Теория позитивно функционального конфликта л козера кратко

Обновлено: 05.07.2024

По его мнению, любой конфликт выполняет позитивную (конструктивную) функцию, которая заключается в том, что:
- конфликт способствует социализации индивидуумов;
- способствует образованию и сплочению социальных групп;
- устанавливаются и поддерживаются относительно стабильная структура внутригрупповых и межгрупповых отношений;
- создается и поддерживается баланс сил;
- сигнализирует о тех или иных социальных проблемах и недостатках.

Таким образом, Л. Козер в своей концепции позитивно-функционального конфликта делает упор на сотрудничество, подчеркивая значение конфликтов в обеспечении устойчивости и стабильности социальной организации, социальной системы.

Концепция конфликтной модели общества Ральфа Дарендорфа (Германия).
К основным положениям концепции Р. Дарендорфа следует отнести:
- общество в каждый момент подвержено изменениям и в любой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом;
- всякий элемент социальной системы в той или иной степени вызывает изменения и дезорганизацию;
- каждое общество основано на господстве, принуждении, подчинении одних его членов другим;
- людей разделяет не только социальное неравенство - неодинаковый доступ к ресурсам, их обладанию и распределению, но и борьба за власть, престиж и авторитет, неравное положение в отношении управления и организации, когда одни командуют, а другие вынуждены подчиняться.

Это все в своей совокупности создает почву для постоянного возникновения конфликтов в жизни общества. Они, по его мнению, в принципе неустранимы, вездесущи, постоянны, и являются следствием иерархически организованной системы. Однако он не отрицает возможности регулирования конфликтов и их предупреждения, выделяя три основных условия:
- наличие ценностных установок;
- уровень организации сторон;
- взаимоприемлемость определенных правил.

Концепция общей теории конфликта Кеннета Боулдинга (США).
К. Болулдинг исходит из посылки, что конфликт вездесущ, стремление человека к борьбе с себе подобными непреодолимо и вытекает из его природы. Вместе с тем он подчеркивает, что конфликт возникает и развивается по общему образцу независимо от сферы проявления, для нег о присущ единый набор компонентов, не отделимых от социальных условий, его можно предупреждать и разрешать. А для этого необходимо:
- понимание причин, породивших конфликт;
- выбор согласованных способов их устранения;
- нравственное совершенство индивидуумов.

Исследуя причины разнообразных психических расстройств, австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856—1939) пришел к выводу, что их главным источником является изначально присущий человеческой психике конфликт между сознательным и бессознательным, между смутными, инстинктивными влечениями и требованиями моральных и правовых норм. Именно эта дисгармония человеческой души служит главным источником всех социальных конфликтов: внутри личностных, межличностных, межгрупповых.

Неофрейдизм (Карен Хорни, Г. Салливен, Эрих Фромм). Большинство последователей 3. Фрейда, развивая его теорию,
считают, что источник конфликта лежит в стремлении человека к безопасности, с одной стороны, а с другой, к реализации собственных желаний. Основные причины конфликта, по их мнению, кроются:
- в противоречии между ценностями личности и ее реальным положением в обществе;
- между завышенным, искусственным стимулированием потребностей и невозможностью их удовлетворить.

8) Прогностический метод конфликтологии. Особенности его использования.

Прогнозирование отличается от утопических фантазий тем, что опирается на результаты предварительного глубокого анализа. Причем научное прогнозирование исходит из признания вероятностного характера общественного развития и необходимости в связи с этим учета ряда возможных альтернатив в развитии конфликта. Описывая возможные варианты развития конфликтного взаимодействия, прогностический подход вместе с тем описывает оптимальные пути и средства урегулирования конфликта. Прогнозы могут быть подразделены на кратко-, средне- и долгосрочные. Прогнозирование может использовать методики экспертных оценок, математическое моделирование и другие.

+ Прогнозирование позволяет выработать тактику поведения в конфликтной ситуации, - Выработанная тактика может оказаться ошибочной.
9) Объективные элементы конфликта(объект конфликта, участники конфликта, среда конфликта)

К объективным элементам конфликта относятся такие его составляющие. которые не зависят от воли и сознания человека, от его личностных качеств (психологических, нравственных, ценностных ориентации и т.д.). Такими элементами являются:

1) объект конфликта;

2) участники конфликта;

3) среда конфликта.

основные характеристики объекта конфликта.

1) под объектом конфликта понимают ту ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов участников конфликта;

2) объектами конфликта могут быть ценности самого различного вида: материальные, духовные, объективные, субъективные, статусные, ресурсные, религиозные, политические и т.д.;

3) объект конфликта не существует безотносительно его субъектов. Напротив, он всегда связан с интересами участников конфликта, причем эти интересы находятся в противоречии;

4) объект конфликта носит релятивистский характер, что прямо вытекает из предыдущего положения;

5) объект конфликта всегда имеется в ограниченном (дефицитном) количестве или качестве и не способен одновременно удовлетворить обе стороны, участвующие в конфликте;

6) объект конфликта может быть явным и латентным.

Современная конфликтология подразделяют всех участников конфликта на основных (прямых) и неосновных (косвенных).

1 Основные участники конфликта ~ это всегда прямые, непосредственные стороны, участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая и наиболее активная роль в его возникновении и развитии. Основные участники конфликта являются его главными действующими лицами и противоречие именно их интересов лежит в основе противоборства. Поэтому основных участников именуют субъектами, или оппонентами (от лат. opponents — возражающий) конфликта.

2 К неосновным участникам конфликта относятся все остальные участники конфликта. Их часто именуют также косвенными участниками конфликта. По определению им принадлежит второстепенная роль в возникновении и развитии конфликта. Часто неосновных участников конфликта называют еще третьей стороной.

Важную роль в возникновении и развитии конфликта имеют и другие его участники:

1) Инициаторы (зачинщики) — те участники конфликта, которые берут на себя инициативу в развязывании конфликта между другими лицами, группами или государствами. Ими могут быть как отдельные лица, так и различные объединения и даже государства. Это могут быть как основные, так и неосновные участники. После того как конфликт возник, инициатор конфликта может и не участвовать в нем. Человек, затеявший склоку в коллективе, может затем уйти в тень или вообще уволиться с работы, а конфликт будет продолжаться и без него.

2) Организаторы — группа лиц (или отдельное лицо), разрабатывающая общий план противоборства с оппонентом с целью разрешения противоречия в свою пользу. Организовать конфликт — значит продумать всю его динамику таким образом, чтобы предполагаемые выгоды в результате его окончания были больше, нежели потери. Организаторами могут выступать как основные, так и неосновные участники конфликта.

3) Пособники — лица, которые помогают участникам конфликта в его развязывании, организации и развитии. Пособниками могут выступать как спонтанные группы лиц, так и специально созданные, а также отдельные личности. Помощь, оказываемая пособниками, может носить самый разный характер: материальная, идеологическая, нравственная, ресурсная, информационная, административная и т.д. Пособниками были страны, которые оказывали ту или иную помощь гитлеровской Германии во Второй мировой войне.

4) Посредники (медиаторы) — третья сторона в конфликте и его косвенные участники. Роль посредника — это роль авторитетного помощника, призываемого субъектами конфликта для разрешения проблемы. В этой роли могут выступать как отдельные лица, так и организации и государства. Важная черта посредника — это его авторитет, признанный обеими сторонами конфликта. Поэтому в качестве медиатора могут выступать только люди или организации, которые выбираются обоими субъектами конфликта. При этом в качестве посредника могут выступать как официальные лица и организации, так и неофициальные. Такими посредниками на самых разных уровнях и в самом разном качестве могут быть: маги, колдуны, старейшины, “воры в законе”, священнослужители, видные деятели культуры, государственные деятели, международные организации типа ООН и т.д.

Цель посредничества — добиться прекращения конфликта путем нахождения компромисса между его оппонентами

Еще один объективный элемент конфликта — его среда, включающая совокупность объективных условий конфликта. Среда конфликта оказывает существенное влияние на причины его возникновения и всю динамику.

С точки зрения уровней социальной системы различают микро- и макросреду конфликта.

Микросреда конфликта — это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Масштаб микросреды — это малая социальная группа.

Макросреда конфликта включает в себя те условия, которые влияют на развитие конфликтов между большими социальными группами и государствами. Хотя опосредствовано макросреда влияет, конечно, и на развитие конфликтов на уровне отдельных личностей и малых групп.

По природе составляющих ее компонентов можно выделить три вида среды конфликта: I) физическую, 2) общественно-психологическую и 3) социальную.Все они проявляются как на микро-, так и на макроуровнях социальной системы и могут служить не только условиями протекания конфликта, но его объектом. Так, борьба может вестись за чистый воздух, улучшение социально-психологического климата на предприятии или социальных условий жизни людей.

Физическая среда конфликта

Это совокупность физических, географических, климатических и экологических условий и факторов, в которых протекает противоборство.

Общественно – психологическая среда конфликта

Это совокупность тех настроений, мнений, забот, чувств и переживаний, в которых развивается конфликт. Эти факторы являются объективными для участников конфликта, ибо они заданы им изначально и не зависят от их воли, сознания и желаний. Эта среда также, как и физическая, проявляется на микро- и макроуровнях общественной системы,

Социальная среда конфликта

Социальная среда представляет совокупность общественных условий, при которых возникает и развивается противоборство сторон. Самыми общими и фундаментальными факторами социальной среды конфликта являются тип цивилизации, общественно-экономические условия жизни и социально-политическое устройство общества. Но в социальную среду конфликта входит также вся социокультурная реальность, окружающая человека. Как и всякая другая, социальная среда конфликта оказывает важное влияние на его динамику и способы разрешения. В обществе, находящемся в глубоком социально-экономическом и политическом кризисе, все виды конфликта будут испытывать мощное влияние этого фактора.

10) Субъективные элементы конфликта(тип темперамента и характер личности, …)

В зависимости от доминирования той или иной характеристики выделяют следующие типы личностей:

1) Экстраверты — люди, требующие постоянной стимуляции, “подпитки” от внешней среды. Они общительны, стремятся к новым впечатлениям, склонны к риску, любят перемены. Для них характерны раскованность поведения, веселость, вспыльчивость.

2) Интроверты — стимулы для жизненной активности они черпают изнутри, живут в основном своим внутренним миром. Они замкнуты, мало общительны, медлительны, серьезны, любят порядок, дружат с немногими, но преданно.

3) Эмоциональнонеустойчивые люди характеризуются постоянным эмоциональным напряжением, переживанием личной угрозы, повышенной чувствительностью к неудачам и ошибкам.

4) Эмоционально стабильные люди — им свойственны эмоциональная уравновешенность, негибкость характера, неспособность глубоко сочувствовать переживаниям других людей.

1) Меланхолик — человек, сочетающий в большей мере черты интроверта и эмоциональной неустойчивости. Его основные характеристики: замкнутость, пессимизм, неуравновешенность, угрюмость, тревожность. В общении и взаимодействии с другими людьми меланхолика настораживает новая обстановка и новые люди. Поэтому он часто уходит в себя, уединяется. Мимика его часто невыразительна, поэтому по его лицу трудно заметить те чувства и переживания, которые его обуревают.

2) Холерик — сочетает черты экстраверта и эмоциональной нестабильности. Это человек обидчивый, неспокойный, возбудимый, импульсивный, резкий, активный, несдержанный. Холерик увлеченно берется за новые дела, но сил у него хватает не надолго. Ему свойственны спады и подъемы настроения. В общении холерики часто вспыльчивы и нетерпеливы.

3) Сангвиник — в большей степени сочетает свойства экстраверта и эмоциональной стабильности. Ему присущи такие черты, как общительность, открытость, доступность, разговорчивость, инициативность, активность, работоспособность, оптимистичность, В общении с другими сангвиники несколько поверхностны в восприятии людей и явлений.

4) Флегматик — сочетает в большей степени свойства интроверта и эмоциональной стабильности. Он обладает следующими чертами: старательностью, вдумчивостью, сдержанностью, миролюбием, уравновешенностью, надежностью, спокойствием. В общении флегматики надежные друзья и не склонны к перемене своего окружения, хорошо сопротивляются сильным и продолжительным раздражителям.

Следует отметить, что “плохих” и “хороших” индивидуальных характеристик не бывает. Как говорится, наши недостатки — продолжение наших достоинств. Однако важно отметить, что все названные личностные качества человека играют существенную роль в возникновении и развитии конфликта.

Эта составляющая конфликта также играет важную роль в его развитии. Люди вступают в общение с разными уровнями культуры, привычками, правилами поведения. Эти различия могут быть обусловлены как чертами характера, так и образованием, ценностными ориентациями, жизненным опытом, то есть факторами, связанными с процессом социализации личности. Но встречаются люди просто трудные в общении, поведение которых неудобно для окружающих и которые являются повышенными источниками возникновения конфликтов.

В своей работе “Общение с трудными людьми” Роберт М. Брэмсон выделил целый ряд таких типов трудных в общении людей. Назовем некоторые из них.

1) “Агрессивисты” — они постоянно задирают других, говорят колкости и раздражаются, если их не слушают.

2) “Жалобщики” — у них всегда найдется что-нибудь, на что они будут сетовать. Обычно они мало что делают для решения проблемы и не хотят брать на себя ответственность.

3) “Молчуны” — спокойны и немногословны; никто не знает, что в действительности они думают об окружающих или чего хотят.

4) “Сверхпокладистые” — они согласятся с вами по любому поводу и пообещают поддержку, однако слова у них часто расходятся с делом. Они не выполняют своих обещаний и не оправдывают возложенных на них надежд.

5) “Вечные пессимисты” — всегда предсказывают неудачу в деле и стараются сказать “нет”, поскольку обычно полагают, что из-за затеваемого ничего не получится.

6) “Всезнайки” — считают себя выше других, ибо полагают, что знают истину в последней инстанции и все на свете. При этом они к тому же хотят, чтобы об этом “превосходстве” знали и другие. Они могут действовать как “бульдозер”, расталкивающий всех на своем пути со своими “знаниями”. Но довольно часто оказывается, что они ошибаются, ибо в основном только играют свои роли.

Важный элемент конфликта — расхождение этических ценностей людей. Вечным и одним из основных регуляторов человеческих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей Понятно, что этические нормы и правила поведения имеют свою специфику в разных сферах человеческой деятельности и общения. Если, например, говорить о конфликте в сфере бизнеса, то тут этика затрагивает целый комплекс проблем:

1) социальную ответственность поведения управляющих и сотрудников в организации;

2) этические нормы поведения руководителей и подчиненных;

3) цели, преследуемые той или иной организацией, и средства для их достижения и т.д.

Существуют люди, полагающие, что задача организации состоит прежде всего в том, чтобы добиться максимальной прибыли, не взирая на этические нормы. В этом случае они, видимо, будут придавать не особо важное значение таким этическим ценностям, как альтруизм или любовь к ближнему, выпуская недоброкачественную продукцию и отравляя людей, если речь идет о выпуске продуктов питания. Однако для других людей указанные ценности могут иметь существенное значение. Понятно, что при взаимодействии первых со вторыми неизбежен конфликт, обусловленный расхождениями в этических ценностях людей.

Установки личности, образующие идеальные типы индивидуальности (по Шпрангеру)

1 Теоретический человек — имеет теоретическую установку. В свое практическое поведение он повсюду вносит систему и логику. В наиболее чистом виде эта форма жизни воплощается в профессиональных ученых. Люди этого типа являются очень сложными натурами.

2Экономический человек — он необязательно связан с производством. Самое главное, что основным мотивом, определяющим характер его бытия, является полезность. Смысл его действий не в самой деятельности, а в ее полезном эффекте.

3 Эстетический человек — это эстетически переживающие души. Эти люди живут в мире фантазий, через которую они и воспринимают реальную действительность. Эстетический человек обладает особой способностью предвидения или проникающей интуицией. Для людей этого типа самым главным является красота души и мир фантазий, а непосредственное соприкосновение с миром для них всегда болезненно.

4 Социальный человек — полностью обращен к чужой жизни и “чувствует себя в другом”. Его потребность в самоотречении ради другого является ведущей жизненной потребностью, а все духовные действия, имеющие отношение к прагматике полностью, исключаются. Для него социальная установка является организующим принципом душевной жизни, а высшее проявление социальной направленности — любовь, определяющая все индивидуальное бытие.

5 Политический человек — ведущей жизненнойустановкой для него является власть как способность и стремление делать собственные ценностные ориентации ведущим мотивом других людей. Главная сторона жизни такого человека — самоутверждение через обладание властью.

6 Религиозный человек — это человек, чья духовная структура постоянно и целиком направлена на достижение высшего переживания религиозных ценностей.

Главные вопросы, рассматриваемые Козером:

Причины конфликтов Козер видел в дефиците какихлибо ресурсов: власти; престижа; ценностей.

Люди по своей природе всегда стремятся к власти и обладанию большими ресурсами, поэтому в любом обществе существует напряженность. Отличия возникающих таким образом конфликтов могут заключаться лишь в том, куда направлена энергия самого конфликта. Поразному устремляют энергию конфликта закрытое и открытое общество.

Общество закрытого типа (ригидное, унитарное) обычно расколото на два враждебных класса. Конфликт между ними полностью разрушает общественное согласие. Энергия идет на проявление насилия, революцию.

Именно поэтому конфликты бывают двух видов: конструктивные; разрушительные.

Конфликт, по теории Козера , необходим и естествен для любого общества, так как выполняет адаптивные и интегративные функции, способствует устойчивости и жизнеспособности индивидов социальной системы. Но при неправильном развитии может осуществлять негативную или деструктивную функцию.

Поэтому теория функционального конфликта анализирует: негативные последствия конфликта для общества; позитивные последствия для общества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

6. Факторный анализ. Двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена. Многофакторная теория способностей Т. Л. Килли и Л. Терстона

6. Факторный анализ. Двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена. Многофакторная теория способностей Т. Л. Килли и Л. Терстона Тестовые батареи (комплекты) создавались для отбора поступающих в медицинские, юридические, инженерные и другие учебные заведения. Основой для

22. Понятие конфликта. Психологическая напряженность. Виды конфликта

22. Понятие конфликта. Психологическая напряженность. Виды конфликта В настоящий момент существует самостоятельная отрасль психологии труда, изучающая трудовой конфликт как составляющий элемент групповой динамики. Под конфликтом понимается столкновение интересов

24. Понятие мотивации. Теории мотивации. Теория Мак-Клелланда о потребности в достижениях. Теория иерархии потребностей А. Маслоу

24. Понятие мотивации. Теории мотивации. Теория Мак-Клелланда о потребности в достижениях. Теория иерархии потребностей А. Маслоу Мотивация – это набор потребностей человека, который может стимулировать его как члена рабочего коллектива на достижение определенных

Энергетическая теория или когнитивная теория?

Энергетическая теория или когнитивная теория? По формулировке Фрейда, первичный процесс отсылает нас как к тому, что является ответственным за искажение логического, рационального мышления в поисках удовлетворения, так и к форме ментальных процессов. Конечно, как

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА Р. ДАРЕНДОРФА

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА Р. ДАРЕНДОРФА Немецкобританский социолог Ральф Дарендорф (р. 1929) уже к концу 50х гг. XX в. разработал и обосновал свою теорию конфликтной модели общества. Конфликт является центральной категорией всей его социологической деятельности. Она представлена в

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА Г. ЗИММЕЛЯ

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА К. БОУЛДИНГА

ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО КОНФЛИКТА Т. ПАРСОНСА

ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО КОНФЛИКТА Т. ПАРСОНСА Американский социолог Толкотт Парсонс (1902–1979), являясь представителем структурного функционализма, имел специфический взгляд на содержание и природу конфликта. Его идеи представлены в книгах «Структура со циального

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА И СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Р. ПАРКА

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА К. МАРКСА

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА К. МАРКСА На теорию социального конфликта в конфликтологии оказали значительное влияние взгляды К.Маркса (1818–1883). Будучи приверженцем материалистического подхода к истории развития общества, Маркс полагал, что людям свойственно

Мировой истории известно множество примеров конфликтов и их значений для хода исторического процесса. Современный мир не является исключением. Конфликты внутри групп, стран, международные конфликты и поиск их решения привлекают внимание специалистов в области социальных наук.

Конфликтология как научное знание появилась на Западе в середине XX века, в России она стала активно развиваться с середины 1980-х гг. Специалисты отмечают, что запаздывание становления конфликтологии в России привело к множеству проблем, в частности к тому, что общество не смогло своевременно предвидеть многие конфликты, с которыми столкнулась страна на рубеже тысячелетий.

Теория социального конфликта возникла в социологии в 50-60-ые гг. XX века в работах Л. Козера, Р. Дарендорфа, Р. Миллса, К. Болдинга и др. Однако еще первые положения этой теории отмечают в работах К. Маркса, Л. Гумпловича, В. Парето, Т. Веблена, Г. Моски, М. Вебера.

Наиболее полно теория социального конфликта отразилась в работах американского социолога Л. Козера "Функции социальных конфликтов" (1956) и немецко-британского социолога Р. Дарендорфа "Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе" (1957).

Они сформулировали свою теорию на базе критики структурно-функциональной теории Т. Парсонса, который рассматривал общество как устойчивую и стабильную структуру. Козер и Дарендорф рассмотрели конфликт как позитивный фактор, способствующий социальным переменам.

При структурно-функциональном подходе общество рассматривается стабильным (устойчивая структура элементов и частей), интегрированным (интегрированная структура общества), нормально и устойчиво функционирующим. Конфликтная модель предполагала, что каждое общество изменяется, испытывает конфликты, которые признаются всеобщими: каждый элемент и часть общества содействуют его изменению.

Функции социальных конфликтов по Л. Козеру

Л. Козер трактовал конфликт как "борьбу за ценности и притязания на обладание недоступными для всех статусом, властью и ресурсами, борьбу, в которой цель сторон заключается в нейтрализации своего противника, нанесении ему вреда или его уничтожении". Он утверждал, что не стоит рассматривать конфликты только с деструктивной стороны, так как в них заложен конструктивный (позитивный потенциал).

Козер определил следующие функции конфликта, способствующие позитивным социальным изменениям:

  • образование различных групп, установление и поддержание их нормативных и физических границ;
  • поддержание стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений;
  • адаптация групп и индивидов к изменяющимся условиям;
  • создание и поддержание баланса общественных сил;
  • получение сведений о проблемах в социальной среде;
  • стимулирование нормативного творчества и социального контроля;
  • создание новых форм социальных институтов.

Козер считал, что нельзя полностью исключать деструктивный компонент из конфликта, так как его последствия могут быть неожиданными. Например, привести к распаду социальной системы, недоверию к социальным институтам, ценностям и нормам, принятым в обществе и т.д.

Козер проанализировал влияние конфликта на закрытые и открытые общества. Он отмечал, что конфликты разделяют закрытые общества на враждебные группы и подрывают его устои, в то же время в открытых обществах, конфликты выполняют конструктивную функцию и способствуют социальным изменениям.

Конфликтная теория общества Р. Дарендорфа

В своей теории Р. Дарендорф сохраняет понятие классового конфликта, обращая внимание на то, что в наиболее развитых капиталистических обществах, конфликт подвержен процессу институционализации.

Р. Дарендорф разработал конфликтную модель общества, в которую включал четыре положения:

  • любое общество всегда находится в процессе изменения;
  • каждое общество всегда обладает элементами несогласия, приводящими к конфликтам;
  • каждый элемент общества может способствовать его изменению и интеграции;
  • каждое общество основывается на насилии одних членов общества другими.

Согласно теории Р. Дарендорфа, в историческом развитии характер конфликта в обществе изменился. Однако конфликт в обществе не устранился полностью, потому что в любой социальной структуре, по мнению социолога, присутствует борьба за перераспределение власти. Таким образом, противодействие и взаимодействие сопротивляющихся сторон и власти – это движущая сила развития общественных процессов.

Подобное противостояние выражается в том, что в каждой общественной структуре есть правящие и управляемые. У них различный доступ к ресурсам развития, из чего вытекает неравенство их социальных положений и противоположность интересов. Таким образом, борьба за лидерство, захват дефицитных ресурсов, престиж и власть делают неизбежным социальный конфликт. Причем базой конфликта человеческих интересов служат не столько экономические причины, сколько "жажда" перераспределения власти. По мнению Р. Дарендорфа, бесполезно пытаться устранить глубинные причины социальных антагонизмов. Главными субъектами конфликта у Р. Дарендорфа выступают крупные социальные группы.

Дарендорф выделяет различные уровни, на которых может проистекать конфликт:

  • между несогласующимися ожиданиями, которые предъявляются к человеку;
  • между социальными ролями, которые должен исполнять человек;
  • внутригрупповые конфликты;
  • конфликты между социальными группами;
  • конфликты на уровне общества в целом;
  • межгосударственные конфликты.

Чтобы позитивно разрешить конфликт, по мнению Дарендорфа, необходимо учитывать три обстоятельства:

  1. Ценностные предпосылки: каждая сторона должны признавать интересы оппонента;
  2. Степень организации конфликтующих сторон: чем больше организованны участники конфликта, тем легче они достигнут договоренности;
  3. Принятие правил игры: конфликтующие стороны должна принимать установленные правила, выполнять взятые на себя обязательства.

Дарендорф выделяет три основные варианта структурных преобразований власти по итогу разрешения конфликта:

Таким образом, Л.Козеру удалось уравновесить парсоновскую структурно-функциональную модель перспективой управления конфликтами, выделяя позитивные, интегративно-стабилизирующие функции конфликта. Впрочем, Козер описал не только позитивные, но и негативные следствия конфликта на уровне общества и индивида.

Одним из существенных положений конфликтного функционализма для практики управления конфликтами в транзитивном российском обществе является тезис о том, что последствия конфликтов для социальной системы во многом зависят от самой системы. Гарантии стабильности социальных отношений социальная система обеспечивает с помощью толерантного отношения к конфликтам и развитием механизмов их институционализации. В жестких тоталитарных социальных системах социальные конфликты отрицаются на идеологическом уровне и элиминируются на практике с помощью насилия, жертв и подавления напряженности военно-полицейскими мерами, как это было в эпоху тоталитаризма в СССР, Германии, Камбодже.

Гибкие демократические социальные системы отличаются плюрализмом, разномыслием и толерантностью по отношению к конфликтам (современные общества в странах Западной Европы). Конфликты сигнализируют элитам в условиях политической демократии о возникающих социальных проблемах. На основе учета и обеспечения баланса интересов различных социальных групп, институционализации конфликтов противоречия своевременно выявляются, локализуются, принимаются соответствующие решения, что и приводит к интеграции и сохранению социального целого.

Теория Л.Козера опирается на следующие основные положения:

Таким образом, по Козеру, не столько сам конфликт угрожает равновесию социальной системы, а ее чрезмерная ориентация только на силовые меры обеспечения правопорядка и стабильности. Жесткая реакция на конфликт, как правило, приводит к накоплению напряженности, разрастанию конфликта по базовым ценностям. Во многом по такому сценарию происходит Гражданская война после Октябрьского переворота в 1917 году, коллапс СССР в 1991 году, развивается на определенных этапах конфликтное противостояние на Северном Кавказе. Основные функции конфликта:

Служит установлению и поддержанию самотождественности и границ групп и обществ

Конфликт с другими группами способствует также упрочению и подтверждениюидентичности группы и сохранению ее границ в отношении окружающего социума

Л. Козер выделил целый ряд позитивных функций социального конфликта:

1) Контролируемый конфликт дает выход накопившемуся напряжению между антагонистами, враждебности, а это позволяет сохранить и улучшить отношения.

2)Коммуникативно-информационная функция конфликта связана с тем, что в ходе столкновения стороны лучше проявляются, следовательно, возможно взаимное узнавание, большее понимание.

3)Интегративная функция проявляется в повышении сплоченности группы в борьбе с противником. 4)Стимулирующая функция социального конфликта напрямую связана с социальными изменениями через ста-новление новых социальных норм, структур, институтов.

Перечисленные положительные функции социального конфликта характеризуют его не только как разрушительную силу, но и как интегрирующий, стабилизирующий фактор общественной жизни, как способ выявления и разрешения противоречий между людьми.

Читайте также: