Теория ожидания толмена кратко

Обновлено: 05.07.2024

Толмен ввел использование промежуточных переменных в психологические исследования. Толмен, истоки теории которого лежали в теории гештальта, считал, что научение, по существу, это процесс открытия причинно-следственных взаимосвязей в окружающем мире. Исследуя окружающий мир, индивид обнаруживает, что определенные события приводят к другим событиям, или что один признак ведет за собой другой.

Необходимо отметить, что мотивация играла важную роль в теории Толмена, поскольку она определяла те аспекты среды, в которых был заинтересован организм. К примеру, голодный организм будет искать в среде ситуации, относящиеся к пище, а сексуальнодепривированный – к событиям, имеющим сексуальную окраску.

Итак, согласно Толмену, мотивация действует как перцептивный определитель, выделяя в среде значимые объекты.

По мнению Толмена, организм узнает расположение различных предметов. Постепенно он формирует картину окружающего мира и использует ее для ориентации в нем. Толмен называл эту картину когнитивной картой. По этому вопросу его взгляды были диаметрально противоположны взглядам бихевиористов. Он считал бесполезным икать индивидуальные реакции или даже индивидуальный маршрут к достижению цели.

Однажды организм составил когнитивную карту, и он способен достичь определенной цели. Если один используемый обычно маршрут заблокирован, можно пойти и в другом направлении (представьте себе человека на пути к дому, при условии, что закрыта привычная для него дорога). Но, так или иначе, организм выбирает кратчайший путь или то, что требует меньших затрат труда. Это относится к принципу наименьших усилий.

Толмен отметил особенности поведения крыс в лабиринте, которые подтверждают трактовку научения. Часто крыса останавливалась в момент выбора и осматривалась, как если бы мы обдумывали имеющиеся альтернативы. Эту паузу и оглядывание вокруг Толмен назвал виртуальной пробой и ошибкой.

Вместо совершения реального действия и ошибки, когда попытки следуют одна за другой, пока не найдено решение проблемы, проверка различных вариантов человеком или животным осуществляется в уме, путем виртуальных проб.

Согласно Толмену, мы знаем многие вещи об окружающем мире но используем имеющуюся информацию на практике только, когда в этом есть необходимость. Это знание, данное нам через практический опыт, актуализируется только в случае возникновения потребности. В состоянии потребности организм использует знания, полученные путем тестирования реальности для нахождения предметов, которые удовлетворят потребность.

Данное положение можно обобщить следующим образом.

1. Сталкиваясь с проблемной ситуацией, организм выдвигает ряд гипотез и использует их в попытке решить проблему. Эти гипотезы во многом основаны на прошлом опыте, хотя Толмен полагал, что некоторые стратегии решения задач могут быть врожденными.

2. Сохраняются те гипотезы, которые наиболее соответствуют реальности, то есть те, что приводят к достижению цели.

3. Спустя некоторое время формируется устойчивая когнитивная карта, доступная для использования в изменяющихся условиях, К примеру, если предпочитаемый организмом путь заблокирован, то в соответствии с принципом наименьших усилий он выбирает альтернативный путь из своей когнитивной карты.

4. При необходимости удовлетворить какую-либо потребность организм воспользуется информацией, имеющейся в когнитивной карте. Тот факт, что информация может существовать, но используется только при определенных условиях, является основой для исключительно важного различения научения и исполнения.

Под давлением отмеченных выше трех проблем — памяти, мотивации и познания, большинство создателей теорий научения дополнили скиннеровский экспериментальнй анализ средовых и поведенческих переменных промежуточными переменными. Промежуточные переменные являются теоретическими конструктами, значение которых определяется через их связи с разнообразными средовыми переменными, чьи общие эффекты они призваны суммировать.

Теория ожидания Толмена

Торндайк, под влиянием предпосылки Дарвина о непрерывности эволюции биологических видов, начал переход к менее менталистской психологии. Джон Б. Уотсон завершил его полным отказом от менталистских понятий. Действуя в русле нового мышления, Толмен заменил прежние умозрительные менталистские понятия логически определяемыми промежуточными переменными.

Что касается предмета нашего обсуждения (подкрепления), здесь Толмен не последовал примеру Торндайка. Торндайк рассматривал последствия реагирования как имеющие чрезвычайное значение для усиления ассоциативной связи между стимулом и реакцией. Он называл это законом эффекта, явившегося предтечей современной теории подкрепления. Толмен полагал, что последствия реакции оказывают воздействия не на научение как таковое, а лишь на внешнее выражение лежащих в основе научения процессов. Потребность в разграничении научения и исполнения возникла в ходе попыток дать интерпретацию результатов экспериментов по латентному научению. По мере развития теории, название введенной Толменом промежуточной переменной, отражающей научение, неоднократно менялось, но наиболее подходящим названием, вероятно, могло бы быть ожидание. Ожидание зависело исключительно от временной последовательности — или смежности — событий в окружающей среде, а не от последствий реагирования.

Физиологическая теория Павлова

Для Павлова, как и для Толмена, необходимым и достаточным условием научения являлась смежность событий. Эти события физиологически представлены процессами, протекающими в тех областях коры головного мозга, которые активируются индифферентным и безусловным раздражителями. Эволюционные последствия выученной реакции Павловым признавались, но не проверялись в экспериментальных условиях, поэтому их роль в научении осталась невыясненной.

Молекулярная теория Газри

Теория редукции драйва Халла

Использование промежуточных переменных в теории научения достигло своего наиболее широкого развития в работах Кларка Л. Халла. Халл осуществил попытку разработать общую интерпретацию поведенческих изменений, возникающих в результате обеих, классической и оперантной, процедур. Как сопряженность стимула и реакции, так и редукция драйва вошли в качестве необходимых компонентов в халловское понятие подкрепления.

Выполнение условий научения влияет на образование промежуточной переменной — привычки. Привычка определялась Халлом как теоретический конструкт, суммирующий общий эффект воздействия ряда ситуационных переменных на ряд поведенческих переменных. Связи между ситуационными переменными и промежуточной переменной (привычкой), и далее — между привычкой и поведением выражались в форме алгебраических уравнений. Несмотря на употребление при формулировках некоторых из своих промежуточных переменных физиологических терминов, экспериментального исследования и теория Халла были связаны исключительно с поведенческим уровнем анализа. Кеннет У. Спенс, сотрудник Халла, внесший значительный вклад в разработку его теории, отличался особенной тщательностью в определении промежуточных переменных в чисто логических терминах.

Толмен ввел использование промежуточных переменных в психологические исследования. Толмен, истоки теории которого лежали в теории гештальта, считал, что научение, по существу, это процесс открытия причинно-следственных взаимосвязей в окружающем мире. Исследуя окружающий мир, индивид обнаруживает, что определенные события приводят к другим событиям, или что один признак ведет за собой другой.

Необходимо отметить, что мотивация играла важную роль в теории Толмена, поскольку она определяла те аспекты среды, в которых был заинтересован организм. К примеру, голодный организм будет искать в среде ситуации, относящиеся к пище, а сексуальнодепривированный – к событиям, имеющим сексуальную окраску.

Итак, согласно Толмену, мотивация действует как перцептивный определитель, выделяя в среде значимые объекты.

По мнению Толмена, организм узнает расположение различных предметов. Постепенно он формирует картину окружающего мира и использует ее для ориентации в нем. Толмен называл эту картину когнитивной картой. По этому вопросу его взгляды были диаметрально противоположны взглядам бихевиористов. Он считал бесполезным икать индивидуальные реакции или даже индивидуальный маршрут к достижению цели.

Однажды организм составил когнитивную карту, и он способен достичь определенной цели. Если один используемый обычно маршрут заблокирован, можно пойти и в другом направлении (представьте себе человека на пути к дому, при условии, что закрыта привычная для него дорога). Но, так или иначе, организм выбирает кратчайший путь или то, что требует меньших затрат труда. Это относится к принципу наименьших усилий.

Толмен отметил особенности поведения крыс в лабиринте, которые подтверждают трактовку научения. Часто крыса останавливалась в момент выбора и осматривалась, как если бы мы обдумывали имеющиеся альтернативы. Эту паузу и оглядывание вокруг Толмен назвал виртуальной пробой и ошибкой.

Вместо совершения реального действия и ошибки, когда попытки следуют одна за другой, пока не найдено решение проблемы, проверка различных вариантов человеком или животным осуществляется в уме, путем виртуальных проб.

Согласно Толмену, мы знаем многие вещи об окружающем мире но используем имеющуюся информацию на практике только, когда в этом есть необходимость. Это знание, данное нам через практический опыт, актуализируется только в случае возникновения потребности. В состоянии потребности организм использует знания, полученные путем тестирования реальности для нахождения предметов, которые удовлетворят потребность.

Данное положение можно обобщить следующим образом.

1. Сталкиваясь с проблемной ситуацией, организм выдвигает ряд гипотез и использует их в попытке решить проблему. Эти гипотезы во многом основаны на прошлом опыте, хотя Толмен полагал, что некоторые стратегии решения задач могут быть врожденными.

2. Сохраняются те гипотезы, которые наиболее соответствуют реальности, то есть те, что приводят к достижению цели.

3. Спустя некоторое время формируется устойчивая когнитивная карта, доступная для использования в изменяющихся условиях, К примеру, если предпочитаемый организмом путь заблокирован, то в соответствии с принципом наименьших усилий он выбирает альтернативный путь из своей когнитивной карты.

4. При необходимости удовлетворить какую-либо потребность организм воспользуется информацией, имеющейся в когнитивной карте. Тот факт, что информация может существовать, но используется только при определенных условиях, является основой для исключительно важного различения научения и исполнения.

Эдвард Толмен

Бихевиоризм доминировал в западной психологии в течение многих десятилетий, однако некоторые исследователи не придерживались строгой бихевиористской линии.

Одним из таких исследователей был Эдвард Чейс Толмен (1886-1959). С 1918 по 1954 год он учился в Калифорнийском университете в Беркли и называл себя бихевиористом, так как его научные интересы были сосредоточены на измерении поведения.

Как оказалось, он стал одним из первых когнитивных психологов, потому что использовал поведение лишь для того, чтобы изучать познавательные процессы.

В одном из своих экспериментов 1938 года Толман поместил крысу в лабиринт, подобный тому, что изображен на рис 1.8.. Первоначально крыса исследовала лабиринт, туда-сюда по каждому ответвлению (рис. 1.8a). После этого крысу поместили в отск А, а корм – в отсек В, и она быстро научилась поворачивать направо на перекрестке, чтобы получить корм. Это именно то, что предсказывают бихевиористы, потому что поворот направо был вознагражден едой (рис. 1.8b).

Однако, когда Толман поместил крысу в отсек С, произошло нечто интересное. На перекрестке крыса повернула не направо, а налево, чтобы добраться до еды в точке B (рис. 1.8c). Толман объяснил этот результат тем, что, когда крыса первоначально изучала лабиринт, она разрабатывала когнитивную карту, концепцию расположения лабиринта (Толман, 1948).

Рис. 1.8. Лабиринт, используемый Толманом: а) крыса изначально исследует лабиринт, создает когнитивную карту -- образ пространственного окружения; б) крыса учится поворачивать направо, чтобы получить еду в точке В, когда она изначально находится в точке А; c) при помещении в положение C крыса поворачивает налево, чтобы добраться до еды в точке B. В этом эксперименте принимаются меры предосторожности, чтобы крыса не знала, где находится еда на основе таких признаков, как запах.

Читайте также: