Теория самопрезентации гофмана кратко

Обновлено: 05.07.2024

Самопрезентация, по И. Гоффману, — это средство организации собственного поведения человеком, не осознающим этот процесс, пассивным в выборе средств. «Получается так, что уже существует несколько хорошо разработанных (и легко узнаваемых)

Дж. Тедеши и М. Риес определяют самопрезентацию как намеренное, осознаваемое поведение, направленное на создание определенного впечатления у окружающих [Tedeschi, Riess, 1981]. Очевидно, что речь идет о полностью осознаваемом процессе, который рассматривается с полюса коммуникатора. Субъект в этом случае активен, он достигает объективных целей психологическими средствами, управляя впечатлением о себе. Значимая аудитория — это реципиент, именно на него направлено воздействие. Реципиент рассматривается как объект, т.е. речь идет о субъект-объектно ориентированных отношениях.

Б. Шленкер и М. Вейголд [Schlenker, Weigold, 1992], а также М. Лири и Р. Ковальски [Leary, Kowalski, 1990] считают, что самопрезентация — средство подтверждения Образа-Я и поддержания самооценки.

Таким образом, самопрезентация по Б. Шленкеру и М. Вейголду, а также М. Лири и Р. Ковальски — это осознаваемый или неосознаваемый, в зависимости от ситуации, процесс, осуществляемый активным субъектом. Аудитория значима как внешняя, так и внутренняя, внешняя — для самореализации, внутренняя — для самооценки. Рассматривается только коммуникатор, достигающий психологических целей психологическими средствами — техниками самопрезентации.

Самопрезентация, по Д. Майерсу [Майерс, 1996], — средство поддержания завышенной самооценки, проявляющееся в особом,

Г. Мид и Ч. Кули: «Самопрезентация — средство формирования

Самопрезентация, по Г. Миду [Mead, 1934] и Ч. Кули [Cooley,

1964], — средство формирования Образа-Я и самооценки. Этот процесс не осознается субъектом, хотя субъект и активен в выборе целей и средств. Цель — формирование Образа-Я, средства (реализация внутреннего потенциала) — психологические. Очевидно, что значимая аудитория — сам человек. Процесс разворачивается во вне, но для себя. Рассмотрение ведется с полюса коммуникатора, хотя авторы и относятся к интеракционистскому направлению. Реципиент здесь — средство самопознания.

Самопрезентация, по Р. Баумейстеру и А. Стейнхилберу, — это самораскрытие в межличностном общении через демонстрацию своих мыслей, характера и т.д. [Baumeister, Steinhilber, 1984]. Это неосознаваемый процесс, он отражает социальную природу человека, его потребность в признании другими людьми. Субъект — активен, значима как внешняя, так и внутренняя аудитория. Цель (произвести впечатление) психологическая. Средство — демонстративное поведение, тоже психологическое. Рассматривается только коммуникатор.

Самопрезентация, по Ф. Хайдеру [Heider, 1958] и Л. Фестингеру [Фестингер, 2000], — прием устранения когнитивного диссонанса. Это неосознаваемый процесс, рассматриваемый с полюса коммуникатора, значимая аудитория, очевидно, внутри. Субъект добивается психологических целей — устранения когнитивного диссонанса между отдельными установками личности, психологическими средствами — искажением мнений других о себе или целенаправленно выбирая партнеров по общению, приближая мнения других к желаемой самооценке.

п р и о б р е т а ю щ а я с а м о п р е з е н т а ц и я

з а щ и т н а я с а м о п р е з е н т а ц и я

Самопрезентация рассматривается Р. Аркином и А. Шутцем как поведенческая реализация мотивации человека, отражение мотивации достижения или мотивации избегания неудач. Р. Аркин [Arkin,

1981] и A. Шутц [Schutz, 1972] по этому признаку различают приобретающую и защитную самопрезентации. Приобретающая самопрезентация выражает мотивацию достижения. Для нее характерен выбор адекватных ролей и задач (соответствующих социальному положению, образованию и пр.), выбор социальной среды, соответствующей уровню идентификации субъекта (человек общается с равными себе). Таким образом, человек осознанно выстраивает свое поведение для решения объективных задач психологическими и объективными средствами. Значимая аудитория — вне субъекта, он стремится максимально соответствовать конкретной ситуации.

Защитная самопрезентация — поведенческое проявление мотивации избегания неудач. Она чаще всего не осознается. Человек выбирает неадекватную для решения задач среду: либо с заниженными требованиями, либо с непомерно высокими (авантюристическая самопрезентация). Это происходит потому, что под видом объективной решается психологическая задача, и значимая аудитория — внутри. Рассматривается в обоих случаях только коммуникатор.

По мнению Р. Викланда, самопрезентация — это фокусировка внимания на себе в результате внимания к человеку со стороны других людей. В процессе осознания чужих оценок возникает особое психологическое состояние — состояние объективного самосознания (objective self-awareness) [Wicklund, 1975].

В этом случае мы имеем дело с осознаваемым процессом. Р. Викланд не разделяет полюсов коммуникатора и реципиента, он их объединяет: человек одновременно и коммуникатор, и реципиент чужих оценок. Субъект — пассивен, зависим от оценок социума, нормы, этика и мораль ему навязаны, он оценивает себя на предмет соответствия требованиям социального окружения. Внимание фокусируется на себе, значимая аудитория в моменты объективного самосознания — внутри. Самосознание объективное, т.е. человек выступает для самого себя объектом оценки. Это психологическая задача, решаемая психологическими средствами.

Самопрезентация, по Г. Глейтману, — это поведение, побуждаемое повысившейся мотивацией субъекта в результате фокусировки его внимания на себе [Gleitman, 1991]. Значимая аудитория — внутри, процесс — осознается, цели и средства — психологические.

И. Джонс и Т. Питтман считают, что в основе самопрезентации лежит стремление расширить и поддержать влияние в межличностных отношениях, т.е. стремление к власти [Jones, Pittman, 1982]. Заметим только, что самопрезентация понимается И. Джонсом и Т. Питтманом как полностью осознаваемый процесс, сознательно выстраиваемое поведение. Субъект активен, он работает на внешнюю аудиторию психологическими средствами — стратегиями самопрезентации — и достигает объективных целей. В поле зрения авторов только коммуникатор, реципиент выступает как объект манипуляции.

в ы с о к о е с а м о с о з н а н и е

н и з к о е с а м о с о з н а н и е

В работах А. Фенигстейна, М. Шейера и А. Басса проводится связь между самосознанием и самопрезентацией. На основе анализа экспериментальных данных они выделили три вида самосознания: личное самосознание, публичное самосознание и социальную тревогу. Каждый из видов самосознания свойственен индивидам в различной степени, различия в самосознании приводят к различиям и в поведении, т.е. и в самопрезентации. Таким образом, склонность к самопрезентации, по мнению А. Фенигстейна, М. Шейера и А. Басса, по-разному выражена у различных людей.

Итак, если самосознание как черта присуще индивиду, то его самопрезентация будет осознанной, ориентированной и на коммуникатора как на объект воздействия, и на себя самого как объект самосознания. Значимая аудитория — и вне, и внутри субъекта, достигаемые цели как психологического, так и объективного плана. Однако субъект пассивен, т.е. несвободен в выборе средств, которые в данном случае лишь психологические.

В противном случае, когда человеку не свойственно все время осознавать (рефлексировать, отлеживать) свое поведение и оценки окружающих, его самопрезентация будет спонтанной, непродуманной, т.е. неосознанной. Значимая аудитория только внутри — это прежде всего сам субъект. Его цели и средства, а также степень активности аналогичны случаю высокого самосознания.

в ы с о к о с а м о р е ф л е к с и р у ю щ и е

н и з к о с а м о р е ф л е к с и р у ю щ и е

М. Снайдер также предположил, что не все люди в одинаковой степени управляют впечатлением о себе. Высоко саморефлексирующие личности выстраивают свое поведение, руководствуясь внутренним Я. Низко саморефлексирующие работают на впечатление, которое хотят произвести (проективное Я — проекция чужих мнений).

Таким образом, высоко саморефлексирующие личности не утруждаются преднамеренной самопрезентацией, значит, их поведение выстраивается спонтанно, т.е. не осознанно. В фокусе их внимания только их ценности и мнения, значимая аудитория внутри, рассматривается только полюс коммуникатора. Активность субъекта весьма высока, он абсолютно свободен в выборе целей и средств. Однако цели ставятся только психологические, такие как самоуважение, чувство удовлетворения от собственного поведения.

Е.Л. Доценко рассматривает самопрезентацию как управление коммуникатором образами реципиента [Доценко, 1997]. Мы имеем дело с осознанным процессом: активный, свободный в выборе средств субъект намеренно выстраивает свое поведение для достижения вполне реальных целей психологическими средствами. Это пример субъект-объектно ориентированного подхода.

Г.В. Бороздина считает самопрезентацию процессом управления восприятием реципиента путем целенаправленного привлечения его внимания к таким особенностям своего внешнего облика, своего поведения, ситуации, которые запускают механизмы социального восприятия [Бороздина, 1998].

Это еще один пример субъект-объектно ориентированного подхода, когда для достижения объективных целей используются любые средства: и объективные — одежда, и психологические — намеренное привлечение внимания. Хотя рассмотрение и ведется с полюса коммуникатора, но намечается выход и на полюс реципиента, так как производится анализ его механизмов социального восприятия.

Процесс самопрезентации Ю.М. Жуков рассматривает в рамках делового общения. Он формулирует правила общения как средства регуляции коммуникативного поведения [Жуков, 1990]. Таким образом, они работают и на внешнюю, и на внутреннюю аудиторию. Кроме того, очевидно, что подобное происходит со всеми участниками коммуникативного процесса, т.е. охвачен полюс и коммуникатора, и реципиента. Правила самоподачи (техники общения) это выход на уровень практического применения.

Итак, на основании проведенного обзора и анализа можно сделать следующие выводы.

1. Современная социальная психология хотя и располагает достаточно широким спектром теоретических подходов к самопрезентации, но почти все они, кроме, может быть, концепции социальной драматургии И. Гоффмана, не отличаются полнотой описания феномена самопрезентации, рассматривая его односторонне, каждый в своем специфическом ракурсе, оставляя открытыми многие вопросы прикладного характера.

2. Анализ основных теоретических подходов показывает, что подавляющее большинство авторов уделяли основное внимание вопросу о том, что такое самопрезентация, каковы ее причины, побудительные мотивы и функции, практически исключая из рассмотрения вопрос о том, как осуществляется этот процесс и каким образом можно было бы им управлять. Например, исследователи, работавшие в интеракционистской традиции, полагают, что самопрезентация является средством формирования Образа-Я и поддержания самооценки. Речь идет прежде всего о Г. Миде и Ч. Кули. Похожих взглядов на самопрезентацию придерживались Б. Шленкер и М. Вейголд, а также М. Лири и Р. Ковальски, а также Д. Майерс. Создатели теорий когнитивного баланса (Ф. Хайдер, Л. Фестингер) видят функцию самопрезентации в поддержании когнитивного единство Образа-Я и самоуважения. Существуют попытки рассмотреть самопрезентацию как поведенческую реализацию мотивации. Например, Р. Аркин и А. Шутц видят в самопрезентации реализацию мотивации достижения или избегания неудач. По Р. Баумейстеру и А. Стейнхилберу, самопрезентация есть самораскрытие в межличностном общении. Ряд исследований основывается на предположении, что самопрезентация является личностной чертой. А. Фенигстейн, М. Шейер и А. Басс назвали это свойство самосознанием, а М. Снайдер — саморефлексией. Для американской традиции характерно рассматривать самопрезентацию как демонстративное поведение, направленное на создание у реципиента определенного впечатления с целью получения конкретного результата. Таковы взгляды Дж. Тедеши и М. Риеса, а также И. Джонса и Т. Питтмана.

3. В поиске теоретической основы для исследования самопрезентации в прикладных целях необходимо обратиться к подходам, в которых делается попытка объяснить, как осуществляется процесс самопрезентации и какие, по мнению авторов, существуют реальные возможности управления впечатлением о себе. К таким подходам относятся прежде всего концепция социальной драматургии И. Гоффмана, рассматривающая процесс управления впечатлением с позиций исполнения социальной роли, подходы Е.Л. Доценко и Г.В. Бороздиной, описывающие процесс управления образами, возникающими в сознании респондента, а также описанные Ю.М. Жуковым, И. Джонсом и Т. Питтманом и другими авторами стратегии и техники самопрезентации.

Психологический практикум нацелен на поэтапную подготовку студентами собственной программы обучения техникам самопрезентации.

Этап 1. Подготовка теоретической части программы тренинга самопрезентации на основе теорий самопрезентации.

1. Проведите попарный сравнительный анализ основных теорий самопрезентации, укажите основные особенности каждого подхода.

2. Укажите практическую значимость каждой из предложенных теорий самопрезентации.

3. Выберите теоретические направления, на ваш взгляд, наиболее подходящие для целей обучения приемам и техникам самопрезентации.

4. Подготовьте теоретическую часть вашей учебной программы, изложив основные положения выбранных вами теорий самопрезентации в соответствии с дидактическими принципами изложения учебного материала на тренинге (см. Приложение 1).

Материал взят из книги Обучение самопрезентации (Елена Витальевна Михайлова)

Самопрезентация весьма мало изучена, особенно в нашей стране. Основная часть теоретических разработок принадлежит зарубежным учёным таким, как И. Гофман, М. Снайдер, Р. Чалдини, И. Джонс и Т. Иттман.

Мы определяем самопрезентацию как умение подавать себя, привлекать к себе внимание при помощи акцентирования внимания на своих качествах, которые актуализируются на основе использования особых технологий и стратегий.

Е.Л. Доценко анализирует процесс управления образами как разновидность манипуляции [2. 263]. Другие исследователи рассматривают самопрезентацию как процесс управления вниманием при помощи привлечения особых механизмов социального восприятия, связанных с внешним обликом субъекта. Ю.М. Жуков рассматривает самопрезентацию как систему правил эффективного общения [3. 23].

Вышеназванные теории (ситуационные теории) акцентируют внимание на внешних факторах самопрезентации. Но существуют также теории, которые предают решающее значение внутренним факторам самоподачи (мотивационные теории). А также есть целый ряд теорий, которые пытаются учитывать как внешние, так и внутренние факторы самопрезентации.

Самопрезентацию можно рассматривать как совокупность установок, направленных на самого себя. Эти установки включают в себя: 1) убеждение индивида, которое может быть обоснованным или не обоснованным - образует познавательный уровень самопрезентации; 2) эмоциональное отношение к этому убеждению образует эмоционально-оценочный уровень самопрезентации; 3) соответствующая реакция, которая выражается в поступках, образует поведенческий уровень самопрезентации.

Применительно к самопрезентации эти три установки можно конкретизировать следующим образом. 1) образ Я - представление индивида о самом себе; 2) самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением; 3) потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Самопрезентацию можно рассматривать как взаимосвязанный трёхуровневый процесс.

Познавательный уровень самопрезентации основан на представлениях субъекта имиджа о самом себе. При этом субъект всегда завышает свою значимость, независимо от того, основывается ли его представление о себе на объективном знании или на субъективном мнении. Этот уровень самопрезентации связан с самопознанием своих положительных и отрицательных черт характера, с выявлением устойчивых тенденций своего поведения, избирательности своего восприятия.

Поведенческий уровень самопрезентации связан с достижением результата и по своей сути является самим актом самопрезентации. Существуют концепции, которые утверждают, что человек всегда идёт по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства, идеи субъекта, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами, идеями, дегармонизируют личность, создают психологический дискомфорт. Чтобы восстановить утраченное состояние внутренней гармонии, субъект готов к различным действиям: отказаться видеть вещи такими, какие они есть, стремиться изменить каким-то образом себя и окружающих и т.д. Дисгармонию субъект устраняет при помощи защитных механизмов. Одним из таких механизмов выступает рационализация. Этот механизм исследовал Ф.Дж. Роджерс, который доказывал, что субъект, реагируя на состояние диссонанса как на угрозу, использует один из двух защитных механизмов - искажение или отрицание [4. 147]. Искажение используется, чтобы изменить личностную значимость переживания, а отрицание как бы устраняет сам факт наличия переживания. Внутренние противоречия часто становятся источником стресса, так как субъекту свойственна способность реально оценивать ситуацию.

Самопрезентация как бы объединяет три установки: 1) реальное Я - установка, связанная с тем, что субъект воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть его представления о том, каков он на самом деле; 2) зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлением субъекта о том, как его видят другие; 3) идеальное Я - установки, связанные с представлениями субъекта о том, каким бы он хотел стать.

Самопрезентацией называют процесс позиционирования своей личности перед группой людей или одним человеком.

Этапы самопрезентации

Как правило, самопрезентация происходит во время первой встречи и состоит из пяти этапов: самопредставление, вступление в контакт, переход к деловой беседе, собственно деловой разговор и выход из контакта.

Самопредставление – это своеобразное вступление к основному разговору, во время которого кандидат должен представиться, полностью назвав свое имя, и сказать о цели визита.

Во время вступления в контакт будет уместно обменяться несколькими ни к чему не обязывающими фразами. Это очень важный этап, т.к. в это время собеседники привыкают к внешности, тембру голоса, темпу речи, жестикуляции друг друга. Не стоит концентрировать внимание на волнении – это вполне естественное состояние в данной ситуации. К тому же не только работодатель оценивает кандидата, вас, но и кандидат оценивает работодателя, и ему по тем или иным причинам тоже может не подойти работа или предлагаемые условия.

Во время перехода к деловой беседе кандидат должен продемонстрировать, что он знает о деятельности компании. К этому нужно подготовиться заранее, изучив доступную информацию.

Деловой разговор – основная часть самопрезентации, тоже требующая предварительной подготовки. Он представляет собой небольшой рассказ кандидата о себе, в котором должны быть отмечены такие моменты, как образование, опыт работы, профессиональные знания и умения, а также наиболее ценные личные качества. Так же здесь необходимо сказать, почему выбрана работа в той или иной сфере деятельности, чем привлекает деятельность именно в этой кампании. Скорее всего, после рассказа будут заданы стандартные вопросы, к ответу на которые нужно быть готовым.

Выход из контакта предполагает процедуру прощания кандидата и работодателя. Каким бы ни был итог встречи, нужно доброжелательно и искренне попрощаться, выразив надежду на сотрудничество. Это тоже очень важно, т.к. запоминается больше всего то, что произошло в последнюю очередь.

Подготовка к встрече должна быть как внешней, так и внутренней.

Под внешней стороной подразумевать ваш внешний вид. Одежда должна быть строгой, макияж и прическа – неброскими. Не рекомендуется также активно пользоваться парфюмом.

Особое внимание должно быть обращено на речь: она должны быть правильной, внятной, размеренной.

Подготовиться к встрече с внутренней стороны помогут следующие вопросы:

  1. Как я хочу, чтобы меня воспринимали другие люди, какое хочу создать впечатление?
  2. Какие качества при этом нужно подчеркнуть?
  3. Каким образом подчеркнуть эти качества?

Ссылки

Это заготовка эницклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

Михаил Соколов

Социолог Михаил Соколов о социальных ролях, значении зрителей и театре как отражении социальной жизни

Над материалом работали

Михаил Соколов

кандидат социологических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, научный руководитель Центра институционального анализа науки и образования

Читайте также: