Теория рациональной толпы р берк кратко
Обновлено: 05.07.2024
Не подошло решение или нужна уникальная работа, оставляй бесплатную заявку и получай расчет на почту!
Теория “толпы” в работах Г. Тарда и Г. Лебона
1. Толпа и индивид в теории Г. Лебона
Взгляды Лебона на проблему массового поведения логично связаны с его методологическими позициями в вопросе о человеке и обществе.
Это означает, что:
2. Толпа интеллектуально значительно ниже индивидов, ее составляющих; она склонна к быстрым переносам внимания, легко и некритично принимает самые фантастичные слухи; легко поддается воздействию призывов, лозунгов, речей лидеров толпы.
3. Человек в толпе способен совершить любые акты насилия, жестокости, вандализма, которые в обычных условиях ему представляются немыслимыми.
4. Толпа отличается повышенной эмоциональностью и импульсивностью [6, c. 90].
Лебон выделяет три основных механизма, с помощью которых порождаются названные свойства толпы.
2. Заражение. Лебон, будучи медиком по образованию, перенес представления о заражении людей болезнями на заражение людей в толпе, понимая под ним распространение психического состояния одних людей на других.
3. Внушаемость. Внушаемость, по Лебону, наиболее важный механизм, поскольку он направляет поведение толпы. Он проявляется в том, что индивиды некритически воспринимают любые стимулы и призывы к действию и способны совершить такие акты, которые находятся в полном противоречии с их сознанием, характером, привычками [12, c. 90].
Г. Лебон выделяет отличительные признаки поведения человека в массе. Обезличенность. Индивидуальная манера поведения отступает под натиском страстей, охватывает всех, и заменяется импульсивными, инстинктивными реакциями.
Резкое преобладание чувств. Разум уступает место чувству и инстинкту, отсюда проистекает чрезвычайная приверженность масс влиянию. При этом они действуют, повинуясь не голосу рассудка и благоразумия, а исключительно эмоциям.
Утрата интеллекта. Интеллект массы становится ниже уровня интеллекта составляющих его единиц: кто хочет заслужить одобрение массы, должен ориентироваться на низший уровень интеллекта и отказаться от логической аргументации [3, c. 134].
2. Идеи Г. Тарда в исследованиях толпы
Часть работы скрыты для сохранения уникальности. Зарегистрируйся и получи фрагменты + бесплатный расчет стоимости выполнения уникальной работ на почту.
себя дома, сходные чувства. Периодическая пресса занимается одними и теми же насущными проблемами. Возникновение публики предполагает более значительное умственное и общественное развитие, чем образование толпы [9, c. 50].
Толпа захватывает человека целиком, она более эмоциональна, чем публика, поэтому и более нетерпима. Падение публики до толпы очень опасно для общества. Вожак воздействует на толпу эмоциональнее и быстрее, но воздействие публициста длительнее. Если толпа по своим характеристикам неизменна, то публика поддается изменениям. Социалистическая публика времен Прудона и конца XIX в. весьма изменилась. Роль публицистов постоянно увеличивается, они создают общественное мнение, не говоря уже о постоянно увеличивающемся потоке прессы. Толпа никогда не бывает международной, тогда как современная публика постоянно бывает международной. Публика, по Тарду, менее слепа и значительно более долговечна, чем толпа [5, c. 133].
Она является как бы конечным состоянием, в ней сливаются религиозные, политические, национальные группы. Публика – говорит он – это огромная рассеянная толпа с неопределенными и постоянно меняющимися контурами, внушаемая на расстоянии. Но в то же время публика и толпа взаимно отражают друг друга, заражаясь одинаковыми мыслями и страстями.
Тард считает, что было бы ошибочно приписывать прогресс человечества толпе или публике, так как его источником всегда является сильная и независимая, отделенная от толпы, публики мысль. Все новое порождается мыслью. Главное – сохранить самостоятельность мысли, тогда как демократия приводит к нивелировке ума.
Если Лебон говорил об однородной и разнородной толпе, то Тард – о существовании разнородных по степени ассоциаций: толпа как зародышевый и бесформенный агрегат является ее первой ступенью, но имеется и более развитая, более прочная и значительно более организованная ассоциация, которую он называет корпорацией, например полк, мастерская, монастырь, а в конечном счете государство, церковь. Во всех них существует потребность в иерархическом порядке. Парламентские собрания он рассматривает как сложные, противоречивые толпы, но не обладающие единомыслием.
Особое внимание Тард уделяет сектам, которые, по его мнению, и поставляют толпе вожаков. Они являются бродилом для толпы, хотя сами секты вполне могут обходиться без толпы. Секта одержима некой идеей, и она подбирает себе последователей, которые уже подготовлены к этой идее. Согласно Тарду, всякая идея не только подбирает себе людей, но прямо создает их для себя. Все эти секты, считает он, возникают на ложных идеях, на смутных и темных теориях, обращены к чувствам, но не разуму. Секта непрерывно совершенствуется, и в этом ее особая опасность, прежде всего, когда речь идет о преступных сектах. Другая опасность сект заключается в том, что они вербуют для своих целей людей самых разных общественных категорий. Степень ответственности вождей и сект, которые их порождают, и ведомых ими масс различна. За все разрушительное, что имеет место в революции, толпа, хотя бы отчасти, ответственна. Но сами революции, по Тарду, были созданы, замыслены Лютером, Руссо, Вольтером. Все гениальное, в том числе и преступления, создается индивидом. Вождь, политический деятель, мыслитель внушает остальным новые идеи. Он считает, что в коллективной душе нет ничего загадочного, это просто душа вождя [12, c. 198].
Толпа, секта, публика всегда имеет ту основную мысль, которую ей внушили, они подражают своим вдохновителям. Но сила чувств, которыми руководствуется при этом масса, как в добре, так и в зле, оказывается ее собственным произведением. Поэтому неправильно было бы приписывать все действия толпы, публики только вождю. Когда толпа восхищается своим лидером, то она восхищается собой, она присваивает себе его высокое мнение о самом себе. Но когда она, и прежде всего демократическая публика, проявляет недоверие к своему руководителю, то и сам руководитель начинает заигрывать и подчиняться такого рода публике. Иэто происходит несмотря на то, что толпы, публика чаще всего послушны и снисходительны к своему лидеру.
3. Сравнение подходов Г. Тарда и Г. Лебона в теории толпы
1. осознание численности, иллюзия всемогущества толпы и ее анонимность ведут и к исчезновению чувства ответственности у индивида в толпе;
3. восприимчивость индивида в толпе к внушению (3. Фрейд расценивает этот тезис как признание Лебоном гипнотического состояния индивида в массе) [11, c. 78].
В итоге, по мнению Лебона, после известного состояния возбуждения, толпа способна превратиться в простой бессознательный автомат, повинующийся внушениям [4, с. 269], в орудие лидера-демагога (вследствие инстинкта искать себе подобных, толпа идет за химерическими и поверхностными умами) [4, с. 83]. Дух толпы под действием известных явлений может охватывать и целые народы [4, с. 157 [, и исторически более поздней, но яркой иллюстрацией этого тезиса может служить гитлеризм.
Список литературы
толпа индивид лебон тард
1. Грушин Б.А. Масса как субъект исторического и социального действия // Рабочий класс и совр. мир. – 1984. – №5. – С. 45-46.
2. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. – М.: Политиздат, 1987.
3. Догалаков А.Г. Массовое сознание: понятие, структура, функции: Дис. канд. филос. наук. – Алма-Ата, 1987.
4. Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб: Макет, 1995. – 229 с.
5. Лихачев Д.С., Самвелян Н.Г. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем. – М.: Сов. Россия, 1988. – 290 с.
6. Массовая культура: иллюзии и действительность. – М.: Искусство, 1975.
7. Массовое сознание // Философский словарь. – Изд. 4-е. – М.: Политиздат, 1980.
8. Ольшанский Д.В. ГуставЛебон: каким виделся социализм на рубеже XI-XX веков // Литературное обозрение. – 1991. – №6.
9. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Прогресс, 1992.
10. Тард Г. Преступность толпы // Социальные этюды. – СПб., 1902. – 255 с.
12. Хевеши М.А. Толпа, массы, политика. – М.: Прогресс, 2009. – 390 с.
13. Чернов Г.Ю. Социально-массовые явления. Исследовательские подходы. – Д., 2009. – 315 с.
— раздел социальной психологии, изучающий поведение групп людей и отличия поведения групп от поведения отдельных индивидуумов.
История знает много примеров, когда большие группы людей способны производить драматические и неожиданные социальные изменения, действуя в обход привычных механизмов и паттернов. Такие события часто приводят к конфликтам. Учёные разработали несколько различных теорий, объясняющих психологию толпы[1].
Разновидности толпы
Толпы могут подразделяться в зависимости от активности (собственно толпа) или пассивности участников (публика, аудитория). Толпа классифицируется в зависимости от доминирующего поведения участников.
- Агрессивная толпа — бунтующая и линчующая толпа, характеризуется проявлением агрессии в отношении людей или объектов.
- Паническая толпа[2] — доминирующей формой поведения спасающихся толп является паника, как, например, в случае пожара в театре.
- Стяжающая толпа — сходны со спасающимися тем, что те и другие вовлечены в соперничество за определенный дефицитный объект.
- Экспрессивная толпа — общность людей, отличающаяся особой силой массового проявления эмоций и чувств (любви, радости, грусти, печали, горя, негодования, гнева, ненависти и т. д.). Экспрессивная толпа обычно является результатом трансформации случайной
или
конвенциональной толпы
[2][1]. - и другие.
Эффект толпы
Примеров можно привести множество. В любой войне были люди, не готовые положить свою жизнь только ради того, чтобы ублажить прихоти своего государя. Однако из-за того, что они являлись частью толпы, об их интересах никто не заботился. Куда все – туда и вы должны идти.
Компания парней избивает одного человека. Очень редко, но бывает, что находятся участники, не желающие избивать ни в чем неповинного человека (тем более, что бой ведется неравный). Однако из-за того, что такой участник оказался в толпе своих друзей, он обязан поддержать их действия… иначе может сам получить по лицу.
Вы на концерте. Музыка громко играет, на сцену выходят танцевать симпатичные девушки. Кто-то в толпе начинает вызывающе свистеть, его подхватывают то тут, то там. В итоге, вы тоже свистите незнакомым девушкам, когда рядом с вами стоит ваша любимая женщина.
Закономерности
Несмотря на отсутствие единства в мнениях среди исследователей, к характеристикам толпы чаще всего относят:
Гюстав Лебон объяснял духовное единство толпы механизмом заражения — механического распространения аффекта от одного члена к другому по типу инфекционного заболевания. Другие исследователи, подобно Стэнли Милгрэму и Точу, полагали, что видимая психическая однородность толпы может также объясняться механизмом конвергенции: сходно мыслящие и чувствующие индивидуумы имеют тенденцию собираться вместе и объединяться в толпу. Таким образом, однородность скорее предшествует, нежели вытекает из принадлежности к толпе. Два механизма предположительно объясняют эмоциональный и иррациональный характер толпы:
- утрата ответственности вследствие анонимности;
- впечатление всеобщности[1].
Как манипулируют массами и для чего людей втягивают в протесты. Понятная политика
Манипуляция массами. Кто и зачем заставляет толпу плясать под свою дудку? Психология человека и влияние на подсознание при помощи ментальных приемов. Кто такие продавцы иллюзий, и как они обманывают людей, втягивая их в протесты?
Управление толпой
Толпе чужда демократия – ей нужен вождь
Анонимность и заражение — свойства толпы
В своей работе Лебон выделил несколько факторов, которые определяют свойства толпы:
- Во-первых, анонимность — в толпе нет ни имён, ни социальных статусов. Личность здесь растворяется, и подобная безликость порой приводит к возникновению чувства безответственности.
- Во-вторых, заражение. Человек подвергается психическому влиянию и стремится подражать — делать то, что делают другие.
Эксперимент по управлению толпой
Структура толпы
За долгие годы изучения четко описаны и характерные слои толпы. Например, зачинщики, или ядро толпы – вот как раз они четко понимают, что делают и осознанно манипулируют массами. Неприметные дирижеры найдут способ увлечь человека туда, куда нужно именно им. Главное, чтобы вы вышли на улицу. Именно обычные жители и есть второй слой – то есть внушаемые, или восприимчивые люди. И те, кто пришел специально, и случайные участники, которые изначально настроены нейтрально, но подвергаются общему настроению.
И конечно, в толпе, как правило, находится ряд безбашенных людей, которые не думают о последствиях. Это и есть третий слой. Самый опасный. Хулиганы — наиболее асоциальные личности, которые примыкают к толпе с чисто деструктивными целями. Как правило, от их действий толпа становится агрессивной и способна на самые опасные действия.
Для того, чтобы собрать толпу сегодня – не обязательно ходить по улицам с транспарантами. Можно и вовсе находиться в другой стране. Вполне достаточно Интернета и кричащих посылов там. Бросил наживку аудитории и жди, пока клюнет.
Дэниел Ричардсон, исследователь из университетского колледжа Лондона:
У толпы есть только эмоции и чувства, интеллекта нет
Знакомьтесь: Арсен Даллакян. О психологии толпы и массовом поведении говорил много и на разных ресурсах.
Глава Российского Поведенческого департамента уверен, что у толпы есть только эмоции и чувства. Сознания, ментальности, интеллекта нет. Зато все это есть у лидера, и он на примитивном уровне управляет массами. Люди, которые свойства толпы хорошо знают – эти самые толпы всячески стараются избегать.
Арсен Даллакян, управляющий партнер агентства по дизайну поведения:
Оксана Калаганова – психолог, гештальт-терапевт
Алексей Авдонин, аналитик БИСИ
Как раскачать толпу
Эрик Хоффер, американский философ:
И последнее – почему люди готовы умирать за идею? И есть ли такие в принципе? И, да и нет. Ведь массовое движение за изменение мира к лучшему даёт участникам самое опасное оружие: оно пренебрегает моральными нормами и ограничениями. Как говорится, в костёр мировой революции годится всё.
И здесь же эффект толпы: ведь пострадать за идею – значит быть частью добра. А все другие – плохие. Никакой индивидуальности, никакой серой морали: мы – воины света, они – предвестники тьмы. Разум спит и отдал себя коллективному. Помутнение сознания – эта фраза прочно вошла в обиход. Вот что говорит тот же Хоффер.
Эрик Хоффер, американский философ:
За все действия отвечать придется персонально
Как вы уже поняли — в толпе – организованной или стихийной произойти может все, что угодно. Давка, травмы и даже гибель людей. А потому в места массового скопления важно не попадать. Если уж оказались – нужно выбраться. А если пришли намеренно — помнить, что за все действия отвечать придется персонально и каждому. Судить толпу никто не будет.
Эффект толпы был и будет во все времена. Это наша биология, подчеркивают психологи. А значит во всем многообразии мнений, призывов и лозунгов — говоря простым языком, важно слушать себя и думать головой. Знания, касающиеся массовой психологии, таят в себе множество возможностей и угроз. Даже обычный флешмоб можно пошагово превратить в пожар и насилие.
Арсен Даллакян, управляющий партнер агентства по дизайну поведения
Как избежать заражения эффектом толпы?
Теории психологии толпы
Карл Юнг заложил основные понятия коллективного бессознательного. Другие известные исследователи психологии толпы — Гюстав Лебон, Вильфред Троттер, Габриель Тард, Зигмунд Фрейд, Элиас Канетти.
Классические теории
Основная идея Зигмунда Фрейда касательно психологии толпы заключается в гипотезе, что люди в толпе действуют иначе, чем люди, которые мыслят индивидуально. Разумы группы людей объединяются в некий коллективный разум. Энтузиазм каждого члена группы в результате усиливается, и интересы одной личности становятся менее значимыми для неё самой при действии в толпе.
Психическое состояние индивида в толпе характеризуется резким усилением влияния следующих факторов[3]:
- Повышение эмоциональности восприятия всего, что он видит и слышит.
- Повышение внушаемости и уменьшение степени критического отношения к самому себе и способности рациональной обработки воспринимаемой информации.
- Подавление чувства ответственности за собственное поведение.
- Появление чувства силы и сознания анонимности.
Гюстав Лебон характеризовал душу толпы таким образом:
Самый поразительный факт, наблюдающийся в одухотворённой толпе, следующий: каковы бы ни были индивиды, составляющие её, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет собой временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе, подобно тому, как соединяются клетки, входящие в состав живого тела и образующие посредством этого соединения новое существо, обладающее свойствами, отличающимися от тех, которыми обладает каждая клетка в отдельности. |
Как защититься от манипуляций?
Индивид перестает контролировать свое поведение, как только попадает в толпу и снова становится собой, как только из нее выходит. Полноценно реализовать свой потенциал, раскрыть талант, приносить пользу можно только в индивидуальной деятельности. Но здесь есть проблема: один в поле не воин. Выход один – не поддаваться манипуляциям со стороны.
Предупрежден, значит, вооружен. Вот 9 популярных психологических приемов, которые незаметно, но верно влияют на людей.
Пресуппозиция.
Лесть.
Превдовыбор.
Работает по принципу: из двух зол выбираем меньшее. С одной стороны здесь нет запретов и есть право выбора. Но с другой – нет других вариантов ответа, кроме предложенных.
Воодушевление.
Воодушевление помогает работать без усталости, совершать открытия, верить в свои сверхспособности. Так что когда манипуляторы хотят сагитировать кого-то на подвиг, они организуют ему воодушевление.
Эмоциональная атака.
Игра на эмоциях – простой способ добиться нужных действий от сотрудников, родственников, друзей. Это многократное повторение одних и тех же требований, смена интонации, попытка раскрутить на чувство вины.
Социальное доказательство.
Принцип взаимного обмена.
Правило гласит: человеку нужно ответить добром на добро. А поскольку любые обязательства угнетают, хочется избавиться от них как можно быстрее. Этим пользуются умелые манипуляторы – оказывают мелкую услугу и ждут ответного расположения.
Например, религиозные сектанты раздают на улице бесплатную литературу, а взамен просят послушать их наставления.
Мотивация страхом.
Например, на запугивании людей построена работа страховых компаний – чем больше устрашающих примеров приводится, тем чаще покупаются страховые полисы.
Невербальная коммуникация.
В толпе невербальные знаки (жесты, мимика, движения) улавливаются и передаются гораздо быстрее, чем слова. Поэтому манипуляторы добавляют эмоций и красок осанкой, интонацией, дружескими жестами, смехом.
Например, мировые диктаторы убеждали людей до того, как начинали говорить: становились выше своих слушателей, чтобы смотреть на них сверху вниз. Свои выступления дополняли размашистыми движениями, активным перемещением по залу – чтобы занимать как можно больше места и еще больше подтвердить свою значимость.
Психология масс чаще ассоциируется с манипуляцией, диктатурой, управлением сознанием. Но есть у этой области психологии положительные стороны – это организация фестивалей, карнавалов, праздничных шествий, которые помогают окунуться в толпу, отдохнуть от бремени ограничений и обязанностей. Другое дело, что такие массовые мероприятия должны быть тщательно организованы. Иначе можно разрушить что-то нужное. Бастилию, например.
Не подошло решение или нужна уникальная работа, оставляй бесплатную заявку и получай расчет на почту!
Теория “толпы” в работах Г. Тарда и Г. Лебона
1. Толпа и индивид в теории Г. Лебона
Взгляды Лебона на проблему массового поведения логично связаны с его методологическими позициями в вопросе о человеке и обществе.
Это означает, что:
2. Толпа интеллектуально значительно ниже индивидов, ее составляющих; она склонна к быстрым переносам внимания, легко и некритично принимает самые фантастичные слухи; легко поддается воздействию призывов, лозунгов, речей лидеров толпы.
3. Человек в толпе способен совершить любые акты насилия, жестокости, вандализма, которые в обычных условиях ему представляются немыслимыми.
4. Толпа отличается повышенной эмоциональностью и импульсивностью [6, c. 90].
Лебон выделяет три основных механизма, с помощью которых порождаются названные свойства толпы.
2. Заражение. Лебон, будучи медиком по образованию, перенес представления о заражении людей болезнями на заражение людей в толпе, понимая под ним распространение психического состояния одних людей на других.
3. Внушаемость. Внушаемость, по Лебону, наиболее важный механизм, поскольку он направляет поведение толпы. Он проявляется в том, что индивиды некритически воспринимают любые стимулы и призывы к действию и способны совершить такие акты, которые находятся в полном противоречии с их сознанием, характером, привычками [12, c. 90].
Г. Лебон выделяет отличительные признаки поведения человека в массе. Обезличенность. Индивидуальная манера поведения отступает под натиском страстей, охватывает всех, и заменяется импульсивными, инстинктивными реакциями.
Резкое преобладание чувств. Разум уступает место чувству и инстинкту, отсюда проистекает чрезвычайная приверженность масс влиянию. При этом они действуют, повинуясь не голосу рассудка и благоразумия, а исключительно эмоциям.
Утрата интеллекта. Интеллект массы становится ниже уровня интеллекта составляющих его единиц: кто хочет заслужить одобрение массы, должен ориентироваться на низший уровень интеллекта и отказаться от логической аргументации [3, c. 134].
2. Идеи Г. Тарда в исследованиях толпы
Часть работы скрыты для сохранения уникальности. Зарегистрируйся и получи фрагменты + бесплатный расчет стоимости выполнения уникальной работ на почту.
себя дома, сходные чувства. Периодическая пресса занимается одними и теми же насущными проблемами. Возникновение публики предполагает более значительное умственное и общественное развитие, чем образование толпы [9, c. 50].
Толпа захватывает человека целиком, она более эмоциональна, чем публика, поэтому и более нетерпима. Падение публики до толпы очень опасно для общества. Вожак воздействует на толпу эмоциональнее и быстрее, но воздействие публициста длительнее. Если толпа по своим характеристикам неизменна, то публика поддается изменениям. Социалистическая публика времен Прудона и конца XIX в. весьма изменилась. Роль публицистов постоянно увеличивается, они создают общественное мнение, не говоря уже о постоянно увеличивающемся потоке прессы. Толпа никогда не бывает международной, тогда как современная публика постоянно бывает международной. Публика, по Тарду, менее слепа и значительно более долговечна, чем толпа [5, c. 133].
Она является как бы конечным состоянием, в ней сливаются религиозные, политические, национальные группы. Публика – говорит он – это огромная рассеянная толпа с неопределенными и постоянно меняющимися контурами, внушаемая на расстоянии. Но в то же время публика и толпа взаимно отражают друг друга, заражаясь одинаковыми мыслями и страстями.
Тард считает, что было бы ошибочно приписывать прогресс человечества толпе или публике, так как его источником всегда является сильная и независимая, отделенная от толпы, публики мысль. Все новое порождается мыслью. Главное – сохранить самостоятельность мысли, тогда как демократия приводит к нивелировке ума.
Если Лебон говорил об однородной и разнородной толпе, то Тард – о существовании разнородных по степени ассоциаций: толпа как зародышевый и бесформенный агрегат является ее первой ступенью, но имеется и более развитая, более прочная и значительно более организованная ассоциация, которую он называет корпорацией, например полк, мастерская, монастырь, а в конечном счете государство, церковь. Во всех них существует потребность в иерархическом порядке. Парламентские собрания он рассматривает как сложные, противоречивые толпы, но не обладающие единомыслием.
Особое внимание Тард уделяет сектам, которые, по его мнению, и поставляют толпе вожаков. Они являются бродилом для толпы, хотя сами секты вполне могут обходиться без толпы. Секта одержима некой идеей, и она подбирает себе последователей, которые уже подготовлены к этой идее. Согласно Тарду, всякая идея не только подбирает себе людей, но прямо создает их для себя. Все эти секты, считает он, возникают на ложных идеях, на смутных и темных теориях, обращены к чувствам, но не разуму. Секта непрерывно совершенствуется, и в этом ее особая опасность, прежде всего, когда речь идет о преступных сектах. Другая опасность сект заключается в том, что они вербуют для своих целей людей самых разных общественных категорий. Степень ответственности вождей и сект, которые их порождают, и ведомых ими масс различна. За все разрушительное, что имеет место в революции, толпа, хотя бы отчасти, ответственна. Но сами революции, по Тарду, были созданы, замыслены Лютером, Руссо, Вольтером. Все гениальное, в том числе и преступления, создается индивидом. Вождь, политический деятель, мыслитель внушает остальным новые идеи. Он считает, что в коллективной душе нет ничего загадочного, это просто душа вождя [12, c. 198].
Толпа, секта, публика всегда имеет ту основную мысль, которую ей внушили, они подражают своим вдохновителям. Но сила чувств, которыми руководствуется при этом масса, как в добре, так и в зле, оказывается ее собственным произведением. Поэтому неправильно было бы приписывать все действия толпы, публики только вождю. Когда толпа восхищается своим лидером, то она восхищается собой, она присваивает себе его высокое мнение о самом себе. Но когда она, и прежде всего демократическая публика, проявляет недоверие к своему руководителю, то и сам руководитель начинает заигрывать и подчиняться такого рода публике. Иэто происходит несмотря на то, что толпы, публика чаще всего послушны и снисходительны к своему лидеру.
3. Сравнение подходов Г. Тарда и Г. Лебона в теории толпы
1. осознание численности, иллюзия всемогущества толпы и ее анонимность ведут и к исчезновению чувства ответственности у индивида в толпе;
3. восприимчивость индивида в толпе к внушению (3. Фрейд расценивает этот тезис как признание Лебоном гипнотического состояния индивида в массе) [11, c. 78].
В итоге, по мнению Лебона, после известного состояния возбуждения, толпа способна превратиться в простой бессознательный автомат, повинующийся внушениям [4, с. 269], в орудие лидера-демагога (вследствие инстинкта искать себе подобных, толпа идет за химерическими и поверхностными умами) [4, с. 83]. Дух толпы под действием известных явлений может охватывать и целые народы [4, с. 157 [, и исторически более поздней, но яркой иллюстрацией этого тезиса может служить гитлеризм.
Список литературы
толпа индивид лебон тард
1. Грушин Б.А. Масса как субъект исторического и социального действия // Рабочий класс и совр. мир. – 1984. – №5. – С. 45-46.
2. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. – М.: Политиздат, 1987.
3. Догалаков А.Г. Массовое сознание: понятие, структура, функции: Дис. канд. филос. наук. – Алма-Ата, 1987.
4. Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб: Макет, 1995. – 229 с.
5. Лихачев Д.С., Самвелян Н.Г. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем. – М.: Сов. Россия, 1988. – 290 с.
6. Массовая культура: иллюзии и действительность. – М.: Искусство, 1975.
7. Массовое сознание // Философский словарь. – Изд. 4-е. – М.: Политиздат, 1980.
8. Ольшанский Д.В. ГуставЛебон: каким виделся социализм на рубеже XI-XX веков // Литературное обозрение. – 1991. – №6.
9. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Прогресс, 1992.
10. Тард Г. Преступность толпы // Социальные этюды. – СПб., 1902. – 255 с.
12. Хевеши М.А. Толпа, массы, политика. – М.: Прогресс, 2009. – 390 с.
13. Чернов Г.Ю. Социально-массовые явления. Исследовательские подходы. – Д., 2009. – 315 с.
Г. Лебон (1903, 1910) был первым, кто начал изучать эту проблематику. Именно от) обратил внимание правящих политических элит на ту опасность и угрозу, которую представлял рост массовых явлений по отношению к стабильности общества и развитию цивилизации в целом, и рассмотрел феномен толпы как существенный элемент социального поведения в социальной динамике общества.
Для объяснения различий между сознательным и бессознательным (подсознательным) состоянием психики, коллективная природа которого проявляется в толпе, Лебон привлек теорию гипноза, повальное увлечение которым в тот период было сильно распространено как среди ученых, так и у образованной публики в целом. Гипноз помогай объяснить две вещи: во-первых, состояние внушаемости (суггестии) и восприимчивости индивидов, находящихся в толпе; во-вторых, психологический механизм (или способ, путь), при помощи которого лидер удерживает контроль над толпой. По мнению Лебона (1896), лидер часто начинает участвовать в толпе как рядовой участник. Затем он сам попадает в состояние гипноза под воздействием проповедуемых им же идей, которые толпа возвращает ему в ответ на его призывы и лозунги.
Открытия Лебона были углублены и расширены Г. Тардом (1901, 1910), теория которого имеет достаточно общий характер и может применяться для анализа всех форм социального поведения. Главной темой его исследовательского интереса становятся искусственно создаваемые или организованные толпы, в последующем называемые массами или массовыми движениями. Массы, т. е. организованные виды толп, становятся движущей силой эволюции общества. В модели Тарда толпа должна обладать способностью к творчеству, т. с. качеством, которое отсутствовало в объяснительной системе Лебона. Решение, предложенное Тардом, заранее наделяет массы людей (человечество) способностью к прогрессу во главе с лидером, провоцирующим их движение. Благодаря аналогии с внушаемостью возможна, образно говоря, имитация поведения, которая обеспечивает одновременное когнитивное и аффективное единообразие массы людей, поскольку они подчиняются лидеру.
Признавая оригинальность и пророческую природу работ Лебона и Тарда, следует отметить, что только с появлением теории групповой психологии 3. Фрейда (1921) их гипотезы превратились в положения всеохватывающей теоретической системы. Основной вопрос, решению которого посвятил себя Фрейд в своей психоаналитической теории, это история происхождения таких фундаментальных социальных институтов общества, как семья и церковь (религия), которые он, как и его предшественники, рассматривали как прототип всех коллективных образований.
Современные теории. Классические теории психологии толпы дали толчок развитию других направлений исследовательской мысли. Но в целом все эти теории по своей природе продолжают оставаться, скорее, на описательном уровне и имеют предположительный характер. Как отметил С. Московичи (1996), явление, которое они анализируют, все еще остается не раскрытым и, следовательно, обладает абсолютной исторической новизной.
В заключение необходимо отметить, что в настоящее время в социальной психологии существует два отдельных направления исследований в области психологии толпы — классическая объяснительная теория, научный статус которой до сих пор не определен, и корпус исследований, основанный на более строгих методах, но их значение и применение ограничено теоретическими и идеологическими предпосылками.
Читайте также: