Теория пропаганды лассуэлла кратко

Обновлено: 05.07.2024

Но физическое воздействие хорошо лишь на первых порах и в зонах локальных конфликтов. Там, где людей очень много, куда эффективнее управлять ими при помощи единомыслия, а его можно ведь создать!

И долгое время вся работа по созданию единого общественного мнения велась на уровне чистой интуиции. Люди понимали, что информация, поданная определенным образом (то есть пропаганда), страшнее вражеских солдат и картечи. Понимали это и Петр I, и Наполеон, и многие, многие другие, но лишь в силу собственной одаренности. Ну, а затем развитие науки привело к тому, что нашелся человек, разработавший по-настоящему хорошую теорию пропаганды, а ведь как известно нет ничего лучше, чем хорошая теория. И вот таким человеком стал Гарольд Дуайт Лассуэлл (1902-1978) – известный американский политолог и специалист в области теории информации, почетный профессор права Йельского университета, один из директоров Центра политических наук Нью-Йорка, глава Американской ассоциации политических наук.

Креденда (доверие) – является сферой рационального сознания. Ее информационные блоки – это тексты конституций, договоров и прочих институциональных документов, которые воздействуют на разум и вызывают доверие к властям на когнитивном уровне.

Теории пропаганды Лассуэлл является теория, разработанная американским ученым Г. Лассуэлл и сочетающий бихевиоризм и фрейдизм. одна из первых теорий о пропаганде в западной политологии, в разработке которой был применен контент-анализа и теории из области психологии. пропаганда определяется как "управление коллективное мнение с помощью манипуляций значимыми символами", подход к идее создания единого реакция на влияние пропаганды, а также тезис о уязвимостью сознания среднего человека. Лассуэлл утверждал, что в условиях экономического кризиса и растущего политического конфликта вызывает всеобщий психоз и из-за этого человек становится уязвимым даже к грубой формы пропаганды. когда обычный человек сталкивается с серьезными угрозами, он относится к пропаганде, как к источнику спокойствия и способ борьбы с угрозой.

В этой связи, Лассуэлл разработал следующие рекомендации: пропаганды управления в СМИ должны занять научные технократии англ. "scientific technocracy", которая будет осуществлять отбор информации, и, таким образом, чтобы противостоять опасностям, угрожающим демократии.

Содержание теория. Механизм действия пропаганды. (The mechanism of action of propaganda)

Цель пропаганды-мобилизовать и консолидировать массы вокруг общей цели. но Лассуэлл уточняет, что эта общая цель является специфической для каждой социальной группы и социального слоя - это сформулировано в различных формах, каждая из которых предназначена для особого слоя населения, чтобы оказывать активную поддержку всех, пропагандист должен научиться превращать "Война в походе в обетованную землю, который является наиболее привлекательным для каждого участника группы". Пропаганда как управление значимыми символами предполагает, по данным Г. Лассуэлл, распростерла над всем политических мифов и стереотипов.

Политический миф-это то, что не подвергается сомнению и, следовательно, не требует доказательств Лассуэлл считал, что политический миф реализуется в политических доктрин и идеологий. чтобы показать, что пропаганда обращается к разуму и к чувствам получателей Лассуэлл знакомит с понятиями "креденды" и "миранды".

  • Миранда Мираж, сверхъестественное-это набор ритуалов и символов, содержит инструменты коммуникации, такие как лозунги, флаг, гимн, лидер движения персонажа, и рассчитаны на эмоциональное восприятие, на пробуждение чувств лояльности.
  • Credenda доверие-это области рационального сознания, более подходящих политических учений, что оно включает статуты, Конституции, декларации, договоры, обращенные к разуму и обеспечить доверие к власти на когнитивном уровне.

Для Лассуэлл, через пропаганду, политический контроль над обществом, реализуется язык власти. в этом случае функция языка власти имеет рациональные цели и эмоциональные последствия.

Лассуэлл считает, что люди должны постепенно подготовить к принятию идей и действий. пропагандистская кампания должна быть длинной, на основе детальной стратегии, в соответствии с которой мы должны постепенно вводить, а потом культивировать новые образы и идеи. нужно создать персонажей и развивать в людях связь между конкретными эмоциями и этих персонажей.

Содержание теория. Пропаганда и демократия. (Propaganda and democracy)

Большинство из того, что раньше могло быть достигнуто через насилие и запугивание, сегодня должны быть достигнуты путем приведения аргументов и убеждения. демократия провозглашена диктатура болтовни, и метод, который позволяет указать диктатор, и называется пропагандой.

Лассуэлл предложил передать контроль за пропаганду через СМИ и новой элиты, научной технократии, которая будет использовать знания во благо и обеспечения стабильности общества.

Содержание теория. Пропаганда войны. (War propaganda)

Основная работа Лассуэлл на эту тему является монография "Техника пропаганды в мировой войне", в котором рассматриваются цели, задачи и стратегии пропаганды в Первой мировой войне. на примере военной пропаганды, сделан вывод о технологиях эффективного информационного воздействия, средства и способы организации информационно-пропагандистских мероприятий.

Как представитель фрейдизма, из Лассуэлл убежден, что базовые инстинкты иррациональны и не подвластна сознательному контролю. критические ситуации, такие как война, дает волю первобытных инстинктов, и что их мобилизация основана пропаганда войны. чем выше уровень напряженности в обществе, тем более выражены в нем первобытные инстинкты, тем более эффективной пропагандистской работы.

Лассуэлл считает, что пропаганда - использование внушения как для собственных граждан и граждан других стран - это одна из трех пушек государства для борьбы с ведущими войну со стороны противника, наряду с военного давления и экономического давления. он выбирается следующая задача военной пропаганды для разжигания ненависти к противнику, чтобы поддерживать дружественные отношения с нейтральными государствами и союзниками, чтобы восстановить противника в нейтральном состоянии, чтобы разлагать врага и ослабить силу сопротивления противника.

Лассуэлл считает, что в целях мобилизации идей и мнений в контексте войны, власть над мнение должно идти в официальные руки. причина этого заключается в том, что опасности, вытекающие из свободы выражения мнений, выше той, которая может быть получена от искажения этих мнений.

Содержание теория. Этический аспект. (The ethical dimension)

Лассуэлл видит пропаганду как инструмент, который сам по себе не может считаться ни плохим, ни хорошим с точки зрения этики-это губительно для общества-это не пропаганда, и трансляция, и навязывание невыгодных социальных идей. пропаганда как попытка изменить взгляды человека выступает в качестве своего рода оружия - более "экономного", чем традиционные: это "инструмент общей политики вместе с дипломатией, экономическими мерами, и военные. его цель заключается в экономии материальных затрат на мировое господство".

Критика. Липпман. (Lippmann)

Критика. Дьюи. (Dewey)

Д. Дьюи согласился, что общественность плохо понимает реальную ситуацию, но опроверг мнение, что технократия должна влиять на распределенные информационные и управляющие повестки дня. вместо того, чтобы, по его словам, СМИ должны учить людей мыслить критически. Дьюи считал, что в концепции Липпмана и Лассуэлл напрасно, чтобы уменьшить роль средств массовой информации роль внешних агентов, которые изменяют отношения и эмоции. модель линейной связи, которая Липпмана и Лассуэлл абстрактных также, кажется, Дьюи является слишком упрощенным и не учитывает всех особенностей процесса. Дьюи выступал за государственное образование, как наиболее эффективным средством защиты демократии от тоталитаризма. Дьюи принимал СМИ ведущую роль в обеспечении общественной дискуссии, которую он считал наиболее важной особенностью демократического общества, а Лассуэлл нашел обсуждения потенциально опасных для общественного порядка.

Пропаганда (лат. propaganda – подлежащее распространению) — организованное и целенаправленное распространение идей, мнений, утверждений, и слухов через СМИ и по другим каналам общественной коммуникации

1. Образование и закрепление тех или иных желательных представлений, понятий, взглядов, привычек и убеждений и т.п.

2. Разрушение, подавление и изменение нежелательных представлений, понятий, убеждений и т.п.

Позитивная (конструктивная) пропаганда стремится довести до потребителя те или иные убеждения в доходчивой форме. Она осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга заинтересованных лиц. Позитивная пропаганда, в отличие от негативной, не преследует манипуляторных целей

Цель позитивной пропаганды — способствовать социальной гармонии, согласию, воспитанию людей в соответствии с общепринятыми ценностями. Позитивная пропаганда выполняет воспитательную и информационную функции в обществе.

Цель негативной пропаганды — разжигание социальной вражды, эскалация социальных конфликтов, обострение противоречий в обществе, пробуждение низменных инстинктов у людей и тому подобное.

Сама Природа пропаганды такова, что она достигает своей цели воздействуя, прежде всего, на эмоции людей Но очень важно, на какие именно эмоции она влияет.

Технология пропаганды

Манипуляция — это скрытый психологический прием, целью которого является заставить человека, вопреки его интересам, выполнить нужные вам действия. Немало важный фактор манипулирования — сделать так, что бы человек сам захотел это сделать.

Воздействие на человека негативных факторов производственной среды

. среды), как опасность. Опасность -- это свойство среды обитания человека, которое вызывает негативное действие на жизнь человека, приводя к отрицательным изменениям в состоянии его здоровья. Степень . и т.д.) Предельно допустимый уровень (ПДУ) -- это максимальное значение негативного (физического) фактора, который воздействуя на человека (изолированно или в сочетании с другими факторами) в течение .

С.Г. Кара-Мурза выделяет следующие признаки манипуляции:

1) манипуляция — это психологическое воздействие, а не физическое;

2) манипуляция — это скрытое воздействие;

3) манипуляция — это воздействие, которое требует высокого уровня мастерства и определённого багажа знаний.

Воздействие мифов на массовое сознание чрезвычайно велико. Мифология выступает в роли аргументов, усиливающих обычные высказывания. Содержание информационно-пропагандистских материалов, действуют на людей не извне, а как бы изнутри их мировоззрения, что облегчает процесс восприятия этого содержания.

Пропаганда в СМИ через миф направлена на ту систему базовых понятий, которые не могут измениться в одночасье, а способны эволюционировать лишь постепенно, под воздействием вновь получаемой информации, в которую виртуозно вплетен определенный миф.

Стереотипы – эта техника основана на использовании предубеждений аудитории путем навешивания ярлыков на объект пропаганды, которые вызывают у аудитории страх, ненависть, отвращение.

Например, рассказывая о другой стране или какой-либо социальной группе, манипулятор может акцентировать внимание на стереотипных чертах, которые ожидает читатель, даже если на самом деле они не являются типичными для целой страны или социальной группы (часто это бывает нечто анекдотичное, забавное).

Психологические особенности воздействия социальной рекламы

. и экономическую эффективность. Целью данной работы является: изучение психологических аспектов воздействия социальной рекламы. В соответствии с целью мною были поставлены задачи: 1) . на постиндустриальный тип развития, ориентированный на человека, на раскрытие его социальной сущности, на решение глобальных социальных проблем. Цель социальной рекламы заключается в изменении отношения общества .

В графической пропаганде (в том числе, на военных плакатах) это могут быть портреты врагов с какими-нибудь ярко выраженными стереотипными национальными чертами.

Оперируя им, пропаганде легче формировать представления и взгляды, поскольку тем самым она апеллирует к устойчивым психическим образованиям — к эмоциональному отношению на основе усвоенного знания . Стереотипы очень устойчивы. Стереотипы составляют основу мифов, на которых базируется любая идеология. Средства массовой информации в любом обществе с помощью метода стереотипизации внедряют в сознание читателей, слушателей, зрителей различные мифы и иллюзии. Для закрепления в сознании масс стереотипов пропаганда практикует многократное, настойчивое повторение одних и тех же слов, фраз, которые в конце концов становятся символами. Постоянное воспроизведение сфабрикованных стереотипов

Теории пропаганды

В качестве ключевых могут быть упомянуты теории пропаганды, созданные Г. Лассуэллом, У. Липпманом и Джон Дьюи.

Для идей Липпмана был также характерен скептицизм, свойственный изначальным воззрениям Лассуэлла. Он сомневался в том, что средний человек способен самостоятельно сориентироваться в окружающем мире и принять разумные решения относительно того, как следует поступать в той или иной ситуации. В качестве ключевых причин Липпман называл сложность окружающей обстановки, опасность определенных политических сил и недостаточность источников информации.

Он также разделял опасения по поводу деструктивного влияния пропаганды и полагал, что серьезность угрозы требует перестраивания политической системы — создания определенного органа или механизма, который осуществлял бы приемлемый, но строгий контроль над содержанием средств массовой информации.

Липпман предлагал, в частности, сформировать бюро расследований, в задачи которого входил бы анализ сведений, их перенаправление элитам для принятия решений, а также определение того, какую информацию следует и не следует знать людям.

Дж. Дьюи выступал с активной критикой идей, высказанных Г. Лассуэллом и У. Липпманом. Он категорически возражал против передачи контроля технократии, которая с помощью научных методов защищала бы людей от самих же себя. Напротив, считал он, люди сами могли бы защитить себя, если их научить нужным приемам обороны. Дьюи доказывал, что даже эле­ментарное образование поможет людям противостоять пропаганде. Он утвер­ждал, что газеты должны служить средством просвещения обще­ства. Главное место в них следует отводить идеям и философским рассуждениям, а не описаниям отдельных действий. Они должны обучать навыкам критического мышления и определять ход обсуж­дения общественностью важных вопросов. Однако его усилия со­здать подобную газету ни к чему не привели.

Мотивационная деятельность человека и формирование человеческих потребностей

. ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому, сиюминутное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, . эмоциональное проявление потребности человека в чем-либо, побуждение, еще не опосредованное сознательным целеполаганием. В отечественной психологии влечение рассматривается как этап формирования мотива поведения, т.е. .

Манипулирование общ.мнением.

Общественное мнение — форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. фактор при формировании общественного мнения — это интересы людей. В ходе развития общественное мнение проходит стадии возникновения, формирования и функционирования. Оно может формироваться как стихийно, так и сознательно. Этапы формирования общественного мнения:

1. зарождение индивидуальных мнений,

2. обмен мнениями,

3. кристаллизация общей точки зрения из многих мнений (интеграция всех индивидов или их большинства вокруг единой точки зрения, которая сформировалась в процессе обсуждения на основе совпадающих оценочных мнений.)

На процесс формирования общественного мнения оказывает множество различных факторов. Несомненно, самым важным аспектом формирования общественного мнения является СМИ. Средства массовой информации очень сильно воздействуют на точку зрения человека, так же это наиболее эффективное средство влияния на эмоции

В сфере социальных отношений в зависимости от предметной сферы исследователи выделяют

1. Экономическое манипулирование — это преднамеренное несоблюдение формальных или подразумевающихся договоренностей при безвыходном материальном положении объекта манипулирования, когда он готов согласиться на любую работу за ничтожное вознаграждение.

2. Политическое, Политические манипуляции осуществляются с использованием политических заявлений и обещаний, отличных от целей политиков с тем, чтобы, придя к власти, забыть о своих обещаниях. Информационное политическое манипулирование заключается в сознательном искажении реальной расстановки политических сил средствами массовой информации, а также в приукрашивании одних фактов и замалчивании других для превратного представления о политических лидерах, партиях и движениях.

3. Идеологическое, Идеологическая манипуляция — это формирование культурных штампов, стереотипов поведения, определенной, обычно аморальной системы ценностей в сфере общественных и личных идеалов. Идеологические манипуляции предполагают неискренность и фальшивость в сфере общественных и личных идеалов. Они могут строиться на фиктивном следовании существующим общественным идеалам либо путем создания новых идеологий, оправдывающих использование безнравственных и аморальных средств нереальными конечными целями.

Слухи как источник формирования общественного мнения

. общественного мнения, тем не менее, роль их в формировании последнего велика. Последствия воздействия слухов на общественное мнение: . поскольку слухи блокируют информационное воздействие на общественное мнение . неофициальной информации на общественное мнение. . Слухи могут быть использованы как провокация, могут вызвать противоправные действия различных политических группировок экстремистского и .

4. Бюрократическое Бюрократические, или организационные манипуляции подразумевают любую псевдодеятельность административного или организационного характера: затягивание сроков решения вопросов, запутывание заявителя в лабиринте многочисленных инстанций и ответственных лиц; неисполнение управленческих функций и их подмена заведомо бесполезной, но внешне эффективной деятельностью; раздувание численности организации, требование лишней и ненужной документации.

5. и психологическое манипулирование. Психологические манипуляции в действительности являются простейшими и входят в состав всех вышеперечисленных. Любое манипулирование индивидуальным или коллективным сознанием обязательно учитывает особенности психического восприятия и устройства манипулируемых.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что приемов манипулирования много и не редко они исходят главным образом к психологическому корню. Большинство методов манипулирования делает акцент на примитивные и низменные чувства людей. При этом происходит своеобразная подмена идей, ценностей и целей манипулируемого на желания манипулятора.

Примеры похожих учебных работ

Формирование программы социальной адаптации пожилых людей

. социальный работник должен поспособствовать формированию у пожилых новых потребностей (это могут быть виды само деятельности, общение с кем-либо, потребление информации), . переходом в категорию пожилых людей, людей пенсионного возраста нередко коренным .

С точки зрения социологии, личностью является каждый человек, так как показывает .

. целей в жизни основных средств их достижения и приобретающих функцию регуляторов социального поведения человека. 9. Идентичность – социальное качество, которое является результатом сознательного и эмоционального отождествления индивида с .

Проблема формирования навыка социального общения умственно отсталых школьников в .

. источник информации, передатчик информации (шифратор), канал для передачи сигналов, приемник. Заключение Тема данного диплома была посвящена актуальной и все еще недостаточно изученной теме изучения формирования навыка социального общения .

3. Развитие социальной психологии в России

. социальной структуре общества. Раскрывая закономерности формирования общественной психологии, он исходил из материалистического принципа социальной . из главных психологических механизмов взаимодействия людей в толпе, по мнению Михайловского, выступает .

Социальная работа как профессиональный вид деятельности

. информацией, способствование включению различных институтов общества в деятельность социальных служб; 10.Рекламно-проiгагандастская функция — организация рекламы социальных услуг, пропаганда идей социальной защиты человека; . семьи, формирование .

Формирование и развитие морали

. Ранний юношеский возраст — начальный период становления социальных, политических, религиозных, культурных, экономических и других позиций человека. Особенности формирования мировоззрения у старших школьников в современных условиях. Отсутствие .


Гарольд Дуайт Лассуэлл о роли медиа в современном массовом обществе: цель - создание международного правового порядка, способного служить утверждению человеческого достоинства. Лассуэлл подчеркивает ключевое значение понимания общения людей как "открытого форума для постоянного обсуждения вопросов взаимной терпимости и доступа к основным ценностям жизни". В этой связи новое звучание приобретают традиционные для Лассуэлла исследования "элит" и "гарнизонного гос-ва" (понятие введено в 1937 г.). Выявляя "властвующие (правящие) элиты" (т. е. политически наиболее влиятельные группы об-ва), Лассуэлл указывает на опасность утверждения в совр. мире господства идеи "гарнизонного государства", т. е. общества, наиболее мощной группой которого являются специалисты по осуществлению насилия, использующие современные технические возможности осуществления власти. Противоположностью "гарнизонного государства" является общество, в котором ведущая роль принадлежит деловым кругам; промежуточные формы - "государство, управляемое аппаратом партийной пропаганды"; "государство партийной бюрократии"; различ.сочетания монополий партийной и рыночной власти. По Лассуэллу ( увлечение фрейдизмом), борьба за власть - это лишь компенсация детской травмы; власть помогает преодолеть низкое самоуважение и т.п. Первым обосновал изучать психологич. портрет политических деятелей. Защита прав человека от посягательств "правящих элит" требует, согласно Лассуэллу, как международных действий, например, усиления роли ученых в выявлении общих интересов человечества, координации технологического развития, отказа от идеологической конфронтации при решении международных проблем, так и изменений внутри социальной системы.

Защита прав человека от посягательств "правящих элит" требует, согласно Лассуэллу, как международных действий, например, усиления роли ученых в выявлении общих интересов человечества, координации технологического развития, отказа от идеологической конфронтации при решении международных проблем, так и изменений внутри социальной системы.

Бихевиоризм и фрейдизм как теоретическая основа объяснения механизма воздействия СМК на сознание большинства.

Уже в 1927 г. он определяет пропаганду как "управление коллективными установками посредством манипулирования значимыми символами". Она не может быть "плохой" или "хорошей" и квалифицироваться в терминах этики. Пропаганда есть попытка изменить воззрения людей; она есть "массовое убеждение"; ее цель - насаждать политическую мифологию. Пропаганда для него - это политика и вид оружия - более "экономного", чем традиционные: это "инструмент тотальной политики вместе с дипломатией, экономическими мероприятиями и вооруженными силами. Ее цель заключается в экономии материальных затрат на мировое господство". Действительно, во время второй мировой войны СМИ стали использоваться как технологии психологической войны. В наставлении вооруженным силам США - "Введении в психологическую войну" - появились понятия "белой" пропаганды (рассчитана на "своих", распространяется и признается источником или его официальными представителями), "серой" пропаганды (не идентифицирует специально свой источник) и "черной" пропаганды (направлена на "врага", выдается за исходящую из иного источника, чем подлинный).

Пропаганда как управление значимыми символами предполагает, по мнению Г.Лассуэлла, распространение прежде всего политических мифов и стереотипов. Политический миф он определяет как "совокупность социальных убеждений, включающих устойчивые представления об идеальном типе власти в рамках конкретного общественного устройства". Политический миф - это не только "иррациональное", принимаемое на веру, аксиоматически, бездоказательно. Г.Лассуэлл полагает, что политический миф реализуется в политических доктринах и идеологиях и отражается в структуре политического сознания через такие понятия, как "креденда" и "миранда", в связи с чем пропаганда всегда обращена как к разуму, так и к чувствам реципиентов. "Креденда" (доверие) - это сфера рационального сознания, более соответствующая политическим доктринам; это уставы, конституции, декларации, договоры, обращенные к разуму и обеспечивающие доверие к власти на когнитивном уровне. "Миранда" (мираж, сверхъестественное) - это нечто схожее с религией; это совокупность мифов, ритуалов, символов; она содержит такие коммуникативные средства, как лозунги, флаг, гимн, лидер (герой) движения, невербалику и рассчитана на эмоциональное восприятие, на пробуждение чувств лояльности индивида к власти. Посредством пропаганды, "креденды" и "миранды" осуществляется политическое управление обществом, политическая коммуникация, реализуется язык власти. При этом функция языка власти имеет рациональные цели (политическая семантика - т.е. содержание и стиль высказываний) и эмоциональные эффекты (политическая синтактика).

Уолтер Липпман и Лассуэлл о механизмах защиты от пропаганды. Роль интеллектуальной элиты в контроле над коммуникативным пространством. Джон Дьюи и примат просвещения в противостоянии пропаганде.

Читайте также: