Термин искупление в священном писании кратко

Обновлено: 28.06.2024

Объективная сторона – это все то, что сделано ради нашего спасения Богом и не зависит от нашей воли, но является даром Божиим. (Вы спасены. и сие не от вас, Божий дар (Еф.2:8)).

Субъективная сторона – усвоение этого дара каждым человеком, что невозможно без приложения со стороны спасаемого необходимых усилий. (Со страхом и трепетом совершайте свое спасение (Флп.2:12)). Т.о., спасение синергично.

Цель искупления.

положительном аспекте – обожение человека и через него – всего мира.

- В отрицательном аспекте устранение тех преград, которые с определенного момента отделяют человека от Бога: а) Грех. б) Проклятие.в) Диавол. г) Смерть.

Библейские и святоотеческие образы совершенного Христом спасения.

2) Пастырский образ (Христос – Добрый Пастырь, взыскующий заблудшую овцу).

3)Воинский образ крепкого мужа, побеждающего врага и отнимающего у него добычу.

4) Образ врача (Притча о милосердном самарянине).

Теории искупления.

2.1. Юридическая теория искупления (ЮТИ).Первородный грех – есть преступление справедливого порядка, установленного Богом. Нарушив данную ему в раю заповедь, человек обесчестил Бога и нанес оскорбление Божественному величию. Масштабы виновности определяются в соответствии с рангом оскорбленной стороны (Бога). Бесконечное величие и справедливость Бога требуют и бесконечного искупления совершенного против Него преступления. Поэтому Сам Бог приносит безмерный выкуп: Христос был осужден на Крестную смерть вместо грешного человечества, чтобы открыть тому доступ к благодати.

Положительные стороны ЮТИ:

1) Человек не может спастись своими собственными силами.

2) Необходимо радикальное изменение отношений между Богом и человеком.

3) Простота и четкость формулировок.

Недостатки ЮТИ.

1) произвольно экстраполирует правовые отношения человеч. общества на отношения между Богом и человеком (Бог не является членом человеч. общества);

3) редуцирует искупление к единственному событию земной жизни Господа И.Х. – к смерти на Кресте;

4) создает представление о Боге, несовместимое с данными Откровения;

5) противопоставление свойств Божеств природы: (милости и любви) – (правды и справедливости);

6) рассматривает спасение как событие совершенно внешнее по отношению к человеку, драма искупления ограничивается отношениями между Отцом и Сыном, человек же со своей свободой никак в ней не участвует.

2.2. Нравственная теория искупления.Основное внимание – на этической стороне искупительного подвига Христа Спасителя: через преодоление всех искушений, через послушание Отцу Христос явил высочайший пример для подражания. Для этой теории жертвенный подвиг Спасителя мира является скорее нравственным примером самоотверженной любви, чем спасающей и существенно необходимой для нашего спасения Голгофской жертвой.

Дело искупления и его составляющие

По Своему человечеству Он претерпел все те искушения и испытания, с какими может встретиться в нашем мире человек, и преодолел их, причем не только силою Своего Божества, но при участии Своей свободной человеческой воли, которая каждый раз, несмотря на все искушения, свободно подчинялась воле Божественной

Составляющие искупления.

1. Боговоплощение.обожения человеческого естества.

2. Учение Господа нашего Иисуса Христа.Христос возвестил всем людям волю Отца Небесного о спасении мира и преподал им служащий для этой цели новый совершенный закон веры и благочестия, спасительный для всего человеческого рода. Учение Иисуса Христа можно разделить на закон веры и закон деятельности.

Пророчества Иисуса Христа.

1) пророчества Господа Иисуса Христа о Самом Себе (о предательстве ученика, о Крестной смерти, о сошествии Святого Духа на учеников) – исполнились во время земной жизни Господа.

2) пророчества, которые были даны Господом во время Его земной жизни, но исполнение которых выходит за рамки Его земного служения (предсказания о гибели Иерусалима).

3) пророчества, относящиеся к конечным судьбам мира и человека, которые до сих пор ждут своего исполнения.

Цель пророчеств Христовых состоит в научении людей и в укреплении их веры.

4. Чудеса Спасителя. Все чудеса Спасителя, которые Он совершил – суть проявление любви Бога к человеку. Чудеса обращали сердца людей к Богу.

5. Крестная смерть.Крестная жертва – центральное событие искупления.

Объективная сторона – это все то, что сделано ради нашего спасения Богом и не зависит от нашей воли, но является даром Божиим. (Вы спасены. и сие не от вас, Божий дар (Еф.2:8)).

Субъективная сторона – усвоение этого дара каждым человеком, что невозможно без приложения со стороны спасаемого необходимых усилий. (Со страхом и трепетом совершайте свое спасение (Флп.2:12)). Т.о., спасение синергично.

Цель искупления.

положительном аспекте – обожение человека и через него – всего мира.

- В отрицательном аспекте устранение тех преград, которые с определенного момента отделяют человека от Бога: а) Грех. б) Проклятие.в) Диавол. г) Смерть.

Библейские и святоотеческие образы совершенного Христом спасения.

2) Пастырский образ (Христос – Добрый Пастырь, взыскующий заблудшую овцу).

3)Воинский образ крепкого мужа, побеждающего врага и отнимающего у него добычу.

4) Образ врача (Притча о милосердном самарянине).

Теории искупления.

2.1. Юридическая теория искупления (ЮТИ).Первородный грех – есть преступление справедливого порядка, установленного Богом. Нарушив данную ему в раю заповедь, человек обесчестил Бога и нанес оскорбление Божественному величию. Масштабы виновности определяются в соответствии с рангом оскорбленной стороны (Бога). Бесконечное величие и справедливость Бога требуют и бесконечного искупления совершенного против Него преступления. Поэтому Сам Бог приносит безмерный выкуп: Христос был осужден на Крестную смерть вместо грешного человечества, чтобы открыть тому доступ к благодати.

Положительные стороны ЮТИ:

1) Человек не может спастись своими собственными силами.

2) Необходимо радикальное изменение отношений между Богом и человеком.

3) Простота и четкость формулировок.

Недостатки ЮТИ.

1) произвольно экстраполирует правовые отношения человеч. общества на отношения между Богом и человеком (Бог не является членом человеч. общества);

3) редуцирует искупление к единственному событию земной жизни Господа И.Х. – к смерти на Кресте;

4) создает представление о Боге, несовместимое с данными Откровения;

5) противопоставление свойств Божеств природы: (милости и любви) – (правды и справедливости);

6) рассматривает спасение как событие совершенно внешнее по отношению к человеку, драма искупления ограничивается отношениями между Отцом и Сыном, человек же со своей свободой никак в ней не участвует.

2.2. Нравственная теория искупления.Основное внимание – на этической стороне искупительного подвига Христа Спасителя: через преодоление всех искушений, через послушание Отцу Христос явил высочайший пример для подражания. Для этой теории жертвенный подвиг Спасителя мира является скорее нравственным примером самоотверженной любви, чем спасающей и существенно необходимой для нашего спасения Голгофской жертвой.

Дело искупления и его составляющие

По Своему человечеству Он претерпел все те искушения и испытания, с какими может встретиться в нашем мире человек, и преодолел их, причем не только силою Своего Божества, но при участии Своей свободной человеческой воли, которая каждый раз, несмотря на все искушения, свободно подчинялась воле Божественной

Составляющие искупления.

1. Боговоплощение.обожения человеческого естества.

2. Учение Господа нашего Иисуса Христа.Христос возвестил всем людям волю Отца Небесного о спасении мира и преподал им служащий для этой цели новый совершенный закон веры и благочестия, спасительный для всего человеческого рода. Учение Иисуса Христа можно разделить на закон веры и закон деятельности.

Пророчества Иисуса Христа.

1) пророчества Господа Иисуса Христа о Самом Себе (о предательстве ученика, о Крестной смерти, о сошествии Святого Духа на учеников) – исполнились во время земной жизни Господа.

2) пророчества, которые были даны Господом во время Его земной жизни, но исполнение которых выходит за рамки Его земного служения (предсказания о гибели Иерусалима).

3) пророчества, относящиеся к конечным судьбам мира и человека, которые до сих пор ждут своего исполнения.

Цель пророчеств Христовых состоит в научении людей и в укреплении их веры.

4. Чудеса Спасителя. Все чудеса Спасителя, которые Он совершил – суть проявление любви Бога к человеку. Чудеса обращали сердца людей к Богу.

5. Крестная смерть.Крестная жертва – центральное событие искупления.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

4.4.1. Толкование запечатанной книги как Писания Ветхого Завета (Священного Писания)

4.4.1. Толкование запечатанной книги как Писания Ветхого Завета (Священного Писания) В святоотеческой традиции широко распространено толкование запечатанной книги как Писания Ветхого Завета, хотя такая интерпретация изначально была предложена преимущественно в

Бог Священного Писания

Бог Священного Писания Библия знакомит нас с именами Бога, показывает Его дела и описывает Его свойства, что помогает нам понять Его Божественную

Чтение Священного Писания.

Чтение Священного Писания. Восхождение на горнее место происходит для слушания Священного Писания, почему этот момент и является самым важным в литургии оглашенных. Чтение отрывков Священного Писания предваряется пением прокимнов и аллилуариев.По окончании пения

Язык священного Писания

Язык священного Писания Священное Писание в оригинале написано на трех языках: на еврейском, на арамейском и на греческом.На еврейском написана большая часть Ветхого Завета. На арамейском языке написаны в Ветхом Завете 2-8 главы книги пророка Даниила, 4-8 главы I книги Ездры

ГЛАВА III. Учение Священного Писания и церковного Предания об искуплении по исследованиям русских богословов

ГЛАВА III. Учение Священного Писания и церковного Предания об искуплении по исследованиям русских богословов Научное изложение догматического учения не ограничивается точным определением догмата и истолкованием его смысла, но сопровождается свидетельствами

17. Понятие об искуплении в свете данных Священного Писания Ветхого и Нового Завета

17. Понятие об искуплении в свете данных Священного Писания Ветхого и Нового Завета Для спасения человека недостаточно было одного лишь учения Господа Иисуса Христа и личного примера Его земной жизни. Нужна была особая Божественная помощь, состоящая в непосредственном

КАНОН СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ.

О боговдохновенности священного писания И о том, как должно читать и понимать его, Какова причина неясности, А также невозможного или бессмысленного по букве В некоторых местах писания[3]

О боговдохновенности священного писания И о том, как должно читать и понимать его, Какова причина неясности, А также невозможного или бессмысленного по букве В некоторых местах писания[3] (Ф)[4] Исследуя столь великие вещи, мы не довольствуемся общими понятиями и ясным

Чтение Священного Писания

Чтение Священного Писания О.В. Родители должны прививать любовь, интерес детей к Священному Писанию, не смущаясь тем, что их сознание еще недостаточно развито, потому что, как говорил один священник, ощущение Божьего присутствия должно быть глубоко в подсознании

2.1. Соотношение Священного Писания и Священного Предания

3.1. Понятие о благодати в свете Свщ. Писания

2.2.5.1. Представление об антихристе в свете Священного Писания и Священного Предания

2. Антропоморфизмы Священного Писания

2. Антропоморфизмы Священного Писания Бог есть Дух (Ин. 4, 24). Его духовность бесконечно выше и совершеннее духовности Ангелов и человеческих душ. Будучи не постижим в Своей Сущности даже для Ангелов, Он, конечно, чужд всякой телесности и материальности. Святой Иоанн

2.2. Богодухновенность Священного Писания

2.2. Богодухновенность Священного Писания Отличительным видовым признаком книг Священного Писания является их богодухновенность (2 Тим. 3, 16), то есть единственным подлинным автором этих книг является Сам Бог.Необходимо сказать несколько слов о неправильном понимании

3.1. Сравнительная древность Священного Предания и Священного Писания

3.1. Сравнительная древность Священного Предания и Священного Писания Очевидно, что Священное Предание древнее, чем Священное Писание, Предание есть «древнейший и первоначальный способ распространения Откровения Божия… От Адама до Моисея не было Священных Книг. Сам

Анализ теории эволюции в свете Священного Писания

Анализ теории эволюции в свете Священного Писания Предисловие В любой области знаний хороший справочник помогает извлечь самые существенные факты и освободиться от устаревших теорий и старых бабушкиных сказок. Таков, без сомнения, и этот справочник, столь необходимый

Для спасения человека недостаточно было одного лишь учения Господа Иисуса Христа и личного примера Его земной жизни. Нужна была особая Божественная помощь, состоящая в непосредственном обновляющем воз-действии на расслабленную грехом страждущую человеческую природу.

Только через уврачевание человеческого естества, через высвобождение человека из рабства греха можно было восстановить людей в утраченной первобытной святости, сообщив им силы для духовно-нравственного развития и совершенствования, без которого немыслима вечная жизнь.

Всю совокупность потребовавшихся для этой цели искупительных действий можно кратко передать апостольскими словами: "Бог во Христе примирил с Собою мир" (2 Кор. 5, 19). Мысль о примирении между Богом и человеком избрал в качестве центрального понятия для определения самой сущности искупления архиепископ Филарет (Гумилевский). В своем курсе догматики он писал: "Преимущественное дело, которое надлежало совершить Спасителю, и которого никто другой не мог совершить, было дело примирения Правосудия Божия с грешным родом человеческим".

Нам не дано ни постигнуть умом, ни выразить точными и исчерпывающими формулировками всю глубину Божественной Тайны, в которой сокрыта сущность этого спасительного примирения. Но из Божественного Откровения мы знаем, а зная, веруем и исповедуем, что искупление потребовало величайшего подвига, ни с чем не сравнимой искупительной жертвы, наиболее ярким выражением которой явились завершившие земную жизнь Богочеловека Его вольные страдания и крестная смерть.

"Что подвигло Отца Небесного, - говорит архиепископ Филарет (Гумилевский), - пожертвовать Сыном Своим для людей, если не любовь к людям грешным? Так Крест - проповедник Любви Божественной, Благости непостижимой. Чего надлежало ожидать от Мессии? Спасения людей? Оно совершено. Тайны Царствия Божия возвращены людям; закон любви открыт и уяснен; путь самоотвержения показан в слове и в жизни. Божество открыто людям, как никто в мире не мог открыть Его, кроме Сына Божия". Но "как опасно, как страшно, касаться дерзкою мыслью тайны искупления . Душа, ищущая Бога, будет искать и находить откровение Христовой тайны в своем сердце, как и в Священном Писании".

Некогда человек жил в полном единении с Богом. Но затем между Богом и человеком непроницаемой преградой стал грех. Как свидетельствует Священное Писание, "возмездие ("оброцы" (слав.) - плата) за грех - смерть" (Рим. 6, 23). Это и смерть физическая, по суду Божию, выраженному словами:" В день, в который ты вкусишь от него (от древа познания добра и зла), смертью умрешь" (Быт. 2, 17), то есть станешь смертным (Евр. 9, 27). Это и смерть духовная, состоящая в отчуждении от Бога, Источника жизни, ибо "сделанный грех рождает смерть" (Иак. 1, 15).

Искупление есть освобождение человека от греха, от надлежащею (по суду Правды Божией) осуждения и от смерти. ( Простр. катихизис "От чего именно спасти человека пришел на Землю Сын Божий? - От греха, проклятия и смерти.

Что такое проклятие? - Осуждение греха праведным судом Божиим, и от греха происшедшее на Земле зло, в наказание человекам").

Самое слово "искупление" (απολυτρωσις) можно понимать в смысле приобретения погибшего человека ценой крови, пролитой на Кресте непорочным Агнцем, добровольно предавшем Себя на страдания и смерть нашего ради спасения. "Внимайте себе и всему стаду, говорил апостол Павел пастырям Ефесским, - (стаду), в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (Деян. 20, 28). "Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, - говорит апостол Петр, - но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира" (1 Пет. 1, 18 - 20). "Кровь Иисуса Христа, по словам апостола Иоанна Богослова, очищает нас от всякою греха" (1 Ин. 1,7).

Важное место в понятии искупления занимает мысль о заместительном характере смерти Господа в смысле принятия Им на Себя греха мира, то есть всех тягостных последствий грехов всего человечества. "Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши" (Ис. 53, 5); "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин. 1, 29); "Я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию" (1 Кор. 15, 3).

В искупительной жертве открылось миру и Божественное правосудие и Бо-жественное милосердие. О Божественном правосудии так говорит Святейший Патриарх Сергий (Страгородский): "Правда Божия обнаруживается и действует не так, что Бог для Своего удовольствия хочет мучения и смерти грешника, хотя бы этот последний и был способен к жизни, - а так, что Бог как именно Святый Носитель жизни и истины от вечности дал право на жизнь и блаженство только добру (Быт. 1, 31) и осудил зло, как прямое отрицание Божественной жизни, на смерть и мучение. Поэтому всякое бытие, избирающее по своей воле (иначе не было бы правды, а произвол) зло, тем самым обрекает себя на определенную злу участь: грешник должен умереть. Этому-то непреложному закону вечной правды, осуждающей не грешника, а грех, руководящейся, следовательно, не чувством оскорбления и желанием отмщения, а именно нравственным достоинством бы-тия, - и была принесена Голгофская жертва, почему Господь Иисус Христос явился не простой, так сказать, вещественной платой за грехи людей. но именно Разрушителем власти диавола над человеком и Обновителем человеческою естества. Правда Божия не может противоречить любви, потому что она побеждается не желанием удовлетворения, исключающим любовь, а прямой невозможностью, не отрицая Себя, даровать мир и жизнь беззаконию".

Господь Иисус Христос, во исполнение предвечного Совета Святой Троицы, соделал Себя через воплощение Спасителем и Начальником жизни (Деян. 3, 15; 5, 31). Чтобы иметь возможность "всегда спасать приходящих через Него к Богу" (Евр. 7, 25), Он стал Возглавителем великой вселенской борьбы с мировым злом. "Он все возглавил, воздвигая войну против нашего врага" (Ириней Лионский. Т. 5. - С. 489). Такая борьба требует непрерывного самопожертвования, и Христос не только смиренно претерпел и лишения земной жизни, и в бесконечной любви к людям воспринятые Им вольные страдания и крестную смерть на Голгофе, но и продолжает Свой жертвенный подвиг в мире, являясь Главой, то есть "Сердцем, или Началом жизни, и Головой, или правящей Мудростью" Тела Церкви (митрополит Московский Филарет). Жизнь Христа по своей сущности была жертвенной самоотдачей; жертвенностью отличается и жизнь Его Церкви, жизнь каждого истинного Ее члена. Самопожертвование христианина есть также борьба со злом и грехом, но - в отличие от Безгрешною Господа - борьба эта начинается у человека в его собственном сердце, полном греховных чувств, настроений и устремлений. Она выражается здесь в отвержении себя, в смиренном приятии и ношении жизненного креста, в последовании Христу (Мф. 16, 24). Самопожертвование связано с болезненно ощущаемым добровольным отречением от временных, греховных наслаждений (Евр. 11, 25), с совлечением ветхого человека с делами его (Кол. 3, 9; Еф. 4, 22). Наивысшее выражение жертвенности состоит в любви, дающей силу, не в ненависти и ожесточении, а в братолюбии и прощении личных обид, полагать душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13) по примеру, оставленному нам Христом.

В свете этих мыслей можно сказать следующее: без острого осознания грешником своей вины перед Богом невозможна никакая действительная борьба с грехом, человек очень часто склонен извинять свои проступки, ссылаясь на слабость своей природы и даже. на беспредельность милосердия Божия, с лукавой мыслью, что Бог не может быть слишком суров и взыскателен в отношении к нашим про-ступкам, которые якобы слишком ничтожны в сравнении с Его величием и любовью.

Однако любовь, не облеченная в одежду правосудия, была бы попустительством греху, опасным для нравственного порядка жизни. Гнев Божий на грех как на беззаконие (1 Ин. 3, 4), охраняет этот порядок. Грешник должен глубоко пережить свою виновность и через это смириться пред Богом, став на путь послушания и исправления. Но для этого он должен увидеть величие своей вины. Эту тяжесть нашей вины и открывает нам смерть Господа Иисуса Христа как результат взятой Им на Себя всей тяжести нашего греховного бремени: ведь в нравственном смысле мы своими грехами возводим Его на крест.

Священное Писание трактует тяжкие греховные поступки, граничащие с отпадением от Христа, как наносимые Ему и поныне раны и оскорбления: "Невозможно, - говорится в Послании к Евреям, - однажды просвещенных и вкусивших дара небесного и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших. сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему" (Евр. 6, 4 - 6). "Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?" (Евр. 10, 28 - 29).

Такой образ выражения находит себе применение и в церковной проповеди. Так, святой Димитрий Ростовский говорит: "Не мы ли виновны в уязвлении ног Христовых? не мы ли, ходящие всегда путем беззакония и неправды, спешащие на зло, как на пир, путей же Господних не знающие и пренебрегающие ими. Когда случится с нами какая-либо греховная борьба, мы тотчас да обратим наши телесные очи к иконе распятия Христова, а мысленные - к самому Христу, сидящему на небесах. и да скажем так: Вот Господь наш за этот грех, за это беззаконие, за эту дерзость был пригвожден ко кресту; как же я дерзну совер-шить это злое дело и вторично распять Сына Божия. Вот Он говорит таинственным воззванием к сердцу: ". разве ты не видишь язв Моих, которые Я, будучи Богом, выстрадал за тебя? Неужели ты хочешь и еще уязвлять Меня?".

Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) в "Кресте", слове, сказанном в Преображенской церкви города Москвы, обращается к слушателям с такими наставлениями и увещаниями: "Стоя у подножия креста Господня, мы полны чувств беспредельной, благодарной, сыновней любви к Тому, Кто Сам показал нам в этом крестном подвиге величайшие высоты своей Отеческой любви. Мы не можем не иметь в себе сейчас и чувства стыда. Мы знаем, что на этом кресте пролита кровь за каждого из нас. Как нам не стыдиться грехов своих при виде этой крови? Когда мы сознательно и упорно грешим и не торопимся по-каяться, мы как бы вторично распинаем своею Господа. В глубине своей совести, стоя у креста, мы слышим обращенный к нам с укором голос Распятого: "Вот что Я сделал для тебя, а чем ты ответишь Мне на Мою любовь?".

Только добровольная смерть Господа открыла возможность к прощению нашей вины (в таинстве покаяния), показав тяжесть этой вины и неизбежность страданий, вызываемых грехом мира, возбудив в нас смирение, покаяние, готовность из рук Божиих принять и понести свой жизненный крест.

Милосердие и сострадание к грешнику со стороны Бога вызывается тем, что Бог видит в грешнике не только преступника, но и несчастное беспомощное существо, духовно ослепленное, обманутое и порабощенное диаволом, утра-тившее способность к богообщению. Если бы неочищенный грешник был приведен в состояние близости к Богу, то он не смог бы воспользоваться этим во благо себе: его душа подверглась бы "постыдному бесчестию и отлучению от жизни как оказавшаяся неблагопотребной и неспособной к общению с небесным Царем".

И потому Единородный Сын Божий, "не терпя зрети от диавола мучима рода человеча, пришел и спас нас" (Из молитвы чина освящения воды святых Богоявлений). И чтобы грешник получил возможность обновиться, эта спасающая нас искупительная жертва была жертвой очистительной, дарующей освящение.

Святитель Григорий Богослов в слове на святую Пасху, сказав, что Жертва Христова есть "очищение" не малой части вселенной, и не на малое время, но целого мира и вечное", что мы умерли со Христом, чтобы очиститься, назвал великую и священную Пасху "очищением всего мира".

Обоженое человечество Христа, прославленное по воскресении, стало источником жизни для всего человечества в Церкви и ее таинствах, особенно же во Священной Евхаристии.

Митрополит Филарет (Дроздов) так говорил о сущности искупления: "Христианин! Пусть тьма покрывает землю! Пусть мрак на языки! Восстань от страха и недоумений! Светися верою и надеждою! Сквозь тьму приходит свет твой (Ис. 60, 1- 2). Пройди путем, который открывает тебе раздирающаяся завеса таинств; вниди во внутренняя святилища страданий Иисусовых, оставя за собой внешний двор, отданный языкам на попрание. Что там? Ничего, кроме святыя и блаженныя любви Отца и Сына и Святаго Духа к грешному роду и окаянному роду человеческому:

Любовь Отца - распинающая. Любовь Сына - распинаемая. Любовь Духа - торжествующая силою Крестною. Тако возлюби Бог мир.

Не человеки здесь ругаются Божию величеству: Божий Промысл посмевается буйству человеческому, без нарушения свободы заставляя его служить высочайшей Своей Премудрости. Не лукавые рабы перехитряют Господа: Всеблагий Отец не щадит Сына, дабы не погубить рабов лукавых.

Кажется, и мы, проникая в тайну распятия и усматривая в страданиях Сына Божия волю Отца Его, более ощущаем ужас Его правосудия, нежели сладость любви. Но сие должно уверить нас не в отсутствии самой любви, а токмо в

недостатке нашея готовности к принятию Ея внушений: "Боящийся несовершенен в любви" (1 Ин. 4, 18), говорит ученик любви. Очистим и расширим око наше любовию, и там, где оно смежалось страхом Божия суда, насладимся зрением любви Божией. "Бог любы есть", говорит тот же созерцатель любви. Бог есть любовь по существу и самое существо любви. Все Его свойства суть облачения любви; все действия - выражения любви. В ней обитает Его всемогущество всею полнотою своею. она есть Его правосудие, когда степени и роды ниспосылаемых или удерживаемых даров своих измеряет премудростью и благостью, ради высочайшего блага всех своих созданий. Приближтесь и рассмотрите грозное лицо правосудия Божия, и вы точно узнаете в нем кроткий взор любви Божией.

Вот, христиане, и начало, и середина, и конец креста Христова - все одна любовь Божия! Как в чувственном сем мире, куда ни прострем взор к Востоку или Западу, к Югу или Северу, всюду зрение упадает в неизмеримость неба: так в духовной области тайн, по всем измерениям Креста Христова, созерцание теряется в беспредельности любви Божией" (Слово в Великий Пяток, сказанное в 1816 году).

Краткие тезисы для повторения;

1. Для спасения человека, кроме учения Господа Иисуса Христа, была не-обходима особая Божественная помощь: нужно было исцелить или уврачевать самую природу человека, расслабленную грехом, обновить ее и дать человеку силы для духовно-нравственного развития и совершенствования, без которых немыслима вечная блаженная жизнь.

2. Все совершенные для этой цели искупительные действия можно кратко передать словами апостола: "Бог во Христе примирил с Собою мир" (2 Кор. 5, 19). Но почему для нашего спасения потребовались именно такие, а не иные действия, или в чем конкретно состоит спасительность этих действий - ответить на все эти вопросы со всей ясностью и очевидностью невозможно. Искупление есть великая тайна, всю глубину которой нельзя передать какими-либо бо-гословскими формулировками.

3. Однако из Божественного Откровения мы знаем, а зная, веруем и исповедуем, что искупление наше потребовало величайшею подвига, ни с чем не сравнимой искупительной жертвы, наиболее ярким выражением которой явились вольные страдания и крестная смерть Богочеловека.

4. Искупление есть освобождение человека от греха, от надлежащего (по суду правды Божией) осуждения, и от смерти, как духовной, так и физической.

5. Кровию Своею Христос приобрел Себе Церковь (Деян. 20, 28), в которой Он и спасает верующих в Него, очищая нас от всякого греха (1 Ин. 1, 7).

6. По свидетельству Священного Писания как Ветхого (Ис. 53, 5), так и Нового (Ин. 1, 29) Завета, Христос явил Себя Агнцем Божиим, берущим грех мира. Но Сам Он был безгрешен (Ис. 53, 9; 1 Пет. 2, 22; Ин. 3, 5).

7. В искупительной жертве, совершенной Христом, открылось миру и Божественное правосудие, и Божественное милосердие. Правда Божия открылась в том, что Бог примирился с человеком, лишь очистив его Кровию Иисуса Христа и открыв ему путь к праведности. Любовь и милосердие явились в том, что "Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (Рим. 5, 8) и "не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши" (1 Ин. 4, 10).

8. В искупительном подвиге Своем Христос стал Возглавителем великой вселенской борьбы с мировым злом. Искупленные Им призваны также к борьбе со злом и грехом. Но - в отличие от Безгрешного Господа - борьба эта начинается у человека в его собственном сердце, из которого должны быть удалены наполняющие его греховные чувства, настроения и устремления.

9. Совершенный Христом искупительный подвиг - это не столько предмет богословского умозрения, сколько наглядный пример Божественной любви, пробуждающий в наших сердцах чувство глубокой благодарности к Искупителю, напоминающий нам о нашем недостоинстве, призывающий нас к нравственному исправлению, к смиренному несению своего жизненного креста и к последованию Христу (Мф. 16, 24).

В Священном Писании о спасении говорится двояким образом. С одной стороны, о спасении говорится как о событии, уже совершившемся и от нас не зависящем:

“Вы спасены, и сие не от вас, Божий дар” (Еф. 2, 8).

С другой, утверждается необходимость для человека трудиться для достижения спасения:

“Со страхом и трепетом совершайте свое спасение” (Флп. 2, 12).

Таким образом, Священное Писание различает истину уже совершившегося спасения и истину необходимости совершения спасения каждым верующим, то есть личного усвоения открытого для нас во Христе спасения. Это значит, что спасение предполагает соработничество Бога и человека:

“Ибо мы соработники у Бога” (1 Кор. 3, 9).

Само понятие “спасение” имеет две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона — это все то, что сделано для нашего спасения Богом и является для нас даром, потому что сами мы не могли бы сделать этого при всем желании. Субъективная сторона — это те усилия, которые нам необходимо приложить для того, чтобы этим даром воспользоваться. В христианском богословии объективная сторона спасения называется Искуплением 1 .

Слово “искупление ( a j p o l u v t r w s i V )” буквально означает “выкуп”, за который пленные или рабы получали свободу, преступники освобождались от наказания. В Ветхом Завете этим словом обозначался выкуп, который иудеи приносили за своих первенцев. Вследствие этого выкупа первенцы, которые должны были быть посвящаемы на служение Богу, освобождались от этого служения. Таким образом, “искупление” означает выкуп за освобождение тех, кто не могут обрести свободу собственными силами.

Вследствие грехопадения мы обязаны были нести наказание за наши грехи в виде смерти. Христос, будучи Сам безгрешен, умирая, освобождает нас от последствий грехопадения, в том числе и от смерти. Тем самым Его подвиг носит характер выкупа или платы за наше освобождение от власти греха и смерти 2 . Священное Писание говорит о подвиге Спасителя как о подвиге искупительном:

“Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих” (Мф. 20, 28).

“Христос искупил нас” (Гал. 3, 13).

Во Христе “ мы имеем искупление Кровию Его ” (Еф. 1, 7).

В деле Искупления можно различать два измерения: положительное и отрицательное. Положительное измерение Искупления совпадает с целью творения мира:

“Искупление… нельзя отделять от Божественного замысла в его целом. Бог хочет всегда одного, одного свершения — обожения людей и через них всей вселенной. Но после падения человека в исполнение Божественного замысла вносятся необходимые изменения, изменения не самой цели, а образа Божественного действия. Грех разрушил первоначальный план — прямое и непосредственное восхождение человека к Богу… Надо… возглавить потерпевшую катастрофу историю человека, чтобы начать ее заново” 3 .

Отрицательное измерение Искупления состоит в последовательном устранении преград, которые с момента грехопадения отделяют человека от Бога: греха, проклятия и смерти 4 .

Устранение этих преград силами самого человека было невозможно. Вся история Ветхого Завета свидетельствует о том, что естественная человеческая праведность и праведность от закона не могли доставить человеку спасения. Поэтому Искупление совершенно необходимо для нашего спасения.

4.1. Что необходимо для спасения

Согласно “Пространному Катихизису”, Господь совершил спасение наше

“учением Своим, жизнию Своею, смертию Своею и воскресением” 5 .

Прежде всего было необходимо сообщить человечеству совершенное понятие о Боге и научить праведной жизни по воле Божией. Учение Иисуса Христа есть

“ Евангелие Царствия Божия (Мк. 1, 14) , или иначе, учение о спасении и блаженстве, то самое, которое и теперь преподается в Православной Церкви” 6 .

Учение Христово бывает для нас спасительным, когда мы:

“принимаем его всем сердцем и поступаем по оному. Ибо как ложное слово диавола, быв принято первыми человеками, сделалось в них семенем греха и смерти, так напротив истинное слово Христово, усердно приемлемое христианами, становится в них семенем святой и безмятежной жизни” 7 .

По словам ап. Петра, христиане суть

“возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век” (1 Пт. 1, 23) .

Господь Иисус Христос не только преподал Своим ученикам совершенное учение, но и явил пример Своей жизни, сделавшись для христиан идеалом духовно-нравственного совершенства на все времена.

Жизнь Иисуса Христа бывает для нас спасительной,

Однако для спасения недостаточно одного только учения Господа Иисуса Христа и примера Его личной жизни. Вид здорового человека и пример здорового образа жизни сами по себе не могут исцелить тяжело больного. Для спасения грешного человечества необходима особая Божественная помощь, состоящая в обновляющем воздействии на человеческое естество, его возрождение (1 Пт. 1, 3; Тим. 3, 5).

4.2. Юридическая теория Искупления, ее отражение в “Пространном Православном Катихизисе”

Изложение учения об Искуплении представляет собой наименее удачную часть “Пространного Катихизиса”. Именно в этой части, по требованию обер-прокурора Святейшего Синода графа Н. А. Протасова вопреки желанию свт. Филарета, в текст “Катихизиса” были внесены формулировки, характерные для так называемой юридической теории Искупления, созданной латинским богословием.

Тенденции к выражению тайны Искупления в юридических категориях, проявившиеся в западном богословии уже во II — III вв., были обобщены известным схоластом Ансельмом Кентерберийским (1033 — 1109), создавшим стройную богословскую теорию.

Суть юридической теории сводится к следующему. Грех прародителей есть преступление справедливого порядка, установленного Богом, и потому представляет собой оскорбление Божественного величия. Масштабы виновности человека определяются в соответствии с рангом оскорбленной стороны, то есть Бога. Бесконечное величие и справедливость Бога требуют и бесконечного искупления совершенного против Него преступления. Однако конечность человеческого существа не позволяет ему выполнить условия бесконечного искупления, даже если все человечество в целом будет принесено в жертву ради удовлетворения Божественной справедливости. Поэтому Сам Бог в Лице Своего Сына берется принести безмерный выкуп, дабы справедливость Божия была удовлетворена. Христос был осужден на крестную смерть вместо грешного человечества, чтобы человек был прощен Богом и вновь получил доступ к благодати.

Вожди реформации М. Лютер и Ж. Кальвин говорили уже не только об удовлетворении Божественной справедливости, но и о гневе Божием, который смогла утолить лишь смерть Христа на кресте 9 .

В русской богословской науке эта теория, впрочем в значительно смягченном варианте, получила широкое распространение в XIX столетии благодаря авторитету митрополита Макария (Булгакова).

Критики юридической теории указывали на ее неприемлемость для православного богословия, поскольку эта теория:

1) произвольно экстраполирует правовые отношения, существующие в человеческом обществе, на отношения между Богом и человеком, тогда как Бог не является членом человеческого общества и на него не распространяется действие законов человеческого общежития;

2) строится на понятиях (“заслуга”, “оскорбление величия”, “уплата долга”, “удовлетворение”), не имеющих основания в Священном Писании и редко встречающихся у свв. отцов;

3) редуцирует искупление к единственному событию земной жизни Господа Иисуса Христа — к смерти на Кресте, лишая тем самым все прочие события жизни Спасителя сотериологической значимости;

4) создает представление о Боге, несовместимое с данными Откровения, ибо по нравственным основаниям невозможно принять, что смерть Единородного Сына могла доставить удовлетворение правосудию Отца;

5) основывается на противопоставлении свойств Божественной природы — милости и любви, с одной стороны, правды и справедливости — с другой, а также и действий этих свойств, что в Боге, как Существе абсолютно простом, представляется совершенно невозможным;

6) противопоставляет свойства Божеского естества (правду и справедливость) самому Богу, превращая их в некую превосходящую Бога и довлеющую Ему реальность, что несовместимо с представлением о Боге как о Существе абсолютно свободном.

7) рассматривает спасение как событие совершенно внешнее по отношению к человеку, драма Искупления оказывается ограниченной отношениями между Отцом и Сыном, человек же со своей свободой никак в нем не участвует.

В “Пространном Катихизисе” влияние юридической теории проявляется в стремлении выразить сущность Искупления в юридических категориях:

“Его вольное страдание и крестная смерть за нас, будучи бесконечной цены и достоинства, как смерть безгрешного и Богочеловека, есть и совершенное удовлетворение правосудию Божию, осудившему нас за грех на смерть, и безмерная заслуга , приобретшая Ему право, без оскорбления правосудия, подавать нам грешным прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертию” 10 .

4.3. Православное учение об образе совершения Иисусом Христом нашего спасения

Для святоотеческого богословия свойственно говорить о грехе и спасении не в юридических терминах, а в категориях природы. Грех в православном понимании — это не преступление или оскорбление в юридическом смысле, а прежде всего болезнь человеческой природы, ее повреждение. Поэтому спасение здесь мыслится как освобождение от болезни, исцеление и преображение человека.

Православное богословие не считает возможным свести Искупление к некоему мгновенному акту. Вся земная жизнь Спасителя, от момента Воплощения до Вознесения, имеет искупительное значение. Каждое событие земной жизни Господа является исполнением предыдущего и без него невозможно.

Сщмч. Ириней Лионский сформулировал фундаментальный сотериологический принцип православного богословия, согласно которому Бог

“сделался Тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он” 11 .

Цель пришествия Христа в мир — соединить человека с Богом таким образом, чтобы каждый из нас мог стать “ причастником Божеского естества ” (2 Пт. 1, 4). Только в соотношении с этой конечной целью может быть правильно понято учение об Искуплении.

Спасение человечества во Христе не могло совершиться автоматически, с насилием над человеческой природой, с устранением человеческой свободы. Спасение предполагает изменение образа бытия человеческой природы, но такое изменение не может быть навязано человеку извне, не может осуществиться помимо его собственного свободного выбора, ибо праведность, не обусловленная сознательным и свободным выбором, не имеет пред Богом никакой нравственной ценности.

Грехопадение по факту состояло в преслушании: Адам нарушил Божественную заповедь, и это привело к рассогласованию воли человеческой с волей Божией. Искупление означает обратное движение, возвращение в то состояние, из которого выпал Адам, что возможно только на пути абсолютного послушания Богу. Путь послушания, который должен был пройти Господь по Своему человечеству, предполагал принятие всех последствий нашей падшести вплоть до смерти. По человечеству Он претерпевает все искушения, которые только может претерпеть человек и которые влекут человека ко греху, но все эти искушения Господь преодолевает, побеждая их не только силою Своего Божества, но и при участии Своей человеческой воли, свободно подчиняющейся воле Божественной. Явив абсолютное послушание Отцу, Христос приводит Свою человеческую волю в совершенное единение с волей Божией, преображает Свою человеческую жизнь в сопричастность Божественной любви и свободное подчинение Божественной воле. По словам св. Иоанна Дамаскина, Христос

“становится послушным Духу, врачует наше непослушание принятием того, что подобно нам и от нас, и делается для нас примером послушания” 12 .

“Воздержанием, долготерпением и любовью Христос отразил и преодолел все искушения, и явил в Своей жизни всяческую добродетель и премудрость… Это нетление воли закрепляется позже нетлением естества , то есть воскресением” 13 , –

пишет прот. Г. Флоровский.

Примечания . Глава IV.

1. Помазанский М., протопр., изд. цит., сс. 126, 128.

2. См.: Христианство (Энциклопедический словарь), изд. цит., т. III, сс. 374–375.

3. Лосский В. Н. Очерк…, с. 280.

4. Пространный Христианский Катихизис…, с. 39.

9. О юридической теории Искупления см. Яннарас Х., изд. цит., сс. 166–167; Воронов Л., прот., изд. цит., сс. 58–70; Лосский В. Н. Искупление и обожение // По образу и подобию. М., 1995, сс. 95–105.

Читайте также: