Теория волн шмидта кратко

Обновлено: 30.06.2024

В сравнительной лингвистики и истории, теории волн или волновой теории (немецкий Wellentheorie на английском языке Wave Model ) является теория эволюции языка родилась в конце XIX - го века , произведения Иоганнеса Шмидта (1872) и по Шухардт ( 1868/70).

Резюме

Принципы

Эта теория была представлена ​​как замена модели дерева, разработанной Августом Шлейхером . Согласно Шухардту и Шмидту, метафора волн более адекватна, чем метафора деревьев, для объяснения исторической смены языков - особенно для германских языков .

История

Источник

Шмидт пишет: «Если мы хотим только изобразить родственные отношения индогерманских языков на диаграмме, которая делает их различия видимыми, тогда мы должны полностью отказаться от идеи языкового дерева ( Стамбаума ). Я хочу вместо этого нанести волновой узор. "

Он рассматривает «протоязык или язык оригинала ( Ursprache ) […] как научную фантастику. "

Распространение и применение теории

Йоханнес Шмидт и Хуго Шухардт много сделали для развития и распространения этой теории. Американский лингвист Леонард Блумфилд взял на себя ответственность в 1933 году.

Начиная с 1988 года, Малкольм Росс выдвинул гипотезу о том, что историю океанических языков можно понять с помощью теории волн.

Теория волн вдохновила недавние разработки в исторической лингвистике благодаря исследованиям исторической глоттометрии . Этот новый подход предлагает количественное применение теории волн к диалектным континуумам и языковым цепочкам (на англ. Linkage ).

  • взаимное влияние (обмены, ссуды и т. д.) между староверхненемецким и старонизенским (старосаксонским)
  • сильное политическое, культурное и языковое влияние Франконии

Кроме того, он цитирует Николая Сергеевича Трубецкого, чтобы объяснить, что общегерманский язык - это не язык, а набор диалектов. Он безоговорочно противостоит идее общего германского языка, которая рассыпалась бы, напротив, выдвигая группу дилалектов по отношению к немецкому языку.

Исторически лингвистическая география выросла из исследования родственных, в первую очередь индоевропейских языков, а также из диалектологии. В последней четверти 19 в. накопилось много свидетельств того, что дискретная модель генеалогического древа, применяемая как к языкам одной семьи, так и к диалектам одного языка, является слишком грубым упрощением реальности. Наряду с общим происхождением географическая близость также является очень важным фактором общностей между языками и диалектами.

Шмидт,Йоханес (Schmidt,Johannes) (1843-1901), немецкий языковед. Родился 29 июля 1843 в Пренцлау. Учился в Бонне в 1860-1862 и в Йене у А.Шлейхера в 1862-1865.Преподавал в университетах Йены, Бонна и Граца (Австрия);с 1876 до самой смерти (4 июля 1901)- профессор сравнительного языкознания в Берлине, основатель Берлинской школы индоевропеистики.С 1892 иностранный член-корреспондент Российской Академии наук. Автор двухтомного труда К истории индоевропейского вокализма( Zur Geschichte der indogermanischen Vokalismus,1871-1876), в котором ,в частности, рассмотрен вопрос о происхождении полногласия в славянских языках.

Шмидт находился под сильным влиянием своего учителя, также стремился к большей строгости научных исследований. Позднее испытал влияние младограмматизма. Решительно разошелся со Шлейхером по вопросу о ходе исторического развития индоевропейских языков. В противовес шлейхеровской теории родословного древа Шмидт в работе Отношения родства между индоевропейскими языками ( Die Vervandtsschaftverhaltnisse der indogermanischen Sprachen,1872) выдвинул так называемую теорию волн, которая привлекла к себе внимание и оказала влияние на развитие лингвистической науки.

.Шухардт,Хуго (Гуго) (Schuhardt,Hugo) (1842-1927), немецкий языковед .Родился 4 февраля 1842 в г.Гота в Тюрингии. Учился в Йене и Берлине, диссертацию защитил в Боннском университете, ученик А.Шлейхера и Ф.Дица(1794-1876).Профессор университетов в Галле (1873-1876) и Граце (Австрия, с 1876 до выхода в отставку в 1900).Умер Шухардт в Граце 21 апреля 1927.

Успехи диалектографии и лингвистической географии привели к формированию так называемой ареальной (пространственной) лингвистики, для которой важны не только процессы дивергенции языков (и диалектов), но и процессы их конвергенции в результате длительных контактов.

Приемы ареальной лингвистики сегодня вошли также в состав исследовательского инструментария сравнительно-исторического языкознания. С их помощью, например, к середине 20 в. Было доказано, что вычленение германской языковой общности из западного ареала индоевропейских языков имело место в относительно позднее время, а не в праязыковую эпоху, т.е. не во 2-м тыс. до н.э., и что отдельные ареалы германской языковой общности образовались не в 7 в. До н.э.,а лишь в последние века до и в первые века после н.э. Ареальный анализ не только фонетических и грамматических изоглосс в германских и других индоевропейских языках подтвердил изначальное вхождение германских языков в общеевропейскую общность ( вместе с языками италийскими, кельтскими, балтийскими, куда позже вошли языки славянские после распада их связей с языками иранскими и сближения с языками балтийскими).

Сравнительно-исторический метод доказал свою значительную точность и высокую эффективность. Разумеется, с обращением к очень удаленным во времени периодам сокращаются возможности поиска достоверного материала для сравнения и ослабевает точность метода реконструкции. Значительные трудности возникают в связи с проблемой конвергенции языков, появления смешанных, креолизованных языков. И тем не менее сравнительно-историческое языкознание, являющееся и сегодня наиболее развитой областью лингвистических исследований, стимулировало появление целого ряда близких по духу направлений в литературоведении, мифологии, культуроведении, религиеведении.

Шлейхера волновал вопрос распада праязыка. Пытался графически отразить это. Отражает последовательность выделения ветвей и конкретных языков. Пытался определить степень близости языков.

По Шлейхеру, все языки, происходящие из одного праязыка, образуют языковой род, или языковое дерево, который затем делится на языковые семьи, или языковые ветви. Языки, возникшие первыми из праязыка, Шлейхер называет языками – основами. Языки – основы дифференцируются в языки; языки могут распадаться на диалекты, а диалекты – на поддиалекты. Полагал, что деление всегда происходит на два.

Однако его генеалогическое древо не вполне точно отражает степень близости языков друг к другу, т. к. кроме процесса распада праязыка в истории языков имеет место и процесс взаимодействия языков. Индоевропейские языки, территориально близкие, часто обнаруживают большое сходство.

Предпосылкой применения сравнительно-исторического метода является возможностью распада языков, возможность происхождения группы родственных языков из одного источника. Распад языкового единства, в результате которого возникла индоевропейская семья родственных языков, относится предположительно к 3 тыс. до н.э.

Общий язык, из которого развились родственные языки, получил в теории сравнительно -исторического языкознания название языка-основы или праязыка ( Ursprache). В отдельных случаях язык-основа известен (так называемая народная латынь для романской группы языков), но чаще язык-основа представляет собой гипотетически восстанавливаемую языковую модель, систему научных фактов, полученных с помощью сравнительно-исторического метода. Восстановление праязыковых форм не является самоцелью, а служит для выяснения того, что в каждом исторически засвидетельствованном языке сохраняется от древнейшего языкового состояния или возникает и как результат действия общих тенденций свойственных родственным языкам, а что является результатом самостоятельного развития каждого отдельного языка.

Процесс распада языка-основы нельзя представить как прямолинейное расчленение существовавшего некогда единого целого. Предполагают, что уже и общеиндоевропейский, и общегерманский делились на диалекты. Дифференциация теменных диалектов при их территориальном расхождении могла сменяться сближением с неродственными языками, получившими в сравнительно- историческом языкознании название СУБСТРАТА. Установление исторических связей между родственными языками или диалектами одного языка на основе материальных соответствий между ними дополняется методикой ИЗОГЛОСС, т.е. установлением границ общих фонетических, грамматических и лексических признаков. Область распространения этих признаков называется ареалом.

Восстанавливаемые с помощью сравнительно-исторического метода гипотетические праязыковые формы - архетипы или праформы - отличаются большой точностью, что было подтверждено данными сравнительно недавно открытых древних индоевропейских языков – хеттского и тохарского.

На основании сравнительно-исторического метода выделяются следующие индоевропейские языки и языковые группы 1) хеттский язык. 2) тохарский язык, 3) индийская группа, 4) иранская группа, 5) греческая группа, 6) кельтская группа, 7) италийская группа (ее главный представитель — латинский язык), 8) романская группа, 9) германская группа, 10) балтийская группа 11) славянская группа 12) албанский язык 13) армянский язык



Но хотя и первая и вторая теории в какой-то мере уязвимы они, по-видимому, правильно представляют разные возможные пути развития близкородственных языков и до сих пор продолжают обсуждаться в языкознании.

Предпосылкой применения сравнительно-исторического метода является возможностью распада языков, возможность происхождения группы родственных языков из одного источника. Распад языкового единства, в результате которого возникла индоевропейская семья родственных языков, относится предположительно к 3 тыс. до н.э.

Общий язык, из которого развились родственные языки, получил в теории сравнительно -исторического языкознания название языка-основы или праязыка ( Ursprache). В отдельных случаях язык-основа известен (так называемая народная латынь для романской группы языков), но чаще язык-основа представляет собой гипотетически восстанавливаемую языковую модель, систему научных фактов, полученных с помощью сравнительно-исторического метода. Восстановление праязыковых форм не является самоцелью, а служит для выяснения того, что в каждом исторически засвидетельствованном языке сохраняется от древнейшего языкового состояния или возникает и как результат действия общих тенденций свойственных родственным языкам, а что является результатом самостоятельного развития каждого отдельного языка.

Процесс распада языка-основы нельзя представить как прямолинейное расчленение существовавшего некогда единого целого. Предполагают, что уже и общеиндоевропейский, и общегерманский делились на диалекты. Дифференциация теменных диалектов при их территориальном расхождении могла сменяться сближением с неродственными языками, получившими в сравнительно- историческом языкознании название СУБСТРАТА. Установление исторических связей между родственными языками или диалектами одного языка на основе материальных соответствий между ними дополняется методикой ИЗОГЛОСС, т.е. установлением границ общих фонетических, грамматических и лексических признаков. Область распространения этих признаков называется ареалом.

Восстанавливаемые с помощью сравнительно-исторического метода гипотетические праязыковые формы - архетипы или праформы - отличаются большой точностью, что было подтверждено данными сравнительно недавно открытых древних индоевропейских языков – хеттского и тохарского.

На основании сравнительно-исторического метода выделяются следующие индоевропейские языки и языковые группы 1) хеттский язык. 2) тохарский язык, 3) индийская группа, 4) иранская группа, 5) греческая группа, 6) кельтская группа, 7) италийская группа (ее главный представитель — латинский язык), 8) романская группа, 9) германская группа, 10) балтийская группа 11) славянская группа 12) албанский язык 13) армянский язык

Но хотя и первая и вторая теории в какой-то мере уязвимы они, по-видимому, правильно представляют разные возможные пути развития близкородственных языков и до сих пор продолжают обсуждаться в языкознании.

Читайте также: