Теплов борис михайлович биография кратко

Обновлено: 30.06.2024

ТЕПЛОВ, БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1896–1965) – русский советский психолог.
Родился 9 (21) октября 1896 в Туле в дворянской семье. Закончил гимназию в Туле и получил хорошее музыкальное образование, которое впоследствии совершенствовал, занимаясь в Москве у К.Н.Игумнова по классу фортепиано. В 1914 поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета, где стал специализироваться по психологии. Посещал психологический практикум в Психологическом институте при МГУ, который вел Г.И.Челпанов.

В 1916 воевал на Западном фронте. В январе 1918 вернулся в Москву, но в феврале 1919 вновь был призван на военную службу в Красную Армию, в Высшую школу военной маскировки для командного состава. Одновременно, в 1921 окончил Высшую школу и университет. Будучи комбригом и работая по заданиям Высшего технического управления РККА, установил тесные связи с Психологическим институтом, в котором, выйдя в отставку в 1933, проработал всю свою жизнь. В 1945 Теплов стал заместителем директора Психологического института

Исследования зрительных и слуховых восприятий, проводившиеся Тепловым для военного ведомства, послужили ему основой для изучения психологических аспектов музыкальности – музыкального слуха и музыкальных переживаний. Результаты исследований музыкальных способностей человека изложены в его работе Психология музыкальных способностей. Проблеме изучения способностей человека посвящена и другая его известная работа 1942 Ум полководца. Именно психология индивидуальных различий людей стали главной темой научной деятельности Теплова. Его идеи об одаренности как своеобразной структуре психических свойств, об индивидуально-типических различиях как одинаково ценными вариантах, стали отправными для освещения проблемы способности и одаренности в отечественной психологической науке.

В конце 50-х Теплов перевел работу своей лаборатории на изучение физиологических основ индивидуально-психологических различий нервной системы человека.

Теплов стал первым заведующим кафедрой психологии на только что открытом факультете психологии МГУ, поддерживал тесные контакты с Московской консерваторией.

Читал в МГУ курс лекций по истории мировой психологии, написал учебник психологии для старших классов школы, который выдержал 8 изданий и был переведен на 14 языков, исследовал психологические взгляды Сеченова, Белинского, Герцена.

Детская практическая психология

ВЕБИНАР: Профессиональное выгорание – не повод менять работу! Методы самодиагностики и супервизорской помощи for myself

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой


Доктор педагогических наук (по психологии), профессор. Действительный член (академик) АПН СССР. Заслуженный деятель науки РСФСР.

Руководитель лаборатории психофизиологии индивидуальных различий НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.

В 1916 году был призван в армию. После окончания школы прапорщиков получил назначение в один из пехотных полков на Западном фронте, где и пробыл до окончания войны, участвовал в боевых действиях. После октября 1917 года был избран на одну из командных должностей своего полка. К концу года демобилизован.

С января 1918 года служил в Москве помощником секретаря народного суда Тверского участка, возобновив одновременно занятия в университете.

В феврале 1919 года был призван в Красную Армию, где его направили в Высшую школу военной маскировки, которую он окончил в 1921 году (и в том же 1921 г. окончил университет). Был назначен начальником Отдела опытных станций, занимавшихся вопросами военной маскировки.

В 1921-1933 годах работал в различных научных учреждениях Красной армии. В 1933 году был уволен в резерв РККА.

С 1929 года работал в Психологическом институте при Московском университете (затем Институт общей и педагогической психологии АПН СССР и Психологический институт РАО). Руководил исследованиями по заданиям Высшего технического управления РККА. В 1933-1935 и 1945-1952 годах - заместитель директора. С 1952 года возглавлял лабораторию психофизиологии индивидуальных различий.

В 1935-1941 годах заведовал кафедрой психологии Института повышения квалификации музыкантов-педагогов.

В начале Великой Отечественной войны Б.М. Теплов вступил в народное ополчение, но вскоре его откомандировали обратно в институт.

С 1941 года также заведовал кафедрой логики и психологии Академии общественных наук при ЦК КПСС.

Основатель школы дифференциальной психологии. Изучал врождённые задатки и развиваемые способности, характер, темперамент, разрабатывал методы их объективной диагностики и измерения. Занимался проблемой индивидуально-психологических различий, особое внимание он уделял вопросам способностей и одаренности, их развития, структуры, природных предпосылок, разнообразия проявлений, понимая под способностями индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

В 1920-х годах занимался вопросами военной маскировки, стал одним из создателей маскировочного дела в Красной Армии. Считал необходимым поиск научных решений проблем маскировки, в связи с чем начал заниматься исследованием некоторых экспериментальных законов восприятия и ощущений. Поскольку между раздражителями и вызываемыми ими ощущениями существует сложная связь, Б.М. Теплов предлагал использовать при решении задач военной маскировки не только свойства раздражителей, но и психофизиологические закономерности отражения их органами чувств.Выявил некоторые закономерности трансформации цвета на расстоянии, как, например, неотличаемость красного цвета от оранжевого, посветление желтого цвета, потемнение синего и фиолетового, относительная устойчивость зеленого цвета.

Основные направления работы Б.М. Теплова в Психологическом институте при МГУ включали проблему взаимодействия ощущений, а также изучение пространственного смешения цветов, порогов насыщенности, действия различных световых раздражителей.

После 1933 г. занимался психологическими аспектами музыкальности. Изучал слуховые ощущения и восприятия, анализировал музыкальный слух и музыкальные переживания. В течение ряда лет читал курс лекций по психологии для преподавателей музыки.

Исследуя музыкальные способности, пришел к выводу, что музыкальность свойственна всем людям, но у разных людей музыкальные способности неодинаковы, а для успешной реализации музыкальной деятельности важны не только собственно музыкальные данные, но и многие другие, одинаково важные и для других видов деятельности. Предложил новую структуру музыкальных способностей, включающую в качестве обязательных такие компоненты, как ритмическое и ладовое чувство, способность к произвольному оперированию музыкальными слуховыми представлениями. Описал феномен музыкальности как единство эмоциональной отзывчивости на музыку и совокупности взаимосвязанных между собой отдельных музыкальных способностей.

Сформулировал гипотезу о наличии общих и частных способностей. Общие способности существуют внутри частных и неразрывно связаны с ними, их можно найти как неизменную величину в разных видах деятельности, именно наличие у одного человека общих компонентов одаренности, важных для успешного выполнения разных видов деятельности, и дает разносторонне одаренных людей. Большое внимание уделял вопросу о природе способностей и о роли врожденных особенностей. Отмечал сложную, опосредованную зависимость развития способностей от их природных предпосылок и подвергал критике идеи о предопределенности индивидуальных способностей. Считал, что биологические задатки — это только предпосылки развития, они могут повлиять на развитие той или иной способности только во взаимодействии с определенными условиями. По мнению Б.М. Теплова, способности всегда являются результатом развития, нельзя говорить о способности, возникшей до начала развития, и о способности, достигшей вершины развития.

Разрабатывая целостную концепцию индивидуальности, Б.М. Теплов собрал обширнейший материал о жизни великих русских композиторов. Их биографии, воспоминания и творчество были проанализированы с разных точек зрения: 1) характера самих музыкальных способностей; 2) их органической связи с общей одаренностью; 3) взаимообусловленности способностей и личностных качеств; 4) соотношения общих и специальных способностей с задатками.

Сформулировал гипотезу об обратной связи, существующей между силой нервной системы как пределом ее работоспособности и ее чувствительностью. Согласно этой гипотезе, низкая работоспособность нервной системы сочетается с высокой чувствительностью, что может компенсировать сниженные функциональные возможности. В этой гипотезе проявилась основная идея всех теорий Теплова: различия в способностях не означают различия в степени совершенства нервной системы, а лишь говорят о различии ее возможностей.

Вместе с В.Д. Небылицыным внедрил в дифференциальную психофизиологию математические методы.

Теплов Борис Михайлович (годы жизни $1896 - 1965$), родился в Туле в дворянской семье. Детство и юность провел в Туле. С ранних лет овладел французским языком, в гимназии - немецким языком, получил музыкальное образование, учился играть на фортепьяно у Игумнова Константина Николаевича. В $1914$ году поступил на философское отделение филолого-исторического факультета Московского университета. Со второго курса посещал «Психологический практикум" Психологического института под руководством Георгия Ивановича Челпанова.

В $1916$ году его призвали в армию, по окончании школы прапорщиков, был назначен в пехотный полк Западного фронта, участвовал в боевых действиях. В $1917$ году после октябрьской революции избран на командную должность в своем полку, в декабре - демобилизован. Начиная с января $1918$ года, Теплов служил помощником секретаря народного суда Тверского участка в Москве, продолжал занятия в университете. В феврале того же года призван Теплов в Красную Армию, направлен в Высшую школу военной маскировки.

В $1921$ году одновременно оканчивает два высших учебных заведения и вплоть до $1933$ года работает в институтах Красной армии, возглавляя отдел опытных станций, исследуя проблемы военной маскировки. Теплов уволен в резерв в $1933$ году в звании комбрига.

Научная деятельность

Готовые работы на аналогичную тему

Подводя итоги своих изысканий на тему пространственных изменений цвета, формы объектов, Борис Михайлович выпускает в $1927$ году и $1928$ году ряд работ:

В своих статьях Теплов приводит закономерности изменения цвета на расстоянии: невозможность различить красный и оранжевый, посветление желтого, потемнение фиолетового и синего цветов, устойчивость зеленого. Исследования, проводимые в стенах Психологического института, были направлены на изучение проблемы взаимодействия ощущений, порогов насыщенности, пространственного смешения цветов, действия световых раздражителей.

  • характера музыкальных способностей
  • связь этих способностей с общей одаренностью
  • обусловленность способностей, личностных качеств;
  • соотношения с задатками специальных и общих способностей.

Так сформировалась гипотеза, согласно которой, способности выявляются во время психологического анализа деятельности. Опровергал идею о биологических задатках, считая их только предпосылками, которые влияют на развитие способностей во взаимодействии с определенными условиями. Способности - результат развития.

В $1941$ году ученый вступил в народное ополчение, но был откомандирован спустя пару месяцев в институт. В начале пятидесятых годов создал лабораторию по изучению актуальной проблемы, которой никто не занимался – изучение свойств нервной системы человека как физиологической основы индивидуальных психологических различий.

Основная мысль всех работ Теплова: различия в способностях говорят о различии возможностей, но не о степени её совершенства.

Последняя статья "Простейшие способы факторного анализа" опубликована после его смерти в $1967$ году.

Б. М. Теплов родился в 1896 г. в Туле, в дворянской семье. С ранних лет учился французскому языку, и стал владеть им в совершенстве, а в гимназии отлично освоил немецкий язык. Наряду с гимназическим получил и музыкальное образование, в дальнейшем, уже будучи в Москве, он стал брать уроки игры на фортепиано у самого К.…

Б. М. Теплов родился в 1896 г. в Туле, в дворянской семье. С ранних лет учился французскому языку, и стал владеть им в совершенстве, а в гимназии отлично освоил немецкий язык. Наряду с гимназическим получил и музыкальное образование, в дальнейшем, уже будучи в Москве, он стал брать уроки игры на фортепиано у самого К. Н. Игумнова.

В 1914 г. поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета, где стал специализироваться по психологии.

После октября 1917 г. он был избран в своем полку на одну из командных должностей. К концу года демобилизован. С января 1918 г. Борис Михайлович стал служить в Москве помощником секретаря народного суда Тверского участка, возобновив одновременно занятия в университете. В феврале 1919 г. он был призван в Красную Армию, где его направили в Высшую школу военной маскировки, которую он окончил в 1921 году. Одновременно он продолжал учиться в университете.

Вскоре Б. М. Теплов был назначен начальником Отдела опытных станций, занимавшихся вопросами военной маскировки. Он выдвинулся как один из создателей маскировочного дела в Красной Армии. Его интеллект, умение руководить, эрудиция, подлинно научный подход к проблемам обеспечивали высокую эффективность работы. Ему было присвоено воинское звание командира бригады (комбрига).
Помимо работы в различных научных учреждениях Красной армии, Б. М. Теплов с 1929 г. параллельно занимается исследовательской работой в Психологическом институте при Московском университете.

Борис Михайлович Теплов умер 28 сентября 1965 г. Мастер непосредственного эксперимента, он проявил себя талантливым теоретиком, решив ряд общеметодологических проблем психологии. Его разграничение методик исследования свойств нервной системы оказалось весьма плодотворным и позволило исследователям достичь в дальнейшем отличных результатов. Учение Б М. Теплова о способностях, а также его экспериментальные разработки в области ощущений и восприятий стали значительным вкладом в психологию.

Читайте также: