Теория среднего уровня мертона кратко

Обновлено: 30.06.2024

Роберт Мертон - представитель структурно-функционального направления в социологии. На него оказали влияние работы М. Вебера, Э. Дюркейма, Т. Парсонса, учеником которого он был. Лейтмотив его работ - тема социальной структуры и ее влияние на социальное действие (анализ бюрократической организации).

Он создатель более динамической эмпирически обоснованной теор. системы.

2 крупных проблемы: выяснене дилеммы, кем же является социолог(функционалист или стурктуралист) и какое место занимает структура и сруктурный анализ.

Функционализм– теор. и динам. представление о работающей социальной структуре, о ее работающих компонентах, взаимосвязях.

Задача социологии по Мертону: ясное объяснение логически взаимосвязанных и эмпирически подтверждаемых положений о структуре общества и его изменениях, о поведении человека в рамках этой структуры и последствиях этого поведения.

Разработал более конкретную и действенную концепцию соц. структуры.

Осн. компоненты этой структуры: статусы, роли, ролевые и статусные установки, нормы ценности, институты, коллективы, группы, организации, интересы.

Любая соц. структура ассиметрична и сложна: в ней постоянно присутствуют конфликты, дисфункции, отклонения, напряжение, противоречия. Соц. структура является многомерной комбинацией трех уровней: нормативнй, вероятностный, идеальный. В центре трех уровней находится индивид и его действия.

Соц. статус – структурное размещение индивида на всех его уровнях.

● Нормативный уровень – набор соц. ожиданий в отношении поведения индивида, то, что общество ожидает от человека в конкретной роли.

● Вероятностный – каждый статус имеет набор шансов, возможностей, льгот, доступных для индивида. Идеальный – каждый статус имеет соответствующий набор убеждений, взглядов, жизненных принципов, характерных для определенной группы.

Главные и общие характеристики Мертоновского функционализма: 2 взаимосвязанных аспекта:

1. Критический (критика Парсонса и Малиновского)

Основные постулаты функционального анализа: подвергнуты критике Мертона.

● Постулат функционального единства общества: любая частная соц. система функциональна для всей системы. Функцией отдельного соц. обычая является его вклад в совокупную соц. жизнь, которая представляет собой функционирование соц. системы в целом. Соц. система имеет определенный тип единства. Это состояние, в котором вс части соц. системы работают совместно с достаточной гармоничностью или внутренней согласованностью, то есть не порождая устойчивых конфликтов. Все человечекие общности должны иметь некоторую степень интеграции. Это недостижимо в реальности, предлагает ввести понятие дисфункции. Просто то что функционально для одной части системы, дисфункционально для другой.

● Постулат универсального функционализма. Все стандартизированные и соц –культ. формы имеют позитивные функции, то есть все институц. Образцы действия и поведения служат единству и интеграции общества. Но Мертон отрицает и говорит, что все действительные нормы функциональны не потому, что они институционализированы, существуют, а потому, что их функциональные следствия перевешивают дисфункциональные.

● Постулат необходимости.Некоторые институты и соц. образования являются трибутами общества, но нет убедительных доказательств, что такие институты как семья, религия и др. являются атрибутами всех челов. Обществ. То есть абсолютная необходимость определенных функций ведет к тому, что отутствие их ставит под сомнение само существование челов общества. В противоположность понятию незаменимости культурных форм предлагает ввести для замены понятия обязательности понятие «функциональных альтернатив., заментителей.




Мертон анализирует проблему в неясности отношений между сознательными мотивами, которые руководят соц. действием и объективными последствиями этих действий. Структруно-функц. Анализ сосредотачивает сове внимение прежде всего на объективных последствиях. Вводит понятия явные и латентные функции. (Функция – это те наблюдаемые последствия, которые способствуют ааптации и приспособлению данной системы; Дисфункция - это те наблюдаемые последствия, котрые уменьшают приспособление как адаптацию систем; Явные– это те объективные последствия, котрые вносят свой вклад в регулирование или приспособление системы и котрые входили в намерение и осознавались участниками системы; Латентные – те объективны последствия, которые не входили в измерение и не были сознаны.

Эти разграничения были введены, чтобы исключить смешивание соц. мотивации со. Поведения и его объективных последствий. Это позволяет понять соц. поведение, которое на первый взгляд кажется иррациональным, помогает соц. интерпретации многих видов соц. действий.

Понимал общество – как особый вид объекивной реальности, что действие инливидов рационально и сознательно мотивировано. Социальные явления как структуры, определяющие поведение людей, ограничивающих и рациональный выбор. Введенные им понятия служат снятию напряжения, возникающих при анализе эмпир. Фактов. Недостатки: консерватизм и утопизм взглядов на соц. жизнь, не объясняет соц. изменения.

1. обоснование необходимости создания особого типа теорий, аналитический характер которых должен был отличаться от абстрактного теоретизирования. Работа несла в себе методологический заряд, поскольку она касалась общей теоретической направленности, анализа понятий и категорий, логики их построения, связи с интерпретацией полученных эмпирических данных.

2. создание конкретных теорий среднего уровня в разных отраслях социологии.

По Мертону существуют три уровня социологического знания: широкие социологические теории, теории среднего ранга и малые гипотезы, рабочие. Теории среднего уровня выступают связующим звеном между первыми и третьими. Исходя из этой теории он делает вывод о необходимости посредника между эмпирической и теоретической социологиями, социологическая теория, по мнению Мертона и есть теория среднего уровня, поскольку рабочие гипотезы мелковаты, а системные теории высшего уровня слишком абстрактны. Все три уровня тесно связаны между собой, а переход от одного уровня к другому открывает перед социологом новые возможности. Теории среднего уровня Мертон создавал в самых разных отраслях социологического знания, но особенно яркой является теория в области исследования девиантного поведения (под влиянием взглядов Э. Дюркгейма).

Причиной аномии Мертон считал противоречие между нормами-целями культуры (стремление к успеху, к власти, богатству как установки и мотивы личности) и существующими социальными нормами-средствами достижения этих целей. Социолог исследует социальные и культурные отклоняющегося поведения и особое внимание обращает на типы приспособления (адаптации) к культурным целям и нормам, занимающих различное положение в социальной структуре общества. Существуют пять видов приспособления соответственно цели и средства, принимаемые или отвергаемые обществом, либо вообще отвержение господствующих ценностей и замена их новыми.

Типология способов индивидуальной адаптации

Способы адаптации Одобряемые обществом цели Одобряемые обществом средства
Конформизм Принятие Принятие
Инновация Принятие Отвержение
Ритуализм Отвержение Принятие
Ретритизм Отвержение Отвержение
Мятеж ОЗ ОЗ

Конформизм – полная солидарность личности с общественными целями и с социально одобряемыми средствами их достижения. Этот тип личностного поведения противоположен девиантному.

Инновационный способ адаптации предполагает согласие с общественно одобряемыми целями и одновременно поиск новых средств их достижения

Ритуализм характеризуется принятием общественно одобряемых целей, но отказ от некоторых целей (например, чрезмерное стремление к успеху).

Ретризм характеризуется отказом и от целей и от средств, это бегство от реальной жизни, этот тип характерен для маргиналов

Мятеж характеризуется полным отрицанием и целей и средств, господствующих в обществе, и заменой их на новые, в отличие от ретризма это активный способ адаптации и наиболее радикальный. Личность пытается противостоять аномии и вырабатывает свои способы адаптации.

Роберт Мертон - представитель структурно-функционального направления в социологии. На него оказали влияние работы М. Вебера, Э. Дюркейма, Т. Парсонса, учеником которого он был. Лейтмотив его работ - тема социальной структуры и ее влияние на социальное действие (анализ бюрократической организации).

Он создатель более динамической эмпирически обоснованной теор. системы.

2 крупных проблемы: выяснене дилеммы, кем же является социолог(функционалист или стурктуралист) и какое место занимает структура и сруктурный анализ.

Функционализм– теор. и динам. представление о работающей социальной структуре, о ее работающих компонентах, взаимосвязях.

Задача социологии по Мертону: ясное объяснение логически взаимосвязанных и эмпирически подтверждаемых положений о структуре общества и его изменениях, о поведении человека в рамках этой структуры и последствиях этого поведения.

Разработал более конкретную и действенную концепцию соц. структуры.

Осн. компоненты этой структуры: статусы, роли, ролевые и статусные установки, нормы ценности, институты, коллективы, группы, организации, интересы.

Любая соц. структура ассиметрична и сложна: в ней постоянно присутствуют конфликты, дисфункции, отклонения, напряжение, противоречия. Соц. структура является многомерной комбинацией трех уровней: нормативнй, вероятностный, идеальный. В центре трех уровней находится индивид и его действия.

Соц. статус – структурное размещение индивида на всех его уровнях.

● Нормативный уровень – набор соц. ожиданий в отношении поведения индивида, то, что общество ожидает от человека в конкретной роли.

● Вероятностный – каждый статус имеет набор шансов, возможностей, льгот, доступных для индивида. Идеальный – каждый статус имеет соответствующий набор убеждений, взглядов, жизненных принципов, характерных для определенной группы.

Главные и общие характеристики Мертоновского функционализма: 2 взаимосвязанных аспекта:

1. Критический (критика Парсонса и Малиновского)

Основные постулаты функционального анализа: подвергнуты критике Мертона.

● Постулат функционального единства общества: любая частная соц. система функциональна для всей системы. Функцией отдельного соц. обычая является его вклад в совокупную соц. жизнь, которая представляет собой функционирование соц. системы в целом. Соц. система имеет определенный тип единства. Это состояние, в котором вс части соц. системы работают совместно с достаточной гармоничностью или внутренней согласованностью, то есть не порождая устойчивых конфликтов. Все человечекие общности должны иметь некоторую степень интеграции. Это недостижимо в реальности, предлагает ввести понятие дисфункции. Просто то что функционально для одной части системы, дисфункционально для другой.

● Постулат универсального функционализма. Все стандартизированные и соц –культ. формы имеют позитивные функции, то есть все институц. Образцы действия и поведения служат единству и интеграции общества. Но Мертон отрицает и говорит, что все действительные нормы функциональны не потому, что они институционализированы, существуют, а потому, что их функциональные следствия перевешивают дисфункциональные.

● Постулат необходимости.Некоторые институты и соц. образования являются трибутами общества, но нет убедительных доказательств, что такие институты как семья, религия и др. являются атрибутами всех челов. Обществ. То есть абсолютная необходимость определенных функций ведет к тому, что отутствие их ставит под сомнение само существование челов общества. В противоположность понятию незаменимости культурных форм предлагает ввести для замены понятия обязательности понятие «функциональных альтернатив., заментителей.

Мертон анализирует проблему в неясности отношений между сознательными мотивами, которые руководят соц. действием и объективными последствиями этих действий. Структруно-функц. Анализ сосредотачивает сове внимение прежде всего на объективных последствиях. Вводит понятия явные и латентные функции. (Функция – это те наблюдаемые последствия, которые способствуют ааптации и приспособлению данной системы; Дисфункция - это те наблюдаемые последствия, котрые уменьшают приспособление как адаптацию систем; Явные– это те объективные последствия, котрые вносят свой вклад в регулирование или приспособление системы и котрые входили в намерение и осознавались участниками системы; Латентные – те объективны последствия, которые не входили в измерение и не были сознаны.

Эти разграничения были введены, чтобы исключить смешивание соц. мотивации со. Поведения и его объективных последствий. Это позволяет понять соц. поведение, которое на первый взгляд кажется иррациональным, помогает соц. интерпретации многих видов соц. действий.

Понимал общество – как особый вид объекивной реальности, что действие инливидов рационально и сознательно мотивировано. Социальные явления как структуры, определяющие поведение людей, ограничивающих и рациональный выбор. Введенные им понятия служат снятию напряжения, возникающих при анализе эмпир. Фактов. Недостатки: консерватизм и утопизм взглядов на соц. жизнь, не объясняет соц. изменения.

1. обоснование необходимости создания особого типа теорий, аналитический характер которых должен был отличаться от абстрактного теоретизирования. Работа несла в себе методологический заряд, поскольку она касалась общей теоретической направленности, анализа понятий и категорий, логики их построения, связи с интерпретацией полученных эмпирических данных.

2. создание конкретных теорий среднего уровня в разных отраслях социологии.

По Мертону существуют три уровня социологического знания: широкие социологические теории, теории среднего ранга и малые гипотезы, рабочие. Теории среднего уровня выступают связующим звеном между первыми и третьими. Исходя из этой теории он делает вывод о необходимости посредника между эмпирической и теоретической социологиями, социологическая теория, по мнению Мертона и есть теория среднего уровня, поскольку рабочие гипотезы мелковаты, а системные теории высшего уровня слишком абстрактны. Все три уровня тесно связаны между собой, а переход от одного уровня к другому открывает перед социологом новые возможности. Теории среднего уровня Мертон создавал в самых разных отраслях социологического знания, но особенно яркой является теория в области исследования девиантного поведения (под влиянием взглядов Э. Дюркгейма).

Причиной аномии Мертон считал противоречие между нормами-целями культуры (стремление к успеху, к власти, богатству как установки и мотивы личности) и существующими социальными нормами-средствами достижения этих целей. Социолог исследует социальные и культурные отклоняющегося поведения и особое внимание обращает на типы приспособления (адаптации) к культурным целям и нормам, занимающих различное положение в социальной структуре общества. Существуют пять видов приспособления соответственно цели и средства, принимаемые или отвергаемые обществом, либо вообще отвержение господствующих ценностей и замена их новыми.

Типология способов индивидуальной адаптации

Способы адаптации Одобряемые обществом цели Одобряемые обществом средства
Конформизм Принятие Принятие
Инновация Принятие Отвержение
Ритуализм Отвержение Принятие
Ретритизм Отвержение Отвержение
Мятеж ОЗ ОЗ

Конформизм – полная солидарность личности с общественными целями и с социально одобряемыми средствами их достижения. Этот тип личностного поведения противоположен девиантному.

Инновационный способ адаптации предполагает согласие с общественно одобряемыми целями и одновременно поиск новых средств их достижения

Ритуализм характеризуется принятием общественно одобряемых целей, но отказ от некоторых целей (например, чрезмерное стремление к успеху).

Ретризм характеризуется отказом и от целей и от средств, это бегство от реальной жизни, этот тип характерен для маргиналов

Мятеж характеризуется полным отрицанием и целей и средств, господствующих в обществе, и заменой их на новые, в отличие от ретризма это активный способ адаптации и наиболее радикальный. Личность пытается противостоять аномии и вырабатывает свои способы адаптации.


Теория среднего уровня - это звучит несколько странно: можно подумать, что социологи "снизошли" до такого уровня с неких высот. В исторической ретроспективе это примерно так и выглядит.

Крупнейший американский социолог Роберт Кинг Мертон (1910-2003) считал, что поиск универсальной социальной теории лишен смысла. И такая теория будет предана забвению, как и многочисленные всеобъемлющие философские системы прежних эпох.

Враг универсальности

Другой путь, который избрал Мертон, - это попытка социологов, не базируясь на каком-то одном философском учении, получать новые знания примерно так, как это делают естественные науки. Но и на этом пути ученых подстерегали ошибки. Были "за" и "против", существовала поляризация мнений по поводу теорий среднего уровня в социологии.

Ivar Waller, Antoine Giroud, H.R. van Heekeren i Robert Merton (1965)

Свойства теории

Любопытно, что Мертон считал: теории среднего уровня не отрицают, а развивают классические традиции. Ссылаясь на идеи Дюркгейма и Вебера, он предлагал ставить перед социологией теоретические вопросы.

Роберт Мертон перечислил главные признаки теории среднего уровня:

  • состоят из ограниченного числа положений;
  • объединяются в другие обширные теоретические системы;
  • абстрактны - работают в разных областях социального поведения и социальной структуры;
  • содержат методологию для изучения микросоциологических и макросоциологических процессов;
  • задают точные вопросы, касающиеся непознанных процессов в социальной сфере.

Книга Р. Мертона на английском

Образцы социологии "среднего уровня"

Есть ли у эмпирического исследования какие-либо теоретические перспективы?

Роберта Мертона, отказавшегося от построений "универсальной социологии", увлекло создание новых связей между эмпирическими наработками и теоретическими построениями, само понятие теории среднего уровня. Это теории референтных групп и девиантного поведения, социального конфликта, социальной мобильности. Именно таковы социологические теории среднего уровня Мертона.

Большая заслуга принадлежит американскому социологу в исследовании локальных и космополитических типов "значимых" людей, структуры социального влияния.

Интересны наблюдения Мертона в сфере пропаганды в кино и на радио во времена Второй мировой войны. Итог его размышлений: не следует преувеличивать роль пропаганды. Например, фашисты убедились, насколько она не успешна, когда противоречит реальным событиям.

Одно из многочисленных изданий Р. Мертона

Самоосуществление пророчества

Одна из очень интересных идей – концепция "самоосуществления пророчества".

Как писал Мертон, теорема У. А. Томаса гласит: если многие люди определяют события как реальные, то последствия их тоже будут реальными.

Социологическая притча, которую рассказывает Мертон в качестве иллюстрации, такова. В 1932 году возник слух о неплатежеспособности Нового национального банка. Наступила "черная среда". Взбудораженные вкладчики пытались лихорадочно "спасти" свою собственность. Но банк был изначально платежеспособным! И только ложное определение ситуации сделало реальным его банкротство. Предсказание привело к его осуществлению.

Именно в осуществлении определенного типа предсказаний Мертон видел причину расовых, этнических и ряда других конфликтов в Америке.

Идея "самоосуществления пророчества" подчеркивает ответственность социологов при выдвижении новых гипотез и теорий. Речь идет о том, что выводы социологов смогут подтолкнуть, спровоцировать, заставить осуществить социальные программы и действия. Ложное определение ситуации может спровоцировать поведение людей, при котором ситуация станет истинной.

Графика: термины и понятия социологии

Интеллектуалы в государственной бюрократии

Не стоит ли социологам обратиться к изучению собственной социальной группы? Ведь было немало усилий, направленных на изучение разных социальных и профессиональных групп в обществе. И это уже дало свои позитивные плоды. Криминальные личности, безработные, трудящиеся, военнообязанные – все группы общества могут быть описаны в теории среднего уровня.

Однако "хорошо бы начать с порядка в собственном доме" - утверждает Мертон. Например, какова роль интеллектуала на государственной службе? Основным пробелом в исследованиях, по Мертону, является недостаток необходимых данных.

Кто такой интеллектуал? Видимо, тот, чья деятельность посвящена развитию и формулировке знаний. Это понятие относится к социальной роли, а не к личности в целом. Есть интеллектуалы независимые, а есть завербованные в государственную бюрократию.

Интеллектуалы, по-своему понимая роль в правительстве, считают себя экспертами в области информации для нововведений. Что же приводит их к фрустрации в бюрократической системе? И чем отличаются политические деятели и интеллектуалы?

Гипотезы и идеи Роберта Мертона в этой связи заслуживают особого внимания. Он предложил внимательно изучить, почему значительные социологические результаты не всегда привлекают внимание политических деятелей. И почему интеллектуал испытывает эйфорию, отказавшись от участия в бюрократических процессах.

Россия и Мертон

Роберт Мертон приветствовал издание своих работ на русском языке: его статьи были изданы в 60-90-е годы. К сожалению, Мертон не дожил всего несколько лет до выхода в свет в 2006 году русского перевода своей большой книги "Социальная теория и социальная структура".

Родители Роберта Мертона (по отцу – Школьник) в 1904 году эмигрировали из России. И до 1910 года, когда он родился в Филадельфии, прошел не такой уж большой срок.

Русское издание Мертона

Создатель теорий среднего уровня, Мертон утверждал (вполне "всеобъемлющим" образом - в духе классической философии): "История способна делать стереотипы устаревшими".

Современная социология ведет свою историю от учений О. Конта и Г. Спенсера, в середине XIX века заложивших фундамент позитивизма. Американская социология формируется позднее, поэтому ее основоположники вынуждены были следовать за европейскими учеными, перенося на свою национальную почву те идеи, которые в наибольшей степени отвечали духу развивающейся молодой нации. К середине 30-х гг. социологи США накопили значительный эмпирический материал, осуществив большое количество разнообразных по масштабу и тематике эмпирических социологических исследований, которые, однако, не выходили за рамки отдельных регионов страны и касались лишь некоторых проблем общественной жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Titulnik_-_kopia (1).doc

3.2 Функционализм Мертона

1. "Постулат функционального единства общества". Из этого утверждения следует, что любая часть социальной системы функциональна для всей системы. Однако Мертон утверждает, что в сложных, сильно дифференцированных обществах это "функциональное единство" сомнительно. Например, в обществе с разнообразием верований религия имеет тенденцию скорее разделять, чем объединять.

Далее, идея функционального единства предполагает, что перемена в одной из частей системы приведет к изменениям во всех других. И снова Мертон утверждает, что это нельзя принимать как должное, настаивая на конкретном исследовании. Он утверждает, что в сильно дифференцированных обществах его институты могут иметь высокую степень "функциональной автономии".

2. "Постулат универсальности функционализма" утверждает, что "все стандартизированные социальные или культурные" нормы имеют позитивные функции". Мертон же считает, что это утверждение является не только упрощенным, но может быть и неправильным. Социолог предлагает исходить из посылки, что любая часть общества может быть функциональна, дисфункциональна или нефункциональна!

3. Мертон подверг критике и "постулат обязательности", согласно которому некоторые институты или социальные oбpaзoвания являютcя атрибутами для общества, (в этом свете функционалисты часто рассматривали религию). Критикуя этот постулат, Мертон утверждает, что те же самые функциональные требования могут удовлетворяться альтернативными институтами. По его мнению, нет убедительных доказательств, что такие институты как семья, религия являются атрибутами всех человеческих обществ. Для замены идеи обязательности, социолог предлагает концепцию "функциональных эквивалентов" или "функциональных альтернатив".

Концепцию Мертона о явных и латентных (скрытых.) функциях можно рассматривать в качестве наиболее позитивного и весомого его вклада в функциональный анализ. Только узко мыслящий практик-эмпирик ограничивается изучением явных функций. Вооруженный понятием скрытой функции, социолог направляет свое исследование именно в ту область, которая не является видимой.
Таким образом, определяя место Мертона в структурном функционализме, можно сказать, что он не только органично объединил теорию, метод и факты, создав "теорию среднего уровня", но его теоретические положения приобрели характер метода в эмпирическом и теоретическом аспектах. Тем самым он во многом преодолел абстрактность теории Парсонса.


3.3 Теория социальной аномии Мертона

4. Теория среднего уровня: Общие данные

Одной из центральных в работах Мертона была идея соединения теоретического и эмпирического, макро - и микросоциологического уровней знания.

Ученый показал, что все три уровня социологического знания тесно связаны между собой. Более того, переход от одного к другому открывает перед социологом каждый раз новые возможности. Особое значение имеет переход от общетеоретического к операциональному уровню, результат которого конкретизируется в эмпирическом исследовании. Относительная самостоятельность уровней и их значимость давали основание Мертону надеяться, что по мере развития социологии будет усиливаться взаимодействие социологов, занятых разработкой каждого из них.

В итоге можно сказать, что он разрабатывал теории среднего уровня в самых различных областях социологического знания: социологии массовых коммуникаций, военной социологии, социологии власти и социологии политики. Но, пожалуй, самый глубокий след оставила его теория среднего уровня. Здесь на его идеи существенно повлияли взгляды Э. Дюркгейма, изучавшего аномию, самоубийство, иные формы девиантного поведения.

Основываясь на вышесказанном, правомерно утверждать, во-первых, что, несмотря на частичный, фрагментарный характер, его исследования явились вкладом в соответствующую систему взглядов. Конечно, его система далеко не полна, в ней много слабых мест, пробелов, областей неизведанного. Но все оазисы знания прекрасно дополняют общую топографию. А наличие белых пятен обеспечивает систему огромным исследовательским потенциалом - проблемами для плодотворного изучения.

В-третьих, вопреки существующим стереотипам, нельзя утверждать, что Мертон является олицетворением только функционализма. Многие свои работы он посвятил структурному направлению. Источником вдохновения для него были работы Дюркгейма, Маркса, благодаря которым он воспринимал все социальные явления в рамках структурных контекстов, во взаимосвязи с другими явлениями внутри единого социального целого. Это связи двух типов: казуальные, когда явление ограничивается или поддерживается структурным контекстом, и функциональные, когда явление оказывает структурное воздействие. Функциональный анализ, безусловно, является особым подтипом более общего структурного подхода, доминирующего в исследованиях Мертона.

Выдающимся представителем структурного функционализма, основателем теорий среднего уровня является Роберт Мертон.

Теории среднего уровня

Теория девиантного поведения

Э. Дюркгейм выделял функциональную роль девиации в обществе, обосновывая это тем, что отклонение от социальной нормы девиация и негативная санкция со стороны общества как действие механизма социального контроля формируют осмысление пределов допустимого поведения и стимулирую членов общества к моральной идентификации. Французский социолог первый разработал теорию социальной аномии – состояния нормативно-правового вакуума в обществе, когда идет девальвация и распада системы ценностей. Такая ситуация обычно возникает в кризисные переломные моменты общественного развития.

В такие периоды люди испытывают нормативную дезориентацию, когда им трудно координировать свои действия с общественными нормами, которые теряют свою значимость. Старые нормы устаревают, а новые еще не сформированы.

Роберт Мертон экстраполировал теории аномии и социальной солидарности Дюркгейма на общественную жизнь в США. Его теория аномии исходит из тезиса об отсутствии общего и равного доступа к средствам достижения культурно одобряемой и санкционированной жизненной цели, выраженной в американской философии прагматизма. Эта жизненная цель, к которой должен стремиться любой американский гражданин, - достижение успеха.

Такая ситуация проявляется в том, что беднякам и представителям национальных меньшинств часто доступны лишь более низкие уровни образования и скудные экономические ресурсы. Если же они усвоили в качестве основной жизненной цели достижение материального успеха, сильные ограничения в доступе к средствам восходящей социальной мобильности (например, к высшему образованию и финансовым ресурсам) могут толкнуть их к отклоняющемуся поведению, потому что они не могут достичь общепризнанных культуросообразных целей нормативными средствами. Они пытаются добиться престижной цели любыми средствами, включая порочные и преступные. Именно так в обществе возникает девиантное поведение.

Готовые работы на аналогичную тему

Мертон выделил пять реакций на противоречие культурной цели и средств достижения:

  1. Конформизм.
  2. Инновация. В таком случае индивиды могут использовать для достижения материального благополучия воровство, махинации, изготовление и торговлю наркотиками, нелегальным алкоголем и т.д.
  3. Ритуализм. Примером являются бюрократы.
  4. Ретритизм является свойственным для маргиналов.
  5. Бунт. Пример – радикальные контркультуры.

Изучение СМИ

Также заслугой Р. Мертона является его исследование средств массовой коммуникации (радио, прессы, кино, телевидения) в сотрудничестве с П. Лазарсфельдом. На основании обобщения результатов данных исследований Мертон выделил основные социальные функции средств массовых коммуникаций:

  1. функция присвоения статуса;
  2. функция укрепления социальных норм;
  3. дисфункция наркотизации.

Таким образом, Роберт Мертон явился основателем теорий среднего уровня, заложив в социологии традицию формирования частных или специальных теорий, которые способствуют сближению теоретического уровня социологии с эмпирическим.

Читайте также: