Теория поколений штрауса и хоува кратко

Обновлено: 08.07.2024

Теория поколений – это теория, описывающая повторяющиеся поколенческие циклы.

Данная теория была разработана американскими учеными Нейлом Хоулом и Уильямом Штраусом.

Она содержит в себе закономерности формирования мировоззрения разных возрастных групп и позволяет выстроить общение и взаимодействие людей разных возрастов, с разными взглядами, уровнем развития, мышлением.

Данная теория была разработана в 90-е годы XX столетия и содержит в себе сведения о том, что каждые двадцать лет рождаются люди, имеющие опыт и мировоззрение, похожий, но не совсем идентичный, опыту и мировоззрению своих предшественников.

В основу данной теории положены следующие закономерности:

  1. Различие системы ценностей у людей, относящихся к разным поколениям, выросших в разные эпохи, в разные периоды социального развития. Это обусловлено влиянием среды на формирование ценностных установок, ценностных ориентиров жизнедеятельности.
  2. Каждое поколение имеет конкретное отношение к семейным устоям, к риску, социальной жизнедеятельности, гражданской ответственности, риску.
  3. Каждое поколение формирует определенный коллективный портрет и формирует определенный жизненный сценарий.

Каждое поколение подлежит идентификации при его соответствии трем критериям:

  • Одно поколение представляет одну историческую эпоху;
  • В одном поколении его представители разделяют общие убеждения, идеологию и модели социального поведения;
  • Наличие чувства принадлежности к конкретному поколению у его представителей.

Периодическое развитие социума, влияющее на формирование поколений и их повторение.

Готовые работы на аналогичную тему

Социальное развитие имеет циклический характер. Циклы сменяют друг друга, имея между собой определенную временную связь. Штраус и Хоув установили связь между цикличностью социально-экономических процессов и циклами жизнедеятельности человека. Как экономический цикл т.е. полный круговорот этапов развития, длится около 80-90лет, так и цикл жизни человека длится примерно столько же, включая несколько этапов развития, по времени, примерно соответствующих времени этапов экономического развития общества.

В развитии выделяют четыре этапа:

  1. Кризисный период. Он связан с изменением взглядов, идеалов, выработкой новых направлений деятельности, потребностью и готовностью к изменениям, преобразованиям. Люди желают меняться сами и менять окружающую действительность.
  2. Период подъема. Он является посткризисным этапом развития. В это время наблюдается слабое проявление индивидуальности отдельной личности. имеется авторитет, которому все следуют. Институциональные структуры находятся на сильной авторитетной позиции. Люди следуют общим правилам и общим взглядам, установкам, развиваясь бок о бок с обществом. При этом, индивидуальность личности страдает, так как не имеет возможности, проявить себя, следовать по другому пути развития.
  3. Период пробуждения. Он связан с осознанием народа ущемления своей свободы, угнетения своей индивидуальности. Это происходит в период пика социального развития, когда возникает потребность в преобразованиях. Дисциплина, единые установки, направленность деятельности угнетают и активизируется потребность в проявлении своей индивидуальности, что приводит к нарушению дисциплины, порядка, организациям протестов и бунтов.
  4. Период спада. Он является абсолютно противоположным подъему. В это время, институты теряют свой авторитет и свои позиции, поскольку, активно развивается индивидуальность отдельной личности. общество разобщено, а его граждане желают наслаждаться жизнью, не следуя общим правилам.

Каждый из этих этапов постоянно повторяется. Таким образом, циклы развития повторяются. Каждый первый этап развития нового цикла повторяет тот, который уже был ранее, который уже случился. Это означает, повторение новым поколением черт предыдущего, поскольку, этапы жизненного развития имеют сходные черты и такую же цикличность.

Архетипы поколений по Хоуву и Штраусу

Нейл Хоув и Уильям Штраус разработали четыре основных архетипа, которые чередуются в ритме экономических циклов, проходя этапы кризисов и пробуждений. Такими типами являются:

Фото: Larry Downing / Reuters

Чем похожи люди, которые родились примерно в одно время и пережили примерно одни и те же события? Это пытается объяснить теория поколения. Рассказываем, кто ее придумал и почему с теорией не все так однозначно

Что такое теория поколений

Теория поколений — это исследовательский подход, который описывает, почему появляются разные поколения, что их объединяет и как они меняются.

Беби-бумеры — люди, которые родились в 1946–1963 годах. В молодости они пылкие и смелые, разрушают привычный уклад жизни. А в зрелости — наоборот, активно отстаивают стабильность и тот образ жизни, который для себя выбрали.



В чем подвох теории поколений

Теория Штрауса-Хоува стала популярной в маркетинге и бизнес-менеджменте. Бывший вице-президент США Альберт Гор назвал их книгу о поколениях самой впечатляющей книгой об истории США, которую он когда-либо читал. Он даже разослал ее копии каждому члену американского Конгресса.

При этом теорию раскритиковали профессиональные историки и социологи:

  • Слишком сильные обобщения. Характеристики поколений не учитывают индивидуальность каждого человека, при этом преподносятся как исчерпывающие.
  • В первоначальном виде теория применима только к гражданам США. В других странах могут быть свои поколенческие рамки. В 2011 году Нил Хоув ответил, что для России эти рамки могут быть сдвинуты на 5–10 лет вперед по сравнению с США. Кроме того, у людей одно и того же поколения в разных странах может быть свой набор характерных черт.
  • Слабая доказательная база. Авторы почти не объясняют, почему выбрали отрезок в 20 лет для смены поколения или почему жизненный цикл составляет 80 лет.

Вот что говорил по поводу поколенческих теорий в мировой истории основатель Московской высшей школы социальных и экономических наук Теодор Шанин:

В то же время идеи Штрауса и Хоува вдохновили многих исследователей на изучение поколений. Одни начали искать поколенческие различия, другие сосредоточились на поиске границ между поколениями. А поколению Z и его характеристикам посвящено как минимум шесть независимых исследований.

Фото:Pexels

Как теория поколений работает на практике

Мнения специалистов в области маркетинга, HR и менеджмента о пользе теории поколений также разнятся.

Джулиан Биркиншоу, профессор стратегии и предпринимательства Лондонской школы бизнеса, считает рассуждения о поколениях непродуктивными:

В то же время директор по персоналу и культуре компании Hempel в России, Турции и Европе Алсу Полякова не ориентируется в работе на теорию поколений:

Андрей Байков, директор по цифровой трансформации McDonald’s, считает, что теория поколений полностью применима в маркетинге, поскольку их статистические данные показали различия между поколениями и тем, как они воспринимают информацию, как реагируют на нее и насколько легко им дается взаимодействие с цифровыми каналами:

«Например, беби-бумеры больше, чем кто-либо другой, лояльны к брендам. Если один раз завоевать их доверие, особенно в FMCG, они останутся с компанией надолго, если не навсегда. Они достаточно хорошо реагируют на кросс-сейлы и апсейлы. При этом менее склонны к покупкам со смартфонов и чаще пользуются десктопами. Отличие российских потребителей из этого поколения от западных в том, что для них гораздо более важным параметром для покупки являются скидки.

Поколение X — самое экономически активное население страны. Оно хорошо разбирается в технологиях, охотно взаимодействует с электронной почтой, поэтому для них email-маркетинг все еще очень актуален. В свое время они были самыми активными пользователями купонных сайтов. При всей любви к онлайн-покупкам, продолжают ходить в офлайн-магазины. На них хорошо действует таргетированная реклама: они понимают, как она работает, но не пугаются этого. В этом поколении также есть прослойка людей, которым важна социальная ответственность брендов.

Стоит ли пользоваться теорией

Результаты опросов и исследований можно применять в организации стажировок для молодых специалистов или в образовательных программах для подростков. Но полагаться на теорию как на единственный правильный подход к анализу исторических и общественных процессов не стоит.



Вряд ли хоть кто-то в интернете не слышал о теории поколений. Как справедливо заметила Шульман, она уже стала чем-то вроде новой версии гороскопов. Кто-то искренне убеждён в её научности и работоспособности, кто-то держит за лженауку, кто-то сомневается — но пытается использовать её в HR и менеджменте.

Так что же представляет из себя эта теория, и насколько адекватна реальности? Попробуем разобраться, как эта теория выглядит из наших дней. Благо как раз в прошлом году ей исполнилось ровно 30 лет, и за это время она претерпела изрядные изменения.


Штраус изучал влияние войны во Вьетнаме на американское общество для президентского совета по помилованию, затем работал на министерство энергетики США и сенатский комитет по энергетике, распространению ядерного оружия и правительственным процессам. Попутно он стал известным… юмористом и писал для Бродвея. Работа Хау была ближе к теме поколений: он работал в качестве политического консультанта в Вашингтоне для инвестиционных групп и think tank’ов по темам глобального старения населения, миграции и налоговой политики.

По их мнению, с древности и по сей день каждые 80-90 лет меняются одно за другим четыре поколения, каждое из которых включает в себя родившихся в пределах 20-25 лет.




И всё же главной причиной того, что опытные политические консультанты Штраус и Хау описали поколения именно так, виновен не арабский мыслитель. Куда в большей степени они описали представления своих основных заказчиков, американского истеблишмента 80-х и 90-х годов. В схеме смены поколений и эпох Штрауса и Хау недвусмысленно просматривается именно их взгляд на историю США ХХ века и того, почему в их представлении означенная история летела куда-то не туда.


Последние два века истории нашей планеты сопровождаются уникальными по масштабам и скорости переменами во всех сторонах жизни общества. В это время разница между социумами разных десятилетий оказывается большей, чем до начала промышленной революции — разница между веками, а в каких-то аспектах и тысячелетиями. Человек 1910-х и человек 1960-х — очень разные люди. Более разные, чем человек XII и XIV веков, хотя эти десятилетия находятся в пределах одной человеческой жизни.


Даже в наиболее развитых странах в середине ХХ века до половины населения составляли сельские жители, занимавшиеся традиционным земледельческим и скотоводческим трудом — пусть и уже частично механизированным. В городах большую часть жителей составляли плохо образованные и бедные промышленные рабочие. Уровень готовности и элит, и масс к насилию был несравнимо большим, чем сейчас, а образованности — несравнимо меньшим, хотя грамотными по мере индустриализации стали почти все. Интеллектуальной работой занимались всё ещё не очень многочисленные образованные круги с достаточно высокими окладами и высоким общественным статусом.









Поколение бэби-бума, X, Y, Z и поколение Альфа – что это такое, чем они отличаются, какие годы рождения? Уильям Штраус и Нил Хау, в чем суть их теории – кратко.

Фото Теория поколений: кто такие бумеры, иксеры, миллениалы и зумеры

Теория поколений Уильяма Штрауса и Нила Хау гласит, что различные возрастные группы в США отличаются убеждениями, ценностями и поведением из-за того, что росли в различных исторических условиях.

На основе этой теории современных людей делят на четыре группы: бэби-бумеры — поколение X — поколение Y — поколение Z.

В чем суть теории поколений

Затем они описали поколение X, следующее за бумерами, и поколение Y — молодежь рубежа XX–XXI веков. Сегодня к ним добавилось еще и поколение Z — дети 2000-х годов.

Теория поколений не считается подлинно научной, но ее любят маркетологи, агенты по персоналу и интернет-шутники. К концу 2010-х бумер, зумер и миллениал стали постоянными героями мемов.


Обувные отличия бумеров, миллениалов и зумеров

Поколения X, Y, Z и A: отличия бумеров, иксеров, миллениалов и зумеров

Зумеры (поколение Z) — это юноши и девушки, рожденные после 1997 года. С детства окружены компьютерами, гаджетами и не представляют себе жизнь без интернета. В них внутренняя свобода и индивидуализм достигают высшей точки.

Следующее поколение австралийский демограф Марк Маккриндл предложил назвать Альфа (поколение А) . Это дети, рожденные то ли после 2010, то ли после 2017 года. Какими они вырастут, можно только догадываться.

Особый путь. Теория поколений в России

История СССР и России в XX веке была полна драматических событий: коллективизация и репрессии, Великая Отечественная война, перестройка и распад СССР. В связи с этим на постсоветском пространстве свои водоразделы и свои поколения, полагает ряд социологов:

Это лишь одна из возможных классификаций. Общепринятого деления на поколения в странах бывшего СССР нет.

Что не так с теорией поколений

При этом критики указывают, что эту теорию никак нельзя считать строго научной, потому что:

Она не основана на твердых эмпирических данных, наблюдениях и статистике.

Эта теория не может быть подтверждена или опровергнута. Авторы не делают никаких проверяемых предсказаний.

Нет общепринятых границ между поколениями.

При разделении на поколения не учитываются классовые и национальные различия, пол, психологические особенности и темперамент людей.

С точки зрения критиков, Хау и Штраус лишь культивируют стереотипы и эксплуатируют успех своей примитивной модели.

Шутки про бумеров и зумеров

А иногда дедушки и бабушки объединяются с внуками против мам и пап, атакуя их уже с двух сторон.


Думеры и блумеры – это не поколения

Эти два похожих слова не стоит смешивать с теорией поколений.

Блумер — веселый и жизнерадостный человек, противоположность думеру. Встречается в мемах намного реже, слово в русском языке, по-видимому, не прижилось.


Шаблоны мемов с думером и блумером. Автор неизвестен

Читайте также: