Теория врожденных знаний кратко

Обновлено: 05.07.2024

Декарт был сторонником практического познания. Целями познания являются:

· Расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;

· Использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;

· Изобретение новых технических средств;

· Усовершенствование природы человека;

· Конечной целью познания является господство человека над природой.

Существуют четыре способа достижения мудрости, или научного, ис­тинного знания:

1) постижение самоочевидных истин;

2) чувственный опыт;

3) знание, получаемое из общения с другими людьми;

4) чтение хороших книг.

Люди с сильным и великодушным характером не меняют своего настро­ения в зависимости от своего благополучия или своих несчастий.

Декарт Рене (1596 - 1650 г.)

Основателем эмпирического (опытного) направления в философии считается Френсис Бэкон (1561-1626) – английский философ и политический деятель, родоначальник материализма Нового времени.

Основные философские идей Френсиса Бэкона

· Философия должна иметь прежде всего практический характер; там, где она остается умозрительной (схоластикой), она неистинна.

· Суть основной философской идеи Ф. Бэкона заключается в том, что в основе познания лежит опыт.

Декарт был сторонником практического познания. Целями познания являются:

· Расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;

· Использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;

· Изобретение новых технических средств;

· Усовершенствование природы человека;

· Конечной целью познания является господство человека над природой.

Существуют четыре способа достижения мудрости, или научного, ис­тинного знания:

1) постижение самоочевидных истин;

2) чувственный опыт;

3) знание, получаемое из общения с другими людьми;

4) чтение хороших книг.

Люди с сильным и великодушным характером не меняют своего настро­ения в зависимости от своего благополучия или своих несчастий.

Декарт Рене (1596 - 1650 г.)

Основателем эмпирического (опытного) направления в философии считается Френсис Бэкон (1561-1626) – английский философ и политический деятель, родоначальник материализма Нового времени.

Основные философские идей Френсиса Бэкона

· Философия должна иметь прежде всего практический характер; там, где она остается умозрительной (схоластикой), она неистинна.




· Суть основной философской идеи Ф. Бэкона заключается в том, что в основе познания лежит опыт.

Нейрофизиологи из Нью-Йоркского университета провели эксперимент, который, как они полагают, подтверждают теорию Хомского о врожденной языковой способности. Они отобрали две группы людей: первая – люди, владеющие только английским, вторая – люди, владеющие только китайским. Каждому из испытуемых давалось послушать четыре вида записи: первый – отдельные слова, второй – осмысленные словосочетания, третий – грамматически корректные предложения, четвертый – предложение на незнакомом для испытуемых языке (на английском для китайцев и наоборот). Записанный материал содержал как абстрактные, но грамматически правильно построенные предложения, так и осмысленные.

Запись была произведена таким образом, что диктор интонационно никак не выделял синтаксические структуры. Во время прослушивания, ученые следили за показаниями магнитоэнцефалографии, которая измеряла магнитные поля, появляющиеся вследствие электрической активности мозга во время обработки внешних или внутренних стимулов. Как оказалось, есть три вида паттернов электрической активности мозга: для последовательностей отдельных слов, словосочетаний и предложений. Они смешиваются в процессе взаимодействия с обычной речью, однако с помощью экспериментов их можно выделить, чтобы лучше понять структуру каждого. В ситуации, когда человек слышит абстрактное, но грамматически правильное предложение, срабатывает тот же паттерн, что и при прослушивании осмысленного предложения. То есть, наш мозг одновременно обрабатывает информацию о словах, их связях и общих грамматических структурах. В проведенном эксперименте было выявлено, что мозг испытуемых реагировал на осмысленные предложения на незнакомом языке тем же паттерном, что и на грамматически несвязанные слова на родном.

Конечно, нельзя утверждать, что данный эксперимент является хорошим подтверждением теории Хомского о врожденной способности к языку: исследование проводилось в диапазоне всего двух языков. Несмотря на то, что Хомский утверждал наличие у человека врожденной Универсальной грамматики, охватывающей все естественные языки, данный эксперимент не дает твердых оснований верить этой теории. Полученные результаты подтверждают лишь существование некоторых общих нейрофизиологических механизмов для обработки грамматики у носителей разных языков.

Сегодня многими когнитивистами и лингвистами проводятся исследования, результаты которых опровергают теорию Хомского. Ученые сходятся во мнении, что детям для освоения языка не требуется наличия никакой врожденной способности и универсальной грамматики. Мыслительные способности детей вкупе с умением понимать, что другие люди хотят до них донести, дают возможность языку полноценно функционировать. Грамматические структуры появляются в процессе исторического развития и как следствия получения социальных и когнитивных способностей.

Так каким же образом происходит усваивание первого языка у детей? Этот вопрос до сих пор остается открытым и порождает множество дискуссий в научном мире. Понимание принципов этого процесса еще не приобрело зрелый вид. На мой взгляд, на данный момент теория Хомского является главной, так как Хомский и его последователи подкрепляют ее хорошими аргументами. Проведенные исследования для подтверждения этой концепции дает ей все шансы стать эмпирически обоснованной в будущем.

Куайн У. Слово и объект. М.: Праксис, 2000. Философия языка / Ред.-сост. Серль Дж. М.: Едиториал УРСС, 2010. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М.: Изд-во Московского университета, 1972. Хомский Н. Синтаксические структуры // Новое в лингвистике (вып. 2). М.: Издательство иностранной литературы, 1962. Хомский Н. Язык и мышление. М.: Изд-во Московского университета, 1972. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. СПб.: Питер Пресс, 1997. Chomsky N. Review of Skinner's Verbal Behavior // Language. 1959. № 35. Ding N., Melloni L., Zhang H., Tian X., Poeppel D. Cortical tracking of hierarchical linguistic structures in connected speech // Nature Neuroscience. 2015. № 19. Ibbotson P., Tomasello M. Evidence Rebuts Chomsky's Theory of Language Learning // Scientific American. September, 2016. Skinner B. Contingencies of reinforcement: a theoretical analysis. NY: Appleton-Century-Crofts, Inc., 1969. Skinner B. Verbal Behavior. NY: Appleton-Century-Crofts, Inc., 1957.

Рене Декарт — блистательный мыслитель Нового времени, достигший выдающихся успехов не только в философии, но и в математике, физике, механике и других науках.

Математическая философия

Рене Декарт

Еще во время обучения в иезуитской школе Рене Декарт осознал ненадежность и недостоверность схоластической науки, в основе которой лежала такая недоказуемая категория, как Божественное откровение. Достоверность знания была той проблемой, которая волновала его на протяжении всей жизни. Пытаясь подходить к ней с разных точек зрения, он в итоге пришел к выводу, что в философии нужно применять такие же методы, как в самой точной из наук — математике.

Сам Декарт был выдающимся математиком, он сделал в этой области множество открытий, в том числе придумал символы алгебры, которые используются до сих пор. В его честь названы многие научные термины: декартова система координат, декартов овал, декартово произведение и т. д.

Каким же образом Декарту удалось применить математическую точность к философии? Он создал метод познания, отличающийся высокой точностью и состоящий из четырех шагов, или правил. Первое правило — очевидность. Нельзя ничего принимать на веру просто так, истинным можно считать только то, что не вызывает ни малейшего сомнения. Второе правило — анализ. Каждый вопрос нужно разделять на как можно меньшие подвопросы, чтобы упростить понимание. Третье правило — синтез. Объяснение нужно начинать с самых простых вещей, постепенно, как по ступеням лестницы, поднимаясь к более сложным. Четвертое правило — контроль. Необходимо постоянно составлять перечни и обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не упущено.

Метод сомнений и врожденные идеи

Диспут Декарта и шведской королевы Кристины

Итак, существование человека и его мышления можно считать доказанным, но сомнения в реальности мира все еще остаются. Ведь мир может быть порождением человеческого мышления, его фантазией. Для доказательства существования мира Декарт обращался к идее Бога. Эта идея, этот образ идеального, совершенного существа есть в нашем сознании. Но откуда он там появился, ведь сами люди — существа далеко не совершенные? Декарт утверждает, что эту идею в сознание человека вложил сам Бог, который создал и нас, и весь окружающий мир. Эту теорию Декарт назвал теорией врожденных идей.

Передовые идеи ученого

Сфера интересов Декарта была огромной, он интересовался самыми разными науками, от медицины до физики и метеорологии. Во многих науках он сделал замечательные открытия. Но они были слишком передовыми для своего времени, общество не могло оценить по достоинству большую их часть. Более того, свободомыслие могло стоить Декарту жизни. Его обвинили в ереси еще в те времена, когда он находился на военной службе и занимался научными изысканиями лишь в свободное время. Тогда ему пришлось бежать из Франции в Голландию, самую свободную страну Европы. Там он прожил двадцать лет, посвятив себя науке.

Рене Декарт был создателем метода радикального сомнения в философии, который использовал для проверки достоверности знаний

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Теория врожденных языковых знаний

Когнитивная теория освоения языка

Она определяет значение социальных и познавательных (когнитивных) факторов на процесс языкового развития ребенка. Согласно данной теории развитие языка происходит, с одной стороны, на основе взаимодействия ребенка со взрослым, с другой стороны – на основе развития его предметной познавательной деятельности. Таким образом, генетически обусловленная способность к мышлению развивается у ребенка на основе познания окружающего мира, а усвоение языка осуществляется в процессе его использования и непосредственного оперирования языковыми единицами. Важную роль при этом играет саморегуляция речевой деятельности, которая является произвольным и сознательным психическим актом. Иная теория определяет основополагающие предпосылки языкового развития, к которым относятся врожденные биологические (мыслительная способность, реализуемая посредством функционирования определенных структур головного мозга), социальные (включенность в совместную деятельность со взрослым) и когнитивные факторы (развитие представлений об окружающей действительности в процессе ее активного и деятельностного познания).

Семиотическая теория языкового развития

Читайте также: