, Филиппины - 8, а Тайвань - всего один, но самый крупный. Индонезия не претендует на островные территории, но претензии КНР затрагивают ее экономическую зону.

Сложность ситуации усугубляется тем, что страны, претендующие на части архипелага Спратли (за исключением Брунея), имеют на островах свои вооруженные силы. Наиболее крупные гарнизоны на островах держат КНР и Вьетнам. На ряде островов размещены войска Филиппин и Малайзии. В странах АСЕАН существуют опасения, что КНР будет стремиться утвердить свой контроль над нефтеносными районами силовым путем и поставить более слабые государства перед свершившимся фактом. Основанием для подозрений служит отказ Китая согласиться с предложениями малых стран провести переговоры для размежевания спорных районов.

Помимо тайваньской проблемы дестабилизирующее влияние на обстановку оказывает ситуация вокруг архипелага Спратли в Южно-Китайском море. Этот архипелаг, состоящий из 230 мелких островов и рифов общей площадью 250 тыс. кв. км, расположен между территориями Вьетнама, Филиппин и Малайзии. Частью архипелага Спратли являются Парасельские острова. В годы Второй мировой войны архипелаг был захвачен Японией, которая отказалась от прав на него по Сан-Францисскому мирному договору в 1951 г. Однако в тексте договора не было указано, к кому переходят острова. Фактически острова попали под контроль французско-южновьетнамской администрации.

Вопрос о принадлежности островов не вызывал разногласий до тех пор, пока не возникла перспектива освоения расположенных в их зоне нефтяных месторождений. В 1974 г., пользуясь военной слабостью Южного Вьетнама, КНР оккупировала практически всю группу Парасельских островов. ДРВ расценила действия Китая как посягательство на ее права, но не решилась пойти на конфликт с КНР, ограничившись тем, что высадила свои войска на одном из островов Парасельской группы, куда еще не прибыли китайские силы.




В 1992 г. КНР одобрила новый закон о морских владениях, в соответствии с которым Китай в одностороннем порядке провозгласил суверенитет над всей акваторией Южно-Китайского моря. В новом законе было оговорено право Китая применять силу для пресечения того, что он мог счесть незаконным промыслом в китайских территориальных водах. Кроме того, иностранные суда должны были отныне просить разрешение на проход через те воды, которые Китай считал своими территориальными, а подлодки должны были пересекать их в надводном положении.

По новому закону общая площадь акваторий, на которые стала претендовать КНР, составила 3 млн. кв. км, из которых около одной трети эксплуатируется, по мнению Китая, незаконно другими странами. Теперь уже не только группа Парасельских островов, но и весь архипелаг Спратли оказался в зоне китайских претензий. В том же 1992г. КНР в сотрудничестве с американскими корпорациями приступила к разведке нефти в районе Тонкинского залива, в 70 милях от побережья Вьетнама. Последовали протесты Ханоя и вспышка подозрения по поводу намерений КНР в странах АСЕАН. Ситуация еще более осложнилась в 1995 г., когда КНР установила пограничные знаки и навигационное оборудование на одном из рифов архипелага, который считают своей территорией Филиппины. Эти действия были расценены в регионе как силовая акция.

КНР контролирует 70 островов, Вьетнам - 21, Малайзия - 3, Филиппины - 8, а Тайвань - всего один, но самый крупный. Индонезия не претендует на островные территории, но претензии КНР затрагивают ее экономическую зону.

Сложность ситуации усугубляется тем, что страны, претендующие на части архипелага Спратли (за исключением Брунея), имеют на островах свои вооруженные силы. Наиболее крупные гарнизоны на островах держат КНР и Вьетнам. На ряде островов размещены войска Филиппин и Малайзии. В странах АСЕАН существуют опасения, что КНР будет стремиться утвердить свой контроль над нефтеносными районами силовым путем и поставить более слабые государства перед свершившимся фактом. Основанием для подозрений служит отказ Китая согласиться с предложениями малых стран провести переговоры для размежевания спорных районов.


Территориальный конфликт в Южно-Китайском море (ЮКМ) так или иначе затрагивает интересы семи стран — Китая, Вьетнама, Филиппин, Малайзии, Индонезии, Брунея и Тайваня. Основным предметом спора выступают два архипелага — Парасельский и Спратли. Общая площадь оспариваемых территорий с учетом рифов и отмелей не превышает 20 кв. км.


Как видно из рисунка, претензии КНР грубо нарушают права других участников спора на исключительную экономическую зону в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. На сегодняшний день Китаю фактически принадлежит Парасельский архипелаг, а также часть островов Спратли. Непригодные для какой-либо деятельность рифы КНР искусственно превратила в острова с военной инфраструктурой.


Один из островов в ЮКМ с инфраструктурой двойного назначения

Значимость спорных территорий

Место России в территориальном споре в ЮКМ

На сегодняшний день из всех участников территориального спора наиболее прочные отношения Российская Федерация поддерживает с Китаем и Вьетнамом. С обеими странами Россию связывает энергетическое и военно-техническое сотрудничество. Помимо этого, Россия поставляет вооружение в Малайзию и Индонезию, но объем этого сотрудничества не столь значителен.

Одним из важных направлений внешней политики России в Юго-Восточной Азии (ЮВА) является выстраивание энергетического сотрудничества. На текущий момент среди всех стран ЮВА наиболее надежным партнером в этой сфере выступает Вьетнам. Добыча энергоресурсов для этой страны напрямую связана с территориальным конфликтом, поскольку большая ее часть ведётся в водах, которые Китай объявил своими. Развитие сотрудничества между двумя крупными нефтегазовыми компаниями — российского Газпрома и вьетнамской PetroVietnam уже вызывало недовольство Пекина. Тем не менее, взаимодействие между ними было продолжено. В конце декабря 2019 года было объявлено о готовности к подписанию нового соглашения между двумя компаниями, расширяющего возможности Газпрома по разведке и добыче энергоресурсов во Вьетнаме.


На фото бывший глава PetroVietnam Нгуен Суан Шон и действующий глава Газпрома Алексей Миллер обмениваются рукопожатием после подписания соглашения о сотрудничестве в 2016 году

Важно отметить, что отношения между Россией и Вьетнамом не ограничиваются только лишь энергетическим сотрудничеством. Между двумя странами развивается взаимодействие в военно-технической сфере (по состоянию на конец 2019 года Россия остается основным поставщиком вооружения и военной техники для Вьетнама). Кроме того, Россия сохраняет возможность для ремонта подводных лодок в Камрани и имеет упрощенный порядок захода в этот порт военных кораблей.

Говоря о российско-китайских отношениях в контексте решения территориального спора в ЮКМ, следует отметить, что Россия придерживается стратегии невмешательства в конфликт и его решения на основе международного права. Вместе с этим, Россия на официальном уровне поддержала КНР в непризнании решения Гаагского суда об отсутствии оснований на территориальные претензии в 2016 году. Однако в последнее время РФ пытается проводить многовекторную политику в Юго-Восточной Азии, постепенно уходя от молчаливой поддержки действий КНР.

Что касается развития сотрудничества с другими участниками территориального конфликта, то взаимодействие с ними осуществляется в военно-технической сфере. Однако в последнее время наметилась тенденция к переходу Малайзии и Индонезии на закупку вооружения от европейских и американских поставщиков. Хотя у России имеется желание выстраивать отношения с различными странами ЮВА, ее возможности в этом ограничены.

Итоги


В XXI веке новым местом постоянной напряжённости стало Южно-Китайское море. Максимально расширить своё влияние в его акватории стремятся почти все государства региона — Китай, Вьетнам, Малайзия, Бруней, Филиппины и Тайвань. Этот территориальный спор последние годы балансирует на грани вооружённого конфликта. Ведь делёж морских границ проходит на фоне мелких стычек пограничных кораблей и масштабных военно-морских манёвров.

Территориальные споры в Южно-Китайском море существовали всегда. Ведь в нём полно рыбы, и через него пролегают важные торговые пути. Но обострение связано прежде всего с тем, что на шельфе моря могут находиться гигантские запасы нефти и газа — 5,5 млрд баррелей и 55,1 трлн куб. м. И ради обладания этими богатствами государства региона готовы на многое.

Острова раздора

Сами мы не местные

Американский флот пытается не дать КНР закрепиться в регионе.

Политика США в регионе в целом понятна и принципиально мало чем отличается от поведения где-либо в ином уголке Земного шара. Как известно, интересы США простираются от Южного полюса до Северного, и неважно, как далеко от американских берегов эти интересы обнаруживаются.

Дорогие гости, не надоели ли вам хозяева?

Намерения Пекина понятны и оправданны: перед лицом грозного партнера он стремится как можно дальше отодвинуть свои морские рубежи и создать условия для размещения подальше от своих берегов средств раннего предупреждения о нападении и, соответственно, средств защиты от атак с моря и с воздуха.

Кроме того, контроль над островами (а с ними - и над значительной частью морской акватории) позволит исключить возможность блокады со стороны США стратегически важного для Пекина Малаккского пролива. Не исключено, что Южно-Китайское море может стать базой для подводных ядерных сил Китая.

В 2014 году Китай официально заявил о своих правах на острова архипелага Наньша (Спратли) и о своих планах добычи нефти в непосредственной близости от них. Затем китайцы превратили отдельные скалы и коралловые рифы в острова с развитой современной инфраструктурой - корабельными причалами, аэродромами, другими объектами. КНР постепенно усиливает морское и воздушное патрулирование маршрутов судоходства, увеличивает количество и интенсивность учений ВМС.

В мае 2015 года КНР приняла новую военную стратегию, согласно которой китайские ВМС переходят от защиты исключительно прибрежных территорий к обеспечению безопасности в открытом море. Расширив операционную зону флота, Китай заявил о возможности наносить по противнику превентивные локальные удары в случае угрозы.

Китай строит насыпные острова с развитой современной инфраструктурой — корабельными причалами, аэродромами, другими объектами.

Китай строит насыпные острова с развитой современной инфраструктурой — корабельными причалами, аэродромами, другими объектами.

Для завоевания превосходства в этом морском регионе, а также для обеспечения безопасности и бесперебойных поставок углеводородов из стран Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока Китай наращивает программу строительства боевых кораблей. Ныне в составе ВМФ КНР имеется один авианесущий корабль. Еще один новейший авианосец, построенный по китайским технологиям китайскими компаниями, завершает испытания и вскоре войдет в состав китайского флота. Аналогичные корабли строятся на китайских верфях, и в течение ближайшего пятилетия КНР станет второй в мире державой по количеству авианосцев. Спускаются на воду новые корабли других классов и типов.

Китай усиливает свое присутствие в регионе, и вряд ли в стратегической перспективе этому сможет кто-либо помешать.

Вас здесь не стояло

Это противоборство обостряется из-за споров за островные территории стран региона. По Южно-Китайскому морю разбросаны десятки островов, борьба за контроль над которыми идет не первый десяток лет. Особо острый конфликт в последнее время связан с архипелагом Спратли, который частично занимают Китай, Филиппины, Вьетнам, Тайвань и Малайзия. Их военные базы дислоцированы на спорных островах.

Архипелаг Спратли, который частично занимают Китай, Филиппины, Вьетнам, Тайвань и Малайзия.

Контроль над островами Южно-Китайского моря обеспечивает не только стратегическое доминирование в регионе, но и контроль за углеводородами и морскими ресурсами. К слову, на шельфе островов Южно-Китайского моря, по данным Минэнерго США, сосредоточены запасы в объеме около 5,4 млрд баррелей нефти и 55,1 трлн кубометров газа.

Пекин отмечает, что китайцы начали вести различную деятельность в Южно-Китайском море более двух тысяч лет назад. Именно они открыли острова, дали им названия, изучили их географию и воды этого региона. Пекин с документами на руках доказывает, что именно китайцы первыми и абсолютно мирными средствами осуществляли юрисдикцию над спорными островами.

Как Китай превратил риф Мисчиф в свою базу.

Президент РФ Владимир Путин на встрече с председателем КНР Си Цзиньпином в 2016 году.

Президент РФ Владимир Путин в ходе встречи с председателем КНР Си Цзиньпином в 2016 году заявил, что Россия не вмешивается в спор по островам в Южно-Китайском море, но поддерживает позицию КНР, не признавшей решение Гаагского суда.

Позиция России заключается в том, что третейские разбирательства должны быть инициированы обоими участниками спора, а поскольку Китай в арбитраж не обращался, то решения суда нельзя признать справедливыми.

Не нужен нам берег южно-китайский

Для России регион Южно-Китайского моря, коммуникации, проходящие там, не имеют столь большого значения, как, например, для Китая или Японии. С учетом вовлеченности в территориальные споры государств региона Россия демонстрирует в целом нейтральную позицию по проблеме Южно-Китайского моря. Внешняя политика РФ нацелена на выстраивание ровных отношений со всеми странами региона.

В то же время в рамках стратегического партнерства с КНР Москва выступает против участия нерегиональных государств в решении проблем ЮКМ, не поддерживает антикитайские резолюции, занимает выгодную КНР позицию при обсуждении данных проблем на международных площадках.

Однако на самом деле Россия в регионе придерживается нейтралитета, ведь споры здесь могут привести к вооруженному конфликту. И как минимум две вовлеченные страны располагают ядерным оружием.

Читайте также: