Теория социализации э эриксона кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ученый говорил о том, что длительное детство свойственно иметь человеку, потому что оно из человека делает виртуоза в техническом и интеллектуальном смысле, но и на всю жизнь оставляет след эмоциональной незрелости.

Структуру личности Эриксон трактует также, как З. Фрейд. Целый ряд публикаций говорит о том, что работы Эриксона являются началом нового психоисторического метода, т.е. применение психоанализа к истории.

Ученый ставил перед собой задачу – разработать новую психоисторическую теорию развития личности с обязательным учетом конкретной культурной среды. Им были проведены полевые этнографические исследования воспитания детей в индейских племенах.

Сравнив результаты с воспитанием детей в городских семьях, он пришел к выводу, что в каждой культуре существует особый стиль материнства, который воспринимается как единственно правильный. Этот стиль всегда определяется тем, что ожидает от ребенка социальная группа, к которой он принадлежит.

В своей самой знаменитой работе он пишет о том, что личностная индивидуальность является стратегической задачей второй половины XX века точно также, каким было изучение сексуальности в конце XIX века во времена З.Фрейда.

Общество выдвигает специфические задачи для каждой стадии жизненного цикла, оно же определяет содержание развития. Решение задачи зависит от двух моментов – от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида и, во-вторых, от общей духовной атмосферы общества, где индивид живет.

Концепция получила название эпигенетической концепции жизненного пути личности, принцип которой используется при изучении эмбрионального развития. Согласно ему всё, что растет, имеет общий план, а вот исходя из общего, происходит развитие отдельных частей и каждая часть для преимущественного развития имеет наиболее благоприятный период – в результате произойдет формирование функционального целого.

Готовые работы на аналогичную тему

Последовательность стадий являются результатом биологического созревания, но содержание развития определяется ожиданием общества, к которому относится индивид.

Прохождение всех стадий зависит от продолжительности жизни человека.

Оценивая проделанную работу, автор признает, что периодизацию нельзя рассматривать как теорию личности, что это только ключ к построению такой теории. Его любимый философ Кьеркегор говорил, что жизнь можно понять в обратном порядке, но прожить её надо с самого начала. Эти слова философа, как нельзя кстати подходят к концепции Э. Эриксона.

Стадии процесса социализации по Э. Эриксону

Положения Э. Эриксона заключаются в следующем. Он:

По мнению ученого, третья стадия, которую З. Фрейд назвал фаллическая, развивается между предприимчивостью и чувством вины. Какое из этих качеств перевесит, зависит от родителей – какова их реакция на детские забавы и игры.

Латентной фазе в психоанализе соответствует четвертая стадия, но рамки психоанализа Эриксон расширяет. Он говорит о том, что развитие ребенка в этот период зависит от отношения и других взрослых, а не только от родителей. Этот период связан с появлением у ребенка дедукции, регламентированным занятиям, организованным играм. Социальный параметр с одной стороны характеризуется умелостью, а с другой стороны – чувством неполноценности.

На пятой стадии, а это возраст 12-18 лет, подросток может уже обобщать и должен объединить всё, что о себе знает – какой он сын, друг, спортсмен, школьник и др. Возникает необходимость объединить эти роли в целое, осмыслить их, связать с прошлым и проецировать в будущее. Справившись с такой задачей, у него появится ощущение кто он и куда идет. Влияние родителей на этой стадии становится косвенным.

Начало зрелости – это шестая стадия жизненного цикла – специфический параметр заключен между положительным полюсом близости и отрицательным – одиночества.

Параметр общечеловечности появляется на седьмой стадии зрелого возраста. Общечеловечность Эриксон понимает, как способность человека интересоваться людьми за пределами своего круга, задумываться над жизнью подрастающего поколения. Если чувство сопричастности не выработалось, человек сосредотачивается на себе и своем комфорте.

Завершенная форма его идентичности – это восьмая стадия жизненного цикла, на которой появляется мудрость, а Эриксон определяет её как отстраненный интерес к жизни как таковой перед лицом смерти. Если эта личностная интеграция отсутствует, то возникает страх смерти, отчаяние.

Каждая стадия имеет свои сильные стороны и Эриксон считает, что неудача на одной стадии может быть исправлена на другой стадии. Не только родители должны нести ответственность за формирование личности, но и какую-то часть этой ответственности должны взять на себя сам индивид и общество.

Социализация как непрерывный процесс

Процесс социализации не кончается до конца жизни человека, но нравственное его развитие на определенном этапе может и задержаться. Эту мысль одним из первых высказал доктор Орвиль Г. Брим-младший.

По его мнению, между социализацией взрослых и детей существуют различия. У взрослых людей она выражается в изменении внешнего поведения, а детская базовые ценностные ориентации корректирует.

Взрослые люди способны оценивать нормы, в то время как дети могут их только усваивать. Изменение процесса социализации у взрослых ряд социологов объясняют тем, что переживания и кризисы различны в жизни взрослого человека и ребенка. Данный подход получил название адаптивистский.

Суть его заключается в том, что жизнь взрослых людей рассматривается как ряд ожидаемых и неожиданных кризисов, их, безусловно, необходимо осмыслить и преодолеть. Так, например, неожиданным кризисом может стать потеря близкого человека, возрастная потеря физической подвижности, выход человека на пенсию, уход взрослых детей из родного дома.

У разных людей время наступления кризиса разное. Взрослые люди, как считают сторонники адаптивистского подхода, кризисы преодолевают один за другим и разрешение одного совсем не означает, что следующий кризис тоже будет разрешен.

Но, есть и другая точка зрения, принадлежащая сторонникам развивающего подхода. Они полагают, что кризис является основой для дальнейшего роста. И одним из первых теорию развития личности на протяжении всей жизни предложил социальный психолог Э. Эриксон.

По мнению психолога Эрика Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов.

Модель развития личности.

Эриксон выделил 8 стадий развития личности от рождения до смерти.

Возраст Название стадии
0-1 Доверие или недоверие.
2 — 3 Самостоятельность или нерешительность
4 — 5 Предприимчивость или чувство вины
6 — 11 Умелость или неполноценность
12 — 19 Идентификация личности или спутанность ролей
20 — 25 Ранняя зрелость. Интимность или изоляция
26 — 64 Средняя зрелость. Продуктивность или инертность
От 65 лет Поздняя зрелость. Интеграция или отчаяние

1. Доверие или недоверие (0-1 год).

trust vs. mistrust


Эта стадия охватывает первый год жизни. На этой стадии идёт созревание сенсорных систем. То есть развивается зрение, слух, обоняние, вкус, тактильная чувствительность. Человек испытывает жажду новых впечатлений, он осваивает мир.

На этой стадии, как и на всех последующих, есть два пути развития: позитивный и негативный.

1 стадия Резюме: орально-сенсорная. Психосоциальный кризис: Базальное доверие – базальное недоверие. Ответ на вопрос: Могу ли я доверять миру? Сильная сторона -надежда.

2. Самостоятельность или стыд и нерешительность (2-3 года)

autonomy vs. shame and doubt


Эта стадия охватывает второй и третий годы жизни. Вторая стадия развития личности, по Э. Эриксону, состоит в формировании и отстаивании ребенком своей автономии и независимости. Она начинается с того момента, как ребенок начинает ходить. На этой стадии ребёнок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, держаться, бросать, толкать и т.п. Дети наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся всё делать сами.

Итог позитивного пути: у ребёнка появляется самостоятельность; автономия; вырабатывается ощущение, что он владеет своим телом, своими стремлениями, в значительной степени владеет своей средой; закладываются основы свободного самовыражения и сотрудничества; вырабатываются навыки самоконтроля без ущерба для своей самооценки; воля.

Итог негативного пути: у ребёнка закрепляется нерешительность и неуверенность в своих способностях; сомнение; зависимость от других; закрепляется чувство стыда перед другими; закладываются основы скованности поведения, малой общительности, постоянной настороженности.

2 стадия Резюме: Мышечно-анальная. Психосоциальный кризис: Самостоятельность – стыд и сомнение. Ответ на вопрос: Могу ли я управлять своим телом? Сильная сторона -сила воли.

3.Инициатива или чувство вины (4-5 лет).

initiative vs. guilt

Другие варианты перевода: предприимчивость и неадекватность.


Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они пытаются стать независимыми и исследовать границы своих возможностей. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей.

Позитивный путь развития:

Если исследовательская деятельность детей в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы.

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребёнка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.

Негативный путь развития.

Близкие взрослые, жёстко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины — пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

3 стадия Резюме: Локомоторно-генительная, возраст 3-6 лет. Психосоциальный кризис: Инициативность – вина. Ответ на вопрос: Могу ли я стать независимым от родителей ? Сильная сторона -цель.

4. Трудолюбие или чувство неполноценности (6-11 лет).

industry vs. inferiority


В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников.

Ребенок задает себе вопрос: А способен ли я?

Позитивный путь: Когда детей поощряют заниматься любимым делом, учиться новым навыкам (мастерить, готовить, заниматься рукоделием, даже если у них не так хорошо и аккуратно получается), когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству.

Чувство компетентности и трудолюбие у ребенка также сильно зависят от школьной успеваемости. Если школьник усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться, то непрерывное отставание в классе развивает у него чувство неполноценности.

Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.

4 стадия Резюме: Латентная, возраст 6-11 лет. Психосоциальный кризис: трудолюбие-неполноценность. Ответ на вопрос: Способен ли я? Сильная сторона -компетентность, уверенность.

5.Идентичность или смешение ролей (12-19 лет).

identity vs. role confusion


До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность.

Негативный путь развития: Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности.

Подросток становится недоверчивым, стыдливым, неуверенным, исполненным чувства вины и сознания своей неполноценности.

5 стадия Резюме: Подростковая, возраст 12-19 лет. Психосоциальный кризис: Самотождественность Я – ролевое смешение. Ответ на вопрос : Кто я есть? Сильная сторона -верность.

6.Близость или изоляция (20-25 лет).

intimacy vs. isolation


В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Это так же и как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, родителям или другим родственникам.

Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.

  • Например, человеку, который испытывает трудности в том, чтобы доверять другим (1 стадия), будет трудно любить;
  • Человеку, которому необходимо контролировать себя (3 стадия), будет трудно позволить другим пересечь свою границу.
  • Тому, кто чувствует себя неадекватно, будет трудно быть близким с другими.
  • А если человек не уверен в своей идентичности (5 стадия), то ему будет трудно поделиться с другим тем, кто он есть.

Негативный путь развития.

Неспособность устанавливать спокойные доверительные личные отношения и (или) излишняя поглощенность собой ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие и устанавливать поверхностные контакты, без проявления настоящей вовлеченности в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с интимностью, представляют для них угрозу.

6 стадия Резюме: Ранняя зрелость, возраст 20-25 лет. Психосоциальный кризис: Близость-изоляция. Ответ на вопрос: Могу ли я иметь близкие отношения? Сильная сторона -любовь.

7. Генеративность или стагнация (26-64 года).

generativity vs. stagnation


Во взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Но не только. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену – о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление.

7 стадия Резюме: Средняя зрелость, возраст 26-64 лет. Психосоциальный кризис: продуктивность-застой. Ответ на вопрос: Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью? Сильная сторона -забота.

8. Целостность эго или отчаяние (от 65 лет).

ego integrity vs. despair


На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее.

Если жизнь человека была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой.

Тогда он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния.

Очевидно, что то или иное разрешение этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупного опыта, накопленного в ходе разрешения всех предыдущих конфликтов.

8 Резюме: Стадия 8. Поздняя зрелость, возраст от 65 лет. Психосоциальный кризис: Цельность Я – отчаяние. Ответ на вопрос: Имела ли моя жизнь смысл? Сильная сторона -Мудрость.


Эрик Эриксон -(англ. Erik Homburger Erikson ; 1902, Франкфурт-на-Майне — 1994, Массачусетс) — психолог в сфере психологии развития и психоаналитик.

Эриксон противопоставил теории Фрейда, подразделявшей психологическое развитие на пять стадий, свою собственную схему, в которой насчитывалось восемь подобных этапов.


КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА

231-22-80; 231-22-87; 993-22-48.

Общество — сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом.

В организме на место отживающих клеток приходят новые. Так и в обществе каждую секунду рождаются новые люди, которые пока ничего не знают; ни правил, ни норм, ни законов, согласно которым живут их родители. Всему их нужно обучить, чтобы они стали самостоятельными членами общества, активными участниками его жизни, способными обучать новое поколение.

Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества , к которому он принадлежит, называется социализацией .

Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации :

первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;

вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации — это конкретные люди , ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации — учреждения , влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий

Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.

Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.

Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.

Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.

Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

Стадии процесса социализации личности по Эриксону (1902-1976):

Стадия младенчества (от 0 до 1,5 года). На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка.

Стадия детства (от 4 до 6 лет). На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т.д. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет). На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический этос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе.

Стадия юности (от 21 до 25 лет). На этой стадии для человека становится актуальным поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой , человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. На этой же стадии личность вкладывает себя в хороший, любимый труд, заботу о детях, удовлетворена своей жизнью.

На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.

В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

культура, социальное окружение;

Биологическое наследие каждого человека поставляет “сырые материалы”, которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей.

Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией , а утрата личностью навыков социального поведения — десоциализацией . Отклонение в социализации принято называть девиацией .

Модель социализации определяется тем , каким ценностям привержено общество , какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. Социализация организуется так, чтобы обеспечить воспроизводство свойств социальной системы. Если главная ценность общества — свобода личности, оно и формирует такие условия. Когда личности предоставляются определенные условия, она обучается самостоятельности и ответственности, уважению к своей и чужой индивидуальности. Это проявляется повсеместно: в семье, школе, в вузе, на работе и др. Причем, эта либеральная модель социализации предполагает органическое единство свободы и ответственности.

Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; развитие творческого мышления; развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях; потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств; способность самостоятельно принимать решения; уважение к законам, моральным ценностям; социальную ответственность, гражданское мужество, развивает чувство внутренней свободы и собственного достоинства; воспитание национального самосознания российского гражданина.

Социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность .

Человек всегда стремился узнать, как происходит процесс взросления и какой путь становления личности является оптимальным. Ответы на эти вопросы искали такие знаменитые философы и социологи, как З. Фрейд, К. Юнг, Д. Келли. Эпигенетическая теория Эриксона отличается от других работ своей оригинальной концепцией. Американский психолог полагал, что жизнь — это череда испытаний, благодаря которым индивид непрерывно развивается.

Теория Э. Эриксона

Суть теории

Американский психолог Эрик Эриксон был последователем теории классического психоанализа Зигмунда Фрейда. Но в отличие от австрийского исследователя, он полагал, что становление личности связано не только с сексуальным развитием, но и с социальными факторами. Эриксон разработал собственную концепцию и дополнил фазы Фрейда, считая, что совершенствование индивида не заканчивается в подростковом возрасте, а продолжается всю жизнь.

Эпигенетическая теория Эриксона

Согласно эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона, человек в течение жизненного пути проходит 8 стадий:

  1. Орально-сенсорную.
  2. Мышечно-анальную.
  3. Локомоторно-генитальную.
  4. Латентную.
  5. Отрочество и юность.
  6. Молодость.
  7. Взрослость.
  8. Поздняя зрелость.

Стадии развития личности

Эрик Эриксон

Теория Эриксона выстраивается на прохождении многочисленных кризисов, то есть на решении серьёзных возрастных проблем. В конце стадии человек достигает или положительного, или отрицательного результата.

Благополучное завершение этапа приводит к формированию здоровой личности. Если же индивид не смог преодолеть кризис, начинает накапливаться отрицательный опыт, человек чувствует себя неуверенно в окружающей обстановке.

Ранний возраст

Орально-сенсорную фазу называют стадией доверия и недоверия. Она охватывает первый год жизни ребёнка. Если о малыше заботятся родители, не позволяют ему чувствовать дискомфорт и регулярные боли, то у индивида вырабатывается чувство доверия. Если же внимания недостаточно, у ребёнка развивается подозрительность по отношению к окружающему миру.

Вторая мышечно-анальная стадия продолжается с 2 до 3 лет. В этот период ребёнок способен не только наблюдать за взрослыми, но и самостоятельно совершать сложные действия. Для достижения позитивного результата родители должны давать положительную характеристику деятельности малыша. Важно не торопить развитие ребёнка, а позволять ему осваивать навыки постепенно. В этом случае у индивида будет вырабатываться:

Но если воспитатели будут проявлять нетерпение, публично критиковать и обсуждать ребёнка, он вырастет стыдливым и нерешительным.

Раннее развитие

Локомоторно-генитальная стадия продолжается с 3 до 6 лет. К этому возрасту ребёнок осваивает множество сложных действий, например, езду на велосипеде, манипуляции с телефоном и телевизором, рисование, анализ информации. Индивид может не только подражать, но и сам придумывать себе занятия. На этом этапе родителям важно предоставлять ребёнку инициативу в выборе деятельности. Только так будет развиваться предприимчивость. Тотальный контроль и запрещение безобидных игр приведут к выработке чувства вины.

Латентная стадия охватывает период с 6 до 11 лет. Развиваются дедуктивные и творческие способности. Ребёнок любит изучать свойства предметов и создавать новые вещи. Влияние оказывает не только семейный институт, но и школа. Если творческую деятельность ребёнка поощряют, развивается умелость и трудолюбие. Если же ученика критикуют или высмеивают за отставание от одноклассников, вырабатывается неполноценность. Поэтому учителям важно находить индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Подростковый период

Стадию отрочества и юности называют фазой идентификации личности и путаницы ролей. Она продолжается с 12 до 18 лет. Этот возрастной период характеризуется:

Подростковый период

  1. Пробуждением любви и ревности.
  2. Появлением жизненных принципов и ценностей.
  3. Проявлением интереса к мыслям других людей.
  4. Мысленным созданием идеальной модели общества, семьи, государства и религии.

Влияние родителей становится косвенным, возрастает авторитет других социальных институтов. Подросток систематизирует все свои знания и взгляды на жизнь, то есть проходит психосоциальную идентификацию. У индивидов, успешно завершивших предыдущие стадии психического развития, не возникает проблем с этим процессом. Но неуверенный, стыдливый, недоверчивый подросток может столкнуться с синдромом путаницы ролей.

Синдром путаницы ролей распространён среди малолетних преступников, участников неформальных и радикальных движений.

Зрелость и старость

Стадия молодости — это время ухаживаний и первые годы образования семьи. На периодизацию этой фазы у социологов разные взгляды. Одни относят этап к возрасту 18−40 лет, другие — к 20−35 годам. К этому времени индивид начинает испытывать потребность в заботе о другом человеке. Как правило, эта потребность реализуется после образования собственной семьи. Создание прочных и счастливых отношений — благоприятное завершение стадии. Те, кто этой цели не достиг, испытывают одиночество.

Эриксон теория развития личности

Стадия зрелости наступает в 35−60 лет. Этот период характеризуется:

  • взрослением собственных детей;
  • заботой о судьбе грядущих поколений;
  • генеративностью, то есть стремлением внести значимый вклад в окружающий мир;
  • активностью в семье и обществе.

Последняя стадия старости или поздней зрелости связана с завершением трудовой деятельности. Наступает время размышлений и оценки собственного жизненного пути.

Человек, который успешно прошёл все стадии психосоциального развития, ощущает себя целостной личностью. Так завершается его эго-интеграция. Для менее успешных индивидов жизнь выглядит как череда упущенных возможностей, человека охватывает чувство отчаяния.

Стадии психосоциального развития могут заменять друг друга. Например, подросток, который испытывает синдром путаницы ролей, может стать полноценной личностью на этапе молодости или зрелости. И, напротив, ребёнок в процессе взросления может утрачивать силу воли или самоконтроль.

Материал может быть использован для составления реферата по обществознанию, психологии или социологии.

Читайте также: