День памяти жертв политических репрессий кратко детям

Обновлено: 04.07.2024

Чтец 1. (сл.1,2) День памяти… Печальный, скорбный день,
Когда на целый мир ложится тень
Былых времён, жестоких и кровавых,
Под знаками позора, но не славы.

Ведущий 1. (сл.3) 30 октября – особый день, день памяти погибшим в годы репрессий. В нашей стране много памятных дат. Даже слишком много. Временами одни забываются, им на смену приходят другие. Может быть, они не настолько близки каждому из нас, а может в житейской суете нам некогда о них думать. Но забывать про это нельзя.

Ведущий 2. (сл.4) День памяти жертв политических репрессий в России – напоминание нам о трагических страницах в истории страны, когда тысячи людей были необоснованно подвергнуты репрессиям, обвинены в преступлениях, отправлены в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку и на спецпоселения, лишены жизни.

Ведущий 1.(сл.5) 30 октября выбрано президентом РФ в качестве Дня жертв репрессий не случайно. В этот день в 1972 г. в мордовском лагере умер Юрий Галансков, получивший срок за свой протест против лишения свободы Андрея Синявского и Юлия Даниеля - писателей, осуждённых за опубликование своих рассказов за рубежом.

Внести следующие изменения в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик по расследованию и рассмотрению дел о террористических организациях и террористических актах против работников советской власти:

— Следствие по этим делам заканчивать в срок не более десяти дней;

— Обвинительное заключение вручать обвиняемым за одни сутки до рассмотрения дела в суде;

— Дела слушать без участия сторон;

— Кассационного обжалования приговоров, как и подачи ходатайств о помиловании, не допускать;

— Приговор к высшей мере наказания приводить в исполнение немедленно по вынесении приговора

Ведущий 1. Нравственные и физические мучения коснулись не только самих репрессированных, но и их родных и близких. Клеймо "врагов народа" и их пособников легло на безвинных людей и целые семьи. Миллионы погибли в результате террора и ложных обвинений.

Ведущий 2. (сл.6-13) У нас сегодня важные гости – дети репрессированных. Через их судьбы прокатилось тяжелое колесо репрессий. Это Коньшина Елизавета Павловна. Поприветствуем…

Из воспоминаний дочери Коньшиной Елизаветы Павловны, дочери репрессированного Гусельникова Павла Егоровича

(Рассказ Коньшиной Е.П., показ документов в презентации и подлинных, которые сохранила Коньшина Е.П.)

Чтец: Уводили тебя на рассвете,

За тобой, как на выносе, шла,

В темной горнице плакали дети,

У божницы свеча оплыла.

На губах твоих холод иконки,

Смертный пот на челе. Не забыть!

Буду я, как стрелецкие женки,

(Ребята называют имена известных людей, некогда репрессированных: Тухачевский М.Н.,

Гумилёв Н.С., Королёв Н.П., Лидия Русланова и др.)

(видеофрагмент о детях репрессированных)

30 октября в России отмечается День памяти жертв политических репрессий.

Дата была выбрана в память о голодовке узников лагерей, начавшейся 30 октября 1974 года в Мордовии, которую политзаключенные объявили в знак протеста против репрессий.

Реабилитация жертв политических репрессий началась в СССР в 1954 году. В середине 1960-х эта работа была свернута и возобновилась лишь в конце 1980-х годов. День памяти жертв политических репрессий в России впервые был отмечен в 1991 году в память о голодовке узников лагерей в Мордовии, начавшейся 30 октября в 1974 году. Президентом России, правительством РФ несколько лет назад приняты и выполняются постановления, направленные на поддержку жертв репрессий, созданы специальные комиссии по делам реабилитированных. 30 октября – День памяти жертв политических репрессий.
День памяти жертв политических репрессий установлен Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 октября 1991.
Ежегодно 30 октября в нашей стране проводятся мероприятия, посвященные памяти жертв политических репрессий.
Пропащее время, сгоревшие души,
Твоих дочерей и сынов самых лучших,
Страна, запалившая вечный костёр,
И пеплом погибших устлала простор
Бескрайних лесов и полей, и степей,
Где в тысячах страшных твоих лагерей,
Сжигалось и время, и души, и жизни,
В чадящих кострах нескончаемой тризны


Ни тысячи инженеров, арестованных в связи с “шахтинским делом”;

  • ни сотни тысяч замученных, расстрелянных, загубленных в 1937 – 1938 гг. партийцев, наивно веривших, что они – ум, честь и совесть эпохи строят светлое будущее для всех трудящихся;
  • ни миллионы крестьян, поверивших “новой экономической политике”, объявленной в 1921 году и оказавшиеся через 7 лет жертвами “политики ликвидации кулачества как класса”.
    Не боролись против власти
  • ни расстрелянные маршалы и генералы – почти весь советский генералитет,
  • ни поэты: Гумилёв, Табидзе, Смеляков, Заболоцкий;
  • ни артисты – Русланова, Дворжецкий, Михоэлс,
  • ни автор траектории будущего американского полёта на Луну Кондратюк, или будущий руководитель советской космической программы Королёв, или самолётостроитель Туполев,
  • ни генетики Вавилов, Пантин, Тимофеев–Ресовский,
  • ни наш физик Румер, астроном Козырев, историк Гумилёв,
  • ни поголовно уничтоженный еврейский антифашистский комитет,
  • ни жертвы послевоенного “ленинградского дела”,
  • не говоря уже о миллионах пленных солдат…


“ Об условиях содержания заключённых”

Караганда, Норильск и Магадан…
Им нет числа, от века и доныне,
И шествует печальный караван
По голой, обезлюдевшей пустыне

От Москвы и до самых окраин,
До далёкой реки Колымы,
Рыл каналы – великий вождь Сталин,
Миллионы копали. И мы,
Наши прадеды рыли, и деды,
Рыли матери, рыли отцы,
И ковали, ковали победы –
Жертвы, сироты, вдовы, вдовцы

Годы “Большого террора” (1937-38 гг.) унесли неизвестное до сего времени количество жизней наших соотечественников. Поражают даже официально опубликованные итоги этой компании: 1 344 923 арестованных, 681 692 расстрелянных. Но по неофициальным данным в период с 1917 по 1953 год было осуждено около 4 млн. чел., из них около 800 тыс.чел было приговорено к высшей мере наказаний. Вдумайтесь в эти цифры! Это население огромного города. А ведь среди осужденных, как мы говорили, были ученые, писатели, музыканты, артисты, военноначальники и многие другие умнейшие люди советского общества.
Это было, когда улыбался
Только мёртвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осуждённых полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звёзды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами чёрных марусь .

Но чем же были обусловлены политические репрессии?

От Москвы и до самых окраин,
До далёкой реки Колымы,
Рыл каналы – великий вождь Сталин,
Миллионы копали. И мы,
Наши прадеды рыли, и деды,
Рыли матери, рыли отцы,
И ковали, ковали победы –
Жертвы, сироты, вдовы, вдовцы

И по сотням чудовищных строек,
Сотни тысяч – на каждый канал,
Раскулаченных, сосланных – втрое,
Миллионов замученных – вал,
По стране, покрасневшей от крови,
По каналам – плывём в никуда,
Но покаяться мы – не готовы,
Значит, нам не спастись никогда

История XX века становится всё дальше от детей


Отношение к репрессиям стало двояким


В семейной истории травмы прошлого тоже становятся не такими болезненными

Как сегодня говорить с детьми о репрессиях


1. Не упрощать

Представлять объёмную, сложную картину исторических процессов важно, не упрощая язык разговора с детьми и подростками. Многим из нас очень хочется найти простые ответы на сложные вопросы. Мы стремимся обосновать события, поступки политических деятелей или социальные и исторические процессы универсальными формулами, штампами. Но это не работает.

2. Сочетать эмоциональность и рациональность

Детям важно выстраивать причинно-следственные связи и анализировать. Школьникам необходимо показывать документы, давать возможность работать с ними, а не просто читать вслух строчки параграфов. При этом нельзя уходить с головой в сухие факты. Подростки должны видеть за ними живых людей.

3. Говорить о личной истории в контексте истории страны

Необходимо опираться на личные истории членов семьи подростков. Это всегда обогащает процесс взаимодействия, но добавляет и сложностей.

4. Масштабировать


Иногда важно самим просчитать такие элементы масштабирования: сколько времени потребуется, чтобы назвать имена, сколько вагонов потребовалось для перевозки всех заключённых, сколько человек в сутки в разные годы расстреливали по политическим мотивам в СССР. Все эти примеры важны для восприятия масштабности, то есть массовости репрессий.

5. Визуализировать и создавать образы

Современному ребёнку образ важен как средство коммуникации. Благодаря мемам, комиксам, демотиваторам подростки очень восприимчивы к изображениям. Они понимают логику и выстраивают аналогии в визуальных материалах.

В то же время они не считывают образы, которые для прошлых поколений символизировали репрессии. Например, что такое арест и обыск в 1937-м, многие знают по фильмам или же по картинам художников. Но сегодняшние дети не смотрели кино конца 1980-х. Образ лагерной вышки не считывается ими как носитель информации. Поэтому важно работать с такими образами, учить воспринимать их и даже создавать, получая свой, уникальный опыт общения с изображениями.

6. Вписывать ребёнка в контекст города и страны

Раскрыть тему массового террора можно, рассказывая, что репрессии были не на Марсе и не на Луне, а рядом с нами. Московские подростки часто удивляются, узнав, что заключённые строили дома по соседству. Некоторые не могли и представить, что живут около детприёмника, через которые проходили дети репрессированных родителей.

7. Задействовать разные органы чувств

В одной из экспозиций Музея истории ГУЛАГа были контуры следственных камер различных тюрем. Контур вызывал желание примерить на себя это пространство и сравнить свои впечатления с воспоминаниями людей, которые содержались в этих камерах.

Подросток иначе воспринимает информацию, когда видит камеру в 7 квадратных метров, стоит внутри этого контура вместе со своими одноклассниками и слышит, что в период следствия в ней могли находиться до 20–25 человек. Сама по себе она могла пройти мимо него, но визуализация помогает осознать информацию и попытаться представить чужой опыт.

8. Использовать разные формы взаимодействия

Иногда формат урока или беседы, траурной линейки или мероприятия в актовом зале не только не получается, но и превращается в профанацию. Дети слишком привыкли к ним. А нестандартные формы рассказа в школе, да и в семье, позволяют подходить к темам более неформально.


Как молодой учитель истории объясняет свой предмет через песни и опросы в соцсетях

В семье о прошлом заговаривают чаще всего во время застолья или рассматривая фотоальбомы. Чтобы как-то заинтересовать ребёнка, можно делать что-то посвящённое прадедам. Начать писать книгу или создать карту передвижения членов семьи (места рождения, жизни, осуждения, смерти).

9. Знакомить с бытом

Бытовые истории практически всегда вызывают интерес у подростков. Школьники уже не знают, как пользоваться дисковым телефоном, а показ патефона превращается в грандиозный перформанс. Жизнь в бараках и коммунальных квартирах, коллективизация и трудодни, закон о колосках и книга о Тимуре и его команде — всё это элементы, которые помогают рассказать о времени. Даже старый будильник может стать поводом поговорить о том, что человека могли осудить за опоздание на работу.

10. Не допускать оправдания репрессий

11. Не проявлять агрессию к кому-либо

12. Стремиться к тому, чтобы разговор имел последствия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема классного часа сложная для объяснения второклассникам. Дети внимательно слушали , отвечали на вопросы. Их очень удивило, мягко сказать, что такое могло быть в нашей жизни. Они очень сопереживали слушая мой рассказ.



Подготовила: учитель начальных классов Бадрудинова Ариза Джафаровна

Цели и задачи классного часа:

- раскрыть нравственный потенциал материала, его личностную значимость формировать умения анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, аргументировано высказывать свое мнение;

- воспитывать гуманное отношение к людям.

Оборудование: презентация.

Ход классного часа:

Здравствуй, солнце красное,

Здравствуй, утро ясное,

Все проснулись на земле,

Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о судьбах детей в годы политических репрессий. Чтобы понять лучше историю жизни людей и их судьбы, необходимо понять, что происходило вообще в стране в то время. Но сначала мы дадим толкование слов

2. Немного из истории: Многие историки рассматривают сталинские репрессии как продолжение политических репрессий со стороны большевиков в Советской России, которые начались сразу после Октябрьской революции 1917 года. При этом жертвами политических репрессий становились не только активные политические противники большевиков, но и люди, просто выражавшие несогласие с их политикой. Репрессии проводились также по социальному признаку (против бывших полицейских, жандармов, чиновников царского правительства, священников, а также бывших помещиков и предпринимателей). Однако ряд исследователей считают сталинские репрессии отходом советского руководства от политики большевиков. При этом подчеркивается, что значительная часть жертв сталинских репрессий была членами Коммунистической партии, партийными, советскими, военными и прочими руководящими деятелями. Ряд историков считают, что красный террор большевиков, в отличие от сталинских репрессий, происходил в объективных исторических условиях Гражданской войны, способствовавших ожесточению всех политических сил, что привело также и к белому террору. При этом ответственность за политические репрессии со стороны красных и белых в период Гражданской войны и за последующее установление сталинской диктатуры возлагается на обе стороны, участвовавшие в Гражданской войне. Политические репрессии продолжались и после окончания гражданской войны. Уже тогда, как стало известно впоследствии, большинство дел о политических преступлениях были в действительности построены на фальсифицированных обвинениях.

дополнительно включаются все осужденные органами госбезопасности, а также сосланные на спецпоселения раскулаченные крестьяне, репрессированные народы;

дополнительно включаются жертвы неоправданно жестоких наказаний по некоторым уголовным статьям;

подсчитывается общее число заключенных в лагерях, либо общее количество осужденных судами и утверждается, что получившиеся огромные величины характеризуют масштабы избыточно репрессивной политики государства.

3. Учитель: Узнав больше из истории репрессий, мы с вами обратимся к конкретным людям, и на примерах увидим судьбы детей в то время.

В годы сталинских репрессий среди миллионов репрессированных были тысячи женщин, и несовершеннолетних "врагов народа" т.е. простых детей.

В 1994 году при получении документов о судьбе отца моя бабушка узнала настоящую правду. Ее отца арестовали в 1937 году, на самом деле на Колыме он не был, его расстреляли в феврале 1938 года г. Ачинске.

Моя бабушка отца своего не помнит, осталось только имя его, горечь и сожаление, что человек поплатился жизнью ни за что. У бабушки теперь лишь есть удостоверение пострадавшей от политических репрессий.

Репрессиям по политическим мотивам подвергались школьники. Вот дикий случай осуждения в 1941 году несовершеннолетней ученицы 7 класса Подвинской семилетней школы Саралинского (ныне Орджоникидзевского) района З.В.Маметьевой.

10 апреля 1941 года в школе появились листовки антисоветского содержания и порочащие учителей школы, написанные на тетрадных листах печатными буквами. Агентурный и следственный аппарат сработал оперативно: через два была задержана ученица Маметьева, 14 апреля выносится постановление на ее арест:

– После ареста отца нас из квартиры выселили, – вспоминает Клара Романовна Кызласова, – маму уволили с работы, позже, когда опять восстановили ее в педучилище, за ней была установлена негласная слежка. Любое слово на уроке, понятое студентами превратно, могло для нее кончиться печально. Об этом ее заранее предупредили в НКВД. Дома у нее всегда был готов узелок с вещами. Я боялась за мать, и, просыпаясь по ночам, всегда ощупывала ее постель – здесь она или нет. Зимой, несмотря на мороз, мать пешком носила передачу отцу по реке в Минусинскую тюрьму. Часто возвращалась усталая, перемерзшая, с непринятой передачей.

Из воспоминаний Валентины Георгиевны Потаповой:

Ее отец – Г.Г.Потапов – работал председателем Усть-Абаканского райисполкома (центр района располагался тогда в Абакане). В апреле 1941 года Г.Г.Потапов был приговорен к 20 годам ИТЛ и пяти годам поражения в правах. В 1942 году Г.Г.Потапов умер на севере в Норильске. Посмертно реабилитирован.

Вот такая тяжкая доля досталась прекрасным женщинам 30-50 годов. Многие удивляются, как они могли это все перенести и вырастить достойных детей.

Над миром бушует войны суховей,

Тревожа страну мою воем гнусавым,

Но мне, заключенному в каменный саван,

Не быть в этот миг средь ее сыновей…

Но я не корю тебя, Родина-мать,

Я знаю, что, только в сынах разуверясь,

Могла ты поверить в подобную ересь

И песню мою, как шпагу сломать.

…Шагай, моя песня, в знаменном строю,

Не плачь, что так мало с тобой мы пожили.

Бесславен наш жребий, но раньше ли, позже ли

Отчизна заметит ошибку свою.

Список использованных источников:

Читайте также: