Теория сеченова и павлова кратко

Обновлено: 05.07.2024

Развивая идеи И.М. Сеченова, И.П. Павлов сформулировал три принципа рефлекторной теории: 1) структурности (Рефлекторные дуги обеспечивают психическую деятельность. Центральное звено условнорефлекторных дуг высших животных включает кору больших полушарий головного мозга).

2) анализа и синтеза(В рефлекторных дугах,за счет формирования временных связей, происходит непрерывный анализ и синтез сигналов, поступающих в центральную нервную систему. В периферических частях сенсорных систем анализируются преимущественно физические и химические свойства раздражителей – элементарный анализ. Затем информация снова анализируется в центральных частях анализаторов(в этом анализе определяется биологическая значимость сигналов о состоянии и динамике окружающей среды). Этот анализ сопровождается синтезом, который позволяет объединять сигналы разных сенсорных систем, сопоставлять их с информацией, хранящейся в памяти, давать оценку и ранжирование сигналов по степени потребности в них организма на основе доминанты.

Аналитические и синтетические процессы, происходящие в центральных частях сенсорных систем, называют высшим анализом и синтезом.

3) Принцип детерминизма, т.е. причинной обусловленности всех поступков и действий человека и животных. В зависимости от многих обстоятельств один и тот же раздражитель (пусковой стимул) может вызывать разные реакции даже у одного и того же индивида, а тем более, у разных животных и людей. Например, в ответ на поднятую человеком палку над головой одна собака трусливо убежит, а другая – бросится на него. => в высшей нервной деятельности принцип детерминизма соблюдается не столь жестко и однозначно, как в безусловных рефлексах. Детерминизм высшей нервной деятельности сильно доминирует над неопределенностью в так называемом динамическом стереотипе.

Развивая идеи И.М. Сеченова, И.П. Павлов сформулировал три принципа рефлекторной теории: 1) структурности (Рефлекторные дуги обеспечивают психическую деятельность. Центральное звено условнорефлекторных дуг высших животных включает кору больших полушарий головного мозга).

2) анализа и синтеза(В рефлекторных дугах,за счет формирования временных связей, происходит непрерывный анализ и синтез сигналов, поступающих в центральную нервную систему. В периферических частях сенсорных систем анализируются преимущественно физические и химические свойства раздражителей – элементарный анализ. Затем информация снова анализируется в центральных частях анализаторов(в этом анализе определяется биологическая значимость сигналов о состоянии и динамике окружающей среды). Этот анализ сопровождается синтезом, который позволяет объединять сигналы разных сенсорных систем, сопоставлять их с информацией, хранящейся в памяти, давать оценку и ранжирование сигналов по степени потребности в них организма на основе доминанты.

Аналитические и синтетические процессы, происходящие в центральных частях сенсорных систем, называют высшим анализом и синтезом.

3) Принцип детерминизма, т.е. причинной обусловленности всех поступков и действий человека и животных. В зависимости от многих обстоятельств один и тот же раздражитель (пусковой стимул) может вызывать разные реакции даже у одного и того же индивида, а тем более, у разных животных и людей. Например, в ответ на поднятую человеком палку над головой одна собака трусливо убежит, а другая – бросится на него. => в высшей нервной деятельности принцип детерминизма соблюдается не столь жестко и однозначно, как в безусловных рефлексах. Детерминизм высшей нервной деятельности сильно доминирует над неопределенностью в так называемом динамическом стереотипе.




В каждом учебнике биологии говорится, что основатель рефлекторной теории - Иван Павлов. Это действительно так, однако еще до знаменитого русского физиолога нервную систему изучали многие исследователи. Из них самый большой вклад внес учитель Павлова Иван Сеченов.

Предпосылки рефлекторной теории

рефлекторная теория психических процессов

Важность открытий Декарта

Физик считал, что мозг человека является центром, отвечающим за связь с окружающим миром. Кроме того, он предположил, что от него идут нервные волокна. Когда внешние факторы влияют на концы этих нитей, сигнал поступает в мозг. Именно Декарт стал основоположником принципа материалистического детерминизма в рефлекторной теории. Принцип этот заключается в том, что любой нервный процесс, происходящий в головном мозге, вызывается действием раздражителя.

Много позже русский физиолог Иван Сеченов (основатель рефлекторной теории) справедливо назвал Декарта одним из тех ученых, на которых он опирался в своих исследованиях. При этом у француза было много заблуждений. Например, он считал, что животные, в отличие от людей, действуют машинально. Опыты другого русского ученого - Ивана Павлова - показали, что это не так. Нервная система животных имеет такое же строение, как у человека.

рецепторная и рефлекторная теория ощущений

Иван Сеченов

Другим человеком, внесшим важный вклад в развитие рефлекторной теории, является Иван Сеченов (1829–1905). Он был просветителем и создателем отечественной физиологии. Ученый первым в мировой науке предположил, что высшие отделы головного мозга работают только на рефлексах. До него неврологи и физиологи не ставили вопрос о том, что, возможно, все психические процессы человеческого организма имеют физиологическую природу.

Во время исследований во Франции Сеченов доказал, что головной мозг влияет на двигательную активность. Он открыл явление центрального торможения. Его исследования произвели фурор в тогдашней физиологии.

Формирование рефлекторной теории

Сеченов не только открыл новые факты, но и проделал огромную работу по обобщению уже известной информации о физиологических процессах внутри организма. Он доказал, что влияние внешней среды нужно как для обычного одергивания руки, так и для появления мысли или чувства.

рефлекторная теория сеченова

Критика идей Сеченова в России

Несмотря на неоднозначную оценку в России, основы теории рефлекторной деятельности были тепло встречены научным сообществом Старого Света. Книги Сеченова начали издаваться в Европе гигантскими тиражами. Ученый даже на некоторое время перенес свою основную исследовательскую деятельность в западные лаборатории. Он продуктивно работал с французским медиком Клодом Бернаром.

Рецепторная теория

В истории науки можно найти множество примеров того, как ученые шли по ложному пути, предлагая идеи, не соответствовавшие действительности. Таким случаем можно назвать рецепторную теорию ощущений, противоречащую взглядам Сеченова и Павлова. В чем их отличие? Рецепторная и рефлекторная теория ощущений по-разному объясняют природу реакции организма на внешние раздражители.

И Сеченов, и Павлов считали, что рефлекс – это активный процесс. Эта точка зрения закрепилась в современной науке и сегодня считается окончательно доказанной. Активность рефлекса заключается в том, что живые организмы на некоторые раздражители реагируют острее, чем на другие. Природа отделяет нужное от ненужного. Рецепторная теория, наоборот, гласит, что органы чувств реагируют на окружающую среду пассивно.

развитие рефлекторной теории

Иван Павлов

Толчком для открытия безусловных рефлексов и окончательного формирования всей рефлекторной теории стало простое наблюдение. Павлов уже десять лет изучал пищеварительную систему и имел в своей лаборатории много собак, которых очень любил. Однажды ученый задался вопросом: почему у животного появляется слюна еще до того, как ему дают еду. Дальнейшие наблюдения показали удивительную связь. Слюна начинала выделяться, когда собака слышала звон посуды или голос человека, приносившего ей корм. Такой сигнал запускал механизм, вызывающий выработку желудочного сока.

кто основатель рефлекторной теории

Безусловные и условные рефлексы

Вышеописанный случай заинтересовал Павлова, и он начал серию экспериментов. К каким выводам тогда пришел основатель рефлекторной теории? Декарт еще в XVII веке говорил о реакциях организма на внешние раздражители. Русский физиолог взял за основу эту концепцию. Кроме того, ему помогла рефлекторная теория Сеченова. Павлов был его непосредственным учеником.

Наблюдая за собаками, ученый пришел к идее о безусловных и условных рефлексах. К первой группе относились врожденные особенности организма, передаваемые по наследству. Например, глотание, сосание и т. д. Условными рефлексами Павлов назвал те, которые живое существо получает уже после появления на свет благодаря личному опыту и особенностям окружающей среды.

Эти качества не передаются по наследству – они строго индивидуальны. В то же время организм может утратить такой рефлекс, если например, изменились условия окружающей среды, и в нем больше нет необходимости. Самым известным примером условного рефлекса является эксперимент Павлова с одной из лабораторных собак. Животное приучили, что корм приносят после того, как в помещении включается лампочка. Далее физиолог следил за появлением новых рефлексов. И действительно, скоро у собаки начала сама собой выделяться слюна, когда она видела включенную лампочку. При этом ей не несли еды.

рефлекторный принцип регуляции

Три принципа теории

Общепризнанные принципы рефлекторной теории Сеченова-Павлова сводятся к трем правилам. В чем они заключаются? Первый из них – это принцип материалистического детерминизма, сформулированный еще Декартом. Согласно ему, каждый нервный процесс вызывается действием внешнего раздражителя. На этом правиле основывается рефлекторная теория психических процессов.

Второй – принцип структурности. Данное правило гласит, что строение отделов нервной системы напрямую зависит от количества и качества их функций. На практике это выглядит следующим образом. Если у организма нет головного мозга, то его высшая нервная деятельность отличается примитивностью.

основатель рефлекторной теории

Последний принцип – принцип анализа и синтеза. Он заключается в том, что в одних нейронах происходит торможение, а в других – возбуждение. Этот процесс является физиологическим анализом. В результате него живой организм может различать окружающие предметы и явления.

И. П. Павлов, изучал физиология головного мозга собак. На основе этого изучения Павлов точно определил понятие высшей нервной деятельности.

Высшая нервная деятельность – закономерность нервного процесса головного мозга, но не психических свойств нервной системы.

Поскольку Павлов изучал ВНД животных, а не человека, то считал недопустимым сравнивать высшую нервную деятельность животных с человеческой психикой.

Сравнение ВНД и психики привело к отрицанию общественно-исторической сущности психики человека, и к биосоциальности людей.

Высшая нервная деятельность обеспечивает поведение животного организма в социальном пространстве. Низшая нервная деятельность обеспечивает рефлекторную работу внутренних органов. Ведущая роль в единстве вегетативных и двигательных рефлексов, принадлежит рефлексам двигательным.

Таким образом, можно сказать, что высшая нервная деятельность состоит из рефлексов: условных и безусловных. Условные рефлексы не образуются без безусловных рефлексов.

И. П. Павлов, давал определение понятия о высшей нервной деятельности, что это объединенная функция больших полушарий головного мозга и подкорковых центров.

Поскольку им было доказано, что без коры больших полушарий взрослые собаки теряют все условные рефлексы, приобретенные ими на протяжение всей их жизни, а образуются условные вегетативные рефлексы.

И. П. Павлов утверждал, что ВНД есть у всех животных, которые обладают нервной системой, и осуществляется она высшим отделом нервной системы. В этом состоит суть общебиологического значения в учении И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.

И. М. Сеченов и И. П. Павлов - создатели нового этапа в изучении физиологии головного мозга

Главная идея теории ВНД заключается в действие на органы чувств внешнего материального мира. Из органов чувств нервные импульсы, поступая в головной мозг, вызывают рефлекторную и отражательную его деятельность.

Готовые работы на аналогичную тему

Основоположником рефлекторной теории деятельности головного мозга был И. М. Сеченов. Сеченов ввел понятие об анализаторах. Анализаторы состоят из органов чувств, афферентных нервных путей и отделов головного мозга, в которые поступают из органов чувств нервные импульсы.

Рефлекторная теория Павлова и Сеченова – это материалистический детерминизм по изучению функций центральной нервной системы. Рефлекторная теория является фундаментом для будущего развития физиологии ВНД и психологии.

Основные принципы рефлекторной теории:

  • детерминизм. Процессы, происходящие в головном мозге, вызываются материальными изменениями, которые происходят за пределами и внутри организма;
  • структурность. Функции и строение головного мозга взаимосвязаны;
  • физиологические. Принципы представлены анализом и синтезом.

Метод изучения высшей нервной деятельности И. П. Павлова

И. П. Павлов основал метод уловных рефлексов на основание возникновения нервных процессов больших полушарий головного мозга, во время раздражения рецепторов. Раздражение вызвано действием материального мира на внешние рецепторы.

С помощью метода условных рефлексов, изучается работа головного мозга у здорового животного организма в нормальных естественных условиях.

Метод Павлова и его научные труды в сфере высшей нервной деятельности позволяют изучать качественные коренные особенности работы мозга.

Метод Павлова является составляющей естественно-научных основ мировоззрения в диалектико-материалистическом направлении.

Поэтому работу головного мозга человека стоит изучать методами материалистической психологии, а также исследовать общественно-историческую сущность психики человека, раскрывать роль труда, речи и практики в формировании психики у человека и активный характер сознания.

Теория И. П. Павлова о типах ВНД

И. П. Павлов выделил свойства нервных процессов, которые образуют конкретные комбинации, формирующие типы ВНД. По его мнению, свойства нервных процессов формируют основу темперамента человека.

Темперамент – психическое проявление типа высшей нервной деятельности.

Тип ВНД – совокупность приобретенных и врожденных свойств нервной системы, которые определяют характер взаимодействия между организмом и окружающей его средой.

Вклад И. М. Сеченова и И. П. Павлова в создание учения о высшей нервной деятельности

В основе психического развития лежит память. Выделенные Сеченовым несколько типов памяти — зрительная, осязательная, слуховая, мышечная, ассоциативная — исследуются в последующей физиологии. Добавим к этому открытие им явления торможения в центральной нервной системе, вскрытие психологических механизмов мышления и станет ясно основополагающее значение и вклад работ И.М.Сеченова в развитие представлений о высшей нервной деятельности.

Под высшей нервной деятельностью И.П.Павлов понимал деятельность больших полушарий с близлежащей подкоркой, которые обусловливают рефлексы.

4 типа высшей нервной деятельности человека

Исследования И. П. Павловым взаимоотношений возбуждения и торможения, их силы и продолжительности позволили выделить четыре основных типа высшей нервной деятельности человека.

  1. Неуравновешенный тип. При нем преобладают процессы возбуждения над процессами торможения.
  2. Уравновешенный тип с большой подвижностью нервных процессов.
  3. Уравновешенный тип с малой подвижностью нервных процессов.
  4. Слабый тип. У таких индивидуумов слабо развиваются как возбуждение, так и торможение.

Эти четыре типа высшей нервной деятельности, открытые И.П.Павловым, соответствуют четырем типам темпераментов (характеров) людей.

  • Со времен Гиппократа неуравновешенный тип с преобладанием возбуждений относят к холерическому темпераменту;
  • уравновешенный с большой подвижностью возбуждения и торможения свойствен сангвиническому характеру;
  • уравновешенный тип с небольшой подвижностью одних и других процессов присущ флегматичным людям;
  • слабый тип со слабым возбуждением и торможением присущ людям меланхолического темперамента.

Открытие И.П.Павловым второй сигнальной системы, присущей только человеку, заложило основу для разработок вопросов мышления, возникновения и развития речи.

Значение слова по И.П.Павлову

Благодаря второй сигнальной системе используется общественный опыт поколений, усваиваемый при помощи языка и речи. Если для животных слова — это звуки, раздражители, то для человека — это понятия. Они действуют своим содержанием, смыслом. Через нервную систему слова действуют на функции внутренних органов, благодаря чему их (слова) используют психотерапевты для лечения функциональных расстройств.

Точно так же слова могут вредно действовать на здоровье. Отсюда вытекает необходимость осторожного использования их в общении, особенно при общении врача и пациентов. На этот счет возникло целое направление в медицине — врачебная этика — учение о нравственных началах в деятельности врача, включающее и значение слова.

Речь появилась в результате общения людей в процессе труда. Значение слова не сводится только к общению, а составляет основу отвлеченного мышления и определяет поведение людей. Посредством речи осуществляются анализ и обобщение информации, а также — суждения и выводы. Речь отражает интеллект.

Читайте также: