Теория влечения фрейда кратко

Обновлено: 02.07.2024

Теория влечений является одной из ключевых в психоанализе. Она концептуально связана не только с метапсихологией (частью которой и является), но и с иными, теоретическими и практическими разделами, широко используясь в клинических и прикладных аналитических направлениях – теориях развития, лечения и терапевтической тактике, вопросах культуры, истории и многом другом. В конструкте психоаналитического учения место теории влечений вырисовывается достаточно четко – она находится в его фундаменте, являясь его неотъемлемой составной частью. И может быть поэтому, нет иной теории, вызывающей больше споров, разногласий и расколов в среде самих же психоаналитиков (более поверхностное, периферическое ее положение не привлекало бы к себе столь значительное внимание).

ВЛЕЧЕНИЕ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ

Перечисление точек зрения на сущность этого понятия можно продолжить и дальше, но не думаю, что это внесет большей ясности в обсуждаемый вопрос. И нам не остается иного пути, кроме как обратиться к первоисточнику, то есть к самому Фрейду.

ПЕРВАЯ ТЕОРИЯ ВЛЕЧЕНИЙ ФРЕЙДА

vlecheniya

Что такое влечения в психоанализе? Влечения это какие-то силы, которые действуют внутри нас, они имеют определенный напор, они вызывают сильное возбуждение внутри нас и требуют разрядки.

По Фрейду существуют четыре характеристики влечения:

По Фрейду источник влечения всегда находится в теле. Пример: как мы чувствуем голод? У человека возникает ощущение пустоты, говорят – сосет под ложечкой. Это напряжение может нарастать и в какой-то момент возникает болезненное ощущение. И если перейти эту черту, человек может резко перестать хотеть есть. Когда человек начинает есть, возникает разрядка, человек поел получил удовольствие. Соответственно, источник влечения происходит в нашем теле. Получается, что наше тело некий материальный объект в отличие от души, которая представляет собой что-то абстрактное. Никто не знает ответ на вопрос, где локализована душа в теле. Оказывается, что наше тело в психике также представлено. То как выглядит наше тело, то что оно из себя представляет и что чувствует, все это имеет представление в психике человека. То есть, у каждого человека есть представление, репрезентация о том, каково его тело. Если такое представление существует в психике каждого человека, тогда оно может быть приближенным к реальности, быть более адекватным или менее адекватным. Очень большое влияние на восприятие этого образа о своем теле зависит от того первичного объекта (матери), от того как она воспринимала наше тело. Может быть и такое, что вы видите красивую, миловидную девушку, но она будет говорить о том, как она ужасно выглядит. И вы будете удивляться почему она себя воспринимает ужасной. Или например, вы можете увидеть девушку на стадии истощения от анорексии, у которой будут видны ребра и кости, но она будет говорить о себе – боже какая я толстая. И вы будете удивляться, почему она считает себя толстой, ведь у нее одна кожа и кости. Откуда следует, что представление человека о своем теле в психике, может отличаться от того, что видят другие. Человек даже может не знать какой он. Такие люди не могут себя описать. Это может говорить о том, что у них проблемы с идентичностью. Как будто их тело и представление о себе плохо репрезентированы. У таких людей очень неясное, смутное представление о себе. У таких людей часто встречается такое явление как расщепление. К примеру, человек говорит: вот на этой девушке я женюсь, а заниматься сексом я буду с другой и точно также это работает в обратную сторону, только с девушками. Как будто, этот человек не может реализовать все свои потребности с одним объектом.

Первая теория влечения Фрейда.

Инстинкт (Словарь Ж. Лапланша и Ж.-Б. Понталиса)

Унаследованная схема поведения, присущая определенному виду животных; она почти не меняется от индивида к индивиду, постепенно развертывается во времени, устойчива к потрясениям и как бы подчинена заранее заданной цели. Здесь Фрейд говорит о том, что размножение животных регламентируется инстинктом. Какие-то животные размножаются раз в год, какие-то чаще, но так или иначе все предопределено инстинктами. В отличие от животных, сексуальность человека не регламентируется инстинктом и для этого Фрейд разрабатывает концепцию влечений. Инстинкты присущи животным, а человеку влечения. Процесс, при котором некоторое давление (энергетический заряд, движущая сила) подталкивает организм к определенной цели. По З. Фрейду, источником влечения является телесное возбуждение (состояние напряжения). Эта цель достигается в объекте влечения или благодаря этому объекту. Влечение д ействует постоянно. Действует влечение на основе принципа удовольствия (увеличение напряжения - неудовольствие, снижение - удовольствие).

Характеристики влечения

  • Источник находится в теле. "В душевной жизни мы узнаем его только по его целям";
  • цель - получение удовлетворения;
  • объект случаен, изменчив, заменяем;
  • сила (толчок, давление, напор).

Дуализм влечений

Противопоставление сексуальных влечений и влечений Я (влечений к самосохранению). Фрейд описывает это явление на примере кормления младенца, пример орального, сексуального влечения. Когда младенец голодный он начинает кричать, ему дают грудь, младенец начинает жадно есть и потихоньку насыщается, происходит разрядка. Он удовлетворяет свое влечение к самосохранению, утоляет свой голод. В момент кормления младенец также испытывает удовольствие от процесса сосания. Получается, что само удовольствие процесса отделяется от удовлетворения влечения к самосохранению, от голода. Таким образом из влечения к самосохранению выделяется оральное сексуальное влечение.

Примыкание влечений

". сексуальные влечения находят свои первые объекты, примыкая к тому, что имеет ценность с точки зрения влечений Я, а первые сексуальные удовлетворения примыкают к телесным функциям, необходимым для поддержания жизни"

Сначала сексуальные влечения служат цели обеспечения наслаждения органа, а, объединившись, выполняют функцию продолжения рода.

Парциальное (частичное) влечение

Аутоэротизм

В широком смысле слова - такое сексуальное поведение, при котором субъект достигает удовлетворения, пользуясь только собственным телом, без внешнего объекта. Примером может служить сосание соски младенцем и (мастурбация). Аутоэротизм связан с первичным нарциссизмом. Сосание пустышки – это аутоэротический акт, он получает аутоэротическое удовольствие. Любовь к себе может развиться только при наличии ранее любви объекта (матери). В более узком смысле слова - незрелое, инфантильное сексуальное поведение, при котором частичное (парциальное) влечение, связанное с каким-либо одним органом или возбуждением в эрогенной зоне, находит свое удовлетворение тут же, на месте, не прибегая к внешнему объекту и безотносительно к цельному образу тела (как это бывает при нарциссизме). Метафора – (губы, целующие сами себя).

Судьбы влечений (способы защиты от влечений)

  • Превращение в свою противоположность (изменение цели влечения). Примером может быть садизм и мазохизм. Грубый начальник на работе, дома мазохистичен для собственной жены;
  • Обращение на себя (Я становится объектом влечения). Существует либидо объектное и либидо нарциссическое;
  • Вытеснение;
  • Сублимация.

Репрезентант (-тор) влечения

  • Репрезентация - психическое выражение эндосоматических возбуждений. Эндосоматическое это возбуждение, которое существует внутри тела, на психическом уровне создает репрезентацию;
  • Аффект [квант аффекта] - качественное выражение количества энергии влечения и её разновидностей;
  • Эмоционально-аффективное состояние (немецкая психология) - приятное или неприятное, смутное или отчетливое состояние, проявляющееся в общей душевной тональности или в сильной энергетической разрядке.

Судьбы репрезентаций и аффектов

  • Репрезентация вытесняется (страх кастрации у маленького Ганса)
  • Аффект [квант аффекта] (враждебный импульс по отношению к отцу):

2) привязывается к противоположной репрезентации;

3) трансформируется в тревогу.

Подавление

В широком смысле слова - психическая операция, направленная на устранение из сознания неприятного или неуместного содержания идеи или аффекта. В этом смысле вытеснение выступает как особый вид подавления. В более узком смысле слова - некоторые операции, отличные от вытеснения.

  • Осознанное подавление (в силу этических соображений), тогда подавленное содержание становится предсознательным;
  • подавление аффекта, то есть его торможение или приостановка.

О любви и ненависти

  • Субъект (Я) - объект (внешний мир) (реальная полярность)
  • Удовольствие - неудовольствие (экономическая полярность)
  • Активный (любить) - пассивный (быть любимым) (биологическая полярность)

Ненависть древнее любви. В психоанализе существует высказывание:

Объект рождается в ненависти.

Пока мать с младенцем она не является для него объектом, для него она среда. Мать появляется для младенца только в тот момент, когда его покидает.

Любовь

Происходит из способности Я аутоэротически удовлетворять часть своих импульсов влечений благодаря достижению удовольствия, получаемого от органов. Получается, что способность любить как-то связано с аутоэротическим влечением. В первую очередь любовь связана с наполнением первичного нарциссизма, который обеспечивает мать. Первоначально она является нарциссической, затем переходит на объекты, которые были присоединены к расширившемуся Я, и выражает моторное стремление к этим объектам как источникам удовольствия. Получается, что вначале любовь носит нарциссический характер и только потом становится объектной. Предварительные ступени любви выступают в виде предварительных сексуальных целей в период, когда сексуальные влечения проходят своё сложное развитие. Речь идет о том, что для того чтобы полюбить объект, нужно сначало полюбить себя.

Любовь субъекта изначально является нарциссической. Это относится к либидинальным стадиям. Присоединение или поглощение - вид любви, который совместим с прекращением отдельного существования объекта, и поэтому её можно назвать амбивалентной. Речь идет о том, что присоединение и поглощение относится к оральной стадии, где субъект не понимает разницу между Я и объектом, где все перепутано, где любовь и ненависть не разделены и поэтому они спутаны между собой. По этой причине такая любовь амбивалентна и окрашена оральным садизмом. Расставание с объектом при таком типе любви приводит к потери части себя или полной потери себя и распада Я. На более высокой ступени анально-садистской организации, стремление к объекту проявляется в форме стремления к овладению, которому безразлично, будет ли объект поврежден или уничтожен. Эта форма предварительной ступени любви . почти не отличима от ненависти. То есть, на анальной стадии любовь и ненависть также смешаны между собой. И всегда есть садистическое отношение к объекту. Если субъект фиксирован на анальной стадии, то в такой любви очень много контроля и желания властвовать над объектом. Истинная любовь возникает на генитальной стадии, где она служит оппозицией ненависти. Истинная любовь это любовь генитальная, которая связана с целостным отношением с объектом. Где нет желания его поглощать или кусать, где нет желания садистически властвовать над ним, а есть понимание, что есть другой иной отличный от меня. Тогда возникает уважение и любовь к желаниям объекта. Здесь существует представление, что у объекта желания могут отличаться от моих собственных.

Ненависть

Как отношение к объекту ненависть древнее любви, она соответствует первоначальному отторжению раздражающего внешнего мира со стороны нарциссического Я. И Фрейд и Мелани Кляйн утверждали, что объект рождается в ненависти. Что это значит? Пока объект присутствует рядом с младенцем, как-будто он не замечает ее как объект. И если говорить словами Дональда Винникотта – мать является средой. Но как только мать уходит и бросает своего младенца, в этот момент младенец обнаруживает ее как объект. Поэтому объект рождается в ненависти. Как выражение вызванное объектами реакции неудовольствия ненависть постоянно находится в тесной связи с влечениями Я к самосохранению, и поэтому влечения Я и сексуальные влечения могут вступить в противоречие, которое повторяет противоречие между ненавистью и любовью. Если влечения Я властвуют над сексуальной функцией, как например на ступени анально-садистической организации, то они придают свойства ненависти также и цели влечений. Ненависть это оппозиция любви.


Первоначально фрейдовская теория развития личности была биологически обоснованной теорией и подчеркивала первичность инстинктивных процессов, рассматривая человеческие создания как проходящие через последовательные фазы направленности внимания на различные участки тела: от оральной фазы к анальной и фаллической и затем – к фазе направленности на гениталии. Утверждалось, что в младенчестве и раннем детстве детям свойственно уделять внимание вопросам, непосредственно связанным с выживанием: сначала это чисто чувственный опыт, приобретенный во время пеленания и других перемещений матерью тела младенца, затем детские фантазии о жизни и смерти и фантазии о половых отношениях родителей.

Дети, а значит и инфантильные аспекты собственного “Я”, остающиеся у взрослых, рассматривались как ничем не ограниченные искатели инстинктивного удовлетворения, с некоторыми индивидуальными различиями в силе драйвов. Правильное воспитание рассматривалось как воспитание, гибко изменяющееся в пределах, с одной стороны, удовлетворения, достаточного для того, чтобы создать атмосферу безопасности и удовольствия, и с другой, в пределах, приемлемых по уровню развития фрустраций, чтобы ребенок постепенно (дозированно) учился заменять принцип удовольствия (“Я хочу удовлетворения всех мои желаний, в том числе и взаимно противоречивых, прямо сейчас!”) Принципом реальности (“Удовлетворение некоторых желаний проблематично, исполнение же наилучших стоит того, чтобы подождать”). Фрейд очень мало говорил о вкладе родителей своих пациентов в их психопатологию. Когда же он обращался к данной теме, то упущения родителей он видел либо в чрезмерном удовлетворении желаний, при котором ничто не подталкивало ребенка к развитию, либо в чрезмерных ограничениях, так что способность ребенка воспринимать суровую реальность оказывалась перегруженной. Воспитание, таким образом, было искусством балансирования между потворством и ограничением – модель, несомненно находящая отклик в душе большинства матерей и отцов.

Теория драйвов постулировала: если ребенок чрезмерно фрустрирован или получает чрезмерное удовлетворение на какой-либо ранней стадии своего психосексуального развития (результат конституциональных особенностей ребенка и действий родителей), он будет “фиксирован” на проблемах данной фазы. Характер личности понимался как выражение растянутых во времени влияний подобной фиксации: если взрослый человек обладает депрессивной личностью, то, как утверждалось, им либо пренебрегали, либо ему чрезмерно потворствовали в возрасте примерно полутора лет (оральная фаза развития); в случае проявления обсессивных симптомов считалось, что проблемы возникали в промежутке между полутора и тремя годами (анальная фаза); в случае истерии – ребенок был отвергнут или соблазнен, либо и то и другое в возрасте от трех до шести лет, когда интересы ребенка направлены на гениталии и сексуальность (“фаллическая” фаза, изъясняясь ориентированным на мужчин языком Фрейда, последняя часть которой получила название “эдиповой” фазы, поскольку сексуальное соревнование и связанные с ним фантазии находят себе параллели в древнегреческой истории об Эдипе). На раннем этапе развития психоанализа зачастую можно было услышать: некто имеет оральный, анальный, фаллический характер в зависимости от того, что кажется центральным в человеке. Позднее, когда теория стала более изощренной, аналитики стали выделять орально зависимых и орально агрессивных (сосательный или, соответственно, кусательный оральный аспект, кажущийся первостепенным), анально сдерживающихся и отторгающих, поздне– и раннеоральных, анальных или фаллических личностей и так далее.

Для того, чтобы это слишком упрощенное описание теории Фрейда не казалось совсем уж фантастическим, следует подчеркнуть, что эта теория не стала измышлением больного воображения Зигмунда Фрейда: существовали данные, которые стимулировали и поддерживали ее создателя, данные, собранные не только Фрейдом, но и его коллегами. В “Анализе характера” Вильгельма Райха теория драйвов достигла своего зенита. Хотя большинству современных читателей язык автора может показаться архаичным, книга полна впечатляющих прозрений о типах характера, и его наблюдения все еще способны затронуть сердца благосклонных читателей. Но в конце концов попытки понять характер на основе одного лишь понятия инстинктивной фиксации оказались безуспешными. Коллега Фрейда, Карл Абрахам, посвятил свой мощный интеллект задаче исследования корреляции психологических феноменов с определенными этапами и подэтапами, но и ему практически не удалось добиться удовлетворительных результатов. Хотя теория драйвов никогда не отвергалась полностью большинством психоаналитиков как абсолютно неверная, она была дополнена другими теориями, имевшими большую объяснительную силу.

Одно из проявлений того обстоятельства, как первоначальная теория драйвов дает о себе знать – это сохраняющаяся тенденция психоаналитиков продолжать размышлять в терминах стадий развития и понимать психопатологию, используя понятия задержки развития или конфликта на определенной стадии. Хотя немногие аналитики сегодня сводят все явления к категориям классической теории драйвов, большинство из них подразумевает теорию основных этапов развития. Попытки, подобные попытке Даниела Стерна целиком переосмыслить концепцию прогнозируемых фаз развития, хотя и были встречены с уважением и интересом, но, по-видимому, не помешали большинству практиков формулировать проблемы своих пациентов в терминах какой-либо незавершенной задачи развития, в норме, присущей определенной фазе развития в раннем детстве.

В 1950-х и 1960-х годах Эрик Эриксон переформулировал стадии психосексуального развития в соответствии с межличностными и внутрипсихическими задачами каждого периода, вызвав тем самым большое всеобщее внимание. Хотя работы Эриксона (например, 1950) обычно считаются предвестниками Эго-психологии, его теория этапов развития во многом созвучна предпосылкам фрейдовской теории развития на основе понятия драйвов. Одним из наиболее интересных дополнений Эриксона к теории Фрейда (а сам Эриксон видел свою концепцию как дополняющую, а не заменяющую теорию Фрейда) стало изменение названий ранних этапов с целью модификации фрейдовского биологизма.

Оральная фаза стала пониматься как состояние полной зависимости, во время которой формируется базовое доверие (или его отсутствие) как специфический результат удовлетворения или неудовлетворения оральной потребности (драйва). Анальная фаза рассматривалась как фаза достижения автономии (или, в случае неправильного воспитания, стыдливости и нерешительности).

Прототипом борьбы на этой фазе может служить, как подчеркивал Фрейд, владычество туалетных функций, но она может включать в себя широкий диапазон вопросов, относящихся к тому, как ребенок учится самоконтролю и приспосабливается к ожиданиям семьи и появлению более широкого окружения. Эдипова фаза рассматривалась как период развития чувства базовой эффективности (“инициативность или виновность”) и чувства удовольствия от идентификации с объектами любви. Эриксон распространил идею фаз развития и задач этих фаз на период всей жизни. Он также разбил ранние фазы на подфазы (орально-инкорпоративная, орально-экспульсивная; анально-инкорпоративная, анально-экспульсивная)*. В 1950 году Гарри Салливан предложил другую теорию фаз развития, которая подчеркивала коммуникативные достижения, например, речь или игра, а не удовлетворение драйвов. Подобно Эриксону он полагал, что личность продолжает развиваться и меняться и после шести лет, которые Фрейд отводил для формирования фундамента характера взрослого.

Работы Маргарет Малер о фазах и подфазах процесса сепарации-индивидуации (задача, получающая свое разрешение примерно к трем годам) стали еще одним шагом в осмыслении структуры личности. Ее теорию относят обычно к теориям объектных отношений, но в ее внутренних предпосылках о фиксации чувствуется влияние фрейдовской модели развития. Подобно Эриксону, разделившему оральную фазу, Малер разделила две первые фазы Фрейда, оральную и анальную, и рассматривала развитие ребенка как движение от относительного неосознавания других (фаза первичного аутизма, длящаяся около шести недель) к симбиотической связанности (длящейся приблизительно следующие два года – причем, этот период также подразделяется на подфазы “вылупливания”, “практики”, “воссоединения” – “репрошман” – и “на пути к постоянству объекта”) и к относительной психологической отделенности (сепарации) и индивидуации.

Эти разработки были встречены психотерапевтами с большим энтузиазмом. В результате постфрейдовского развития теории стадий развития они получили возможность по-новому взглянуть на то, каким образом их пациенты “застряли”. Теперь они могли предложить своим самокритичным клиентам гипотезы и интерпретации, идущие дальше размышлений о том, что те слишком рано или слишком поздно были отняты от груди, слишком грубо или слишком небрежно приучены к горшку, соблазнены или отвергнуты во время эдиповой фазы. Теперь можно было сказать пациентам, что их затруднения отражают семейные процессы, которые осложнили им доступ к чувству безопасности, автономии или удовлетворенности своей идентификацией (Эриксон), или что судьба уготовила им детство, лишенное чрезвычайно важного предподросткового “закадычного друга” (Салливан), или что госпитализация их матери, когда им исполнилось два года, разрушила процесс воссоединения, присущий этому возрасту и необходимый для оптимальной сепарации (Малер). Для терапевтов подобные альтернативные модели были не только интеллектуально интересны: они давали людям возможность понять себя и найти сострадание к себе – в противоположность тем объяснениям, которые люди создают себе сами для собственных непонятных качеств (а именно: “Я плохой”, “Я гадкий”, “Я ленивый и недисциплинированный”, “Я изначально отвратительный”, “Я опасный” и так далее).

Многие современные психоаналитики в то или иное время указывали, что наша склонность рассматривать проблемы в терминах развития отдает редукцианизмом и лишь частично подкрепляется клиническими и эмпирическими данными. Другие указывали на иные паттерны и этапы психологического развития в других, не западных культурах. И все же стремление терапевтов рассматривать психологические явления как остаток проблем на определенном этапе развития упорно сохраняется. Возможно, это отражает тот факт, что общая модель развития заключает в себе наряду с элегантной простотой еще и гуманность, которые пришлись по сердцу работникам служб психологической помощи. Некое великодушие, нечто вроде принципа “Я нахожусь здесь, но лишь по воле рока” характеризует веру в то, что существует одна архетипическая, прогрессивная, универсальная схема развития и что при неблагоприятных обстоятельствах любой из нас был бы поставлен в тупик на любой ее фазе. Возможно, этого и недостаточно для объяснения типов характера или психопатологий, но большинство практиков рассматривают это как необходимую часть полной картины.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

Как Фрейд представлял себе устройство психики?

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд не систематизировал свое учение о человеке. У него была собственная схема, но он предпочитал демонстрировать ее в действии, описывая случаи из практики.

В первой топике речь шла о том, что у психики есть две основные инстанции: нижняя — бессознательное, верхняя — сознательное. Между ними существует инстанция цензуры, также бессознательная. Бессознательное имеет природу энергии, это резервуар напряжений (или влечений).

Влечения стремятся вырваться наружу и захватить власть, но цензура — ее природа довольно загадочна — ставит им преграду и заставляет влечения выходить наружу окольными путями.


Кстати, теория Фрейда об инстанциях психического аппарата — это первая в философии разработанная теория, согласно которой психика состоит из частей и не является чем-то цельным. До Фрейда господствовало представление о том, что душа едина (так считали, например, Платон и Декарт). Но с появлением понятия бессознательного говорить о частях стало легко. Эта идея получила развитие в современной аналитической философии сознания: например, философ Дэниел Деннет говорит, что у сознания нет никакого организующего центра и его части находятся в состоянии самоорганизации (Фрейд таких далеко идущих выводов не делал).

Что такое бессознательное и при чем тут истерия?

Фрейд предлагал посмотреть, что происходит с энергией внутри нервной системы: энергия может находиться в движении, накапливаться, совершать какую-то работу, а выходя за пределы нервной системы — переходить в другое состояние и формировать память.

На мысль о бессознательном Фрейда навел французский врач Жан Мартен Шарко, который стал использовать гипноз для лечения истерии. Шарко предположил, что симптомы истерии — слепота при здоровых глазах, обморок, паралич ног — возникают у людей с особой чувствительностью в результате внушения. С помощью гипноза врачу удавалось сначала внушить здоровым людям болезненные симптомы, а затем снять их. На Фрейда методы Шарко произвели огромное впечатление.

Они описали механизм возникновения истерии так: молодая девушка или девочка, пережившая опыт сексуального насилия, стыдится произошедшего, хочет об этом забыть и вытесняет травму. Со временем в нервной системе накапливается патологическое возбуждение, не находящее выхода. Нежелательные мысли не могут вырваться из бессознательного в сознание из-за специального механизма психики (Фрейд называет его цензурой), однако возбуждение все равно находит обходные пути и проявляется в виде истерии.

Терапия больных строилась с таким расчетом, чтобы дать накопившейся энергии выйти наружу. Предполагалось, что под гипнозом больные должны вспомнить тяжелое переживание и рассказать о нем.

Брейер называл это чувство облегчения катарсисом (очищением). Девушки действительно вспоминали травмирующие события, а рассказав о них, излечивались. Вскоре стало ясно, что терапевтический эффект имеет сам катарсис и гипноз для достижения эффекта не обязателен.

Что такое вытеснение и откуда берутся сны?

В анализе сновидений Фрейд исходил из того, что видеть во сне нечто нейтральное человеку неинтересно и незачем: сновидения возникают из-за того, что подспудные желания накапливаются в психике и требуют выхода. Когда они удовлетворяются в виде сновидений, человек успокаивается — это явление в психоанализе называется фантазийной реализацией.

Однако непосредственного удовлетворения желаний во сне не происходит: первичный импульс преобразуется в такой образ, который окажется приемлемым.

Процесс преобразования идет с помощью смещения, сгущения и символизации.

Смещением Фрейд называл прием подстановки одного объекта или образа вместо другого по принципу сходства: например, пациенту снится дядя Иосиф, а имеется в виду коллега Иосиф. Сгущение — это способность сновидения представить в одном образе несколько вытесненных. Символизация — появление во сне образа, лишенного сексуального смысла, вместо сексуального образа; это именно то, что давно стало расхожим мемом про фрейдизм: если снится длинный предмет, то это мужской половой орган, и так далее.


Как связаны либидо, эдипов комплекс и страх кастрации?

Может быть интересно:

Инфантильная сексуальность, конечно, не похожа на взрослую и связана с отношениями матери и младенца. Первая — оральная — стадия развития либидо проживается в период, когда младенец сосет грудь и хочет безраздельно обладать матерью. Затем ребенок учится регулировать функции организма и контролировать свои испражнения (анальная стадия) — в этот период закладываются основы самостоятельности и упрямства. Третья стадия сексуального развития — генитальная, наступающая в подростковом возрасте. Между анальной и генитальной стадиями сексуального развития проходит несколько лет — в это время интерес ребенка переносится с собственного тела на окружающий мир.

Мать — всегда первый объект, к которому ребенок испытывает влечение.

Ее восприятие ребенком меняется: вначале это только материнская грудь, но с течением времени формируется целостный образ.

Фрейд рисует весьма убедительную схему взросления мальчика. В детстве он испытывает влечение к матери и хочет, чтобы мать была все время с ним, принадлежала только ему. Но в возрасте одного-двух лет мальчик начинает испытывать ревность к отцу, который заявляет свои права на мать.

Примерно в этом же возрасте мальчик открывает, что у женщин нет пениса. Это открытие приводит его в ужас: если у кого-то нет пениса, значит, он тоже может его лишиться. Страх кастрации соединяется с ревностью к отцу и влечением к матери — и превращается в страх перед отцом.

Согласно теории Фрейда, при нормальном развитии ребенка эдипов комплекс должен перейти в стадию идентификации, когда ребенок в целом продолжает хотеть того же самого (жениться на матери), но теперь выражает это в виде желания вырасти и стать похожим на отца.

Кстати, Фрейд считал, что во время психоанализа пациент испытывает к врачу весь комплекс чувств, которые в детстве испытывал к отцу, — это может быть и влюбленность, и враждебность. Встретив психоаналитика, человек как бы вспоминает и переживает чувства из детства. Это явление Фрейд назвал переносом. У психоаналитика в ответ на перенос возникают встречные чувства к пациенту — это явление известно как контрперенос. В результате пациент и психоаналитик становятся небезразличны друг другу.

Что Фрейд думал о влечении к познанию и при чем тут сублимация?

Фрейд никогда не писал о гносеологии и теории познания, так как интереса к философии у него не было. Более того, согласно теории психоанализа никакого специального влечения к познанию у человека нет — есть либидо, нашедшее себе некий объект. Фрейд вводит понятие сублимации. Так он называет перенос энергии либидо в несексуальные области — прежде всего в область творчества и познания.

Тем не менее учение Фрейда внесло вклад в развитие идей, определивших облик гносеологии в ХХ веке, — например, в теорию объектных отношений, которая была сформулирована учеником Фрейда Карлом Абрахамом. В основе этой теории лежит тезис о том, что первично влечение, а объект вторичен.

Новорожденный младенец еще не может самостоятельно двигаться, поэтому у него нет обратной связи между движениями и ощущениями тела, которая характерна для взрослого человека. Все, что у него есть, — это ощущения удовольствия и неудовольствия. Его естественное стремление — поместить все, что доставляет удовольствие, внутрь себя, а все, что причиняет неудобства, сделать внешним (позже это станет важным и для взрослых в наших типичных когнитивных искажениях).

Судя по всему, Фрейд несколько преувеличил субъективность создаваемого таким образом мира. Например, из его теории следует, что младенец не будет обращать внимания на погремушки над кроваткой и на лицо матери, поскольку они не удовлетворяют его влечений. Но наблюдения за младенцами показывают, что это не так: дети охотно фокусируют взгляд на погремушках, улыбаются матери, и вообще у любого человека — особенно у того, который чуть старше новорожденного — есть бескорыстный, не имеющий отношения к потребностям интерес к миру. Подобие такого интереса есть даже у животных, этологи называют его поисковым поведением.

Фрейд завязывал на удовлетворение того или иного влечения любое действие человека — и в этом, судя по всему, был не совсем прав, так что эту его точку зрения мы можем принимать с ограничениями.

Что такое проекция и рационализация?

Понятия проекции и рационализации тоже связаны с гносеологией и теорией познания. И проекция, и рационализация свидетельствуют о том, что мы часто видим такие причины своих чувств и поступков, которые не имеют ничего общего с настоящими причинами.

В околопсихоаналитической речи под проекцией понимается склонность людей приписывать другим качества, которые есть у них самих. Но Фрейд понимал проекцию более широко и глубоко. С его точки зрения, проекция близка понятию нагрузки — это склонность человека видеть причины своих чувств во внешних объектах, в то время как мы сами нагружаем объекты собственными отношениями.

Например, человек проснулся отчего-то в дурном настроении, и ему кажется, что в этом виноваты жена, ребенок, собака. А в другой день он просыпается и у него все в порядке — и вот уже и жена любимая, и ребенок умница, и собака замечательная.

Другой пример: мы ощущаем враждебность к какому-то человеку по неизвестным нам, бессознательным причинам, но поскольку мы испытываем потребность как-то объяснить себе возникшее чувство, нам начинает казаться, что этот человек сам относится к нам неприязненно, а мы лишь отвечаем ему. Так мы бессознательно помещаем в окружающий мир причины наших чувств. (К слову, проекция — эффективный инструмент для понимания бреда при параноидной форме шизофрении. Это тот случай, когда первичным нарушением, по всей видимости, является патологический аффект, острое переживание страха или настороженности, вероятно, из-за биохимических нарушений в работе мозга. Однако человек должен как-то себе объяснить свое состояние: раз страх — значит, происходит что-то опасное. Так рождается бред преследования.)

Рационализация — это склонность человека объяснять свои поступки внутренней мотивацией, а не внешними причинами.


Что такое принцип удовольствия и принцип реальности и при чем здесь фантазия?

Согласно принципу удовольствия любое желание должно быть удовлетворено немедленно. Соблюдению этого принципа служит фантазия. С точки зрения Фрейда, фантазия — это бессознательный механизм, который запускается влечением. Ни в коем случае не следует полагать, что человек сам решает, о чем ему фантазировать. Фантазия, как и влечения, вещь физиологически обусловленная и принудительная.

Принцип реальности связан с тем, что со временем ребенок осознает возможность удовлетворять желания не только фантазийно, но и реально. Однако для этого ему надо преодолеть некие трудности, а значит, пожертвовать немедленным удовлетворением желания. Так ребенок постепенно учится действовать в реальности.

Пример: допустим, человек испытывает голод. Эта потребность зарождается на физиологическом уровне, однако затем фантазия начинает перебирать возможные способы удовлетворения голода: пойти в дорогой ресторан, в простое кафе, в буфет, домой, сварить суп, сделать бутерброд.

Зачем Фрейду понадобился Танатос и как он объясняет влечение к смерти?

Необходимость реформировать теорию появилась в связи с последствиями Первой мировой войны. Военные неврозы, возникавшие у ветеранов боевых действий, было невозможно объяснить через нарушения организации либидо, которыми объясняли обычные неврозы.

С помощью этой аналогии Фрейд объяснил происхождение военных неврозов у людей, вернувшихся с Первой мировой: по его мнению, у них была недостаточно натренирована способность переживать боль. Эти люди не были морально готовы к перенесенным ужасам и к смерти на войне.

В этой же теории Фрейд добавляет к списку влечений еще одно — влечение к покою. Его Фрейд связывал с влечением к смерти, или Танатосом. Как и либидо (или Эрос), Танатос может быть направлен на себя или вовне — это нирвана и агрессия соответственно. Танатос, направленный на себя, неразрывно связан с Эросом, направленным на себя (или любовью к себе), а Танатос, направленный вовне, связан с Эросом, направленным вовне (с любовью к внешнему объекту). По сути, учение о Танатосе стало продолжением идеи нарциссизма, под которым Фрейд понимал любовь к себе (работу либидо, направленного на Я-объект).

Как Фрейд объяснял запрет на инцест и какие у него были отношения с матерью?

Впрочем, главная тема этой книги — избегание инцеста. Фрейд истолковывает с этой позиции традиции экзогамии, добавляя к обычной для себя теме инцеста детей и родителей еще и тему избегания инцеста между мужчиной и его тещей.

Основанные на либидо отношения между родителями и детьми — не такая уж экстравагантная фантазия Фрейда, как может показаться людям, далеким от психоанализа.

К сожалению, перенос либидо матери на ребенка — довольно частое явление. Приведем такой пример. Когда человек влюблен, ему кажется, что предмет его любви лучше всех, и объект описывается словами в превосходных степенях. Когда молодой человек влюбляется в девушку, ему кажется, что она красивее всех, замечательнее всех, — это естественно, так как объектом либидо является девушка. Что же касается девушки, то она нередко спокойно относится к избраннику и может видеть его недостатки. Но когда девушка смотрит на своего ребенка, ей кажется, что он самый лучший, самый красивый и умный, — она переоценивает не партнера, а ребенка. Девушка объективно относится к партнеру, но субъективно — к ребенку, так что объектом ее либидо является ребенок.

Позже об этой особенности отношений матери и ребенка рассуждал Лакан, говоря о том, как важно, чтобы в эти отношения вмешивался отец. Современная психотерапия тоже придерживается идеи о нежелательности слишком близких отношений с матерью. И поскольку форма классической семьи с обоими родителями переживает кризис, психотерапевтам рано или поздно придется разрабатывать учение о том, как наилучшим образом воспитывать детей без отцов, предотвращая либидинозные переносы матерей.

Кстати, известно, что мать Фрейда относилась к нему с восторгом, что сыграло большую роль в раннем становлении его характера. Его характер сложился сильным. Но если бы Фрейд от природы был более слабым, мать могла бы подчинить его себе.


Что Фрейд думал о существовании запретов в обществе?

С точки зрения Фрейда, толпа не может иметь разума, она не взвешивает доводы за и против, а также способна на колоссальные свершения и такие же колоссальные разрушения. Отдельный человек в толпе теряет способность к критическому мышлению и становится всего лишь несамостоятельной клеточкой целостного организма, который во много раз сильнее и неразумнее каждого человека. В толпе человек как бы теряет голову и тоже становится намного сильнее и намного неразумнее себя обычного.

В нормальном состоянии человек живет под грузом совести и страдает от этого. В то же время именно совесть дает человеку возможность остановиться и подумать прежде, чем действовать; именно умение взвешивать за и против дает человеку возможность действовать свободно и автономно.

Эти идеи Фрейда близки к воззрениям Гоббса, который считал, что человек человеку враг, поскольку все стремятся лишь к удовлетворению собственных влечений. Но если у Гоббса роль всеобщего посредника брало на себя государство, то Фрейд возлагал эту функцию на культуру. С точки зрения Фрейда, культура нужна затем, чтобы люди могли мирно жить рядом друг с другом, согласившись ради этого взаимно подавлять рвущиеся наружу импульсы.

Читайте также: