Термины балета на русском кратко

Обновлено: 04.07.2024

Список терминов в балете в алфавитном порядке. В классическом танце принято пользоваться французской терминологией.

Содержание

А — A — En

  • Adagio — одна из форм танцевального дуэта. Медленная часть Pas de deux, Grand pas, Pas d’actions. В уроке классического танца у станка и на середине — танцевальная композиция, состоящая из плавных движений, устойчивых поз, поворотов, вращений. В Адажио вырабатывается сила и гармония движений. Основные элементы Адажио: Développes, Releves, Grands ronds de jambe, Grands fouettes renverses.
  • Allegro — В уроке классического танца — заключительная часть упражнений на середине, состоящая из маленьких прыжков
  • A la seconde (поднятие ноги в сторону, на вторую позицию) — Поза, при которой работающая нога поднимается высоко в сторону
  • Aplomb (апломб — равновесие) — старинное обозначение способности танцовщицы продолжительное время устойчиво стоять в различных позах на одой ноге
  • Arabesque (Арабеск) — одна из основных поз классического танца, в которой опорная нога стоит на целой ступне, на полупальцах или на пальцах (пуантах), а рабочая нога поднята назад на 30°, 45°, 90° или 120° вверх с вытянутым коленом. Арабеск бывает Первым (Premier Arabesque), Вторым (Deuxième Arabesque) и Четвёртым (quatrième Arabesque).
  • Attitude (Поза [1] ) — одна из основных поз классического танца, в которой опорная нога стоит на целой ступне, на полупальцах или на пальцах (пуантах), а рабочая нога поднята назад на 30°, 45°, 90° или 120° вверх с согнутым коленом. Корпус прогнут в спине. Аттитюд бывает Croisèe и Effacèe





  • Assemble (Assembler — собирать):
  1. Движение L’assemblé начинается из V позиции, опорная нога в положении demi plié, рабочая нога в dégagé (открыта вперёд, en avant; в сторону, de côté, или назад, en arrière), затем ноги собираются вместе в V позиции (на полупальцах или на пальцах).
  2. Assemble (прыжок): Прыжок, во время которого ноги собираются вместе в воздухе. Прыжок заканчивается приземлением в V позиции в plié.
  • Emboîté
  1. Движение на пуантах, в котором опорная нога стоит на пальце, а рабочая в положении sur le cou de pied, затем открывается в dégagé и корпус переносится на другую ногу. Движение может быть (entournant) с поворотом 90°, и через petit Battements.
  2. Движение в прыжке исполняется по тому же принципу, в переменой ног. Основной ошибкой выполнения Emboîté может быть не слишком близкое положение ног, которые должны аккуратно переходить из позиций, а также прямая вертикаль корпуса.
  • En avant (вперёд) — термин, указывающий на то, что одна нога находится впереди другой или на то, что танцовщик продвигается вперёд
  • En arrière (назад) — термин, указывающий на то, что одна нога находится сзади другой или на то, что танцовщик продвигается назад
  • En dedans (во внутрь) — направление вращения в пируэтах, турах и движениях, исполняющихся En tournant по направлению к опорой ноге
  • En dehors (наружу) — направление вращения в пируэтах, турах и движениях, исполняющихся En tournant по направлению от опорой ноги
  • En l’air (в воздухе) — термин, указывающий на движение, которое исполняется в воздухе: Rond de jambe en l’air, Tour en l’air
  • En tournant (в повороте) — термин, указывающий на движение, исполняемое одновременно с поворотом корпуса: Pas de bourée en tournant, Echappe en tournant
  • En face (напротив) — термин, указывающий на то, что исполнитель обращён лицом к зрительному залу
  • Entrée (вход) — Первая часть Pas de deux, Pas de trois, Grand pas, Pas d’actions
  • Entrechat (антраш́а — итал. intrecciato — плетёный, также определяется для того вида прыжка, как скрещенный) — вертикальный прыжок с двух ног, во время которого ноги немного разводятся в воздухе и соединяются в V позиции вновь, при этом не ударяясь друг с другом, так как находятся в выворотном положении от бедра. Royal, Entrechat trois, entrechat quatre (одна смена ног с сохранением épaulement, на муз. счёт 4), entrechat cinq, entrechat six, entrechat huit.



  • Вариация (Variation) — короткий, но законченный виртуозный танец для одного или нескольких исполнителей. Обычно является частью Pas de deux, Pas de trios, Grand Pas. Вариация возможна в качестве самостоятельного эпизода.
  • Дивертисмент (Divertissement — развлечение) — ряд танцевальных номеров, следующих один за другим; концертная программа, состоящая из различных по жанру и характеру танцевальных номеров
  • Pas de ciseaux (движение ножниц) — прыжок с одной ноги на другую, во время которого обе вытянутые ноги поочерёдно забрасываются высоко вперед, а затем одна из их через первую позицию проводится назад в Arabesque
  • Relevé (от Relever — поднимать)
  1. Подъём на полупальцы, пуанты
  2. Поднимание ноги (Relevé lent) вперёд — devant, в сторону — a la seconde и назад derrière (arabesque) с вытянутым коленом, на 90° и выше.
  • Renversé (от Renverser — опрокидывать) — связующее движение от положения большой позы Attitude, с наклоном корпуса и последующим Pas de Bourres и Port de bras
  • Fermé (закрытый) — употребляется для обозначения одной из форм sissonnes и других положений и движений
  • Fondu (Fondre — таять) — употребляется для обозначения одной из форм sissonnes и battements
  • Frappé (Frapper — ударять) — употребляется для обозначения одной из форм sissonnes и battements

К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя.
Вы можете загрузить ролик или загрузить проигрыватель для воспроизведения ролика в браузере.

Файл:Ekaterina Maksimova Fouette.mpg.OGG

">


Существует несколько разновидностей этого движения [7] :

  1. Fouetté en tournant на 45° En dehors. Делается с demi-plié на левой ноге, правая в это время открывается на II позицию на 45°, tout en dehors а левой ноге; во время tour правая нога прикасается сзади икры опорной левой ноги, затем переходит, прикасаясь спереди, к икре левой ноги (как petit Battement). Руки во время поворота закрываются в подготовительную (или первую) позицию. Остановку нужно делать опять на demi-plié, раскрыв руки и ногу на II позицию. Форс берётся правой ногой (правым коленом при сгибании). При этом ни в коем случае не сворачивается опорная нога. Когда Fouetté делают подряд в большом количестве, движение начинается с préparation в IV позицию, вскок на палец (совр. подъём на пуанты), делая один tour en dehors, и продолжать вертеться, проделывая Fouetté.
  2. Fouetté en tournant на 45° En dedans. Делается так же, но нога идёт сначала впереди икры, а потом назад. [8] (входит в обязательную программу, но в сценическом варианте используется редко).

Похожа на русскую. Движения: les fouettés en dedans et en dehors, les fouettés sautés, les fouettés sur pointes ou demi-pointes:

Делается pique на правую ногу, левая нога поднимается вперёд, происходит tour на пальце (sur la pointe) или полупалце (demi-pointe) и левая нога остаётся вытянутой в воздухе. заканчивается в en arabesque sur pointe (ou demi-pointe).


Термины в балете

Балерины всегда танцуют на цыпочках. Не проще ли было бы брать девушек ростом повыше? — пошутил один комик. На самом деле, двигаются они не на цыпочках, а на пуантах. А мы расскажем что-такое пуанты, и что обозначают все эти красивые балетные термины.

Как медики изучают латынь одновременно со специальным образованием, так балетным артистам можно посоветовать учить французский, тогда в танцевальном классе не понадобится объяснять хореографию. Вокабуляр балета почти весь пришел из французского языка, и буквально описывает как выглядят движения.

В старинном балете термины отражали какой-либо образ, например: движение кошки ( фр. pas de chat), рыбы ( фр. pas de poisson), ножниц ( фр. pas de ciseaux) и другие.

А вот примеры общепринятых современных понятий:

Аттитюд (Attitude — поза, позиция, манера)

Одна из основных поз, при выполнении которой работающая нога, согнутая в колене, поднята на какую-либо высоту, при этом опорная нога стоит на целой ступне, полупальцах или пальцах, руки находятся в положении arrondie.

Арронди (arrondie — округлый) — округлённое положение руки.

Aрабеск (arabesque — арабский)

Поза, в которой танцовщик стоит на одной ноге, вторая отведена назад, рука, соответствующая опорной ноге, вытянута вперед, голова направлена к ней, другая рука отведена в сторону.

Батманы (Battements — биение, удары)

Группа движений, вырабатывающих силу, выворотность, резкость и эластичность мышц. Характеризуются взмахами ноги вперед, назад или в сторону.

Бризэ (от Briser — разбивать или brise — лёгкий ветер)

Маленький прыжок, с продвижением вперед или назад за ногой.

Вариация (Variation) — короткий, но законченный виртуозный танец для одного или нескольких исполнителей. Обычно является частью Pas de deux, Pas de trois, Grand Pas, но возможен в качестве самостоятельного эпизода.

Глиссад (Па) (Glissade, от glisser — скользить)

Прыжок с продвижением, начинающийся и заканчивающийся в 5-й позиции. Или движение, состоящее из открывания одной ноги в каком-либо направлении на demi-plié и последующего шага на полупальцы в том же направлении с подтягиванием другой ноги в 5-ю позицию.

Деми-плие (demi-plié) — то есть полу-присед. Французская приставка “полу-” может использоваться и с другими терминами.

Дивертисмент (Divertissement — развлечение)

Ряд танцевальных номеров, следующих один за другим; концертная программа, состоящая из различных по жанру и характеру танцевальных номеров.

Кордебалет (corps de ballet, букв. — состав балета). Основная часть труппы, артисты, исполняющие вместе массовые сцены.

Круазэ (Croisée, от croiser — скрещивать)

Поза классического танца, выстраиваемая из 5-й позиции отведением ноги вперёд либо назад. Поза может быть выполнена и в воздухе, на прыжке.

Па (Pas — движение, шаг).

Просто движение, лейтмотив, на котором строится танец; в более общем смысле — законченная танцевальная фраза или целая композиция.

Музыкально-танцевальная форма, принятая в балете с XIX века, состоящая из Entrée (начало), Adajio (адажио-дуэтного танца), Variation (вариации балерины и танцовщика), Coda (заключительной части).

Плие (Plié, от plier — сгибать [колени]). Приседание на двух ногах в любой из существующих позиций.

Пуанты — женские балетные туфли. Пуанты позволяют танцовщице принять положение с точкой опоры на кончики пальцев вытянутой стопы (фр. sur les pointes — на кончиках пальцев/на носках)

Тур (Tour) – поворот

Фуэтэ (Fouetté — от фр. fouetter — взбивать)

Движение, которое исполняется балериной на пуантах в финале Pas de deux. Ряд последовательных туров на месте, свободная нога делает махи, помогая вращению.



адáжио

Развернутый номер в медленном темпе, чаще всего — дуэт центральных персонажей, иногда в сопровождении кордебалета. В спектакле это момент поэтической остановки времени, момент любования пластической фигурой. Адажио часто включают в развернутую танцевальную структуру pas classique, классического па (см.)

антрé

Подробнее о pas classique и его ключевых терминах (па-де-дé, па-де-труá, па-де-катр, большое па) — в самом конце словаря.

арабéск

балери́на

балетмéйстер

Хранитель и репетитор чужой хореографии. В широком смысле — знаток балетного ремесла, носитель хореографической школы. Балетмейстер не сочиняет собственную хореографию — не путать с хореографом (см.)

Классический балет: краткий словарь

белый балет

бессюжетный балет

Просторечное обозначение балетов, в которых нет литературной фабулы, персонажи не носят конкретных имен, а содержание заключается во взаимодействии музыки и пластики, в том, как сформировано пространство и разворачивается время. Более корректные определения — абстрактный, ненарративный балет. См. также сюжетный балет.

вариáция

Краткий сольный (реже парный или тройной) номер, демонстрация виртуозности. В отличие от музыкального термина употребляется в единственном числе: в балетной вариации нет темы, которая подвергается метаморфозам. Вариативность — в возможности замены отдельных сегментов хореографии.

гротéск

деми́-соли́ст, деми́-соли́стка

Танцовщик или танцовщица, занимающие промежуточную ступень иерархии между корифеями и солистами. Выступают в вариациях или ансамблевых номерах, где заняты от двух до восьми исполнителей — обычно им предоставляются партии безымянных друзей/подруг центральных персонажей.

дивертисмéнт

драмбалéт

Классический балет: краткий словарь

историко-бытовой танец

классическая постановка

классический танец

Главный пластический язык в классическом балете. (Важно понимать, что классический балет как вид искусства не сводится к одному классическому танцу.) В его основе — принцип выворотности (ноги, по сравнению с природным положением, развернуты в тазобедренном суставе наружу), разработанная система поз и движений, пуантная техника у женщин, а также основанная на всем перечисленном система ежедневного тренажа.

кóда

кордебалéт

корифéй

В балетной труппе — промежуточная ступень между кордебалетом и деми-солистами. В кордебалетных композициях корифеи занимают место впереди или по краям линий, служа ориентиром для перестроений остальных исполнителей.

костюм балетный

Традиционный женский наряд называется тюни́к, в просторечии — пачка: несколько слоев тюля в форме блина или колокола, пришитых к лифу. Мужская униформа в классических спектаклях — трико, колет и мягкие туфли.

Классический балет: краткий словарь

либрéтто

Сценарный план балета, в котором разработана повествовательная линия (если она имеется), а также выстроена музыкальная и хореографическая конструкция. Краткое содержание, опубликованное в программке, не является либретто. В так называемых абстрактных балетах (см. бессюжетный балет) краткое содержание вообще невозможно напечатать (иначе придется признать, что все идеи произведения можно выразить письменно и нет никакой необходимости в музыке и танце), — но это не значит, что у абстрактного балета нет сценария.

модéрн (танец)

музыкальных и пластических линий схождение и расхождение

Главный и постоянный сюжет, источник смыслов, оправдание существования балетного искусства. Формулировка принадлежит Вадиму Гаевскому.

пантоми́ма

полупáльцы

премьéр

Танцовщик, занимающий высшую ступень в иерархии балетной труппы — визави и партнер балерины.

психологизм

пуáнты

Классический балет: краткий словарь

реконструкция

русский классический балет

содержание

Сумма идей, выраженных в хореографическом произведении. Содержание балета (как и любого произведения искусства) не сводится к либретто, сюжету, краткому содержанию.

соли́ст

сюжетный балет

танцóвщик

Обозначение исполнителя-мужчины в классическом балете. Некорректные варианты: танцор, балерун, болеро.

техника — образ

фуэтé

харáктерный танец

хореóграф

Автор не существовавших прежде хореографических произведений. Не путать с балетмейстером.

хореогрáфия

Основная композиционная единица в классических балетах. Сформировалась во второй половине XIX века. Вне зависимости от количества участников имеет типовое строение:

  • антре — выход участников, нагнетание пластической массы;
  • адажио — дуэт центральных исполнителей, замедление и остановка сценического времени, патетический центр композиции;
  • вариации — череда сольных выходов исполнителей, их портретная галерея; момент ускорения и эмоционального нагнетания;
  • кода — заключительная часть pas classique или всего балета. Исполняется в быстром темпе, чаще всего в двух частях.

Pas classique — хореографический универсум, законченное смысловое целое, не требующее подпорок и оправданий в виде литературной фабулы, бутафории, декораций и исторической костюмировки. Аналог — сонатная форма в классической музыке.

А ля згонд (от фр. a la seconde) — поза классического танца, когда нога поднята на II позицию в сторону на 90° и выше.

a la seconde

allonge

Амбуате (от фр. emboiter le pas — идти следом) — 1.) последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах или пальцах. Исполняются en tournant без demi plié по полукругу 2.) прыжок с поочерёдным выбрасыванием вперёд или назад согнутых в коленях ног на 45° или 90°.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Инфографика, балетный минимум

Сделала себе напоминалку: некоторые характерные движения и самые расхожие балетные термины,
которые на слуху - гранд-батман, антраша, непременное: "- Плие, девочки, ревеле, и раз, спину держать. "
в фильмах с классическим танцем, то в литературе попадается "Я тебя люблю - шестнадцать фуэте!
Я тебя очень люблю - тридцать два фуэте!
"(с) ) -- чтоб представлять о чем речь.

fotovivo


В большом размере

fotovivo



В большом размере

fotovivo



В большом размере

Плюс несколько определений без картинок:

Па (фр. pas — шаг) — отдельное выразительное движение, исполняемое в соответствии с правилами классического танца.

Па де де (от фр. pas de deux — танец вдвоём) — танцевальный номер включающий в себя двух участников.

(Соответственно - Па де труа (от фр. pas de trois — танец втроём) — танцевальный номер, включающий трёх исполнителей.
Па де катр (от фр. pas de quatre — танец в четвером) — танцевальный номер для четырёх исполнителей.)

Па балансе (от фр. pas balance) — движение, которое создаёт у зрителя впечатление покачивания. Пример: pas ballance
Па курю ( pa couru от фр. courir — бежать) — мелкий бег, вспомогательное движение в танце.
Используется для связи отдельных частей.
Па де пуасон (от фр. poisson — рыба) — прыжок с одной ноги на другую с поочерёдным броском ног назад.
Исполняется на большом прыжке и с перегибом корпуса назад. Характерен сложной координацией движений корпуса,
рук, головы. Поза танцовщика в воздухе с выгнутым телом и отведёнными назад ногами напоминает рыбу,
выпрыгивающую из воды.

Адажио (от фр. adagio) — В балетном спектакле часто представляет собой танцевальный дуэт
Антре (франц. — вход) 1. танцевальный выход на сцену одного или нескольких исполнителей.
2. первая часть таких классических танцевальных форм, как па де де и па де труа.

Вариация - небольшой, но технически сложный и композиционно развёрнутый классический танец для одного
или нескольких танцовщиков, обычно часть па-де-де, па-де-труа и др.

Кода (от фр. Coda) — 1. быстрая, заключительная часть танца, следующая за вариацией.
2. финал акта с участием всех персонажей, кордебалета, представляющий, как правило, общий танец.
Партер (от фр. parter) — на земле. Термин, указывающий на то, что движение исполняется на полу.
Фондю (от фр. fondu — таять) — мягкое, эластичное плие на одной ноге, другая нога согнута и прижата к щиколотке.
Фрапе (от фр. frappe) — ударять. Удар ноги о другую и возвращение её в исходное положение.

Ссылы по теме -
Основные балетные термины описание, +видео-примеры
В Театральной библиотеке лежит фундаментальный учебник классика Ваганова А. Я. Основы классического танца
(Расползшиеся по сайтам-дублям определения и иллюстрации надерганы оттуда)

На удивление не так просто оказалось найти внятные пояснения,
глоссариев полно, но без иллюстраций, какая рука-нога что делает, представить невозможно.

В отличии от напр. фигур фигурного катания, которые на раз показываются в поиске -
закину сюда, чтоб два раза не вставать, ссылочки -
Прыжки в картинках: "разножка", "тулуп", "аксель", "Риттбергер" и пр
Основные группы движений
с подробными описаниями, какие требования судьи предъявляют к исполнению;
фигурные элементы на видео




(Корсар. фотопресса)
АПД.
в комментах прыжок на фото определили как:
" Или гранд жете, или гранд па-де-ша. Вторая фаза у этих больших прыжков одна и та же"
и занятный спор разгорелся, в стиле "не долго мучалась старушка" - не мучайтесь, все равно не разберетесь;
отчасти соглашусь, справочная информация всегда, мягко говоря, недостаточна для понимания, а уж графическая и подавно,
и скепсис автора понятен - технаря бы тоже перекосило, если б базовые элементы схемотехники представили как
"кругленькое с двумя ножками - это то", "лепешка с тремя - сё", а "сороконожка - наше все".

Непривычный глаз не сходу определит, в чем разница, тем более в непрерывном движении. На самом деле позы отличаются разворотом ступней, поворотом головы. Но любопытство неискушенного зрителя простирается до знакомства с основными понятиями, чтоб не путаться в "адажио из балета. ", "вы смотрели вариацию из ..", а тонкости терминологии - для специалистов.

Читайте также: