Неофрейдизм г салливан кратко

Обновлено: 05.07.2024

(от греч. neos — новый + фрейдизм) — направление в современной психологии , развившееся из ортодоксального фрейдизма в процессе его культурологической и социологической реформации. Лидеры Н. — К. Хорни , Г. Салливен , Э. Фромм и др. — подвергли критике некоторые фундаментальные биологические и психологические подходы и утверждения 3. Фрейда и намеренно акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества. Разнообразные теории и концепции иеофрейдистов содействовали распространению психоаналитических ориентации и внедрению комплекса психоаналитических представлений в различные сферы общественной жизни. Как направление Н. сформировался в 30-х годах XX века в США и с тех пор пользуется всевозрастающей популярностью и влиянием.

— направление в современной философии, социологии, психологии и психоанализе, развившееся из фрейдизма, сторонники коего пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести его основные положения в социальный контекст. Возник как направление в психологии в 20-30-е гг., где ключевые понятия психоанализа З. Фрейда были переработаны на базе постулата о социальной детерминированности психики человека. При этом в основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.

Развитие психоанализа в значительной мере ушло от классических фрейдовских представлений по целому ряду положений, и прежде всего — в отношении сексуальной детерминации поведения (из крупных последователей центральное место ей отводил только В. Райх). Другие крупные представители неофрейдизма не придавали ей первостепенного значения, а в большей мере обсуждали проблемы личностного роста и появления невротических наклонностей с позиции взаимоотношений личности и окружения социального, формирования восприятия мира и самовосприятия, и пр.

Лидеры неофрейдизма подвергли критике ряд фундаментальных подходов и утверждений Фрейда и акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества. Разнообразные концепции неофрейдизма способствовали распространению ориентации психоаналитических и внедрению комплекса психоаналитических представлений в различные сферы социальных теорий и общественной жизни. Неофрейдизм как направление пользуется возрастающей популярностью и влиянием преимущественно в США.

Среди наиболее крупных представителей неофрейдизма можно назвать: К. Хорни, автора психопатологии культурно-философской; Г. Салливана, создателя психиатрии межличностной; Э. Фромма, автора психоанализа гуманистического; Э. Эриксона, создателя эго-психологии; В. Райха, автора терапии телесно-ориентированной.

При видимом внимании к факторам общественной жизни, неофрейдизм считает индивида с его бессознательными влечениями изначально независимым от общества и противостоящим ему; при этом общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным для коренным тенденций развития личности.

Согласно Хорни, причиной неврозов является тревога, возникающая у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливаемая при недостатке любви и внимания от родителей и окружающих людей.

Фромм связывает неврозы с невозможностью индивида достичь гармонии с социальной структурой общества, кое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, вызывая невротические способы избавления от этого чувства.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

(англ. neo-Freudianism) — направление в психологии, представители которого так или иначе опираются на психоанализ З. Фрейда (см. Психоанализ, Фрейдизм). Н. возник в 1920-30-е гг. На его становление повлияли идеи К. Юнга и особенно А. Адлера (1-е поколение неофрейдистов), подчеркивавшего роль воздействия социальных условий на целевую установку, формирование чувства общности, возникновение невротических расстройств. Н. признает важное значение открытий антропологов и этнопсихологов о различиях в психологии людей, принадлежащих к разным культурам. Сохраняя положение об определяющей роли бессознательных процессов и тех путей (см. Бессознательное), которые они находят для своего выражения, теоретики Н. пытаются преодолеть (или смягчить) биологизм Фрейда и делают акцент на значении социокультурных условий в возникновении неврозов, объяснении мотивационных сил и конфликтов личности. Крупнейшие представители 2-го поколения неофрейдистов — амер. психологи К. Хорни, Г. С. Салливен (1892-1949), Э. Фромм.

Салливен развивает идеи о решающей роли межличностных отношений для понимания причин возникновения особенностей личности (при этом, однако, последние трактуются как пассивные социальные проекции тех или иных воздействий на личность) и психологических расстройств. Число типов личности у человека соответствует, по Салливену, количеству его межличностных ситуаций. Будучи уверен, что в любом обществе духовный мир человека заполнен иллюзорными престижными ценностями, Салливен приходит к отрицанию индивидуальности личности, которая рассматривается им как совокупность социальных масок. Социальные отношения сводятся в основном к межличностным связям. Задача психотерапии — перестройка межличностных взаимоотношений. (См. Значимый другой.)

Фромм сохраняет положение Фрейда о том, что человеческое поведение определяют бессознательные побуждения, однако обусловленные не биологическими, а г. о. социальными факторами. В отличие от животных человек утрачивает инстинктивные — естественные — связи с природой. Свобода от инстинктивной детерминации приводит к возникновению характерных для человека экзистенциальных и исторических социальных дихотомий (противоречий). Они являются источником потребностей и стремлений, возникающих из новых — общественных — условий его существования. Фромм анализирует экономические, социальные, политические стороны жизни общества на разных этапах исторического развития и рассматривает их последствия для личности. Основное внимание он уделяет тоталитарному и капиталистическому обществам. Социальные условия общества препятствуют удовлетворению потребностей прогрессивным путем, поэтому возникают различные психологические механизмы (мазохизм, садизм, деструктивизм, конформизм), которые представляют непродуктивные, извращенные, иррациональные способы решения проблем человеческого существования. С ними связано образование различных типов характера и неврозов. Фромм дает развернутую критику западного общества, которое зиждется на принципе неограниченного потребления как цели жизни. Оно основано на философии обладания, ориентация на которую приводит к образованию особой формы социального характера — рыночного. Люди с таким характером отчуждены от своего труда, от самих себя, от др. людей и от природы.

Н. во всех своих вариантах остается теорией бессознательного. Положение о социальной обусловленности психики строится на сведении отношений личности и общества к конфликтному типу. (А. Н. Ждан.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Неофрейдизм соединил психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Лидеры неофрейдизма (К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм) акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества. Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.

Содержание индивидуальной теории личности А. Адлера (1870-1937):люди – исходно социальные существа, социальный интерес врожден, хотя отношения с людьми и социальными институтами определяются характером общества, в котором рожден человек.Главное понятие – стиль жизни– это сложившийся способ достижения цели, поведенческая компенсация индивидуально понятой неполноценности. Закладывается в детстве. Неблагоприятные ситуации детства, среди которых Адлер особо выделяет неполноценность органов, чрезмерную опеку и отвержение со стороны родителей, способствуют перерастанию чувства недостаточности в комплекс неполноценности– преувеличение собственной слабости и несостоятельности. Неполноценность компенсируется через агрессивность, как стремление доминировать над окружающими.

Второй движущей силой развития личности является социальный интерес. Социальный интерес состоит в помощи обществу в достижении цели – совершенства общества. Социальный интерес – неспособность человека жить вне других людей.

Через понятие комплекса неполноценности и социального интереса Адлер приходит к понятию жизненного стиля как основной характеристики личности. Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, вырабатывая свой уникальный стиль жизни, в рамках которого они стремятся к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство.

Содержание социокультурной теории личности К. Хорни (1885-1952):впервые задает социально-психологическое звучание психоанализу. Предметом данного направления является невротическая личность - это личность с нарушенной потребностью в безопасности.

Решающим фактором развития личности являются социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства – стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности. Причем ведущей является последняя тенденция: удовлетворение потребности в безопасности ведет к формированию здоровой личности; и наоборот – поведение родителей, препятствующих этому, ведет к развитию у ребенка базальной тревоги – ощущения одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.

Основная идея:корни внутриличностных конфликтов и неврозов нашего времени нужно искать в характере социальных отношений, в объективности социальной ситуации.

Общая беспомощность человека перед лицом опасного мира вызывает у нас базовую тревогу à мы стремимся к безопасности. Стремясь к безопасности, мы не всегда можем стремиться одновременно к удовлетворению желаний.

Механизмы преодоления базовой тревоги связаны с 3 группами невротических потребностей (они свойственны всем): 1) движение к людям – например, потребность в любви; 2) движение от людей – например, потребность в независимости; 3) движение против людей – например, потребность в силе. Особенность невротических проявлений:Эти 3 потребности ненасыщаемы в принципе.

3 типа невротической личности, которые соответствуют 3 проявлениям невротических потребностей: 1)Устойчивые невротики – их проявления укоренены в межличностных отношениях. 2)Агрессивные невротики – самые антисоциальные. 3)Отстраненные невротики.

Процесс развития свободы: свободу человек может приобрести, реализуя свою личность, будучи самим собой. Позитивная свобода состоит в спонтанной активности всей целостной личности человека. Спонтанная активность – это свободная деятельность личности. Главная, важнейшая составная часть такой спонтанности - это любовь. Другая составная часть спонтанности - труд. Единственный критерий реализации свободы - активное участие индивида в определении своей собственной судьбы и жизни общества.

Социальный характер: него входит та совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни.




Главными, ведущими для всех людей потребностями Салливен считал потребность в нежности и потребность в избежании тревоги. Тревога – продукт межличностных отношений. Чтобы избежать ее, люди используют различные способы защиты и контроля за своим поведением. Эти меры безопасности и формируют Я-систему, санкционирующую одни формы поведения ("Я – хороший") и запрещающую другие ("Я – плохой"). У человека существует стремление к персонификации себя как хорошего Я. Персонификация – индивидуальный образ самого себя или другого; это комплекс чувств, отношений, представлений, возникающий на базе опыта, связанного с удовлетворением потребностей или тревогой; персонификации, разделяемые многими людьми, называются стереотипами.

Динамическая теория функционирования группы В.Байона (1897-1979)

Байон пытался перенести понятия и механиз­мы, вычлененные и обоснованные Фрейдом при изучении инди­видуальной психики, на тот случай, когда их субъектом оказыва­ется не отдельная личность, а целая группа.

Группа – макровариант индивида, она характеризуется теми же параметра­ми, что и отдельная личность, т.е. потребностями, мотивами, це­лями и т.п. Материал для наблюдения - терапевтические группы. Группа представлена в двух планах: 1)выполнение группой какой-либо задачи (осознанные действия членов группы); 2)групповая культура (нормы, санкции, мнения, установки и т.п.) как результат неосознаваемых вкладов членов группы

Теория развития группы В.Бенниса(1925) и Г.Шепарда(1919-1985)

Теория интерперсонального поведения В.Шутца(1925-2002)

Принципиальной основой теории Шутца является положение фрейдизма о том, что социальная жизнь взрослого человека фатально предопределена опытом его детства. Постулаты работы (1958 г):

1.Постулат о трех потребностях: у каждого из нас есть 3 потребности: во включении, контроле, в любви. То как мы будем этого достигать, это зависит от нашего детства. По мнению Шутца, межличностные потребности во многих отношениях аналогичны биологическим потребностям. Если биологические потребности регулируют отношения организма с физическим окружением, то межличностные устанавливают связь личности с ее человеческим окружением. 1)Включение - потребность устанавливать и поддерживать приносящие удовлетворение отношения с другими, т.е. как потребность быть включенным в группу. Межличностная 2)потребность в контроле имеет отношение к так называемому аспекту власти в межличностных отношениях. Соответствующее поведение может варьировать от слишком боль­шой дисциплинированности. 3)Потреб­ность построения тесных эмоциональных связей в отношениях с другими. Она определяется как потребность нравиться и быть лю­бимым. Шутц предположил, что неврозы — это форма па­тологии, связанная как раз с характером удовлетворения межлич­ностной потребности в любви. Рациональное удовлетворение этих потребностей обеспечивает совместимость членов группы и эффективность действий группы!

2.Постулат непрерывности отношений: во взрослом возрасте строим межличностные отношения так, как это делали в детстве.

3.Постулат совместимости – мы всегда реализуем некоторый взаимный обмен, нам дают то, что нас устраивает и даем взамен то, что устраивает других. Три возможных типа совместимости: взаимный обмен, инициация, реципрокность.

4.Постулат развития группы:каждая группа в своем становлении проходит соответственно этапы включения, контроля, любви. Шутц проанализировал также групповое развитие с целью выяснения характера совместимости на различных стадиях групповой жизни. В результате чего в каждой из трех областей межличностных отношений формируются 4 возможных типа поведения: 1)дефицитное – когда человек прямо свои 3 потребности никак не удовлетворяет. 2)чрезмерное удовлетворение – мы только и думаем, как бы эти потребности нам удовлетворить.3)адекватное – все нормально.4)патологическое – чрезмерно, щас я тебя ударю и ты начнешь меня любить.

В отличие от других, эти исследования шли на реальных группах.

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 20-ГО ВЕКА: АМЕРИКАНСКИЙ И ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ПОДХОДЫ. НОВЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХО-ДЫ И СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В КОНЦЕ 20-ГО СТОЛЕ-ТИЯ.

Еще один представитель неофрейдизма - Гарри Салливан (1892-1949) - психиатр-практик, преподаватель и редактор журнала "Психиатрия", автор концепции межличностной психиатрии.

Г.С. Салливан обратил основное внимание на межличностные отношения, связывая неврозы с нарушениями в процессах коммуникации, а не с фиксациями либидо в раннем детстве. Он развил идеи о решающей роли межличностных отношений для понимания причин возникновения особенностей личности (при этом, однако, последние трактуются как пассивные социальные проекции тех или иных воздействий на личность) и психологических расстройств.

Число типов личности у человека соответствует количеству его межличностных ситуаций. Будучи уверен, что в любом обществе духовный мир человека заполнен иллюзорными престижными ценностями, Салливен приходит к отрицанию индивидуальности личности, которая рассматривается им как совокупность социальных масок. Социальные отношения сводятся в основном к межличностным связям.

Свою теорию Салливен назвал "интерперсональной теорией психиатрии". В ее основе лежат три принципа, заимствованные из биологии:

принцип коммунального (общественного) существования;

принцип функциональной активности;

При этом Салливен модифицирует и соединяет в своей концепции два наиболее распространенных в США психологических направления – психоанализ и бихевиоризм.

Личность человека, по Салливену, является не врожденным качеством, но формируется в процессе общения младенца с окружающими, т.е. "личность – это модель повторяющихся межличностных, интерперсональных отношений". В своем развитии ребенок проходит несколько этапов – от младенчества до юношества, причем на каждом этапе формируется определенная модель. В детстве эта модель формируется на основе совместных со сверстниками игр, в предъюношестве – на основе общения с представителями другого пола и т.д.

Хотя ребенок не рождается с определенными социальными чувствами, они формируются у него в первые дни жизни, их развитие связано со стремлением человека к разрядке напряжения, создаваемого его потребностями.

Салливен считал, что потребность и создает напряженность, и формирует способы ее преодоления динамизмы, которые являются не только моделями энергетических трансформаций, но и своеобразным способом накопления опыта, знаний, необходимых для удовлетворения потребностей, для адаптации. При этом существуют более и менее важные для жизни динамизмы, которые удовлетворяют разные по степени важности потребности.

Главными, ведущими для всех людей потребностями Салливен считал потребность в нежности и потребность в избежании тревоги. Однако возможности их удовлетворения разные, так как для реализации потребности в ласке существуют определенные динамизмы, помогающие ребенку получать ее от близких. Источники же тревоги настолько многообразны и непредсказуемы, что нельзя полностью исключить возможность неприятных, вызывающих беспокойство событий из жизни чело века. Таким образом, эта потребность в избегании тревоги становится ведущей для личности и определяет формирование "Я-системы", лежащей в ее основе.

Говоря о "Я-системе", Салливен выделяет три ее структуры – хорошее Я, плохое Я и не-Я. Стремление к персонификации себя как хорошего Я и избегание мнений о себе как о плохом Я, являются наиболее важными для личности, так как мнение о себе как о плохом является источником постоянной тревоги.

Для защиты своей положительной персонификации человек формирует специальный механизм, который Салливен назвал избирательным вниманием. Этот механизм отсеивает все раздражители, которые могут принести тревогу, изменить мнение человека о себе. Так как основные причины тревоги кроются в общении с другими людьми, то избирательное внимание регулирует не только собственную персонификацию, но и образы других людей.

Исходя из идеи о приоритетном влиянии общения на развитие личности, Салливен, естественно, уделял большое внимание изучению характера общения, формированию образов окружающих.

Ему принадлежит основополагающее для социальной психологии изучение роли стереотипов в восприятии людьми друг друга, исследование формирования контролирующих моделей, которые оптимизируют процесс общения.

Хотя Салливен разделял мнение психоаналитиков о бессознательном характере основных потребностей (в частности, потребностей в нежности и избегании тревоги), однако он оспаривал мнение об их врожденном характере, как и о врожденности агрессивного инстинкта. Он считал, что и агрессия, и беспокойство с неизбежностью развиваются у ребенка уже в первые дни его жизни. Он заражается беспокойством от матери, которая волнуется, хорошо ли ему, сыт ли он, здоров ли. В дальнейшем появляются уже собственные причины для беспокойства, стимулирующие развитие избирательного внимания.

Теория Салливена явилась одной из первых попыток соединить различные подходы к пониманию закономерностей развития личности. Успешность этого опыта привела к стремлению современных психологов заимствовать наиболее значимые взгляды и открытия из разных психологических школ, расширяя рамки традиционных направлений. Работы Салливена оказали большое влияние не только на психологию личности, но и на социальную психологию, положив начало многочисленным исследованиям особенностей восприятия при общении людей.

Имя Э. Фромма (1900-1980) ассоциируется у большинства исследователей с так называем фрейдо-марксизмом. И в самом деле, с ранних лет на Э. Фромма обе эти фигуры оказали значительное влияние: идеи К. Маркса – в осознании зависимости развития индивида от политической и социальной организации общества, а идеи З. Фрейда – в направлении, касающемся признания воздействия ранних детских впечатлений и семьи в целом на психическое и личностное развитие. Э. Фромму принадлежит ряд понятий, повлиявших на развитие представлений о современном обществе и оказавших формирующее влияние на идею необходимости психотерапии не отдельной личности, а целого общества.

Потребность в трансценденции. Данная потребность выводится Э. Фроммом из постулирования творческого характера человеческой природы, в соответствии с которым человек, сталкиваясь с противоречиями жизни, преодолевает свою пассивность и трансформирует энергию творчества в созидание или разрушение. По Э. Фромму, признак человека бессильного – разрушительная активность, в которую трансцендирует неспособность созидания, реализуя потребность в трансценденции. Э. Фромм утверждал, что природа человеческой потребности в трансцендировании двойственна, она совмещает потенции счастья и способность к саморазрушению.

Потребность в укорененности, по Э. Фромму, носит универсальный общечеловеческий характер и чрезвычайно важна для психологической защищенности индивида.

Следует подчеркнуть, что Э. Фромм всегда был более известен как теоретик и публицист, чем как практикующий психолог. Ценность его разработок для нашего анализа в том, что они позволяют более полно представить себе картину развертывания психодинамического направления в плане теории, а также увидеть пути, которыми психотерапия эволюционировала в направлении от личностной к социальной.

Теория межличностных отношений Г. Салливана (1892-1949)

К. Хорни и новейшие течения

К. Хорни (1885-1952), как и Э. Фромм, эмигрировала в США в начале 1930-х годов, принеся с собой традиции и взгляды З. Фрейда и А. Адлера. Однако уже в 1941 г. после бурной сессии в Нью-Йоркском психоаналитическом институте К. Хорни вышла из психоаналитического общества и основала свой собственный Американский институт психоанализа, среди членов которого вскоре оказались Э. Фромм и Г. Салливан.

Основные понятия концепции К. Хорни

К. Хорни разработала полезный для практикующего психолога перечень основных невротических симптомов:

  1. непоследовательность и нерешительность поведения;
  2. подчеркнутая безнадежность;
  3. боязнь перемен;
  4. постоянное настаивание на собственной правоте (как защита от внутренних конфликтов);
  5. стыдливость и робость;
  6. мстительность или садизм в поведении;
  7. значительная усталость (в результате растрат энергии на внутренние конфликты).

Цель психотерапии в концепции К. Хорни – помочь в решении подавленных внутренних конфликтов для высвобождения внутренних же конструктивных сил роста и развития. Психотерапия построена как процесс обучения. Клиент узнает, что невротическое решение конфликта повышает фрустрацию и самообвинение; что невротик, который движется к людям, скрывает враждебность и себялюбие под желанием ублажать других; что невротик, движущийся против людей, на самом деле не осознает своей беспомощности и т.д. Сам процесс психотерапии строится с использованием психоаналитических техник, включая интерпретацию снов и перенос.

Из новейших представителей психодинамического подхода заслуживают упоминания Х. Слогниц и Б. Марголис, чьи исследования и практика работы в 1970-е и 1980-е годы внесли ценный вклад в проблематику психологической помощи клиентам, традиционно не принимавшимся ранее в работу, в частности, нарциссическим, с недостаточно высоким культурным уровнем, а также – в решении проблем в социальной области и в области эмоционального образования.

Таким образом, психодинамическая парадигма в консультативной психологии нашла и находит широкое применение практически во всех направлениях, связанных с психологической помощью. Постоянно развиваясь и обогащаясь, данное направление знаменательно двумя особенностями: своей ролью в возникновении практической психологии и явной тенденцией двигаться от клинической личностной к социальной психотерапии.

Трансактный анализ Э. Берна (1910-1970)

Одна из наиболее популярных психотерапевтических концепций, трансактный анализ, т.е. анализ взаимодействий, Э. Берна, стал широко известным еще в 1960-е годы, когда одна за другой вышли книги Э. Берна, завоевавшие статус бестселлеров практически во всем мире.

Исходные предпосылки и основные понятия

Согласно Э. Берну, осознание клиентом своего актуального эго-состояния – первый шаг к изменению поведения в сторону его оптимизации.

Детально разработанная концепция Э. Берна со своим языком, своей базисной терминологией предлагает еще целый ряд понятий, существенных для понимания того, что, по Э. Берну, происходит между людьми при общении. Вот краткое описание этой терминологии.

Примеры запретов и ранних решений:

НЕОФРЕЙДИЗМ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

1. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996;

2. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. 1997;

3. Куттер П. Современный психоанализ. СПб., 1997.

См. также лит. к ст. Фромм, Хорни, Салливан.

Читайте также: