Теория стигматизации девиантного поведения кратко

Обновлено: 05.07.2024

В окончательном виде теория стигматизации основана на положениях, сформулированных Танненбаумом в 1938 г., Лемертом в 1951 г., Беккером в 1963 г., Тэком в 1969 г. и Куинни в 1970 г.

Шраг выделяет девять этапов процесса стигматизации:

  1. Ни одно действие не преступно само по себе; оно является таковым в силу закона.
  2. Определение того, что является преступным, применяется в интересах власть имущих представителями этих групп, в частности полицией.
  3. Человек становится преступником не потому, что он нарушил закон, а в силу процесса стигматизации, посредством которого власти приписывают ему этот статус.
  4. Разделение всех людей на две категории — преступников и непреступников — противоречит здравому смыслу и очевидным фактам.
  5. В нарушении закона уличают лишь немногих, тогда как очень многие, быть может, виновны не в меньшей степени.
  6. Поскольку санкции, используемые в правоприменительной деятельности, направлены против человека, а не только против преступного деяния, характеристики преступника влияют на суровость и последствия наказания
  7. Уголовные санкции варьируются в зависимости и от других характеристик преступника, таких, как принадлежность к меньшинству, отсутствие постоянного местожительства, плохое образование, проживание в районах городской бедноты и т. д.,
  8. Уголовная юстиция исходит из стереотипного представления о преступнике как о злоумышленнике, как о человеке низких моральных качеств, заслуживающем порицания.
  9. Тем, кто однажды был заклеймен как преступник, трудно избавиться от этого клейма и восстановить свое прежнее положение в обществе.

Этапы процесса стигматизации были выделены также Кресси и Уордом:




При осуществлении программ контроля над делинквентностью следует избегать стигматизации. Во-первых, с точки зрения ее результатов остается неясным, что лучше — делать что-нибудь вообще или ничего не делать, а если что-то делать, то что именно. Во-вторых, расширение наших знаний о молодежи открывает для нас категорию людей, которые нуждаются в помощи скорее, чем делинквенты; поэтому стигматизация представляет собой юридическую категорию, способствующую проведению ненужных различий.

Критика теории стигматизации:

В отличие от концепций, обращающих основное внимание на особенности индивидов, способствующие девиации, теория стигматизации объясняет, каким образом формируется отношение к людям, как девиантам.

Она утверждает, что в действительности известно много людей, оказывающих сопротивление, иногда успешное, попыткам властей унизить их и поставить на колени. Она приводит пример борьбы негров юга Америки, которые отвергают нормы, навязываемые им окружающим обществом, и организуют бойкоты, сидячие забастовки и марши протеста. Согласно точке зрения Пивен, девиация подразумевает конфликт в большей мере, чем предполагают сторонники теории наклеивания ярлыков.


5) Теория конфликта

Еще более ярко выраженный политический подход к девиации выбран группой социологов, которые называют себя "радикальными криминологами". Они отвергают все теории преступности, трактующие ее как нарушение общепринятых законов; утверждают, что такие концепции характеризуют общество как абсолютно единое целое. Согласно их точке зрения, создание законов и подчинение им является частью конфликта, происходящего в обществе между различными группами. Чтобы пояснить суть этой концепции, Остин Турк (1969) привел следующий довод: когда возникает конфликт между властями и некоторыми категориями граждан, власти обычно избирают вариант принудительных мер. Например, сотрудники полиции с большей готовностью применяют законы, соответствующие их собственной субкультуре (скажем, запрещающие гомосексуализм), чем те, которые противоречат ей (например, защищающие гражданские права). Кроме того, полиция в первую очередь применяет законы, направленные против бедняков и не причастных к власти, тех, кого можно подавлять, не встречая сопротивления.

Квинни (1977) рассматривает данную проблему с марксистской точки зрения. Он утверждает, что законы и деятельность правоохранительных органов — это орудие, которые правящие классы (владеющие средствами производства) используют против тех, кто лишен власти. Например, в XII в. были приняты законы, запрещающие бродяжничество, что было обусловлено стремлением землевладельцев, заставить бедняков работать, ибо в то время каждый десятый работник погибал от чумы или его забирали в отряды крестоносцев (Чемблисс, 1964). Далее Квинни подчеркивает, что даже законы, якобы противоречащие интересам правящих классов (например, принятое в 30-е и 40-е г. XX в. законодательство, поддержавшее требование профсоюзов), в действительности служат этим интересам. Ведь если бы такое законодательство не было принято, мог произойти революционный взрыв, что привело бы к коренным изменениям социального строя.

Критика теории конфликта:

· В обществе, где нет противоборствующих классов все равно есть преступность.

· Теории конфликта рассматривают преступников из низших слоев как имеющих право на преступления.

Мы рассмотрели основные социологические подходы к объяснению девиантного и делинквентного поведения, которые играют значительную роль в современной интерпретации рассматриваемого явления.

Итак, девиантным поведением считается любое по степени выраженности, направленности или мотивам поведение, отклоняющееся от критериев той или иной общественной нормы.

Девиантное (отклоняющееся) поведение имеет следующие клинические формы:

· аутоагрессия (суицидальное поведение);

· злоупотребление психоактивными веществами;

· характерологическое и патохарактерологическое поведение;

· нарушения пищевого поведения;

· аномалии сексуального поведения;

Эти клинические формы девиантного поведения и можно отнести к основным формам аномального поведения

В окончательном виде теория стигматизации основана на положениях, сформулированных Танненбаумом в 1938 г., Лемертом в 1951 г., Беккером в 1963 г., Тэком в 1969 г. и Куинни в 1970 г.

Шраг выделяет девять этапов процесса стигматизации:

  1. Ни одно действие не преступно само по себе; оно является таковым в силу закона.
  2. Определение того, что является преступным, применяется в интересах власть имущих представителями этих групп, в частности полицией.
  3. Человек становится преступником не потому, что он нарушил закон, а в силу процесса стигматизации, посредством которого власти приписывают ему этот статус.
  4. Разделение всех людей на две категории — преступников и непреступников — противоречит здравому смыслу и очевидным фактам.
  5. В нарушении закона уличают лишь немногих, тогда как очень многие, быть может, виновны не в меньшей степени.
  6. Поскольку санкции, используемые в правоприменительной деятельности, направлены против человека, а не только против преступного деяния, характеристики преступника влияют на суровость и последствия наказания
  7. Уголовные санкции варьируются в зависимости и от других характеристик преступника, таких, как принадлежность к меньшинству, отсутствие постоянного местожительства, плохое образование, проживание в районах городской бедноты и т. д.,
  8. Уголовная юстиция исходит из стереотипного представления о преступнике как о злоумышленнике, как о человеке низких моральных качеств, заслуживающем порицания.
  9. Тем, кто однажды был заклеймен как преступник, трудно избавиться от этого клейма и восстановить свое прежнее положение в обществе.

Этапы процесса стигматизации были выделены также Кресси и Уордом:

При осуществлении программ контроля над делинквентностью следует избегать стигматизации. Во-первых, с точки зрения ее результатов остается неясным, что лучше — делать что-нибудь вообще или ничего не делать, а если что-то делать, то что именно. Во-вторых, расширение наших знаний о молодежи открывает для нас категорию людей, которые нуждаются в помощи скорее, чем делинквенты; поэтому стигматизация представляет собой юридическую категорию, способствующую проведению ненужных различий.

Критика теории стигматизации:

В отличие от концепций, обращающих основное внимание на особенности индивидов, способствующие девиации, теория стигматизации объясняет, каким образом формируется отношение к людям, как девиантам.

Она утверждает, что в действительности известно много людей, оказывающих сопротивление, иногда успешное, попыткам властей унизить их и поставить на колени. Она приводит пример борьбы негров юга Америки, которые отвергают нормы, навязываемые им окружающим обществом, и организуют бойкоты, сидячие забастовки и марши протеста. Согласно точке зрения Пивен, девиация подразумевает конфликт в большей мере, чем предполагают сторонники теории наклеивания ярлыков.


5) Теория конфликта

Еще более ярко выраженный политический подход к девиации выбран группой социологов, которые называют себя "радикальными криминологами". Они отвергают все теории преступности, трактующие ее как нарушение общепринятых законов; утверждают, что такие концепции характеризуют общество как абсолютно единое целое. Согласно их точке зрения, создание законов и подчинение им является частью конфликта, происходящего в обществе между различными группами. Чтобы пояснить суть этой концепции, Остин Турк (1969) привел следующий довод: когда возникает конфликт между властями и некоторыми категориями граждан, власти обычно избирают вариант принудительных мер. Например, сотрудники полиции с большей готовностью применяют законы, соответствующие их собственной субкультуре (скажем, запрещающие гомосексуализм), чем те, которые противоречат ей (например, защищающие гражданские права). Кроме того, полиция в первую очередь применяет законы, направленные против бедняков и не причастных к власти, тех, кого можно подавлять, не встречая сопротивления.

Квинни (1977) рассматривает данную проблему с марксистской точки зрения. Он утверждает, что законы и деятельность правоохранительных органов — это орудие, которые правящие классы (владеющие средствами производства) используют против тех, кто лишен власти. Например, в XII в. были приняты законы, запрещающие бродяжничество, что было обусловлено стремлением землевладельцев, заставить бедняков работать, ибо в то время каждый десятый работник погибал от чумы или его забирали в отряды крестоносцев (Чемблисс, 1964). Далее Квинни подчеркивает, что даже законы, якобы противоречащие интересам правящих классов (например, принятое в 30-е и 40-е г. XX в. законодательство, поддержавшее требование профсоюзов), в действительности служат этим интересам. Ведь если бы такое законодательство не было принято, мог произойти революционный взрыв, что привело бы к коренным изменениям социального строя.

Критика теории конфликта:

· В обществе, где нет противоборствующих классов все равно есть преступность.

· Теории конфликта рассматривают преступников из низших слоев как имеющих право на преступления.

Мы рассмотрели основные социологические подходы к объяснению девиантного и делинквентного поведения, которые играют значительную роль в современной интерпретации рассматриваемого явления.

Итак, девиантным поведением считается любое по степени выраженности, направленности или мотивам поведение, отклоняющееся от критериев той или иной общественной нормы.

Девиантное (отклоняющееся) поведение имеет следующие клинические формы:

· аутоагрессия (суицидальное поведение);

· злоупотребление психоактивными веществами;

· характерологическое и патохарактерологическое поведение;

· нарушения пищевого поведения;

· аномалии сексуального поведения;

Эти клинические формы девиантного поведения и можно отнести к основным формам аномального поведения

стигматизация фото

Стигматизация – это отнесение окружающим социумом кому-либо определенных характеристик, чаще всего негативной направленности, по внешним формальным факторам в силу культурных обычаев, политики или личных психологических комплексов. Данное явление произошло от греческого слова, означающего клеймо. Так, к примеру, индивиду с диагнозом психическое расстройство зачастую приписывается чрезмерное стремление к насильственным действиям либо неспособность к плодотворной работе.

Социальная стигматизация означает разновидность связей между позорным качеством общества и программируемым отношением к нему. Вследствие навязывания стереотипов индивид становится неспособным вести полноценную жизнь в социуме по причине отнятия права на признание общества.

Теория стигматизации

Сторонники теории стигматизации Г. Бекер, Э. Лемерт и К. Эриксон полагают, что само по себе ни одно деяние не является по сути криминальным либо некриминальным. Негативность поступка определяется не его содержанием, а оцениванием его окружающими и реакцией на него.

Приверженцы теории стигматизации подобные действия называют первичной девиацией и определяют ее в качестве поведения, нарушающего социальные нормы, но зачастую ускользающего от внимания органов охраны правопорядка.

Теория стигматизации Беккера кратко звучит следующим образом: девиантом называется индивид, которому социум прикрепил соответствующий ярлык, а девиантным поведением именуется поведение, которое так обозначили люди.

Стало быть, теория стигматизации Беккера кратко представляет собой объяснение, каким образом вырабатывается определенное отношение к индивидам. Это и отличает теорию стигматизации от концепций, которые акцентируют внимание на особенностях субъектов, способствующих девиациям.

Стигматизация общества

Считается, что стигматизация общества создается на фундаменте одного главного качества, которое будет являться показательным, и комплекс качеств, причисляемых на основании наличия главного. Это подтверждают следующие примеры стигматизации. Бытует миф, что женский пол плохо водит автомобиль. Данный миф является формой стигматизации, которая в ряде случаев связанна с дискриминацией по половому признаку. Поскольку практика доказывает обратное – не всякая женщина плохо управляет транспортным средством, но устоявшийся стереотип это подразумевает.

Немцев большинство считает фашистами. В этом случае неприемлемая гуманистическими принципами коллективная ответственность оправдывается деяниями отдельных субъектов и политикой государства в ходе мировой войны.

Социальная стигматизация нередко приводит к дискриминации. Другими словами, она ведет к реальным действиям, которые ограничивают права определенной группы. При этом в ряде цивилизованных государств явно выраженная стигматизация и обусловленная ею дискриминация, или запрещены на законодательном уровне, или осуждаются социокультурными устоями. Практически любой социум насыщен стигмами.

Примеры стигматизации свидетельствуют о приписывании определенным категориям населения качеств, которые не обязательно им свойственны. Людей из глубинки принято считать менее культурными и образованными, к индивидам с ВИЧ относятся предвзято, поскольку большинство уверено, что имеющие множественные половые связи с различными партнерами.

Социальная стигматизация имеет свои виды:

- культурная стигматизация, которая представляет собой навешивание социальных ярлыков, которые укоренились в социокультурных нормах либо мировой культуре (например, все чукчи недогадливы);

- институциональная стигматизация, являет собой установленную на законодательном уровне стигматизацию (например, человек, имеющий судимость).

Концепция стигматизации развивалась в общественных науках Э. Гоффманом. Он впервые ввел понятие стигмы в 1963 году.

Теория стигматизации Гофмана основана на его убеждении, что индивид со стигмой может использовать ее, получая при этом вторичные выгоды, например, оправдывая ею собственные неудачи. Если вследствие ряда факторов субъект со стигмой утрачивает ее, то он может выявить, что научился чему-то, или прийти к какому-то пониманию, например, что жизнь с определенным ярлыком – это не самый страшный дефект человека.

Согласно его теории, нормальным восприятием и отношением к субъекту со стигмой, считается:

- благожелательное общественное поведение, призванное ослабить и сгладить наличие стигмы у человека;

- разнообразные формы дискриминации такого человека;

- обобщение стигмы, которое заключается в приписывании индивиду дополнительных недостатков, на основании наличия какого-то одного дефекта (например, к слабовидящему человеку зачастую обращаются гораздо громче, нежели обычно, словно он еще и плохо слышит), либо же дополнительных потенциалов (шестое чувство, сверх чувствительность восприятия);

Стигматизация в социологии

Проблемы стигматизации заключаются в последствиях клеймения. Поскольку ее итогом всегда является социальное маркирование, то есть выделение индивида либо группы индивидов из сообщества с последующим противопоставлением его или их остальным членам общности. Заключительным этапом стигматизации будет полное либо частичное отторжение от сообщества заклейменного индивида или группы людей. Нередко социальное маркирование становится фактором, который предопределяет на ее основе программирование и самопрограммирование поведенческого реагирования заклейменного индивида.

Считается, что стигма может быть трех видов: нейтральная, позитивная (утверждающая достоинство личности) и негативная (лишающая индивида заслуг и достоинств).

Стигматизация в психиатрии

Стигма в психиатрии определяется в качестве признака презрения и недоверия, отделяющего индивида от остальных. Она всегда приводит к негативным волнениям и, прежде всего, провоцирует возникновение чувства стыда. Психические недуги до сих пор воспринимаются как попустительство собственным капризам и желаниям, как слабость. Стигматизация больных нередко распространяется на потомков, причиняя эмоциональную травму не только взрослым особам, но и их чадам, а также остальным членам семьи больного.

Всемирная психиатрическая ассоциация признала тот факт, что психиатрический диагноз представляет собой стигму, затрудняющую социальное приспособление и реализацию прав, предусмотренных законом.

В соответствии с информацией Всемирной организации здравоохранения, отказ в предоставлении индивидам, имеющим в анамнезе психические недуги, социально-культурных, экономических, гражданско-политических прав, нарушение элементарных свобод характерны большинству государств мира. Такие нарушения наблюдаются не только исключительно внутри врачебных учреждений, но и за их границами. Субъекты с психическими отклонениями подвергаются стигматизации, жестокому и пренебрежительному обращению. Кроме того, дискриминации могут подвергаться также индивиды, являющиеся психически здоровыми, когда их ошибочно принимают за лиц, страдающих психическими недугами или перенесшими такие заболевания в прошлом.

Социальная стигма всегда характеризуется эмоциональной окрашенностью и часто бывает совершенно не оправдана действительностью, что является ключевым отличием социальных стигм от придуманных стереотипов. Показательным примером стигматизации является мнение большинства, что алкоголики намного менее опасные, нежели шизофреники и гомосексуалисты.

Стигматизация больных психическими расстройствами и последующая за ней дискриминация являются наиболее серьезными проблемами здравоохранения.


В статье рассматривается феномен стигматизации, формы, его проявления и последствия. Автором анализируются причины навешивания ярлыков и пути профилактики данного явления.

Ключевые слова: стигматизация, ярлык, стигма, девиантное поведение, подростки.

The article deals with the phenomenon of stigmatization, its forms, manifestations and consequences. The author analyzes the reasons for labeling and ways to prevent this phenomenon.

Keywords: stigma, label, stigma, deviant behavior, teenagers.

Никакое общество не в силах заставить всех людей действовать в соответствии нормам, следовательно, в любом обществе существует девиантное поведение.

Наиболее актуальной остается проблема девиантного поведения несовершеннолетних. Подростковая среда становится небезопасной криминогенной средой.

Установить все причины, которые влияют на возникновение девиаций невозможно, так как ни один из основных подходов, рассматривающие причины не дает полного, исчерпывающего объяснения данному явлению.

Самой распространенной мерой борьбы с девиациями подростка часто являются различные санкции, что влечет за собой чувств безнадежности, никчемности. Часто люди навешивают негативные ярлыки не только на себя, но и на других людей. Само социальное явление-навешивание ярлыков получило обоснование в теории стигматизации. Данная теория гласит о том, что большинство определяет нормы, а нарушитель этих норм наделяет ярлыком.

Девиантное поведение объясняется способностью влиятельных групп ставить ярлык девиантов на поведении менее защищенных групп. На человека может быть поставлено клеймо, как будто он что-то нарушил, даже если на самом деле он этого не делал, просто только потому, что другие утверждают обратное. Многие люди нарушают социальные правила, но пока окружающие не обращают на это особого внимания, этот человек не будет считаться девиантом. Но как только об этом узнают окружающие сразу же на человека будет поставлено клеймо. С ним будут и общаться, и вести себя как с человеком, у которого есть девиация. Постепенно и сам человек привыкает к этому и будет считать себя девиантом. [1]

Теория стигматизации, в отличие от других концепций, объясняет, каким образом формируется отношение к людям как к девиантам. Согласно данной теории девиация определяется не самим поведением, а реакцией общества на поведение. Чаще всего само клеймо настолько сильное, что перекрывает все другие положительные качества человека, и может стать его основным статусом.

Стигматизация присутствует во всех слоях любого общества, любого народа, в быту, на производстве и, конечно же, в образовательной среде. Наиболее выражена при решении проблемы социального выбора. [2] При этом стигма сочетается с такими характеристиками человека, как цвет кожи, манера разговора. Навешивание ярлыков определяется групповой оценкой индивида. Самое страшное то, что от него невозможно избавиться.

Наклеивание ярлыков и стигматизация в подростковой же среде часто носит стихийный характер, что в свою очередь влияет на развитие человека, социализацию. Но знание этих процессов позволяют предупредить их появление и нейтрализовать их негативное воздействие.

Поэтому я считаю, что меры по предупреждению стигматизации и коррекции её последствий необходимо предпринимать со школьного возраста, в частности подросткового периода, так как данный период является наиболее уязвимым и важен для личного развития и роста.

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, норма, стигма, теория стигматизации, ярлык.

Предварительный просмотр:

Е.Ю. Решетникова - магистрант,

кафедра управления человеческими ресурсами,

Байкальский государственный университет экономики и права,

СТИГМАТИЗАЦИЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ДЕВИАНТНГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Раскрывается феномен навешивания ярлыков на проявления девиантных отклонений личности, Раскрывается социальная сложность феномена стигматизации, а также детерминанты её проявления. Люди, подверженные влиянию стигматизации имеют меньше возможностей наполнить свою жизнь смыслом, девиантное поведение может вылиться в мощное социально- деструктивное течение.

Ключевые слова : девиантное поведение, наклеивание ярлыков, стигма, стигматизация, подросток, первичная девиантность, вторичная девиантность

Ни одно общество не способно заставить всех своих индивидов все время действовать в соответствии со своими нормами, другими словами, в любом обществе существует девиантное поведение, вопрос о причинах возникновения которого вызывает пристальное внимание всех его членов.

Государство и общество, обеспокоенные проявлениями девиаций, особенно в подростковой среде, в качестве одной из основных причин рассматривают несовершенство современной образовательной системы в целом и низкий уровень учебно-воспитательного процесса в частности. Работники же самого образовательного сообщества, в свою очередь, обращают внимание государства и общества на недооценку ими причин социально-экономического характера, таких как социальное неравенство, разрушение института семьи, как базового социального института общества, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья ребёнка, как правило, ведущие к кризису духа, потере смысла существования и многие другие причины. К тому же, сам подростковый возраст является предпосылкой возникновения девиантного поведения.

Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта. В период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением. Поэтому девиантом можно называть того подростка, кто не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение, которое носит социально-негативный характер.

Ни один из основных подходов, объясняющих причины возникновения девиаций, ни одна из социологических теорий, рассматривающая девиантное поведение в контексте общественных процессов и норм, утвержденных внутри данного общества, не способны дать полного объяснения данному общественному явлению. Каждый подход или теория высвечивают какой-то один важный источник отклонения поведения от нормы. Установить все причины и условия, способствующие возникновению девиаций невозможно, но то, что на формирование поведения человека влияют три основные группы факторов: биологические, психологические и социальные, общепризнанно.

Поскольку девиантное поведение может принимать множество форм, то для определения задействованных в ней специфических факторов следует тщательно анализировать каждую из них и, соответственно, основательно исследовать каждую из многочисленных причин, способствующих тому или иному проявлению отклоняющегося поведения в школьной среде.

Безусловно, школа — это зеркало общества и отражает только то, что в нем происходит. Школьный этап жизни обязателен для каждого современного человека и, несмотря на свою относительную непродолжительность, оказывает определяющее влияние на весь его жизненный цикл. Следует понимать, что, переставая быть школьником, человек переходит в категорию родителя, затем дедушки или бабушки и вновь оказывается в зоне влияния школы. Несмотря на свою ограниченность в размерах и пространстве, образовательная общность — это единственное социальное образование, через которое реализуются фундаментальные потребности личности, причем каждой без исключения и на протяжении всей ее жизни. Целесообразным представляется попытаться выявить те часто скрытые за многообразием отношений причины, которые не только мешают ребенку развиваться в естественном для него порядке и темпе, но и провоцируют отклонения в его развитии, отрицательно программируют его жизненный путь. Учителя и даже родители нередко сами провоцируют агрессивное поведение подростков и закрепляют его своей реакцией. Самой распространенной мерой борьбы с девиациями подростка часто являются различные санкции (двойки, замечания, выговор родителям, а нередко крик), что вызывает у многих детей чувство безнадежности и раздражения из-за того, что взрослые совершенно не хотят понять его и помочь, научить справляться с собой, контролировать себя. Очень часто люди навешивают ярлыки, как на себя, так и на других людей. Причем ярлыки, как правило, негативные. Навешивание ярлыков, как социальное явление, получило развитие и обоснование в теории навешивания ярлыков.

Девиантное поведение объясняется способностью влиятельных групп ставить клеймо девиантов на поведении менее защищенных групп. С человеком могут обращаться так, как будто он нарушил правило, даже если он этого не делал, только потому, что другие утверждают, что он это сделал. Большинство людей нарушают некоторые социальные правила. Подросток может покуривать сигареты с марихуаной, администратор делать приписки к счету, клерк – присваивать канцелярские принадлежности. Пока окружающие не обращают на это внимание, человек, нарушающий правила, не считает себя девиантом. Как только окружающие узнают об этом, на человеке будет поставлено клеймо девианта. С ним будут обращаться как с девиантом, постепенно он привыкнет считать себя девиантом, вести себя в соответствии с ролью. В отличие от концепций, обращающих внимание на особенности индивидов, способствующих девиации, теория стигматизации объясняет, каким образом формируется отношение к людям как к девиантам.

С помощью клейма люди классифицируются на положительных и отрицательных. Выделяются три вида стигм (клейм):

1. физические недостатки;

2. недостатки характера - слабая воля, неестественные увлечения, примитивные убеждения, психические болезни, алкоголизм;

3. расовые, национальные, религиозные черты, часто переносимые на всех членов данной расовой, этнической или религиозной группы.

Индивид, получая публичное определение, которое возводится в стереотип, объявляется правонарушителем, насильником, наркоманом, бездельником, извращенцем или преступником. Стигма способствует закреплению индивида в статусе аутсайдера ("человека не нашего круга"). Подобный "главный" статус подавляет все прочие статусы индивида в формировании его социального опыта и в результате играет роль самореализующегося пророчества. Нарушители норм начинают воспринимать свой статус как конкретный тип девиантности и формировать на основе этого статуса собственную жизнь.

По словам Т.П.Липай, суть социальной стигматизацией проявляется в реакции на любые отклонения от норм конкретного сообщества и последующем закреплении этих отклонений с помощью различных символических форм — стигм (ярлыков). Стигматизированное состояние (навязываемое социальное качество или признак) принимаются человеком, становятся его неотъемлемой характеристикой, определяют его место и роль в данной общности. Социальная стигматизация как явление возникает в процессе взаимодействия людей внутри социальных общностей и обнаруживается в результате разрешения противоречия между ценностно-нормативными стереотипами общности и ценностно-нормативными установками человека. При этом она, как правило, возникает по инициативе доминирующих членов социальной общности и выступает в качестве символической формы определения социального статуса человека (на основе тех или иных его отклонений от принятых в данной социальной общности норм).[4]

Стигматизация распространена во всех слоях любого общества, любого народа, в быту, на производстве и, естественно, в образовательной среде. Наиболее явственно она проявляется при решении одной из ведущих проблем образования — проблемы социального выбора. Стигма может произвольно сочетаться с такими характеристиками человека, как цвет кожи, манера разговора, поступки, и выступает условным знаком социального клеймения людей, показателем определенной социальной роли индивида в обществе. Отсюда следует вывод: стигматизация определяется очень часто групповой оценкой индивида, а не поведением или конкретным индивидуальным поступком. Самое страшное то, что сообщество может ошибочно заподозрить человека в проступке, которого он не совершал, и присвоить ему обидное клеймо, от которого трудно или невозможно избавиться.

Стигматизируют учащегося в первую очередь члены учебной группы. В то же время, нельзя недооценивать роль учителя: она влияет на степень распространения социальной стигматизации.

Наклеивание ярлыков и стигматизация в подростковой среде часто бывают стихийными, при этом представляют сложные процессы социального взаимодействия. Эти процессы влияют на развитие человека, процессы его социализации. Знание закономерности возникновения этих процессов позволяет предупреждать их появление и нейтрализовать их негативное воздействие.

Поэтому меры по предупреждению стигматизации и коррекции её последствий необходимо предпринимать начиная со школьного возраста, в частности подросткового периода развития личности, как особенно уязвимого и важного для личного развития и роста.

Список использованной литературы

2.Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - № 3. - С. 38 - 43.

3.И.Гофман. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Часть 1. Стигма и социальная идентичность. Часть 2. Контроль над информацией и социальная идентичность (главы 3-6).

4.Липай Т. П. Маргинальность и явление стигматизации в трансформирующемся обществе / Т. П. Липай // Наука и образование в условиях социально-экономической трансформации общества: Материалы VI международной методической конференции. Мн., 2003. Ч. 1. С. 97–98

Читайте также: