Создание секретного комитета при николае 1 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Данную главу я бы хотела начать с упоминания о секретных комитетах[28]. Основным в работе секретных комитетов был крестьянский вопрос. Так, Николай I поставил во главе секретных комитетов по рассмотрению дел о быте крестьян Графа П.Д. Киселева.

Первый Комитет 6 декабря 1826г. (существовал до 1832г.) под председательством В. П. Кочубея имел программное значение для всех последующих секретных Комитетов. В этом Комитете рассматривались проекты личного освобождения крестьян, а также запрета отчуждать их без земли, проекты о создании новых сословий, об упорядочении центральной и местной администрации.

В секретном Комитете 1835-1836г., ведущая роль в котором принадлежала П. Д. Киселеву, Сперанскому, E. P. Канкрину, обсуждался вопрос о постепенной замене крепостнических отношений договорными: крестьянам предоставлялось право свободного состояния, а вся земля оставалась собственностью помещиков. Результатом работы этого Комитета — стала подготовка реформы государственных крестьян.

Перед Комитетом стояли такие задачи, как поиск новых условий освобождения крестьян от помещиков, то есть необходимость пересмотреть закон о вольных хлебопашцах. Также обсуждался проект П.Д. Киселева о введении инвентарей[30]. Проведение инвентарной реформы в помещичьей деревне было начато законом от 15 апреля 1844 года. Считалось, что реформа должна улучшить положение крестьян. Реформа проводилась только в западных губерниях, потому что в центральных губерниях России было велико сопротивление русских помещиков. В западных же губерниях было немного русских помещиков, а значит, их отношения с властями не подвергались большой опасности. Стоит отметить, что итоги этой реформы неоднозначны. С одной стороны, положение крестьян ухудшилось, так как в инвентарях повинности завышались помещиками. С другой стороны, частновладельческие крестьяне впервые получили возможность жаловаться на помещиков из-за превышения ими норм, закреплённых в инвентарях.

Мысли Перовского были одобрены комитетом. Идея постепенного освобождения крестьян от крепостного права, чтобы не будить в обществе опасных волнений, казалось единственно правильной.

Комитет считал необходимым установить некоторые правила: оградить собственность крестьян от притязаний на нее помещиков, определить власть помещика над крестьянами и даровать крестьянам права жаловаться на злоупотребления помещиков. Один шаг касательно этих правил уже был сделан, а именно издание Уложения 1845г. о наказаниях, где разбирались полномочия помещиков в наказании крепостных.

После издания закона 1847г. велась активная борьба за его ликвидацию. Что интересно, борьба велась даже теми, кто этот закон и принимал (в их числе П.Д.Киселев, Л.А.Перовский).

В итоге, важным является то, что указ 8 ноября 1847г., как и указ об обязанных крестьянах, подготовил сознание масс к неизбежному освобождению крестьян или, в крайнем случае, к изменениям в системе крепостного права.

Если постараться подвести некий итог вышесказанному, то задумки, связанные с инвентаризацией, были осуществлены в западных губерниях. Далее, до 1835г. крестьяне могли освобождаться без земли, со временем стало понятно, что такое освобождение еще хуже, чем крепостное право. В правление Николая I произошло изменение и в сознании дворянства на тему крестьянского вопроса. Крестьяне становятся предметом опеки со стороны государства, власть помещиков над крестьянами ограничивается. Однако же в правовом отношении, положение крестьянства мало изменилось.

КОМИТЕТ 6 ДЕКАБРЯ 1826 ГОДА - при­ня­тое в ли­те­ра­ту­ре на­зва­ние со­ве­ща­тель­но­го ор­га­на при российском императоре Ни­ко­лае I, пер­во­го из сек­рет­ных ко­ми­те­тов, соз­дан­ных в его цар­ст­во­ва­ние, - Комитета для рас­смот­ре­ния раз­ных пред­по­ло­же­ний ка­са­тель­но улуч­ше­ния в государственном уст­рой­ст­ве.

Уч­ре­ждён ре­ск­рип­том Ни­ко­лая I, дан­ным 6(18) декабря 1826 года на имя председателя Государственного со­ве­та графа В.П. Ко­чу­бея (председателя ко­ми­те­та), с це­лью раз­бо­ра про­ек­тов пре­об­ра­зо­ва­ний, ко­то­рые хра­ни­лись в бу­ма­гах императора Алек­сан­д­ра I, и под­го­тов­ки ре­форм государственных учре­ж­де­ний и государственного управ­ле­ния. Чле­ны: И.В. Ва­силь­чи­ков, А.Н. Го­ли­цын, И.И. Ди­бич, М.М. Спе­ран­ский (наи­бо­лее ак­тив­ный член ко­ми­тета), П.А. Тол­стой. Де­ло­про­из­води­те­ли - Д.Н. Блу­дов, Д.В. Даш­ков и М.А. Корф.

В 1827 году Ни­ко­лай I по­ру­чил ко­ми­те­ту рас­смот­реть во­прос о за­пре­те про­да­вать кре­сть­ян без зем­ли. В свя­зи с этим ко­ми­тет под­го­то­вил про­ект об­ще­го До­пол­нительного за­ко­на о со­стоя­ни­ях, ко­то­рый был в том же го­ду одоб­рен Ни­колаем I, в 1830 году (с из­ме­не­ния­ми) - Государственным со­ве­том. В про­ек­те бы­ли упо­ря­до­че­ны и сис­те­мати­зи­ро­ва­ны пра­ва и при­ви­ле­гии всех со­сло­вий, для лич­ных дво­рян, ку­пе­че­ст­ва и ме­щан пред­ла­га­лось соз­дать но­вое при­ви­ле­ги­ров. со­сло­вие, от­ме­ня­лось пра­во на по­лу­че­ние дво­рян­ст­ва по дос­ти­же­нии оп­ре­де­лён­но­го чи­на, пред­ла­га­лись ме­ры по улуч­ше­нию по­ло­же­ния ду­хо­вен­ст­ва, за­пре­ща­лись про­да­жа кре­сть­ян без зем­ли или с не­боль­шим на­де­лом, дроб­ле­ние се­мей при про­да­же кре­сть­ян, пре­ду­смат­ри­ва­лись ме­ры по ог­ра­ни­че­нию чис­ла дво­ро­вых лю­дей (за­прет пе­ре­во­да кре­сть­ян в дво­ро­вых лю­дей, за­прет про­да­жи дво­ро­вых и др.), об­лег­ча­лись ус­ло­вия ос­во­бо­ж­де­ния кре­сть­ян от кре­по­ст­ной за­ви­си­мо­сти по же­ла­нию по­ме­щи­ков. Кро­ме то­го, про­ект пре­ду­смат­ри­вал про­ве­де­ние ре­фор­мы управ­ле­ния государственными кре­сть­я­на­ми, ко­то­рая, в ча­ст­но­сти, рас­смат­ри­ва­лась как пер­вый шаг на пу­ти к рег­ла­мен­та­ции от­но­ше­ний ме­ж­ду по­ме­щи­ка­ми и кре­по­ст­ны­ми кре­сть­я­на­ми. Окон­чательное ут­вер­жде­ние про­ек­та бы­ло от­ло­же­но Ни­ко­ла­ем I в свя­зи с ре­во­лю­ция­ми 1830 года в Ев­ро­пе, Польским вос­ста­нием 1830-1831 годов, эпи­де­ми­ей хо­ле­ры, про­ти­во­дей­ст­ви­ем великих кня­зей Кон­стан­ти­на Пав­ло­ви­ча и Ми­хаи­ла Пав­ло­ви­ча. Впо­след­ст­вии он так­же не был ут­вер­ждён.

Исторические источники:

О кре­по­ст­ных лю­дях. За­пис­ка М. М. Спе­ран­ско­го // Ар­хив ис­то­ри­че­ских и прак­ти­че­ских све­де­ний, от­но­ся­щих­ся до Рос­сии, из­да­вае­мый Н. Ка­ла­че­вым. СПб., 1859. Кн. 3;

Жур­на­лы Ко­ми­те­та, уч­ре­ж­ден­но­го Вы­со­чай­шим ре­ск­рип­том 6 де­каб­ря 1826 г. // Сбор­ник Им­пе­ра­тор­ско­го Рус­ско­го ис­то­ри­че­ско­го об­ще­ст­ва. СПб., 1891. Т. 74;

Бу­ма­ги Ко­ми­те­та, уч­ре­ж­ден­но­го Вы­со­чай­шим ре­ск­рип­том 6 де­каб­ря 1826 г. // Там же. СПб., 1894. Т. 90.

Созданный в марте 1835 Секретные комитеты разработал план постепенного уничтожения крепостного права с полным обезземелением крестьянства, который не был реализован. Результат работы этого Секретные комитеты — подготовка реформы государственных крестьян. В 1839—42 в Секретные комитеты обсуждался проект П. Д. Киселевао введении инвентарей. Следствием работы этого комитета явился закон 1842 об обязанных крестьянах.Секретные комитеты в 1840 и 1844 обсуждали вопрос о дворовых крестьянах.

Россия при Николае I

Внутренняя политика Николая I (1825 — 1855)

Это ощущал и сам царь. Не случайно те категории дел, которые представляли особую важность, Николай стремился вырвать из общей системы управления, подчинить своему личному контролю. Особое значение приобрела Собственная Его Императорского Величества Канцелярия: II отделение ее под непосредственным надзором Николая занималось кодификацией законов, III — политическим сыском, V — государственными крестьянами и т.д.

Подобное положение рассматривалось как идеальное; любые попытки изменить его должны были пресекаться беспощадно. Эта теория стала официальной идеологией, с позиций которой действовала бюрократия, цензура, III отделение.

В то же время Николай I вынужден был искать путь к смягчению крепостного права, которое все в большей степени противоречило государственным интересам, сковывая развитие экономики.

По указу об обязанных крестьянах (1842) помещик мог предоставить крепостным личную свободу, оставив землю в своей собственности. Однако часть этой земли он должен был передать освобожденным крестьянам в пользование на условиях отбывания ими определенных повинностей. Так же как и указ о вольных хлебопашцах (1803), этот указ, не обязательный для помещиков, не дал никаких результатов.

Однако реформа эта охватила только Киевское генерал-губернаторство (несколько губерний). Проводя ее, правительство преследовало прежде всего политические цели: помещики в этих краях были в основном поляками и католиками, находившимися в постоянной оппозиции к самодержавной власти, которая стремилась найти опору в православном украинском крестьянстве. О том, чтобы распространить эту реформу на великорусские губернии, власть и не помышляла.

Отметим и реформу второй половины 1830-х гг., касавшуюся государственных крестьян.

Впрочем, излишняя забюрократизированность всех мероприятий, создание обширного штата администрации, которая, опекая крестьянство, должна была существовать за его счет, — все это в значительной степени свело на нет положительные стороны этой реформы.

В своих попытках смягчить крепостное право самодержавие следовало одному условию: нельзя ущемлять интересы помещиков, нельзя навязывать им свою волю. Тем самым власть заведомо обрекала себя на неудачу.

Требовался серьезный толчок, чтобы заставить ее выйти из этого порочного круга.

Внешняя политика Николая I

В 1830 г. во время революций во Франции и Бельгии царское правительство предприняло против них ряд резких дипломатических демаршей. Более того, Николай настаивал на интервенции, однако в силу ряда причин Россия не получила поддержки от своих союзников. Зато в 1849 г., в разгар революции, охватившей большую часть Европы, Николай направил 100-тысячную армию в Венгрию, пытавшуюся освободиться от национального гнета со стороны Австрии.

Только благодаря этому Австрийская империя была спасена от развала.

Особое место во внешней политике России занимал т.н. восточный вопрос. Речь шла о многолетней войне с Османской империей. Здесь сталкивались интересы сразу нескольких европейских держав.

Россия же стремилась обеспечить безопасность своих южных рубежей, а также преобладающее влияние на Балканах. Русское правительство ставило еще одну задачу — установить контроль над Босфором и Дарданеллами — черноморскими проливами, имевшими для страны большое экономическое и военно-стратегическое значение.

Путем военных действий — в ходе русско-турецких войн 1806 — 1812 гг. и 1828 — 1829 гг. — и дипломатических маневров, искусно используя освободительное движение народов, входивших в состав Османской империи, а также другие внешне- и внутриполитические затруднения турок, Россия сумела значительно ослабить своего противника.

В начале 1850-х гг. Николай I готовился нанести Османской империи решительный удар. Однако военные и дипломатические успехи России вызвали негативную реакцию на Западе.

Россия оказалась в политической изоляции. Начало очередной войны с Турцией (1853) было ознаменовано блестящей победой русского флота под командованием П. С. Нахимова, разгромившего противника в Синопской бухте. Однако в 1854 г. Англия и Франция вступили в войну на стороне Османской империи. Крайне неблагожелательную по отношению к России позицию враждебного нейтралитета заняла Австрийская империя, совсем недавно спасенная Николаем I от полного крушения.

Россия оказалась не в силах противостоять передовым европейским державам.

Законсервировав страну на феодально-крепостническом уровне, самодержавие обрекло ее на техническую отсталость (отсутствие железных дорог и парового флота, устаревшее вооружение). Русская армия формировалась на основе рекрутчины из поголовно неграмотного населения, в ней господствовала муштра; продвижение по службе в офицерском корпусе обеспечивалось протекцией или в лучшем случае исполнительностью. Казнокрадство, хищения продовольствия, обмундирования, медикаментов, процветавшие в армии, еще больше подрывали ее боеспособность.

Россия оказалась не в силах противостоять передовым европейским державам.

Законсервировав страну на феодально-крепостническом уровне, самодержавие обрекло ее на техническую отсталость (отсутствие железных дорог и парового флота, устаревшее вооружение).

Русская армия формировалась на основе рекрутчины из поголовно неграмотного населения, в ней господствовала муштра; продвижение по службе в офицерском корпусе обеспечивалось протекцией или в лучшем случае исполнительностью.

Казнокрадство, хищения продовольствия, обмундирования, медикаментов, процветавшие в армии, еще больше подрывали ее боеспособность.

После вступления в войну Англии и Франции основные военные действия развернулись в Крыму.

В октябре 1854 г. союзники осадили Севастополь, который оборонялся героически. Однако русская армия, находившаяся в Крыму, потерпела от союзников целый ряд поражений и не смогла оказать городу-крепости серьезной поддержки. После 11-месячной осады, в августе 1856 г., защитники Севастополя вынуждены были сдать город неприятелю.

В начале 1856 г.

в Париже начались переговоры, которые завершились подписанием мирного трактата, подведшего итоги Крымской войны. Из всех его условий наиболее тяжелым для России была нейтрализация Черного моря, т.е. запрещение черноморским державам иметь здесь военно-морские силы, арсеналы и крепости. Т.о., Россия становилась уязвимой для удара с моря и лишалась возможности вести активную внешнюю политику в этом регионе.

Общественное движение при Николае I

После разгрома декабристов Россия переживает период политической реакции.

В 1830-х гг. лишь в нескольких кружках студенческой молодежи теплится независимая духовная жизнь. Одни из них — кружок братьев Критских (1827) и кружок Сунгурова (1831) — пытались продолжить дело декабристов и были беспощадно разгромлены правительством. Последовательно преследовала власть и те организации, которые восприняли новые идеи утопического социализма: кружок Герцена в Москве (1833 — 1834) и общество Петрашевского в Петербурге (1845 — 1849).

Внешняя и внутренняя политика Николая 1

Более спокойным было существование далекого от политики кружка Станкевича (1833 — 1839), члены которого увлекались немецкой идеалистической философией.

К концу 1830-х гг. в результате напряженных духовных исканий передовой части русского общества здесь проявляют себя несколько цельных течений, которые предлагают свои концепции исторического развития России и программы ее переустройства.

Радикально настроенные А. И. Герцен, Н. П. Огарев и В. Г. Белинский в конце 1830 — нач. 1840-х гг. разделяли основные идеи западников. Однако радикалы подвергли самой резкой критике буржуазный строй. С их точки зрения, Россия в своем развитии не только должна догнать западноевропейские страны, но и совершить вместе с ними решительный революционный шаг к принципиально новому строю — социализму.

С точки зрения славянофилов (А. С. Хомякова, братьев И. В. и П. В. Киреевских, братьев К. С. и И. С. Аксаковых, Ю. М. Самарина, А. И. Кошелева), Россия долгое время шла совершенно иным путем, нежели Западная Европа. История последней определялась постоянной борьбой эгоистических личностей, враждебных друг другу сословий, деспотизмом на крови построенных государств.

В основе же русской истории была община, все члены которой были связаны общими интересами. Православная религия еще больше укрепляла изначальную способность русского человека жертвовать своими интересами ради общих. Государственная власть опекала русский народ, защищала его от внешних врагов, поддерживала необходимый порядок, но не вмешивалась в духовную, частную, местную жизнь. Власть носила самодержавный характер, но при этом чутко прислушивалась к мнению народа, поддерживая с ним контакт через Земские соборы.

В результате реформ Петра это гармоничное устройство Руси было разрушено. Именно Петр ввел крепостное право, разделившее русский народ на господ и рабов. Господам он к тому же попытался привить западноевропейские нравы. При Петре государство приобрело деспотический характер. Славянофилы призывали восстановить старорусские устои общественной и государственной жизни: возродить духовное единство русского народа (для чего следует отменить крепостное право); изжить деспотический характер самодержавного строя, наладить утраченную взаимосвязь между государством и народом.

Этой цели славянофилы надеялись достичь введением широкой гласности; мечтали они и о возрождении Земских соборов.

Секре́тные комите́ты — в Российской империи временные высшие совещательные органы в первой половине XIX века.

Создание секретных комитетов

Образовывались императором Николаем I для обсуждения проектов различных преобразований, необходимость которых была осознана правительством под непосредственным воздействием восстания декабристов в 1825 и крестьянских волнений 20—30-х гг.

Главным в работе С. к. был крестьянский вопрос, и их цель состояла в упрочении путём частичных реформ феодально-самодержавного строя в условиях нарастающего кризиса всей крепостнической системы.

Комитет 6 декабря 1826

Комитет 1835 года

Созданный в марте 1835 С. к. разработал план постепенного уничтожения крепостного права с полным обезземелением крестьянства, который не был реализован. Результат работы этого С. к. — подготовка реформы государственных крестьян. В 1839—42 в С. к. обсуждался проект П.

Д. Киселева о введении инвентарей. Следствием работы этого комитета явился закон 1842 об обязанных крестьянах. С. к. в 1840 и 1844 обсуждали вопрос о дворовых крестьянах. Указом 1844 было разрешено помещикам отпускать дворовых на волю без земли. Частные вопросы положения крестьян обсуждались в С. к. в 1846, 1847 и 1848.

Прочие секретные комитеты

к. о раскольниках и отступниках, 1825—59, С. к. высшей церковной цензуры, 1851—60). Деятельность ряда С. к. явилась своеобразной подготовкой самодержавия к отмене крепостного права.

Национальная политика Николая I — польский и еврейский вопросы

Национальная политика Николая была весьма сложным процессом: население территорий, входящих в империю, имело существенные культурные, религиозные и экономические различия.

Регионы Сибири и Закавказья существенно уступали в своем экономическом развитии Прибалтике и Украине.

Население Польши отличалось серьезными культурными различиями от большинства народов России.

Политика Николая заключалась в культурном объединении всех этносов, главными инструментами которого выступала православная церковь и усиленный вектор русификации.

Обращение в православие носило преимущественно насильственный характер.

Русификация также зачастую отвергалась. Тем не менее, по мнению императора это был единственный способ превратить общество в единое целое.

Национальная политика Николая в Польше

Если народ Украины и Прибалтики охотно принимал новую идеологию императора, то полякам, только недавно вошедшим в состав Империи, она была исторически чужда и неприемлема. Польский народ все еще не мог смириться с потерей собственной государственной независимости.

Православная церковь не могла закрепиться в польской среде, насильственная русификация вызвала множество протестов.

В Польше начали создаваться тайные общества, целью которых была организация антиправительственных восстаний.

Немногочисленные акции протеста вызвали жесткую ответную реакцию императора. Николай отменил действие Конституции, дарованной Польше Александром, упразднил польский сейм и поставил на руководящие должности своих доверенных лиц.

Все национально освободительные общества были реорганизованы Третьим отделением императорской канцелярии.

Еврейский вопрос

Расцвет внутренней и внешней торговли стал причиной массовых поселений евреев на территории Российской Империи.

На первый взгляд евреи не представляли собой никакой опасности для самодержавия: они не преследовали цели создать собственное независимое государство, не учувствовали в восстаниях.

Однако еврейский народ оставался носителем собственных древних традиций и религиозных верований, которые абсолютно никак не были отожествлены с русским православием, а в некоторых моментах и противостояли ему.

В 1835 году Николай окончательно разработал черту оседлости евреев.

Они не имели права перемещения по стране. Также для еврейских купцов были значительно подняты налоги.

Чтобы поощрить народ в принятие христианства, император издал указ, который полностью освобождал от налогов евреев, принявших крещение.

Также они приобретали право беспрепятственно торговать в любом городе Империи.

Через некоторое время Николай понял, что такая дискриминация ведет к упадку экономики страны, так как половина ремесленников и купцов принадлежали к еврейской нации. К концу своего правления, император вернул евреям все раннее отнятые права и свободы.

Внешняя политика Николая I — реакция на революции, объединение монархов

В эпоху Николая I была разработана государственная идеология. Государственная идеология – это совокупность идей, с помощью которых правящая элита обосновывала свое право на власть, стремилась поднять свой престиж.

Уваров назвал три национальных начала России – православие, самодержавие, народность.

Главным элементом этой триады была идея самодержавия. Все подданные должны подчиняться царю не за страх, а за совесть. Политический смысл этой теории заключался в утверждении незыблемости самодержавия в России.

Только самодержавие способно обеспечивать могущество, величие и славу России. Без самодержавия Россия погибнет.

Идея православия в контексте этой идеологии означала непоколебимую веру народа в Бога. Православие определяет духовные основы жизни народа, его нравственные устои.

Идея народности как один из элементов этой теории означала любовь народа к монарху, преданность ему, единение царя с народом.

Суть теории раскрыта в записках Дубельта, управляющего III отделением императорской канцелярии.

Сергей Семенович Уваров (1786 – 1855) – идеолог российского самодержавия эпохи Николая I, министр народного просвещения (1833 – 1849).

Направление деятельности – политика реакции в 1848 – 1855 гг. — в 1848 г.

Николай отказался от своего намерения освободить крестьян.

— был запрещен въезд в Россию французам, а затем всем европейцам.

Выезд за границу был предельно ограничен, III отделение выдавало заграничные паспорта только лицам, нуждающимся в лечении.

— цензурный гнет достиг в эти годы своего апогея. В 1848 г. был создан чрезвычайный цензурный орган, названный в народе Бутурлинским комитетом по фамилии его начальника.

Он просматривал издания, уже пропущенные цензурой к печати.

— в правящих кругах обсуждался вопрос о закрытии университетов. В 1849 г. Уваров опубликовал статью в защиту университетов. Николай отправил его в отставку.

— усилились гонения на университеты, усилился контроль за преподаванием профессоров.

От Грановского потребовали представить конспекты лекций в Министерство народного просвещения.

События Крымской войны стали тяжелым испытанием для общества и самого Николая. Николай искренне верил в творимый им миф о военно-политическом могуществе России.

Николай I не смог перенести позора поражения России в Крымской войне. В начале февраля 1855 г. Николай заболел гриппом. Он находился в состоянии тяжелой депрессии: отказывался принимать министров, отправляя их к наследнику Александру Николаевичу, много молился перед иконами, почти никого не принимал, Николая мучила бессонница, он плакал. 18 февраля 1855 г. Николай I умер, а 19 февраля 1855 г на престол вступил Александр II.

6 декабря 1826 г. Николай I образовал Первый Секретный Комитет, который должен был разобрать все бумаги Александра I и определить, какие проекты государственных преобразований могут быть взяты государем за основу при проведении политики реформ. Формальным главой этого Комитета был председатель Государственного Совета, граф В.П. Кочубей, а фактическим руководителем стал М.М. Сперанский, который давно отряхнул со своих ног прах либерализма и стал убежденным монархистом. За время существования этого Комитета (декабрь 1826 – март 1832 гг.) было проведено 173 официальных заседания, на которых родилось всего лишь два серьезных проекта реформ.

Второй проект предусматривал проведение новой административной реформы. Согласно проекту, Государственный Совет освобождался от груды административных и судебных дел и сохранял за собой лишь законосовещательные функции. Сенат разделялся на два самостоятельных учреждения: Сенат Правительствующий, состоящий из всех министров, становился высшим органом исполнительной власти, а Сенат Судебный – высшим органом государственной юстиции.

Оба проекта нисколько не подрывали самодержавный строй, и, тем не менее, под влиянием европейских революции и польских событий 1830–1831 гг. Николай I задвинул в долгий ящик первый проект и навсегда похоронил второй.

Б) Кодификация законов М.М. Сперанского (1826–1832)

31 января 1826 г. в рамках Императорской Канцелярии было создано II Отделение, на которое была возложена задача по реформе всего законодательства. Официальным главой Отделения был назначен профессор Петербургского университета М.А. Балугьянский, преподававший будущему императору юридические науки, но всю реальную работу по кодификации законодательства осуществил его заместитель, М. Сперанский.




В) Сословная реформа Николая I (1832–1845)

6 декабря 1826 г. Николай I образовал Первый Секретный Комитет, который должен был разобрать все бумаги Александра I и определить, какие проекты государственных преобразований могут быть взяты государем за основу при проведении политики реформ. Формальным главой этого Комитета был председатель Государственного Совета, граф В.П. Кочубей, а фактическим руководителем стал М.М. Сперанский, который давно отряхнул со своих ног прах либерализма и стал убежденным монархистом. За время существования этого Комитета (декабрь 1826 – март 1832 гг.) было проведено 173 официальных заседания, на которых родилось всего лишь два серьезных проекта реформ.

Второй проект предусматривал проведение новой административной реформы. Согласно проекту, Государственный Совет освобождался от груды административных и судебных дел и сохранял за собой лишь законосовещательные функции. Сенат разделялся на два самостоятельных учреждения: Сенат Правительствующий, состоящий из всех министров, становился высшим органом исполнительной власти, а Сенат Судебный – высшим органом государственной юстиции.

Оба проекта нисколько не подрывали самодержавный строй, и, тем не менее, под влиянием европейских революции и польских событий 1830–1831 гг. Николай I задвинул в долгий ящик первый проект и навсегда похоронил второй.

Б) Кодификация законов М.М. Сперанского (1826–1832)

31 января 1826 г. в рамках Императорской Канцелярии было создано II Отделение, на которое была возложена задача по реформе всего законодательства. Официальным главой Отделения был назначен профессор Петербургского университета М.А. Балугьянский, преподававший будущему императору юридические науки, но всю реальную работу по кодификации законодательства осуществил его заместитель, М. Сперанский.

В) Сословная реформа Николая I (1832–1845)

Читайте также: