Теория продвижения к здоровью кратко

Обновлено: 07.07.2024

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Способствует здоровому образу жизни гигиенический режим труда и отдыха, а вот мешает такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Здоровый образ жизни — главный фактор здоровья

Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни — это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.

В основе любого образа жизни лежат принципы, т.е. правила поведения, которым следует индивид. Различают биологические и социальные принципы, на основе которых формируется здоровый образ жизни. Биологические принципы: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энергетически, укрепляющим, ритмичным, умеренным. Социальные принципы: образ жизни должен быть эстетичным, нравственным, волевым, самоограничительным.

В основу данной классификации положен принцип единства индивидуального и общего, единства организма и среды — биологической и социальной. В связи с этим ЗОЖ — это не что иное, как рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения — поведенческих факторов. Перечислим основные из них:

  • культивация положительных эмоций, способствующих психическому благополучию — основе всех аспектов жизнедеятельности и здоровья;
  • оптимальная двигательная активность (ДА) — ведущий врожденный механизм биопрогресса и здоровья;
  • рациональное питание — базисный фактор биопрогресса и здоровья;
  • ритмический образ жизни, соответствующий биоритмам, — основной принцип жизнедеятельности организма;
  • эффективная организация трудовой деятельности — основная форма самореализации, формирования и отражения человеческой сущности;
  • сексуальная культура — ключевой фактор жизнедеятельности как адекватная и прогрессивная форма воспроизведения вида;
  • здоровое старение — естественный процесс плодотворного долголетия;
  • отказ от пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, табакокурение и т.п.) — решающий фактор сохранения здоровья.

На практике реализация перечисленных форм поведения чрезвычайно сложна. Одной из главных причин этого следует признать отсутствие мотивации положительного отношения к своему здоровью и ЗОЖ. Дело в том, что в иерархии потребностей, лежащих в основе поведения человека (например, студента), здоровье находится далеко не на первом месте. Это связано с низкой индивидуальной и общей культурой российского общества, что обусловливает отсутствие установки на примат (главенство) ценности здоровья в иерархии человеческих потребностей. Следовательно, формирование здоровья — это прежде всего проблема каждого человека. Его следует начинать с воспитания мотивации здоровья и ЗОЖ, ибо эта мотивация является системообразующим фактором поведения. Иначе говоря, будет мотивация (целенаправленная потребность) — будет и соответствующее поведение.

Здоровый образ жизни и пути его формирования

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - термин, который применяется все чаше. Самое простое определение ЗОЖ — все то в образе жизни, что благотворно влияет на здоровье. Следовательно, в понятие ЗОЖ входят все положительные стороны деятельности людей: удовлетворенность трудом, активная жизненная позиция, социальный оптимизм, высокая физическая активность, устро- енность быта, отсутствие вредных привычек, высокая медицинская активность и т. д.

Формирование установки на здоровый образ жизни является важнейшей задачей государства, так как образ жизни — определяющий фактор здоровья.

Формирование ЗОЖ является также задачей органов здравоохранения, социальной защиты, образования. На формирование ЗОЖ направлены рекомендации ВОЗ:

  • питание с малым содержанием жиров животного происхождения;
  • сокращение количества потребляемой соли;
  • сокращение потребления алкогольных напитков;
  • поддержание нормальной массы тела;
  • регулярные физические упражнения;
  • снижение уровня стрессов и т. д.

Формирование установки на ЗОЖ лежит в основе любой профилактической деятельности, многочисленных программ, направленных на повышение здоровья общества. Пропаганда ЗОЖ является важнейшей функцией и задачей всех органов здравоохранения (особенно учреждений первичной медико-санитарной помощи), центров санитарного просвещения, учреждений образования, органов социальной защиты и т. д.

Установка на ЗОЖ должна формироваться по следующим направлениям: 1) усиление и создание положительного в образе жизни; 2) преодоление, уменьшение факторов риска.

Изучение и формирование общественного мнения относительно оценки собственного здоровья — одна из трудных задач формирования установки на ЗОЖ. Наряду с органами здравоохранения большая роль в этом принадлежит СМИ. Необходимо понимание того, что здоровье населения обеспечивается не только ответственностью государства и общества, но и ответственностью каждого из нас за свое здоровье и здоровье всех.

Здоровый образ жизни базируется на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление здоровья: рациональное питание; физическая активность; закаливание; отсутствие вредных привычек; умение выходить из стрессовых состояний (например, владение методиками аутотренинга); высокая медицинская активность (своевременность прохождения медосмотров, своевременность обращения за медицинской помощью в случае заболевания, активное участие в диспансеризации); умение оказать первую помощь при внезапных заболевания, травмах и т. д.

Основы формирования здорового образа жизни

У каждого человека должна быть своя система здоровья как совокупность обстоятельств образа жизни, которые он реализует.

Отсутствие своей системы здоровья рано или поздно приведет человека к болезни и не даст ему возможности реализовать заложенные в него природой задатки.

Человек столь совершенен, что не только поддержать необходимый уровень здоровья, но и вернуться в него из болезни можно практически из любого состояния; но с прогрессированием болезни и с возрастом это требует все больших усилий. Как правило, человек прибегает к этим усилиям, если у него есть жизненно важная цель, мотивация, которые у каждого человека свои.

Основными особенностями программы здоровья должны быть:

  • добровольность;
  • затрата некоторых физических и других сил;
  • ориентация на постоянное повышение своих физических, психических и других возможностей.

Создание своей системы здорового образа жизни представляет собой исключительно длительный процесс и может продолжаться всю жизнь.

В реализации программы здорового образа жизни, в организации перехода к нему в зависимости от индивидуальных особенностей человек может выбрать различные варианты.

Для тех, кто любит соблюдать четкий жизненный график — это жесткая последовательность действий, расписанная досконально но мероприятиям и времени. Поэтому все действия, направленные на обеспечение здоровья, — физические упражнения, гигиенические процедуры, время приема пищи, отдых и т.д. — жестко вписываются в режим дня с точным указанием времени.

Для привыкших ставить перед собой конкретные цели и добиваться их — четкое разделение по этапам перехода с планированием каждого этапа, его промежуточных и конечных целей. В этом случае появляется технология внедрения программы в жизнь: с чего и когда начать, как организовать питание, движение и т.д. Поэтапное внедрение программы позволяет уточнить цели и задачи каждого этапа, его длительность в соответствии с состоянием своего здоровья, формы контроля, конечный для этапа результат и пр. Выполнение поставленных на этап задач позволяет перейти к следующему этапу. То есть этот вариант не ставит жестких условий на каждый данный период времени, однако позволяет целеустремленно продвигаться к переходу к здоровому образу жизни.

Для привыкших к комфорту и лени — мягкое приближение к желаемому. Этот вариант не заставляет четко планировать распорядок дня или этапы, но принявший его человек считает, что любое оздоровительное мероприятие — уже лучше, чем ничего (сделать хотя бы иногда, хоть один раз в неделю). То есть предпосылкой такого подхода является тезис: важно начать (например, можно начать только с утренней гигиенической гимнастики; потом можно будет отказаться и от утренней сигареты. Потом — постараться пройти пешком на работу. ). Такой вариант особенно подходит человеку, который не может резко изменить свой жизненный уклад и отказаться от комфортных привычек.

Взвесив свои возможности, особенности своей жизнедеятельности, резервы свободного времени, состояние здоровья, поставив цель и задачи перехода к здоровому образу жизни, следует выбрать из перечня указанных тот вариант программы, по которому человек собирается работать. Важно лишь, чтобы при ее реализации он был уверенным в себе, настойчивым и последовательным, систематически анализируя свое состояние и внося соответствующие коррективы в образ жизни. Несомненно, что все это даст свои результаты и в отношении эффективности и продуктивности жизнедеятельности человека, и в уровне и динамике его здоровья.

Естественно, что путь каждого человека к здоровому образу жизни отличается своими особенностями как во времени, так и по траектории, но это не имеет принципиального значения — важен конечный результат. Эффективность же здорового образа жизни для данного человека можно определить по ряду биосоциальных критериев, включающих:

Оценки морфофункциональных показателей здоровья:

  • уровень физического развития;
  • уровень физической подготовленности.

Оценки состояния иммунитета:

  • количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;
  • при наличии хронического заболевания — динамику его течения.

Оценки адаптации к социально-экономическим условиям жизни:

  • эффективность профессиональной деятельности;
  • активность исполнения семейно-бытовых обязанностей;
  • широту и степень проявления социальных и личностных интересов.

Оценки уровня валеологических показателей:

  • степень сформированности установки на здоровый образ жизни;
  • уровень валеологических знаний;
  • уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья;
  • умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни.

1.Индивидуальные теории здорового поведения сфокусированы на протекающих у индивида мыслительных процессах, предшествующих какому-либо действию, относящемуся к здоровью. Однако важно также помнить о контексте: решения, принимаемые людьми о совершении или несовершении действия, основываются на стимулах, отношениях и информации из социальной, физической и культурной среды [151, с. 35].

Модель убеждений о здоровье (HBM – Health Belief Model)

Старейшая и одна из самых широко применяющихся теорий. Разработана в 50-е годы XX века Службой национального здоровья США (USPHS). Ее авторы – социальные психологи Г. Хохбаум, И. Розенсток и С. Кегельс. Известна как модель ожидаемой ценности (value expectancy model), поскольку основана на предположении, что люди придут к здоровому поведению, если:

1) они оценивают результат (здоровое состояние), связанный с таким поведением;

2) они думают, что такое поведение, вероятно, приведет к такому результату.

Включает несколько компонентов:

Отмечаемая восприимчивость – степень, в которой индивид ощущает риск для здоровья;

Отмечаемая тяжесть – степень оценки тяжести последствий проблемы со здоровьем;

Отмечаемые выгоды – позитивные результаты, ожидаемые человеком от действия;

Отмечаемые барьеры – негативные результаты, ожидаемые человеком от действия;

Стимулы к действию – внешнее событие, которое мотивирует человека к действию;

Теория обоснованного действия (TRA – Theory of Reasoned Action)

Авторы теории – Фишбейн и Айзен (Fishbein, Aizen, 1975). Так же, как предыдущая, данная теория обращена к рациональным, когнитивным процессом принятия решений.

Поведенческие наклонности рассматриваются с точки зрения факторов двух родов:

2. Фактор субъективных норм (отношение других). Включает, в свою очередь, два компонента:

а) нормативное поведение, которое рассматривается как дихотомическая переменная: является ли целевое поведение индивида желательным со стороны группы или нет.

b) мотивация к исполнению, определяющая, до какой степени индивид может следовать желаниям конкретной группы [147, с. 259].

Таким образом, субъективные нормы позволяют увидеть, будет или не будет поддержано данное поведение индивида референтной группой, что говорит о большем внимании к социальному контексту, в котором совершается индивидуальное принятие решений (по сравнению с Health Belief Model). По мнению авторов теории, анализ двух факторов в совокупности позволяет рассмотреть поведенческие наклонности, которые с большей вероятностью могут предсказать реальное поведение [151, с. 39].

Позднее в теорию был введен новый элемент – отмечаемый поведенческий контроль – степень уверенности индивида в том, что он/она имеет контроль над тем, могут ли они совершить действие. Обновленная теория получила название теория планируемого поведения (TPB – Theory of Planned Behavior) [151, с. 40].

Транстеоретическая модель (TTM – Transtheoretical Model)

Стадия 1: Человек еще не задумывается о совершении действия.

Стадия 2: Человек думает изменить что-либо в будущем, взвешивает за и против.

Стадия 3: Человек готов что-либо предпринять, намерен действовать в ближайшее время, имеет план или идею.

Стадия 4: Человек совершает действие в направлении изменений поведения.

Стадия 6: Человек достиг изменения в поведении. Например, курильщику удалось вовсе отказаться от курения, это больше не является частью его поведения. Этой стадии удается достичь не часто. Большинство людей остаются на предыдущей стадии.

Модель соблюдения предосторожности (PAPM – Precaution Adoption Model)

Разработана Н.Д. Вейнштейном и П.М. Сандманом. Авторы восприняли основную идею предыдущей теории и преломили ее в отношении общей категории поведении – соблюдения предосторожности. В этой модели стадии выглядят следующим образом.




Стадия 1: Незнание проблемы

Стадия 2: Невовлеченность в проблему

Стадия 3: Размышление о действии

Стадия 4: Принятие решения не совершать действий

Стадия 5: Принятие решения действовать

Стадия 6: Действие (первоначальное)

Стадия 7: Поддерживающая.

ТТМ и PAPM не являются теориями, а именно моделями, поскольку представляют собой комплексные описания процесса, включающие различные теории, объясняющие протекание процесса [151, с. 43-44].

II.Социальные, культурные и средовые теориимогут быть выделены в отдельные группу, хотя граница, отделяющая их от индивидуальных, весьма размыта. Критерий их условного различия – большее внимание к внешним факторам, окружающему индивида контексту.

Социально-когнитивная теория (SCT – Social Cognitive Theory)

Согласно данной теории, изменение поведения есть результат действия следующих факторов:

3) Интерактивный процесс взаимного детерминизма, когда человек действует на основе индивидуальных факторов и социальных/средовых стимулов, получает ответ от среды, корректирует поведение, действует снова и т.д. [151, с. 52-53].

Теория социальных сетей (SNT – Social Network Theory)

Возникла в 50-е годы в социологии, затем была развита в большом количестве направлений. Сегодня включает в себя социологические, коммуникационные, политические, математические и другие аспекты. Согласно данной теории, уникальные характеристики индивидов (например, установки, убеждения, гендерные характеристики и т.д.) не столь важны, но большое значение имеют отношения между индивидами, а также влияние природы этих отношений на убеждения и поведение [151, с. 56].

Двигаясь в направлении расширения социального контекста, можно назвать также целый ряд теорий и подходов, используемых в продвижении здорового поведения (health promotion).

Автор теории диффузий инноваций – Е. М. Роджерс. Высказанный в теории подход используется в ряде научных направлений, в том числе в изучении поведения. Основная проблема: процесс распространения и принятия/неприятия поведения или технологии среди населения [151, с. 58].

Теория коммуникаций

Мобилизация коммьюнити.

Условия жизни в коммьюнити (сообществе) могут благоприятствовать или вредить здоровью. Эти условия/ситуации следующие:

Недостаток служб медицинского обслуживания для различных категорий населения;

Законы, разрешающие продажу сигарет в легко доступных для молодежи местах;

Токсичные свалки отходов или другой источник загрязнения;

Недостаток тротуаров и зеленых территорий в городских районах [151, с. 69-70].

Теория организационных и системных изменений

Продвижение здорового поведения, профилактика заболеваний и охрана здоровья осуществляется первоначально через организации (например, агентства, больницы), а также через программы и системы (системы здравоохранения, соответствующие системы обслуживания, системы координаций социальной политики и др.). Данная теория получает свое воплощение в области организационного развития [151, с. 69-70].

Политическая экономия

Всегда существует политико-экономический контекст, влияющий на действия индивидов. Например, проблема ВИЧ – нечто большее, чем проблема здоровья, но также результат широкого круга социального взаимодействий [151, с. 72-73].

Антропологическая и культурологическая теория: поведение как адаптация

Антропология изучает человеческое поведение путем глубоких сравнительных исследований жизни человека и других видов природного мира, которые вынуждены адаптироваться к конкретным условиям окружающей среды. С другой стороны, изучается особая роль культуры в человеческой жизнедеятельности. Рост значимости проблематики здоровья вызвал появление новой поддисциплины – медицинской антропологии [151, с. 73-74].

Здоровое образование (health education) и продвижение здорового поведения (health promotion)

Здоровое поведение (health behavior).

В центре здорового образования находится здоровое поведение. Оно включается или предлагается в любом определении здорового образования и является необходимой зависимой переменной в большинстве исследований влияния применения тех или стратегий здорового образования. Если поведение меняется, однако здоровье вслед за этим не улучшается, эта ситуация должна быть изучена через исследование таких вопросов как связь между поведением и состоянием здоровья или способы оценки поведения и/или здоровья.

Определение Д.С. Гочмана охватывает также определения особых категорий явного (наблюдаемого) здорового поведения, предложенных С.В. Каслом и С. Коббом:

1. Профилактическое здоровое поведение: любая деятельность, осуществляемая индивидом, считающим себя здоровым, в целях предотвращения или определения заболевания в асимптоматическом состоянии.

2. Поведение при заболевании: любая деятельность, совершаемая индивидом, ощущающим себя заболевшим, по определению состоянию здоровья и обнаружению подходящего лекарственного средства [152].

3. Поведение в роли больного: любая деятельность, совершаемая индивидом, считающим себя больным, с целью выздоровления. Она включает получение лечение от медицинских учреждений, затрагивает, в целом, широкий спектр зависимых поведенческих актов и ведет к некоторой степени освобождения от привычных обязанностей (Kasl, Cobb, 1966) [152, 12].

1.Индивидуальные теории здорового поведения сфокусированы на протекающих у индивида мыслительных процессах, предшествующих какому-либо действию, относящемуся к здоровью. Однако важно также помнить о контексте: решения, принимаемые людьми о совершении или несовершении действия, основываются на стимулах, отношениях и информации из социальной, физической и культурной среды [151, с. 35].

Модель убеждений о здоровье (HBM – Health Belief Model)

Старейшая и одна из самых широко применяющихся теорий. Разработана в 50-е годы XX века Службой национального здоровья США (USPHS). Ее авторы – социальные психологи Г. Хохбаум, И. Розенсток и С. Кегельс. Известна как модель ожидаемой ценности (value expectancy model), поскольку основана на предположении, что люди придут к здоровому поведению, если:

1) они оценивают результат (здоровое состояние), связанный с таким поведением;

2) они думают, что такое поведение, вероятно, приведет к такому результату.

Включает несколько компонентов:

Отмечаемая восприимчивость – степень, в которой индивид ощущает риск для здоровья;

Отмечаемая тяжесть – степень оценки тяжести последствий проблемы со здоровьем;

Отмечаемые выгоды – позитивные результаты, ожидаемые человеком от действия;

Отмечаемые барьеры – негативные результаты, ожидаемые человеком от действия;

Стимулы к действию – внешнее событие, которое мотивирует человека к действию;

Теория обоснованного действия (TRA – Theory of Reasoned Action)

Авторы теории – Фишбейн и Айзен (Fishbein, Aizen, 1975). Так же, как предыдущая, данная теория обращена к рациональным, когнитивным процессом принятия решений.

Поведенческие наклонности рассматриваются с точки зрения факторов двух родов:

2. Фактор субъективных норм (отношение других). Включает, в свою очередь, два компонента:

а) нормативное поведение, которое рассматривается как дихотомическая переменная: является ли целевое поведение индивида желательным со стороны группы или нет.

b) мотивация к исполнению, определяющая, до какой степени индивид может следовать желаниям конкретной группы [147, с. 259].

Таким образом, субъективные нормы позволяют увидеть, будет или не будет поддержано данное поведение индивида референтной группой, что говорит о большем внимании к социальному контексту, в котором совершается индивидуальное принятие решений (по сравнению с Health Belief Model). По мнению авторов теории, анализ двух факторов в совокупности позволяет рассмотреть поведенческие наклонности, которые с большей вероятностью могут предсказать реальное поведение [151, с. 39].

Позднее в теорию был введен новый элемент – отмечаемый поведенческий контроль – степень уверенности индивида в том, что он/она имеет контроль над тем, могут ли они совершить действие. Обновленная теория получила название теория планируемого поведения (TPB – Theory of Planned Behavior) [151, с. 40].

Транстеоретическая модель (TTM – Transtheoretical Model)

Стадия 1: Человек еще не задумывается о совершении действия.

Стадия 2: Человек думает изменить что-либо в будущем, взвешивает за и против.

Стадия 3: Человек готов что-либо предпринять, намерен действовать в ближайшее время, имеет план или идею.

Стадия 4: Человек совершает действие в направлении изменений поведения.

Стадия 6: Человек достиг изменения в поведении. Например, курильщику удалось вовсе отказаться от курения, это больше не является частью его поведения. Этой стадии удается достичь не часто. Большинство людей остаются на предыдущей стадии.

Модель соблюдения предосторожности (PAPM – Precaution Adoption Model)

Разработана Н.Д. Вейнштейном и П.М. Сандманом. Авторы восприняли основную идею предыдущей теории и преломили ее в отношении общей категории поведении – соблюдения предосторожности. В этой модели стадии выглядят следующим образом.

Стадия 1: Незнание проблемы

Стадия 2: Невовлеченность в проблему

Стадия 3: Размышление о действии

Стадия 4: Принятие решения не совершать действий

Стадия 5: Принятие решения действовать

Стадия 6: Действие (первоначальное)

Стадия 7: Поддерживающая.

ТТМ и PAPM не являются теориями, а именно моделями, поскольку представляют собой комплексные описания процесса, включающие различные теории, объясняющие протекание процесса [151, с. 43-44].

II.Социальные, культурные и средовые теориимогут быть выделены в отдельные группу, хотя граница, отделяющая их от индивидуальных, весьма размыта. Критерий их условного различия – большее внимание к внешним факторам, окружающему индивида контексту.

Социально-когнитивная теория (SCT – Social Cognitive Theory)

Согласно данной теории, изменение поведения есть результат действия следующих факторов:

3) Интерактивный процесс взаимного детерминизма, когда человек действует на основе индивидуальных факторов и социальных/средовых стимулов, получает ответ от среды, корректирует поведение, действует снова и т.д. [151, с. 52-53].

Теория социальных сетей (SNT – Social Network Theory)

Возникла в 50-е годы в социологии, затем была развита в большом количестве направлений. Сегодня включает в себя социологические, коммуникационные, политические, математические и другие аспекты. Согласно данной теории, уникальные характеристики индивидов (например, установки, убеждения, гендерные характеристики и т.д.) не столь важны, но большое значение имеют отношения между индивидами, а также влияние природы этих отношений на убеждения и поведение [151, с. 56].

Двигаясь в направлении расширения социального контекста, можно назвать также целый ряд теорий и подходов, используемых в продвижении здорового поведения (health promotion).

Автор теории диффузий инноваций – Е. М. Роджерс. Высказанный в теории подход используется в ряде научных направлений, в том числе в изучении поведения. Основная проблема: процесс распространения и принятия/неприятия поведения или технологии среди населения [151, с. 58].

Теория коммуникаций

Мобилизация коммьюнити.

Условия жизни в коммьюнити (сообществе) могут благоприятствовать или вредить здоровью. Эти условия/ситуации следующие:

Недостаток служб медицинского обслуживания для различных категорий населения;

Законы, разрешающие продажу сигарет в легко доступных для молодежи местах;

Токсичные свалки отходов или другой источник загрязнения;

Недостаток тротуаров и зеленых территорий в городских районах [151, с. 69-70].

Теория организационных и системных изменений

Продвижение здорового поведения, профилактика заболеваний и охрана здоровья осуществляется первоначально через организации (например, агентства, больницы), а также через программы и системы (системы здравоохранения, соответствующие системы обслуживания, системы координаций социальной политики и др.). Данная теория получает свое воплощение в области организационного развития [151, с. 69-70].

Политическая экономия

Всегда существует политико-экономический контекст, влияющий на действия индивидов. Например, проблема ВИЧ – нечто большее, чем проблема здоровья, но также результат широкого круга социального взаимодействий [151, с. 72-73].

Антропологическая и культурологическая теория: поведение как адаптация

Антропология изучает человеческое поведение путем глубоких сравнительных исследований жизни человека и других видов природного мира, которые вынуждены адаптироваться к конкретным условиям окружающей среды. С другой стороны, изучается особая роль культуры в человеческой жизнедеятельности. Рост значимости проблематики здоровья вызвал появление новой поддисциплины – медицинской антропологии [151, с. 73-74].

Здоровое образование (health education) и продвижение здорового поведения (health promotion)

Здоровое поведение (health behavior).

В центре здорового образования находится здоровое поведение. Оно включается или предлагается в любом определении здорового образования и является необходимой зависимой переменной в большинстве исследований влияния применения тех или стратегий здорового образования. Если поведение меняется, однако здоровье вслед за этим не улучшается, эта ситуация должна быть изучена через исследование таких вопросов как связь между поведением и состоянием здоровья или способы оценки поведения и/или здоровья.

Определение Д.С. Гочмана охватывает также определения особых категорий явного (наблюдаемого) здорового поведения, предложенных С.В. Каслом и С. Коббом:

1. Профилактическое здоровое поведение: любая деятельность, осуществляемая индивидом, считающим себя здоровым, в целях предотвращения или определения заболевания в асимптоматическом состоянии.

2. Поведение при заболевании: любая деятельность, совершаемая индивидом, ощущающим себя заболевшим, по определению состоянию здоровья и обнаружению подходящего лекарственного средства [152].

3. Поведение в роли больного: любая деятельность, совершаемая индивидом, считающим себя больным, с целью выздоровления. Она включает получение лечение от медицинских учреждений, затрагивает, в целом, широкий спектр зависимых поведенческих актов и ведет к некоторой степени освобождения от привычных обязанностей (Kasl, Cobb, 1966) [152, 12].

Здоровье – одна из самых главных и важнейших составляющих счастья, это драгоценность, дарованная человеку, которую он обязан беречь с детских лет, ведь здоровый человек формирует здоровую нацию, а с ней – здоровую планету.

6345636.jpg

Одна из основных составляющих здоровья – это здоровый образ жизни — это такой образ жизни человека, который направлен на укрепление здоровья и профилактику болезней. Иными словами, здоровый образ жизни — это список правил, соблюдение которых максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья (как физического, так и психического).

Главные составляющие здорового образа жизни.

• умеренное и сбалансированное питание

• достаточная двигательная активность

• отказ от вредных привычек

• режим труда и отдыха с учетом динамики индивидуальных биоритмов

• умение управлять своими эмоциями

• безопасное поведение в быту, на работе, на улице, в школе, обеспечивающее,

предупреждение травматизма, отравления, аварийных ситуаций.

Умеренное и сбалансированное питание

Не следует употреблять много жаренной и пассерованной пищи, так как при таком способе приготовления почти все полезные вещества разрушаются. В рацион человека должно входить много овощей и фруктов, зернобобовых, дающих энергию, силу и бодрость. Очень полезно употреблять молочные продукты.

Пить много жидкости. Выпивать в день требуется не менее 1,5-2 литра воды.. Не стоит пить знаменитые газированные напитки, тем более сладкие.

Калорийность рациона не должна превышать положенной планки. Для расчета калорий берется во внимание наличие физических нагрузок, лишнего веса, болезней. Дробное питание. Не менее 5 раз в день, три основных приема и два перекуса. Необходимо питаться в одно и то же время. Голодать запрещается. Во время еды медленно пережевывать пищу. Никогда не переедите, вовремя примете сигнал о насыщении и насладитесь вкусом блюда. Тщательно пережеванная пища доставит радость желудку. Ежедневно нужно есть первое. Супы способствуют выделению желудочного сока, тогда остальная пища будет лучше перевариваться.

Питаться только свежей пищей. Не стоит лениться и надо готовить каждый раз все свежее, постоявшие блюда теряют свою пользу.

Достаточная двигательная активность и закаливание организма

Для того чтобы обеспечивать организму оптимальную двигательную активность, не обязательно быть спортсменом и изматывать себя тренировками. Иногда утренняя зарядка в течении 10-15 минут может обеспечить вам заряд бодрости на весь день. Для тех, кто работает в офисе и ведет малоподвижный способ жизни, рекомендуется больше ходить пешком, при возможности бегать по утрам. Можно заняться плаванием, йогой или танцами. При занятии такими упражнениями хотя бы 3 раза в неделю, вы сможете держать свое тело в тонусе.

Закаливание способствует увеличению сопротивляемости организма заболеваниям и неблагоприятным воздействиям внешней среды. К самым распространенным способам закаливания можно отнести контрастный душ, растирания холодной водой, купания в холодной воде, солнечные ванны летом.

Отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков.
Лучше, конечно, чтобы они вообще не появлялись, но если уж так случилось, что они имеют место, то нужно от них как можно быстрее избавиться.

Режим труда и отдыха с учетом динамики индивидуальных биоритмов.

Хороший крепкий сон — залог хорошего отдыха и восстановления. Оптимальная продолжительность сна человека должна составлять около 8 часов в сутки. Чрезмерный сон вредит вашему здоровью, а если сон недостаточный, то усталость накапливается, что приводит к истощению внутренних резервов организма. Поэтому оптимальное ежедневное количество часов сна способствует вашей долгой и здоровой жизни.

Личная гигиена

Пот и жир, который выделяется железами кожи, в совокупности с внешними загрязнениями создает благоприятную среду для размножения болезнетворных микроорганизмов и, в последствии, — развития заболеваний. Поэтому Вы должны поддерживать свою кожу в чистоте.

К другим не менее важным составляющим здорового образа жизни можно отнести:

- психическую и эмоциональную устойчивость;
- безопасное поведение дома и на улице, что позволит избежать травм и других повреждений.

Здоровый образ жизни способствует сохранению и улучшению здоровья и самочувствия человека. С каждым годом он приобретает всё большую популярность, потому что многие люди желают не просто наслаждаться жизнью, а наслаждаться жизнью долго. И здоровый образ жизни в этом поможет, поскольку он не только значительно увеличивает долголетие, но также избавляет от многих недугов, появляющихся в зрелом возрасте.

На современном этапе актуальность проблем психологии здоровья диктуется нарастанием нагрузки на нервную систему, психику человека и т.д. Информационный прессинг, ускорение ритма жизни, негативная динамика межчеловеческих взаимоотношений (замкнутость, снижение уровня социальной поддержки, национальная, имущественная, религиозная разобщенность) – всё это формирует эмоциональное напряжение как один из факторов развития различных заболеваний. Жизнь в условиях неопределенности обусловливает психическую и психосоматическую патологию. Здоровье даруется нам вместе с жизнью, как обычная функция или принадлежность – как дыхание, пищеварение, кровообращение и т.д. Может быть, поэтому никто и не думает о здоровье, пока его не потеряет.


1. Педагогика и психология: темы для самостоятельной работы студентов лечебного факультета. Часть I: учебное пособие / сост. П.З. Абдулаева, З.Э. Абдулаева, Н.М. Вагабова. – Махачкала: Издательско-полиграфический центр ДГМА, 2014. – 386 с.

12. Бордовская Н.В. Психология и педагогика. Стандарт третьего поколения: учебник для вузов – М., 2013.

13. Психология: учебник для вузов / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2013.

20. Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю.М. Журкова, Л.А. Петровской и др. – М., 1996.

– как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;

– как совокупность физических и духовных способностей (жизнеспособность), которыми располагает организм, личность;

– как целостное многомерное динамическое состояние, в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющие человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Таким образом, понимание здоровья различно, но в каждом определении упоминается психологическое (духовное) здоровье личности в качестве важного звена в понимании здоровья.

Отношение к здоровью – фундаментальная характеристика человеческого бытия. Она довольно изменчивая, в разных культурах и цивилизациях, в разные исторические эпохи отношение к здоровью приобретало свои специфические черты.

Отношение к здоровью как феномену многократно становилось предметом изучения, в ходе которого выявлялись биомедицинские, социально-экономические, социально-демографические, культурные, поведенческие и психологические факторы.

Полученные в ходе исследований факты однозначно свидетельствуют о генетической обусловленности многих распространенных сегодня заболеваний: гипертонии, язвенной болезни, шизофрении, псориаза, атеросклероза, глаукомы и др. На сегодняшний день выявлено более 2000 наследственных заболеваний. Более 50 % детской слепоты и глухоты детерминированы генетически. Данных, подтверждающих значимость биологических факторов, собрано множество [1].

Большое влияние на здоровье человека оказывают и социально-экономические факторы. Установлены корреляционные связи между показателями здоровья и образованием, доходом, занятостью, социальным статусом. Определено влияние и социально-демографических факторов на здоровье человека. Пол, возраст, национальность, место проживания влияют на показатели здоровья и продолжительность жизни. Выявлено отрицательное влияние таких на здоровье поведенческих факторов, как употребления алкоголя, курения, приема наркотиков, девиантного и делинквентного поведения и, напротив, положительное – занятия физкультурой, здорового образа жизни и др.

Каждая культура отличается от других своей неповторимой системой ценностей, в частности отношением к здоровью, выявлено влияние культурных факторов. Национальные обычаи, традиции, ритуалы, система воспитания, неразрывно связаны с тем как выстраивается жизнь человека, как относится он к другим, к себе, к своему и здоровью. В одних обществах представление о здоровье связывают с долголетием, в других – с физической силой, в третьих – с полнотой тела.

Сказываются на состоянии здоровья и психологические факторы: отношение к своему телу, болезням, своему возрасту, продуктивная и непродуктивная жизненная ориентация, понимание себя, довольство собой, своими ближними, своим социальным статусом и многое другое.

Уровень и качество психологического здоровья характеризуются показателями социальной, социально-психологической и индивидуально-психической адаптации личности.

Психология здоровья ставит в центр своего рассмотрения здорового человека, его индивидуальные психологические особенности, ресурсы его психики, позволяющие ему сохранять здоровье при неизбежном воздействии патогенных факторов окружающей среды.

Одной из основных задач ПЗ является разработка способов мотивации человека к сохранению, укреплению, и развитию своего здоровья. Попутной задачей психологии здоровья является сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья.

Главный принцип развития здоровья не в том, чтобы только иметь крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать с помощью этого здоровья свою миссию.

Психолог Н.М. Амосов писал: Здоровье ради здоровья не нужно, оно ценно тем, что составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается счастье.

Таким образом, психология здоровья – это комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных вкладов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, предотвращению и лечению болезней, идентификации этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ней дисфункций, а также по анализу и улучшению систем здравоохранения и формирование стратегии (политики) здоровья.

Психологическое здоровье – необходимое условие полноценного функционирования человека в социуме, что определяет неразделимость телесного и психического. Результаты многих исследований последних лет свидетельствуют о нарастающих нагрузках на нервную систему, психику человека. Информационный объем, убыстрение ритма жизни, негативная динамика межчеловеческих отношений (замкнутость, снижение уровня социальной поддержки, возрастание агрессивных факторов и т.д.) и другие патогенные особенности современной жизни приводят к чрезмерному эмоциональному напряжению не только взрослых людей, но и детей.

Психологическое здоровье формируется в детстве и на протяжении жизни – главная задача – его сохранение. Его нельзя развивать, его нужно сохранять. На психологическое здоровье влияют генетически обусловленные качества (тип высшей нервной деятельности, особенности анатомо-физиологического развития сенсорных систем, выраженность моторно-двигательной активности и т.п.), т.е. врожденные особенности психики и приобретенные, воздействующие в процессе жизни факторы (индивидуальные особенности поведения, развившиеся в ходе приобретения личного опыта).

Для психологического здоровья норма – это присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и развиваясь самому, содействовать его развитию. Норма – это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

В.С. Мухина, О.В. Хухлаева, Т.Н. Счастная выстраивают свою концепцию психологического здоровья на положении, что развитие является необратимым процессом, заключающимся в изменении типа взаимодействия с окружающей средой. Эти изменения проходят через все уровни развития психики и сознания, где и формируется качественно иная способность интегрировать и обобщать опыт, получаемый в процессе жизнедеятельности. С этих позиций понимание нормы должно основываться на анализе взаимодействия человека с окружающей средой, что предполагает гармонию между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соответствии со своими потребностями. Соотношение между приспособляемостью и приспособлением среды не является простым равновесием, оно зависит не только от конкретной ситуации, но и от возраста человека.

Рассмотрим основные характеристики психологического здоровья:

1. Гармония личности как некий баланс между своим внутренним и внешним состоянием (внутренняя гармония и гармония с окружающим миром). Это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими, гармония между окружающими людьми и человеком, с природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс.

2. Саморегулирование – его два аспекта – внутренний и внешний. Внутренний аспект саморегулирования – равновесие внутри самого человека, насколько быстро он может восстановить свои силы, переходя от высокого психического и физического напряжения к низкому уровню. Какие способы выработаны у личности, чтобы в нужный момент сконцентрироваться на решении проблемы, а потом суметь расслабиться. Внешний аспект саморегулирования включают те свойства личности, которые позволяют успешно адаптироваться к внешним условиям среды.

Неуспешность адаптации к внешним условиям приводит к регрессу личности. При этом парадоксально, что иногда людям тяжелее адаптироваться к благоприятным изменениям жизни в случаях ее внезапного быстрого улучшения, чем к ухудшению качества жизни. Можно предположить, что неблагоприятные условия – это фактор развития личности, которой приходится бороться за существование.

3. Принятие человеком самого себя и других людей. Наличие у него развитой рефлексии и потребности в саморазвитии.

Принятию себя способствует умение оценивать себя не с точки зрения своей успешности – неуспешности по сравнению с другими, а с позиции уникальности своего жизненного пути. Путем рефлексии осознавать какие изменения с вами произошли в течении лет.

Зачатки рефлексии формируются с начала дошкольного возраста, в младшем школьном возрасте появляется критерий объективного оценивания себя со стороны других – собственно проявляется рефлексия, в старшем подростковом возрасте и юношестве – происходит ее развитие.

4. Принятие на себя ответственности за собственную жизнь. Это задача юношеского возраста 17–18. 21–23 лет. Сегодня происходит некоторая инфантилизация юношеского возраста. Хотя паспорт у нас в стране получают подростки в 14 лет, но родители психологически начинают отпускать детей после 18 лет, снижая внешний контроль. В Дагестане в силу особенностей нашей коллективистской культуры родительский контроль зачастую не ослабевает и после 20 лет. В юношеском возрасте происходит окончательное личностное самоопределение (становление этнической, религиозной, профессиональной идентичности). (О.В. Хухлаева). Обратная сторона свободы – принятие ответственности на себя за свою жизнь. Во всех жизненных ситуациях – мы творцы собственной жизни.

5. Удовлетворенность собственной жизнью – некое ощущение счастья. По данным ряда исследований в России на низком уровне ощущение счастья у людей. Мало кто признает себя счастливым, при этом счастье не зависит ни от экономического уровня страны и собственного, ни от уровня образования человека. Помогает быть счастливым – ощущение гордости за свой этнос, наличие семьи, детей. В тех странах, которые занимают первые места по числу счастливых людей, их отличает то, что ощущение счастья воспринимается ими как имплицитная, присущая им характеристика, независимо от каких-то жизненных проблем и ситуаций.(Сахарова Т.Н., 2012).

Главные критерии психологического здоровья

В качестве главных критериев психологического здоровья можно выделить следующие.

– Позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира.

– Высокий уровень развития рефлексии.

– Наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности.

– Успешное прохождение возрастных кризисов.

– Адаптированность к социуму, умение выполнять основные социальные и семейные роли.

Понятно, что представленный образ психологически здорового человека следует рассматривать как идеальный, как эталон. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально.

Другими словами, к критериям психологического здоровья относятся оптимизм, уравновешенность, уверенность в себе, чувство юмора, креативность, адекватное восприятие окружающего мира, интеллектуальный потенциал, ощущение психологического комфорта, адекватная самооценка, адекватное психологическое отражение, адекватное восприятие самого себя, интерес к окружающим, стрессоустойчивость, ориентация на саморазвитие и способность к творчеству.

Критериями психологического нездоровья являются повышенная внушаемость, беспричинная злость, враждебность, пассивная жизненная позиция, наличие вредных привычек, жестокость и бессердечность.

Таким образом, путем познания и улучшения психологической составляющей здоровья, мы можем не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать и человека, и его здоровье.

Исходя из вышеизложенного, можно определить главную цель психологии здоровья, как всестороннее совершенствование человека (личности).

Для достижения этой цели ставятся теоретические и практические задачи, направленные не только на предупреждение развития психической и соматической патологии, но и на общее совершенствование личности.

В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально. Но нередко встречаются существенные нарушения психологического здоровья. Остановимся кратко на наиболее вероятных нарушениях.

Типология нарушений психологического здоровья

В качестве оснований для выделения типов нарушений психологического здоровья мы будем использовать время его появления в онтогенезе и преобладающий стиль реагирования ребенка на внутренний конфликт: активный или пассивный.

Рассмотрим кратко каждое из представленных в данной таблице нарушений психологического здоровья.

Если следствием развития ребенка в младенчестве является закрепление у него чувства небезопасности, страха окружающего мира, то при наличии активной позиции в поведении ребенка отчетливо проявится защитная агрессивность. Основная функция агрессии в этом случае – защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. Поэтому у таких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, который они, как правило, отрицают. Если же у детей преобладают пассивные формы реагирования на внутренний конфликт, то в качестве защиты от чувства небезопасности и возникающей при этом тревоги ребенок демонстрирует различные страхи, внешне проявляющиеся как страх темноты, боязнь остаться одному дома и т.п.

Время появления и основное содержание внутреннего конфликта

Младенчество. Чувство небезопасности, стремление к безопасности

Страх уничтожения (смерти)

Ранний возраст. Чувство несвободы, зависимости – стремление к самостоятельности

Социальные страхи (не соответствовать нормам, образцам поведения)

Дошкольный возраст. Чувство одиночества, стремление к близости, сопричастности

Младший школьный возраст. Чувство неумелости, неполноценности – стремление к ощущению собственной значимости, ценности

Страх самоопределения (страх принятия самостоятельных решений)

Перейдем к обсуждению нарушений психологического здоровья, истоки которых лежат в раннем возрасте. Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него проявляется демонстративная агрессивность, в пассивном – социальные страхи не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. При этом для обоих вариантов характерно наличие проблемы проявления гнева, поскольку ее истоки также относятся к раннему возрасту.

Детей с социальными страхами легко выделить – они обычно робкие, аккуратные, угождают окружающим, стремятся услышать слова поощрения, а вот деструктивная агрессивность не всегда заметна, поскольку проявляется часто косвенно, в виде насмешек над окружающими, побуждения к агрессивным действиям других, воровства или внезапных вспышек ярости на фоне общего хорошего поведения. Основная функция агрессии в данном случае – стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения, основная форма – разрушение чего-либо.

Результатом нарушения развития ребенка в дошкольном возрасте является формирование у него чувства одиночества из-за невозможности по тем или иным причинам поддерживать близкие эмоциональные отношения со значимыми взрослыми. Тогда активно реагирующий ребенок прибегает к демонстративной агрессивности – привлечению внимания любыми доступными ему способами. В пассивном варианте у него формируется страх самовыражения. Ребенок замыкается в себе, отказывается говорить со взрослыми о своих проблемах. Как правило, через некоторое время становятся заметными телесные изменения: скованность движений, монотонность голоса, избегание контакта глаз. Ребенок как бы пребывает в защитной маске.

Если истоки проблем лежат в младшем школьном возрасте, то ребенок, как правило, испытывает выраженное чувство собственной неполноценности. В этом случае в активном варианте он стремится компенсировать это чувство через проявление агрессии к тем, кто слабее его. Это могут быть сверстники, а иногда даже родители и педагоги. Чаще всего агрессия проявляется в виде насмешек, издевательств, использования ненормативной лексики. Особый интерес при этом представляет унижение другого человека, а негативная реакция окружающих только усиливает стремление ребенка к этим действиям, поскольку служит доказательством собственной полноценности. Можно предположить, что в основе многих форм асоциального поведения лежит именно компенсаторная агрессивность.

Чувство неполноценности в пассивном варианте принимает форму страха взросления, когда подросток избегает принятия собственных решений, демонстрирует инфантильную позицию и социальную незрелость.

Итак, мы рассмотрели наиболее типичные проявления нарушений психологического здоровья, возникающих в процессе развития ребенка.

Взрослые способны создать приемлемые условия для полноценного развития ребенка. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом. Детей нужно тренировать, настраивать на здоровый образ жизни.

Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов депривации, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.

Читайте также: