Теория привязанности дж боулби кратко

Обновлено: 05.07.2024

Боулби утверждал, что мы можем понять поведение человека, только рассмотрев его среду адаптации.

Будучи продуктом эволюции, ребенок испытывает инстинктивную потребность оставаться рядом с родителем, на которого у него выработался импритинг. Эта потребность присутствует в каждой частице существа ребенка; без нее человеческое сообщество не смогло бы выжить. На определенном уровне ребенок иногда сам может чувствовать, что утрата контакта с родителем означает, что он погибнет.

Привязанность как импритинг

Боулби считал, что привязанность развивается аналогично импринтингу у животных.

Импринтинг – это процесс, посредством которого животные усваивают стимулы, инициирующие их социальные инстинкты.

Импринтинг – раннее запечатление первичной окружающей безопасной среды (подвижные предметы) и перенесение на них своих инстинктивных реакций, связанных, прежде всего, с ориентировкой на родителей.

Детеныши животных узнают, за каким движущимся объектом им надо следовать. Они начинают с готовностью следовать за широким кругом объектов, но этот круг быстро сужается, и в конце периода импринтинга они обычно следуют только за матерью. На этом этапе реакция страха ограничивает способность формировать новые привязанности.

У людей мы можем наблюдать похожий процесс, хотя он развивается намного медленнее. В течение первых недель жизни малыши не могут активно следовать за объектом, перемещаясь с места на место, но они направляют на людей социальные реакции. Они улыбаются, лепечут, цепляются, плачут и т.д. – все это помогает удерживать людей рядом.

Сначала малыши направляют эти реакции на любого человека. Однако к 6-месячному возрасту они сужают свою привязанность до нескольких людей, и одного в особенности. Они хотят, чтобы рядом был именно этот человек. На этом этапе они начинают бояться незнакомцев и, когда научаются ползать, следуют за своим основным объектом привязанности всякий раз, когда тот удаляется. Тем самым у них вырабатывается импринтинг на определенного человека; именно он инициирует следование.

Развитие теории привязанности

Привязанность ребенка определяется не стремлением к удовольствию (пищевому или сексуальному), а необходимостью в защите и безопасности. Привязанность ребенка, как и у животных, обусловлено врожденными, генетическими механизмами и обеспечивает выживание и благополучие потомства.

Качество и тип привязанности зависит от условий воспитания и, главными образом, от отношений с матерью, т.е. определяется чувствительностью матери к потребностям ребенка и ее нежностью и заботой.

Просматривается фактическая связь между качеством привязанности в раннем возрасте и дальнейшими успехами человека в общении, семейной жизни, профессиональными достижениями, карьерой.

Именно поэтому опыт адекватных родительско-детских отношений первого года жизни является определяющим для психологического, социального и личностного развития ребенка на протяжении всей его дальнейшей жизни.

Теория привязанности распространяется на область клиники и патологии. Различного рода акцентуации и психические аномалии рассматриваются как результат разных типов негармоничных ранних отношений с родителями и связываются с определенным качеством отношений привязанности.

Разлучение: этапы протекания

Согласно Боулби, эффекты разлучения, как правило, протекают по следующему сценарию. Сначала дети протестуют, они плачут, кричат и отвергают все виды заботы, предлагаемой взамен.

Далее они проходят через период отчаяния: они затихают, уходят в себя, становятся пассивными и, по-видимому, находятся в состоянии глубокой печали.

Наконец, наступает стадия отчужденности. В этот период ребенок более оживлен и может принять заботу от других людей. Можно подумать, что ребенок поправляется. Однако не все так хорошо. Когда мать возвращается, ребенок не хочет ее признавать: он отворачивается, и по-видимому, потерял к ней всякий интерес.

Фазы развития привязанности

Стадии развития привязанности по Боулби, согласуются с теорией развития интеллекта Ж. Пиаже.

1. Неразборчивая реакция на людей.

2. Фокусирование внимания на знакомых людей.

3. Интенсивная привязанность и активный поиск близости.

4. Партнерское поведение.

(рождение – 3 месяца) –

неразборчивая реакция на людей

Сразу же после рождения малыши любят слушать человеческие голоса и разглядывать человеческие лица.

В течение первых 3-х недель или около того, малыши иногда улыбаются с закрытыми глазами, обычно перед тем, как заснуть. Эти улыбки еще не являются социальными; они не направлены на людей. Примерно в 3-недельном возрасте младенцы начинают улыбаться при звуке человеческого голоса. Это социальные улыбки, но они по-прежнему мимолетны.

Наиболее впечатляющие социальные улыбки появляются в возрасте 5-6 недель. Малыши улыбаются счастливо и широко при виде человеческого лица, и их улыбка включает в себя контакт глаз. Примерно за неделю до этого малыш начинает внимательно всматриваться в лица, как бы изучая их.

Фактически примерно до 3-месячного возраста малыши будут улыбаться любому лицу, даже его картонной модели.

Примерно в этот период малыши начинают лепетать (ворковать и гулить). Они лепечут в основном при звуке человеческого голоса, и особенно при виде человеческого лица. Как и в случае улыбки, лепет первоначально не избирателен; малыши лепечут почти независимо от того, какой человек находится рядом.

(от 3 до 6 месяцев) –

фокусирование внимания на знакомых людях

Начиная с 3-х месяцев поведение малыша меняется. Прежде всего, исчезают многие рефлексы – рефлексы Моро, цепляния и поиска.

Социальные реакции малыша становятся более избирательными. Между 3-мя и 6-ю месяцами младенцы постепенно ограничивают направленность своих улыбок знакомыми людьми. Когда они видят незнакомца, то просто пристально смотрят на него.

К возрасту 4-5 месяцев малыши воркуют, гулят и лепечут только в присутствии людей, которых знают.

Наконец к 5 месяцам малыши начинают тянуться и хвататься за части нашего тела, в частности за наши волосы, но делают это, только если нас знают.

Затем в этой фазе малыши сужают свои реакции на знакомые лица. Они обычно отдают предпочтение двум-трем людям – и одному в особенности. Этим основным объектом привязанности обычно является мать, но бывают и исключения. Им может быть отец или какой-то другой близкий. По-видимому, у малышей формируется наиболее сильная привязанность к тому человеку, который с наибольшей готовностью отвечает на их сигналы и участвует в наиболее приятных интеракциях с ними.

(от 6 месяцев до 3 лет) –

и активный поиск близости

Начиная примерно с 6-месячного возраста привязанность младенца к определенному человеку становится все более интенсивной и исключительной. Младенцы громко плачут, демонстрируя тревогу разлучения, когда мать покидает комнату. Ранее они могли протестовать против ухода любого человека, который смотрел на них; теперь, однако, их расстраивает, главным образом, отсутствие этого единственного человека. Когда мать возвращается, малыш, как правило, тянется к ней, чтобы она взяла его на руки, и когда она это делает, он обнимает ее и издает радостные звуки.

В 7-8 месяцев у малыша возникает боязнь незнакомцев. Эта реакция может быть от легкой настороженности до громкого плача при виде незнакомого человека.

К 8 месяцам малыши обычно способны ползать и поэтому могут начать активно следовать за удаляющимся родителем. Конечно, малыши часто движутся не только в сторону объектов привязанности, но и от них.

Если мать и ее 1-2 летний ребенок приходят в парк или на игровую площадку, ребенок чаще всего держится рядом с ней некоторое время, а затем отваживается на исследования. Однако он периодически оборачивается назад, обменивается с ней взглядами или улыбками и даже возвращается к ней время от времени, перед тем, как отважиться на новые исследования. Ребенок инициирует короткие контакты, как будто пытаясь удостовериться, что она по-прежнему здесь.

Если ребенок оглядывается на мать, и она его не замечает (как будто собирается уйти), малыш поспешит назад к ней.

(3 года – окончание детства) –

Трехлетка уже имеет некоторое понятие о подобных планах и может мысленно представить поведение родителя, когда тот отсутствует. Соответственно, ребенок более охотно позволит родителю уйти. Ребенок начинает действовать больше как партнер в отношениях.

1. Диффузная, или реактивная привязанность.

Ребенок не может выделить конкретное лицо для привязанности. Например, у детей в детских домах, у детей в семьях алкоголиков.

2. Неразборчивая привязанность.

Специфичностью этой привязанности становится отсутствие чувства застенчивости.

4. Агрессивно привязанные.

У ребенка наблюдаются защитные механизмы идентификации с агрессором, как средство успокоения и управления агрессивными импульсами.

М. Раттер утверждает, что недостаточная привязанность в раннем возрасте может быть фактором риска развития психического расстройства у взрослого в дальнейшем На основании этого можно было бы предположить, что достаточно большое количество лиц с психическими расстройствами будет иметь в анамнезе недостаточную или патологическую привязанность.

Какие же конкретно расстройства могут быть взаимосвязаны с не защищающей привязанностью, и какие проблемы могут быть связаны с нарушениями в формировании привязанности?

Во-первых, установлена связь депрессии в зрелом возрасте с утратой объекта привязанности в раннем периоде жизни и враждебностью со стороны родителей.

Нарушения привязанности обнаружены у больных психозами и расстройствами патологических реакций на тяжёлую утрату.

Одним из проявлений не защищающей привязанности в детстве, описанным Дж. Боулби, является стиль установления связи, называемый компульсивным оказанием помощи, когда человек внимателен к нуждам других, а собственные игнорирует.

Симптомы нарушения привязанности

(из выступления Л. Петрановской)

Можно говорить о том, что у ребенка в той или иной степени нарушена привязанность, если налицо все или большая часть симптомов реактивного нарушения привязанности, перечисленных ниже:

1. Ребенок поверхностно обаятелен. При инициативе со стороны родителей нежность не проявляет. Если и проявляет ласку, то обычно только потому, что хочет что-то получить.

2. В отношениях с посторонними и незнакомыми людьми ребенок неразборчиво ласков и привязчив.

3. Не испытывает привязанности и не проявляет доверия к человеку, который ухаживает за ним на ежедневной основе (особенно к приемной матери).

4. Не смотрит в глаза при общении с родителями, кроме тех случаев, когда лжет.

5. Склонен к интригам и манипулированию другими людьми. Стремиться командовать и полностью контролировать любую ситуацию.

6. Часто действует из противоречия, постоянно нарушает установленные правила.

7. Склонен к вспышкам гнева или истерикам, особенно в ответ на попытку взрослых ввести какие-либо правила или запреты.

8. Проявляет повышенный интерес к темам смерти, огня, крови, разрушения.

9. Жесток к животным, портит вещи, агрессивен по отношению к другим людям.

11. Лжет об очевидном, притворяется, ворует. Не испытывает раскаянья, бессовестен.

12. Не способен отвечать за себя. Вину за свои поступки и проблемы обычно перекладывает на других.

13. Повышенно импульсивен, не умеет контролировать себя и не способен оставаться в границах поведения, установленных другими людьми.

14. Страдает сильными перепадами настроения. Часто находится в пониженном настроении или в депрессии.

15. Не понимает или плохо понимает причинно-следственные связи.

16. Проявляет необычные пищевые привычки, например, склонность в чрезмерных количествах запасать или прятать еду, склонность к обжорству или голоданию, поедание несъедобных вещей и т.д.

17. Страдает недержанием мочи (энурез) и/или недержанием кала (энкопрез).

18. Мало или совсем нет постоянных друзей, отношения со сверстниками неустойчивые.

19. Плохо учится.

21. Болезненно преувеличивает собственную значимость.

22. Самого себя чувствует беспомощной жертвой, а окружающих воспринимает как источник опасности.

Некоторые специалисты дополняют вышеперечисленные базовые симптомы такими:

Типы нарушения привязанности

Чувствительная, заботливая мать, ребенок уверен в себе, с чувством собственной безопасности.

Матери с непоследовательным и непредсказуемым типом реагирования, дети испытывают неустойчивое напряженное отношение к матери, ребенок стремится к матери, но потом уходит от нее.

Матери ограничивающие, нечувствительные и отвергающие; дети избегающие и неуверенные, ненадежная привязанность сопровождается чувством опасности. Ребенок отворачивается от матери, когда она возвращается. Ребенку безразлично, придет мать или нет.

Матери могли страдать депрессией, шизоидные семьи, жестокое обращение; ребенок ведет себя по-разному, свойственен детский аутизм

Такие дети выглядят достаточно независимыми в незнакомой ситуации. В игровой комнате сразу же начинают изучать игрушки. Во время своих исследований не используют мать в качестве отправной точки – не подходят к ней, что означает – мать не осознается ребенком как объект защиты.

Когда мать покидает комнату, они не проявляют беспокойства и не ищут близости с матерью при ее возвращении.

Если мама пытается взять их на руки, они стараются этого избежать, вырываясь из ее объятий или отводя взгляд.

Такое поведение может казаться исключительно здоровым. Но реально при избегающем поведении дети испытывают серьезные эмоциональные трудности в виде блокирования эмоциональных переживаний, их осознавания.

Если младенец протестует против такого поведения матери, то к отвержению прибавляется гнев с ее стороны. Отсутствие аффективных реакций значительно снижает вероятность неприятных последствий. Ребенок усваивает, что результаты аффективного поведения могут быть непредсказуемыми и опасными, и пытается сдерживать его.

В случае, когда мать не принимает ребенка, но демонстрирует положительные эмоции в ответ на его поведение, т.е. ее аффективные реакции неискренни, предвидеть последствия аффекта ребенку становится еще сложнее. Эти родители сначала подтверждают потребность в близости и контакте с ребенком, но, как только он отвечает им взаимностью, они отвергают контакт, скрывая свои истинные негативные переживания.

Внешне безразличная, сдержанная манера поведения, отрицание каких-либо чувств – защита от частого отвержения, попытка забыть о своей потребности в матери, чтобы избежать новых разочарований.

У таких детей выявляются выраженные проявления когнитивно-эмоционального дефицита (КЭД) – диспропорционального преобладания интеллектуального развития над неадекватно формирующимся эмоциональным развитием.

Если в норме, при отсутствии КЭД, аффективная и интеллектуальная информация личностью интегрируется и адекватно перерабатывается, то при патологических расстройствах привязанности один из видов поступающей информации игнорируется, а другой усиливается и становится ведущим в качестве основного способа патологической адаптации. При избегающем типе нарушений привязанности КЭД выявляется в регрессивных, инфантильных формах поведения.

1. В дошкольном возрасте чрезмерный контроль и постоянное вмешательство в действия ребенка вызывают реакцию избегания. Неявным способом избегания таких детей становится замена реакции ухода (пространственного удаления) на психологическую скрытность, холодность, отстраненность. Ребенок взаимодействует со взрослым, но не проявляет потребности в близости, общении с ним. В этой группе как родители, так и дети чувствуют себя наиболее комфортно в ситуации строгой регламентации ролей и некоторой деперсонализации. Такой ребенок может часами находиться в одной комнате с матерью, читая или рисуя, и ни разу не обратиться к ней за поддержкой или одобрением, не обнимет ее, не улыбнется ей. Родители обычно гордятся достижениями таких детей в познавательной сфере, а дети, в свою очередь, убеждаются в преимуществах интеллекта и отсутствии какой бы то ни было ценности эмоций.

надёжная безопасная привязанность

тревожно-сопротивляющегося, амбивалентного типа

Такой тип расстройства привязанности формируется в результате пренебрежительно-гиперопекающего (амбивалентного по сути) типа воспитания.

Эти родители (преимущественно мать, т.к. отец часто в таких случаях либо отсутствует, либо не принимает участия в непосредственном воспитании ребенка) лишают ребенка возможности как понять родительское поведение и приспособиться к нему, так и осознать родительское отношение к себе.

Такая непоследовательная манера поведения матери, как правило, оставляет ребенка в неуверенности относительно того, будет ли она рядом, когда он будет в ней нуждаться.

Встречается приблизительно у 5% детей.


Не каждая проблема может быть связана с матерью. В конце концов, есть другой человек, вовлеченный в воспитание ребенка.

Кроме того, в жизни ребенка есть много других важных людей, которые влияют на него. Есть братья и сестры, бабушки и дедушки, тети и дяди, крестные родители, близкие друзья семьи, няни, работники детских садов, учителя, сверстники и другие, которые регулярно общаются с ребенком.

Вопрос, поставленный выше, является насмешливым, но затрагивает важную дискуссию в психологии: что влияет на то, как дети оказываются такими, как они есть? Что влияет на их способность формировать значимые, удовлетворяющие отношения с окружающими?

Какие факторы способствуют их переживаниям, избегания и удовлетворения, когда дело доходит до отношений?

Важно! Психологи могут довольно убедительно сказать, что это не полностью вина матери или даже вина обоих родителей. Тем не менее, мы можем быть уверены, что ранний опыт ребенка с его или ее родителями оказывает глубокое влияние на его или ее навыки взаимоотношений как взрослого.

Большая часть знаний, которые мы имеем по этому вопросу сегодня, основана на концепции, разработанной в 1950-х годах, называемой теорией привязанности. Эта теория будет в центре внимания этой статьи: мы рассмотрим, что это такое, как оно описывает и объясняет поведение, и каково его положение в реальном мире.


Определение

Психологическая теория привязанности была впервые описана Джоном Боулби, психоаналитиком, который исследовал эффекты разделения между младенцами и их родителями.

Боулби выдвинул гипотезу о том, что экстремальное поведение, в котором участвуют дети, чтобы избежать разлучения с родителем или при повторном соединении с физически разлученным родителем — как плач и крик — были эволюционными механизмами. Боулби считал, что такое поведение, возможно, было подкреплено естественным отбором и увеличило шансы ребенка на выживание.

Такое поведение привязанности является инстинктивным ответом на предполагаемую угрозу потери преимуществ выживания, которые сопровождаются тем, что за ним ухаживают и за которым ухаживает основной опекун (ы). Поскольку дети, которые занимались таким поведением, были более склонны к выживанию, инстинкты естественным образом отбирались и укреплялись на протяжении поколений.

Исследование теории привязанности Боулби показало, что дети, оказавшиеся в незнакомой ситуации и разлученные со своими родителями, обычно воссоединяются с родителями одним из трех способов:

В последующие годы исследователи добавили четвертый стиль привязанности к этому списку: дезорганизованно-дезориентированный стиль привязанности, который относится к детям, у которых нет предсказуемой модели поведения привязанности.

Интуитивно понятно, что стиль привязанности ребенка во многом является функцией ухода, который ребенок получает в раннем возрасте. Те, кто получил поддержку и любовь от своих опекунов, вероятно, будут в безопасности, в то время как те, кто испытал непоследовательность или небрежность со стороны своих опекунов, вероятно, будут испытывать больше беспокойства в связи с их отношениями с родителями.

Тем не менее, теория привязанности делает еще один шаг вперед, применяя то, что мы знаем о привязанности у детей, к отношениям, в которые мы вступаем, будучи взрослыми. Эти отношения (особенно интимные или романтические отношения) также напрямую связаны с нашими стилями привязанности в детстве и уходом, который мы получали от наших основных опекунов.

Развитие этой теории дает нам интересный взгляд на изучение развития ребенка.


На фото Джон Боулби

Боулби и Эйнсворт: история и психология теории привязанности

Интерес Боулби к развитию ребенка восходит к его первому опыту вне колледжа, в котором он добровольно вызвался в школу для детей с плохой адаптацией. По словам Боулби, двое детей вызвали его любопытство, которые заложили основы теории привязанности.

Важно! Благодаря своей работе с детьми Боулби развил твердую веру в влияние семейного опыта на эмоциональное и поведенческое благополучие детей.

В начале своей карьеры Боулби предложил психоаналитикам, работающим с детьми, придерживаться целостного подхода, учитывая жизненную среду детей, семьи и другой опыт в дополнение к любому поведению, которое демонстрируют сами дети.

Эта идея превратилась в стратегию помощи детям, помогая их родителям, учитывая важность отношений ребенка с родителями (или другими лицами, обеспечивающими уход).

Важно! Примерно в то же время, когда Боулби создавал основы для своей теории привязанности, Мэри Эйнсворт заканчивала обучение в аспирантуре и изучала теорию безопасности, в которой предлагалось, чтобы дети развивали безопасную зависимость от своих родителей, прежде чем выходить в незнакомые ситуации.

В 1950 году эти два пути пересеклись, когда Эйнсворт занял должность в исследовательском отделении Боулби в клинике Тависток в Лондоне. В ее начальные обязанности входил анализ записей поведения детей, что вдохновило ее на проведение собственных исследований детей в их естественной обстановке.

Благодаря нескольким работам, многочисленным исследованиям и теориям, которые были отброшены, изменены или объединены, Боулби и Эйнсворт разработали и представили доказательства теории привязанности. Они были более строгим объяснением и описанием поведения привязанности, чем любые другие по этой теме в то время, включая те, которые выросли из работы Фрейда, и те, которые были разработаны в прямой оппозиции идеям Фрейда.


На фото Джон Боулби

Исследования


На фото Гарри Харлоу

Эксперименты Харлоу

Харлоу обнаружил эти интересные результаты, проведя два новаторских эксперимента.

Обезьяны, которым была предоставлена ​​свобода выбора, с какой матерью общаться, почти всегда предпочитали брать молоко у махровой ткани.

Для второго эксперимента Харлоу изменил свою первоначальную настройку. Обезьянам давали либо суррогатную мать с голой проволочной сеткой, либо мать с махровой тканью, обе из которых давали молоко, необходимое для выращивания обезьян.

Это дало четкое указание на то, что эмоциональная привязанность в младенчестве, полученная в результате объятий, повлияла на последующие реакции обезьяны на стресс и регуляцию эмоций.

Важно! Эти два эксперимента заложили основу для дальнейшей работы над привязанностью у детей и влиянием переживаний привязанности в дальнейшей жизни.


На фото Эрика Эриксон

Эрик Эриксон

Исследований Эрика Эриксона была параллельна траектории Боулби и Эйнсворта, но шла с другой точки зрения.

Работа Эриксона была основана на оригинальных теориях личности Фрейда и опиралась на его идею об эго. Тем не менее, Эриксон уделял больше внимания контексту культуры и общества, нежели внимание Фрейда к конфликту между ид и суперэго.

Кроме того, его этапы развития основаны на том, как дети общаются и как это влияет на их самосознание, а не на половое развитие.

Восемь стадий психосоциального развития по Эриксону:

Важно! Хотя это не полностью соответствует теории привязанности, выводы Эриксона явно связаны со стилями привязанности и поведением, определенными Боулби, Эйнсвортом и Харлоу.


Теория привязанности у младенцев и детей раннего возраста

По словам Боулби и Эйнсворта, привязанность к первичному воспитателю развивается в течение первых 18 месяцев жизни ребенка, начиная с инстинктивного поведения, такого как плач. Такое поведение быстро направлено на одного или нескольких опекунов, и к 7 или 8 месяцам дети обычно начинают протестовать против ухода опекуна (-ов) и скорбят по поводу их отсутствия.

Как только дети достигают стадии малыша, они начинают формировать внутреннюю рабочую модель своих отношений привязанности. Эта внутренняя рабочая модель обеспечивает основу для убеждений ребенка относительно собственной самооценки и того, насколько они могут зависеть от других для удовлетворения своих потребностей.

По мнению Боулби и Эйнсворта, стили привязанности, которые дети формируют на основе своего раннего взаимодействия с опекунами, образуют континуум регуляции эмоций с привязанностью к тревожно-избегающему с одной стороны и устойчивой к тревоге с другой. Безопасная привязанность находится в середине этого спектра между чрезмерно организованными стратегиями контроля и минимизации эмоций и неконтролируемыми, неорганизованными и неэффективно управляемыми эмоциями.

Исследования показали, что помимо регуляции эмоций существует множество форм поведения, связанных со стилем привязанности ребенка. Среди других выводов имеются свидетельства следующих связей:

  1. Безопасная привязанность. Дети, как правило, с большей вероятностью видят в других поддержку, а самих себя — как компетентных и достойных уважения. Они положительно относятся к другим и демонстрируют устойчивость, участвуют в сложной игре и более успешны в классе и во взаимодействии с другими детьми. Они лучше воспринимают взгляды других и больше доверяют другим.
  2. Тревожно-избегающая привязанность. Дети с тревожно-избегающей привязанностью обычно менее эффективны в управлении стрессовыми ситуациями. Они, скорее всего, откажутся и будут сопротивляться поиску помощи, что мешает им формировать удовлетворяющие отношения с другими. Они проявляют больше агрессии и антиобщественного поведения, например лжи и запугивания, и они склонны дистанцироваться от других, чтобы уменьшить эмоциональный стресс.
  3. Тревожно-устойчивая привязанность. Они испытывают недостаток уверенности в себе и держатся ближе к своим основным попечителям. Они могут демонстрировать преувеличенные эмоциональные реакции и держаться на расстоянии от сверстников, что ведет к социальной изоляции.
  4. Дезорганизованная привязанность. Дети с неорганизованным стилем привязанности обычно не в состоянии выработать организованную стратегию для преодоления стресса, связанного с разлукой, и склонны проявлять агрессию, разрушительное поведение и социальную изоляцию. Они с большей вероятностью видят в других угрозу, а не источник поддержки, и поэтому могут переключаться между социальной изоляцией и агрессивно-оборонительным поведением.

Важно! Из этих описаний поведения и регуляции эмоций легко увидеть, как стиль привязанности в детстве может привести к проблемам в отношениях во взрослой жизни.

Теория привязанности у взрослых: близкие отношения, воспитание детей, любовь и развод

Эти стили привязанности в детстве приводят к типам привязанности в зрелом возрасте. Ниже приведено объяснение четырех типов привязанности во взрослых отношениях.

Типы, стили и этапы (безопасный, избегающий, амбивалентный и дезорганизованный)

В зависимости от стиля привязанности человека подход к близким отношениям, браку и воспитанию детей может сильно различаться.

Количество способов, которыми эта теория может быть применена или использована для объяснения поведения, усугубляется и расширяется тем фактом, что отношения требуют двух (или более) людей, любое поведение привязанности, которое демонстрирует индивидуум, будет влиять и зависеть от поведения привязанности других людей.

Учитывая огромное разнообразие людей, поведения и отношений, неудивительно, что существует так много конфликтов и путаницы.

Важно! Также неудивительно, хотя и не менее печально, что многие отношения заканчиваются разводом или распадом, что может привести к нездоровому циклу привязанности у детей этих союзов.


На фото Джон Боулби

Теория привязанности при горе и травме

Теория привязанности также находит применение в понимании горя и травмы, связанной с потерей.

Хотя вы можете быть наиболее знакомы с пятью стадиями горя Кюблер-Росса, им предшествовали четыре стадии Боулби. Во время работы Боулби над привязанностью он и его коллега Колин Мюррей Паркс заметили четыре стадии горя:

  1. Шок и онемение. На этой начальной стадии скорбящий может почувствовать, что потеря не реальна или что ее просто невозможно принять. Он или она может испытывать физические страдания и не сможет понять и передать свои эмоции.
  2. Тоска и поиск. На этой стадии скорбящий очень хорошо осознает пустоту в своей жизни и может попытаться заполнить эту пустоту чем-то или кем-то еще. Он или она все еще сильно идентифицирует себя и может быть озабочен покойным.
  3. Отчаяние и дезорганизация. Скорбящие теперь признают, что все изменилось и не могут вернуться к тому, что было раньше. Он или она также могут испытывать отчаяние, безнадежность и гнев, а также вопросы и интенсивное внимание к пониманию ситуации. Он или она может уйти от других на этом этапе.
  4. Реорганизация и восстановление. На заключительном этапе вера в жизнь может начать возвращаться. Он или она начнет восстанавливать и устанавливать новые цели, новые модели и новые привычки в жизни. Скорбящий снова начнет доверять, и горе отступит.

Конечно, стиль привязанности будет влиять и на то, как переживается горе. Например, кто-то, кто в безопасности, может пройти через этапы довольно быстро или вообще пропустить некоторые, в то время как кто-то, кто беспокоится или избегает, может застрять на одном из этапов.


Критика теории привязанности

Как и в любой популярной теории в психологии, есть несколько критических замечаний, которые были высказаны против нее.

Главными среди них являются следующие критические замечания:

  1. Чрезмерное внимание к воспитанию. Эта критика исходит от психолога Дж. Р. Харриса, который считает, что родители не оказывают такого большого влияния на личность или характер своего ребенка, как считает большинство людей. Она отмечает, что большая часть личности определяется генетикой, а не окружающей средой.
  2. Ограничения модели:
    • Критика стрессовой ситуации теории привязанности отмечает, что модель была основана на реакциях ребенка в кратковременных, стрессовых ситуациях (будучи отделенными от родителей), и не дает никакого представления о том, как дети и родители взаимодействуют в не стрессовых ситуациях.
    • Кроме того, ранняя модель не учитывала тот факт, что дети могут иметь разные виды привязанности к разным людям, привязанность с матерью не может представлять привязанности, образованные другими.
    • Наконец, мать рассматривалась как фигура автоматической первичной привязанности в ранней модели, когда отец, отчим, брат, дедушка, бабушка, тетя или дядя могут быть тем человеком, с которым ребенок наиболее сильно связан.

Важно! Хотя некоторые из этих критических замечаний со временем исчезли, поскольку теория вводится с новыми доказательствами и обновленными концепциями, полезно взглянуть на любую теорию критическим взглядом.


Рекомендуемые книги

На сегодняшний день, существует огромное количество книг, статей, эссе, которые вы можете читать и делать определенные выводы для себя. Несколько самых популярных книг по теории привязанности можно найти ниже:

Эта часть была посвящена теории привязанности, теории, разработанной Джоном Боулби в 1950-х годах и расширенной Мэри Эйнсворт и бесчисленным количеством других исследователей в последующие годы. Теория помогает объяснить, как наши детские отношения с нашими опекунами могут оказать глубокое влияние на наши отношения с другими взрослыми людьми.

Важно! Хотя теория привязанности не может объяснить каждую особенность личности, она закладывает основы для глубокого понимания себя и окружающих, когда речь заходит о связи и взаимодействии с другими.

Что вы думаете о теории привязанности? Как вы думаете, есть ли стили привязанности, не охватываемые четырьмя категориями? Есть ли какая-либо другая критика теории привязанности, которую вы считаете обоснованной и заслуживающей обсуждения? Мы хотели бы услышать ваши мысли в разделе комментариев.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ждала, мечтала, рисовала в мыслях образ, и вот! Вот наконец он – прекрасный принц! И можно ступить на корабль, и поднять алые паруса… Или не принц, но все равно прекрасный. Или не прекрасный, но очень даже ничего… и вроде бы можно всю оставшуюся жизнь рука об руку, в горе и радости, и в один день…. Но… как-то все со скрипом, все не так…

пара обнимается

Каждую минуту звонит, контролируя все твои передвижения, ревнует не только к подругам, но и к их собачкам… А может исчезнуть, как Кентервильское привидение, ни словом не обмолвившись о причинах. А может вдруг начать изображать одинокий айсберг, на все твои обнимашки, ласковые слова и улыбки, реагируя арктическим холодом.

И ты чувствуешь себя маленькой, несчастной Гердой в чертогах Снежной Королевы перед этим поганцем Каем, ради которого она годами сюда топала и костьми ложилась. И что первым делом начинаешь делать? – ну да, – искать причину в себе.

Кто основоположник теории привязанности

Жил когда-то очень мудрый дяденька, точнее, известный английский психоаналитик и психиатр, основоположник теории привязанностей – мистер Джон Боулби. И что же он в своей теории рассказал: Теория привязанности, в оригинале – attachment theory – определяет, как условия жизни ребенка в первые два года формируют его отношения с родителями, а далее и с другими людьми.

Есть родитель, или его заменяющий, который ухаживает за ребенком, и с которым появляется тесная связь. Этот взрослый будет являться для малыша фигурой первичной привязанности. Разрыв этих отношений будет для него болезненным и проявится в дальнейших межличностных отношениях.

Теория привязанности Джона Боулби

Теория привязанности Джона Боулби

Ты знаешь, можно в двух словах: тон, который мамочка (папочка, бабушка, тетушка и т.д. – значимый взрослый) задает в отношениях с малышом, формирует будущую модель отношений с близким человеком.

Типы привязанностей

Основных типов привязанностей не так уж и много.

  • Адекватный тип привязанности – безопасная привязанность.

Мы с тобой можем только порадоваться за такого ребенка. Любящая мамочка рядом, с ней тактильный и зрительный контакт, малыш уверен, что мама всегда придет на помощь, и ему все это слушать, щупать, трогать, рассматривать и познавать этот замечательный мир не страшно и интересно.

Скорее всего, ты встречала подобные грустные истории: задерганная своими делами или просто эмоционально холодная, отстраненная мамочка, ее постоянно нет рядом, а когда есть – держит дистанцию, малыш не чувствует защищенность. Соответственно, познавать мир у него не возникает особого желания, потому что мир в его восприятии – штука небезопасная. Близкими такие отношения малыша с мамочкой, конечно, не назовешь. Малыш привыкает, что его потребности не важны для взрослого, и сам дистанцируется.

  • Тревожно-устойчивый (амбивалентный) тип привязанности.

Наверняка и такие примеры ты тоже видела: малыш ждет внимания от мамы, не может спрогнозировать ее поведение, – за одни и те же действия мама может его и поругать, и похвалить, и вовсе не заметить, что он сделал. Сегодня мама радостно хохочет и обнимает его, глядя на забавную рожицу, которую он скорчил, – а когда в следующий раз ему захочется повторить триумф – одергивает и обзывает.

И вот: ты встречаешь уже результат – взрослых людей, несущих эти модели в свои отношения. И да, тип привязанности не меняется, да и чистого типа обычно нет, а есть соотношение нескольких типов. Далее речь пойдёт о самом важном для нас в отношениях.

Как же влияет тип привязанности на дальнейшую жизнь

Ты можешь сказать спасибо мамочке за такого мужчину! Он открыты и уверен, ему нетрудно заводить новые знакомства, делиться своими переживаниями. Соответственно, и начать какие-то отношения и поддерживать их с партнером ему не составит большого труда. Это было бы идеально – встреча двух счастливых людей, которым так повезло с мамочками, – но, как часто в жизни бывает, идеалы, да еще сразу два, – штука редкая, – и не следует ставить крест на достойных претендентах с другими типами).

  • Тревожно-избегающий тип следует своему названию – тревожится и избегает.

У такого мужчины есть маленькая тайна: высокая потребность в любви, заботе, эмоциональном контакте, но не признается он в этом даже под пытками и даже самому себе. Он уже знает из опыта: после эмоциональной близости с мамой (и близким человеком) последует отвержение, и самое безопасное-просто отключить эмоции и избежать последующих страданий.

Прямо скажем, отношения для любителя острых ощущений. Их бросает из крайности в крайность. То он тебя любит до безумия, устраивает сцены ревности, контролирует, то резко бросает и пропадает. Отношения с такими мужчинами похожи на американские горки, но… для всего найдется свой ценитель. Во всяком случае, скучать точно не придется.

Что же со всем этим делать?

Затем то же самое желательно проделать со своим партнером. Расспросить его об отношениях с мамой. Может выясниться, например, что отсутствие проявления чувств, вовсе не факт отсутствия их самих! И это может стать открытием. Ему действительно может быть тяжело и понять эти чувства, и тем более, поделиться ими.

Осознавая, что его отстраненность – это лишь страх проявить свои чувства, – постоянно давать ему ощущение тепла, заботы, не ожидая быстрой ответной реакции и не принимая на свой счет его холодность. Постепенно и он научится эмоционально отвечать, когда почувствует надежность и стабильность отношений.


Исследования всей жизни Боулби, дополненные методикой лабораторных исследований стали прорывом после психоанализа и вызвали несогласие, и остались неучтенными у бихевиористов.

В данной статье будет рассмотрено прошлое и настоящее теории привязанности вплоть до теории Ньюфелда. Работы Ньюфелда основаны на теории привязанности Джона Боулби. Он разработал и представляет иную теорию привязанности, чем она получилась у Боулби. Накапливалось все больше общего и частных знаний, человечество значительно обогатило свое понимание за прошедшие 50 лет. Ньюфелд имел возможность пользоваться открытиями последних лет в том числе и в области нейропсихологии, и смог уйти гораздо дальше в собирании пазла теории вместе. Это была долгая дорога.

Я покажу логику исследователей тех времен. Объясню, что дали те открытия, и к каким заключениям привели, что было сделано до Ньюфелда, и какой путь проделал Ньюфелд после них. Также сделаю современный вывод о том, какие есть ограничения у классической теории привязанности Боулби.

Эта статья не имеет целью дать представление о теории привязанности Ньюфелда, и рассчитана на аудиторию, которая уже имеет неплохое представления о ней, благодаря просветительской деятельности Института Ньюфелда, книгам из Библиотека Института Ньюфелда, статьям на сайте Заботливая Альфа.

История Боулби


Родители навещали ее, но она отказывалась общаться. В конце концов мать настояла на том, чтобы забрать Бетти домой, где она и жила последние 7 месяцев.
В школе Бетти держалась отдельно от других детей, постоянно воровала мелкие монеты и игрушки, а дома говорила, что ей их дали учителя "за хорошее поведение". Учителя отметили, что когда ее ловили на воровстве, она как-бы деревенела, не отвечала на вопросы или проявляла большую изобретательность во лжи. Мать была очень терпелива к случаям воровства дочери, приемный отец же часто бил ее в воспитательных целях.

Так состоялся первый шаг Джона Боулби в том, чтобы показать миру, какое влияние ранняя эмоциональная травматизация, связанная с сепарацией, может оказать на поведение человека.

В 1948 году Всемирная Организация Здравоохранения взяла его консультантом и попросила Боулби представить отчет о психическом здоровье бездомных детей - наследии Второй мировой войны.

Это подтолкнуло его к работе всей его жизни.

Он тщательно готовится к докладу, собирая материалы по всему миру в 1950 году. Изучал бездомных с помощью множества ученых представителей своих стран. Боулби проводит 5 недель в Европе – Швеция, Швейцария, Франция, Голландия. И затем 6 плодотворных, насыщенных встречами недель в США, в разных городах. Он и не знал, сколько людей изучает эти темы и впитывал все знания, как губка.

В США встречается среди прочих со Шпицем, Гольдфарбом, Баквином, Рибблом, Рейнгольдом, Леви, которые все много писали о неблагоприятных последствиях материнской депривации. На него сильно повлияла работа Шпица 1946 г. по анаклитической депрессии младенцев, разлученных со своими матерями примерно после шести месяцев. Он назвал это так, потому что ребенок становился апатичен, молчалив и грустен; он не пытался установить контакт; во многих случаях страдал бессонницей, худел и становился склонным к интеркуррентным инфекциям; происходило быстрое падение коэффициента развития. Этих младенцев обычно помещали в больницы, где их потребности в голоде тщательно удовлетворялись разными людьми. Многие из этих младенцев повернулись лицом к стене, отказались от еды и умерли.


Гольдфарб исследовал IQ трехлетних детей, и отметил, что результаты воспитываемых в специализированных учреждениях на 28 пунктов ниже, чем воспитываемых в приемных семьях.

Доклад ВОЗ

В 1951 он представил доклад для организации.
Выводы, которые он произносит по итогу работы:

Что считается важным для психического здоровья, так это то, что младенец и тоддлер должны испытывать теплые, близкие и непрерывные отношения с участием матери, в которых они оба находят удовлетворение и удовольствие

Джон Боулби, Director, Child Guidance Department, Tavistock Clinic

Результаты Боулби не были приняты - большую часть своей карьеры он потратил на то, чтобы добиться признания теории, он решил изучать разлуку.

Два важных доклада 1960-х годов подтвердили теоретическую позицию Боулби. Первым было выложенная публикация ВОЗ 1962 года авторства Эйнсворт , со ссылкой на одобрение Боулби этого материала, о материнской депривации, а вторым - серия исследований Гарри Харлоу в США 1958г-1959г. Харлоу, вдохновленный Шпицем, представил подтверждающие доказательства важности материнской заботы для психического здоровья, показав, что макаки-резусы, которых кормили проволочные суррогатные матери, не были в порядке. Это привело Харлоу к выводу, что обезьяны обеспечивают своих новорожденных не только необходимым питанием и защитой от опасностей, но и физическим и психологическим теплом.

Боулби был склонен замечать вещи, которые не интересовали сообщество. Например, он изучал эволюцию, увлекался этологией, наблюдая за жизнью животных в их естественной среде. На него влиял Лоренц с его изучением поведения следования утят и импринтингом, никто в психоанализе не начал бы исследовать виды врожденного, эволюционно обусловленного поведения для защиты от хищников.


Трилогия о привязанности

Боулби не отступил из-за критики и недовольства аналитиков.
В последующие 20 с лишним лет Джон Боулби опубликовал свою классическую трилогию о привязанности, в которую включил все его исследования и открытия, а также изложил подробные аргументы в пользу его теории. Многое из чего все еще обсуждается - например, что такое инстинкт.

Основные положения теории Боулби

- Считал, что механизмы привязанности встроены
В первые дни между ребенком и взрослым формируются тесные отношения. Беззащитность ребенка провоцирует стремление к заботе у взрослых: в первые часы ребенок бодрствует больше, фиксирует взгляд, предпочитает запах взрослого. Это обусловлено и оправдано эволюцией для выживания вида. У ребенка есть своя система поиска связи: улыбка, лепет, взгляды, слушание голоса взрослого, что рождает связь со значимым взрослым.


Мэри Солтер Эйнсворт выросла в Канаде и изучала психологию в Университете Торонто. Она особенно интересовалась исследованиями.

Вышла замуж в 1950 и последовала за своим мужем, и его карьерой в Англию, где устроилась исследователем у Боулби.
При первой беседе Эйнсворт и Боулби обнаружили, что их интересы в значительной степени совпадают. Затем ее муж по работе едет в Уганду, она следует за ним, и практически не общается с Боулби, занимаясь своими исследованиями.
Она наблюдала за взаимодействием между матерями и их детьми, подмечая, как дети изучают мир и как за ними ухаживают матери.


Я думала, мы пригласим мать и ребенка вместе в незнакомую обстановку с большим количеством игрушек, чтобы побудить к исследованию. Затем мы введем незнакомца, когда мать еще находится там, и посмотрим, как реагирует ребенок. Затем мы создадим ситуацию разлучения, когда мать оставляет ребенка с незнакомцем. Как ребенок реагирует на уход матери? И когда она возвращается, как ребенок реагирует на воссоединение? Но поскольку незнакомец находился в комнате в момент первого ухода матери, может, нам следовало лучше ввести эпизод, когда мать оставляет ребенка совершенно одного? Тогда мы смогли бы увидеть уменьшает ли возвращение незнакомца, то горе, которое возникло с уходом матери. И наконец, у нас будет воссоединение с матерью. Мы распределили всю эту процедуру на полчаса

  • Почему кажется, что на некоторых младенцев разделение не повлияло?
  • Почему некоторые действовали довольно непредсказуемо?

Она изучала умение и уверенность, с которыми ребенок использовал свою мать в качестве надежной базы, и ожидания ребенка в отношении доступности матери и ее отзывчивости в повседневном родительстве. В течение 16 часов она каждый квартал первого года жизни находилась в этих семьях Балтимора, наблюдая за парами с 1963 по 1967 годы.

Хотя все понимали, что жизненный опыт ребенка формирует его личность, никто не мог продемонстрировать, какой именно опыт имел значение.
Эйнсворт описала все от грудного вскармливания и кормления из бутылочки, графика или произвольного кормления, различных способов сна, частоты или продолжительности тесного телесного контакта и личного взаимодействия до особенностей матери, таких, как чувствительность к сигналам, принятие потребности ребенка, психологическая и физическая доступность.

Она отталкивалась от лонгитюдного исследования, которое предусматривало 72 часа наблюдения за каждым младенцем в течение первого года, когда бралась связать модели поведения детей с моделями материнского поведения.
Для выборки младенцев, наблюдаемых долгий период, было возможно исследовать их постоянное или меняющееся поведение и дома, и в лабораторной среде. Эти два набора данных позволили выделить типы привязанности, несмотря на различия в конкретных формах поведения.

Результаты


Она выделила три категории реакций у детей - они были отнесены к следующим группам:
• A - избегающе привязан
• B - безопасно привязан
• C - амбивалентно привязан



Боулби в это время уже собирал материалы, доказывая свою теорию привязанности. И для того, чтобы его как-то воспринимало психоаналитическое сообщество, от которого он отклонился далеко в сторону со своими рассуждениями о привязанности, он включает эксперимент Эйнсворт, как способ измерения того, о чем он пишет.
Боулби сделал выводы о измерении надежности привязанности в своем трехтомнике о привязанности, потере и сепарации.



Это было тем, что соединило описываемое поведение детей в домашних условиях и результаты, полученные в воспроизводимом эксперименте при всех известных вводных данных.

Роберт Карен пишет в своем томе о привязанности, что это нанесло теорию Боулби на карту. Так как теперь это была наука. Это заметили.


2. Привязанность при этом рассматривается, как связь между матерью и младенцем первого года жизни. (Хотя Боулби говорит о заменяющем взрослом, но основное внимание уделяется матери.)

Изучали преимущественно матерей, на них сфокусировались исследователи.
Их поведение оценивалось так: мать должна подобающим образом считать сигналы, правильно интерпретировать сигналы, соответствующим образом отреагировать на них, быстро ответить на них. Мать должна быть доступной, не игнорирующей и чувствительной. Большой акцент делался на поведение матери, ее реакции на сигналы о нужной дозировке пищи, реакции на сигналы о том, успокаивать или, наоборот, поощрять ребенка к игре.


Реакция должна быть быстрой, то есть начинаться в течение еще приемлемого для ребенка времени фрустрационной толерантности. Она должна быть готова прийти к нему на помощь и быть надежной базой для подстраховки младенца во время его исследований.
Далее последователи Эйнсворт интересовались детьми более старшего возраста. Они изучали связь психопатологий и расстройств психики с типами привязанности и все так же фокусировались на том, как сложились отношения матери с ребенком в первые годы жизни.

3. Эта связь между матерью и младенцем рассматривается как форма поведения в контексте непосредственной близости. Сепарация видится, как физическое разделение, как в незнакомой ситуации.

Иными словами, привязанность, как связь , и поведение привязанности не были разнесены в работе Боулби. Они стали рассматриваться, как идентичные.
Такой вывод привел к множеству теоретических заблуждений: например, что привязанность исчезла, если поведение привязанности, включая переживание разлуки, больше не проявляется открыто. Что интенсивность, с которой ребенок демонстрирует поведение привязанности в данной ситуации, может быть принята как показатель силы его привязанности.
Последователи теории делают вывод, что у детей в первый год жизни должна выработаться надежная привязанность к главному человеку. Расставаться следует только тогда, когда ребенок в начале второго года сформирует эмоционально стабильную, надежную привязанность к главному человеку, то есть, будет показывать нужное им поведение. Сепарация сведена к физической нехватке матери. Как будто связь, в том числе и эмоциональная – это только присутствие в одном пространстве.

4. Матерей следует учить сонастройке, чтобы они имели навыки, необходимые для заботы для развития безопасной привязанности своих детей. Предполагается, что это обучение принимает сложные и дорогостоящие формы, требующие специально обученных специалистов.

Боулби видел большие перспективы профилактики неправильного ухода за детьми.

Карл Бриш, например, предлагает по всему миру свою программу SAFE, предотвращающую возникновение нарушений привязанности.

Программа надежности для родителей, состоит из трех блоков.

  • 5 вечеров групповых занятия для беременных. Объясняются темы привязанности и сепарации. В программу также была включена форма обмена опытом собственных представлений и переживаний родителей, связанных с привязанностями и сепарацией.
  • Тренинг улучшения и интерпретации сигналов ребенка. После родов наблюдали мать и отца отдельно с младенцем. Снимали на видео и с родителями анализировали эту запись. Однако, этого тренинга было недостаточно, если сами родители имели нарушения привязанности. Им рекомендовали терапию.
  • Консультации родителей. Горячая линия. Групповая психотерапия, в основе которой теория привязанности, в сочетании с индивидуальной терапией.

Огромное количество ссылок в различных научных работах делается на этот эксперимент Эйнсворт. Это одно из самых цитируемых исследований. Его используют до сих пор для диагностики между 12 и 19 месяцами жизни ребенка. Игровая комната и 8 эпизодов по 3 минуты.
Работы Эйнсворт дали старт исследованиям привязанности в США, написанию множества книг.

Изучая более старших детей, исследователи привязанности смотрят на тип привязанности. Фокусируясь все так же на паре мать-ребенок и определении типа привязанности посредством реакции ребенка и поведения ребенка. И сталкиваются с тем, что дети в двухлетнем возрасте реагируют более разнообразно, чем паттерны, выделенные у младенцев. Они замечают, что даже ласковый ребенок может быть ласков по разным причинам, например, может расслабляться в надежной привязанности, либо же быть ласков, чтобы привлекать внимание взрослого к себе, либо так смягчать гнев взрослого. Всем этим вариантам присваивалась своя подкатегория типа привязанности.

Признаки нарушения поведения считаются следствием выработанного типа привязанности, хотя и то и другое лишь симптомы. Проводится масса исследований привязанности, которые связывают разные типы привязанности и нарушения. Найдена связь между дезорганизованной привязанностью и нарушением внимания, гиперактивностью, и СДВГ.

Дети дошкольного возраста

Это все менялось, и в 1995 они выглядят вот так.




Младший возраст

Для возраста 3-6 лет привязанность измерялась уже самыми разными способами и результаты подводились под Эйнсвортовскую классификацию.

  • Недостаток цвета.
  • Мама не женственная на рисунке.
  • Руки близко к телу у человечка.
  • Слишком большие фигуры.



Реакция на картинки

Процедура состоит из набора шести фотографий, изображающих сцены, связанные с привязанностью, от легких (родитель желает спокойной ночи ребенку в постели) до стрессовых (ребенок смотрит как родители уходят). Каждую картинку представляет взрослый. Ребенка просят описать, что он чувствует в связи с картинкой, что бы он делал в этой ситуации.

Методика для ситуации разлуки в 6 лет

Мэйн и Кэссиди предложили сложную схему для 6-леток, включающую несколько тестов. Изучали реакцию ребенка на картинки, показывающие разлуку, реакцию ребенка на фото его семьи, ситуацию воссоединения. И плюс, ситуация разлуки, в ситуации разлуки на час оценивалось в основном то, как дети разговаривают с родителями по возвращению.


Подростки с 9 до 15 лет

  • Мать не уделяет мне особого внимания.
  • Моя мама помогает мне говорить о моих трудностях.
  • Моя мама меня понимает.
  • Моя мама не понимает, что я переживаю в эти дни.


Взрослый возраст

  • Теперь я хотел бы, чтобы вы описали свои отношения с родителями так давно, как вы помните.
  • Когда вы были расстроены в детстве, что вы делали и что происходило? Не могли бы вы рассказать мне о некоторых конкретных случаях, когда вы были эмоционально расстроены? Физически ранен? Больной?
  • Вы когда-нибудь чувствовали себя отвергнутыми в детстве? Что вы сделали, и как вы думаете, ваши родители поняли, что они отвергают вас?


Разнообразие реакций зависит от того, включились ли психологические защиты при непереносимой уязвимости. Не тип привязанности определяет то, как поведет себя ребенок. А его эмоции в данную секунду и защиты, которые могут быть постоянными, а могут быть временными и проходящими. На возникновение которых повлиял эксперимент, или предшествующие события.

Читайте также: