Теория возникновения психики а н леонтьева кратко

Обновлено: 05.07.2024

1.4. Возникновение и развитие психики в филогенезе

Возникновение психики в эволюции живых существ трудно переоценить. С ее появлением стал возможен новый механизм приспособления животных к окружающей среде: не за счет наследственных и ненаследственных изменений морфологической организации – строения тела и его органов, а посредством изменения поведения, регулируемого психикой.

Проблема возникновения психики и проблема развития психики теснейшим образом связаны между собой. Существует ряд попыток решения проблемы возникновения психики:

· антропопсихизм (Р. Декарт): возникновение психики связывается с появлением человека, ибо только ему присуща психика. Предыстория человеческой психики оказывается вычеркнутой;

· панпсихизм (французские материалисты) – решение противоположно первому: психика присуща всей природе (всеобщая одухотворенность природы);

· биопсихизм (Т. Гоббс, Э. Геккель): психика – свойство не всякой вообще материи, а только живой, в т.ч. растений;

· нейропсихизм (Ч. Дарвин, Г. Спенсер): психика присуща не всякой вообще материи и не всякой живой материи, а только организмам, имеющим нервную систему;

· мозгопсихизм (К.К. Платонов): психика свойственна только организмам с трубчатой нервной системой, имеющим головной мозг (при таком подходе, у насекомых нет психики, так как у них узловая нервная система, без выраженного головного мозга).

Однако приведенные выше взгляды не получили ни теоретического обоснования, ни должного экспериментального подтверждения. В отечественной психологии учение о развитии психики в филогенезе разработал А.Н. Леонтьев. Филогенез – постепенное, разветвленное, стадиальное изменение различных форм органического мира в процессе его эволюции. А.Н. Леонтьев считал неправомерным ни одно из приведенных выше решений проблемы возникновения психики. В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным в процессе обмена веществ. Активность проявляется в особом свойстве живых организмов – раздражимости. Раздражимость – это допсихическая форма отражения среды, проявляющаяся в реагировании на вещества, необходимые для поддержания существования организма.

Условия жизни на этапе допсихического отражения такова, что организму нет необходимости в особой ориентировочной поисковой деятельности, а, следовательно, и в специальном органе, который обеспечивал бы ориентировку. У него сформировалась способность к отражению только узкого круга внешних воздействий – тех, от которых зависит его существование. Такие воздействия называются биотическими. Ответная реакция также осуществляется только на биологические раздражители. Допсихическое отражение имеет место у растений и у некоторых элементарных форм жизни, промежуточных между растениями и животными.

Усложнение условий жизни (недостаток пищевых ресурсов, выход из воды на сушу и т.д.) потребовало усовершенствования форм приспособительного поведения, расширения отражательных функций и перехода от элементарных тропизмов к более сложному поведению, которое позволило бы обеспечить поиск важных для жизни условий существования. Организмы начинают реагировать не только на биотические раздражители, но и на те, которые сами по себе являются индифферентными, абиотическими, но могут сигнализировать появление биологически значимых агентов. Им был предложен объективный критерий, по которому можно судить о наличии психики – способность реагировать на биологически нейтральные раздражители поведением. Биологически нейтральными считаются жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т.п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность и т.п.), а способность отражать эти воздействия называется чувствительностью. Чувствительность имеет два аспекта: объективный – двигательная реакция и субъективный – внутреннее переживание (ощущение).

В эволюционном развитии психики А.Н. Леонтьев выделил три стадии: стадию элементарной сенсорной психики, стадию перцептивной психики и стадию интеллекта [8].

Стадия элементарной сенсорной психики связана с преобразованием первоначально недифференцируемой чувствительности в дифференцируемые ощущения. Как показывает А.Н. Леонтьев, у животных, находящихся на этой стадии развития, психическое отражение имеет форму чувствительности только к отдельным свойствам среды, т.е. форму элементарных ощущений. Представителями этого уровня являются губки, кишечнополостные, а также насекомые, для которых характерны достаточно сложное строение нервной системы, сложная и высокодифференцированная организация двигательного аппарата. Тем не менее, им присуще отражение отдельных свойств среды, а не целостных объектов. Например, сложное поведение паука побуждается не видом жертвы – насекомого, попавшего в паутину, а исключительно вибрацией, которую производит насекомое и которая передается по паутине. Если вибрация создается искусственно, например, камертоном, то паук устремляется к нему и пытается нанести удар челюстями. Вибрация – абиотический раздражитель, ставший ключевым для паука.

Переход на стадию перцептивной психики означает изменение структуры деятельности – выделение в ней операций, определяемых условиями деятельности. Теперь субъект отражает в своем образе мира не отдельные абиотические свойства предмета, а сам целостный предмет, данный в определенных условиях. Так, для собаки, как пишет А.Н. Леонтьев, одинаковый смысл имеют и завывание волка, и запах его следов, и его силуэт, т.е. собака воспринимает волка целостно, в совокупности его свойств. Однако в определенных условиях, когда, например, хищник далеко, волк воспринимается собакой по запаху, но это все равно как целостный объект.

У животных на стадии перцептивной психики сохраняется инстинктивное поведение, но формируется все более сложный тип пластичного индивидуального поведения, механизмом которого служит анализ и синтез условий окружающей среды, осуществляемый на основе более развитой формы психического отражения. Материальным субстратом новой формы отражения и нового типа поведения стало усложнение строения и функций центральной нервной системы и, прежде всего, развития коры больших полушарий головного мозга. Значительные изменения произошли также в развитии органов чувств, в первую очередь зрения. Перцептивная психика позволяет животным строить поведение, отвечающее не только цели, но и условиям, в которых она дана. Животные определяют способ действия, каким можно получить желаемый результат, и этот способ закрепляется в их поведении. Таким образом, происходит научение животных, т.е. их индивидуальное приспособление к среде обитания. На основе научения животные могут закреплять в поведении кратчайший путь к пище, обходить преграды, использовать разнообразные сигналы, регулирующие пищевое или оборонное поведение. Научение предполагает развитие у животных элементарных форм памяти, что подтверждено многочисленными экспериментами.

Стадия интеллекта , с точки зрения А.Н. Леонтьева, характеризуется более сложными формами отражения: у животных, находящихся на этой стадии, в дополнение к отражению отдельных объектов возникает отражение целостных ситуаций и отношений между предметами. Эксперименты с человекоподобными обезьянами свидетельствуют о том, что они способны соотносить в восприятии отельные выделяемые вещи друг с другом и воспринимать их как единую и целостную ситуацию. Способны они и пользоваться орудиями и даже изготавливать их, например, при использовании веточки для извлечения термитов шимпанзе обрывают с нее листья и боковые побеги. Однако безусловным фактом остается неспособность животных изготавливать орудия с помощью другого орудия. Здесь проходит та грань, которая отделяет животных от человека. Животные никогда не вступают в отношения между собой по поводу применения орудия, тем более по поводу его изготовления. Использование орудий животными является одной из форм биологической адаптации, имеет лишь внешнее сходство с трудовыми действиями человека. Основу поведения животных во всех сферах, включая язык как сложную систему сигнализации, распределение функций в сообществах (стадах, стаях, семьях) составляют наследственные видовые программы. Научение у животных ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому видовые программы приспосабливаются к конкретным условиям существования животного.

Согласно его определению сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются объективные устойчивые свойства этой действительности и которые не зависят от отношений к ней субъекта.

Сознательное отражение биологические беспристрастно, поэтому его можно назвать в некотором смысле объективным.

Толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности – коллективного труда.

Как коллективный труд сделал возможным и одновременно необходимым возникновение сознания?

Всякий совместный труд предполагает разделение труда. Это значит, что разные члены коллектива начинают выполнять разные операции, причем разные в одном очень существенном отношении: одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие же такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения.

Например, преследование и умерщвление дичи охотником прямо отвечает биологическому мотиву – получению пищи. В отличие от этого действия загонщика, который отгоняет дичь от себя, не только не имеют самостоятельного смысла, но и, казалось бы, прямо противоположны тому, что следовало бы делать. Тем не менее они имеют реальный смысл в контексте коллективной деятельности – совместной охоты. То же самое можно сказать о действиях по изготовлению орудий.

В условиях коллективного труда впервые появляются такие операции, которые не направлены прямо на предмет потребности – биологический мотив, а имеют в виду лишь промежуточный результат.

В рамках же индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью. Таким образом, для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, соответственно в деятельности выделяется ее новая единица – действие.

Скорее всего первые элементы человеческой речи появились в ходе выполнения совместных трудовых действий . У людей появилась необходимость говорить друг с другом: обозначать словом те или иные действия, предметы, отдавать своеобразные приказы партнеру по совместным действиям и т.д.

Слова стали не только обозначать конкретный предмет или действие, но и обобщать собой похожие действия, предметы и явления.
Усложнялся труд, сложнее становился язык.

Таким образом, смыслы и языковые значения оказались, по А. Н. Леонтьеву, основными образующими человеческого сознания.

Решение данной проблемы принадлежит Л.С. Выготскому, который разработал культурно-историческую теорию развития психики.

Работал Л. С. Выготский в очень многих областях психологии. Он занимался историей психологии, сделал крупный вклад в решение ее методологических и теоретических проблем. Он занимался исследованием сознания и отдельных психических процессов: памяти, внимания, эмоций; провел фундаментальное исследование мышления и речи; разработал ряд проблем развития ребенка – нормального и аномального, заложив, в частности, основы советской дефектологии. Наконец, он внес существенный вклад в психологию искусства.


Этапы развития психики по А.Н. Леонтьеву
Психика – это отражение.
Одно из свойств материи – отражение.
Отражение — всеобщее свойство материи, заключающееся в фиксировании и воспроизведении того, что принадлежит отражаемому предмету.
Существует неживая и живая материя. Теория Опарина о появлении живой материи.
Жизнь – это специфическая форма взаимодействия с миром. Жизнь – это одна из форм активности.
Первые признаки жизни на Земле появились 2 – 3 миллиарда лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению, воспроизводству и передаче приобретенных и генетически закрепленных свойств по наследству.Живая материя даже в начальных простейших формах существенно отличается от неживой материи характером взаимодействий с ней. В неживой природе взаимодействие одного объекта с другим способствует его разрушению или превращению в нечто другое. Пример, взаимодействие воды и металлов приводит к коррозии и разрушению металла.
С появлением живой материи характер взаимодействия этого живого организма с окружающей неживой природой изменился, дабы сохранить жизнь. В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным в процессе взаимодействия.
Активность проявляется в особом свойстве живых организмов – раздражимости.
Раздражимость возникла у живых организмов до появления психики. Раздражимость имеет место у растений и у некоторых элементарных форм жизни (одноклеточные). Раздражимость – это промежуточный этап между растительным и животным миром.
Раздражимость – это форма отражения внешней среды, проявляющаяся в реагировании на вещества, необходимые для поддержания существования организма. Условия жизни при раздражимости: организму нет необходимости в особой ориентировочной поисковой деятельности. При раздражимости происходит отражение только узкого круга внешних воздействий – тех, от которых зависит существование организма. Такие воздействия называются биотическими.

Биотические воздействия – это воздействия, которые необходимы для минимального поддержания жизни организма.
То есть у организмов, у которых только присутствует раздражимость, происходит реакция только на биотические воздействия. Такие реакции называются тропизмами.
Тропизмы — это движения в определенном направлении под влиянием биологически значимых раздражителей. Примеры тропизмов: движение растений к солнцу (фитотропизм), движение корней растений в землю (геотропизм) и т.д.
Организмы, обладающие раздражимостью, живут в строго определенной среде, где есть все необходимые для жизни условия.
Усложнение условий жизни (выход из водной среды на сушу, недостаток пищевых ресурсов и т.д.) потребовало усовершенствования форм приспособительного поведения, расширения отражательных способностей, к переходу от тропизмов к более сложному поведению. Организмы начинают реагировать не только на биотические раздражители, но и на те, которые сами по себе являются индифферентными, абиотическими, но могут сигнализировать появление биологических раздражителей.
Абиотические раздражители — раздражители, которые непосредственно не поддерживают жизнь, но сигнализируют появления биотических раздражителей.
Новая форма отражения получила название чувствительность.
Чувствительность – это способность организма реагировать на абиотические раздражители.
С появлением чувствительности, по А.Н. Леонтьеву, появилась и психика живых существ. Так возникло новое свойство органической материи – психическое отражение, характерное для животной формы жизни.
Чувствительность, по А.Н. Леонтьеву, является критерием появления психики.
Психика – активное отражение объективной окружающей действительности и саморегуляции своего поведения на этой основе.
Зародившись, психика проходит ряд этапов своего развития (смотреть снизу вверх):

Рис. Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире
I стадия На стадии элементарной чувствительности (психики) животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). (жгутиковые, губки,простейшие, кишечнополостные, многоклеточные беспозвоночные и некоторые виды позвоночных)

Панпсихизм: психика присуща всей материи, и живой, и
неживой природе (философы Демокрит, Сократ, Б.Спиноза;
французские материалисты Д.Дидро, Ж.Робине, П.Гольбах;
психофизик Г.Фехнер)
Антропопсихизм: психика присуща только человеку
(Р.Декарт)
Биопсихизм: психика – свойство живой материи (Т.Гоббс,
К.Бернар, Э.Геккель, В.Вундт)
• Анималопсихизм: психика – свойство только животных и
человека (Эпикур, Аристотель, Платон, Гегель; К.Линней;
В.А. Вагнер, А.Н. Северцов, Н.Н. Ладыгина-Котс,
А.Н.Леонтьев)
Нейропсихизм: психика – субстрат нервной системы
(Ч.Дарвин, Г. Спенсер)
Мозгопсихизм: психика присутствует только у организмов
с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг
(К.К. Платонов) – у насекомых нет психики

4. Панпсихизм

Французские материалисты: Д.Дидро, Ж.Б. Робине,
П.А.Гольбах; психофизик Т.Фехнер (материалистический
монизм).
Черты панпсихизма – у немецких философов Нового
времени:
Готфрид Лейбниц – идея монад (множественности
субстанций), имеющих не дуалистическую, а единую
природу
Артур Шопенгауэр – всеобщность сознания
У психолога К.Г. Юнга
В русской философии — у лейбницеанцев А.А. Козлова,
Л.М. Лопатина, Н.О. Лосского и др.
Близки к идеям панпсихизма и размышления
К.Э.Циолковского о монизме Вселенной.

5. Cовременные вариации панпсихизма

Роджер Пенроуз – английский физик и математик
Дэвид Чалмерс – австралийский философ
(философия сознания)
Грегори Матлофф - американский астрофизик
Гален Стросон – английский философ

Нейропсихизм
Ч.Дарвин, Г. Спенсер
Психика – субстрат нервной системы
По А.Н.Леонтьеву это положение противоречит
основному принципу ведущей роли функции по
отношению к органу и не объясняет закономерность
появления психики в эволюции.
Получается, что развитие психического отражения
следует за развитием нервной системы, однако все
данные свидетельствуют об обратном процессе:
изменение взаимодействия субъекта с
миром
новое содержание субъективного опыта, образующее основу
для развития нервной системы

Возникновение психики
Оценивая наличие
психики нельзя
пользоваться
субъективным
критерием
Если будут найдены такие
свойства внешнего
поведения, которые связаны
с психикой, то можно будет
приблизительно сказать, где
находится граница,
разделяющая допсихические
и психические формы
существования
Необходимо найти
объективный критерий
психики, т. е. такой внешне
наблюдаемый и
регистрируемый признак,
позволяющий утверждать,
что у данного организма есть
психика

18. Концепция А.Н. Леонтьева

Нет прямой связи между появлением психики и
появлением нервной системы – аналогичные функции
могут осуществляться различными органами
(например, та функция, которая затем выполняется
нервной тканью, сначала реализуется процессами,
протекающими в протоплазме без участия нервов
(губки stylotella).
Первична экстрачувствительность (взаимодействие с
внешней средой).
Элементарная форма психики – ощущение
Возникновение психики – возникновение
чувствительности!
Важен переход от раздражимости к чувствительности
Основной вопрос – отличие чувствительности от
раздражимости!

Гипотеза А.Н. Леонтьева
Способность живых организмов реагировать на
абиотические воздействия.
Абиотические воздействия — виды энергии или
свойства
предметов,
которые
не
участвуют
непосредственно в обмене веществ. Они находятся в
устойчивой связи с биологически значимыми объектами и
являются их потенциальными сигналами.
Если живой организм приобретает
способность отражать абиотические
свойства, устанавливать их связь с
биологическими свойствами , то
степень его выживания
увеличивается.
Отражение
абиотических
свойств
оказывается
неразрывно
связанным с
поведением
животных.

Гипотеза А.Н. Леонтьева
Раздражимость — способность живых организмов
реагировать на биологически значимые воздействия.
Чувствительность — способность организмов отражать
воздействия, биологически нейтральные, но объективно
связанные с биотическими свойствами.
Психика
Чувствительность
Объективный
аспект
Субъективный
аспект
Раздражимость
Объективный
аспект

21. Концепция А.Н. Леонтьева

Раздражимость – реакция на биологически значимые
раздражители
Гипотеза А.Н. Леонтьева:
Раздражимость может развиваться в двух направлениях:
1. Организм становится способным использовать для
поддержания жизни все новые источники, новые
свойства среды – расширяется круг биологически
значимых раздражителей
2. Организм становится раздражимым и по отношению к
таким раздражителям, которые сами по себе не имеют
ни положительного, ни отрицательного значения для
поддержания жизни, а их биологическая значимость
определяется устойчивой связью с непосредственно
биологически значимыми воздействиями (например,
шорох, цвет).

22. Концепция А.Н. Леонтьева

23. Проблема развития психики

24. Алексей Николаевич Северцов

25. Стадии и уровни развития психики по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри

Стадия элементарной сенсорной психики
А. Низший уровень - Простейшие. Многие низшие
многоклеточные организмы, живущие в водной среде
Б. Высший уровень - Высшие (кольчатые) черви,
брюхоногие моллюски (улитки), некоторые др.
беспозвоночные
Стадия перцептивной психики
А. Низший уровень – Рыбы и др. низшие беспозвоночные,
а также отчасти некоторые высшие беспозвоночные
(членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые.
Б. Высший уровень – Высшие позвоночные (птицы и
некоторые млекопитающие)
Стадия интеллекта (или наивысший уровень В на
перцептивной стадии)
Обезьяны

26. Стадии и уровни развития психики по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри (модифицированная версия)

Стадия интеллекта
А. Низший уровень – Высшие млекопитающие. Хищники
(кошки, собаки). Низшие обезьяны.
Б. Высший уровень – Высшие, человекообразные
обезьяны, дельфины
Мешкова Н.Н.: главный критерий интеллекта – отражение
не целостных предметов, а ситуаций, т.е. отношений
между предметами, которое возникает в ходе
соответствующей деятельности (двухфазной,
опосредствованной некими — пусть и примитивными —
орудиями и т.п.).
По современным данным к стадии интеллекта можно
также отнести следующих животных: слоны, крысы,
вороны, попугаи.

27. Развитие психики в онтогенезе человека

28. Биогенетическое направление

29. Концепция Л.С. Выготского

Натуральные (низшие) ПФ
Высшие ПФ
- природные по
- культурнопроисхождению
исторические по
происхождению
- естественные по
- социальные по
развитию
развитию
- по осуществлению:
- по осуществлению:
непосредственные,
- опосредованные,
невербальные,
- вербальные,
непроизвольные
- произвольные
Закон интериоризации!

30. Концепция Л.С. Выготского

Натуральные (низшие) ПФ
Высшие ПФ
• простые формы моторики
• сенсорика (кроме речевого и
музыкального слуха)
• перцепция (кроме
осмысленности)
• образная память
• образное мышление
• непроизвольные виды
внимания и памяти
• сложные формы
моторики (трудовые
действия)
• речевой и музыкальный
слух
• осмысленность
восприятия
• логическая память
• понятийное мышление
• произвольные виды
внимания и памяти

31. Стадии развития психики в онтогенезе человека (Г.В. Калягина)

Сенсорная стадия (первые полгода-год
жизни), сенсорный уровень регулирования
психики
Перцептивная стадия (до 3 лет), активное
развитие восприятия и речи, они в центре
психического развития
Стадия мнемической психики (до 10-12 лет),
ведущая функция - память
Стадия сознания (с 10-12 лет), в центре мышление

Читайте также: