Теория трудовых установок а гастева кратко

Обновлено: 08.07.2024

В свое время представители школы научного управления (Ф. Тей­лор, Ф. Гилбрет и Г. Гантг) занимались изучением производственной операции и входящих в ее состав трудовых движений. Они стреми­лись найти наилучший состав и последовательность выполнения трудовых движений с целью определения наименьших затрат време­ни на выполнение операции. Однако в условиях социалистического производства Гастев считал это недостаточным. По его мнению, труд рабочего должен носить творческий характер, а сам рабочий должен быть активным рационализатором производственного процесса.

Решение поставленной задачи, по Гастеву, возможно на основе соблюдения им же разработанных принципов, т.е. принципа инст­руктирования, принципа организационной постановки работы, прин­ципа непрерывного вовлечения всей рабочей массы в производст­венную инициативу.

Гастев соглашался с представителями школы научного управле­ния, которые говорили о необходимости разработки стандартов вы­полнения отдельных операций. Но этого он считал недостаточным, так как выполнение операции в рамках постоянного стандарта мо­жет стать тормозом на пути роста производительности труда. Тео­рия трудовых установок требовала описания всей последовательности постоянного совершенствования операции, начиная от ее самого при­митивного исполнения и заканчивая самым рациональным. Это, в свою очередь, требовало создания ряда постепенно нарастающих установок по мере роста их сложности и усовершенствования.

Внедрением методики трудовых установок в практическую дея­тельность занимался Центральный институт труда (ЦИТ), создан­ный осенью 1920 г. при ВЦСПС, в задачи которого входила науч­ная разработка вопросов производительности труда и выработка способов наиболее продуктивного труда рабочих.

Важнейшее место в осуществлении методики трудовых движений отводилось инструктажу. С этой целью в ЦИТ было создано специ­альное подразделение (курсы инструкторов), которое занималось обучением будущих инструкторов на нескольких отделениях, в том числе на слесарно-кузнечном, станочном, монтажном. Подготов­ленные инструкторы командировались на предприятия, где перед ними ставилась задача — наблюдать за выполнением трудовых ус­тановок, выступать в качестве инициаторов разработки новых, бо­лее совершенных установок, прививать навыки необходимости по­стоянного улучшения действующих установок всем рабочим.

В качестве объекта для изучения трудовых установок была вы­брана элементарная операция — рубка зубилом и опиловка. Изуче­ние этой операции длилось в ЦИТ три года, развернулось в 64 само­стоятельные научные проблемы, но так и не было завершено.

Недостатком концепции трудовых установок Гастева являются слабая разработка самой методики трудовых установок, выбор слиш­ком узкой базы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.

Теория социалистической рационализации О.А. Ерманского

В основу теории социалистической рационализации Ерманский положил коренные различия в назначении и принципах осуществ­ления социалистической и капиталистической рационализации. Эти различия он видел в следующем:

♦ социалистическая рационализация осуществляется в интере­сах рабочего класса, в отличие от капиталистической рацио­нализации, направленной против рабочих;

♦ социалистическая рационализация учитывает интересы всего народного хозяйства и его части — предприятия, а капитали­стическая рационализация учитывает интересы только отдель­ного предприятия.

Опираясь на народно-хозяйственный подход, Ерманский выде­лил несколько последовательных ступеней ее осуществления:

рационализация отдельного рабочего процесса;

рационализация производственного процесса в рамках пред­приятия как единого целого;

рационализация всей промышленности;

рационализация всего народного хозяйства.

Комплексное решение проблем рационализации на разных сту­пенях управления предприятием и народным хозяйством в целом потребует усиления внимания к стандартизации и нормализации продукции и процессов, специализации и кооперированию предпри­ятий, концентрации предприятий и их оптимальному кооперирова­нию. Важное значение приобретает решение задачи оптимального распределения производительных сил по отдельным отраслям на­родного хозяйства и рационального районирования всех частей на­родно-хозяйственного целого, устранения непроизводительных за­трат и потерь и др.

Все вышеизложенные вопросы Ерманский рассматривал в об­щем виде. Основным же объектом его изучения являлось отдельное предприятие.

Ученый рассматривал рационализацию как качественную зада­чу, имеющую целью добиться увеличения достигаемого полезного результата. Достижение поставленной задачи возможно на основе соблюдения главных принципов рационализации: принципа поло­жительного подбора, принципа организационной суммы и принци­па оптимума.

Ерманский останавливается на понятиях производительности и интенсивности труда. Производительность определяется качеством рабочей силы, ее подготовкой, степенью технической вооруженно­сти труда. Интенсивность труда зависит от расходования работни­ком сил и энергии. Интенсивность труда, считал Ерманский, долж­на возрастать только до определенной нормы (оптимума). Таким образом, он выступал против потогонной системы труда.

Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике со стороны его современников по двум основным причинам:

за введение понятия принципа оптимума, в котором усмат­ривалось ограничение возможностей человека в росте производи­тельности труда. Принцип оптимума противоречил установке партии догнать и перегнать капиталистические страны в экономическом развитии;

за попытку изложить трудовую теорию стоимости К. Маркса, в основе которой лежит понятие общественно необходимого труда, измеряющегося в единицах рабочего времени, в энергетических терминах.

Несмотря на критику, вклад Ерманского в развитие теории и прак­тики организации труда значителен. Им обобщен большой практи­ческий материал хозяйственного строительства в СССР.

отражением энтузиазма советских людей того времени (лозунги, досрочное выполнение плана, социалистические соревнования).

Для применения теории А. Гастева на практике должны быть созданы мотивы, апеллирующие к высшим человеческим характеристикам, таким как энтузиазм, долг, совесть, дух соревнования.

Концепция кружков качества

Концепция (теория мотивации бездефектного труда) была разработана в 1962 году в Токио. В ее основе лежат принципы деятельности кружков качества:

Система мотивации

Система мотивации реализует три основные функции:

1. Планирование мотивации:

  • выявление актуальных потребностей;
  • установление иерархии потребностей;
  • анализ изменения потребностей;
  • анализ взаимосвязи между потребностями и стимулами;
  • планирование стратегии и целей мотивации;
  • выбор конкретного способа мотивации.

2. Осуществление мотивации:

  • создание условий, отвечающих потребностям;
  • обеспечение вознаграждением за требуемые результаты;
  • создание у работника уверенности в достижении поставленных целей;
  • создание впечатления у работника о высокой ценности вознаграждения.

3. Управление мотивационными процессами:

  • контроль мотивации;
  • сравнение результатов деятельности с требуемыми;
  • корректировка мотивационных стимулов.

Общим для всех функций является подбор кадров с высоким уровнем внутренней мотивации.

Гедоническая мотивационная теория

Гедоническая мотивационная теория полагает, что человек стремится к максимизации удовольствия, наслаждения и минимизации неудовольствия, дискомфорта, боли, страдания. Одним из разработчиков этой теории является американский психолог П. Юнг. Он считает, что удовольствие выступает главным фактором, который определяет активность, направленность и организацию поведения работников. В теории Юнга поведение детерминирует следующая за поведением эмоция. Если эта эмоция будет позитивной, действие повторяется, если — негативной, застопоривается. Сторонники гедонической теории считают, что эмоциональные ощущения воспринимаются как удовольствие лишь до определенного уровня. Затем наступает пресыщение и это же ощущение воспринимается как неудовольствие.

Психоаналитическая мотивационная теория

Психоаналитическая мотивационная теория создана и разработана австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом. Она представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. Теория Фрейда основана на признании существования определенных психологических сил, которые формируют поведение человека и не всегда им осознаются. Это можно интерпретировать как ответную реакцию на действия различных стимулов. Фрейд утверждал, что движущими силами человеческого поведения являются инстинкты:

Эроса — инстинкта жизни;

Танатоса — инстинкта агрессии, разрушения, смерти.

Инстинкт, по Фрейду, имеет четыре основных параметра — источник, цель, объект и стимул.

Психоаналитическая теория рассматривает человека как единство трех структурных компонентов:

Теория драйвов

Теория драйвов (влечения) считается разновидностью бихевиористской модели S-R, где S - стимул, R — реакция. Создателем мотивационной теории драйвов является американский психолог Карл Халл. Согласно этой теории, личность имеет тенденцию самостоятельно поддерживать свое внутреннее состояние, любое изменение во внутреннем мире личности ведет к определенной реакции. В первую очередь человек пытается свести на нет любые изменения. Элементами нейтрализации выступают драйвы (влечения). Происходящие вслед за реакцией и усиливающие силы этой реакции новые попытки называются подкреплением. Подкрепленное чем-либо поведение достаточно прочно закрепляется в психике работника. В организациях стран с развитой рыночной экономикой эту систему используют в процессе стимулирования работников на трудовую активность посредством денежного вознаграждения и разного рода поощрений. Однако при этом в психике работника создается настрой на ожидание вознаграждения: если несколько раз подкрепить не слишком производительный труд работника, он привыкает и больше не мыслит труда без дополнительного вознаграждения.

Теория условных рефлексов

Теория условных рефлексов разработана великим русским ученым И. П. Павловым. Основой его теории является реакция организма на внешние раздражения — условные и безусловные рефлексы, признанные фундаментом мотивации. Особое внимание Павлов уделял условным рефлексам. Стереотип мышления и поведения служит психофизиологической базой установки, представляющей собой центральный компонент мотивационной системы индивида.

В свое время представители школы научного управления (Ф. Тей­лор, Ф. Гилбрет и Г. Гантг) занимались изучением производственной операции и входящих в ее состав трудовых движений. Они стреми­лись найти наилучший состав и последовательность выполнения трудовых движений с целью определения наименьших затрат време­ни на выполнение операции. Однако в условиях социалистического производства Гастев считал это недостаточным. По его мнению, труд рабочего должен носить творческий характер, а сам рабочий должен быть активным рационализатором производственного процесса.

Решение поставленной задачи, по Гастеву, возможно на основе соблюдения им же разработанных принципов, т.е. принципа инст­руктирования, принципа организационной постановки работы, прин­ципа непрерывного вовлечения всей рабочей массы в производст­венную инициативу.

Гастев соглашался с представителями школы научного управле­ния, которые говорили о необходимости разработки стандартов вы­полнения отдельных операций. Но этого он считал недостаточным, так как выполнение операции в рамках постоянного стандарта мо­жет стать тормозом на пути роста производительности труда. Тео­рия трудовых установок требовала описания всей последовательности постоянного совершенствования операции, начиная от ее самого при­митивного исполнения и заканчивая самым рациональным. Это, в свою очередь, требовало создания ряда постепенно нарастающих установок по мере роста их сложности и усовершенствования.

Внедрением методики трудовых установок в практическую дея­тельность занимался Центральный институт труда (ЦИТ), создан­ный осенью 1920 г. при ВЦСПС, в задачи которого входила науч­ная разработка вопросов производительности труда и выработка способов наиболее продуктивного труда рабочих.

Важнейшее место в осуществлении методики трудовых движений отводилось инструктажу. С этой целью в ЦИТ было создано специ­альное подразделение (курсы инструкторов), которое занималось обучением будущих инструкторов на нескольких отделениях, в том числе на слесарно-кузнечном, станочном, монтажном. Подготов­ленные инструкторы командировались на предприятия, где перед ними ставилась задача — наблюдать за выполнением трудовых ус­тановок, выступать в качестве инициаторов разработки новых, бо­лее совершенных установок, прививать навыки необходимости по­стоянного улучшения действующих установок всем рабочим.

В качестве объекта для изучения трудовых установок была вы­брана элементарная операция — рубка зубилом и опиловка. Изуче­ние этой операции длилось в ЦИТ три года, развернулось в 64 само­стоятельные научные проблемы, но так и не было завершено.

Недостатком концепции трудовых установок Гастева являются слабая разработка самой методики трудовых установок, выбор слиш­ком узкой базы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.

Теория социалистической рационализации О.А. Ерманского

В основу теории социалистической рационализации Ерманский положил коренные различия в назначении и принципах осуществ­ления социалистической и капиталистической рационализации. Эти различия он видел в следующем:

♦ социалистическая рационализация осуществляется в интере­сах рабочего класса, в отличие от капиталистической рацио­нализации, направленной против рабочих;

♦ социалистическая рационализация учитывает интересы всего народного хозяйства и его части — предприятия, а капитали­стическая рационализация учитывает интересы только отдель­ного предприятия.

Опираясь на народно-хозяйственный подход, Ерманский выде­лил несколько последовательных ступеней ее осуществления:

рационализация отдельного рабочего процесса;

рационализация производственного процесса в рамках пред­приятия как единого целого;

рационализация всей промышленности;

рационализация всего народного хозяйства.

Комплексное решение проблем рационализации на разных сту­пенях управления предприятием и народным хозяйством в целом потребует усиления внимания к стандартизации и нормализации продукции и процессов, специализации и кооперированию предпри­ятий, концентрации предприятий и их оптимальному кооперирова­нию. Важное значение приобретает решение задачи оптимального распределения производительных сил по отдельным отраслям на­родного хозяйства и рационального районирования всех частей на­родно-хозяйственного целого, устранения непроизводительных за­трат и потерь и др.

Все вышеизложенные вопросы Ерманский рассматривал в об­щем виде. Основным же объектом его изучения являлось отдельное предприятие.

Ученый рассматривал рационализацию как качественную зада­чу, имеющую целью добиться увеличения достигаемого полезного результата. Достижение поставленной задачи возможно на основе соблюдения главных принципов рационализации: принципа поло­жительного подбора, принципа организационной суммы и принци­па оптимума.

Ерманский останавливается на понятиях производительности и интенсивности труда. Производительность определяется качеством рабочей силы, ее подготовкой, степенью технической вооруженно­сти труда. Интенсивность труда зависит от расходования работни­ком сил и энергии. Интенсивность труда, считал Ерманский, долж­на возрастать только до определенной нормы (оптимума). Таким образом, он выступал против потогонной системы труда.

Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике со стороны его современников по двум основным причинам:

за введение понятия принципа оптимума, в котором усмат­ривалось ограничение возможностей человека в росте производи­тельности труда. Принцип оптимума противоречил установке партии догнать и перегнать капиталистические страны в экономическом развитии;

за попытку изложить трудовую теорию стоимости К. Маркса, в основе которой лежит понятие общественно необходимого труда, измеряющегося в единицах рабочего времени, в энергетических терминах.

Несмотря на критику, вклад Ерманского в развитие теории и прак­тики организации труда значителен. Им обобщен большой практи­ческий материал хозяйственного строительства в СССР.

Несомненно, лидером отечественной науки управления и НОТ в 20-е годы был А.К. Гастев.

1. Концепция культурных установок

2. Трудовое обучение

3. Культура труда

Прежде чем браться за работу, надо всю ее продумать так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых приемов. Если все до конца продумать нельзя, то продумать главные вехи, а первые части работы продумать досконально.

Не браться за работу, пока не приготовлен весь рабочий инструмент и все приспособления для работы.

На рабочем месте (станок, верстак, стол, пол, земля) не должно быть ничего лишнего, чтобы попусту не тыкаться и не искать нужного среди ненужного.

Весь инструмент и приспособления должны быть разложены в определенном, по возможности раз навсегда установленном порядке, чтобы можно было все это находить наобум.

По ходу работы надо иногда усиленно приналечь: или для того, чтобы осилить что-нибудь из ряда вон выходящее, или чтобы взять что-нибудь сообща, артельно. В таких случаях не надо сразу налегать, а сначала приладиться, надо все тело и ум настроить, надо, так сказать, зарядиться; дальше надо слегка испробовать, нащупать потребную силу и уже после этого приналечь.

Работать надо как можно ровнее, чтобы не было прилива и отлива; работа сгоряча, приступами портит человека и работу.

Посадка тела при работе должна быть такая, чтобы и удобно было работать, и в то же время не тратились бы силы на совершенно ненужное держание тела на ногах. По возможности надо работать сидя. Если сидеть нельзя, ноги надо держать расставленными; чтобы выставленная вперед или в сторону нога не срывалась с места, надо устроить укрепу.

Во время работы надо обязательно отдыхать. В тяжелой работе надо чаще отдыхать и по возможности сидеть, в легкой работе отдышки редкие, но равномерные.

Во время самой работы не надо есть, пить чай, пить в крайнем случае, только для утоления жажды; не надо и курить, лучше курить в рабочие интервалы, чем во время самой работы.

Если работа нейдет, то не горячиться, а лучше сделать перерыв, одуматься и применить снова опять-таки тихо; далее нарочно замедлять, чтобы выдержать.

Во время самой работы, особенно когда дело нейдет, надо работу прервать, привести в порядок рабочее место, уложить старательно инструмент и материал, смести сор и снова приняться за работу и опять-таки исподволь, но ровно.

Не надо в работе отрываться для другого дела, кроме необходимого в самой работе.

В случае полной неудачи надо легко смотреть на дело и не расстраиваться, начиная снова работу, как будто в первый раз, и вести себя так, как указано в 11-м правиле.

По окончании работы надо все прибрать, все положить на определенное место.

Читайте также: