Теория самоэффективности а бандуры кратко

Обновлено: 02.07.2024

Чтобы понять, что теория самоэффективностиЯ задам вам вопрос. Сначала подумайте о цели, которую вы хотите достичь.

Если, с другой стороны, вы думаете, что эта задача слишком велика для вас, или не доверяете своим способностям в ее решении, у вас слабое представление о самоэффективности.

Самоэффективность является частью Осевые компоненты личности по Бандуре. Чтобы вникнуть в это, вы можете прочитать:

Что такое самоэффективность?

Самоэффективность - это концепция, представленная Альбертом Бандурой, украинско-канадским психологом, родившимся в 1925 году. В 1986 году он разработал теорию социального обучения, касающуюся регуляции мотивации и действий человека, которая включает три типа ожиданий: ожидания ситуации-результата, ожидания действия-результата и предполагаемая самоэффективность. Сегодня я расскажу о самоэффективности

Самоэффективность или вера в свои способности справляться с различными возникающими ситуациями играет важную роль не только в том, как вы относитесь к цели или задаче, но также будет иметь решающее значение для достижения или не достижения целей в вашей жизни. . Концепция самоэффективности является центральным аспектом психологии, поскольку она подчеркивает роль обучения с наблюдением, социального опыта и влияние на личностное развитие человека.

В теории Альберта Бандуры утверждается, что самоэффективность - это главный конструкт для осуществления поведения, поскольку отношения между знанием и действием будут в значительной степени опосредованы мышлением самоэффективности. Убеждения в самоэффективности, то есть мысли, которые человек имеет о своей способности и саморегуляции инициировать такое поведение, будут иметь решающее значение.

Таким образом, люди будут более мотивированы, если они поймут, что их действия могут быть эффективными, если будет убежденность в том, что у них есть личные навыки, которые позволяют им регулировать свои действия. Бандура считает, что это влияет на когнитивный, аффективный и мотивационный уровни. Таким образом, высокая воспринимаемая самоэффективность связана с позитивными мыслями и стремлениями об успешном выполнении поведения, меньшим стрессом, тревогой и восприятием угрозы, а также с адекватным планированием курса действий и ожиданием хороших результатов.

Роль самоэффективности

Любой может определить цели, которых он хочет достичь, или аспекты своей жизни, которые он хотел бы изменить. Однако не все думают, что претворить эти планы в жизнь легко. Исследования показали, что самоэффективность каждого человека играет важную роль в решении поставленной цели, задачи или проблемы.

Лица с высокой самоэффективностью очень заинтересованы в задачах, в которых они участвуют, рассматривают проблемы как стимулирующие, они проявляют высокую приверженность своим интересам и деятельности и быстро восстанавливаются после неудач. Напротив, люди с низкой или слабой самоэффективностью: избегают сложных задач или целей, думают, что трудные цели недостижимы, и интерпретируют неудачи как личные.

Развитие самоэффективности

Убеждения в самоэффективности развиваются в раннем детстве, когда мы переживаем разные переживания или ситуации. Однако развитие самоэффективности не заканчивается в детстве или подростковом возрасте, а продолжает свое развитие на протяжении всей жизни по мере того, как люди приобретают новые навыки, знания или переживают новый опыт.

Убеждения в самоэффективности формируются на основе информации, предоставленной в общей сложности из четырех источников:

1. Достижения в области внедрения

Прошлый опыт является наиболее важным источником информации о самоэффективности, поскольку он основан на реальная проверка домена. Повторный успех в определенных задачах увеличивает положительные оценки самоэффективности, в то время как повторяющиеся неудачи снижают их, особенно когда неудачи не могут быть вызваны внешними обстоятельствами.

2. Альтернативный опыт или наблюдение

В моделирование Это важно, потому что, видя (или представляя) других людей, успешно выполняющих определенные действия, человек может прийти к выводу, что он или она обладает достаточными способностями, чтобы действовать с таким же успехом. Этот источник самоэффективности приобретает особую актуальность в случаях, когда люди недостаточно хорошо осведомлены о своих способностях или не имеют большого опыта в выполнении поставленной задачи.

3. Вербальное убеждение

Вербальное убеждение - еще один важный источник самоэффективности, особенно для тех, кто уже обладает высоким уровнем самоэффективности и нуждается лишь в чуть большей уверенности, чтобы пройти лишнюю милю и добиться успеха.

4. Физиологическое состояние человека.

Множественные индикаторы вегетативной активации, а также боль и усталость могут быть интерпретированы человеком как признаки собственной несостоятельности. В целом люди склонны интерпретировать повышенное состояние тревоги как признаки уязвимости и как показатель плохой работы. В юмор или эмоциональные состояния они также будут влиять на то, как человек будет интерпретировать опыт.

вывод

Короче говоря, самоэффективность - это оценка своих способностей, основанная на убеждениях в наличии необходимых ресурсов и способности добиться успеха в данном контексте. Это важная концепция для психологии и личностного развития, поскольку она усиливает идею о том, что люди могут выбирать или исключать будущие виды деятельности с помощью своих собственных когнитивных механизмов, и обеспечивает нередукционистский взгляд на человека и сложность влияний, влияющих на их поведение. .

Люди рассматриваются как активный Y саморегулирующийся их поведения, а не как реактивные и контролируемые экологическими или биологическими силами.

Чтобы понять, что теория самоэффективности Я собираюсь задать вам вопрос. Сначала подумайте о какой-то цели, которую вы хотели бы достичь.

Если, с другой стороны, вы считаете, что это сложная задача, или не доверяете своим способностям ее достижения, у вас возникает ощущение слабой самоэффективности.

Самоэффективность является частью Аксиальные составляющие личности по Бандуре , Чтобы углубиться в это вы можете прочитать:

"Теория личности Альберта Бандуры"

Что такое самоэффективность?

Самоэффективность - это концепция, представленная Альбертом Бандурой, украинско-канадским психологом, родившимся в 1925 году. В 1986 году он разработал Теорию социального обучения, относящуюся к регулированию мотивации и деятельности человека, которая предполагает три типа ожиданий: ожидания ситуации-результата, ожидания действия-результата и воспринимаемой самоэффективности. Сегодня я расскажу о самоэффективности

Самоэффективность или вера в свои способности справляться с различными возникающими ситуациями играет важную роль не только в том, как вы относитесь к цели или задаче, но и будет решающим фактором для достижения или не достижения целей в вашей жизни. , Понятие самоэффективности является центральным аспектом в психологии, поскольку оно подчеркивает роль наблюдательного обучения, социального опыта и влияния на личностное развитие человека.

В теории Альберта Бандуры отстаивается, что самоэффективность является основной конструкцией поведения, поскольку связь между знанием и действием будет в значительной степени опосредована мыслью об самоэффективности. Убеждения в самоэффективности, то есть мысли человека об их способности и саморегуляции осуществлять такое поведение, будут решающими.

Таким образом, люди будут более мотивированы, если они почувствуют, что их действия могут быть эффективными, то есть если есть убеждение, что у них есть личные навыки, которые позволяют им регулировать свои действия. Бандура считает, что это влияет на когнитивный, аффективный и мотивационный уровень. Таким образом, высокая воспринимаемая самоэффективность связана с позитивными мыслями и стремлениями к успешному поведению, меньшим стрессом, тревогой и восприятием угроз, а также с адекватным планированием действий и ожиданием хороших результатов.

Роль самоэффективности

Каждый может определить цели, которые он хочет достичь, или аспекты своей жизни, которые он хотел бы изменить. Однако не все думают, что реализовать эти планы легко. Исследования показали, что самоэффективность каждого человека играет важную роль при решении задачи, задачи или задачи.

Лица с высокой самоэффективностью они очень заинтересованы в задачах, в которых они участвуют, они видят проблемы как стимулирующие вызовы они испытывают высокую приверженность своим интересам и действиям и быстро восстанавливаются после неудач. Наоборот, люди с низкой или слабой самоэффективностью: избегайте сложных задач или целей, думайте, что трудные цели недостижимы, и воспринимайте неудачи как личные.

Развитие самоэффективности

Убеждения в самоэффективности развиваются в раннем детстве, в то же время испытывая различные переживания или ситуации. Однако развитие самоэффективности не заканчивается в детстве или подростковом возрасте, а продолжает свое развитие на протяжении всей жизни, поскольку люди приобретают новые навыки, знания или приобретают новый опыт.

Убеждения в самоэффективности формируются из информации, предоставленной в общей сложности четырьмя источниками:

1. Выполнение достижений

Прошлый опыт является наиболее важным источником информации о самоэффективности, поскольку он основан на проверка реального домена , Повторение успеха в определенных задачах повышает положительную оценку самоэффективности, в то время как повторные неудачи уменьшают их, особенно когда неудачи не могут быть вызваны внешними обстоятельствами.

2. Дополнительный опыт или наблюдение

моделирование Это важно, потому что, когда вы видите (или воображаете) других людей, успешно выполняющих определенные действия, человек может прийти к убеждению, что он или она обладает достаточными способностями, чтобы выполнять с равным успехом.Этот источник самоэффективности приобретает особую актуальность в тех случаях, когда люди не имеют достаточных знаний о своих собственных способностях или не имеют достаточного опыта в решении задачи, которая должна быть выполнена.

3. Устное убеждение

Устное убеждение является еще одним важным источником самоэффективности, особенно у тех, кто уже обладает высоким уровнем самоэффективности и нуждается лишь в немного большей уверенности, чтобы приложить дополнительные усилия и добиться успеха.

4. Физиологическое состояние человека

Множественные показатели вегетативной активации, а также боль и усталость могут быть интерпретированы индивидуумом как признаки собственной неспособности. В целом, люди склонны интерпретировать повышенные состояния тревоги как признаки уязвимости и как признаки плохой работы. юмор или эмоциональные состояния они также будут влиять на то, как человек будет интерпретировать события.

заключение

Таким образом, самоэффективность - это оценка своих способностей и сосредоточенность на убеждениях в наличии необходимых ресурсов и способности преуспеть в данном контексте. Это важная концепция для психологии и личностного развития, поскольку она подкрепляет идею о том, что люди могут выбирать или исключать будущие виды деятельности с помощью своих собственных когнитивных механизмов, и обеспечивает неискажающее представление о человеке и сложности влияний. которые влияют на их поведение.

Лица рассматриваются как упреждающий и саморегуляторный их поведения, а не в качестве реагентов и контролируется экологическими или биологическими силами.

Самоэффективность – это ощущение себя компетентным в конкретной деятельности.

Как человек оценивает насколько он успешен в психологии, в решении задач по алгебре, в фигурном катании? Этот параметр не является чертой личности, это когнитивное образование, которое влияет на мотивацию достижения, как бы вносит свой вклад в мотивацию и соответственно в поведение.

Как формируется самоэффективность:

1) Из опыта собственных успехов. Если человек видел позитивный результат в какой-то деятельности, то опыт успешности в этой деятельности накапливается, и самоэффективность формируется.

2) Наблюдение за чужими достижениями тоже вносит вклад. Если он будет видеть, как другие в этой деятельности неуспешны, это понизит его самоэффективность.

3) Вербальные убеждения – это ещё один компонент, который вносит вклад в самоэффективность. Мать может убедить ребёнка перед контрольной по математике (важен статус говорящего - авторитет), что он успешен, но это убеждение, чтобы оно сработало должно опираться на предшествующие результаты (у него должны должны быть не только двойки за предшествующие контры). Он понимает, что мама его любит – может обмануть в данном случае, а говорит просто, чтобы его подбодрить и т.д.

4) Это должно быть в границах реальных возможностей. Когда ребёнок понимает, что что-то ему не по силам, то и убеждение не подействует.

5) Обратная связь от эмоционального и физиологического состояния тоже формирует самоэффективность.Сейчас, например, если человек ощущает себя спокойным или, наоборот, в состоянии подъёма, с жаждой деятельности – это повысит самоэффективность. Если он ощущает себя слабым, больным и усталым, то понизит. Эмоциональное напряжение и др. тревоги и страхи приводят к снижению самоэффективности.

Самоэффективность измеряется до выполнения деятельности. Для самоэффективности важно не сравнение с другими, а использование критерия мастерства и компетентности по отношению к другому человеку – это частная характеристика. Она зависит от конкретного вида деятельности. Человек может иметь много эффективности в разных областях и ощущать себя весьма эффективным в одной области и весьма неэффективным в другой. Я знаю геометрию, но не знаю географию – говорит себе человек. Это не личностная черта, а конкретный конструкт, который повлияет на конкретную мотивацию и конкретное поведение. Самые уверенные студенты хуже готовятся к экзаменам, чем их более тревожные и не менее способные сверстники. Если уравнять группу по знаниям и уровню интеллекта, то этот показатель самоэффективности, то он будет предиктором – поможет предсказать успех или неуспех на экзамене. Лучше всего иметь умеренную, но не чрезмерно высокую самоэффективность и не чрезмерно низкую. Исследования чрезмерно низкой, как она плохо влияет на психическое здоровье и на успехи в конкретных видах понятны и очевидны

Самоэффективность – это ощущение себя компетентным в конкретной деятельности.

Как человек оценивает насколько он успешен в психологии, в решении задач по алгебре, в фигурном катании? Этот параметр не является чертой личности, это когнитивное образование, которое влияет на мотивацию достижения, как бы вносит свой вклад в мотивацию и соответственно в поведение.

Как формируется самоэффективность:

1) Из опыта собственных успехов. Если человек видел позитивный результат в какой-то деятельности, то опыт успешности в этой деятельности накапливается, и самоэффективность формируется.

2) Наблюдение за чужими достижениями тоже вносит вклад. Если он будет видеть, как другие в этой деятельности неуспешны, это понизит его самоэффективность.

3) Вербальные убеждения – это ещё один компонент, который вносит вклад в самоэффективность. Мать может убедить ребёнка перед контрольной по математике (важен статус говорящего - авторитет), что он успешен, но это убеждение, чтобы оно сработало должно опираться на предшествующие результаты (у него должны должны быть не только двойки за предшествующие контры). Он понимает, что мама его любит – может обмануть в данном случае, а говорит просто, чтобы его подбодрить и т.д.

4) Это должно быть в границах реальных возможностей. Когда ребёнок понимает, что что-то ему не по силам, то и убеждение не подействует.




5) Обратная связь от эмоционального и физиологического состояния тоже формирует самоэффективность.Сейчас, например, если человек ощущает себя спокойным или, наоборот, в состоянии подъёма, с жаждой деятельности – это повысит самоэффективность. Если он ощущает себя слабым, больным и усталым, то понизит. Эмоциональное напряжение и др. тревоги и страхи приводят к снижению самоэффективности.

Самоэффективность измеряется до выполнения деятельности. Для самоэффективности важно не сравнение с другими, а использование критерия мастерства и компетентности по отношению к другому человеку – это частная характеристика. Она зависит от конкретного вида деятельности. Человек может иметь много эффективности в разных областях и ощущать себя весьма эффективным в одной области и весьма неэффективным в другой. Я знаю геометрию, но не знаю географию – говорит себе человек. Это не личностная черта, а конкретный конструкт, который повлияет на конкретную мотивацию и конкретное поведение. Самые уверенные студенты хуже готовятся к экзаменам, чем их более тревожные и не менее способные сверстники. Если уравнять группу по знаниям и уровню интеллекта, то этот показатель самоэффективности, то он будет предиктором – поможет предсказать успех или неуспех на экзамене. Лучше всего иметь умеренную, но не чрезмерно высокую самоэффективность и не чрезмерно низкую. Исследования чрезмерно низкой, как она плохо влияет на психическое здоровье и на успехи в конкретных видах понятны и очевидны

По мнению Бандуры, сила, управляющая человеком, находится не во внешней по отношению к нему среде, а происходит из взаимодействия окружающей среды, его собственного поведения и его личности. Самоэффективность является важной личностной характеристикой и, в сочетании с конкретными целями и знанием о том, что надо делать, может существенно влиять на будущее поведение (Bandura, 1988 b, 1994 а).

Самоэффективность — не то же самое, что наши ожидания относительно результатов или последствий своих действий. Бандура (1986, 1995 b) отличает самоэффективность от предположений о результате (outcome expectations). Самоэффективность — это уверенность человека в том, что он может осуществить некоторые конкретные действия, тогда как предположения о результате относятся к тому, что он думает о возможных последствиях своей деятельности.

Самоэффективность — это не глобальное понятие. Она меняется от ситуации к ситуации в зависимости от умений, необходимых для различной деятельности, от присутствия или отсутствия других людей, от того, что мы думаем о способностях этих других людей, особенно если мы считаем их более умелыми, чем мы сами, от нашей предрасположенности скорее потерпеть неудачу, чем добиться успеха, а также от нашего физического состояния, в особенности когда мы испытываем усталость, тревогу, апатию или подавленность.

Самоэффективность не относится к способности реализовать основные двигательные функции, такие как ходьба, способность дотягиваться или хватать. Также эффективность не подразумевает, что мы действительно можем осуществить означенные действия без чувства тревоги, страха или подавленности, она всего лишь суждение, верное или неверное, о том, можем ли мы выполнить требуемые действия. И наконец, суждения об эффективности — не то же, что желание или стремление (Bandura, 1982с).

Высокая или низкая самоэффективность в сочетании с благоприятными или неблагоприятными условиями окружающей среды позволяет сделать четыре возможных варианта предсказаний (Bandura, 1982с). Когда самоэффективность высока и условия окружающей среды благоприятны, наиболее вероятен успешный результат. Когда низкая эффективность сочетается с благоприятными условиями, человек может впасть в депрессию, видя, как другие преуспевают в делах, которые для него самого кажутся слишком сложными. Когда люди с высокой самоэффективностью встречаются с неблагоприятной ситуацией, они обычно умножают свои усилия, стараясь изменить окружающую среду. Они могут использовать протест, социальную активность или даже силу, чтобы добиться необходимых перемен, но если все их попытки проваливаются, тогда, как предполагает Бандура, они либо откажутся от своего способа действий и найдут другой, либо будут искать более благоприятную среду. И наконец, когда низкая самоэффективность сочетается с неблагоприятной окружающей средой, человек ощущает апатию, считает себя беспомощным и склонен мириться со своим положением. Например, мелкий служащий с низкой самоэффективностью, знающий, как трудно стать президентом компании, будет чувствовать нерешительность, не захочет и не сможет предпринимать какие-либо реальные попытки добиться аналогичных, но меньших целей.

Но хотя представления самоэффективности оказывают мощное влияние на нашу деятельность, нельзя тем не менее считать, что поведение определяется только этими представлениями. Самоэффективность, совместно с окружающей средой, предыдущим поведением и другими характеристиками личности, среди которых особенно важны ее ожидания относительно результатов своих действий, определяют наше настоящее поведение.

В тройственной модели реципрокного детерминизма, согласно которой окружающая среда, поведение и личность взаимно влияют друг на друга, самоэффективность относится к характеристикам личности (P).

Факторы самоэффективности

Самоэффективность возникает, увеличивается или уменьшается в зависимости от одного из четырех факторов или от их комбинации: (1) опыта непосредственной деятельности, (2) косвенного опыта, (3) мнения общества, (4) физического и эмоционального состояния человека (Bandura, 1995 а). Информация о себе самом и об окружающем мире, полученная из перечисленных источников, обрабатывается сознанием и, совместно с воспоминаниями о прошлом опыте, воздействует на представления о самоэффективности. Кроме того, самоэффективность подвергается влиянию внутренних стандартов поведения.

Непосредственный опыт

Наиболее сильное воздействие на самоэффективность оказывает опыт непосредственной деятельности (mastery experiences), то есть воспоминания о том, что нам приходилось делать в прошлом (Bandura, 1986, 1995 а). Как правило, успешные действия повышают самоэффективность, тогда как неудачи способны понизить ее. Из этого общего утверждения следуют шесть выводов.

Во-первых, успешное выполнение задачи повышает самоэффективность в прямой зависимости от ее сложности. Хорошо подготовленный теннисист не увеличит намного свою самоэффективность, выиграв у заведомо более слабого партнера, но значительно повысит ее, сыграв вничью с сильным соперником.

Во-вторых, успех, достигнутый самостоятельно, имеет большее воздействие, чем то, что совершено с посторонней помощью. Победа команды в спортивном соревновании меньше воздействует на личную эффективность игроков, чем индивидуальные спортивные достижения. В-третьих, неудача больше всего понизит самоэффективность тогда, когда мы знаем, что провалили свою лучшую попытку. Когда мы делаем что-то вполсилы и терпим неудачу, это не так уменьшает нашу самоэффективность, как когда мы прилагаем все старания и все равно у нас ничего не получается. В-четвертых, если мы волновались или были чем-то огорчены, когда потерпели неудачу, то она меньше повлияет на нашу самоэффективность, чем если бы мы чувствовали себя в это время хорошо. В-пятых, неудачи в том возрасте, когда человек уже имеет твердые представления о собственной состоятельности, действуют не так сильно, как неудача, пережитая в раннем детстве. И шестое — случайные неудачи не оказывают большого воздействия на самоэффективность, особенно у людей, которым свойственна уверенность в успехе.

Косвенный опыт

Вторая причина, изменяющая самоэффективность, — косвенный опыт (vicarious experiences), полученный из наблюдения схожих ситуаций. Когда мы видим, как другие преуспевают, наша самоэффективность повышается (Bandura, Adams, Hardy, & Howells, 1980), а когда мы узнаем, что некто, равный нам по способностям и подготовке, потерпел неудачу, наша самоэффективность понижается (Bandura & Inouye, 1978). Косвенный опыт не имеет большого влияния, если образец, который мы наблюдаем, не похож на нас. Когда старый, малоподвижный и боязливый человек видит, как молодой, энергичный, смелый гимнаст идет по проволоке под куполом цирка, предположения такого зрителя относительно способности артиста повторить трюк, конечно, вряд ли изменятся.

Как правило, наблюдение за другими не так существенно для повышения уровня эффективности, как собственный опыт, но оно может оказывать мощное воздействие в случае, если самоэффективность понижается. Когда человек видит, что пловцу примерно равного с ним уровня не удалось переплыть бурную речку, он скорее всего раздумает предпринимать подобные попытки. Последствия таких косвенных переживаний могут сказываться иногда всю жизнь.

Общественное мнение

Самоэффективность также может возникать или ослабевать благодаря общественному мнению (Bandura, 1995 а). Хотя воздействие этого источника ограничено, при определенных условиях мнение, высказанное другими, может повысить или понизить самоэффективность (Chambliss & Murray, 1979). Во-первых, мы должны верить тому, кто высказывает свое отношение. Увещевания или критика от источника, пользующегося нашим доверием, оказывают более сильное действие, чем слова человека, которому мы не доверяем. Второе условие, необходимое для повышения самоэффективности через общественное поощрение, состоит в том, что действия, которые человека побуждают произвести, должны находиться в пределах его реальных возможностей. Никакие словесные уверения не изменят мнение человека о том, насколько он способен перепрыгнуть через забор трехметровой высоты.

Бандура (1986) предполагает, что результативность внушения прямо связана с тем, какой статус и авторитет имеет для нас человек, высказывающий свое мнение. Статус и авторитет, конечно, не одно и то же. Например, если психотерапевт внушает пациенту, страдающему фобией, что тот может ехать на переполненном эскалаторе, это скорее повысит его самоэффективность, чем подбадривания от жены или детей. Но если тот же психотерапевт говорит своим пациентам, что они способны заменить перегоревший переключатель, это вряд ли повысит их самоэффективность по отношению к данной деятельности. Кроме того, общественное поощрение наиболее действенно, когда оно сочетается с собственным успешным исполнением. Одобрение окружающих может убедить человека попробовать что-либо сделать, и если у него это получится, тогда как его достижение, так и полученные им похвалы увеличивают его самоэффективность.

Физическое и эмоциональное состояние

Последний источник изменения самоэффективности — физическое и эмоциональное состояние человека (Bandura, 1995 а). Сильные эмоции, как правило, мешают деятельности; когда человек испытывает сильный страх, острую тревогу или находится в состоянии стресса, его уверенность в своей эффективности обычно понижается. Актер в школьной пьесе знает свою роль и хорошо играет на репетиции, но понимает, что из-за страха, который чувствует перед премьерой, вполне может забыть все слова. Иногда, в некоторых ситуациях, состояние эмоционального напряжения, если оно не очень сильно, связано с повышением качества нашей деятельности, поэтому небольшое волнение, испытываемое актером перед премьерой, может пойти на пользу его самоэффективности. Почти все мы, если только не боимся, способны успешно ловить змей. Мы без труда могли бы крепко схватить змею позади головы, но страх, связанный с ловлей змей, подавляет нас и сильно уменьшает наше ожидание успеха в этой сфере деятельности.

Психиатры давно знают, что уменьшение тревоги или увеличение физической раскрепощенности облегчают выполнение задачи. Влияние эмоционального напряжение зависит от нескольких факторов. Во-первых, конечно, уровень напряжения — обычно чем сильнее волнение, тем меньше самоэффективность. Второй фактор — представления человека о том, насколько его эмоции связаны с действительностью. Если человек знает, что его опасения имеют под собой реальную основу, например если он едет по скользкой горной дороге, его личная эффективность может повышаться. Однако если человек сознает абсурдность своей фобии, например боязни открытых пространств, тогда его волнение приводит к снижению самоэффективности. И наконец, природа самой задачи вносит свой вклад. Эмоциональное напряжение может помочь успешно сделать что-либо простое, но, как правило, мешает выполнению сложных задач.

Коллективная эффективность

Бандура полагает, управляют своей жизнью не только через индивидуальные самоэффективности, но и посредством коллективной эффективности. Например, человек, который бросил курить или изменил свою диету, может иметь высокую самоэффективность относительно сохранения своего здоровья, но он вместе с другими людьми может при этом чувствовать низкую коллективную эффективность относительно возможности бороться с загрязнением окружающей среды, вредными условиями труда или инфекционными болезнями. Тем не менее личная и коллективная эффективность — не противоположные понятия. Скорее они дополняют друг друга, изменяя образ жизни людей.

Бандура (1995 а) перечисляет несколько факторов, отрицательно влияющих на коллективную эффективность. Во-первых, мы живем в транснациональном мире; случившееся в одной части Земли, сказывается на жизни людей в других странах, вызывая у них ощущение собственной беспомощности. Такие явления, как, например, уничтожение амазонской сельвы, международная торговая политика или истончение озонового слоя, могут влиять на жизнь каждого человека и подрывать веру людей в их способность построить для себя лучший мир.

Во-вторых, новейшие технологии, которые непонятны нам и неподвластны нашему контролю, способны понизить уровень коллективной эффективности. В прошлом многие водители были уверены, что они способны поддерживать свой автомобиль в рабочем состоянии. С появлением компьютерного управления в современных автомобилях многие люди, имеющие ограниченные познания в механике, потеряли не только личную эффективность относительно своей способности ремонтировать машину, но также в немалой степени и коллективную эффективность относительно возможности обратить вспять движение ко все большему усложнению автомобиля.

Читайте также: