Используя рисунок 89 составьте рассказ о передвижении веществ у растений 6 класс биология кратко

Обновлено: 02.07.2024

Организмы состоят из органических и неорганических веществ.

Вопрос 2. Какие вещества передвигаются по растительному организму?

По растительному организму передвигаются как органические, так и неорганические вещества.

Вопрос 1. Какое значение имеет передвижение веществ в жизнедеятельности растительного организма?

Корни снабжают растение водой и минеральными веществами. А листья, в свою очередь, обеспечивают корни органическими веществами, которые образуются в процессе фотосинтеза. Передвижение веществ в растительном организме имеет важное значение. Благодаря этому процессу растения могут жить.

Вопрос 2. Сравните пути передвижения по растению минеральных и органических веществ.

Вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам, которые начинаются в корне, тянутся через стебель в лист и доходят до каждой его клетки. Сосуды — длинные трубки, представляющие собой мёртвые клетки, поперечные перегородки между которыми растворились.

Органические вещества образуются в листьях и передвигаются в другие органы — корни, цветки, плоды по ситовидным трубкам. Ситовидные трубки — живые вытянутые клетки, поперечные перегородки которых пронизаны мельчайшими порами. Ситовидные трубки расположены в коре — с внутренней стороны.

Вопрос 3. Какое значение имеет отложение органических веществ в запас?

Часть органических веществ откладывается в запас. У пшеницы, овса и ржи органические вещества откладываются в семенах, у моркови, свёклы и редиса — в корнеплодах, у ландыша и пырея — в корневищах. В семенах органические вещества служат для питания развивающегося зародыша, а накопленные в ветвях, корневищах, луковицах используются для образования новых органов.

1. Используя рисунок 72, составьте рассказ о передвижении веществ у растений.

Вода и минеральные вещества всасываются из почвы через корневые волоски и по сосудам передвигаются вверх к листьям растения. В свою очередь через устьица в листья растений поступает солнечный свет. В листьях зеленых растений на солнечном свету происходит процесс фотосинтеза, и образовываются органические вещества. Они по ситовидным трубкам поступают вниз к корням растения и другим органам.

2. Используя дополнительные источники информации, объясните, какую роль в передвижении веществ у растений играют корневые волоски и устьица.

В почвенном питании растений важнейших роль играют корневых волоски . Они поглощают воду с растворенными в ней минеральными веществами . Через устьица идет испарение воды. В результате осмотическое давление в клетках листа понижается.

Корневые волоски всасывают воду и она передвигается от большего давления ( в корне) к меньшему давлению ( в листе).

Как можно спасти дерево с повреждённой корой?

Рану дезинфицируют железным купоросом (300 г на ведро воды), обмазывают садовым варом и обматывают мешковиной, для предотвращения подсыхания тканей растения.

Многие садоводы натирают раны на плодовых деревьях свежими листьями садового или лесного щавеля, повторяя процедуру 2-3 раза с интервалом в 15 минут. Можно использовать "компресс" из измельченных листьев щавеля, который накладывают на рану на 15-20 дней. Кроме лечения, поврежденные деревья нуждаются в подкормках жидкими удобрениями и поливах.

Организмы состоят из более 80 различных химических элементов. В их составе есть как органические (углеводы, белки, крахмал, нуклеиновые кислоты), так и неорганические вещества (минеральные соединения, вода, соли).

№ 2. Какие вещества передвигаются по растительному организму?

По растительному организму передвигаются органические и неорганические вещества. Из органических веществ это глюкоза, сахароза и прочие пластические вещества. Из неорганических – вода и растворенные в ней минеральные соединения.

Стр. 141. Вопросы после параграфа

№ 1. Какое значение имеет передвижение веществ в жизнедеятельности растительного организма?

Передвижение веществ в растительном организме происходит при помощи проводящей системы. Вода и минеральные вещества, растворенные в ней, перемещаются от корней к корням по сосудам, а в обратном порядке – по ситовидным трубкам. Таким образом, растительные организмы получают воду и минеральные вещества, которые необходимы им для роста и развития. При обратном движении корни получают органические вещества, которые образуются в процессе фотосинтеза в листьях.

№ 2. Сравните пути передвижения по растению минеральных и органических веществ.

Вода с растворенными в ней минеральными солями в растительном организме поднимаются по сосудам древесины снизу вверх, то есть, от корней к листьям. Восходящий ток определяется скоростью испарения воды листьями и силой всасывания ее корневыми волосками.

Добывая воду и минеральные вещества, корни снабжают ими другие части растения. Вода испаряется листьями, а вот соли остаются и накапливаются в клетках, а после вместе с продуктами фотосинтеза формируют сухое вещество.

У восходящего тока веществ очень важное значение. Он объединяет все части растения в единый целостный организм, а также необходим для нормального и полноценного водоснабжения всех клеток, осуществления фотосинтеза в листьях.

Образовавшиеся в листьях органические вещества (углеводы), поступают по ситовидным клеткам луба во все органы растения. При этом перемещение их возможно не только вверх, но и вниз, к корням, для снабжения их питательными соединениями, необходимыми для полноценной жизнедеятельности растительного организма.

№ 3. Какое значение имеет отложение органических веществ в запас?

Растительные организмы откладывают часть питательных веществ в запас, например, в корнеплодах (свекла), в семенах (морковь) и корневищах (ландыш), для того, чтобы в будущем обеспечить постоянное и полноценное питание для развивающегося зародыша. Накопленные запасы органических веществ в луковицах, ветвях и корневищах у многих растений служат для образования новых органов – листьев, побегов, цветков и т.д.

Стр. 141. Задание

№ 1. Используя рисунок 89, составьте рассказ о передвижении веществ у растений.

Воду и растворенные в ней минеральные вещества растения могут поглощать из почвы благодаря своим корням. Однако все эти неорганические соединения нужны не только корням, но и другим органам растения – листьям, побегам. Как и органические вещества, которые вырабатываются благодаря фотосинтезу в листьях, нужны также корням. Именно поэтому важно, чтобы в растениях все эти вещества могли перераспределяться, то есть, перемещаться от одних органов к другим. Происходит это при помощи проводящей системы.

Ток воды и минеральных веществ в растениях происходит снизу вверх по сосудам – мертвым клеткам, которые в местах соприкосновения не имеют перегородок. Сосуды тянутся через стебель от корней и заходят в каждый листик и т.д. Благодаря давлению вода в них может подниматься вверх и доставляться в фотосинтезирующие и другие органы растения.

Органические вещества, синтезированные в листьях, в другие органы растения доставляются по ситовидным трубкам, которые в отличие от сосудов являются живыми вытянутыми клетками, а места их соединения друг с другом пронизаны многочисленными порами. Больше всего органических веществ поступает к тем частям растения, которые растут и активно развиваются. Им они необходимы в большом количестве для быстрого деления клеток и роста.

№ 2. Используя дополнительные источники информации, объясните, какую роль в передвижении веществ у растений играют корневые волоски и устьица.

Благодаря корневым волоскам растения могут поглощать из почвы воду и растворенные в ней питательные вещества, необходимые для их роста и развития. Далее они по сосудам и за счет большего корневого и меньшего листового давления поступают во все остальные органы – листья, побеги, цветки, плоды.

При помощи устьиц, которые находятся в листьях и стебле, происходит испарение излишков влаги в растении. В результате постоянного испарения в клетках листа понижается осмотическое давление.

Стр. 141. Подумайте

Как можно спасти дерево с повреждённой корой?

Повреждение коры у деревьев – это явление весьма распространенное. Особенно, если учитывать, что все растения уходят в спячку на зиму с разной степенью подготовки. И если осенью они были ослаблены, то к весне в большей степени рискуют пробудиться с наличием различного рода поражениями коры.

При обнаружении неглубоких трещин на коре можно заделать их гашеной известью, садовым варом или глинистой замазкой, которые приобретают в специализированных магазинах. Если повреждение слишком большое, то участок очищают от мертвой коры до светлой кромки, обрабатывают поверхность раствором медного купороса из расчета 300 грамм вещества на одно ведро воды, либо другим дезинфицирующим средством, обмазывают садовым варом. Далее поврежденный участок обматывают мешковиной, чтобы предотвратить подсыхание тканей.

Если повреждено менее половины окружности ствола дерева, то можно использовать компрессы, которые готовятся их смеси глины и коровяка в пропорциях 1:1. Перед нанесением 10-сантиметрового слоя лечебной мази пораженную поверхность обязательно дезинфицируют, а после накладывают марлевую повязку. Чтобы предотвратить подсыхание компресса, повязку регулярно смачивают либо водой, либо раствором гетероауксина (2 таблетки на 10 литров воды).

Стр. 42. Моя лаборатория

Опыт 1. Срезали побег липы и поместили его в воду, подкрашенную чернилами (рис. 90,3 а). Через четыре дня сделали поперечный срез стебля. На срезе хорошо были видны окрашенные волокна – древесина, в которой находятся сосуды. Сделайте вывод о передвижении воды с растворёнными в ней минеральными веществами по растению.

Если в подкрашенную воду поместить веточку комнатного растения бальзамина, то можно увидеть, как вода поднимается по стеблю в листья, окрашивая их жилки (рис. 90, б).

В результате проведенного опыта можно сделать вывод, что вода вместе с растворенными в ней минеральными веществами, быстро поглощается растением. Она поднимается вверх от корней к листьям и другим органам. А так как в воде содержались чернила, то они более наглядно показали нам процесс передвижения минеральных веществ внутри растительного организма.

Опыт 2. Вырежьте кольцо с верхнего слоя коры древесной ветки. Поставьте ветку в воду. Через некоторое время над вырезом образуется наплыв. Это скопление органических веществ, которые не могут переместиться вниз через срезанное кольцо коры. Из наплыва развиваются придаточные корни (рис. 91).

О чём свидетельствует данный опыт? Сделайте вывод.

В процессе почвенного питания органические вещества в растении передвигаются по лубу от корней к верхней части через зону проведения. Также питательные вещества могут двигаться и вниз. Так как в наплыве образовались скопления органических веществ, которые обеспечивают рост растения, стали появляться и придаточные корни

Стр. 143. Задание

Незнакомое понятие – авитаминоз.

Авитаминоз – это паталогическое состояние организма, которое является следствием длительного и глубокого недостатка одного или нескольких витаминов в результате неполноценного питания. Это крайняя стадия гиповитаминоза.

В народе березовый сок считается панацеей от всех человеческих недугов. Это целая сокровищница минералов и витаминов. Он содержит соли калия, меди, магния, натрия, кальция, циркония, цинка, кремния и фосфора. Хлор, калий и натрий регулируют осмотическое давление и хорошо поддерживают солевой состав крови. Калий нужен для нормальной работы мышц и функционирования нервной системы, а кальций – для зубов и костей.

Также березовый сок богат на дубильные вещества, сапонины, органические кислоты, ферменты и фитонциды. Его следует употреблять, чтобы восстановить силы организма, например, после перенесенных простудных и других заболеваний. Березовый сок отлично помогает бороться с усталостью и весенней депрессией, повышает гемоглобин. Содержащиеся в нем фитонциды убивают бактерии и лучше всего защищают от вирусных инфекций.

Чрезвычайно полезен березовый сок при болезнях почек. Он способствует расщеплению и выведению камней и песка. Однако нужно быть осторожными и выпивать не более 2 литров сока в день, потому что камни могут начать двигаться и застрять в мочевыводящих путях.

Распространено использование березового сока в косметологии и для похудения. На его основе изготавливают различные уходовые средства для волос и кожи. А так как березовый сок улучшает обменные процессы, выводит шлаки из организма и положительно влияет на работу желудка, то его рекомендуется употреблять вместо кофе или чая, ведь в его составе всего 25 калорий на 100 грамм.

За сезон рекомендовано выпивать около 10 литров свежесобранного сока березы, чтобы в течение года оставаться здоровым. Заготавливать его принято ранней весной, а сам сезон длится с середины марта и до середины апреля, пока не распустятся почки дерева.

Если не знать, как правильно собирать березовый сок, то можно просто уничтожить дерево. Например, крупное дерево может давать в сутки до 7 литров сока, тогда как молодое намного меньше.

Итак, чтобы собрать сок, нужно последовательно выполнять следующие действия:

Выбрать немолодое дерево (лучше, если будет 10 и более лет);

На одном дереве достаточно будет одной точки для сборки сока;

Отверстие для сбора лучше всего делать на северной стороне – там больше сока;

Дырочки для вытекания сока важно делать при помощи сверла, аккуратно и ни в коем случае не топором;

После получения нужного количество сока прорезь в коре важно замазать садовым варом, воском или заткнуть глиной и мхом.

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по биологии учебник 5-6 класс Пасечник - ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 33 Передвижение веществ у растений

ВСПОМНИТЕ

1. Из каких веществ состоят организмы?

Из воды, органических и неорганических веществ.

2. Какие вещества передвигаются по растительному организму?

Вода, минеральные и органические вещества.

Вопросы на странице 141

1. Какое значение имеет передвижение веществ в жизнедеятельности растительного организма?

Проводящая система растений соединяет различные части растения и обеспечивает перенос веществ от одних частей к другим. Корни снабжают растение водой и минеральными веществами. А листья, в свою очередь, обеспечивают корни органическими веществами, которые образуются в процессе фотосинтеза. (Учебник с. 141-142)

2. Сравните пути передвижения по растению минеральных и органических веществ.

Вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам, которые начинаются в корне, тянутся через стебель в лист и доходят до каждой его клетки. Сосуды — это длинные трубки, представляющие собой мёртвые клетки, поперечные перегородки между которыми растворились. Органические вещества образуются в листьях и передвигаются в другие органы — корни, цветки, плоды по ситовидным трубкам. Ситовидные трубки — живые вытянутые клетки, поперечные перегородки которых пронизаны мельчайшими порами. Ситовидные трубки расположены в коре с внутренней стороны. (Учебник с. 141)

3. Какое значение имеет отложение органических веществ в запас?

Органические вещества, накопленные в семенах, служат для питания развивающегося зародыша, а накопленные в ветвях, корневищах, луковицах используются для образования новых органов. (Учебник с. 141)

1. Используя рисунок 89, составьте рассказ о передвижении веществ у растений.

Вода с минеральными веществами всасывается корнями растения при помощи корневых волосков и по сосудам продвигается вверх, к листьям. Из устьиц вода испаряется, а минералы усваиваются растением.
Органические вещества вырабатываются в листьях при фотосинтезе и по ситовидным трубкам идут из листьев к корням растения.

2. Используя дополнительные источники информации, объясните, какую роль в передвижении веществ у растений играют корневые волоски и устьица.

Через устьица вода испаряется, этим создается разница в осмотическом давлении листа и корня, давление в клетках листа понижается. В результате разницы давлений происходит всасывание воды с растворенными в ней минеральными веществами корневыми волосками и ее передвижение из корня в листья.

ПОДУМАЙТЕ! Как можно спасти дерево с повреждённой корой?

Поврежденные места замазывают садовым варом, чтобы предотвратить соковыделение. Все питательные вещества в таком случае будут проходить через неповорежденные участки дерева.
При кольцевом повреждении коры весь поток питательных веществ прерывается. Деревья погибнут, если не применить особые и быстрые способы лечения. Прежде всего делают так называемую прививку мостиком. Черенки такой же породы заготавливают до распускания почек и хранят во влажных подвалах. В конце апреля – начале мая, когда начнётся сокодвижение, по длине повреждения вырезают черенки, затачивая односторонними косыми срезами их концы. На коре дерева делают продольные разрезы коры и вставляют концы черенка. Всего на каждое дерево ставят 2-4 моста, плотно обвязывают место прививки и обмазывают садовым варом. Сросшиеся черенки становятся проводниками питательных веществ, быстро утолщаются. Можно использовать порослевые побеги, вырастающие внизу повреждённого дерева. Верхнюю часть их обрезают, заводят под верхний край коры, плотно обвязывают. Можно залечить свежие повреждения, обмазав их садовым варом, смешанным с гетероауксина – на 1 кг вара 50-100 мг гетероауксина. Остывшим варом тщательно обмазывают раны, обвязывают плёнкой.

Опыт 1. Срезали побег липы и поместили его в воду, подкрашенную чернилами (рис. 90, а). Через четыре дня сделали поперечный срез стебля. На срезе хорошо были видны окрашенные волокна — древесина, в которой находятся сосуды. Сделайте вывод о передвижении воды с растворёнными в ней минеральными веществами по растению.

Окрасилась древесина стебля, а точнее сосуды древесины, по которым перемещаются вода и растворённые в ней минеральные вещества. То есть в данном опыте краситель, растворенный в воде прошел теми же путями, что и минеральные вещества, перемещающиеся по стеблю.
Вывод. Вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам, которые начинаются в корне, тянутся через стебель в лист и доходят до каждой его клетки.

Опыт 2. Вырежите кольцо с верхнего слоя коры древесной ветки. Поставьте ветку в воду. Через некоторое время над вырезом образуется наплыв. Это скопление органических веществ, которые не могут переместиться вниз через срезанное кольцо коры. Из наплыва развиваются придаточные корни (рис. 91). О чём свидетельствует данный опыт? Сделайте вывод.

Результат опыта: На стебле среза образовалась раневая пробка, а потом — кольцеобразный наплыв, заживляющий рану. Затем из наплыва начали образовываться придаточные корни.
Вывод: После срезания кольца коры со стебля у растения были перерезаны ситовидные трубки луба и органические вещества, идущие от листьев в нижние части растения, стали накапливаться на кромке надреза. Получив увеличенное количество питательных веществ, клетки стебля со срезанной корой начали активно делиться и образовали наплыв, а затем и новые придаточные корни, позволяющие растению восстановить нормальную жизнедеятельность.

§ 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

Окрасилась древесина стебля

2. Рассмотрите продольный срез этого побега. Укажите, какой слой стебля окрасился. На основании проведённых наблюдений сделайте вывод.

Окрасилась древесина стебля, а точнее сосуды древесины, по которым перемещаются вода и растворённые в ней минеральные вещества. То есть в данном опыте краситель, растворенный в воде прошел теми же путями, что и минеральные вещества, перемещающиеся по стеблю.

3. Прочитайте в учебнике, в чём особенности клеток, по которым передвигаются вода и минеральные соли.

Сосуды стебля состоят из длинных тонкостенных трубок. Эти трубки формируются из длинного вертикального ряда коротких клеток — члеников сосуда, которые соединяются за счёт растворения перегородок между ними.

4. Зарисуйте срезы.

5. Сделайте выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю.

Вода и минеральные вещества поднимаются от корня вверх к другим частям растения по сосудам, расположенным в древесине стебля растения.

86. Почему у томатов и винограда рекомендуется обрезать боковые побеги? Расскажите об этом членам своей семьи, занимающимся выращиванием томатов и винограда.

В результате обрезки боковых побегов в оставшиеся побеги увеличивается поступление органических веществ. Это позволяет значительно ускорить вызревание плодов и увеличить урожайность растения.

87. Почему весной сок у берёз и клёнов сладкий?

В зимний и осенний период все органические вещества, выработанные деревьями и кустарниками, откладываются в древесине и сердцевине растения. Весной по сосудам растения начинается активная циркуляция воды и растворённых в ней веществ. Накопленные за зиму питательные вещества, в том числе и глюкоза, также растворяются в этой воде, поэтому весенний древесный сок особенно сладкий. По сосудам он направляется к почкам и распускающимся листьям, чтобы обеспечить их достаточным количеством питательных веществ.

Читайте также: